Научная статья на тему 'О различных ипостасях культа Артемиды в Херсонесе Таврическом'

О различных ипостасях культа Артемиды в Херсонесе Таврическом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТЕНОС / PARTHENOS / АРТЕМИДА / ARTEMIS / ХЕРСОНЕС / CHERSONESOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туровский Евгений Яковлевич

В статье рассматриваются различные формы культа Партенос в Херсонесе Таврическом. Автор использует данные письменных источников, нумизматики и граффити. Культ Партенос зародился из культа Богини Артемиды, чье имя заменила одна из ее эпиклез. Культ богини Партенос постоянно усиливался и стал ведущим в полисном пантеоне. В I в. до н.э. Партенос была провозглашена вечной царицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the various images of Artemis cult in Tauric Chersonesus

In article various forms of a cult of Parthenos in Tauric Chersonesus are considered. The author attracts data written sources, numismatics and graffiti. The cult of the Parthenos was born from Artemis’s cult which name was replaced by one of it epiclesis. The cult of Parthenos constantly strengthened the positions and applied for monopoly in a city pantheon. In the Ist century BC, Parthenos was declared as the eternal queen.

Текст научной работы на тему «О различных ипостасях культа Артемиды в Херсонесе Таврическом»

Е.Я. ТУРОВСКИЙ E.TUROVSKII

О РАЗЛИЧНЫХ ИПОСТАСЯХ КУЛЬТА АРТЕМИДЫ В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ ON THE VARIOUS IMAGES OF ARTEMIS CULT IN TAURIC

CHERSONESUS

Казалось бы, вопрос о культе Артемиды в Херсонесе хорошо изучен, поскольку имеет обширную историографию [см.: Пальцева, 1979; Бабинов, 1967; 1972; Мещеряков, 1980, с. 12-14; Зубарь, 1994, с. 101; Русяева А., Русяева М.,1999, с. 75-76; Филиппенко, Туровский, 2009], однако сказать, что он полностью исследован или может быть решён окончательно при нынешнем состоянии источников, вряд ли возможно.

По поводу ипостасей Артемиды в Херсонесе можно отметить следующее: есть письменные и иконографические свидетельства, которые можно считать объективными; в то же время, существует и ряд предположений и гипотез относительно функций богини, которые никакими источниками не подтверждаются. Приведу один пример из числа подобных гипотез: в Херсонесе культ богини с функцией спасительницы существовал изначально, поскольку ни для Гераклеи, ни для Мегар, ни для Делоса не был чужд культ Артемиды Сотейры [Русяева А., Русяева М., 1999, с. 73; Зубарь, 2005, с. 204]. Не отрицая такой возможности, хочу подчеркнуть, что ни один письменный источник о сотерических свойствах Артемиды в Херсонесе не сообщает. Это при том, что культы богов-спасителей в Херсонесе известны. Граффити с упоминанием Зевса Спасителя происходят из Херсонеса (ГАХ, № 1714, 1715), посвящение Гераклу Спасителю найдено на херсонесском поселении Панское в СевероЗападном Крыму [Столба, 1989, с. 55-58].

Для IV в. до н. э., может быть, для начала III в. до н. э. в Херсонесе можно констатировать существование культа Артемиды Таврополы (ГАХ, № 310, 350). Совместное написание букв А и Р (в лигатуре) и рядом - Т делает такую атрибута-цию безусловной (рис. 1).

Не вызывает сомнения, что на протяжении большей части античного этапа истории Херсонеса верховным божеством полиса была Партенос (Дева) суть одна из ипостасей Артемиды, которая иногда рассматривается в качестве сакрального ойкиста полиса [Русяева А., Русяева М., 1999, с. 73; Русяева, 2000, с. 75-76]. По мнению В.М. Зубаря, позднее, после постановки Еврипидом «Ифигении в Тавриде» и широкой популяризации этого мифа в греческом мире, по неизвестным пока причинам Артемида Сотейра стала херсонеситами именоваться просто Партенос [Зубарь, 2005, с. 204]. Здесь следует отметить, что все эти предположения не более, 164

