Научная статья на тему 'Методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок'

Методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ЦЕНА КОНТРАКТА (ЦЕНА ЛОТА)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпичников А. А., Кретов С. И., Михайлец В. Б., Радин И. В.

В статье приводится методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение исследований и разработок в рамках федеральных целевых программ, в том числе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». Методика разработана в связи с изменениями от 21.04.2011 Федерального Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В основу методики положено правило, согласно которому цена контракта (цена лота) - это наименьшая из трех цен: цены предполагаемых затрат на выполнение научной работы (затратный метод оценки), цены затрат на выполнение аналогичных работ (сравнительный метод оценки) и цены будущих доходов государства в виде налоговых поступлений от реализации результатов работы (доходный метод оценки). Предлагаемая методика может быть использована для обоснования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) при реализации государственных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирпичников А. А., Кретов С. И., Михайлец В. Б., Радин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок»

Методика обоснования

начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок

А.А. Кирпичников

ГУ «Государственная дирекция Целевой научно-технической программы», Москва Аспирант Российской Академии предпринимательства

[email protected]

С.И. Кретов

ГУ «Государственная дирекция Целевой научно-технической программы», Москва [email protected]

В.Б. Михайлец

ГУ «Государственная дирекция Целевой научно-технической программы», Москва

[email protected]

И.В. Радин

ГУ «Государственная дирекция Целевой научно-технической программы», Москва

[email protected]

В статье приводится методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение исследований и разработок в рамках федеральных целевых программ, в том числе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». Методика разработана в связи с изменениями от 21.042011 Федерального Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В основу методики положено правило, согласно которому цена контракта (цена лота) - это наименьшая из трех цен: цены предполагаемых затрат на выполнение научной работы (затратный метод оценки), цены затрат на выполнение аналогичных работ (сравнительный метод оценки) и цены будущих доходов государства в виде налоговых поступлений от реализации результатов работы (доходный метод оценки). Предлагаемая методика может быть использована для обоснования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) при реализации государственных целевых программ.

Ключевые слова: исследования и разработки, цена контракта (цена лота).

В соответствии с п. 4.1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно статье 19.1 того же закона, «для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники

информации». Кроме того, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Применительно к федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» [2] (далее Программа) заказчик осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), как правило, на основе предложений (заявок) на формирование тематики и объемов финансирования (ЗФТ). При этом, под начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), понимается объем бюджетного финансирования (государственные инвестиции) проекта научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы (НИОКР), достаточный для успешного выполнения работы, при условии, что ее результаты компенсируют затраченные

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

государством средства в будущем, через налоговые платежи, а также выполнения других условий конкурса.

Определение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) осуществляется специалистами заказчика, уполномоченного органа в процессе подготовки конкурсной документации на выполнение НИОКР с привлечением, при необходимости, независимых экспертов.

Определение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) осуществляется на базе следующих методов:

расчет цены контракта (лота) путем составления смет предполагаемых затрат на выполнение НИОКР и их обоснования — затратный метод оценки;

расчет цены контракта (лота) по результатам изучения источников информации о стоимости аналогичных НИОКР (сходных по структуре затрат) — сравнительный метод оценки;

— расчет цены контракта (лота) как инвестиционной стоимости будущих доходов государства в форме налоговых поступлений от реализации результатов НИОКР в отраслях экономики — доходный метод оценки.

Требование использования первых двух подходов прописано в 94-ФЗ.

Применение доходного метода для оценки НИОКР обуславливают целевые индикаторы и показатели Программы:

объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий;

— коэффициент бюджетной эффективности (отношение бюджетных доходов в виде налоговых поступлений от реализации Программы к расходам на ее реализацию).

Подтверждением того же являются и слова Председателя Правительства России В.В. Путина 20.06.2011 г. на совещании о расходах федерального бюджета 2012-2014 годов на федеральные целевые программы и внепрограммные объекты: «...прошу исходить из требования радикального повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, в целом ориентироваться на рачительное отношение к деньгам государства».

1. Цена контракта (лота), рассчитываемая на основании сметы затрат на выполнение работы - Ц1

Составление сметы затрат на НИОКР осуществляется путем планирования и обоснования предполагаемых расходов по различным статьям затрат с последующим обобщением их в единую калькуляцию. Состав расходов по научно-исследовательским,

1 http://www.fcpir.ш/catalog.aspx?CatalogЫ=835

опытно-конструкторским и технологическим работам установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научноисследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02» (от 19.11.2002 г. № 115н, от 18.09.2006 № 116н).

