Научная статья на тему 'О психике как фундаментальной философской категории'

О психике как фундаментальной философской категории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
382
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булычев Игорь Ильич

The concept of mind is not infrequently identified with the concept of consciousness or, on the contrary, the two are excessively contrasted with each other. Mind and consciousness are indissolubly connected and complementing one another factors of the living substance but the essence of one differs from that of the other. Consciousness is an ideal, and mind is a subjective (i.e. individualized) ways of the existence of living (i.e. biological and social) substance. Code and signal are the attributes of mind that carry out the enconding (storage) and decoding (transmission) of information. Efferentness and afferentness (i.e. inner and outward impulses) are the two sides of the main dialectical (i.e. motive) contradiction of mind. The structure of mind is three-dimensional: nuclear neutron, unconditioned reflex, and conditioned reflex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MIND AS A FUNDAMENTAL PHILOSOPHICAL CATEGORY

The concept of mind is not infrequently identified with the concept of consciousness or, on the contrary, the two are excessively contrasted with each other. Mind and consciousness are indissolubly connected and complementing one another factors of the living substance but the essence of one differs from that of the other. Consciousness is an ideal, and mind is a subjective (i.e. individualized) ways of the existence of living (i.e. biological and social) substance. Code and signal are the attributes of mind that carry out the enconding (storage) and decoding (transmission) of information. Efferentness and afferentness (i.e. inner and outward impulses) are the two sides of the main dialectical (i.e. motive) contradiction of mind. The structure of mind is three-dimensional: nuclear neutron, unconditioned reflex, and conditioned reflex.

Текст научной работы на тему «О психике как фундаментальной философской категории»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

О ПСИХИКЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ

И.И. Булычев

Bulychev I.I. On Mind as a Fundamental Philosophical Category. The concept of mind is not infrequently identified with the concept of consciousness or, on the contrary, the two are excessively contrasted with each other. Mind and consciousness are indissolubly connected and complementing one another factors of the living substance but the essence of one differs from that of the other. Consciousness is an ideal, and mind is a subjective (i.e. individualised) ways of the existence of living (i.e. biological and social) substance. Code and signal are the attributes of mind that carry out the encoding (storage) and decoding (transmission) of information. EfTerentness and afferentness (i.e. inner and outward impulses) are the two sides of the main dialectical (i.e. motive) contradiction of mind. The structure of mind is threedimensional: nuclear neutron, unconditioned reflex, and conditioned reflex.

В современной отечественной и мировой философии понятие психики остается во многом неясным, аморфным и противоречивым. Нередко психику в том или ином плане отождествляют с сознанием, либо, напротив, чрезмерно их противопоставляют. Отождествление функций сознания и психики присуще специалистам, исследующим высшую нервную деятельность человека и животных. В многочисленных справочниках, учебных и других пособиях по философии сознание объявляют присущим лишь человеку, животные же, якобы, обладают только психикой. Это утверждение не корректно, ибо животные, у которых имеется кора головного мозга, обладают биологическим сознанием. В самом деле, сущностный признак сознания - идеальность (нематериальность) -отличает не только деятельность человека, но и жизнедеятельность животного. В свою очередь, психика, конечно же, присуща всем живым организмам (в том числе социальным).

Неразличение феноменов психики и сознания, с одной стороны, вызвано их близким родством, а с другой - отсутствием философско-теоретических, психологических сравнительных исследований, посвященных изучению специфики, основных свойств, движущих противоречий и

структуры сознания и психики. Именно этим аспектам феномена психики и посвящается данная статья1. Психика и сознание, хотя и неразрывно связанные, непосредственно дополняющие друг друга факторы живой (духовной) субстанции, однако сущность их все же различна: сознание - по-преимуществу идеальный, психика—субъективный (индивидуализированный) способы существования живой (биологической и социальной) субстанции.

