второй случай встречи фламинго произошёл тоже в окрестностях Киева, в пойме Днепра, в октябре 1923 года (Шарлемань 1925).
До 1935 года фламинго наблюдались у нас чрезвычайно редко парами и одиночными экземплярами. В ноябре 1935 года у нас имел место новый довольно значительный залёт. Так, 2 ноября из стайки в четыре птицы было добыто два молодых краснокрыла вблизи Бердянска на побережье Азовского моря. Научный сотрудник Бердянского городского музея Г.В.Махотин, сообщивший мне о встрече фламинго, свидетельствует, что появлению птиц предшествовал шторм с востока, достигавший между 31 октября и 4 ноября силы в 9 баллов. Очевидно, этот шторм сбил с пути на обычные зимовки фламинго на Каспийском море. Довольно значительное количество птиц были загнаны ветром далеко на запад. Почти одновременно с бердянским случаем фламинго наблюдались и в других местах УССР. 3 ноября одиночную молодую птицу добыли вблизи Змиева к югу от Харькова охотники Соловьёв и Малышев. Я имею сведения о том, что в начале ноября 1935 года фламинго видели на Днепре вблизи устья и добыли на Десне вблизи Чернигова. Вероятно, залёт краснокрылов на запад в 1935 году был довольно велик.
Осенние бури и штормы нередко являются причиной уклонения ряда птиц от нормального направления пролётов. Известны случаи залёта, вследствие штормов, некоторых птиц из Европы в Америку и американских птиц в Европу.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1330: 3198-3199
О птицах среднего Вилюя
Э.И.Коренберг
Второе издание. Первая публикация в 1959*
Орнитофауна отдалённых районов Центральной Якутии в настоящее время изучена ещё слабо. Это полностью относится и к территории Средневилюйска. Поэтому даже отдельные наблюдения в этой области могут представлять известный интерес.
Домовый воробей Passer domesticus впервые появился на Вилюе в 1853 году в Нюрбе, Сунтаре и Вилюйске (Маак 1886). Теперь эта птица отмечена Б.Н.Андреевым (1953) в таких крупных сёлах, как Шея, Ха-тын-Сысыы, Далыр. Мы видели множество домовых воробьёв в городе
* Коренберг Э.И. 1959. О птицах среднего Вилюя IIПрирода 2: 112.
3198 Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1330
Вилюйске, однако ни в одном из посёлков Средневилюйска эта птица не встречается. Столь своеобразное расселение домового воробья близ северной границы его ареала объясняется, на наш взгляд, отсутствием в некоторых посёлках подходящих условий для гнездования. Низкие постройки таёжного типа (юрты и хотоны) с плоскими земляными крышами, почти полное отсутствие естественных и искусственных дупел не позволяют этому, в целом исключительно пластичному виду селиться в якутских таёжных посёлках. Подтверждением этому служит тот факт, что даже в Вилюйске домовых воробьёв значительно больше на тех улицах, где преобладают постройки городского типа. Дальнейшее распространение воробья, по-видимому, зависит не от трофических или климатических факторов, а от условий, подходящих для гнездования.
До сих пор нет установившегося мнения о гнездовании по реке Вилюй белопоясного стрижа Apus pacificus. 30 июля 1956 на скалистом берегу Вилюя, в 2-3 км от пристани Лонхолох (Средневилюйск), нами была обнаружена колония белопоясных стрижей, состоящая из нескольких десятков пар. Среди летающих птиц уже были молодые.
Из наиболее часто встречающихся в вилюйской лиственничной тайге птиц следует отметить, в первую очередь, дубровника Emberiza aureola и обыкновенную чечевицу Carpodacus erythrinus, обитающих в основном на опушках, оконтуривающих лиственничные массивы.
Литератур а
Андреев Б.Н. 1953. Птицы среднего Вилюя (по материалам, собранным юными натуралистами). Якутск: 1-127. Маак Р. 1886. Вилюйский округ Якутской области. СПб.
Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1330
3199