О расчете цены контракта на выполнение исследований и разработок
В. Б. Михайлец,
к. т. н., доцент, с. н. с. отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения, ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» e-mail: [email protected]
А. Н. Петров,
к. х. н., генеральный директор, ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ»
e-mail: [email protected]
И. В. Радин,
ведущий специалист отдела информационноаналитического и организационного обеспечения, ФГБНУ «Дирекция научнотехнических программ» e-mail: [email protected]
К. В. Шуртаков,
зам. генерального директора, руководитель отдела информационноаналитического и организационного обеспечения, ФГБНУ «Дирекция научнотехнических программ» e-mail: [email protected]
А. А. Кирпичников,
ведущий технолог отдела реинжиниринга бизнес-процессов,
ОАО «Федеральная пассажирская компания (ФПК)», Москва e-mail: [email protected]
Предложен усовершенствованный алгоритм расчета цены контракта для «Методики обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок», опубликованной в [1]. Изменения коснулись доходного метода определения цены, что было вызвано опытом практического использования методики при анализе проектов лотов в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.». Методика может быть использована для обоснования цен контрактов (цен лотов) на выполнение исследований и разработок в рамках целевых государственных программ Российской Федерации.
Ключевые слова: исследования и разработки, цена контракта (цена лота).
1. Новый алгоритм расчета начальной (максимальной) цены контракта
Методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок, опубликованная в [1], опробована авторами в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.» (далее — Программа, см. [2]).
Согласно опубликованной методике, под начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), понимался объем бюджетного финансирования (государственные инвестиции) проекта научноисследовательской или опытно-конструкторской работы (НИОКР), достаточный для успешного вы-
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
Таблица 1
Обоснование (расчет) цены контракта
№ п/п Наименование показателя Обозна- чение Значение Формула для расчета (примечание) 0-й год 1-й год -й год n-й год
1. Объем дополнительного производства новой наукоемкой продукции - выручка (включая НДС), тыс. руб. V x Рассчитывается заявителем и/или оценивается заказчиком X
2. Доля себестоимости продукции в объеме продаж (без НДС), % d1i Рассчитывается заявителем и/или оценивается заказчиком X
3. Доля расходов на оплату труда в себестоимости (с учетом страховых взносов), % d2i Рассчитывается заявителем и/или оценивается заказчиком X
4. Доля бюджетного финансирования в общем объеме финансирования работы, % М Рассчитывается заявителем и/или устанавливается заказчиком X X X X X X
5. Доля бюджетного финансирования в начале 7-го года, % qj Принимаются равные доли, если иное не установлено заказчиком X
6. НДС, % n 18,0% НДС,.=((У; п)/(1+п)) (1-4 (1-4-)) X
7. Налог на заработную плату, % є 30,2% НЗПг(^2/)/((1+!0(1+7)) « X
8. Налог на прибыль, % Y 20,0% нпг^/(1+п)(1-4) г X
9. Налог на доходы физических лиц, % 13,0% НДФЛГ(^1,.4)/((1+е)(1+п)) м X
10. Сумма налогов всех уровней г-го года, тыс. руб. ^i x = НДС, + нзп, + нп, + НДФЛ, X
11. Чистые денежные потоки (прибыль) от реализации новой продукции (коммерциализации результатов проекта), тыс. руб. ЧДП x чдп, = УД1+п) (1-4)(1-г) X
12. Ставка дисконтирования, % r 10,0% Устанавливается заказчиком X X X X X X
13. Доля работы в создании технологической инновации ß Рассчитывается заявителем и/или оценивается заказчиком X X X X X X
14. Цена контракта (лота) как стоимость доли М бюджетного финансирования проекта в общих предполагаемых затратах на выполнение проекта, тыс. руб. Ц1 x Рассчитывается заявителем и/или оценивается заказчиком X X X X X
15. Цена контракта (лота) как стоимость доли М бюджетного финансирования проекта по результатам сопоставительного анализа аналогов, тыс. руб. Ц2 x Рассчитывается заявителем и/или оценивается заказчиком X X X X X
