Психология
УДК 159.9:796.01
старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, кандидат педагогических наук, доцент Хабаров Дмитрий Валентинович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Муханов Юрий Викторович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации» (Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина) (г. Белгород); заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Кулиничев Андрей Николаевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации» (Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина) (г. Белгород)
О ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СПОСОБАХ ИХ ГАРМОНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье приведены данные ряда исследований, посвященных процессу гармонизации физических качеств личности на основе свойств высшей нервной деятельности, иллюстрирующих влияние психических свойств на данный процесс. В качестве основных таких свойств рассмотрены характер, темперамент, волевая саморегуляция, мотивация, эксплицированные в процесс спортивных достижений.
Ключевые слова: психические свойства, физические качества, мотивация, саморегуляция, характер, темперамент, эмоции, индивидуальные особенности и психодинамические характеристики личности.
Annotation. The article presents the data of a number of studies devoted to the process of harmonization of physical qualities of a person on the basis of the properties of higher nervous activity, illustrating the influence of mental properties on this process. As the main such properties are considered character, temperament, volitional self-regulation, motivation, explicated in the process of sports achievements.
Keywords: mental properties, physical qualities, motivation, self-regulation, character, temperament, emotions, individual characteristics and psychodynamic characteristics of the individual.
Введение. Всем нам известно выражение: «В здоровом теле - здоровый дух». Иными словами, когда мы занимается физическими упражнениями мы отрабатываем не только определенные навыки и приемы, мы также воспитываем психические качества своей личности. Дело в том, что во время занятия спортом, человек, который тренируется, попадает в смоделированные жизненные ситуации, учится преодолевать препятствия, проявлять стойкость. Особенно в этом плане благоприятны спортивные командные игры. Они помогают человеку превозмогать трудности, учат взаимодействию с другими людьми, помогают приобрести уверенность в себе. Все те положительные психологические качества, которые формируются у человека во время занятий физической культурой пригодятся ему и вне спортивной жизни. Упорство и настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность положительным образом сказываются на учебе и работе, а умение ладить в коллективе, ответственность, самообладание положительно отражаются на семейной и бытовой сфере.
Обобщая взгляды авторов-исследователей на данную проблему, мы встречаемся с противоречивостью и разными точками зрения: ряд авторов уверены, что только при наличии таких психических свойств, как: экстраверсия, эмоциональная устойчивость, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, низкая тревожность и пластичность, можно добиться высоких результатов и спортивных достижений.
Другие авторы получают данные, которые противоречивы по своей сути и требуют более детального и всестороннего рассмотрения и изучения. В связи с вышеизложенным нам хотелось более детально проанализировать вопрос о наличии-отсутствии взаимосвязи и интеграции физических качеств и психологических свойств при занятиях спортом.
Изложение основного материала статьи. Признаки хорошей адаптации включают в себя: устойчивое внимание, правильное восприятие хорошая память сосредоточенность оптимизация работоспособности эффективность учебной и рабочей деятельности. Следует отметить, что разные виды спорта влияют на развитие различных психических качеств личности. При занятиях спортом у человека происходит развитие таких психических качеств как: темперамент характер, воля, эмоции, мотивация. Под темпераментом помают устойчивые, индивидуальные особенности человека, эти особенности определяют динамику психологической деятельности.
От того, каким темпераментом обладает человек, зависят его быстрота восприятия, принятия решений, темп и ритм деятельности. Занятия спортом имеют определённые специфические характеристики: установка на достижение результатов, особые интеллектуальные способности (скорость мышления, принятия решения), высокая возбудимость, эмоциональная устойчивость регулярное психической напряжение в течение долгого времени.
Разные типы темперамента являются предпочтительными по отношению к разным видам спорта. Например, сангвиники предпочитают виды спорта, которые связаны с большой подвижностью и активностью. Люди с этим типом темперамента трудно переносят монотонную деятельность. У них высокая работоспособность, но они не любят кропотливо оттачивать технику. Холерики предпочитают эмоциональные виды спорта. Они не любят спорт на развитие силы и выносливости. Для них больше подходят игровые виды спорта. Для флегматика достаточно сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, реакции достаточно медленные. Но если навык сформирован, то он обладает повышенной устойчивостью. Люди с этим типом темперамента любят монотонные, не быстрые упражнения, тщательно отрабатывают технику. Для меланхоликов характерна повышенная ответственность, но с другой стороны, они имеют низкую работоспособность, плохо справляются с внешними раздражителями. Для них больше подходят индивидуальные виды спорта. В зависимости от психических особенностей каждой
личности, каждый спортсмен по-разному воспринимает тренировочный материал, это, в первую очередь, связано с типом темперамента.
