Научная статья на тему 'О РАСЧЕТЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ xd, xq СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ'

О РАСЧЕТЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ xd, xq СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
483
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАСЧЕТЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ xd, xq СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»

Том 132

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

1965

О РАСЧЕТЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ ха, хд СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Е. В. КОНОНЕНКО, Б. П. ГАРГАНЕЕВ, А. Н. АЙФЕРТ

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин и общей

электротехники)

При расчете характеристик синхронно-реактивных двигателей большое значение имеет правильное определение синхронных сопротивлений ха, хд. Однако в [1] определение сопротивлений ха, хя производится, по нашему мнению, неправильно. Объясняется это следующим. В [1] хай, хая вычисляются на основании формул:

ко.

Хай ~ Хт 7 ' Кий

к

Хац = Т- *

где кй, кя — коэффициенты продольной и поперечной реакций якоря (даны в виде кривых, определенных на основании построения картин поля);

кпй, — коэффициенты насыщения в продольной и поперечной осях;

_ 4 - тШ2 2 ^

— V' Ро ' (о)

к р о

индуктивное сопротивление- в предположении, что ротор цилиндрический, выраженное через конструктивные данные машины.

Применение в уравнениях (1), (2) коэффициентов реакции якоря недопустима. Известно, что под коэффициентами реакции якоря подразумеваются коэффициенты приведения н. с. (намагничивающей силы) продольной и поперечной реакций якоря к н. с. обмотки возбуждения [2].

При определении сопротивлений хаа, хад в синхронных явнопо-люсных машинах пользуются теорией двух реакций. Вследствие неравномерности воздушного зазора, обусловленной явнополюсностью, магнитные потоки по продольной и поперечной осям, созданные об; моткой статора, уменьшаются. Коэффициенты, определяющие степень уменьшения амплитуд основных гармонических поля, называются коэффициентами формы поля кай, кад по продольной и поперечной осям.

Поэтому сопротивления хай, ха(1, которые пропорциональны магнитному потоку, в явнополюсной машине будут уменьшаться пропор-

ционально кай, ка(} по сравнению с машиной, имеющей цилиндрический ротор.

Из вышеизложенного следует, что, применяя уравнения (1), (2), необходимо в них подставлять не коэффициенты реакции якоря кй, а коэффициенты формы поля ка(].

Аналогичная ошибка допускается при расчете сопротивлений хай, хая в методике расчета синхронно-реактивных двигателей, изложенной в [3].

Такая недопустимая неточность в расчете параметров синхронно-реактивных двигателей стала возможной благодаря тому, что вопросам их теории не уделяется достаточно внимания. Синхронно-реактивиая машина является частным случаем синхронной явнополюсной машины. Поэтому при изучении работы и расчете синхронно-реактивных двигателей часто без достаточных оснований пользуются выводами теории явнополюсной синхронной машины, в предположении, что обмотка возбуждения на роторе разомкнута.

В синхронных же машинах, при расчетах хаЛ> хац часто пользуются преобразованными формулами (1), (2) в относительных единицах, в которых сопротивления хаа1 хад выражаются через н. с. реакции якоря и воздушного зазора или линейную нагрузку и индукцию в в воздушном зазоре [4^5]. В этом случае в уравнения для расчета входят коэффициенты реакции якоря кй,

На основании этого в [1,3] при расчетах сопротивлений хай, хая синхронно-реактивных двигателей по уравнениям (1), (2) ошибочно вводят коэффициенты кй, несмотря на то, что хт выражено через конструктивные данные машины.

Коэффициенты формы поля каа, кач и реакции якоря ка, кц для равномерного и весьма малого зазора под полюсным наконечником (3 — 0) определяются уравнениями [2]:

, атс + этаг -

Ка - ~-----------> (4)

, сиг—-Бтатс

Кц =-"---' (5)

оис + этат:

К = ——— , (6)

4зт — 2

атс—эт аъ

кя = —-— ' (7)

4 атс

431П — 2

Из этих уравнений можно найти, что

А . (8)

Ь Ь * 47

кай ац 4 8{П -

2

Уравнение (8) характеризует величину погрешности, получаемую при подстановке в уравнение (1), (2) коэффициентов кй, кц^ вместо

В тех случаях, когда воздушный зазор под полюсом представляет собой конечную величину, значение коэффициентов ка, кай, кац можно определить на основании построения картин поля [6].

2. Заказ 5716. • 17

На рис. 1, 2 представлены отношения ——1 в зависимости от

коэффициента полюсного перекрытия а для различных отношений воздушного зазора под полюсом о к полюсному делению ' (для случая ^ = 1,0).

о

Как следует из приведенных кривых, погрешность при расчете сопротивлений хай, хач в случае неправильного применения коэффи-

М

КаЛ (2

1,0

0,8 46

0,4 0,5 0,6 0,7 0,в 0,9 1,0

Рис. 1. Кривые для определения отноше-

Кй ^гпчх

ния-явнополосных машин при-

Кай 7>

ы.

Кац 1,2

1,0

0,8

■ *

Об

0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,я №

Рис. 2. Кривые для определения отношения

ка ^шах , л —— явнополюсных машин при -= 1,0.

Кад *

циентов ка, кд вместо каа, кад значительна, и при а = 0,4 достигает 34%. Из уравнения (8), а также сопоставления кривых, изображенных на рис. 1 и 2, следует, что ошибка при определении х1Щ получается практически одинаковой.

В практике проектирования электрических машин все расчеты обычно производятся при учете лишь основных гармонических. Влияние же высших гармонических учитывается самостоятельно. Поэтому 18

АХ

а

в вышеизложенном предполагалось, что расчет коэффициентов ка, кя, каа, кая и сопротивлений хаа, хад производится для основных гармонических.

ЛИТЕРАТУРА

1. И. М. Постников, В. В. Ралле. К определению размеров параметрического (реактивного) двигателя. «Электричество», № 3, 1963.

2. М. П. Костенко, Л. М. Пиотровский. Электрические машины. Ч. II-ГЭИ, 1958.

3. Н. П. Ермолин. Электрические машины малой мощности. Высшая школа, 1962.

4. И. М. Постников. Проектирование электрических машин ГИТЛ, УССР, 1960.

5. Е. Я. К а з о в с к и й. Переходные процессы в электрических машинах переменного тока. Изд. АН СССР, 1962. ^

6. М. П. Костенко, В. Е. Коник. Определение основной и третьей гармоник поля якоря и поля полюсов явнополюсной синхронной машины. «Электричество», № з; 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.