Область психического охватывает почти все живые организмы, за исключением одноклеточных (амеба, инфузория). Впрочем, уже у одноклеточных можно выделить нечто вроде "предпсихики" (синкретической психики), которая по своим функциям аналогична типично психическим явлениям (способность реагировать на изменения внутренних состояний и внешнюю активность, на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения) [2].

Появление психики знаменует собой обретение существом способности к гибкому и индивидуальному поведению. Оно

1 Что касается аналогичных аспектов сознания, то они рассмотрены в предшествующей публикации автора [1].

выражается в том, что представители одного и того же вида на одну и ту же ситуацию начинают реагировать не одинаково. И вовсе не потому, что кто-то из них ошибается, а потому, что каждый обретает способность в определенной мере отойти от жестких видовых стереотипов поведения [3]. Тем самым впервые появляется качество субъективности, означающее, что для организма становятся небезразличными не только объекты внешней среды, но и свои собственные внутренние состояния.

Феномен сознания (идеальное) появляется в качестве относительно самостоятельного и несводимого к субъективнопсихическому фактору по мере того, как у живого существа складывается сначала . спинной, а затем головной мозг и кора головного мозга. Мозг, с одной стороны, является закономерным результатом эволюции психики с ее физиологическим субстратом - нервной системой - и поэтому может быть рассмотрен в качестве ее высшего отдела, с другой - духовное с его субстратом (головным мозгом) представляет собой качественно новое и высшее образование, последнее далеко не эквивалентно первому.

Конечно, разведение признаков субъективности и идеальности по отношению к явлениям психики и сознания во многом условно и относительно, ибо сознание тоже субъективная реальность, а психические явления нельзя оторвать от их идеального спектра. Сознание (идеальное) не может не быть субъективной реальностью, поскольку является отличительным признаком человека, социальных, а также биологических субъектов (точнее предсубъек-тов). Вместе с тем, противополагание субъективного и идеального не является полностью условным, потому что имеет под собой вполне определенные основания. Так, отражение субъектом внешнего мира носит двойственный - материальноидеальный - характер и вследствие этого не сводимо к своему идеальному компоненту. Иными словами, субъективное не обязательно и не всегда жестко связано с идеальным. С другой стороны, отнюдь не все в идеальном отражении субъективно (объективная, абсолютная истина).

И все же главная, наиболее существенная черта психики как фундаментального целостного явления - субъективность, заключается в индивидуализированном восприятии событий внешнего мира. В своих низших формах оно сводится к чувствам удовольствия или неудовольствия, влечению или отвращению, а у высокооргани-

зованных существ - это весьма развитый и многообразный спектр эмоций и чувств. Субъективность психики не следует понимать как нечто абсолютно противоположное и несовместимое с объективностью (в ощущениях организмов содержится немало объективного, от них не зависящего), но как ее принадлежность субъекту (человеку или животному). Следует также иметь в виду, что субъективное свойство живого организма, диалектически трансформируясь в объективный фактор для других живых организмов, превращается в естественный фактор их дальнейшего развития. Можно сказать и так: живые существа выступают друг для друга творцами чужой субъективности [4].

Признак субъективности, в первом приближении, шире понятия психического, ибо субъективными являются многие составные индивидуального и общественного сознания. Кроме того, свойство субъективности приобретают не только рефлективные, но и материально-предметные творения рук человека, если они способны в какой-то степени индивидуально реагировать на воздействие внешней среды. Субъективность, следовательно, невозможно отождествлять полностью с духовно-психическими процессами.

Безусловно, в наибольшей степени признак субъективности отличает поведение отдельного человека. Характерные для него психологические проявления (эмоциональные, волевые и другие) находятся внутри и зависят от индивидуальности данной личности. Однако и применительно к более широкому общественному миру ничто не существует вне и абсолютно независимо от деятельности людей, их реальных отношений. Субъективность этого мира второй (искусственной) природы свидетельствует о наличии здесь особой (общественной) психики.