1.1. Обоснование трудоемкости и сроков выполнения работ

Цели и задачи НИОКР, как правило, обосновываются в пояснительной записке (ПЗ), а требования к работам и результатам — в техническом задании (ТЗ). Обоснование трудоемкости и сроков выполнения НИОКР приводится в технико-экономическом обосновании (ТЭО) и базируется на возможно более детальном планировании и анализе состава и содержания будущих работ на различных этапах НИОКР в соответствии с их целями, задачами и конечными результатами.

Исследования и разработки, осуществляемые в научной организации, носят, как правило, ярко выраженный индивидуальный, единичный характер, обладают высокой степенью неповторимости и неопределенности результатов проводимых работ.

Вместе с тем структура любого этапа НИОКР состоит из некоторого числа элементарных работ, связанных между собой и повторяющихся в каждой НИОКР в том или ином сочетании.

Определяя трудоемкость работ, исходят из задач, решаемых на соответствующих этапах НИОКР, руководствуясь нормативами трудоемкости. Некоторые из нормативов приведены на сайте Программы «Исследования и разработки»1. Расчет трудоемкости работ отражается в документах, представляемых в составе технико-экономического обоснования при подготовке заявок на формирование тематики Программы.

Для обоснования планируемой трудоемкости и продолжительности работы в ТЭО руководствуются следующими правилами:

должны быть выполнены все этапы НИОКР, предусмотренные действующими ГОСТами; должна быть обоснована необходимость проведения работ, особенно имеющих индивидуальный, единичный характер;

должна быть обоснована максимальная или минимальная продолжительность работ в месяцах. Особенно это важно для работ, продолжительность которых ограничена объективными сроками протекания физических, химических, биологических и т.п. процессов;

проводимые работы должны быть, по возможности, логически и хронологически взаимоувязаны; последующие работы должны, как правило, основываться на результатах предыдущих, и, в итоге, приводить к достижению цели и получению результатов, требуемых в ТЗ;

Форма № 1-тэо

Расчет плановой трудоемкости

№ п/п Наименование этапов и работ Результаты работ Продолжительность выполнения работ, мес. Трудоемкость, чел.-мес. Обоснование, пояснение

1.

ИТОГО:

Форма № 2-тэо

Затраты на заработную плату и страховые взносы

Этапы и работы Продолжительность выполнения этапов и работ, мес. Количество работников Трудоемкость, чел.-мес. Средняя заработная плата, тыс. руб./месяц Заработная плата, тыс. руб.

1.

ВСЕГО: (не суммировать) (не суммировать)

ИТОГО с учетом страховых взносов в размере % от суммы ЗП

расчеты наиболее продолжительных и трудоемких работ должны быть представлены более детально;

трудоемкость каждой работы и этапа в целом должны рассчитываться в человеко-месяцах. Результаты планирования сводятся в форму № 1-тэо «Расчет плановой трудоемкости», которая может рассматриваться в качестве календарного плана НИОКР.

1.2. Затраты на заработную плату исполнителей НИОКР и страховые взносы2

Затраты на заработную плату и страховые взносы рассчитываются на основе проектной трудоемкости (форма № 1-тэо) с использованием обоснованных экономических нормативов. В расчете в обязательном порядке указывается количественный состав непосредственных исполнителей. Количество месяцев начисления заработной платы должно соответствовать количеству месяцев выполнения работ согласно форме №1-тэо.

Обоснование расходов на заработную плату должно базироваться, в том числе на:

— сведениях из официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) о среднем уровне заработной платы в соответствующей отрасли промышленности в различных регионах;

— сведениях об официальных уровнях инфляции повышающих (понижающих) коэффициентах. Результаты расчетов оформляются в виде формы

№2-тэо.

1.3. Затраты на материалы и комплектующие

В данную статью включаются материалы и комплектующие изделия, необходимые для выполнения конкретной НИОКР, за исключением затрат, связанных с проектированием, изготовлением или приобретением специального оборудования.

Перечень материалов может содержать: сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, необходимые для изготовления экспериментальных и опытных образцов, макетов и т.п.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемых по статье «Материалы и комплектующие», формируется, на основе сведений о ценах на продукцию у наиболее вероятных продавцов.

