Научная статья на тему 'О публикациях монографий'

О публикациях монографий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О публикациях монографий»

Информация

О ПУБЛИКАЦИЯХ МОНОГРАФИЙ

В 2011 году профессорско-преподавательским составом Южно-Уральского государственного университета опубликованы следующие монографии по педагогическим наукам.

Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека: монография / И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2011. - 188 с.

В современном мире и в научных работах ученых, изучающих человека и человеческое сообщество, все заметнее проявляется тенденция усиления внимания к личным и человеческим ресурсам. Государство, общество, конкретные организации, представители науки проявляют заинтересованность в развитии человеческого ресурса в любых социальновозрастных стратах. Имеют место социальные ожидания и требования и к детям, и к взрослым, к различным социально-возрастным, социокультурным группам людей со стороны государства и общества. Для сотрудников организации, как правило, предъявляются требования со стороны работодателя, администрации организации. В большинстве случаев это требования относительно квалификации сотрудников, но возможны и дополнительные требования к состоянию личных ресурсов. Управление развитием человеческого ресурса организации предполагает, что администрация организации выстраивает систему дополнительного образования своих сотрудников.

В монографии охарактеризованы два пути развития личных и человеческих ресурсов: в режиме самоорганизации и в результате организованного внешнего воздействия, преимущественно в системе дополнительного образования. Дополнительное образование рассмотрено как средство и организационная форма развития личных ресурсов человека. Раскрыто значение развития личных и человеческих ресурсов как основы всех аспектов жизнедеятельности отдельных людей, групп и человеческого общества в целом. Личные ресурсы представлены как средства обеспечения возможности деятельности, взаимодействия, самореализации людей, необходимые людям в продолжение всей жизни для удовлетворения разнообразных потребностей. Недоста-

точность личных ресурсов делает эту задачу невыполнимой. Для обеспечения возможностей реализовать себя в требуемых аспектах жизнедеятельности человек нуждается в развитии своих личных ресурсов. Также человеческие группы, организации, сообщества, общество в целом нуждаются в развитии человеческих ресурсов, которые составляют основу их существования.

Дополнительное образование охарактеризовано в монографии как развивающаяся система, сопровождающая человека всю его жизнь в онтогенезе, которая выстроена в соответствии с социально-возрастными особенностями стратификации человеческого общества. Это позволило авторам сделать некоторые обобщения, которые касаются дополнительного образования людей разных социально-возрастных групп и которые могут быть соотнесены с индивидуальными путями развития личных ресурсов отдельных людей в системе дополнительного образования. Выбор или построение индивидуального пути дополнительного образования обусловливаются его личными целями и потребностями, но также и личными ресурсами и социальными требованиями к человеку.

Рассматривая дополнительное образование как систему, способствующую непрерывному развитию личных ресурсов людей в течение их жизни, авторы делают вывод о непрерывности как атрибутивном признаке дополнительного образования. Обосновано, что непрерывность дополнительного образования обусловлена: непрерывностью развития личных ресурсов людей; потребностью в постоянном содействии развитию личных ресурсов людей; социальной потребностью в развитии человеческих и личных ресурсов людей; созданием системы дополнительного образования, содействующей развитию человеческих и личных ресурсов, с учетом их биологического, социального развития в онтогенезе, а также социально-возрастных и культурных особенностей условных возрастов.

Охарактеризовано, как в реальном жизненном пространстве развитие человеческих и личных ресурсов людей происходит в процессе их жизнедеятельности, в частности, в целостной системе непрерывного образования

Информация

в течение всей жизни. Рассмотрены функции взаимодействия системы непрерывного дополнительного образования с системой непрерывного базового образования. Выявлена тенденция сближения этих форм образования, становления их целостности относительно онтогенеза каждого отдельного человека.

Монография включает семь глав. В первой главе «Предпосылки развития и современное состояние системы непрерывного дополнительного образования» представлен ретроспективный анализ решения проблем дополнительного образования людей и развития личных и человеческих ресурсов. Методология исследования данных проблем авторами представлена во второй главе «Системно-синергетическая концепция непрерывного гуманноориентированного дополнительного образования». Приложение данной концепции к исследованию развития личных и человеческих ресурсов имеет место в третьей главе «Системно-синергетическая интерпретация

развития человеческих и личных ресурсов в системе дополнительного образования».