Мир общественного, процессы духовной жизни во многом являются миром субъективности. Сказанное, вместе с тем, не равнозначно признанию их полной субъективности, когда все объективное полагают принадлежащим не сознанию и психике, а объекту. В обществе нет ничего, что не создавалось бы руками человека, направленными его разумом и волей, и в этом смысле общество тотально субъективно, включая материальное производство и процесс труда. Разумеется, на данном утверждении останавливаться нельзя, как это делают субъективные идеалисты. В то же самое время развитие общества протекает в русле объективных законов, ведь

общественные явления, выступая порождением субъективной деятельности, отделяются от нее и приобретают собственное, как бы независимое и автономное существование. Полного отрыва, правда, не происходит, поскольку без субъекта деятельности невозможно существование объективных общественных отношений. В результате все общество и каждое общественное явление, включая материальное производство и экономические отношения, представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного [5]. Субъективность сознания и психики заключается в принципиальной несводи-мости их содержания к определенным внешним объектам. Поскольку сознание и психика всегда содержат в себе элементы, внесенные в них человеком (животным), они непременно имеют свою субъективную сторону [6-7].

Присутствие в психологической и духовной жизни животного и человека момента объективности, являющегося диалектической противоположностью субъективности и ограничивающего его действие, свидетельствует, прежде всего, о том, что в определенном ракурсе признак субъективности уже понятия психики. Совпадение (тождество) психического и субъективного имеет место лишь на уровне сущности, тогда как на уровне явления психическое свойство выходит за рамки субъективности и включает в себя также некоторые объективные компоненты.

Следует подчеркнуть, что в реальном переплетении субъективного фактора с объективным в психике животного и человека первый отнюдь не играет второстепенную роль. Все объективные требования внешней среды или внутренних нужд организма опосредованы здесь психическими процессами и поэтому никогда не даны сами по себе, в чистом виде. Живое существо в предельном случае сохраняет возможность пренебречь требованиями объективной ситуации и поступить вопреки ей, даже если это приведет его к гибели. Кроме того, живые существа часто просто не в состоянии выйти за рамки специальной (видовой или родовой) субъективности. Речь идет о том, что в случае неблагоприятных изменений во внешней среде (негативные экологические процессы, нарушения природных ритмов смены времен года и тому подобное) животные не могут приспособить свою тысячелетиями формировавшуюся субъективность к новой (неблагоприятной. для их субъективности) объективной реальности, что приводит

живые организмы к гибели. (Так, все учащающиеся случаи массового выброса китов и других животных на сушу ученые связывают с невозможностью последних адаптироваться к резко меняющейся климатической и экологической ситуации.)

Не случайно переосмысление взаимосвязи объективного и субъективного в деятельности человека и животного в последнее время все шире отражается в мировой и отечественной науке и философии. Фактически происходит заметная переоценка (корректировка) исходной мировоззренческой установки, идущей еще от античности. "В настоящее время наибольшей критике подвергается фундаментальный тезис о возможности четкого и однозначного разграничения на объективный мир физических явлений и субъективный ментальный мир мыслей и чувств. Такое разграничение предполагает существование объективной - ни коим образом не зависимой от субъекта - реальности, структурированной в виде вещей, свойств и отношений. Опираясь на такое понимание реальности, роль познающего субъекта сводится к "сбору информации" и построению соответствующих ментальных моделей. Причем приобретение нового знания... есть результат манипулирования с ментальными репрезентациями" [8].

Психические процессы базируются на системе рефлексов. Еще И.М. Сеченов высказал мысль о том, что психический компонент - обязательный фактор любого поведенческого акта и сам представляет собой своеобразный рефлекс. Психическое, полагал ученый, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, ведь оно имеет ту же самую рефлекторную природу. В психологических трудах отмечается, что поначалу на понятие условного рефлекса возлагали основные надежды в объяснении психологических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались, поскольку условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения (в особенности феномены, связанные с сознанием, мышлением и языком).