В расшифровку затрат на материалы не допускается включение производственных средств, технологического оборудования, вычислительной техники и т.п. в том случае, если техническим заданием не предусмотрено изготовление образцов (макетов), содержащих в себе их как составные части или компоненты.

Главным условием при планировании затрат является расчет минимально необходимого количества общедоступных материалов и комплектующих изделий в натуральных единицах в графе «Обоснование количества и качества материалов». Именно наименование (ассортимент), общее количество и качество материалов требуют расчета и обоснования. Цены материальных ресурсов, отражаемых по статье «Материалы и комплектующие», должны соответствовать ценам наиболее вероятных поставщиков или продавцов ресурсов, о чем должны сви-

2 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 16.10.2010) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

детельствовать ссылки на соответствующие источники информации.

Затраты на материалы могут включать затраты по их доставке, а также расходы по передаче покупной энергии до места ее потребления.

Не допускается в состав материалов включать: комплектующие изделия и расходные материалы для оргтехники;

запасные части к устройствам, не имеющим отношения к выполнению данной работы.

Затраты на материалы и комплектующие заносятся в форму №3-тэо.

1.4. Затраты на спецоборудование и специальную оснастку для использования в качестве объектов испытаний и исследований

Затраты на приобретение и изготовление специального оборудования, специальных приспособлений и инструментов, приборов, аппаратов, стендов, установок и других устройств, необходимых для выполнения конкретной работы, включая расходы на проектирование, транспортировку и установку этого оборудования, приводятся в форме №4-тэо.

В форме №4-тэо не допускается включение затрат на приобретение серийных изделий, не являющихся объектами исследования (испытаний), а также вычислительной техники, не относящейся к специальному оборудованию для научных работ.

1.5. Затраты на прочие прямые расходы

К прочим прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с выполнением работ, в том числе:

— командировочные расходы;

затраты на изучение и подготовку специальной научно-технической информации; оплата научно-технических экспертиз; расходы за пользование платными патентными и другими информационными ресурсами;

— расходы на испытания, в том числе по оценке качества закупаемых материалов и комплектующих (сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), предназначенных для изготовления моделей, макетов, экспериментальных и опытных образцов, а также для использования в качестве объекта исследований; затраты по работам, выполняемым сторонними (специализированными) организациями, которые не могут выполняться исполнителем самостоятельно.

Прочие прямые расходы заносятся в форму №5-тэо.

1.6. Общехозяйственные не прямые (накладные) расходы

К общехозяйственным не прямым (накладным) расходам относят расходы непосредственно не связанные с выполнением работ, однако, без которых организация и проведение данной НИОКР не представляется возможной, в том числе:

Форма № 3-тэо

Затраты на материалы и комплектующие

№ п/п Наименование материалов Един. изм. Кол-во Цена единицы, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Обоснование количества и качества материалов

1.

ИТОГО:

Форма № 4-тэо

Затраты на спецоборудование и специальную оснастку для использования в качестве объектов испытаний и исследований

№ п/п Наименование спецоборудования Кол-во Цена, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Обоснование количества

1.

ИТОГО:

Форма № 5-тэо

Прочие прямые расходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Содержание расходов Сумма, тыс. руб. Обоснование

1.

ИТОГО:

— расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (АУП), включая страховые взносы от суммы заработной платы АУП; расходы по энергетическим и инфраструктурным объектам (электричество, топливо, вода, и т.п.); расходы по обслуживанию научного оборудования, принадлежащего организации, и задействованного для выполнения НИОКР;

расходы по арендной плате за помещения и коммунальные услуги (при обосновании необходимости);

— расходы по оплате информационных, консультационных, юридических и аудиторских услуг;

— расходы на содержание и обслуживание вычислительной, множительной и другой оргтехники, задействованной для выполнения работы; расходы по оплате услуг связи (включая Интернет) и электронной почты;

— расходы по оплате услуг банков;

— другие обоснованные расходы. Общехозяйственные расходы заносятся в форму

№6-тэо.

1.6. Структура затрат на выполнение работы

Форма №7-тэо «Структура затрат на выполнение работы» является обобщающей с точки зрения необходимых затрат на выполнение НИОКР.

Общехозяйственные не

Ограничительная функция формы №7-тэо состоит в использовании статистических данных ФСГС о распределении затрат на НИОКР по статьям для исключения необоснованного завышения или занижения затрат. Выход за пределы рекомендуемых диапазонов затрат должен быть обоснован.

