Myers J.P. 1981. Cross-seasonal interactions in the evolution of sandpiper social systems // Behav. Ecol. and Sociobiol. 8, 3: 195-202. Pitelka F.A., Holmes R.T., MacLean S.F.J. 1974. Ecology and evolution of social
organization in arctic sandpipers //Amer. Zool. 14, 1: 185-204. Schneider D.C., Harrington B.A. 1981. Timing of shorebird migration in relation to prey depletion //Auk 98, 4: 301-311.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 637: 438-444
О птицах острова Ионы
В. А. Нечаев, А. А. Тимофеева
Второе издание. Первая публикация в 1973*
Остров Ионы (площадь 4 км2) расположен в северо-западной части Охотского моря на расстоянии около 120 миль как от побережья материка, так и от северной оконечности Сахалина, на одной параллели с посёлком Аян, а также на меридиане Охотска и полуострова Шмидта на Сахалине. Это скалистый остров с отвесными берегами высотой 6070 м, максимальная высота его около 160 м. В течение лета здесь, как правило, стоит относительно сухая и малооблачная погода с частыми туманами и сильными ветрами. На острове произрастает только два вида высших растений: злак колосняк Elymus mollis и зонтичное — дудник Гмелина Angelica gmelinii, а из низших — несколько видов лишайников (Кабанов 1960). По всему его побережью расположены лежбища сивучей Eumetopias jubatus.
Орнитофауна Ионы изучена недостаточно. До настоящего времени не выяснены видовой состав и численность морских колониальных птиц гнездящихся на его скалах. Первые сведения о птицах Ионы были приведены в статье Ф.А.Дербека (1913), который не высаживался на остров, но вблизи его наблюдал 5 сентября 1912 чаек, глупышей, топорков, кайр, а также стаю гусей. Ещё раньше, 18 августа 1909, около берегов этого острова побывал военный транспорт «Шилка», офицеры которого доставили оттуда в музей Общества изучения Амурского края во Владивостоке глупыша и толстоклювую кайру (Черский 1915). Летом 1922 года вблизи Ионы был известный путешественник и писатель В.К.Арсеньев (1949). Он также не высаживался на остров, но в его прибрежных водах видел бакланов, кайр, чаек, топорков и «маленьких морских петушков», по-видимому, конюг. Некоторые сведения о птицах
* Нечаев В.А., Тимофеева А.А. 1973. О птицах острова Ионы //Бюл. МОИП. Отд. биол. 68, 1: 35-39. л оо Рус. орнитол. журн. 2011. Том 20. Экспресс-выпуск № 637
Ионы сообщает П.Г.Никулин (1937). Интересные данные о птицах острова содержатся в статье Н.Е.Кабанова (1960), которая написана на основании наблюдений А.В.Горелейченко и П.Г.Павликова, посетивших остров в 1947 году. В ней упоминаются бакланы, кайры, чайки, глупыши и топорки.
Научный сотрудник Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Г.М.Косыгин (устное сообщение) дважды побывал в прибрежных водах Ионы. В первый раз, 9 мая 1969, во время авиаучёта тюленей он наблюдал на острове тысячи кайр и глупышей. Во второй, 11-13 июня 1970, Косыгин пытался высадиться на остров, но не смог из-за ледовой обстановки и тумана. Вблизи острова он видел стаи кайр из нескольких тысяч особей, которые вечером летели от скованных льдом берегов к разводьям, расположенным в 1 км. Кроме кайр, отмечались бакланы, моевки, большие конюги и глупыши, преимущественно тёмной окраски.
Одному из авторов настоящей статьи (А.А.Тимофеевой) благодаря помощи и содействию Сахалинского управления Гидрометеослужбы удалось высадиться на остров Ионы и провести там исследования паразитологического характера с 21 августа по 5 сентября 1971. Для выяснения видовой принадлежности птиц была собрана коллекция из 25 экземпляров 17 видов, которые в настоящее время хранятся в музее Биолого-почвенного института ДВНЦ АН СССР. Ниже приводится список птиц с краткими замечаниями об их численности, расположении гнёзд, состоянии линьки пера и питании.
Глупыш Fulmarus glacialis rodgersii Cassin, 1862. Один из многочисленных гнездящихся видов (около 1 млн. особей). На острове гнездятся глупыши двух цветовых вариаций: тёмной и белой, причём особи первой окраски встречаются значительно чаще, чем второй (примерно 90:1). В конце августа птенцы глупышей были в пуховом наряде и находились ещё в гнёздах. У некоторых из них растущие маховые перья начали вытеснять пух. Гнёзда глупышей располагались в верхней части острова и помещались в пустотах среди камней и в углублениях на их поверхности. Они были с выстилкой из травинок. На 1 м2 находилось в среднем от 2 до 5 гнёзд, иногда - 8. Взрослая птица, добытая 1 сентября, заканчивала линьку. У неё маховые перья были новые, за исключением 1-го первостепенного, которое имело в основании роговой чехлик и не доросло до вершины крыла.