чем гипотезы. Доподлинно неизвестно, когда Артемиду в Херсонесе заменила одна из её эпиклез - Партенос. Если посмотреть объективно, то первые свидетельства культа Партенос в Херсонесе (граффити) принадлежат ко второй половине ГУ-ГГГ вв. до н. э. [Соломоник, 1968, с. 155-157]. Первое упоминание богини Девы в лапидарной эпиграфике содержится в херсонесской присяге, в начальной формуле клятвы (ЮSPE Г2. 401). Эта формула позволяет уверенно предполагать, что на момент принятия этого выдающегося документа культ Партенос был среди государственных культов полиса.

Другим важным свидетельством существования культа Партенос в Херсонесе является декрет в честь городского историка Сириска, сына Гераклида (ГOSPE Г2. 344). В декрете, среди прочих заслуг гражданина, говорится о чудесных явлениях (эпифаниях) Партенос, которые описал херсонесский историк. Речь идёт о прошлых временах, уходящих корнями в предыдущее столетие. Думается, что храм Артемиды-Партенос возник в IV в. до н. э. и её жрецы сделали культ Партенос ведущим в полисном пантеоне. Они же сообщали народу об эпифаниях богини, которые позже добросовестно пересказал Сириск. Из текста декрета можно заключить, что к моменту принятия декрета в честь Сириска имя богини в форме Партенос стало уже утвердившейся и общеупотребимой.

Недостаток письменных источников, способных конкретизировать сущность культа Партенос в Херсонесе, отчасти компенсируется нумизматическими источниками. Считается, что первые женские изображения на херсонесских монетах принадлежат Артемиде Партенос [Анохин, 1977, № 1-7; 13-16; 23-25; Туровский, Горбатов, 2013, № 1-18; 22-27], однако справедливости ради следует подчеркнуть, что никаких строгих указаний на это иконография монет не даёт (рис. 2,1,2). В частности, отсутствуют такие важные атрибуты богини, как лук и колчан. Оборотные стороны монет дают такие атрибуты, как палица (атрибут Геракла) и рыба. Такие атрибуты на ранних монетах, как букраний (рис. 2,3), венок (рис. 2,4), кратер (рис. 2,5) могут быть отнесены к разным божествам. Первое достоверное изображение Артемиды в Херсонесе дают оболы второй четверти IV в. до н. э., где богиня в сопровождении своего священного животного - лани поправляет стрелу (рис. 2,6) [Анохин, 1977, № 8; Туровский, Горбатов, 2013, № 33-33б].

В своё время убедительную интерпретацию изображения лицевой стороны старшего номинала самой массовой серии херсонесской меди, тип: «квадрига - воин» [Туровский, Горбатов, 2013, № 52-70, 72, 74] (рис. 2,7), представил А.Л. Бертье-Делагард, который усмотрел в вознице квадриги богиню Деву-Артемиду с факелом в руке как светоносящую лунную богиню [Бертье-Делагард, 1912, с. 42]. Впервые мысль о том, что в руке у богини не кнут, а факел, высказал Б.В. Кене [Кене, 1857, с. 166]. Эти мысли подтверждают последние находки монет, типа: л.с. голова Партенос в башенной короне вправо; о.с. Факел (рис. 2,8). Как видно, в монетном типе отражены два свойства богини: Партенос-Тихе, охранительницы городов, и Партенос-Фосфорос, светонесущей лунной богини [Туровский, 2005, с. 19-20; 2007, с. 47-49].

Можно предполагать, что возникнув где-то в IV в. до н. э., скорее, ближе к середи-

165

не столетия, храм Девы в лице его жрецов начинает активную деятельность по популяризации культа. Во второй половине IV в. до н. э. в храме, или у храма (в любом случае в храмовом комплексе), появляется оригинальная скульптурная группа: Дева, поражающая копьём лань. Впервые изображение этой статуарной группы появляется в херсонесской нумизматике на младшем номинале четвёртой серии серебра, тип: л.с. голова безбородого Геракла в львиной шкуре вправо; о. с. Дева, убивающая копьём лань, влево [Туровский, Горбатов, 2013, № 96-98] (рис. 2,9). Датируется серия временем ок. 330-310 гг. до н. э. С этого выпуска сюжет, воспроизводящий храмовую скульптурную группу, присутствует в херсонесской нумизматике постоянно и наблюдается в ней около половины тысячелетия.

