Научная статья на тему 'О РАЗРАБОТКЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ'

О РАЗРАБОТКЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ПОЖАРНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швырков Сергей Александрович, Клубань Владимир Семенович, Панасевич Людмила Тихоновна

В статье проанализирован опыт разработки деклараций пожарной безопасности на предприятиях и в организациях России как новой формы оценки соответствия, введённой Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.). Предложены рекомендации, позволяющие усовершенствовать разработанные декларации пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Швырков Сергей Александрович, Клубань Владимир Семенович, Панасевич Людмила Тихоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DEVELOPMENT OF FIRE SAFETY DECLARATIONS IN RUSSIA

«The technical regulations concerning the requirements of fire safety» (№ 123-FZ from July, 22nd, 2008) have introduced a new form of conformity assessment of the fire safety declarations. The experience of fire safety declarations development at the enterprises and organizations of Russia has been analysed. The recommendations, allowing to improve the developed declarations of fire safety are offered.

Текст научной работы на тему «О РАЗРАБОТКЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ»

Швырков С. А., Клубань В. С., Панасевич Л. Т.

О РАЗРАБОТКЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

В статье проанализирован опыт разработки деклараций пожарной безопасности на предприятиях и в организациях России как новой формы оценки соответствия, введённой Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (№ 123-Ф3 от 22 июля 2008 г.). Предложены рекомендации, позволяющие усовершенствовать разработанные декларации пожарной безопасности.

Ключевые слова: объект защиты, пожарный надзор, декларация пожарной безопасности, технический регламент, пожарный риск.

Shvyrkov S., Kluban V., Panasevich L.

ABOUT THE DEVELOPMENT OF FIRE SAFETY DECLARATIONS IN RUSSIA

«The technical regulations concerning the requirements of fire safety» (№ 123-FZ from July, 22nd, 2008) have introduced a new form of conformity assessment of the fire safety declarations. The experience of fire safety declarations development at the enterprises and organizations of Russia has been analysed. The recommendations, allowing to improve the developed declarations of fire safety are offered.

Keywords: object of protection, fire supervision, fire safety declaration, technical regulations, fire risk.

Аекларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (ст. 2 [1]). Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов приведены в ст. 93 Технического регламента [1], согласно которой:

- величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях,

строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год;

- для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска равной одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска;

- величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год. Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год.

Согласно ст. 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности» Технического регламента [1], юридические лица - собственники объектов защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) - в рамках реализации мер пожарной безопасности должны представлять в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объектов защиты декларации пожарной безопасности, которые разрабатываются в соответствии с требованиями ст. 64 указанного Федерального

закона. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, который затем он будет декларировать.

Требования к декларации пожарной безопасности изложены в ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В приказах МЧС России от 24 февраля

2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» и от 26 марта

2010 г. № 135 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91» приведены требования к форме и порядку регистрации декларации пожарной безопасности [2, 3].

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений; специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные); больниц; спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений).

В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняет требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, разработавшие декларацию пожарной безопасности несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается заново в случае изменения содержащихся в ней сведений.

На заглавном (титульном) листе декларации пожарной безопасности указывается наименование объекта защиты, в отношении которого она составлена, при этом указываются: организационно-правовая форма юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, которому принадлежит объект защиты; функциональное назначение; полное и сокращённое наименование (в случае, если имеется), в том числе, фирменное наименование объекта защиты; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения объекта защиты (указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты); почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического (физического) лица, которому принадлежит объект защиты.

Сама декларация пожарной безопасности включает в себя три раздела:

- оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты (заполняется, если проводился расчёт риска). В разделе указываются расчётные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска;

- оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (заполняется

самостоятельно, исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования). К декларации прилагается копия страхового полиса, если объект застрахован;

- перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты (в разделе указывается перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты).

К декларации прилагаются расчёты по оценке пожарного риска (если проводился расчёт риска). На действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объекты защиты расчёт пожарного риска не требуется.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчёт пожарного риска также не требуется.

Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Для эксплуатируемого здания собственник (владелец) может самостоятельно заполнить декларацию в соответствии с утверждённой формой. Подготовка декларации, особенно для небольших предприятий, как правило, не вызывает затруднений.

Согласовывать декларацию с государственными органами надзора не требуется.