16. Цена контракта (лота) как текущая стоимость доли М участия государства в будущих доходах от реализации результатов работы (новой продукции), тыс. руб. Цзп x - | (Д, й
17. Цена контракта (лота), как текущая стоимость будущих доходов государства в форме налогов, тыс. руб. Цзн x ß 00 к II JL 5
18. Цена контракта (цена лота), тыс. руб. Ц x Ц = min (Ц,, Цу Цэп, Ц3н) X X X X X
полнения работы, при условии, что ее результаты компенсируют затраченные государством средства в будущем, через налоговые платежи.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) осуществлялся на базе трех методов:
• затратного — расчета цены Ц контракта (лота) путем анализа смет предполагаемых затрат на выполнение НИОКР и их обоснования;
• сравнительного — расчета цены Ц2 контракта (лота) по результатам изучения открытых источников информации о стоимости аналогичных НИОКР, сходных по назначению, продолжительности, предполагаемым результатам и т. п.;
• доходного — расчета цены Ц3 контракта (лота) как стоимости будущих доходов государства в форме налоговых поступлений от реализации результатов
НИОКР на основе прогнозных данных об объемах дополнительного производства новой наукоемкой продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий.
В качестве начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) рекомендовалась наименьшая из полученных цен: Ц = min (Ц1, Ц2, Ц3).
В период с июня 2011 г. по март 2012 г. были проанализированы несколько сотен проектов лотов. Стало понятно, что доходный метод оценки должен быть ориентирован не только на оценку стоимости налоговых поступлений в доход государства, как того требует Программа. Следует учитывать успешность (эффективность) проекта с точки зрения получения любым инвестором регулярных будущих доходов от проекта пропорционально доле своего участия в нем.
Какими бы большими ни были предполагаемые налоговые поступления, участие государства в заведомо неэффективном проекте рискованно, нецелесообразно и, по-видимому, недопустимо.
В связи с этим, при расчете цены контракта (лота) доходным методом предлагается рассматривать не одну, а две цены:
• Цзп — цена контракта (лота), как стоимость доли М участия государства в будущих доходах проекта;
• Цзн — цена контракта (лота), как стоимость будущих доходов государства, получаемых в форме налогов.
При этом, в качестве цены контракта (лота) рекомендуется наименьшая из цен:
Ц = min (Ц1, Ц2, Цзп, Цзн). (1)
Такой алгоритм расчета (согласования) цены ограничивает возможности необоснованного завышения цены контракта (лота), т. е. неэффективное расходование бюджетных средств, и заставляет более детально и реалистично планировать проект в целом, задавать требования к результатам НИОКР, требования к конечной продукции, сроки и стоимости выполнения работ на всех этапах создания технологической инновации.
Расчеты по новому алгоритму удобно выполнять с использованием табл. 1.
Надо заметить, что порядок расчета Ц1 и Ц2 далее не обсуждается, так как он подробно описан в статье [1]. И по-прежнему, в случае невозможности расчета какой-либо из цен формулы (1), эта цена в расчете (согласовании) не участвует.
2. Упрощенное представление (модель) выпуска и реализации новой наукоемкой продукции по результатам проектов
Опыт расчетов цен контрактов (лотов) по предложенному в табл. 1 алгоритму показал, что некоторые используемые показатели требуют дополнительных пояснений, в том числе с учетом предыстории вопроса.
Так, начиная с 2007 г. в качестве одного из основных показателей комплексного проекта ОКР/ОТР в техническом задании, в заявках на формирование тематики (ЗФТ) и в конкурсной документации лота должен был присутствовать показатель «Объем дополнительного производства новой продукции» (см. табл. 2).
При этом предполагалось, что обоснование этого показателя должно приводиться в разделе пояснительной записки, посвященном обоснованию перспектив коммерциализации и, затем, окончательно формулироваться в проекте лота.
