92
Высшее образование в России • № 12, 2006
титься сучеными различных кафедр гуманитарного и естественно-научного направлений нашего вуза за круглым столом, принять участие в диалоге по проблемам создания единого азиатско-тихоокеанского образовательного пространства, обсудить актуальные вопросы современного развития психологии, педагогики, задачи межкультурной коммуникации. Именно в этом мы видим реабилитацию утраченного опыта общественной жизни, укрепление традиций гуманитарной педагогики, основанной на сотрудничестве, ценностно-рефлексивном взаимодействии, диалоге культур, эмоциональной увлеченности совместной деятельностью.
Среди студентов, изучающих русский язык как иностранный, сегодня можно встретить тех, кто связал свою карьеру с научной деятельностью, пройдя подготовку в аспирантуре при кафедре педагогики и успешно защитив кандидатские диссер-
тации по проблемам сравнительного анализа общего и профессионального образования в Корее, Китае и России.
Усилия профессорско-преподавательского коллектива вуза, направленные на становление Дальневосточного государственного гуманитарного университета, безусловно, будут способствовать успешному преодолению объективных и субъективных трудностей, а значит, и качественному обеспечению личностного роста иностранных студентов как будущих профессионалов.
Литература
1. Bochner S. The social psychology of cross-
cultural relations // Cultures in contact / Ed.
S. Bochner. - Oxford, 1982.
2. Рябова М. Иноязычие как фактор диалоги-
зации образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 12.
О психологическом
Л. ЧЕРНЫШЕВА, доцент сопровождении
образовательного процесса
Основной целью политики государства в области физической культуры и спорта является эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни населения.
Решение поставленной задачи возможно лишь при активном и деятельном участии специалистов, осуществляющих процесс физического воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования различного типа, что определяет возрастающее значение их профессионально-педагогического потенциала. Вуз должен создать такие условия, чтобы педагогами по физической культуре оказывались квалифицированные специалисты, люди, способные самостоятельно принимать решения, умеющие искать, творить, созидать.
Профессиональная подготовка таких специалистов предполагает превращение
учащегося в субъекта, способного к самоизменению и заинтересованного в нем. В связи с этим особую актуальность приобретает психологическое сопровождение образовательного процесса, базирующееся на идеях современной педагогики о лич-ностно-ориентированном обучении[1—3]. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, моральном поощрения, особых стратегиях и тактиках воспитания, в обретении механизмов и способов саморазвития.
Целью нашей работы является разработка программы психологического сопровождения как средства психолого-педагогического воздействия на профессиональное развитие педагогов по физической культуре на этапе обучения в вузе.
Эксперимент по проверке эффективности разработанной программы проводился в течение пяти лет на факультете физичес-
Из жизни вуза
93
кой культуры ДВГГУ по следующим основным направлениям:
1) диагностико-развивающая и кон-сультационно-коррекционная работа со студентами,
2) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Программа осуществлялась на основе комплексного подхода, предусматривающего взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов «системы сопровождения». К субъектам процесса психологического сопровождения относился весь профессорско-преподавательский состав, сотрудники университета, медицинские работники, родители студентов - все те, кто оказывает непосредственное влияние на становление специалиста. В качестве объектов данного процесса рассматривались студенты и коллективы учебных и учебно-тренировочных групп по видам спорта по курсу «Профессиональное физкультурно-спортивное совершенствование» (ПФСС).
Условиями преобразования студентов в активных субъектов психологического сопровождения являлись: вся система жизнедеятельности в вузе, которая обеспечивала формирование у студентов внутренней потребности к самосовершенствованию; включенность студентов в учебно-воспитательный процесс, их активная работа над собой на основе сотрудничества с педагогами.
Программа психологического сопровождения строилась на принципах:
• единства и согласованности действий всех субъектов, от которых зависит учебно-воспитательный процесс (должностных лиц, родителей);
• объективной оценки поведения и уровня личностного развития каждого студента; при этом отслеживалась динамика изменений личностных свойств студентов, субъектных свойств будущих специалистов, определялись оптимальные формы психолого-педагогического воздействия;
• комплексного использования всех форм и средств психологического сопровождения, а также воспитательного потен-
циала учебного, учебно-тренировочного процесса, досуга, быта;
• корректного, ненавязываемого сотрудничества участников процесса, где педагогическая позиция преподавателей, кураторов учебных групп, тренеров групп ПФСС выражалась в том, что каждый из них выступает как старший товарищ;
• опоры на субъектность студентов в достижении собственных целей;
• индивидуализации использования средств и форм программы психологического сопровождения с учетом уровня профессионально важных качеств, особенностей каждого студента, типологии его профессиональных предпочтений.