Характерно, что отыскать близкие соответствия херсонесской скульптурной группы в памятниках нумизматики других античных центров не удаётся. Это какой-то местный сюжет, связанный с жертвоприношением тотемного животного Артемиды-Партенос.

Ещё один штрих к портрету херсонесской Партенос - это изображение богини на монетах в башенной короне (corona muralis). Впервые этот сюжет появляется на гемидрахме, тип: л.с. голова Девы в башенной короне вправо; о. с. ХЕР. Лук в колчане [Туровский, Горбатов, 2013, № 172] (рис. 2,10). Монета выпущена в промежутке между 60-ми и 40-ми гг. III в. до н. э. Это тяжёлое для Херсонеса время, когда полис подвергся варварской экспансии, и в результате лишился хоры на Гераклейском полуострове и в Северо-Западном Крыму [Виноградов, Щеглов, 1990, с. 362; Золотарёв, Туровский, 1990, с. 71-78; Ланцов, 1994]. В результате многократно сокращается выпуск продукции херсонесского виноделия в клеймённой таре [Кац, 1995, с. 107111]. Все эти экономические и политические трудности в полисе вызвали естественные трудности в денежном обращении и монетной чеканке [Туровский, 1997, с. 22]. Упомянутая гемидрахма сделана из такого плохого серебра, что её следует считать, скорее, билоновой. Не случайно в этих сложных условиях возникает потребность в богине-защитнице. Партенос-Тихе, изображенная на монете с её башенной короной (corona murales), выступает в качестве защитницы Херсонеса.

Начало последней четверти III столетия до н. э. знаменовалось для Херсонеса определённой стабилизацией обстановки, что позволило ему восстановить значительную часть своих аграрных поселений на Гераклейском полуострове и в Северо-Западном Крыму, увеличить выпуск продукции в клеймённой таре и провести стабильные эмиссии медной и серебряной монеты [Золотарёв, Туровский, 1990, с. 76-78; Ланцов, 1994, с. 99-103; Кац, 1995, с. 110; Туровский, 1997, с. 49]. В данном случае интерес представляет старший номинал серебряной серии, тип: л.с. голова Девы в башенной короне вправо, сзади лук в колчане; о. с. стоящая лань вправо [Туровский, Горбатов, 2013, № 196, 198, 200] (рис. 2,11). Характерно, что уже, казалось бы, в более спокойной обстановке образ Партенос-Тихе оставался очень важным и востребованным в сознании херсонеситов как божества, оказавшего помощь городу в трудные времена. 166

Последний раз образ Партенос в башенной короне появляется на херсонесских монетах в рамках последней четверти II в. до н. э. на серии меди, выпускавшейся на протяжении четырёх лет, типы: л.с. голова Девы в башенной короне вправо; о.с. стоящая лань вправо, перед ней куст (?) [Туровский, Горбатов, № 218-221] (рис. 2,12) и л.с. голова Девы в башенной короне вправо; о.с. факел с пламенем [Туровский, Горбатов, № 222, 222а] (рис. 2,8). Выпуски эти состоялись накануне так называемых «диофантовых» войн со скифами [Виноградов, 1987, с. 55-87; Щеглов, 1988, с. 29-40; Зайцев, 1997, с. 36-50; Пуздровский, 2001, с. 86-118]. Естественно, что в столь напряжённый момент херсонесской истории культ богини-спасительницы городов становится как никогда востребованным. Впрочем, после этой серии образ Партенос-Тихе в херсонесской нумизматике больше не появляется.

Следует отметить следующий важный момент: на протяжении первых двух столетий в изображениях на херсонесских монетах строго соблюдался принцип определённого баланса в изображениях двух главных полисных божеств Херсонеса Девы и Геракла. Последняя серия херсонесской меди этапа его независимого развития не имеет никаких намёков на культ Геракла в Херсонесе.