Берингийский баклан Phalacrocorax pelagicus pelagicus Pallas, 1811. Редкий гнездящийся вид (около 30 особей). В третьей декаде августа молодые птицы, почти не уступавшие по размерам взрослым, были ещё в гнёздах, которые располагались на уступах скал. Гнёзда бакланов - аккуратные постройки из травы и водорослей. Взрослая птица, добытая 4 сентября, интенсивно линяла.
Пустельга Cerchneis tinnunculus (L.). Залётный вид. Молодая
самка пустельги, добытая 3 сентября, была в свежем пере.
Сибирский пепельный улит Heteroscelus brevipes (Vieill.). Пролётный вид. Стая из 6 особей наблюдалась 1 сентября. Добыта молодая птица в свежем пере.
Моевка Rissa tridactyla pollicaris Ridgway, 1884. Обыкновенный гнездящийся вид (около 300 тыс. особей). Птицы устраивают гнёзда из травы и водорослей на скалистых уступах, в 20-30 м от воды. В третьей декаде августа значительная часть молодых находилась в гнёздах, а остальные держались на воде у берегов острова. Взрослые моевки кормили их мелкой рыбой. Молодая птица, добытая 4 сентября, была в свежем пере, однако 1-е первостепенное маховое у неё ещё не доросло до вершины крыла на 0.5 см.
Толстоклювая кайра Uria lomvia arra Pallas, 1811. Один из многочисленных видов (около 1 млн. особей). Кайры гнездятся на Каменистых россыпях вершины острова, а также на карнизах и уступах скалистых берегов, круто обрывающихся в море. В последних числах августа отмечался массовый спуск молодых птиц на воду. Они смело прыгали вниз, нередко с высоты более 10 м. Пища птенцов состоит из ракообразных, мелких осьминогов и рыб.
Большая конюга Aethia cristatella (Pall.). Обыкновенный гнездящийся вид (около 100 тыс. особей). Конюги селятся в пустотах среди камней, откладывая единственное яйцо прямо на грунт в небольшое углубление. На 1 м2, как правило, помещается 1-2 гнезда. В конце августа большая часть молодых птиц держалась на воде у берегов острова, меньшая — находилась ещё в гнёздах, где их кормили взрослые птицы. Молодая конюга, добытая 1 сентября, заканчивала линьку в первый перовой наряд. У неё все маховые и рулевые перья ещё не доросли до нормальной длины и имели в основании роговые чехлики. Окраска оперения птицы серовато-чёрная. Голова такого же цвета, без каких-либо белых пятен. Клюв чёрный, без роговых пластин. Две взрослые конюги, добытые 27 августа и 1 сентября, имели сильно изношенное перо и находились в состоянии интенсивной линьки крыльев и покровных перьев туловища и головы. Короткий хохол на лбу был образован новыми перьями. Клюв у одной особи был без роковых пластин со следами последних только вблизи его основания, а у другой имел роговые пластины, сильно обтёртые и с обломанными краями. В содержимом желудков трёх конюг обнаружены мелкие ракообразные (Gammaridae).
Малая конюга Aethia pygmaea (Gm.). Обыкновенный гнездящийся вид (около 100 тыс. особей). Как и большая конюга, селится на дне трещин среди камней, где в небольшую ямку откладывает одно яйцо. В конце августа молодые птицы были хорошо оперены. Значительная часть их уже покинула гнёзда и держалась на воде. Две молодые ко-
нюги, добытые 22 августа и 2 сентября, были в свежем пере. Однако 12-е первостепенные маховые перья птиц ещё не доросли до нормальной длины. Рулевые перья были новые. Окраска молодых птиц в первом перовом наряде серовато-чёрная, немного светлее, чем взрослых. Нижняя сторона брюшка и подхвостье белые. Короткие беловатые перья по бокам головы расположены пятном на уздечке тремя полосами — над глазом, под глазом и в углах рта, т.е. на тех же местах, где позднее вырастут удлинённые волосовидные перья. Клюв чёрный, с буроватым основанием на подклювье. Взрослая птица, добытая 1 сентября, интенсивно линяла. У неё менялись первостепенные маховые и покровные перья по всему телу. На лбу торчал новый тёмно-бурый султанчик, перья которого были длиной 0.7-0.8 см и с роговыми чехлика-ми в основаниях. Клюв красный с грязноОбелой вершиной, без следов линьки роговых пластин. В содержимом желудков трёх малых конюг обнаружены остатки мелких ракообразных (Gammaridae) и челюсти многощетинковых червей Polychaeta.