Опыт показал, что информации об объемах производства в таком виде недостаточно, так как не позволяет проводить расчеты, например, денежных потоков, необходимых для оценки эффективности и стоимости проектов. Поэтому в 2010 г. было принято решение использовать дополнительные показатели:
• долю (^) себестоимости продукции в объеме продаж (без НДС)
= (С (1+п))/У; (2)
• долю (й^) расходов на оплату труда в себестоимости (с учетом страховых взносов)
й2 = (ЗП+НЗП)/С=(ЗП (1+е)(1+п))/(й1 V); (3)
где С — себестоимость1 продукции, тыс. руб.; ЗП — расходы на оплату труда (без учета страховых взносов), тыс. руб.; НЗП — налог на заработную плату, тыс. руб.
При этом предполагалось, что обоснование этих новых показателей должно, по-прежнему, приводиться в разделе обоснования перспектив коммерциализации в пояснительной записке по форме, представленной в табл. 3.
В рамках упрощенной модели производства продукции и нового алгоритма расчета цены контракта обоснование этих трех показателей следует проводить с соблюдением следующих требований:
• объем дополнительного производства ( V,) сначала обосновывается в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах и т. п.), а затем в денежных единицах
Таблица 2
Представление показателя «Объем дополнительного производства новой продукции»
Наименование показателя Ед. изм. 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий (по окончании выполнения проекта) тыс. руб.
Таблица 3
Представление выходных данных проекта в новой редакции
№ п/п Наименование показателя Обозна- чение 1-й год 2-й год i-й год n-й год
1. Объем дополнительного производства новой наукоемкой продукции (включая НДС), тыс. руб. V
2. Доля себестоимости продукции в объеме продаж (без НДС), % d1i
3. Доля расходов на оплату труда в себестоимости (с учетом страховых взносов), % d2i
1 Себестоимость включает материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно обусловленные производством и реализацией данного вида и объема продукции [3].
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
Таблица 4
Значения показателей й1 и й2 по данным ФСГС за 2009 -2010 гг.
dl доля себестоимости продукции в объеме продаж (без НДС), % ¿2 — доля расходов на оплату труда в ¿1 (с учетом социальных налогов), % dз — доля материальных затрат в d1, % d4 — доля амортизационных отчислений в d1, % d5 — доля прочих затрат в d1, %
2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010
Всего по организациям (юридическим лицам), из них с основным видом деятельности: 62,6 61,2 18,7 17,4 53,9 55,5 7,0 6,3 20,4 20,8
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 108,0 108,1 21,7 20,6 60,3 60,8 7,4 7,9 10,7 10,7
рыболовство, рыбоводство 84,0 85,1 24,2 26,0 50,7 47,8 3,9 3,7 21,2 22,5
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 77,0 74,4 11,2 9,9 35,3 36,1 11,5 11,3 42,0 42,7
добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических 80,6 69,2 23,7 22,5 49,7 51,0 7,8 7,3 18,7 19,1
обрабатывающие производства 82,8 83,1 14,1 12,6 70,4 72,5 3,5 3,2 12,0 11,6
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 83,5 85,2 12,4 11,9 71,2 71,7 3,5 3,5 12,8 12,8
текстильное и швейное производство 85,7 85,3 25,2 23,1 60,5 64,4 3,2 2,9 11,1 9,6
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 85,0 87,1 21,7 20,7 69,3 69,9 2,7 2,5 6,3 6,9
обработка древесины и производство изделий из дерева 101,3 97,5 19,1 18,2 60,4 64,3 7,2 6,7 13,4 10,8
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 88,6 84,0 18,6 18,3 62,9 63,4 4,9 4,8 13,6 13,5
производство кокса и нефтепродуктов 73,4 75,3 2,8 2,4 79,9 80,0 2,5 2,5 14,8 15,1
химическое производство 81,3 81,1 13,9 12,2 70,9 73,7 4,2 3,8 11,1 10,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 87,3 86,0 13,6 12,3 69,4 73,4 4,2 3,9 12,8 10,4
