Научная статья на тему 'О работе Центра медицинского менеджмента в ТГУ'

О работе Центра медицинского менеджмента в ТГУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDICAL MANAGEMENT / INNOVATIVE SCIENCE AND EDUCATION PROJECT / CROSS-UNIVERSITY INTEGRATION OF KNOWLEDGE / MEDICINE AND ECONOMICS CLUSTER / SYSTEMATIC AND COMPREHENSIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Добрусина Маргарита Ефимовна

Важное направление социального менеджмента изучение организации и управления здравоохранением в условиях бюджетно-страхового финансирования. Именно Центр медицинского менеджмента, открытый в Томском государственном университете в 2000 г., осуществляет профессиональную подготовку (переподготовку) руководителей и специалистов для организаций здравоохранения, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности новейшие бизнес-технологии. Ключевые слова: медицинский менеджмент, медико-экономический кластер, системность и комплексность обучения, активные методы обучения, авторские учебные программы, круглые столы, научно-исследовательская работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Добрусина Маргарита Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of the Medical Management Center of the National Research Tomsk State University

Health of the nation is the critical feature of the quality of life in any country, its strategic resource. Obviously, in countries with developed market economies, health is a priority task for the federal and regional authorities. With this in mind, medical management shall be considered in a narrow and a broad sense. In the first case, medical management is referred to as professional management, i.e. lines of professional behavior carried out by medical personnel, particular doctors, and strategies of treatment aimed at a specific outcome. From this point of view, all doctors, having received a good education, are guided by such principles in their career pathways. A criterion for the evaluation of their activity is quality of medical service and the ultimate results of treatment. Medical management, in the broad sense, is an important area in social management, focused on people's health and maintaining their ability to work and ensure a long life. It studies organization and management of healthcare in conditions of state and insurance financing. The Medical Management Center, established in the Higher School of Business in the framework of the National Research Tomsk State University in 2000, is running an innovative research and education project for cross-university integration of knowledge in the field of economics, medicine, and law at the university level. The project aims to provide programs for continuing professional development and upgrading skills for medical personnel coming from practicing doctors, medical interns, residents, pharmacists, nurse practitioners and nurses. The activity of the Center is based on the following key principles: 1. Amendment of educational programs in accordance with the learners' profile and their educational requirements; 2. Systematic and comprehensive learning; 3. Flexibility and responsiveness; 4. Encouragement of learners to solve practical healthcare tasks based on academic research; 5. Engagement of professors and associate professors in educational process from seven faculties of Tomsk State University, three faculties of Siberian State Medical University, E.D. Goldberg Research Institute of Pharmacology and Regenerative Medicine, managers and specialists coming from practical healthcare and health insurance. The curriculum includes five modules: 1. Basics of management for healthcare. 2. Basics of law as applied to healthcare. 3. Restructuring healthcare. 4. Accounting and taxation. 5. Basics of financial management in healthcare. By now, the Medical Management Center has educated 9 groups from the course Economics, Organization and Management of Medical Institutions. Over 130 learners have taken the course, including 40 managers from medical institutions, 15 PhD holders, and one doctor of medical sciences.

Текст научной работы на тему «О работе Центра медицинского менеджмента в ТГУ»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 614.2:364.69

DOI: 10.17223/19988648/35/18

М.Е. Добрусина

О РАБОТЕ ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Важное направление социального менеджмента - изучение организации и управления здравоохранением в условиях бюджетно-страхового финансирования. Именно Центр медицинского менеджмента, открытый в Томском государственном университете в 2000 г., осуществляет профессиональную подготовку (переподготовку) руководителей и специалистов для организаций здравоохранения, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности новейшие бизнес-технологии. Ключевые слова: медицинский менеджмент, медико-экономический кластер, системность и комплексность обучения, активные методы обучения, авторские учебные программы, круглые столы, научно-исследовательская работа.

В современном обществе внимание к здоровью возрастает. Это продиктовано в том числе и требованиями рыночной экономики, в которой успешным и конкурентоспособным может быть не только хорошо подготовленный и эрудированный специалист, но и здоровый человек. Согласно Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней. Оно на 70% зависит от образа жизни и среды обитания, на 20% - от наследственных факторов и только на 10% - от состояния и уровня развития самого здравоохранения.

Здоровье народа (нации) является важнейшей характеристикой качества жизни любого государства, его стратегическим ресурсом. Неслучайно в странах с развитой рыночной экономикой охрана здоровья - приоритетное направление деятельности федеральных и местных властей. В этой связи, на наш взгляд, медицинский менеджмент нужно рассматривать в узком и широком смысле слова.