В соответствии с социально-возрастной стратификацией общества охарактеризованы типичные особенности личных ресурсов каждой страты и выявлены ориентиры и особенности дополнительного образования. Эти вопросы отражены в четвертой - седьмой главах монографии: «Дополнительное образование в детском возрасте», «Дополнительное образование школьников», «Дополнительное образование в юношеском возрасте», «Дополнительное образование взрослых».

В заключении монографии дана обобщенная системная характеристика развития личных ресурсов человека с учетом онтогенеза в системе непрерывного дополнительного образования.

Монография может быть полезна научным работникам, аспирантам, педагогам и организаторам дополнительного образования.

Резанович, И.В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: монография / И.В. Ре-занович. - Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2G11. -3S9 с.

Монография раскрывает концепцию развития профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования. В первой главе рассмотрены методологические предпосылки решения рассматриваемой проблемы, раскрыта сущность и особенности управле-

ния, проанализирована эволюция требований к менеджеру, дана объемная характеристика его деятельности, на основании сопоставления методологических подходов предложен новый авторский интеграционно-акмеологи-ческий подход решения заявленной проблемы. Во второй главе предложены авторские теоретические положения развития профессионального мастерства менеджера: дана содержательная интерпретация основного и близкого к нему понятий, раскрыты роль ценностных ориентаций, особенности мышления и профессиональных умений менеджера. Третья глава посвящена особенностям развития рассматриваемого мастерства в системе бизнес-образования: обоснована потребность в создании новой системы обучения и повышения квалификации менеджера, предложена логико-содержательная модель и технология осуществления данного процесса. В четвертой главе описаны особенности внедрения разработанной концепции и проанализированы полученные результаты.

Резанович, И.В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе: монография / И.В. Резанович,

Л.Л. Лашкова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 339 с.

В монографии представлены результаты многолетней экспериментальной работы по развитию коммуникативного потенциала у студентов дошкольного факультета педагогических вузов. На основании выполненной работы построена педагогическая концепция развития исследуемого потенциала. Построенная концепция включает в себя теоретико-методологические основы разрабатываемого процесса: раскрыты сущность коммуникации как общественного и индивидуально-личностного явления, обоснована коммуникативная составляющая профессиональной деятельности педагога ДОУ, доказаны методологические основания развития исследуемого потенциала, раскрыты сущность коммуникативного потенциала как педагогического понятия, движущие силы его развития, закономерности и принципы данного процесса, предложена концептуальная модель развития коммуникативного потенциала будущих педагогов ДОУ. Спроектирована и обоснована технология развития коммуникативного потенциала будущих педагогов-дошкольников через содержательную, процессуальную и организационную характеристики. Представлены результаты внедрения разработанной концепции, анализ полученных результатов.

а

Вестник ЮУрГУ, № 14, 2012

Быков, В.С. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся школьного возраста: монография / В.С. Быков. - Челябинск: Изд-во «ООО „Типография ВК“», 2011. - 201 с.

Становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил развития (социально-экономические, психологопедагогические и эколого-валеологические), а с другой - как совокупность действующих сил внутреннего развития, изменяющего самосознание человека. В результате у него открывается возможность самостоятельного освоения новых социальных ценностей, раскрытия своих интеллектуальных и физических способностей, утверждения своего индивидуального своеобразия.

Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека (ребенка, подростка, старшего школьника) призвано сыграть физкультурное образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке.

В монографии разработана концепция актуализации физического самовоспитания школьника как педагогического процесса, включающая: а) педагогические технологии актуализации физического самовоспитания в системе физического воспитания школьника с точки зрения функций, которые оно выполняет; б) обоснования психолого-педагогиче-ских условий формирования готовности ребенка (подростка) к физическому самовоспитанию; в) модели актуализации физического самовоспитания детей и подростков; г) критерии степени проявления физического самовоспитания и уровни его сформированности.