Развитие характера происходит неизбежно в процессе занятия спортом и физической культурой. Всем известно, что спорт оказывает влияние на формирование характера. Под характером понимают совокупность психических свойств, которые определяют поведенческие паттерны человека.
Человек, решая заняться каким-то видом спорта, постепенно, сам того не замечая, начинает меняться. Например, занятия аэробикой придают девушке больше женственности. Если человек эмоционально раним, то для таких людей как нельзя лучше подошли бы силовые тренировки или занятия единоборствами. Если человек хочет развить свои коммуникативные навыки, то лучшим образом в этом может помочь командный спорт. В целом спорт положительно влияет на личность человека, он помогает личности развить такие качества, как: общительность, чуткость, отзывчивость. Спорт развивает трудолюбие, в то время, как лень и безответственность быстро ликвидируются.
В процессе занятия спортом и физической культурой также меняется характер волевой саморегуляции личности. Человеческая воля проявляет себя в преодолении трудностей и достижении успехов. В спорте достаточно много случается преград на пути к желаемой цели. Преграды условно делятся на внутренние и внешние. Внешние преграды подразумевают тактику борьбы, условия проведения соревнования, тренировки и т.д. Внутренние препятствия связаны с психическим и физическим состоянием человека. Внешние препятствия имеют прямую взаимосвязь с внутренними. Для того, чтобы преодолевать препятствие, человеку необходима сильная воля. Психологи считают, что спортсмен должен обладать и воспитывать в себе ряд определенных качеств, например, целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, инициатива, выдержка, самообладание.
Спорт положительным образом сказывается на развитии воли человека. Во-первых, это связно с тем, что человек может самостоятельно дозировать степень трудности упражнений и постепенно преодолевать препятствия. Во-вторых, в спорте человек намного чаще сталкивается с трудностями, чем в обычной жизни. И, безусловно, эмоции личности самым тесным образом связаны с физическим воспитанием. Занятия спортом сильнейшим образом влияет на формирование личности, он даже способен справиться с некоторыми психологическими проблемами. Во-первых, спорт помогает человеку выплескивать лишнюю негативную энергию, например, агрессию.
Занятия аэробными видами спорта положительно влияют, в первую очередь, на физическое состояние организма, запускается плодотворная работа эндокринной системы. Занимаясь спортом в организме человека происходит выброс эндорфина - «гормона счастья». На определенном этапе человек начинает получать удовольствие от занятий спортом. Когда организм находится в состоянии стресса или испытывает боль, в гипоталамусе и гипофизе мозга вырабатываются нейрохимические вещества, которые называются эндорфины, объясняет Дж. Мэттьюз, кандидат наук, спортивный психолог. Эндорфины, схожие по структуре с наркотиками морфинами, считаются природным болеутоляющим, так как они активируют опиоидные рецепторы в мозге, которые помогают уменьшить дискомфорт. Они также могут вызывать ощущение эйфории и хорошего самочувствия в целом. "Эндорфины также участвуют в механизмах вознаграждения таких видов активности как утоление голода и жажды, секс и выполнение материнских обязанностей", -рассказал Мэттьюз [1].
Вскоре после открытия эндорфинов, 40 лет назад, идея о том, что физическая активность вызывает обширный выброс эндорфинов, приобрела большую известность. Бег на длинные дистанции был довольно популярен в середине 1970-х, примерно в тоже время, когда были открыты эндорфины. Появилось множество сообщений о так называемой "эйфории бегуна". Множество исследователей продвигали идею, что эндорфины могут служить источником ощущения эйфории после интенсивных тренировок, подавляя боль. Эти данные было необходимо проверить, исследуя гемато-энцефалический барьер. Уровень эндорфинов в плазме крови действительно повышается в ответ на стрессоры и боль, как показали результаты исследований. Например, по данным исследования, проведенного в 2003 году, усиление послеоперационной боли у пациентов сопровождается повышением уровня эндорфинов в крови. Также результаты исследований показывают, что тренировки создают похожий эффект, но данные также говорят и о том, что уровень эндорфинов может начать повышаться только через час после начала тренировки. (Что совершенно не объясняет, почему от 30-минутных тренировок в стиле HIT появляется такое прекрасное самочувствие).