Во II в. до н. э., около начала второй четверти столетия в Херсонесе неожиданно прекращается практика обозначения в легендах монет личного имени магистрата, контролировавшего выпуск монеты в Херсонесе [Туровский, 2012, с. 175]. Возобновляется эта практика ненадолго примерно через пятьдесят лет. Можно осторожно предполагать изменение правящего режима в Херсонесе, например, смены демократического правления на олигархическое. В начале этого пятидесятилетнего периода осуществляется последний в монетном деле Херсонеса выпуск с изображением Геракла [Туровский, Горбатов, 2013, № 206]. Этот выпуск характерен ещё и тем, что образ героя представлен с бородой. В херсонесской монетной иконографии герой изображался и в львиной шкуре, и без неё, но всегда без бороды.

Появление бородатого героя на херсонесских монетах было последним, с этого момента в херсонесской монетной иконографии исчезают не только изображения Геракла, но и всех его атрибутов. Можно достаточно уверенно предполагать, что наряду с политической борьбой в Херсонесе II в. до н. э. шла и ожесточённая религиозная борьба, которая завершилась полной и безоговорочной победой адептов культа Партенос. Все выпуски херсонесских монет времени подчинения Херсонеса пон-тийскому царю Митридату VI Евпатору имеют на лицевой стороне исключительно традиционное изображение Артемиды Партенос с луком в колчане за спиной.

Монопольная роль культа Девы в Херсонесе отразилась и в провозглашении в I в. до н. э. Девы царствующей. В.В. Латышев, опубликовавший надпись с упоминанием «царствования Девы», отмечал, что «при реформе государственного устройства Херсонеса в римские времена ... херсонесцы установили считать Деву своей вечной царицей и притом. не номинально, а с известными функциями и атрибутами власти» [Латышев, 1909, с. 321, 325]. Большинство изображений Партенос римской эпохи имеют на голове царскую корону (рис. 2, № 13). Начиная с митридатовских

167

времен, в Херсонесе на подавляющем числе эмиссий обозначается монограмма имени богини из трёх первых букв её имени - ПАР. В этой связи А.Л. Бертье-Делагард отмечал: «чекан монеты поставили под прямое покровительство Девы, быть может, устроив её при храме или с участием её жрецов, в знак чего и ставили её монограмму, конечно, несовместимую в таком случае с именем какого бы то ни было чиновника» [Бертье-Делагард, 1906, с. 62-63].

Херсонесская нумизматика даёт яркую иллюстрацию монополизации религиозного влияния адептами одного из полисных культов. Ведущее влияние культа Партенос в Херсонесе прослеживается до позднеантичных времён и прекращается только с полной победой христианства в городе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н. э. - XII в. н. э.). Киев: Наукова думка, 1977. 175 с. Бабинов Ю.А. Религиозные культы и обряды античного Херсонеса (конец ^П вв. до н. э.): АКД. М., 1967. 19 с. Бабинов Ю.А. Местные элементы в религии Херсонеса Таврического // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. М.: [б. изд.], 1972. С. 28-41. Бертье-Делагард А.Л. Значение монограмм на монетах Херсонеса Таврического // Записки Нумизматического Отделения Русского Археологического Общества. Т. I. Вып. 1. СПб., 1906. С. 51-79. Бертье-Делагард А.Л. Монетные новости древних городов Тавриды // ЗООИД. 1912. Т. XXX. - С. 39-54. Виноградов Ю.Г. Вотивная надпись дочери царя Скилура из Пантикапея и проблемы истории Скифии

и Боспора во II в. до н. э. // ВДИ. 1987. № 1. С. 55-87. Виноградов Ю.Г., Щеглов А.Н. Образование территориального Херсонесского государства // Эллинизм:

экономика, политика, культура. М.: Наука, 1990. С. 310-371. ЗайцевЮ.П. Южный дворец Неаполя скифского // ВДИ. 1997. - № 3. С. 36-50.