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 90,4 89,5 18,3 17,6 64,2 66,3 5,5 5,3 12,0 10,9
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 82,8 82,0 12,7 10,8 76,2 79,5 3,9 3,3 7,2 6,4
производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) 84,7 83,2 26,1 26,2 57,6 57,7 2,8 2,7 13,4 13,4
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 87,3 87,0 27,0 24,5 59,4 63,4 2,7 2,4 10,9 9,7
производство транспортных средств и оборудования 91,9 93,0 20,7 16,8 63,2 67,9 3,2 2,5 13,0 12,7
прочие производства 81,4 76,6 16,1 13,2 71,1 75,5 2,5 2,1 10,3 9,2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 65,0 63,6 16,9 15,8 62,9 63,4 8,0 6,4 12,2 14,4
строительство 85,3 84,0 23,2 24,5 56,9 56,3 2,7 2,9 17,3 16,4
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 21,8 20,6 15,9 16,0 45,0 45,7 14,0 10,6 25,0 27,7
транспорт и связь 89,7 82,7 25,4 23,3 36,7 38,0 9,8 9,5 28,0 29,3
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 78,3 78,4 36,0 35,2 33,2 33,2 4,6 4,7 26,2 26,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 83,1 96,1 60,6 60,8 20,3 15,7 2,5 3,1 16,6 20,3
образование 99,7 100,6 54,7 57,2 12,9 14,0 2,2 3,1 30,1 25,7
здравоохранение и предоставление социальных услуг 91,5 95,9 44,1 45,8 32,3 29,8 4,1 5,3 19,5 19,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 92,7 90,2 37,6 36,1 22,2 24,6 4,5 4,5 35,7 34,8
(тыс. руб.) с обязательным обоснованием цены единицы продукции, с учетом перспектив спроса на аналогичную продукцию, с указанием ее цены и информационных источников;
• объем дополнительного производства в натуральном выражении должен отражать типичные закономерности жизненного цикла продукции (рост, насыщение, спад);
• обязательно обосновывается продолжительность коммерциализации (п) — срок сохранения конкурентоспособности, который зависит от темпов
морального старения и тенденций спроса на разрабатываемую продукцию в условиях конкуренции на рынке и ограничен только естественным падением спроса по причинам конкуренции на рынке инновационной продукции.
• показатели и должны обосновываться с учетом их «типичных» значений, рассчитываемых ежегодно Федеральной службой государственной статистики (ФСГС) в разрезе видов экономической деятельности для организаций — юридических лиц (см. табл. 4).
3. Расчет цены контракта (лота) как текущей стоимости доли М участия государства в будущих доходах от реализации новой продукции (коммерциализации результатов проекта) — Ц3п
В рамках рассмотренной выше упрощенной модели производства, будущие доходы (чистые денежные потоки — ЧДП,, прибыль) всех участников проекта зависят от объема дополнительного производства новой продукции (V,), доли себестоимости продукции в объеме продаж (й^) и могут быть рассчитаны по формуле, приведенной выше в табл. 1.
При этом, текущая стоимость доли М участия государства в будущих доходах от коммерциализации результатов проекта рассчитывается по формуле (4) (все обозначения даны в табл. 1):
(4)
Слагаемые в сумме от , до п в формуле (4) это — дисконтированные чистые денежные потоки (ЧДП,) от реализации новой продукции (коммерциализации результатов проекта). Вычисление их стоимости производится по состоянию на дату начала проекта2. Сумма этих стоимостей должна быть равна или превышать (покрывать) все затраты на исследования (НИР), разработки (ОКР) и создание производства (строительство заводов, фабрик и т. п.). Если все предпосылки для такого покрытия имеются, то выполнение проекта с точки зрения грамотного инвестора оправдано, и, следовательно, участие государства в финансировании такого проекта целесообразно.