Расходование (использование) внебюджетных средств при выполнении НИОКР в рамках Программы следует планировать и учитывать, руководствуясь методическими указаниями по учету внебюджетных средств, размещенными на сайте Программы «Исследования и разработки» (http://fcpir.ru/catalog. aspx?CatalogId=975).

Таким образом, планирование трудоемкости и всех статей сметы расходов и сроков выполнения НИОКР позволяет обосновать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) как совокупность бюджетных затрат на выполнение работы — Ц1 .

2. Цена контракта (лота) по результатам изучения источников информации о ценах на аналогичные контракты - Ц2

В ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) возможно использование «общедоступных результатов изучения рынка» и «исследования рынка» аналогичных работ. При

Форма № 6-тэо

мые (накладные) расходы

№ п/п Содержание расходов Сумма, тыс. руб. Обоснование

1.

ИТОГО:

Форма № 7-тэо

Структура затрат на выполнение работы

№ п/п Наименование статей затрат Рекомендуемое распределение затрат (с учетом данных ФСГС)3 Затраты, тыс. руб. Реальное распределение затрат, %

1 Затраты на заработную плату и социальное страхование 30-65%

2 Материалы и комплектующие 15-50%

3 Затраты на спецоборудование и специальную оснастку для использования в качестве объектов испытаний и исследований

4 Прочие прямые расходы, непосредственно связанные с выполнением работ

5 Общехозяйственные (не прямые) расходы, непосредственно не связанные с выполнением работ 10-20%

ВСЕГО: 100% 100%

Доля бюджетного финансирования в общем объеме финансирования работы (М), %

Объем бюджетного финансирования работы (начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) как совокупность бюджетных затрат) — Ц1, тыс. рублей

3 Данные ФСГС с 1998 по 2007 гг. [3-5].

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

наличии информация о контрактах на выполнение подобных НИОКР по другим Программам или за рубежом, цена контракта может быть обоснована путем сопоставительного анализа аналогов и данного проекта. Могут быть использованы корректировочные таблицы, широко применяемые, например, в оценочной деятельности. В случае достаточного количества аналогов возможно использование методов корреляционно-регрессионного анализа. Обоснованная таким образом цена является ценой контракта по аналогии — Ц2.

3. Цена контракта (лота) как инвестиционная стоимость будущих доходов государства от реализации результатов работы - Ц3

Цены контракта (лота) на основании затрат (Ц1) и по аналогии (Ц2) отражают необходимые затраты на выполнение работы и опыт финансирования подобных работ, однако эти цены не отражают целесообразность затрат для государства, действующего в условиях рыночной конкуренции. Если на этапе планирования проекта прикладных исследований и разработок очевидно, что затраты государства не будут полностью компенсированы результатами проекта в будущем, то это является сигналом для пересмотра затрат, а возможно и темы самого проекта НИОКР.

О степени компенсации затрат государства можно судить по цене (стоимости) будущих доходов государства от реализации результатов проекта, рассчитываемой на момент принятия решения о финансировании проекта из бюджета по формуле:

= —м±—

3 Л <7; £ а + г/, (1)

£ а+гу-1

где М — доля бюджетного финансирования в общем объеме финансирования НИОКР, %; в — доля НИОКР в создании технологической инновации, %;

qj — доля бюджетного финансирования в начале ]-го года, %; г — ставка дисконтирования;

т — продолжительность бюджетного финансирования, лет;

Si — доходы государства в конце г-го года, тыс. руб.; п — продолжительность коммерциализации, лет.

Цена Ц3 является инвестиционной стоимостью будущих доходов государства от реализации результатов работы, т.к. согласно федеральному стандарту оценки4 «При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования

объекта оценки». По своей сути цена Ц — это сумма дисконтированных (приведенных к моменту принятия решения о финансировании проекта) доходов государства от реализации предполагаемых результатов работы, скорректированная с учетом долевого участия государства в проекте, распределения финансирования по годам и вида научной работы.

Доходы государства S., в общем случае, могут быть в виде:

налоговых поступлений от реализации новой продукции, разработанной и производимой по технологиям в рамках финансируемой НИОКР; косвенных доходов от социально-экономических эффектов, которые можно ожидать, например, от повышения производительности труда, экономии труда и материалов, повышение конкурентоспособности отечественной инновационной продукции и технологий и т.п., проявившихся после достижения поставленных перед работой целей. Предполагаемые налоговые поступления в бюджет государства зависят, в наиболее общем виде, от объема дополнительного производства новой продукции (У), доли себестоимости продукции в объеме продаж ^), доли расходов на оплату труда ^2) в себестоимости и устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (формулы для расчета налоговых поступлений приведены в Форме №8-тэо).

