Научная статья на тему 'О работе научнообразовательного центра экологии, охраны труда и БЖД КГУ'

О работе научнообразовательного центра экологии, охраны труда и БЖД КГУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ОХРАНА ТРУДА / LABOR PROTECTION / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / BASICS OF FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов М.И., Смирнова Н.К.

В статье приведены сведения о работе Центра ЭОТ и БЖД КГУ, распределение слушателей, прошедших подготовку по реализуемым программам обучения, по отраслям экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WORK OF KURGAN STATE UNIVERSITY RESEARCH AND EDUCATION CENTER FOR ECOLOGY, LABOR PROTECTION AND LIFE SAFETY

The article provides the information on the work of KSU Center for Ecology, Labor protection and Life Safety and on the distribution of students trained in ongoing training programs in different sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «О работе научнообразовательного центра экологии, охраны труда и БЖД КГУ»

Предложенный обучающий видеокурс способствует совершенствованию учебного процесса и поможет облегчить знакомство студентов с сопротивлением материалов, привлечь к изучению этой сложной, но одновременно интересной и практически очень важной для их дальнейшей инженерной деятельности учебной дисциплины. В связи с этим курс создавался так, чтобы он не остался «на полке», а активно применялся и распространялся среди студентов Курганского государственного университета.

Список литературы

1 Феодосьев В.И. Сопротивление материалов: учебник для

технических вузов. M.: Изд-во МГГУ им. Н.Э. Баумана, 2003. 592 с.

2 Кронистер Д. Методическое пособие по Blender basics 2.6. URL: http://b3d.mezon.ru.

УДК 658

М.И. Тихонов, Н.К. Смирнова

Курганский государственный университет

О РАБОТЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ЭКОЛОГИИ, ОХРАНЫ ТРУДА И БЖД КГУ

Аннотация. В статье приведены сведения о работе Центра ЭОТ и БЖД КГУ, распределение слушателей, прошедших подготовку по реализуемым программам обучения, по отраслям экономики.

Ключевые слова: экология, охрана труда, программы обучения, пожарно-технический минимум.

M.I. Tikhonov, N.K. Smipnova Kurgan State University

ON THE WORK OF KURGAN STATE UNIVERSITY RESEARCH AND EDUCATION CENTER FOR ECOLOGY, LABOR PROTECTION AND LIFE SAFETY

Abstract. The article provides the information on the work of KSU Center for Ecology, Labor protection and Life Safety and on the distribution of students trained in ongoing training programs in different sectors of the economy.

Index terms: ecology, labor protection, training, basics of fire safety.

Научно-образовательный центр экологии, охраны труда и безопасности жизнедеятельности (НОЦ ЭОТ и БЖД) основан на базе кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» в 1998 году.

Главная задача, которую ставит перед собой НОЦ ЭОТ и БЖД, - оказание помощи предприятиям, специалистам и работникам в сфере обеспечении экологической безопасности, охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности и в реализации системы обучения населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время работники организаций могут пройти подготовку по 19 программам обучения, а именно:

1 Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами.

2 Обеспечение экологической безопасности руководителям и специалистам экологических служб и систем экологического контроля.

3 Обеспечение экологической безопасности руко-

водителям и специалистам общехозяйственных систем управления.

4 Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами.

5 Охрана труда для руководителей и специалистов;

6 Охрана труда для операторов автозаправочных станций.

7 Охрана труда для бетонщиков.

8 Пожарно-технический минимум для руководителей, специалистов и лиц, ответственных за пожарную безопасность организаций.

9 Пожарно-технический минимум для работников, осуществляющих пожароопасные работы.

10 Подготовка электротехнического (электротехнологического) персонала, специалистов по охране труда (в обязанности которых входит инспектирование электроустановок) организаций и предприятий к проведению проверки знаний на 2 группу по электробезопасности.

11 Подготовка электротехнического (электротехнологического) персонала, специалистов по охране труда (в обязанности которых входит инспектирование электроустановок) организаций и предприятий к проведению проверки знаний на3-4 группу по электробезопасности.

12 Оказание первой помощи пострадавшим на производстве.

13 Организация безопасного проведения огневых работ на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах.