Полагаю, что рефлекс достаточен для объяснения большинства процессов психической (но не духовной!) деятельности, он является фактически их главной физиологической основой. Другое дело акты сознания, которые обладают специфическим содержанием и собственной относительно самостоятельной нейрофизиологической

основой, которая не может быть сведена к рефлекторно-психической.

К атрибутам, или фундаментальным свойствам, психики относятся, на мой взгляд, код и сигнал. Под кодом понимают весьма устойчивую систему, предназначенную для передачи, переработки и хранения информации. Основной смысл кодирования заключается в операции отождествления символов, знаков одного кода с символами, знаками другого кода. Необходимость кодирования (перекодирования) информации обусловлена потребностью

приспособления формы сообщения к данной системе, каналу связи. Психический образ существует только в форме определенного кода. Благодаря коду, текучее, динамичное содержание психического

превращается в нечто относительно ста-

тичное и устойчивое, закрепляясь в виде нервно-физиологического субстрата. Преобразования последнего, сохраняющие

вместе с тем данную информацию, представляют собой процессы ее перекодирования и декодирования.

Однажды возникнув, кодовое соответствие строго закрепляется и неуклонно воспроизводится до тех пор, пока осуществляемая им функция сохраняет значение для самоорганизующейся системы или же не получает другого, более эффективного кодового выражения. Ряд кодов специалисты рассматривают в качестве базисных, или "естественных", то есть сохраняющих форму на протяжении всей известной нам истории саморазвития биологических организмов (таков, в частности, генетический код, воплощенный в структуре ДНК). Они составляют основание отбора новооб-разуемых кодовых форм. Сложная самоорганизующаяся система (биологический организм) складывается как иерархия кодовых отношений, открытая, однако, для дальнейших внутренних преобразований и постоянно находящаяся в состоянии совершенствования.

"Естественный" код есть внутренний элемент самоорганизующейся системы. Информация, которую несет собственный код данного организма, дана ему непосредственно, она "понятна" и не требует никакой операции декодирования, то есть расшифровки. Так, код на выходе сетчатки глаза сразу же доступен пониманию тех мозговых структур, которым он адресован. Напротив, "чуждый" для организма код несет информацию, которая ему непосредственно недоступна. Здесь необходима операция декодирования, то есть специальная операция по расшифровке

кода. Она состоит в перекодировании, или в переводе "чуждого" кода в "естественный". После нахождения и закрепления способа такого преобразования "чуждый* код трансформируется в "естественный", что знаменует акт развития данной самоорганизующейся системы [9]. Код мы вправе сравнить с универсальным языком, присущим сознанию. Вот как описывает этот процесс Ю.Г. Кратин: "Происходя-

щий непрерывно в рецепторах процесс перехода информации от разных носителей на универсальный - поток нервной импульсации - можно уподобить синхронному переводу речей, произносимых на разных языках, на один - единственный, понятный всем слушателям в зале. Язык нервных импульсов - универсальный язык для всех образований мозга. И хотя от различных рецепторов - зрительных, слуховых и так далее - передается информация о различных факторах, явлениях, событиях, тот факт, что она переведена на один язык, переведена в единственный для всего мозга код, позволяет не только ее свободное прохождение по всем структурам мозга, но и ее обработку, сопоставление и накопление по единым правилам, по одним и тем же законам" [10].

Чтобы какая-либо информация могла быть использована другой коммуникационной системой, необходима операция декодирования или "перевода" чуждого ей кода в естественный и "понятные" для нее коды. В понятиях кода и кодирования специалисты видят наиболее яркое выражение принципа инвариантности информации по отношению к физическим свойствам ее носителя, так как предполагают множество способов кодирования одной и той же информации [11]. Отдельные нервные волокна любого вида животного говорят как бы на одном языке, состоящем из одного слова: сообщения отдельных волокон передаются в форме электрических импульсов, всегда одинаковых, монотонно повторяющихся снова и снова. Само по себе одно волокно может сказать очень мало, поэтому кодирование сложной информации возможно совместной деятельностью из многих волокон. "Язык" нервной системы - это своеобразный концерт [12].