Белобрюшка Cyclorrhynchus psittacula (Pall.). Обыкновенный гнездящийся вид (около 50 тыс. особей). Подобно конюгам, белобрюш-ки устраивают гнёзда в пустотах среди камней и откладывают одно яйцо. В конце августа молодые птицы не уступали по размерам взрослым. Большая часть их держалась на воде, меньшая находилась в гнёздах. У молодой птицы, добытой 1 сентября, все маховые и рулевые перья ещё не доросли до нормальной длины.
Поскольку окраска молодых птиц ещё не описана в отечественной литературе (Дементьев 1951; Козлова 1957), мы приводим её характеристику. У птиц в первом перовом наряде верхняя сторона тела, голова, шея, крылья и хвост серовато-чёрные, чуть светлее, чем у взрослых птиц. По бокам головы позади глаз заметны полосы из коротких белых перьев (длина полосы 1.5, ширина 0.3 см). Горло и нижняя сторона крыльев серые. Зоб и бока тела белые с сероватыми вершинами перьев. Грудь, брюшко и подхвостье белые с расплывчатыми серыми пест-ринами, образованными вершинами перьев. Белые каёмки заметны лишь на отдельных кроющих перьях крыла. Ноги серовато-чёрные, когти чёрные. Клюв без роговых пластин, слабо вздутый, чёрный с буровато-жёлтым оттенком на гребне и вершине подклювья. Разрез клюва, как и у взрослых птиц, изогнут вверх. Длина клюва от лобного оперения 1.3 см, от наружного края ноздрей 0.8, максимальная высота клюва 1.1 см. Длина крыла молодой птицы 11.3, длина хвоста — 2.5 см.
Взрослая птица, добытая 27 августа, была в сильно обношенном оперении, но без следов линьки перьев и роговых пластин на клюве. Длина крыла 14.3, хвоста - 5.5 см. В содержимом желудков 12 бело-брюшек найдены мелкие брюхоногие моллюски (до 20-30 экз. в каждом), остатки от мелких ракообразных (от 3-5 особей в каждом), челю-
сти многощетинковых червей Nereis virens, кусочки водорослей, перья и камешки.
Топорок Lunda cirrhata (Pall.). Редкий гнездящийся вид (около 30 особей). Птицы селятся в норах, выкопанных в мягком грунте в верхней части острова. В конце августа большое количество молодых топорков держалось на воде, но некоторая часть ещё находилась в гнёздах. Взрослые особи кормили их мелкой рыбой. У птенца, добытого 4 сентября, происходила интенсивная линька из пухового в первый перовой наряд. Из-под серовато-бурого пуха, покрывавшего всё тело, были заметны чёрные перья на верхней и беловато-серые на нижней стороне тела. Клюв чёрный, буроватый по середине гребня; подклювье желтовато-бурое с чёрной вершиной. Когти чёрные, ноги серовато-чёрные.
Ипатка Fratercula corniculata (Naum.). Редкий гнездящийся вид (около 10 особей). Как и топорки, гнездятся в норах, расположенных в верхней части острова. В конце третьей декады августа молодые птицы были ещё в гнёздах.
Глухая кукушка Cuculus optatus horsfieldi (Moore, 1857). Залётный (пролётный?) вид. Молодая птица в гнездовом наряде была добыта 31 августа.
Филин Bubo bubo (L.). Характер пребывания этого вида на острове не установлен. Был добыт в сумерках 1 сентября во время охоты за птицами.
Белопоясничный стриж Apus pacificus pacificus (Latham, 1801). Немногочисленный гнездящийся вид (около 40 особей). Гнёзда располагаются в пустотах среди камней. В конце августа молодые птицы были уже на крыле и в первых числах сентября покинули остров.
Большой пёстрый дятел Dendrocopos major (L.). Залётный вид. Взрослый самец, добытый 31 августа, заканчивал линьку. В содержимом желудка птицы обнаружено около 20 экз. личинок мертвоедов Thanatophilus sp.
Обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe (L.). Залётный вид. Молодая птица была добыта 29 августа. Желудок содержал остатки хитинового покрова 5 мертвоедов Thanatophilus sp.
Пеночка-таловка Phylloscopus borealis (Blas.). Залётный (пролётный?) вид. Молодая птица, добытая 4 сентября, была в свежем пере.
Белая трясогузка Motacilla alba L. Малочисленный гнездящийся вид.
Жёлтая трясогузка Motacilla flava L. Залётный (пролётный?) вид. Молодая птица была добыта 1 сентября.
Сибирский сорокопут-жулан Lanius cristatus L. Залётный вид. Две птицы наблюдались 31 августа. Определены по фотографии.
Полярная овсянка Emberiza pallasi Cab. Залётный (пролётный?) вид. Молодая птица добыта 31 августа.