Реализация программы психологического сопровождения осуществлялась с помощью следующих форм, средств и приемов:
■ определения средств формирования профессионально важных качеств специалиста;
■ разработки индивидуальных алгоритмов профессионального становления, индивидуальных программ совершенствования;
■ контроля и коррекции индивидуальных алгоритмов профессионального становления;
■ изучения процесса адаптации студентов к условиям обучения на ФФК на протяжении всего процесса обучения;
■ психодиагностики и консультирования;
■ консультаций профессорско-преподавательского состава по психологическим трудностям в обучении, воспитании, общении со студентами, по социально-психологическим особенностям контингента студентов;
■ содействия преподавателям по организации дифференцированного подхода в образовательном процессе;
■ преодоления дезадаптационных процессов путем групповой и индивидуальной работы;
■ прохождения тренинга «Личностное и профессиональное становление будущих педагогов по физической культуре», тренинга коммуникативных умений, спецкурса «Педагогическое мастерство»;
■ овладения методами аутогенной тренировки.
94
Высшее образование в России • № 12, 2006
Необходимость целенаправленной психолого-педагогической поддержки, психологической помощи студентам в процессе обучения обусловлена влиянием негативных факторов социальной действительности, снижением престижа педагогической деятельности, которые, в свою очередь, приводят к ослаблению профессионально-педагогической направленности.
Соглашаясь с мыслью Л.М. Митиной, что «психологическим условием развития педагогической направленности является повышение уровня профессионального самосознания, т. е. осознание учителем системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовывать в своей деятельности, поведении, общении » [4, с. 68], мы выделили следующие пути формирования профессионально-педагогической направленности студентов - будущих педагогов по физической культуре:
> осознание студентами целей и значимости выбранной профессии, а также требований, которые она предъявляет к человеку;
> организация всех видов деятельности студентов с учетом требований их будущей педагогической деятельности;
> создание у студентов адекватного представления о будущей профессии;
> формирование устойчивого профессионального интереса к выбранной профессии начиная с первого курса;
> активизация у студентов профессионального самообразования и самовоспитания;
> включение студентов с первого курса в практическую профессиональную деятельность.
Психологическая поддержка была многофункциональной, осуществлялась систематически, дифференцированно на протяжении всего периода обучения с участием всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Главной ее задачей являлось повышение эффективнос-
ти разнообразных видов деятельности студентов: учебной, учебно-тренировочной, научной и общественной - с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей. Сотрудничество, близкие взаимоотношения между тренерами и учениками способствовали активной работе студентов, их заинтересованности в процессе психологической помощи, которая осуществлялась нами с применением методов психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции.
С помощью психодиагностики постоянно изучались личностные качества студента, их динамика, сильные и слабые стороны, причины ихпроявления. Определялось психическое состояние студента, межличностные отношения с членами учебной и учебно-спортивной группы, спортивной команды, эмоциональные внутриличност-ные (глубинные и ситуативные) переживания и конфликты, т. е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа.
Психологическая помощь осуществлялась индивидуально в тех случаях, когда характер решаемых проблем требовал утешения, сопереживания, групповая работа - тогда, когда нужно было сделать акцент на развивающий, обучающий момент групповой социальной поддержки.
Проведение психологических тренингов позволяло решать широкий круг задач в сфере общения ради достижения основной цели - развития профессиональной и лич-
Из жизни вуза
95
ностнои компетентности студентов в области коммуникативных умений и навыков.
Следующей категорией методов, занимающих определенное место в системе психологического обеспечения подготовки педагога по физической культуре, является психологическая самопомощь, которая предполагает заботу о себе и своем личностном росте. Она проявляется в развитии самосознания, знания о себе, в переживании своей индивидуальной неповторимости.
Самооценка рассматривалась нами как стержень саморегуляции на всех этапах профессиональной подготовки. Мы убеждены, что педагог по физической культуре, не имеющий опыта психологической самопомощи и поддержки, будет менее эффективен в своей профессиональной деятельности.
Позитивные изменения, полученные в результате внедрения программы психологического сопровождения на факультете физической культуры ДВГГУ, позволяют наметить дальнейшие индивидуально-психологические, социально-психологические, психолого-педагогические мероприятия по психологическому сопровождению процесса профессионально-личностного развития
специалиста по физической культуре. К их числу мы относим: снижение уровня личностной тревожности, формирование устойчивой профессиональной мотивации, повышение уровня потребности в достижениях, достижение эмоциональной уравновешенности, развитие коммуникативных ресурсов.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.
пособие для студентов вузов.- М.; Екатеринбург, 2003.
2. Котова И.Б, Шиянов Е.И. Становление и
развитие гуманистической педагогики. -Ростов н/Д, 1994.
3. Митина Л.М. Психология труда и профес-
сионального развития учителя. - М., 2004.
4. Слободчиков В.И. Очерки психологии об-
разования. - Биробиджан, 2005.
С. ЕКИМОВА, ст. преподаватель
Изменения в жизни современного общества повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших молодежь в целом и студенчество в частности. Возникновение социально уязвимых групп молодежи, с одной стороны, и культивирование элитарности - с другой, привели к росту индивидуализма в его самых негативных проявлениях, формированию в отдельных слоях молодежи чувства социальной бес-
Волонтерское движение в гуманитарном вузе
перспективности. Ослабление государственной поддержки образования в период резкого изменения социально-политической, экономической, культурной ситуации обусловило снижение и частичное разрушение результативности образовательной и воспитательной систем. Переоценка ценностей, рост числа детей-сирот, беспризорных подростков, другие асоциальные явления в молодежной среде обо-