В узком понимании следует говорить о профессиональном менеджменте, т. е. линии профессионального поведения медицинских работников, в частности врачей, стратегии лечения, ориентированной на результат. С этой точки зрения все медики из сильной научной школы, получившие хорошее образование, руководствуются таким принципом в своей работе всегда. Критерием оценки их деятельности является качество медицинского обслуживания и отдаленные результаты лечения. При этом хотелось бы обратить внимание на позицию потомственного врача, долго проработавшего за границей, А.Л. Мясникова. Он пишет: «Я пришел из мира, где стандартов не было, где медицина - это искусство. А на западе медицина - это точная наука, и надо

делать так и никак иначе. Медицина - одна. Но она бывает грамотная и неграмотная. За рубежом лечат по принятым стандартам. Это не значит, что всех одинаково. Просто деятельность врача там строго регламентирована» [1. С. 20]. Длительная работа за рубежом и непререкаемый авторитет врачебной династии дают право А.Л. Мясникову изложить формулу сохранения здоровья в России. Это:

• профилактика здоровья;

• здоровый образ жизни;

• правильное питание;

• режим труда, сна и отдыха;

• занятия спортом.

Желание быть здоровым и счастливым без труда невозможно [1. С. 6768, 137, 180-181].

Медицинский менеджмент в широком смысле - это важное направление социального менеджмента, ориентированного на здоровье человека, сохранение его работоспособности и долголетия, другими словами, изучение организации и управления здравоохранением в условиях бюджетно-страхового финансирования.

Центр медицинского менеджмента реализует инновационный научно-образовательный проект межвузовской интеграции знаний в области экономики, медицины и права на университетском уровне. Его программы предназначены для профессиональной переподготовки и повышения квалификации по организации и управлению медицинскими учреждениями из числа практикующих врачей, врачей-интернов, клинических ординаторов, провизоров, фельдшеров, медицинских сестер. По сути, это подготовка первого поколения руководителей и специалистов для организаций здравоохранения, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности новейшие бизнес-технологии.

В становлении и развитии Центра медицинского менеджмента можно выделить следующие периоды:

1998-1999 гг. - первый (пилотный) набор слушателей по программе «Медицинский менеджмент». Обучение в объема 182 часов. По завершении учебы - сертификат ВШБ ТГУ.

2000 г. - открытие Центра медицинского менеджмента на правах факультета ВШБ ТГУ.

2001-2002 гг. - второй набор слушателей. Обучение в объеме 250 часов. По завершении - свидетельство государственного образца о повышении квалификации.

2002-2003 гг. - третий набор слушателей. Обучение в объеме 550 часов. По окончании учебы и защиты дипломной работы - государственный диплом профессиональной переподготовки по программе.

2004-2012 гг. - наборы и выпуски слушателей по программе профессиональной переподготовки «Экономика, организация и управление медицинским учреждением». Обучение в объеме 800 часов. По окончании учебы вручение государственного диплома по данной программе.

2012-2013 гг. - девятый набор. Обучение в объеме 800 часов. Учебный план объединен в пять модулей. По завершении - диплом НИ ТГУ о профес-

сиональной переподготовке по программе «Экономика, организация и управление медицинским учреждением».

Выход книги «Учебно-методическое обеспечение программы профессиональной переподготовки "Экономика, организация и управление медицинским учреждением"» [7].

2013 г. - подготовка к реализации короткой программы «Организация здравоохранения и экспертиза нетрудоспособности населения». Обучение в объеме 150 часов.

2014 г. и по н. в. - набор слушателей на программы.

Деятельность Центра базируется на следующих основных принципах:

1) корректировка учебных программ в зависимости от контингента слушателей и их образовательных потребностей;

2) системность и комплексность обучения;

3) гибкость и динамичность;

4) ориентация слушателей на решение задач практического здравоохранения на основе проведения научных исследований;

5) привлечение к учебному процессу профессоров и доцентов семи факультетов ТГУ, трех факультетов СибГМУ, НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга, руководителей и специалистов практического здравоохранения и страховой медицины.

Учебный процесс в Центре осуществляется:

■ по авторскому учебному плану и авторским учебным программам;

■ с использованием аудиторного фонда НИ ТГУ, в том числе и компьютерных классов;

■ с проведением практических занятий по организации здравоохранения в лечебных учреждениях г. Томска;

■ с привлечением к учебному процессу выпускников Центра, руководителей и ведущих специалистов практического здравоохранения.