Золотарёв М.И., Туровский Е.Я. К истории сельских усадеб на Гераклейском полуострове // Древнее Причерноморье (материалы I Всесоюзных чтений памяти профессора П.О. Карышковско-го). Одесса, 1990. С. 71-89. Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. Очерки военно-политической истории. Киев:

Институт археологии НАНУ, 1994. 180 с. Зубарь В.М. Партенос - верховная богиня Херсонеса // Старожитносл степового Причорномор'я i Кри-

му. Зат^жжя, 2005. Т. XII. С. 202-219. Кац В.И. Динамика производства амфорной тары в эллинистическом Херсонесе // Античные полисы и местное население Причерноморья: Материалы международной конференции. Севастополь, 1995. С. 107-111.

Кене Б.В. Описание Музеума покойного князя Василия Викторовича Кочубея (составлено по его рукописному каталогу) и исследования об истории и нумизматике греческих поселений в России, равно как царств: Понтийского и Босфора Киммерийского. Т. I. СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1857. VIII, 452 с. Ланцов С.Б. Античное поселение Ново-Федоровка и некоторые вопросы истории Херсонесской хоры

// Северо-Западный Крым в античную эпоху. Киев: Наукова думка, 1994. С. 71-104. Латышев В.В. ПON-ПKА. Изборник научных и критических статей по истории, археологии, географии и эпиграфике Скифии, Кавказа и греческих колоний на побережьях Черного моря. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1909. XIII, 430 с. Мещеряков В. Ф. Религия и культы Херсонеса Таврического 1-^ вв.: АКД. М., 1980. 16 с. Пальцева Л.А. Культ богини Девы в Херсонесе // Из истории античного общества. - Горький: Горьков-

ский университет им. Н.И. Лобачевского, 1979. С.30-46. Пуздровский А.Е. Политическая история Крымской Скифии во II в. до н. э. - III в. н. э. // ВДИ. 2001. № 3. С. 86-118.

Русяева А.С. Культы и святилища в сфере политики демократических полисов Северного Причерноморья в раннеэллинистическое время // ВДИ. 2000. № 3. С. 74-84.

Русяева А.С., РусяеваМ.В. Верховная богиня античной Таврики. Киев: [б. изд.], 1999. 208 с.

Соломоник Э.И. О культе Артемиды в Херсонесе // Археологические исследования на Украине. Киев, 1968. Вып. 1. С. 155-157.

Столба В. Ф. Новое посвящение из Северо-Западного Крыма и аспекты культа Геракла в Херсонесском государстве // ВДИ. 1989. № 4. С. 55-70.

Туровский Е.Я. Монеты независимого Херсонеса IV-II вв. до н. э. Севастополь: Южногородские ведомости, 1997. 87 с.

Туровский Е.Я. О денежном обращении и монетной чеканке в Херсонесе во II в. до н. э. // Тезисы докладов и сообщений XIII Всероссийской нумизматической конференции. М., 2005. С.19-20.

Туровский Е.Я. Новые и малоизвестные монеты Херсонеса // Мир древности. - Симферополь, 2007. № 1. С. 47-49.

Туровский Е.Я. Херсонес Таврический в III—II вв. до н. э. // Древности Северного Причерноморья III—II вв. до н. э. Тирасполь: Приднестровский гос.университет им. Т.Г. Шевченко, 2012. С. 172-177.

Туровский Е.Я., Горбатов В.М. Монеты античного и средневекового Херсонеса: Каталог-определитель. Симферополь: ДИАЙПИ, 2013. 155 с.

Филиппенко А.А., Туровский Е.Я. Новые штрихи к портрету Девы - главной богини античного Херсонеса // Старожитносп степового Причорномор'я i Криму. - Зат^жжя, 2009. XV. С. 200-204.

Щеглов А.Н. Позднескифское государство в Крыму: к типологии эллинизма // Древний Восток и античная цивилизация. Л.: Гос. Эрмитаж. 1988. С. 29-40.

REFERENCES

Anokhin V.A. Monetnoe delo Khersonesa (IVv.do n.e. -XIIv.n.e.). Kiev: Naukova dumka Publ., 1977, 175 p.