Формулы для расчета налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от выпуска и реализации новой наукоемкой продукции основаны на следующих допущениях:

1. Административные и коммерческие расходы включены в себестоимость производства и реализации продукции.

2. Постоянные активы (здания и сооружения, оборудование и другие основные фонды), в течение периода коммерциализации, не приобретаются и не продаются. Расходы будущих периодов не учитываются.

3. Лизинг оборудования не осуществляется.

4. Кредиты не привлекаются.

5. Земельный налог, налог с продаж и другие налоги, относимые на текущие затраты, налог на имущество, а также налоги, относимые на финансовые результаты, акцизы, импортные и экспортные пошлины не учитываются. Их учет возможен, однако, он повлечет за собой существенное усложнение заявочной документации.

Объем дополнительного производства (У) сначала обосновывается в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах и т.п.), а затем в денежных единицах (тыс. рублей) с обязательным обоснованием цены единицы продукции. Объем дополнительного производства в натуральном выражении должен отражать типичные закономерности жизненного цикла продукции (рост, насыщение, спад).

4 УТВЕРЖДЕН приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)».

Форма № 8-тэо

Расчет цены контракта как инвестиционной стоимости будущих доходов государства от налоговых поступлений от результатов работы

№ п/п Наименование показателя Обозна- чение Значе- ние Формула для расчета (примечание) 0-й год 1-й год І-Й год п-й год

1. Объем дополнительного производства новой наукоемкой продукции (включая НДС), тыс. руб. V х Рассчитывается заявителем и/или устанавливается заказчиком

2. Доля себестоимости продукции в объеме продаж (без НДС), % Рассчитывается заявителем и/или устанавливается заказчиком х х х х х х

3. Доля расходов на оплату труда в себестоимости (с учетом страховых взносов), % Рассчитывается заявителем и/или устанавливается заказчиком х х х х х х

4. Доля бюджетного финансирования в общем объеме финансирования работы, % М Рассчитывается заявителем и/или устанавливается заказчиком х х х х х х

5. Доля бюджетного финансирования в начале первого года, % Принимаются равные доли, если иное не установлено заказчиком = 1, т = 3 х х х х х х

6. Доля бюджетного финансирования в начале второго года, % q2 -\\- х х х х х х

7. Доля бюджетного финансирования в начале третьего года, % % -\\- х х х х х х

8. НДС, % п 18,0% НДС=-^\-(1 -^ ■ (1 -й2)) (1+л)

9. Налог на заработную плату, % 8 34,2% нзп = ^2 ■ е (1 + е )■ (1 +п) —

10. Налог на прибыль, % У 20,0% Н =7^—; (1 -а 1) ■У (1 +п) —

11. Налог на доходы физических лиц, % 13,0% НДФЛ= 7■^■^ ■ ц (1 + е )■ (1 +п)

12. Сумма налогов всех уровней 1-го года, тыс. руб. х S. = НДС. +НЗП. +НП. +НДФЛ11 —

13. Ставка дисконтирования, % г 10,0% Устанавливается заказчиком х х х х х х

14 Доля работы в создании технологической инновации в Рассчитывается заявителем и/или устанавливает -ся заказчиком х х х х х х

15. Цена работы, тыс. руб. Ц3 х ц М ■ р у ^

3 у £ а+г/ £ а+гу-1

Продолжительность коммерциализации (и), которая зависит от темпов морального старения и тенденций спроса на разрабатываемую продукцию в условиях конкуренции на внутреннем и мировом рынке, ограничена только естественным падением спроса по причинам конкуренции на рынке инновационной продукции.

Ставка дисконтирования (г) — это доходность альтернативных или аналогичных инвестиций, если речь идет об определении стоимости (например, рыночной) объекта по аналогии или требуемая

инвестором доходность, если рассматривается конкретный инвестиционный проект с точки зрения инвестора. В первом случае ставку дисконтирования определяют путем так называемой «рыночной экстракции» на основе анализа доходности аналогичных объектов, во втором — инвестор, желая снизить цену покупки, стремится к завышению ставки, встречая сопротивление продавцов инвестиционных объектов.