Но, во-первых, практически очень редко финансируется сразу весь цикл работ, начиная от исследований и оканчивая созданием серийного производства продукции. И если, например, стоит вопрос о стоимости разработок (ОКР), то ясно, что не вся текущая стоимость прогнозируемых доходов от реализации новой продукции будет создана этими разработками. Из всей стоимости, очевидно, нужно вычесть доли, приходящиеся на НИР и создание производства. Аналогично, если оценивается стоимость НИР, то из всей текущей (на дату начала проекта) стоимости необходимо вычесть доли ОКР и создания производства. Если стоит вопрос о стоимости комплексного проекта, состоящего в разработке новой продукции и создании производства для ее серийного выпуска, то из всей стоимости будущих доходов следует изъять долю, приходящуюся на НИР. В формуле (4) долей работы (коэффициент в) в создании технологической инновации как раз и учитывается тот факт, что разработанный для
2 Чистые денежные потоки — это прибыль после налогообложения (из выручки без налога на добавленную стоимость вычитается себестоимость, а из полученной прибыли вычитается налог на прибыль, см. табл. 1). Здесь принято допущение о несущественности амортизации основных средств, которая должна была бы добавляться к денежным потокам. Допущение обусловлено трудностями прогнозирования стоимости основных средств, участвующих в производстве новой продукции в долгосрочной перспективе. В случаях явной необходимости, учет амортизации возможен с учетом данных табл. 4.
коммерциализации продукт есть результат последовательно выполненных НИР, ОКР (ОТР) и создания производства, и что будущие поступления от коммерциализации продукта должны быть распределены пропорционально вкладу каждой из этих работ в создание продукта. По данным Государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки» [4], например в области технических наук, затраты на создание инноваций распределяются примерно следующим образом: НИР — в = 3,5%, ОКР/ОТР — в = 16,5%, создание производства — 80%. Разумеется, что такое распределение затрат является ориентировочным. В зависимости от отраслевой принадлежности НИОКР и специфики конкретного проекта значения коэффициента в могут быть иными, в том числе, например, учитывать место данной конкретной работы среди большой совокупности исследований и разработок, направленных на получение какого-то единого конечного инновационного продукта.
Во-вторых, цена контракта (лота) — это предполагаемый объем бюджетного (государственного) финансирования проекта. Если бы проект финансировался только за счет государственных средств, то вся доля в текущей стоимости доходов от реализации будущей продукции как раз и служила бы барьером (ориентиром) для предполагаемых бюджетных затрат. Но, как правило, финансирование проектов осуществляется как за бюджетные, так и за внебюджетные средства. Следует подчеркнуть, что такое совместное финансирование НИОКР является государственной стратегией, направленной на интенсификацию привлечения негосударственных капиталов для формирования самостоятельных рыночных структур. Следовательно, для сопоставления с предполагаемыми бюджетными затратами на проект, нужно использовать не всю в-долю текущей стоимости доходов, а только ее часть М, равную доле государственного финансирования в общем финансировании проекта.
В-третьих, бюджетное финансирование проекта происходит не сразу в полном объеме, а частями ^., в течение нескольких этапов (/ лет). Если не учесть это обстоятельство, то окажется, что ценность суммы получаемых на 7‘-х этапах проекта денег не эквивалентна общей сумме выделенных в момент подписания контракта денег из-за известных эффектов их обесценивания, в том числе и инфляционного. Для компенсации потерь в знаменатель формулы (4) введен соответствующий корректирующий элемент, повышающий стоимость доли М участия государства в будущих доходах от реализации новой продукции.
4. Расчет цены контракта (лота), как текущей стоимости будущих доходов государства в форме налогов — Ц3н
Предполагаемые налоговые поступления в бюджет государства, связанные с выпуском и реализацией разработанной в рамках проектов новой продукции, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Перечень налогов достаточно обширен, а число возможных налоговых баз для разных предприятий не поддается счету.