Понятие кода есть весьма зримое выражение неразрывной связи материальной и духовной субстанций по принципу дополнительности. Идеальная информация в системе субъекта (организма) неразрывно связана с материальной информацией. Каждой особой самоорганизующей-

ся системе (живым организмам различных уровней, социальным субъектам и иерархиям) присуща специфичная для нее конкретная кодовая форма, которая складывается исторически и носит, как правило, стабильный характер. Код преобразует полученную информацию о действительности в виде пространственно-временных структур нервной системы и мозга. Он выполняет функцию "языка" в системе психики. Код, безусловно, не выступает языком в традиционном смысле слова хотя и существует ряд моментов, которые оправдывают^ рассмотрение кода в качестве "языка" психических механизмов направленных на обработку информации!

В свою очередь, язык человека и животного в определенном смысле является кодом (телеграфный, военный и тому подобные коды) [13].

Таким образом, преобразование, кодирование и перекодирование физиологических процессов и состояний, имеющих материально-объективный характер В психологические субъективно-идеальные (внутренне переживаемые) процессы и состояния происходит на основе работы нейродинамического аппарата и дает возможность человеку и животному в доступных им формах осваивать содержание явлений действительности. Наличие в механизмах психики и сознания всех организмов ряда устойчивых свойств (кода, языка) делает возможной как биологическую, так и общественную жизнь. Органическая и социальная жизнь предполагает существование примерно одинаковых биологических механизмов анализа сигналов и информации обобщенных образований. Именно на этой основе развивается способность к формированию в психике и мозге каждого индивидуума ряда более или менее однозначных для всего сообщества образов, представлений и понятий, а также способность к коммуникации. Человек^ и животное с высокоразвитой психикой в виде нервных кодов как бы вносят в себя (в свою нервную систему, в мозг) зашифрованную модель внешнего мира, или, иначе, внешний мир как бы перемещается внутрь субъекта в виде чувственной его копии - матрицы нервных импульсов. Только по этой копни человек или животное способны ориентироваться во внешнем мире, приспосабливаться к внешней среде. Одновременно происходит оценка состояния самого организма что достигается благодаря построению в нервной системе и мозгу субъективно-

идеальной копии самого себя - внутренней среды и самого тела ([10]. С. 26 29)

Носителями информации служат либо нервная система живого организма, либо искусственное орудие человеческого мозга, то есть различные технические системы’ способные к преобразованию сигналов! Сигнал - второй атрибут психики и его правомерно исследовать в качестве массовидной клеточки любого психического акта. Данное представление вполне соответствует развиваемой учеными концепции сигнала как отображения самоорганизующейся системой внешнего объекта и отображения ею самой себя. Это двуединое отображение и составляет содержание сигнала (информации).

Как и в случае с кодом, мы вправе провести известную аналогию между сигналом и языком, однако она не должна быть прямолинейной. Ни код, ни сигнал в целом не способны заменить собой слово. Фактически слово, используемое в качестве сигнала, перестает быть словом трансформируясь просто в команду, и без всякого ущерба поддается замене сигналом более простой природы (так, команду Марш, можно заменить свистком или выстрелом из стартового пистолета). Эта особенность сигнально-кодовой функции дает ей возможность регулировать поведение животного и человека, даже не будучи осознаваемой [14].