Ставка дисконтирования характеризует общую прогнозируемую доходность инвестиций, как за счет

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

изменяющихся в будущем чистых доходов, так и изменения стоимости объектов.

Для расчета ставок дисконтирования требуются знание ставки капитализации, прогнозы темпов изменения чистых доходов и стоимости аналогичных объектов [6].

В инвестиционном проектировании, например, при определении инвестиционной стоимости, ставка дисконтирования устанавливается с учетом пожеланий инвестора, диктующего свои условия в отношении требуемой им от проекта доходности. Так как, чем выше требуемая инвестором доходность, тем ниже инвестиционная стоимость проекта (например, цена контракта или лота), то возникает опасность того, что проект не состоится из-за невыполнимости требований инвестора.

Применительно к инвестиционному проектированию в рамках Программы ставка дисконтирования, устанавливаемая заказчиком (государством-ин-вестором), может быть сопоставима с кредитными ставками Банка России, учитывающими рыночную конъюнктуру и отражающими государственную кредитную политику (см. рис. 1).

Таким образом, исходя из представленных статистических данных, ставка дисконтирования, устанавливаемая заказчиком, может варьироваться в пределе от 10 до 20% в зависимости от рыночной конъюнктуры и проводимой государственной политики.

Продолжительность бюджетного финансирования (т) — это число лет, в течение которых предполагается выплачивать выделенную на проект сумму,

а qj _ доля бюджетного финансирования в начале j-го года. Сумма всех долей qj всегда должна равняться единице. Необходимость учета распределенного (не единоразового) финансирования проекта обусловлена различной ценностью денег, выплачиваемых в разное время. Продолжительность бюджетного финансирования в рамках Программы, составляет не более 2-х лет для исследований и не более 3-х для разработок.

Долей бюджетного финансирования (M) в общем объеме финансирования НИОКР учитывается факт того, что в формировании налоговых поступлений в бюджет могут принимать участие не только государственные средства.

Доля (в) работы в создании технологической инновации. Так как разработанный для коммерциализации продукт есть результат последовательно выполненных НИР, ОКР (ОТР) и создания производства, то дисконтированные налоговые поступления от коммерциализации продукта должны быть распределены пропорционально вкладу каждой из этих работ в создание продукта.

По данным Государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки» (http://www.csrs. ru/) в 2008-2009 годах в области технических наук, к которым относится большинство проектов, выполняемых в рамках Программы, примерно 17,5% затрат приходилось на прикладные исследования (НИР) и 82,5% _ на разработки (ОКР/ОТР) (см. рис. 2).

По данным того же источника, затраты на НИОКР в общих затратах на технологические иннова-

Рис. 1. Средневзвешенные ставки по кредитам и ставка рефинансирования Банка России

Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin32ga.htm

Всего Естест- венные науки Техни- ческие науки Меди- цинские науки Сельскохо- зяйственные науки Обще- ственные науки Гумани- тарные науки

2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренние текущие затраты 410865,0 78078,0 296901,9 11382,1 8339,6 10482,1 5681,2

Фундаментальные исследования 77121,3 45590,6 14552,6 4300,3 4366,2 3972,5 4339,0

Прикладные исследования 79885,8 19007,5 46977,4 5769,4 2227,0 5105,3 799,3

Разработки 253857,9 13479,9 235372,0 1312,4 1746,5 1404,3 542,8

2009

Внутренние текущие затраты 461006,2 86633,3 333328,0 13794,4 9569,7 11804,1 5876,8

Фундаментальные исследования 96809,1 52252,9 22653,6 6418,1 5378,4 5288,3 4817,9

Прикладные исследования 92557,1 20782,0 56915,8 6418,2 2629,3 4948,1 863,7

Разработки 271640,0 13598,4 253758,6 958,2 1516,9 1567,6 195,3

Рис. 2. Структура затрат на исследования и разработки, млн. рублей

Источник: http://www.csrs.ru/statis/sc2010/[96].pdf

Год Объем отгруженных инновационных товаров*, млн. руб. Затраты на технологические инновации, млн. руб. Их них

на исследования и разработки на приобретение машин и оборудования на производственное проектирование

2005 589005,2 143222,6 20799,0 88482,3 14206,8

2007 879698,4 234057,7 38607,1 136884,4 15833,6

2008 987844,1 307186,9 43231,0 181036,8 22051,5

2009 855253,0 399122,0 99543,2 203700,6 29239,4

Рис. 3. Затраты на НИОКР в общих затратах на технологические инновации

Источник: http://www.csrs.ru/statis/sc2010/[174].pdf

ции в 2008-2009 годах составили примерно 20,2% (см. рис. 3).