Введение в действие «Технического регламента о требованиях пожарной

безопасности» не только предоставило собственнику объекта право самостоятельно выбирать способы защиты зданий и сооружений, но при этом повысило уровень его ответственности за противопожарное состояние принадлежащего ему объекта. Поэтому целесообразно, чтобы владелец объекта лично составлял декларацию о пожарной безопасности. Кроме того, это позволит избежать дополнительных финансовых затрат.

По словам Ю. И. Дешевых, сама идея разработки деклараций пожарной безопасности - подготовить собственников (руководителей) к обеспечению безопасной эксплуатации их предприятий (организаций, объектов) и, особенно, к обеспечению безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара - очень хорошая [4]. Чтобы разработать декларацию, он (собственник) должен изучить пожарную опасность своего предприятия, требования норм и правил, а также знать требования пожарной безопасности, которые должны выполняться на объекте, чтобы была обеспечена его пожаробезопасная эксплуатация и не создавалась угроза жизни людей. Следовательно, ответственность собственников (руководителей) за противопожарное состояние их объектов возросла.

Срок представления деклараций пожарной безопасности истёк 1 мая 2009 года. К маю 2012 года декларации пожарной безопасности не представило сравнительно небольшое количество собственников (руководителей) предприятий и организаций, поэтому можно подвести некоторые итоги декларирования объектов и при этом ответить на вопросы:

- что получили владельцы (руководители) от декларирования своих предприятий (организаций)?

- что получила пожарная охрана от декларирования этих объектов?

И, конечно, ответить на основной вопрос: «Достигнуты ли в полном объёме цели и задачи, которые надеялись получить собственники и пожарная охрана от декларирования объектов защиты?»

Начнём с формы декларации, которая предусматривает только расчёт пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара и перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

Форма декларации не предусматривает ни характеристику объекта (какие здания, сооружения, технологические установки расположены на его территории), ни характеристику его пожарной опасности (перечень горючих материалов, их пожароопасные свойства, возможность образования взрывоопасных концентраций, возможные источники зажигания, пути распространения пожара), ни перечень пожарно-технических мероприятий, ни систему пожарной автоматики, выполненную на объекте защиты, ни обобщенную оценку обеспечения пожарной безопасности.

По-видимому, косвенно это подразумевается в третьей главе декларации: чтобы привести перечень нормативных документов по пожарной безопасности, руководитель объекта найдёт нормативные документы, ознакомится с ними и получит представление о пожарной безопасности его объекта. Но даже в этом случае явной информации о пожарной опасности и пожарной безопасности объекта декларация, выполненная в строгом соответствии с рекомендациями, нести не будет.

Если же производится расчёт пожарного риска, то эти вопросы рассматриваются, так как оценка пожарного риска предусматривает (ст. 94 [1]):

1 ) анализ пожарной опасности производственного объекта;

2) определение частоты реализации пожароопасных аварийных ситуаций на производственном объекте;

3) построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

4) оценку последствий воздействия опасных факторов пожара на людей при различных сценариях его развития;

5) вычисление пожарного риска.

Анализ пожарной опасности производственных объектов предусматривает (ст. 94 [1]):

1) анализ пожарной опасности технологической среды и параметров технологических процессов на производственном объекте;

2) определение перечня пожароопасных аварийных ситуаций и параметров для каждого технологического процесса;

3) определение перечня причин, возникновение которых позволяет характеризовать ситуацию как пожароопасную, для каждого технологического процесса;

4) построение сценариев возникновения и развития пожаров, повлекших за собой гибель людей.

Однако для объектов, которые введены в эксплуатацию до принятия Технического регламента, расчёт пожарного риска производить не требуется. Поэтому получается, что декларации, разработанные для большинства предприятий, построенных до ввода в действие Технического регламента, несут недостаточное количество информации по его пожарной опасности и противопожарной защите. Декларации на некоторые объекты составлены на 2-3 страницах и зарегистрированы в подразделениях МЧС России, так как владельцы (руководители) объектов выполнили их в соответствии с требованиями приказов, но фактически пользы от них мало. А если владелец (руководитель) объекта сменился, что иногда происходит, то для нового владельца такая декларация малоинформативна.

Для работников надзорной деятельности МЧС России информации, содержащейся в подобных декларациях, также недостаточно, чтобы иметь представление о пожарной опасности и защите объектов, особенно - взрыво-пожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей.