Babinov Iu.A. Religioznye kul 'ty i obriady antichnogo Khersonesa (konets V-IIvv.do.n.e.) Abstract of kandidat. diss. M, 1967, 19 p.

Babinov Iu.A. Mestnye element v religii Khersonesa Tavricheskogo. Sotsial'no-ekonomicheskie problem istorii drevnego mira I srednikh vekov. M.: [b. izd.], 1972, pp. 28-41.

Bert'e-DelagardA.L. Znachenie monogram na monetakh Khersonesa Tavricheskogo. Zapiski Numizmaticheskogo otdeleniia Russkogo Arkheologicheskogo Obshchestva. 1906, Vol I, 1, St.Petersburg, pp. 51-79.

Bert'e-Delagard A.L. Monetnye novosti drevnikh gorodov Tavridy. ZOOID, 1912, XXX, pp. 39-54.

Filippenko A.A., Turovskii E.Ia. Nvye shtrikhi k portretu Devy - glavnoi bogini antichnogo Khersonesa. Starozhytnosti stepovogo Prichernpmor 'ia i Krymu. Zaporizhzhia, 2009. - XV, pp. 200-204.

Kats VI. Dinamika proizvodstva amfornoi tary v ellinisticheskom Khersonese. Antichnye polisy i mestnoe naseleniePrichernomor'ia:Materialymezhdunarodnoikonferentsii. Sevastopol', 1995, pp. 107-111.

Kene B.V. Opisanie Muzeuma pokoinogo kniazia Vasiliia Viktorovicha Kochubeia (sostavleno po ego rukopisnomu katalogu) i issledovaniia ob istorii i numizmatike grecheskikh poselenii v Rossii, ravno kak tsarstv:Pontiiskogo i Bosfora Kimmeriiskogo. Vol. I. St.Petersburg: Tip. Ekspeditsii zagotovleniia gos.bumag, 1857, VIII, 452 p.

Lantsov S.B. Antichnoe poselenie Novo-Fedorovka i nekotorye voprosy istorii Khersonesskoi khory. Severo-Zapadnyi Krym v antichnuiu epokhu. Kiev: Naukova dumka Publ., 1994, pp. 71-104.

Latyshev V. V. nONTIKA. Izbornik nauchnikh i kriticheskikh stateipo istorii, arkheologii, geografii i epigrafike Skifii, Kavkaza i grecheskikh kolonii napoberezh'iakh Chernogo moria. St.Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii Nauk, 1909, XIII, 430 p.

Meshcheriakov V.F. Religiia i kul'ty Khersonesa Tavricheskogo I-IVvv. Abstract of kandidat.diss. М., 1980, 16 p.

Pal'tseva L.A. Kul't bogini Devy v Khersonese. Iz istorii antichnogo obshchestva. Gor'kii: Gor'kovskii universitet im. N.I.Lobachevskogo, 1979, pp. 30-46.

Puzdrovskii A.E. Politicheskaia istoriia Krymskoi Skifii vo II v.do n.e.- III v.n.e. VDI, 2001, № 3, pp. 86-118.

Rusiaeva A.S. Kul'ty I sviatilishcha v sfere politiki demokraticheskikh polisov Sevemogo Prichernomor'ia v ranneellinisticheskoe vremia. VDI, 2000, № 3, pp. 74-84.

Rusiaeva A.S., Rusiaeva M.V. Verkhovnaia boginia antichnoi Tavriki. Kiev: [b.izd.], 1999, 208 p.

Shcheglov A.N. Pozdneskifskoe gosudarstvo v Krymu: k tipologii ellinizma. Drevnii Vostok I antichnaia tsivilizatsiia. L.: Gos.Ermitazh Publ., 1988, pp. 29-40.

Solomonik E.I. O kul'te Artemidy v Khersonese. Arkheologicheskie issledovaniia na Ukraine. Kiev, 1968, 1, pp. 155-157.

Stolba V.F. Novoe posviashchenie iz Severo-Zapadnogo Kryma i aspekty kul'ta Gerakla v Khersonesskom gosudarstve. VDI, 1989, № 4, pp. 55-70.