Учебные программы разработаны профессорско-преподавательским составом Центра медицинского менеджмента, который является его золотым фондом. Многие из них работают на протяжении всех лет функционирования Центра.

Общая трудоемкость программы профессиональной переподготовки «Экономика, организация и управление медицинским учреждением» составляет 800 часов. По окончании в органном зале Национального исследовательского Томского государственного университета под звуки гимна Центра «Помни завет Гиппократа» выпускникам вручается диплом о профессиональной переподготовке.

Учебный план по данной программе включает пять модулей:

1. Основы менеджмента для здравоохранения.

2. Основы права применительно к здравоохранению.

3. Реструктуризация здравоохранения.

4. Бухучет, налоги.

5. Основы финансового менеджмента в здравоохранении.

Число дисциплин, включенных в каждый модуль, и количество часов, выделяемых на каждую из них, постоянно дополняются и уточняются. Это продиктовано развитием экономики и менеджмента, совершенствованием

организации учебного процесса, а также образовательными интересами слушателей.

Для усиления организационного модуля в подготовке слушателей Центра в 2013 г. была разработана дополнительная программа, рассчитанная на 150 часов: «Организация здравоохранения и экспертиза нетрудоспособности населения». Она включает такие основные дисциплины, как:

• Организация здравоохранения в современных условиях.

• Формы и методы лечебно-профилактической работы на базе Томского НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России.

• Лицензирование медицинской деятельности и контроль качества оказания медицинской помощи.

• Организация экспертизы нетрудоспособности населения.

• Организация и управление службой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

• Психология делового общения в структуре медицинского менеджмента (тренинги).

• Комплексный экономический анализ деятельности ЛПУ.

Содержание программ строится на современных теориях менеджмента и

маркетинга с учетом специфики здравоохранения как базовой отрасли социальной сферы. Обязательным элементом в организации учебного процесса является использование активных методов обучения (деловых игр, кейс-стади, презентаций), проведение круглых столов по актуально значимым проблемам медицинского менеджмента.

Круглый стол для каждого набора слушателей стал неотъемлемой частью учебного процесса и доброй традицией Центра. На него приглашаются не только обучающиеся, но и все выпускники Центра. В формате круглого стола обсуждались следующие проблемы:

- организация платных медицинских услуг;

- правовые аспекты оказания платных медицинских услуг;

- маркетинг и экспертиза лекарственных препаратов, медицинской техники и предметов врачебного ухода;

- этические аспекты государственного и частного здравоохранения.

15 мая 2013 г. был проведен круглый стол, посвященный 135-летию Национального исследовательского Томского государственного университета, по проблеме «Перспективы деятельности медицинских организаций разных форм собственности в системе ОМС». На круглом столе с докладами выступили: Михаил Александрович Лукашов, председатель Совета главных врачей при Департаменте здравоохранения Томской области. Тема: «Формы и методы работы ЛПУ в системе ОМС»; Михаил Федорович Чиняев, руководитель Управления Росздравнадзора по Томской области. Тема: «Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности»; Николай Валерьевич Родионов, главный врач станции скорой медицинской помощи. Тема: «Работа станции скорой медицинской помощи в системе ОМС: первые итоги и перспективы»; Наталья Николаевна Николаева, генеральный директор ООО «Мадез», кандидат медицинских наук. Тема: «Деятельность частной медицинской клиники в системе ОМС».

В обсуждении приняли участие президент АНО «НИИ микрохирургии» доктор медицинских наук, председатель государственной экзаменационной комиссии Центра профессор В.Ф. Байтингер, главный врач клиники ФМБА Томского научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии кандидат медицинских наук А. Б. Коновалов, главный врач Санатория-профилактория НИ ТГУ В.А. Юдин.

В Центре медицинского менеджмента состоялось девять выпусков по программе «Экономика, организация и управление медицинским учреждением». В нем прошли обучение более 130 человек, в том числе 40 руководителей медицинских учреждений разного уровня, 15 кандидатов и один доктор медицинских наук. Мониторинг профессионального развития выпускников Центра подтверждает их активное продвижение по карьерной лестнице в системе здравоохранения. В предлагаемой им «Анкете выпускника» (см. приложение) они, в частности, отмечают, что обучение в ЦММ дало новые знания и возможность получения интересной работы, расширило профессиональный кругозор, повысило самоуважение.