Проблема в неверном выводе, что эндорфины вызывают этот "тренировочный кайф". В ходе широкомасштабных исследований, ученые измерили уровень эндорфинов в крови, но не в мозге. А затем они сделали вывод, что уровень эндорфинов в крови повышен потому, что он повышен в мозге.
На самом деле, данные недавнего исследования, проведенного в Германии, показали, что, хотя уровень эндорфинов действительно повышается в крови после бега, они не могут преодолеть гематоэнцефалический барьер, что означает, что они не имеют отношения к ощущению послетренировочной эйфории. В действительности на мозг воздействует нейротрансмиттер анадамид, уровень которого повышается вследствие физической активности, и он действительно попадает в мозг вместе с кровью. Хотя данные нескольких исследований и показали, что в результате занятий спортом действительно повышается уровень эндорфинов в плазме крови, не существует подтверждений того, что тренировки действительно вызывают знаменитую "эндорфиновую эйфорию".
Во время физической активности мозг увеличивает выработку нейротрансмиттеров, которые посылают сигналы в нервную систему. Во время тренировки содержание этих сообщений может быть приблизительно таким: "Ты бежишь! Это великолепно! Радуйся!" Ученые установили взаимосвязь между уровнем серотонина и норадреналина и депрессией, это куда более надежная связь с послетренировочной эйфорией, чем эндорфины. Тренировки могут не только повысить уровень серотонина и норадреналина, что снижает уровень депрессии и стресса. Тренировки могут помочь избавиться от депрессии и тревожности укреплением способности организма реагировать на стрессоры.
Вот как это происходит: физическая активность помогает организму отработать реакцию на стресс, оптимизируя коммуникацию между всеми системами, вовлеченными в этот процесс. Чем ниже наша активность, тем более тяжелым испытанием становится стресс. Клинически доказано, что регулярные физические тренировки не только регулируют уровень кортизола (гормона, ответственного за напряжение и способность быстро реагировать на проблему) и гормона радости серотонина, но и стимулируют выработку
эндорфинов. Эндорфины - это химические соединения, обладающие способностью уменьшать боль и влиять на эмоциональное состояние.
Говоря простыми словами, спорт помогает мозгу становиться сильнее и работать стабильнее, что особенно важно в стрессовых ситуациях, характеризующихся резкими гормональными перепадами. Помимо прочего, тренировки напрямую повышают настроение и улучшают качество сна человека, снижая таким образом уровень стресса и расстройств, связанных с повышенной тревожностью.
Несмотря на то, что слово «фитнес» традиционно связывается исключительно с физической формой и мышцами, его буквальный перевод - это «быть подходящим для определенной задачи». Именно поэтому термин «фитнес» все чаще используется не только в спорте, но и в других областях, например, в психологии. Можно сказать, что фитнес в прямом смысле тренирует не только тело, но и мозг.
Наравне с «физической подготовкой» психологи все чаще говорят о «психологической подготовке» -тренировках для улучшения концентрации, снижения усталости, улучшения памяти и когнитивного восприятия. Современная наука уверена, что регулярные занятия спортом влияют на вышеуказанные способности мозга, делая человека намного более подготовленным к стрессовым ситуациям.
Огромные плюсы содержат в себе тренировки на свежем воздухе. Последние научные данные также показывают, что прогулки в лесу способны оказывать на организм эффект, сравнимый с принятием таблетки аспирина. Причина кроется в том, что листья и стволы упавших деревьев производят и испускают в воздух молекулы, тормозящие процессы разложения этих самих деревьев. Судя по всему, такие молекулы оказывают расслабляющее влияние на людей.
В народной медицине давно используются ароматические масла кедра и прочих хвойных деревьев, поскольку известно, что они обладают успокаивающим и легким обезболивающим действием. При этом, вне всякого сомнения, лучшим для снятия стресса является сочетание натурального запаха леса с активной физической тренировкой, заставляющей легкие прокачивать больше воздуха.