Turovskii E.Ia. Monety nezavisimogo Khersonesa IV-II vv.do n.e. Sevastopol': Iuzhnogorodskie vedomosti, 1997, 87 p.

Turovskii E.Ia. O denezhnom obrashchenii I monetnoi chekanke v Khersonese vo II v.do n.e. Tezisy dokladov i soobshchenii XIII Vserossiiskoi numizmaticheskoi konferentsii. M., 2005, pp. 19-20.

Turovskii E.Ia. Novye i maloizvestnye monety Khersonesa. Mirdrevnosti. Simferopol', 2007, № 1, pp. 47-49.

Turovskii E.Ia. Khersones Tavricheskii v III-II vv.do n.e. Drevnosti Severnogo Prichernomor'ia. Tiraspol': Pridnestrovskii gos.universitet im.T.G.Shevchenko 2012, pp. 172-177.

Turovskii E.Ia., Gorbatov V.M. Monety antichnogo I srednevekovogo Khersonesa: Katalog-opredelitel'. Simferopol': DIAIPI Publ., 2013, 155 p.

Vinogradov Iu.G. Votivnaia nadpis' docheri tsaria Skilura iz Pantikapeia I problem istorii Skifii I Bospora vo II v.do n.e. VDI, 1987, № 1, pp. 55-87.

Vinogradov Iu.G., Shcheglov A.N. Obrazovanie territorial'nogo Khersonesskogo gosudarstva. Ellinism: ekonomika, politika, kul'tura. M.: Nauka Publ., 1990, pp. 310-371.

Zaitsev Iu.P. Iuzhnyi dvorets Neapolia skifskogo. VDI, 1997, № 3, pp. 36-50.

Zolotarev M.I., Turovskii E.Ia. K istorii sel'skikh usadeb na Gerakleiskom poluostrove. Drevnee Prichernomor'e (materialy I Vsesoiuznykh chtenii pamiati professor P.O. Kryshkovskogo). Odessa, 1990, pp. 71-89.

Zubar' V.M. Khersones Tavricheskii I Rimskaia imperiia. Ocherki voenno-polliticheskoi istorii. Kiev: Institut arkheologii NANU, 1994, 180 p.

Zubar' V.M. Partenos - verkhovnaia boginia Khersonesa. Starozhytnosti stepovogo Prichernomor'ia I Krymu. Zaporizhzhia 2005, vol. XII, pp. 202-219.

Резюме

В статье рассматриваются различные формы культа Партенос в Херсонесе Таврическом. Автор использует данные письменных источников, нумизматики и граффити. Культ Партенос зародился из культа Богини Артемиды, чьё имя заменила одна из её эпиклез. Культ богини Партенос постоянно усиливался и стал ведущим в полисном пантеоне. В 1 веке до н.э. Партенос была провозглашена вечной царицей.

Ключевые слова: Партенос, Артемида, Херсонес.

Summary

In article various forms of a cult of Parthenos in Tauric Chersonesus are considered. The author attracts data written sources, numismatics and graffiti. The cult of the Parthenos was born from Artemis's cult which name was replaced by one of it epiclesis. The cult of Parthenos constantly strengthened the positions and applied for monopoly in a city pantheon. In the 1st century BC, Parthenos was declared as the eternal queen. Keywords: Parthenos, Artemis, Chersonesos.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Евгений Туровский, кандидат исторических наук,

Национальный заповедник «Херсонес Таврический», РФ, Севастополь,

зав. отделом

+79787844531

tuevgenij@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Turovskii Evgenii, CSc

Tauric Chersonesos National Reserve, RF, Sevastopol',

Head of Department

+79787844531

tuevgenij@yandex.ru

Рис. 1. Дно чернолаковой миски с граффито.

Рис. 2. Херсонесские медные, серебряные и золотая монеты Херсонеса. 1-6. Первая половина IV в. до н.э., 7,9. Вторая половина IV в. до н.э., 10, 11. Вторая половина III в. до н.э., 8, 12. Последняя четверть II в. до н.э., 13. 85 г. н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.