14 Организация безопасного проведения газоопасных работ на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах.

15 Организация безопасного проведения работ на высоте.

16 Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Участие в закупках.

17 Управление государственными и муниципальными заказами.

18 О специальной оценке условий труда.

19 Аудит в организациях, на предприятиях (охрана труда).

Обучение проводится по очной, очно-заочной и дистанционной формам. Возможно проведение занятий с выездом на предприятие. Наиболее востребованными среди слушателей НОЦ ЭОТ и БЖД являются программы обучения, связанные с вопросами охраны труда.

На рисунке 1 показана динамика численности работников, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в Центре за период с 2007 по 2013 год.

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

Рисунок 1 - Общая численность прошедших обучение по охране труда за период с 2007 по 2013 год

Обучение в Центре ЭОТ и БЖД проходят работники предприятий всех отраслей экономики. На рисунке 2 показано распределение слушателей, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда по отрас-

101

лям экономики в 2012 году.

■ Промышленность и обрабатывающие производства

■ Сельскоехозяйство и обрабать вающие производства

■ Строительство

■ Производствои распределение электроэнергии, газа и воды

■ Транспорт и связь

■ Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Рисунок 2 - Распределение слушателей, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда

руководителей по отраслям экономики за 2012 год

Как видно из рисунка 2, больше всего (34%) в 2012 году по охране труда прошло подготовку сотрудников здравоохранения, работников промышленности и обрабатывающих производств (25%).

Назначение дополнительных профессиональных образовательных программ экологического направления -подготовка руководителей и специалистов субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, специалистов в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами. Они ориентированы на специалистов, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности. Программы предназначены для повышения уровня квалификации специалистов, получивших высшее профессиональное образование технического или иного профиля.

Соотношение количества слушателей, прошедших подготовку по программам экологической безопасности в 2012 году, среди отраслей экономики показано на диаграмме (рисунок 3).

Программы обучения руководителей и специалистов пожарно-техническому минимуму ставят целью ознакомить слушателей с содержанием требований пожарной безопасности, овладеть знаниями о современных средствах и способах обеспечения противопожарной защиты. Тематика программ содержит базовые требова-

ния законодательства Российской Федерации по пожарной безопасности, а также вопросы обеспечения пожарной безопасности в зависимости от специфики отдельных производств. Образовательные программы этого направления в 2012 году больше всего были востребованы среди работников производства и распределения электроэнергии, газа и воды (36 %), промышленности и обрабатывающих производств (22 %), а также сельского хозяйства (рисунок 4).

■ Промышленность и обрабатывающие производства

■ Сельскоехозяйство и обрабатывающие производства

■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

■ Транспорт и связь

■ Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Рисунок 4 - Распределение слушателей, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности по отраслям экономики за 2012 год

Основная позиция политики образовательного центра - постоянное повышение качества предоставляемых услуг на основе четкого удовлетворения потребностей клиента, обеспечение оптимального совпадения интересов сторон. Приоритетными задачами являются индивидуальный подход к клиенту (каждый заказ ведет персональный сотрудник центра, обучающиеся получают бесплатные консультации у специалистов на любом уровне работ, помощь в сборе документации при разработке локальных нормативных актов), комплексный подход к решению задач.

Центр ЭОТ и БЖД КГУ - это современное учебное заведение дополнительного профессионального образования, имеющее богатую историю, основательную учебно-методическую и материально-техническую базу, квалифицированный преподавательский состав. Занятия проводят опытные преподаватели университета, имеющие степени кандидатов и докторов наук. Приглашаются также для чтения лекций специалисты Росприроднадзо-ра, Ростехнадзора, Государственной инспекции труда по Курганской области.

В процессе обучения используются современные методы обучения: модули, презентации, деловые игры, групповое решение задач, дистанционное обучение.

Эффективность профессиональной подготовки в большей степени зависит от применяемых методов и средств обучения. В связи с изменением содержания и условий труда необходимо применение активных форм и методов обучения, способствующих повышению интереса обучаемых к получению и усвоению ключевых представлений, знаний и навыков, необходимых для решения проблем безопасности человека в техногенной сфере.