Общий признак кода и сигнала - субъективность. Если рассмотреть такой естественный код, каким является ДНК, то его субъективность обнаруживается уже в том, что он задает людям весьма разную продолжительность жизни, характер, темперамент, способности и так далее. Кроме того, в процессе жизни человек может как испортить" изначально великолепный генетический код (скажем, в результате радиационного облучения), так и ’улучшить" его (хрестоматиен здесь пример полководца А. Суворова, от рождения обладавшего слабым здоровьем) Субъективность сигнала может быть рассмотрена на примере болевого ощущения. Одно и ТО же ощущение боли разные люди переносят по-разному. И даже один и тот же человек легче переносит зубную боль утром, чем вечером.

Код И сигнал осуществляют, прежде всего, свертывание (хранение) и развертывание (передачу) информации. Однако в кодовой жизнедеятельности свертывание информации преобладает над ее развертыванием, напротив, сигнальная деятельность связана, по-преимуществу, с развер-

тыванием (передачей) информации. Так, генетический код сохраняет свои субстанциальные характеристики на протяжении всей жизни данного организма, тогда как сигнал (болевой синдром данного органа) проявляется лишь на определенном этапе жизни и усиливается по мере прогресса болезни. Однако болевые ощущения могут быть вовсе устранены в случае выздоровления. Преобладание одной из двух вышеуказанных характеристик служит объективной основой для определения кода и сигнала как способностей психики, соответственно, свертывать и развертывать информацию.

Для характеристики сторон основного диалектического (движущего) противоречия психики использую понятия эфферентно-сти и афферентности. Под эфферентно-стью буду подразумевать, по-преиму-ществу, информацию о происходящих в живом существе внутренних процессах. Напротив, афферентные импульсы - это информация, которая приходит к организму извне. Сам субстрат психики - нервная система - анатомически расположен и устроен так, чтобы иметь прямой доступ и выход как на внутренние органы, так и на внешнюю среду, соединять их, управляя органами движения. В психической деятельности любого организма эфферентные и афферентные импульсы постоянно сталкиваются, взаимопереплетаются и взаимо-переходят друг в друга. При этом полярные стороны психики могут находиться либо в состоянии известного равновесия, либо доминирования одной из сторон.

Как известно, психическая деятельность представляет собой прежде всего активную внутреннюю работу по формированию схемы поведения. Эта работа во многом стимулируется, направляется и корректируется реальным контактом с внешней средой. Без постоянного взаимодействия с окружающим миром никакая эффективная психическая деятельность невозможна. Однако нельзя понять психические механизмы отражения и его результаты (они получают свое выражение в конкретных актах поведения), ограничиваясь только рассмотрением внешних параметров воздействия на живые существа. Чем выше на эволюционной лестнице стоит живое существо, тем в большей степени опосредуется эффект воздействия на него внешних факторов внутренними причинами, тем больше степеней свободы имеет это существо в построении и осуществлении своих действий по отношению к окружающей ситуации.

Психическая деятельность - это сложное диалектическое переплетение и столкновение противоположностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа при построении им адекватной схемы ситуации. Ориентировочная деятельность по обследованию объективной ситуации является той основой, на которой возникает и существует психический образ. Образ как результат активной психической деятельности строится благодаря установлению живым существом новых для него связей между явлениями внешнего мира [15]. По мере усложнения живых организмов возникает, развивается и совершенствуется механизм осуществления обратной афферентации (обратной связи), который призван сигнализировать о результатах психической активности и степени его полезности, о достижении или недостижении запрограммированного

результата.

К структуре психики целесообразно отнести три основных ее компонента. Первый условно назову нуклеарно-

нейронным, второй - безусловно-рефлекторным и третий - условно-рефлекторным. Нуклеарно-нейронная организация психики наиболее элементарна, ее физиологическим субстратом выступают отдельные нервные клетки, впервые появляющиеся у простейших многоклеточных организмов. У растений, вирусов и простейших одноклеточных существует еще допсихическое отражение действительности (раздражимость). Психики, даже зачаточной, здесь еще нет. Нуклеарно-нейронная психика простейших многоклеточных носит синкретический (недифференцированный) характер. Хотя порой и удается выработать у этих организмов условный рефлекс, но их поведение в общем носит достаточно автоматический характер. Однако уже простейшая психика представляет сигнально-кодовую деятельность, позволяющую опережать воздействия благоприятных или неблагоприятных событий. С появлением элементарной психики организм получает возможность заблаговременно подготовиться к будущим событиям.