Автором разработано и апробировано важное направление педагогического исследования в области физического воспитания школьников. Оно заключается в активизации физического самовоспитания и саморазвития учащихся общеобразовательной школы и отличается от традиционного постановкой проблемы и ее решением путем актуализации физического самовоспитания школьников.

В монографии представлены теоретические основы актуализации физического самовоспитания, открывающей возможности мо-

делирования педагогических систем индивидуализированного физического становления ребенка (подростка) на основе активизации его самовоспитания и саморазвития.

Гейхман, Л.К. Синергетическая педагогика: монография / Л.К. Гейхман, Л.В. Куш-нина, А.В. Кушнин. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. - 176 с.

Монография посвящена актуальной проблеме подготовки специалистов: формированию профессиональной компетенции в рамках новых современных научных парадигм -синергетической и ноосферной.

Наряду с исследованием синергетических закономерностей в образовательном процессе авторы обращаются к идеям ноосферизма, что позволяет им выстроить новую аксиологическую доминанту педагогической деятельности -воспитание ноосферной личности. Теоретические изыскания подтверждаются в монографии решением некоторых прикладных задач, в частности, дается характеристика дистанционного образовательного процесса, в рамках которого происходит формирование ноосфер-ной личности.

Педагогический процесс исследуется в монографии как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система взаимодействия и развития ноосферных личностей, что позволяет говорить о формировании нового направления в педагогике - синергетической ноосферной педагогики.

Планируемый авторами результат развития ноосферной личности в процессе дистанционного обучения достигается благодаря реализации комплексного подхода к организации и осуществлению педагогической деятельности, принципы которого были выработаны авторами в ходе собственной научнометодической, научно-исследовательской и научно-практической работы. В монографии решается важнейшая проблема наглядной демонстрации взаимовлияющих методов и приемов дистанционного образовательного процесса, результатом которого выступает синергетический эффект взаимодействия линейных и нелинейных процессов в развитии компетенций ноосферной личности.

Большое внимание в монографии уделяется современным педагогическим технологиям, а также проблеме компетенций, которые всесторонне рассматриваются авторами.

Монография может быть использована на спецкурсах по педагогике для магистрантов, аспирантов и соискателей, а также предназна-

Информация

чена для преподавателей и исследователей в самых различных областях. Это обусловлено тем фактом, что данная работа является междисциплинарным исследованием, имеющим хорошие научные перспективы.

Димухаметов, Р.С. Образование взрослых: Социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров: монография / Р.С. Ди-мухаметов, Н.П. Димухаметова. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2G11. - 36G c.

Ведущий принцип образования в XXI веке - научиться учиться в течение жизни. Идея, положенная в основу и развиваемая в монографии, согласуется с данным принципом и тезисом И. Канта: «не мыслям надобно учить, а мыслить».

В монографии охарактеризована система повышения квалификации педагогических кадров, выстроенная в соответствии с социально-фисилитационным подходом. Фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) в монографии рассматривается как категория педагогики, а также как технология, отвечающая требованиям социального заказа на подготовку специалиста для экономики, основанной на знаниях.

Технология социально-педагогической

фасилитации, ориентированная на получение долгосрочных эффектов обучения, обеспечивает личностное развитие обучающегося, формирует профессионально значимые компетентности педагога.

В монографии представлены подход авторов к обоснованию движущих сил образовательного процесса, механизмов, компонентов и принципов обучения в системе повышения квалификации, подлежащих диверсификации; технология фасилитации, изучение фасилита-ционной компетентности педагога и обучающихся, учебный план, программа и методические рекомендации для подготовки педагогов-фасилитаторов, которым предстоит реализовать национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

От понимания рассматриваемых в монографии вопросов зависят стиль работы препо-давателя-фасилитатора, психологический климат в образовательной среде, саморазвитие педагогического процесса и его субъектов.

Монография адресуется широкому кругу специалистов, профессионально занимающихся по программам подготовки и переподготовки кадров, педагогам, преподавателям колледжей, вузов, студентам, магистрантам, аспирантам, докторантам, организаторам повышения квалификации, семинаров, круглых столов и пр.

10

Вестник ЮУрГУ, № 14, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.