Серьезное внимание Центр уделяет научно-исследовательской работе [28]. В частности, автор статьи приняла участие 20-21 сентября 2012 г. в работе научно-практической конференции, посвященной 90-летию Томского НИИ курортологии и физиотерапии «Современные технологии санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации», выступив с докладом о деятельности Центра медицинского менеджмента и перспективах его развития.

В настоящее время активно рассматривается идея создания медико-экономического кластера в НИ ТГУ. Этому способствуют заключенные 16 октября 2014 г. договоры о стратегическом партнерстве между:

• Национальным исследовательским Томским государственным университетом в лице ректора Э.В. Галажинского и АНО «НИИ микрохирургии» в лице его президента В.Ф. Байтингера;

• Национальным исследовательским Томским государственным университетом в лице ректора Э.В. Галажинского и Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Томская областная клиническая больница» в лице главного врача М. А. Лукашова.

В сентябре 2015 г. в Национальном исследовательском Томском государственном университете прошла Международная научная конференция, посвященная памяти крупного ученого И.Д. Кирпатовского. Она носила междисциплинарный характер, в её работе активное участие принял и Центр медицинского менеджмента в формате круглого стола. Он был посвящен проблеме: «Оценка и мотивация труда медицинских работников», и на нём с докладами выступили С.Н. Грузных, Н.И. Суслов, Е.В. Нехода, В.С. Пешков, М.Е. Добрусина.

Таким образом, в соответствии с изложенным выше можно утверждать, что Центр медицинского менеджмента играет важную роль в научно-образовательном процессе Национального исследовательского Томского государственного университета.

Литература

1. Мясников А.Л. Как жить дольше 50 лет: честный разговор с врачом о лекарствах и медицине. М.: ЭКСМО, 2013. 192 с.

2. Добрусина М.Е., Соколович Г.Е. Подготовка медиков по медицинскому менеджменту в Томском госуниверситете - основа для инновационной деятельности // Материалы Всерос. конф. «Инновационный бизнес России: перспективы развития и подготовки кадров на примере АСДГ» / под ред. В.И. Сырямкина. Томск: 88Т, 2002. С. 16-21.

3. Добрусина М.Е., Соколович Г.Е. Центр медицинского менеджмента Томского государственного университета - межвузовская интеграция знаний // Вестн. Том. гос. ун-та. 2006. № 292. С. 319-321.

4. Добрусина М.Е. Успешный пример последипломной подготовки // Человек и труд. 2007. № 7. С. 76-77.

5. Добрусина М.Е., Завьялова Г.Н., Тулупова О.Н., Хлынин С.М. Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития Российского здравоохранения // Экономика. 2011. № 1 (13). С. 142-147.

6. Добрусина М.Е., Христенко К.Ю. Организация труда и синдром хронической усталости // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345. С. 143-148.

7. Учебно-методическое обеспечение программы профессиональной переподготовки «Экономика, организация и управление медицинским учреждением». Томск: Том. гос. ун-т, 2011. 444 с.

8. Суслов Н.И., Чурин А.А., ДобрусинаМ.Е., Лосев Е.А. Фармацевтический маркетинг: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2014. 320 с.

Приложение

Анкета выпускника Центра медицинского менеджмента НИ ТГУ

Уважаемый выпускник!

В целях улучшения организации деятельности Центра медицинского менеджмента просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Почему Вы поступили в Центр медицинского менеджмента НИ ТГУ?

2. Получили ли Вы необходимые для работы профессиональные знания? о Да о Нет

о Свой вариант ответа

3. Устраивала ли Вас последовательность в изучении учебных дисциплин? о Да о Нет

о Затрудняюсь ответить Ваши предложения

4. Нужно ли увеличить количество изучаемых дисциплин? о Да о Нет

о Затрудняюсь ответить Ваши предложения

5. Надо ли увеличить число учебных часов и по каким дисциплинам? о Да о Нет

о Затрудняюсь ответить Ваши предложения

М.Е. Добрусина

226 -

6. Устраивало ли Вас учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин (методички, учебные пособия, раздаточный материал, электронные ресурсы и

др.)?

o Да o Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o Затрудняюсь ответить Ваши предложения

7. Были ли у Вас трудности в написании выпускной квалификационной работы?

о Да о Нет

о Затрудняюсь ответить Ваши предложения

B. Ваши пожелания по совершенствованию организации учебного процесса в ЦММ

Благодарим за участие в анкетировании!