Вторым структурным компонентом психики выступает безусловно-рефлекторная инстинктивная деятельность. Живой организм заранее "знает", как ему реагировать на привычную ситуацию. Инстинктивный уровень присущ многим существам (от насекомых до млекопитающих и человека). Как справедливо отметил С.Н. Трубецкой, умственные операции, из

которых вытекает инстинкт, мало или даже совершенно независимы от индивидуального сознания. Последнее, как правило, не может ни вызвать, ни задержать их. Безусловно-рефлекторная деятельность живых существ имеет мало (или не имеет совсем) личностного, передаваясь в неизменном виде от поколения к поколению. Инстинкт в высокой степени носит наследственный характер и видоизменяется столь медленно, что кажется неизменным. Вместе с тем инстинктивное поведение "не может быть абсолютно бессознательным", непсихическим фактором, что и дает основание для отнесения его к системе психики [16].

Однако даже для организмов, не обладающих мозгом, одних лишь безусловных рефлексов для их успешной жизнедеятельности оказывается недостаточно. Последние способны сохранить целостность организма в условиях неизменной среды, тогда как эта среда постоянно обновляется. Данная ситуация обусловила необходимость в появлении третьего структурного компонента психики, связанного с функционированием условных рефлексов. Благодаря условно-рефлекторной деятельности, достигается тончайшая приспособляемость организма к разнообразным и изменчивым параметрам внутренней и особенно внешней среды. Основной признак истинного условного рефлекса ученые видят в самовосстановлении, наступающем через несколько десятков минут или часов после угашения. Характерным для условного рефлекса они считают также его стабильность, сохранение в течение многих недель у низших позвоночных и до нескольких лет, а может быть, и на всю жизнь у человека и высших животных [17]. Чем сложнее живой организм, тем более он способен к сложному и разнообразному поведению и тем сложнее его условнорефлекторная психическая активность.

Общая схема (алгоритмического) изложения категории психики выглядит, следовательно, таким образом.

ПСИХИКА

1 2 3

Атрибуты Стороны основного противоречия Структура

Код Эфферентность Нуклеарно- нейронная Безусловно- рефлекторная

Сигнал Афферентность Условно- рефлекторная

1. Булычев И. И. Проблема стиля философского мышления в эру информационной цивилизации // Вестн. Тамбовск. ун-та. Сер. Гу, манитарные науки. Тамбов, 1996. Вып. 1.

* С. 8-14.

2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 94-95.

3. Колесов Д.В. Эволюция психики и проблема наркотизма. М., 1991. С. 35.

4. Корсунцев И.Г. Рассказы по философии развития. М., 1996. С. 35.

5. Чуньков Ю.И. Взаимодействие объективного и субъективного в социалистической экономике. Томск, 1984. С. 159.

6. Павлов Т. Теория отражения. М., 1949.

С. 125.

7. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное. М., 1976. С. 25.

8. Язык и интеллект: Сб. М., 1996. С. 9.

9. Методологические аспекты изучения деятельности мозга. М., 1986. С. 120.

10.Кратин Ю.Г. Нейрофизиология и теория отражения. Л., 1982. С. 23.

11. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980. С. 115.

12. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М., 1975. С. 26.

13. Смирнов А.А. Избр. психологич. тр.: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 42-43.

14. Алексеев Б.Т. Философские проблемы формализации знания. Л., 1981. С. 63-64.

15. Введение в философию: В 2 ч. М., 1989. Ч. 2. С. 299-300.

16. Мир философии: В 2 ч. М., 1991. Ч. 1. С. 471-472.

17. Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. М., 1982. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.