Научная статья на тему 'О психологических особенностях людей, живущих в цифровую эпоху'

О психологических особенностях людей, живущих в цифровую эпоху Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
284
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PSYCHOLOGY / DIGITAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

Анализируются вопросы, связанные с влиянием цифровых технологий на психологию людей. Показано, что меняется в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEOPLE LIVING IN THE DIGITAL AGE

Analyzes the issues related to the impact of digital technologies on human psychology. It is shown that changes in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «О психологических особенностях людей, живущих в цифровую эпоху»

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация

Анализируются вопросы, связанные с влиянием цифровых технологий на психологию людей. Показано, что меняется в образовательной сфере.

Ключевые слова: психология; цифровые технологии; информационные технологии.

ABOUT THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEOPLE LIVING IN THE DIGITAL AGE

Preobrazhenskiy A.P., Choporov O.N.

Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation

Analyzes the issues related to the impact of digital technologies on human psychology. It is shown that changes in the educational sphere.

Keywords: psychology; digital technologies; information technologies.

Введение

Информационные системы в настоящее время активно развиваются. Они оказывают большое внимание на экономическую сферу, продажи товаров, проведение сбора данных, осуществление различных бизнес-операций. Также цифровые технологии определяют особенности развития сегодняшнего поколения молодых людей. Между старшими и младшими поколениями наблюдается определенное разделение с точки зрения когнитивных и эмоциональных

подходов вследствие возникновения новых видов общения и связи, использования развлечений, мышления и восприятия окружающего мира в рамках использования новых технологий. Информационные технологии заметным образом изменяют обычное понятие приватности и социализации.

Анализ влияния цифровых технологий на психологическое восприятие. Влияние сетевых, цифровых технологий на людей изучалось различными исследователями. Например, в [1] отмечается, что электронные цифровые технологии органично вошли в жизнь современной молодежи, они уже привыкли к тому, что информация поступает очень быстро и большими объемами.

В [2] автор указывает на то, что в обществе есть те, кто уже с детства знакомился с компьютерными технологиями, и те, для кого эти технологии возникли уже в осознанном возрасте и к ним все еще привыкают.

Поэтому существуют определенные трудности при попытке прямым образом применить цифровые технологии к проводимым в течение десятилетий, сложившимся образовательным программам. Ведь электронные среды меняют стиль мышления обучающихся, условия, в которых проходит обучение. Изменения могут быть достаточно глубокие [3, 4]. При этом нельзя забывать о ключевых базовых знаниях, навыках, которые осваивались еще и до введения электронных технологиях. В этом состоит искусство современных преподавателей.

В [5] демонстрируется, что даже при том, что перед людьми открылось большое число информационных ресурсов, информацию стало легче найти, знающих молодых людей не стало больше. Это связано с тем, что появившиеся возможности используются не по назначению. А люди стали меньше задумываться о той информации, которую они получают. Подобным образом рассуждает и автор работы [6]. Он говорит об изменении стиля мышления современного поколения. Информация воспринимается по-другому, фрагментарным образом, существуют одновременные каналы - электронная почта, смс-сообщения, скайп, социальные сети, интернет и др.

В работе [7] говорится о том, что изменения в окружающих нас технологиях происходят настолько быстро, что люди не всегда успешно к ним адаптируются. Могут развиваться даже полезные в определенных ситуациях навыки, но при этом подавляться такие, которые являются основой для дальнейшей профессии. Современное поколение имеет возможности для того, чтобы происходил рост объемов технологических знаний, улучшались навыки навыков и скорости их применения [1], тогда информация будет превращаться в знание. Но всегда ли молодые люди пользуются такими возможностями [8]?

Автор работы [9] провел анализ и утверждает, что в настоящее время стираются грани между молодым и более старшим поколением с точки зрения использования современных электронных технологий.

Результаты анализа особенностей преподавания в цифровую эпоху. Проведенный анализ показал, что:

1. Ожидания обучающихся от использования электронных технологий должны оправдаться. Для этого следует провести предварительное анкетирование.

2. Нельзя ожидать от обучающихся, даже если они уверенно владеют компьютерной техникой однозначным образом высоких результатов в обучении. Это связано с тем, что молодым людям могут быть интересны компьютерные развлечения, но не учебные материалы. Тогда полезными будут методические материалы, с привлечением аудио-, видео- и других ресурсов, позволяющие рассматривать анализируемые проблемы с различными деталями, подробностями, последовательностями осмысления.

3. Студенты имеют возможности для того, чтобы активизировалась научно-исследовательская работа, расширялся самоконтроль полученных знаний. Преподаватели оперативным образом обновляют учебно-методическую литературу, внедряют образовательные модульные технологии, применяют образовательные имитационные технологии, совершенствуют качественные характеристики в подготовке специалистов.

Выводы

Те участники современного общества, которые наибольшим образом приспособились к электронным технологиям, могут рассматриваться как самые активные потребители электронных видов обучения и различных услуг. В инновационной образовательной среде предоставляются оптимальные условия для того, чтобы выпускники обладали конкурентными преимуществами на базе того, что они получают опережающие знания и в дальнейшем сопровождаются в течение всей своей жизни.

Список литературы

1. Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. McGraw-Hill Companies, 1999. 338 р.

2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. October 2001. Vol. 9, № 5, рр. 1-6.

3. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Соколова Д.А. Облачные технологии как средство взаимодействия педагога-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения // Современные исследования социальных проблем (эл. научный журнал). 2018. Т. 9. № 1-1. С. 90-107.

4. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Пангоф С.А., Цирулькевич А.В. Развитие у будущих тьюторов умений поиска научной информации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 4-1. С. 126-145.

5. Bauerlein M. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 2008. 264 p.

6. Carr N.G. Is Google Making Us Stupid? What the Internet is doing to our brains. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/ is-google-making-us-stupid/306868/ (date of access: 25.04.2019).

7. Small G., Small G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. HarperCollins Publishers, 2008.

8. Преображенский А.П. На что может тратить время современная молодежь // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2018. № 2 (25). С. 160-162.

9. Prensky M. H. Digital Natives, Digital Immigrants [Electronic resource]. Mode of access: http://www. nnstoy.org/download/technology/digital natives digital immigrants.pdf/ (date of access: 25.04.2019).

References

1. Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. McGraw-Hill Companies, 1999. 338 r.

2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. October 2001. Vol. 9, № 5. R. 1-6.

3. Bekuzarova N.V., Ermolovich E.V., Sokolova D.A. Oblachnye tekh-nologii kak sredstvo vzaimodejstviya pedagoga-logopeda s roditelyami detej, imeyushchih rechevye narusheniya // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018. T. 9. № 1-1. S. 90-107.

4. Bekuzarova N.V., Ermolovich E.V., Pangof S.A., Cirul'kevich A.V. Razvitie u budushchih t'yutorov umenij poiska nauchnoj informacii // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2017. T. 8. № 4-1. S. 126-145.

5. Bauerlein M. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 2008. 264 p.

6. Carr N.G. Is Google Making Us Stupid? What the Internet is doing to our brains. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/ is-google-making-us-stupid/306868/ (date of access: 25.04.2019).

7. Small G., Small G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. HarperCollins Publishers, 2008.

8. Preobrazhenskij A.P. Na chto mozhet tratit' vremya sovremennaya molo-dezh' // Vestnik Voronezhskogo instituta vysokih tekhnologij. 2018. № 2 (25). S. 160-162.

9. Prensky M. H. Digital Natives, Digital Immigrants [Electronic resource]. Mode of access: http://www. nnstoy.org/download/technology/digital natives digital immigrants.pdf/ (date of access: 25.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.