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
Расчеты цен контрактов (лотов) любым из методов заведомо являются приближенными. Требовать учета всех возможных факторов и высокой точности расчетов по производству новой продукции на этапе планирования НИОКР бессмысленно. Поэтому, при моделировании бюджетных налоговых поступлений, не учитывались следующие категории налогов: земельный налог, налог на имущество, акцизы, импортные и экспортные пошлины. Кроме того, стремление к повышению точности расчетов за счет учета всех налоговых поступлений нивелируется погрешностями прогнозирования основных показателей: планируемого объема дополнительного производства новой продукции, доли себестоимости продукции в объеме продаж, доли расходов на оплату труда, доли работы в создании технологической инновации, срока сохранения конкурентоспособности, ставки дисконтирования, и др.
Формулы для расчета основных налоговых поступлений приведены в табл. 1. Ниже приведены пояснения, как получены эти формулы, так как в процессе апробации методики возникали вопросы об их корректности.
Налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС, как известно, это разность между «НДС полученным» и «НДС уплаченным». В данной упрощенной модели выпуска и реализации новой наукоемкой продукции «НДС полученный» начисляется при продаже инновационной продукции, а «НДС уплаченный» — при покупке сырья, материалов и прочих затрат 2:
НДС=(^2)/(1+п) п. (5)
Затраты 2, с учетом формул (2) и (3) рассчитываются следующим образом:
2/(1+п)=С-(ЗП+НЗП)=С-й2 С = С (1-й2) (6)
или
2 = V й1 (1 - й2). (7)
Поэтому:
НДС=^-2)/(1+п)п=^п)/(1+п)(1-йх(1-й2)). (8)
Налог на заработную плату (НЗП).
Поскольку налог на заработную плату
НЗП = ЗП £, (9)
а заработная плата из формулы (3)
ЗП = (й1 й2 ^/((1+£) (1+ п)), (10)
то
НЗП = (й1 й2 ^/((1+е> (1+ п)) е. (11)
Налог на прибыль (НП).
Так как налог на прибыль
Рис. 1. Зависимости цен Ц3п и Ц3н от изменений d1 и d2 в диапазонах (0-100%)
НП = ПР у, (12)
а прибыль — это разница между выручкой без НДС и себестоимостью, то
ПР = V/(1+n) - C= V/(1+n) - d1 V/(1+n)=
= V/(1+n) (1-di) (13)
и тогда
НП = V/(1+n) (1-di) y. (14)
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
НДФЛ = ЗП ц = (d1 d2 V)/((1+e) (1+п)) ц. (15)
Как было отмечено в [1], выбор этих четырех налогов обусловлен выбором упрощенной модели производства и реализации новой продукции. Упрощенная модель позволяет выделить общие черты (4 указанных налога), которые присущи большому множеству реальных производств, и абстрагироваться от несущественных факторов, которые не присущи одновременно большому множеству реальных производств.
О степени компенсации затрат государства можно судить по цене (стоимости) будущих доходов государства (Цзн) в форме налоговых поступлений в бюджет от реализации результатов проекта. Цена Цзн отражает целесообразность затрат для государства, действующего в условиях рыночной конкуренции. Если на этапе планирования проекта прикладных исследований и разработок очевидно, что затраты государства не будут полностью компенсированы результатами проекта в будущем, то это является сигналом для пересмотра затрат, а возможно и темы самого проекта.
Определенный интерес представляют графики зависимости цен Цзп и Цзн от изменения показателей d1 и d2 в мыслимых диапазонах (см. рис. 1).
При построении графика предполагалось, что в течение и=10 лет объем ежегодного производства новой продукции V¿=100 млн руб., du= d^, d2i= d2,
доля работы в создании технологической инновации в=20%, а доля бюджетного финансирования в общем объеме финансирования работы М=50%.
Заключение
Для оценочного расчета цены контракта (лота), точности и наглядности предлагаемой методики, использующей алгоритм расчета цены контракта (лота) на базе трех методов (затратного, сравнительного и доходного), вполне достаточно, чтобы заказчику принять взвешенное решение о доле своего участия в финансирования НИОКР.