Юрок Fringilla montifringilla L. Залётный (пролётный?) вид. Две молодые птицы были добыты 1 сентября. Они питались семенами дудника Гмелина, который образует заросли в верхней части острова. В содержимом желудка одного юрка обнаружены остатки хитинового покрова 2 мертвоедов Thanatophilus sp., у другого - целые семена водяники сибирской Empetrum sibiricum. Интересно отметить, что это растение не произрастает на Ионе (Кабанов 1960), поэтому юрки, мигрирующие осенью в южном направлении, могли питаться его плодами только где-то на ближайшем побережье материка, т.е. на расстоянии около 240 км от острова.
Обыкновенная чечевица Carpodacus erythrinus (Pall.). Залётный (пролётный?) вид. Две молодые птицы были добыты 4 сентября из стаи в 6-8 особей.
Таким образом, на острове Ионы отмечено 23 вида птиц. Из них 11 — гнездящиеся, остальные — пролётные или залётные. Все гнездящиеся виды, за исключением белопоясничного стрижа и белой трясогузки, — морские птицы, образующие колониальные гнездовья, или «птичьи базары». Самые многочисленные гнездящиеся птицы — глупыши и толстоклювые кайры; обычные — моевки, белобрюшки, большие и малые конюги; редкие —Берингийские бакланы, топорки и ипатки. Общая численность птиц на острове Ионы около 3 млн. особей. По видовому составу гнездящихся птиц «птичий базар» на острове Ионы относится к «базарам» северного типа, которые характерны для побережья и островов Берингова моря и северных районов Тихого океана. Гнездование филина на Ионе доказать не удалось, но оно там вполне возможно, так как для этого вида на острове имеется достаточное количество пищи. Появление здесь сухопутных птиц надо рассматривать как вполне закономерное явление, а не как случайные залёты в результате неблагоприятных метеорологических условий. В период осенних миграций сухопутные птицы летят с севера не только над сушей, но и над морем, пересекая западную часть Охотского моря по направлению к Амуру и Сахалину. Во время перелётов птицы останавливаются на острове Ионы, где пережидают неблагоприятную погоду, отдыхают и кормятся. Мы присоединяемся к мнению А.И.Ку-ренцова (1959) о необходимости организации на острове Ионы заповедника, что позволило бы сохранить своеобразный островной биоценоз с уникальным «птичьим базаром» и лежбищами сивучей.
Литература
Арсеньев В.К. 1949. На острове Ионы // Сочинения. Владивосток, 6.
Дементьев Г.П. 1951. Отряд чистики Alcae или Alciformes // Птицы Советского Союза. М., 2: 169-40.
Дербек Ф.А. 1913. Отчёт по естественноисторическим работам в Гидрографической экспедиции Восточного океана во время кампании 1912 г. // Ежегодн. Зоол. музея Акад наук. 18, 2. Кабанов Н.Е. 1960. На уединённой скале // Природа 5.
Козлова Е.В. 1957. Ржанкообразные: Подотряд чистиковые. М.; Л.: 1-144 ( Зоол.
ин-т АН СССР. Фауна СССР. Нов. сер. № 65. Птицы. Т. 2. Вып. 5). Куренцов А.И. 1959. Животный мир Приамурья и Приморья. Хабаровск: 1-263. Никулин П.Г. 1937. Сивуч Охотского моря и его промысел // Изв. ТИНРО 10. Черский А.И. 1915. Орнитологическая коллекция музея Общества изучения Амурского края во Владивостоке // Зап. Общ-ва изучения Амур. края 14: 143276.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 637: 444-446
История формирования и современное состояние популяций скопы Pandion haliaetus и орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla на Рыбинском и Шекснинском водохранилищах
А. В. Кузнецов, В. В. Немцев
Второе издание. Первая публикация в 2000*
Дарвинский заповедник расположен на побережье Рыбинского водохранилища, образованного в 1946 году. Водохранилище затопило обширную котловину Молого-Шекснинского междуречья. В северозападной части водохранилища остался незатопленным низменный полуостров, по которому проходил водораздел Мологи и Шексны. Значительная часть полуострова занята верховыми болотами, чередующимися с гривами соснового и смешанного леса. На юго-восточной оконечности этого полуострова в 1945 году образован Дарвинский заповедник площадью 1126 км2, из которых 671 км2 — суша, а 455 км2 — акватория водохранилища. За 55 лет существования Дарвинского заповедника здесь произошло значительное увеличение численности скопы Pandion haliaetus и орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla. Определяющее влияние имели несколько факторов.
* Кузнецов А. В., Немцев В .В. 2000. История формирования и современное состояние популяций скопы и орлана-белохвоста на Рыбинском и Шекснинском водохранилищах //Редкие виды хищных птиц Севера лесной зоны Европейской части России: перспективы изучения и пути охраны. Череповец: 33-35.