Из вышеизложенного следует, что для того, чтобы от разработанных на предприятиях и в организациях деклараций пожарной безопасности было больше пользы для руководителей и работников объектов, а также для работников отделов надзорной деятельности МЧС России, целесообразно их существенно дополнить и уточнить, тем более, что приказами МЧС России № 91 и 135 предусмотрено уточнение декларации пожарной безопасности путём внесения в неё частичных изменений в случае, если эти изменения не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения пожарного риска [2, 3]. Данные изменения прилагаются к декларации и регистрируются в установленном порядке.

Владельцам объектов, представившим декларации пожарной безопасности, предлагается дополнить их сведениями:

1 ) дать общую характеристику (общие сведения) их объектов (направление деятельности, перечень основных зданий объекта, его пожароопасных и взрыво-пожароопасных цехов);

2) дать краткую характеристику пожарной и (или) взрывопожарной опасности цехов объекта (указать, какие аппараты с пожаровзрывоопасными веществами установлены в цехах, перечислить наиболее пожаро- и пожаровзрывоопасные вещества и материалы, обращающиеся в цехах, и их пожароопасные свойства, максимальные температуру и давление в аппаратах; возможные источники зажигания и пути распространения пожара в этих цехах);

3) указать максимально возможное количество людей, которое может единовременно находиться в помещениях, и количество выходов из помещений, в которых может находиться более 15-25 человек;

4) перечислить документы, характеризующие пожарную безопасность объекта (предприятия, организации), имеющиеся на нём, а именно:

- проекты (мероприятия по пожарной безопасности, автоматическая пожарная сигнализация, установка пожаротушения, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутренний противопожарный водопровод, наружное противопожарное водоснабжение, система дымоуда-ления и другие (при их наличии));

- планы ликвидации аварий;

- планы ликвидации пожаров;

- инструкции пожарной безопасности для каждого взрывопожароопас-ного и пожароопасного участка (мастерские, цеха и т. д.);

- журнал о прохождении всеми работниками противопожарных инструктажей;

- приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений, цехов, участков, технологического оборудования и процессов, инженерного оборудования, электросетей и т. п.;

- планы (схемы) эвакуации людей из зданий и с этажей;

- приказ о создании пожарно-технической комиссии и добровольной пожарной дружины;

- приказ об организации перезарядки, испытания, осмотра и учёта огнетушителей в подразделениях;

- приказ о возложении на ремонтно-механическую службу задач по пожарному водоснабжению;

- приказ о создании внештатного штаба пожаротушения (при его наличии);

- приказ о назначении ответственных за устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, изложенных в предписании отдела (управления) надзорной деятельности МЧС России и сроков их выполнения;

- приказ о назначении ответственных за эксплуатацию автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем дымоудаления и других систем пожарной безопасности (при их наличии);

- приказ о прохождения руководителями, специалистами и работниками организаций пожарно-технического минимума;

5) перечислить пожарно-технические мероприятия (нарушения обязательных требований пожарной безопасности), предусмотренные техническими регламентами и другими нормативно-правовыми актами или нормативными документами по пожарной безопасности, которые ещё не выполнены, и указать сроки их выполнения.

Декларация пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами, техническими регламентами, нормативными документами по пожарной безопасности. Несомненно, это - важный документ, поэтому его следует заканчивать выводами, в которых должна присутствовать обобщённая оценка обеспечения пожарной

безопасности и достаточности принятых мер на декларируемом объекте. Если этих мер недостаточно, то следует указать сроки, когда будут выполнены все меры, то есть должно быть обязательство руководителя (владельца), что объект будет приведён в соответствие с требованиями пожарной безопасности к определённому времени.

Ценность статьи авторы видят в том, что внесение указанных изменений и дополнений в разработанные декларации пожарной безопасности позволит владельцам, руководителям предприятий вникнуть в реальное состояние пожарной безопасности, выяснить, работает ли система управления противопожарной защитой, обеспечена ли безопасность людей и материальных ценностей.

Кроме того, авторы выражают надежду, что составление деклараций в соответствии с предложенными рекомендациями будет инициироваться и поощряться органами надзорной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

3. Приказ МЧС России от 26 марта 2010 г. № 135 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91».

4. Дешевых Ю. И. Пожарный надзор и аудит безопасности // Спасатель МЧС России. -2008. - № 31 (225).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.