Наличие современной лабораторной базы, информационных технологий и компьютерных обучающих программ дают возможность применять активные методы обучения в форме профессионально-деятельного тренинга с использованием разработанных деловых игр, что позволяет активно вовлекать обучающихся в процесс принятия решений по предлагаемым проблемам.

Методом деловой игры, например, изучается порядок расследования несчастных случаев на производстве. Слушателям предлагается описание реальных обстоя-

Рисунок 3 - Распределение слушателей, прошедших обучение и проверку знаний по экологической безопасности по отраслям экономики за 2012 год

102

ВЕСТНИК КГУ, 2014. № 2

тельств одной из ситуаций, имевших место на производстве (конкретное предприятие и фамилии лиц изменены).

На первом этапе участники игры знакомятся с действующими нормативными документами, изучают процедуру расследования несчастных случаев и методику анализа причин травматизма. Закрепление и контроль усвоения учебного материала производится с помощью контрольно-обучающей программы «Несчастный случай», реализованной на ПЭВМ.

Участники деловой игры разбиваются на подгруппы численностью 3-5 человек. Получив от руководителя игры исходные материалы для расследования несчастного случая (приложение) они приступают собственно к игре:

1) формируют комиссию по расследованию несчастного случая и распределяют роли;

2) взаимодействуя между собой, тщательно изучают обстоятельства несчастного случая, обсуждают и аргументируют предварительные выводы о его причинно-следственных связях;

3) строят «дерево причин» несчастного случая и устанавливают основные причины, вызвавшие возникновение данной производственной травмы;

4) разрабатывают мероприятия, устраняющие причины данной травмы и снижающие вероятность возникновения в будущем подобных несчастных случаев;

5) оформляют акт по форме Н-1, точно объективно и полно отражая все необходимые данные о пострадавшем, времени происшествия и обстоятельствах несчастного случая.

Оценка деятельности участников игры проводится по четырем критериям:

- правильность установления причин несчастного случая;

- эффективность предложенных мероприятий по устранению причин несчастного случая;

- качество оформления акта формы Н-1;

- затраченное время на расследование.

Такая форма обучения способствует лучшему усвоению программы и реализации полученных знаний непосредственно по месту работы в своих организациях.

УДК 658.3

В.Н. Орлов, Е.В. Павлова

Курганский государственный университет

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА НА ОАО «НПО «КУРГАНПРИБОР»

Аннотация. В статье проводится анализ деятельности по подготовке персонала на ОАО «НПО «Курганпри-бор». Выявляются сильные и слабые стороны системы подготовки персонала.

Ключевые слова: подготовка персонала, текучесть кадров, обучение персонала, мотивация.

V.N. Orlov, E.V. Pavlova Kurgan State University

THE ANALYSIS OF THE EMPLOYEE TRAINING ACTIVITIES AT KURGANPRIBOR, OJSC

Abstract. The article analyzes the employee training

activities at Kurganpribor, OJSC. The paper focuses on strengths and weaknesses of the employee training system.

Index terms: employee training, employee turnover, employee education, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.

Управление персоналом включает в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ поиск необходимых сотрудников,

■ адаптацию нового персонала на рабочем месте,

■ обучение и развитие персонала,

■ оперативную оценку персонала,

■ управление бизнес-коммуникациями,

■ мотивацию персонала и его оплату,

■ организацию труда,

■ управление корпоративной культурой [1].

Данные цели реализуются с помощью различных

методов, которые делятся на три группы (рисунок 1):

■ Экономические методы - это приёмы и способы воздействия на сотрудников с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов. К ним относятся материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, премии и другие.

■ Организационно-распорядительные методы -это методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении и нормативно-документальном закреплении функций.

■ Социально-психологические методы. Это мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т.п. [2].

Методы управлении персоналом

i 1 »ргактлационно- рас-I |]0р&01ТСД*.ИЫС ; I административные)

Формирование струк-при органов управления

У гвержденне административных норм к нормативов

И;лэнне приказов и распоряжений

I Водбор Ii раостановкя кадров

l'.i ||1абстка положений, н'.тностных инструкции. стандартов организации

Рисунок 1 - Методы управления персоналом

IV'Rin »г: у работников инициативы и ответственности

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.