Научная статья на тему 'О расчете осесимметричного напряженно-деформированного состояния авиационных шин'

О расчете осесимметричного напряженно-деформированного состояния авиационных шин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поляков Сергей Николаевич, Цысс Валерий Георгиевич

Рассмотрен расчет осесимметричного напряженно-деформированного состояния авиационных шин на основе численной аппроксимации решения методом конечных объемов. Метод конечных объемов, объединяя лучшие качества метода конечных разностей и метода конечных элементов, позволяет строить консервативные расчетные схемы, обладающие вычислительной эффективностью конечно-разностных схем и алгоритмизируемостью методов конечных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поляков Сергей Николаевич, Цысс Валерий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О расчете осесимметричного напряженно-деформированного состояния авиационных шин»

3. Впервые разработчик может количественно оценить, каким образом техническое решение, оптималь-ное для одного из элементов рабочего цикла, влияет на критерии оптимальности остальных элементов этого цикла. В случае, когда критерии оптимальности противоречат друг другу, разработчик должен найти такие совокупности технических решений, которые устраняют эти противоречия и обеспечивают энергосберегающую технологию рабочего процесса ФП в целом.

Такой подход применен автором при выборе оптимального варианта совмещенного способа черпания сыпучего материала ФП и соответствующего этому варианту технического решения [8, 9].

Литература

1. Казаринов В.М., Фохт Л.Г. Одноковшовые погрузчики в строительстве. 2-е изд. лерераб и доп. - М., Стройиздат, 1975. -239 с.

2. Лукин A.M. Основы проектирования ресурсосберегающих технологий сложных динамических систем циклического действия. Часть 1. Методологические основы теории черпания сыпучего материала ковшом погрузочной машины: Монография. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2002.-319 с.

3. Лукин A.M. Методика определения нагрузок в механизмах управления рабочим оборудованием фронтального погрузчика. // Омск, 1979. Деп. в ЦНИИТЭ-строймаше, № 159. Опубл. в Библиограф, указ. ВИНИТИ: Деп. научн. работы, 1979. № 11, с. 71.

4. Лукин A.M. Определение соотношений скоростей выдвижения штоков ковшовых и стреловых цилиндров и

С. н. ПОЛЯКОВ

в. г. цысс

Омский государственный технический университет

УДК 539.3

Высокие требования, предъявляемые в настоящее время к надежности авиационных шин, могут быть достигнуты при условии, что расчетные схемы разрабатываемых конструкций максимально приближены к реальным объектам, учитывать сложность как конструктивных форм, так и поведение материалов шины при экстремальных режимах работы.

Конструкция авиационной шины представлена на рис. 1, из которого видно, что шина является сложной конструкцией, состоящей из композиционных материалов (брекер и каркас), металла (бортовые кольца и брекер) и высокоэластичного материала (чаще всего резина).

Для определения напряженно-деформированного состояния в шине широкое распространение получили Два подхода: на основе теории оболочек [1], на основе применения метода конечных элементов (МКЭ) [2].

В последние годы активно развивается подход, основанный на представлении среды в виде конечных

поступательного перемещения погрузчика при черпании материала. // Омск, 1983. Деп. в ЦНИИТЭстрой-маше, № 402. Опубл. в Библиограф, указ. ВИНИТИ: Деп. научн. работы, 1982. № 11, с. 87.

5. Лукин A.M. Динамика взаимодействия ковша погрузчика со штабелем сыпучего материала при совмещенном способе черпания. // Омск, 1983. Деп. в ЦНИИТЭстроймаше, №411. Опубл. в Библиограф, указ. ВИНИТИ: Деп. научн. работы, 1983. № 1, с. 94.

6. Лукин A.M. Математическая модель процесса черпания сыпучего материала. // Омск, 1983. Деп. в ЦНИИТЭстроймаше, № 71 сд - Д83. Опубл. в Библиограф, указ. ВИНИТИ: Деп. научн. работы, 1983. № 12, с. 120.

7. Лукин A.M. Математическая модель и программа для определения кинематических и силовых параметров погрузочного оборудования фронтальных погрузчиков. // Омск, 1986. Деп. в ЦНИИТЭстроймаше, № 82-сд-вб. Опубл. в Библиограф, указ. ВИНИТИ: Деп. научн. работы, 1986. № 10, с. 128.

8. Лукин A.M. Оптимизация режимных параметров фронтального погрузчика при исследовании динамики процесса черпания сыпучего материала. // Омский научный вестник.-2002.-Вып. 19.-е. 101-104.

9. Лукин A.M., Калачевский Б.А. Совершенствование технологии черпания сыпучего материала по удельным энергозатратам. // Омский научный вестник. - 2002. - Вып. 19.-е. 104-106.

ЛУКИН Александр Михайлович, кандидат технических наук, доцент.

Рис.1. Схема конструкции авиационной шины. 1 - протектор; 2 - брекер; 3 - слои каркаса; 4 - камера; 5 - бортовые кольца.

О РАСЧЕТЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО НАПРЯЖЕННО-ДЕфОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ШИН

РАССМОТРЕН РАСЧЕТ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ШИН НА ОСНОВЕ ЧИСЛЕННОЙ АППРОКСИМАЦИИ РЕШЕНИЯ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ОБЪЕМОВ. МЕТОД КОНЕЧНЫХ ОБЪЕМОВ, ОБЪЕДИНЯЯ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДА КОНЕЧНЫХ РАЗНОСТЕЙ И МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПОЗВОЛЯЕТ СТРОИТЬ КОНСЕРВАТИВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КОНЕЧНО-РАЗНОСТНЫХ СХЕМ И АЛГОРИТ-МИЗИРУЕМОСТЬЮ МЕТОДОВ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

!

i i

/ I У I i i

j/T \

\ \i 0 1 г / ij« 1

/ j

! Л. i i

0.20

г 0.15

X

? 0,10

i

S U.UÖ

t 0,00

X

«t -0,05

I -0,10

q -0,15

ад

U4-

У

Ii

м

ГТ ¥

0.20 0,15 0,10

г

j 0.05

1 о.оо

а

С -0,05 -0,10 -0.15

меридиональная координата шины, t, ом

Рис.2. Зависимость прогиба внутренней поверхности шины от меридиональной координаты.

объемов, и аппроксимации уравнений сохранения в интегральной форме на этих объемах [3,4]. Основные преимущества такого подхода заключаются в единообразии аппроксимации уравнений на конечных ячейках произвольной формы и, следовательно, в упрощении аппроксимации уравнений для сложных расчетных областей. Кроме того, в методе конечных объемов сеточные законы сохранения выполняются в каждой расчетной ячейке, а для формирования уравнений не привлекаются вариационные принципы.

Предложенный в [4] метод применим для определения напряжений и деформаций в шинах.

Поскольку авиационные шины изготовлены из композиционных материалов, в работе определение значений элементов матрицы [С] проводится для каждой ячейки. Соотношения упругости для ортотропного слоя определяются на основе структурного подхода [6].

В качестве тестового примера рассмотрим определение НДС шины 175/70R13, для которой имеются экспериментальные результаты и расчеты другими методами.

Конструкция шины состоит из одного слоя каркаса, изготовленного из текстильного корда и двух перекрестным образом расположенных слоев брекера из метал-локорда. Шина нагружена эксплуатационным давлением р=0,2 МПа. Механические характеристики материала следующие. Слой металлокорда расположен под углом ±70" на экваторе модуль корда Е = 89,6-103 МПа, модуль упругости резины Е = 3,0 МПа. Модуль упругости каркаса Е = 2,8-103 МПа, угол на экваторе равен 0°.

На рис. 2 приведены результаты расчетов прогиба внутренней поверхности шины по приведенной методике (сплошная линия) и по теории оболочек (пунктирная линия), взятой из работы [1] При построении результаты расчета были приведены к меридиональной координате.

На рис.3 приведены результаты расчета распределения поперечных касательных напряжений по толщине шины 175/70R13 в зоне окончания брекера.

Расстояние от внутреннего контура в мы

Рис. 3. Распределение поперечных касательных напряжений по толщине шины 175/70R13 в зоне окончания брекера.

Ромбами на горизонтальной оси отмечены границы слоев. Касательные напряжения <т1Э - сплошная линия по работе

[1], и треугольниками • результаты расчета по данной методике; касательные напряжения <т23 - пунктирная линия по работе [1], и кружками - результаты расчета по данной методике.

Полученные результаты позволяют сделать выводы о достоверности результатов определения напряжений и деформаций в шинах по приведенной методике. Разработанный метод расчета может быть использован для расчета авиационных шин в КБ шинных заводов и проектных организациях.

Литература

1. Григолюк Э.И. , Куликов Г.М. Многослойные армированные оболочки: Расчет пневматических шин. -М.. Машиностроение, 1988. - 288с.

2. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. - М.: Мир, 1975. - 541с.

3. Ильин В.П. Методы конечных разностей и конечных объемов для эллиптических уравнений. - Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 2000. - 345с.

4. Поляков С.Н., Цысс В.Г. Применение метода конечных объемов к решению динамических задач теории упругости/ В наст. Сборнике.

5. Саббонадьер Ж.-К., Кулон Ж.-Л. Метод конечных элементов и САПР. М.: Мир, 1989. -190 с.

6. Розин Л .А. Задачи теории упругости и численные методы их решения. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -532с.

7. Апфутов H.A., Зиновьев П.А., Попов Б.Г. Расчет многослойных пластин и оболочек из композиционных материалов. -М.: Машиностроение, 1984. -264с.

ПОЛЯКОВ Сергей Николаевич, аспирант кафедры «Автоматические установки».

ЦЫСС Валерий Георгиевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматические установки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.