Предлагаемая методика позволяет:
• инициаторам и/или заявителям проектов давать четкие и логически выверенные техникоэкономические обоснования своих заявок с указанием всех необходимых и доступных информационных источников;
• заказчику оценивать объемы и сроки финансирования предлагаемых проектов, формировать на базе исходных заявок встречные предложения (в том числе конкурсные лоты) с обоснованием (расчетом) цены контракта (лота), формулировать требования к результатам НИОКР, которые будут однозначно пониматься всеми участниками договорного процесса, исключать конкурсные заявки с явно демпинговыми ценами.
Методика позволяет повысить объективность обоснования цены контракта (лота) и упростить взаимопонимание между заявителями (исполнителями) НИОКР и заказчиком.
Предлагаемая методика может быть использована для обоснования цен контрактов (лотов) на выполнение НИОКР в рамках федеральных, ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий в научно-технической сфере.
Список использованных источников
1. А. А. Кирпичников, С. И. Кретов, В. Б. Михайлец, И. В. Радин. Методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок//Инновации, № 11, 2011.
2. http://fcpir.ru.
3. Бухгалтерский словарь. http://www.edudic.ru/buh/6147.
4. http://www.csrs.ru.
On the calculation of the price of the contract to perform research and development
V. B. Mikhailets, Ph. D., lecturer, Leading specialist of the information, analytical and organizational support, FGFRI «Directorate science and technology programs».
A. N. Petrov, Ph. D., Director, FGFRI «Directorate science and technology programs».
I. V. Radin, Leading specialist of the information, analytical and organizational support, FGFRI «Directorate science and technology programs».
K. V. Shurtakov, Deputy Director General, head of information-analytical and organizational support, FGFRI «Directorate science and technology programs».
A. A. Kirpichnikov, Lead Expert, Business Process Reengineering, Open Joint Stock Company «Federal Passenger Company» (JSC «FIC»).
An improved algorithm for calculating the contract price for «Methods of study of the initial (maximum) price of the contract to perform research and development», published in the journal «Innovation» № 11 in 2011. The changes affected the income method for determining the price, which was caused by the use of practical experience in techniques for the analysis of lots of projects under the Federal Target Program «Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for 2007-2013». The technique can be used to justify the price contracts (price of lots) to perform research and development in targeted government programs of the Russian Federation.
Keywords: research and development, the contract price (lot price).
Конкурс «Инновационное внедрение-школа успеха молодежи 2012»
достиг своего экватора
Конкурс «Инновационное внедрение-школа успеха молодежи» - совсем молодой. Год его рождения 2010. Главными задачами, которые ставят перед собой и этим своим проектом его инициаторы - Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» и некоммерческая организация «Союз ИнновационноТехнологических центров России» (НО Союз ИТЦ России) - являются направление инициативы молодежи на решение инновационных задач, поддержка наиболее талантливой части молодых научных работников, кооперация наиболее интересных инновационных проектов в европейские инновационные программы. Проводится конкурс «Инновационное внедрение-школа успеха молодежи» при поддержке «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
В начале каждой очереди, когда конкурс только разворачивается и все поглощены решением организационных проблем, мало что видно по сути. Как говорится, большое видится на расстоянии. И вот некоторое расстояние пройдено. Можно сказать, что пока, в нынешней второй очереди конкурса, нет ни фаворитов, ни аутсайдеров. Хочется надеяться, что последних не будет вовсе. Есть напряженная работа, которая, как рассчитывают грантополучатели и организаторы конкурса, должна к его финалу дать результат. А заканчивается традиционно каждая очередь конкурса в конце октября.
477 заявок было подано на участие в нынешней очереди конкурса «Инновационное внедрение-школа успеха молодежи». Двадцать девять молодых ученых и разработчиков стали победителями. География широкая. Это Белгородская и Ярославская области, Ставропольский край, Чувашия, республика Марий Эл, Новосибирск, Томск.... Научные изыскания грантополучателей касаются наиболее перспективных направлений развития экономики страны. Это нано- и медицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, приборостроение и т. д.
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012