Следовательно, затраты на создание инноваций распределяются примерно следующим образом: НИР

- в = 3,5%, ОКР/ОТР - в = 16,5%, создание производства — 80%. Разумеется, что такое распределение затрат является ориентировочным. В зависимости от мероприятия Программы, особенностей финансирования НИОКР, специфики конкретного проекта значения коэффициента в могут быть иными.

4. Цена контракта (итоговое значение)

В качестве цены контракта принимается наименьшая из полученных цен:

Ц = ттЦ Ц2, Ц) (2)

В случае невозможности расчета какой-либо из цен, эта цена в согласовании не участвует.

Такой алгоритм согласования цен ограничивает возможности необоснованного завышения цены лота (контракта), т.е. неэффективное расходование бюджетных средств, и заставляет более детально и реалистично планировать затраты на НИОКР.

Заключение

Предлагаемая методика разработана в связи с изменениями от 21.04.2011 Федерального Закона №94-

ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и является, по сути, усовершенствованным ТЭО, входящим в состав действующей в настоящее время заявки на формирование тематики (ЗФТ).

Методика позволяет упростить и систематизировать:

обоснование объемов и сроков выполнения НИОКР;

— изложение перспектив коммерциализации в ЗФТ;

— формы ТЭО.

Новое ТЭО целиком отвечает требованиям закона 94-ФЗ и Программы, и позволяет:

— заявителям давать четкие и логически выверенные технико-экономические обоснования своих предложений с указанием всех доступных информационных источников;

— заказчику оценивать объемы и сроки финансирования предлагаемых проектов, формировать на базе исходных заявок конкурсные лоты с обоснованием (расчетом) цены лота (контракта), формулировать требования к результатам НИОКР, которые будут однозначно пониматься всеми участниками конкурса, исключать конкурсные заявки с явно демпинговыми ценами.

Методика повысит объективность обоснования

начальной (максимальной) цены контракта (цены

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ПРАВО • МЕПЕДЖМЕПІ • МАРКЕІИНІ

лота), позволит упростить взаимопонимание между заявителями (исполнителями) НИОКР и заказчиком в лице Минобрнауки РФ.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным на-

правлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» от 6 июля 2006 г., № 977-р.

3. Индикаторы науки: 2007, 2008, 2009 гг. Статистические сборники, Москва 2007, 2008, 2009, Министерство образования и науки Российской Федерации, ФСГС, ГУ «Высшая школа экономики».

4. Научный потенциал высшей школы. Статистический сборник. Москва, 2007, Министерство образования и науки Российской Федерации, ГУ «Высшая школа экономики».

5. Наука России в цифрах 2005 г. Статистический сборник, Москва, ГУ «Центр исследований и статистики науки».

6. Михайлец В.Б. Еще раз о ставке дисконтирования и методах доходного подхода // Вопросы оценки, №1, 2005. С. 2-14.

Methods of study of the initial (maximum) contract price for carrying out research and development

A.A. Kirpichnikov, Graduate student, Leading specialist of the information, analytical and organizational support, Autonomous Nonprofit Organization «Russian Academy of Entrepreneurship»

S.I. Kretov, Ph.D. in Economics, Leading specialist of the information, analytical and organizational support, State Enterprise «State Directorate TSNTP»

V.B. Mikhailets, Ph. D., lecturer, Leading specialist of the information, analytical and organizational support, State Enterprise «State Directorate TSNTP»

I.V. Radin, Leading specialist of the information, analytical and organizational support, State Enterprise «State Directorate TSNTP»

The article provides a method of justification of the initial (maximum) contract price (lot price) to perform research and development within the framework of federal programs, including «Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for 2007-2013». The method was developed in response to changes from 21042011 Federal Law № 94-FZ «On placing orders for goods, works and services for state and municipal needs». The methodology laid the rule that the contract price (lot price) - the smallest of the three prices: the price the estimated costs of implementation research (cost method of valuation), the price the cost of performing similar studies (comparative method of valuation) and the price of future state revenues in tax revenue from the sale of the work (income method of evaluation). The proposed technique can be used to justify the initial (maximum) price contracts (price of lots) in the implementation of state programs.

Keywords: research and development, the contract price (lot price).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.