M.E. Dobrusina

Department of Strategic Marketing and Management, Institute of Economics and Management, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia E-mail: [email protected]

ACTIVITY OF THE MEDICAL MANAGEMENT CENTER OF THE NATIONAL RESEARCH TOMSK STATE UNIVERSITY

Key words: Medical Management; Innovative Science and Education Project; Cross-university Integration of Knowledge; Medicine and Economics Cluster; Systematic and Comprehensive Training.

Health of the nation is the critical feature of the quality of life in any country, its strategic resource. Obviously, in countries with developed market economies, health is a priority task for the federal and regional authorities. With this in mind, medical management shall be considered in a narrow and a broad sense.

In the first case, medical management is referred to as professional management, i.e. lines of professional behavior carried out by medical personnel, particular doctors, and strategies of treatment aimed at a specific outcome. From this point of view, all doctors, having received a good education, are guided by such principles in their career pathways. A criterion for the evaluation of their activity is quality of medical service and the ultimate results of treatment.

Medical management, in the broad sense, is an important area in social management, focused on people's health and maintaining their ability to work and ensure a long life. It studies organization and management of healthcare in conditions of state and insurance financing.

The Medical Management Center, established in the Higher School of Business in the framework of the National Research Tomsk State University in 2000, is running an innovative research and education project for cross-university integration of knowledge in the field of economics, medicine, and law at the university level. The project aims to provide programs for continuing professional development and upgrading skills for medical personnel coming from practicing doctors, medical interns, residents, pharmacists, nurse practitioners and nurses.

The activity of the Center is based on the following key principles:

1. Amendment of educational programs in accordance with the learners' profile and their educational requirements;

2. Systematic and comprehensive learning;

3. Flexibility and responsiveness;

4. Encouragement of learners to solve practical healthcare tasks based on academic research;

5. Engagement of professors and associate professors in educational process from seven faculties of Tomsk State University, three faculties of Siberian State Medical University, E.D. Goldberg Research Institute of Pharmacology and Regenerative Medicine, managers and specialists coming from practical healthcare and health insurance.

The curriculum includes five modules:

1. Basics of management for healthcare.

2. Basics of law as applied to healthcare.

3. Restructuring healthcare.

4. Accounting and taxation.

5. Basics of financial management in healthcare.

By now, the Medical Management Center has educated 9 groups from the course Economics, Organization and Management of Medical Institutions. Over 130 learners have taken the course, including 40 managers from medical institutions, 15 PhD holders, and one doctor of medical sciences.

References

1. Myasnikov A.L. Kak zhit' dol'she 50 let: chestnyy razgovor s vrachom o lekarstvakh i med-itsine [How to live for more than 50 years: a sincere interview with a doctor on drugs and medicine]. Moscow, EKSMO Publ., 2013. 192 p.

2. Dobrusina M.E., Sokolovich G.E. Podgotovka medikov po meditsinskomu menedzhmentu v Tomskom gosuniversitete - osnova dlya innovatsionnoy deyatel'nosti. Materialy Vserossiyskoy kon-ferentsii "Innovatsionnyy biznes Rossii: perspektivy razvitiya i podgotovki kadrov na primere ÄSDG ", Tomsk, SST Publ., 2002, pp. 16 - 21.

3. Dobrusina M.E., Sokolovich G.E. Tsentr meditsinskogo menedzhmenta Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta - mezhvuzovskaya integratsiya znaniy. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2006, no. 292, pp. 319 - 321.

4. Dobrusina M.E. Uspeshnyy primer poslediplomnoy podgotovki. Chelovek i trud, 2007, no. 7, pp. 76 - 77.

5. Dobrusina M.E., Zav'yalova G.N., Tulupova O.N., Khlynin S.M. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak innovatsionnaya forma razvitiya Rossiyskogo zdravookhraneniya. Ekonomika, 2011, no. 1(13), pp. 142 - 147.

6. Dobrusina M.E., Khristenko K.Yu. Organizatsiya truda i sindrom khronicheskoy ustalosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2011, no. 345, pp. 143 - 148.

7. Learning and Teaching Base for the Program of Professional Retraining "Economics, Organization and Management of a Medical Institution". Tomsk, Tomsk State University Publ., 2011. 444 p. (In Russian).

8. Suslov N.I., Churin A.A., Dobrusina M.E., Losev E.A. Farmatsevticheskiy marketing: ucheb. Posobiye [Pharmaceutical Marketing].Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2014. 320 p.

For referencing:

Dobrusina M.E. O rabote Tsentra meditsinskogo menedzhmenta v NI TGU [Activity of the Medical Management Center of the National Research Tomsk State University]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2016, no. 3 (35), pp. 219-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.