Хотя в большинстве случаев лучшим видом упражнений для снятия стресса считается йога (и дыхательная медитация как часть практик йоги), ученые считают, что положительный эффект на избавление от стресса и тревожности оказывают любые виды физической активности, подразумевающие ритмичное повторения движений - в том числе, бег, плавание, езда на велосипеде.
В какой-то степени подобные виды спорта являются «активной медитацией», т.к. они позволяют мозгу отключиться от текущих проблем и сосредоточиться исключительно на физической активности. В конечном итоге, это не только расслабляет и успокаивает человека, но и положительно влияет на нормализацию целого ряда гормонов - и, что немаловажно, на избавление от чувства тревоги.
Мотивация при занятиях физической культурой и спортом является важнейшим ресурсом для гармонизации физических качеств личности. Мотивация актуальна для всех как для профессиональных спортсменов, так и для любителей, так и для обычных людей, которые не занимаются спортом. Для того что бы достичь определенных целей человеку нужна адекватная мотивация. Мотивация предполагает наличие обстоятельств, которые побуждают человека к занятиям. Существует три основные группы мотивов: физиологические, социальные, психологические Источники мотивации в свою очередь подразделяются на внутренние и внешние. К внешним относятся награды, призы, к внутренним относятся признание, самоуважение.
Топография силы - это та детерминанта, которая является специфичной и наиболее типичной для каждого вида спорта [2]. Если же анализировать сущностную характеристику быстроты как физического качества, то под этим мы понимаем способность человека в минимальный временной промежуток совершать двигательные действия. Если же нам необходимо характеризовать ту способность, которая позволяет человеку длительно выполнять какую-либо деятельность, при этом не снижая ее эффективности, то это выносливость, т.е. способность противостоять утомлению.
В работах Юрова И.А. мы сталкиваемся с данными, полученными в ходе эмпирических исследований, иллюстрирующих, что существует положительная корреляционная связь между физическими качествами и психологическими свойствами. Так, например, автору удалось проиллюстрировать наличие положительной корреляционной связи по выборке группы респондентов-спринтеров между таким физическим качеством, как относительная сила и такими психическими свойствами, как: сила возбуждения (коэффициент ранговой корреляции превысил значение 0,84), подвижность (коэффициент ранговой корреляции равен 0,82) [1].
В ходе исследований детерминации физических качеств спортсменов, занимающихся плаванием, было установлено, что они интегрированы в те морфологические характеристики, которые связаны с их психофизизиологическими свойствами. А в исследованиях спортивных достижений мастеров-спринтеров, показано, что существует корреляционная связь на высоком уровне значимости между соматическими характеристиками и психофизиологическими, именно поэтому у них доминируют не только уверенность в осанке и движениях, но также сдержанность движений, скрытность чувств, интроверсия, контроль над эмоциями, терпимость, агрессивность в соревнованиях, энергичность, стремление к первенству, соматотоническая экстраверсия.
В ряде работ встречаются данные о наличии положительной корреляционной связи между силой возбуждения, подвижностью, повышенной чувствительностью, динамичностью торможения и таким качеством бегунов на короткие дистанции (мастеров-спринтеров в беге на 50 и 100 метров) и относительной силой. При этом у этих же спортсменов в исследовательских срезах по шкале «уравновешенность -неуравновешенность» выявлено преобладание неуравновешенности, проиллюстрирована пониженная сила торможения, экстраверсия, нейротизм, тревожность, пластичность и повышенная самооценка [3].
Выводы. Обобщая данные ряда исследований, в которых показано, что же это за психические свойства, которые помогают спортсмену добиваться высоких, и главное, стабильных результатов, и позволяют гармонизировать уровень формирования физических качеств, мы приходим к следующему выводу. Во-первых, это концентрация, т.е. длительное, постоянное и предельное внимание к процессу своего совершенствования в спорте. Среднестатистический спортсмен, как известно, обладает динамичной концентрацией. Те же из спортсменов, которые строят прогностические модели своей успешности, ставят перед собой высшие цели, стараются воспитать в себе такую концентрацию, которая может быть возведена в «абсолют», что позволит им противостоять ослаблению, с одной стороны, и разрушить «помехоустойчивость», с другой.
Во-вторых, это установки на повышение уровня мотивации к выполняемой деятельности в спорте, что можно смело назвать непременным условием успешности достижений. В-третьих, это приоритет в сторону повышения уровня своего профессионализма, достигаемый за счет умения спортсмена на протяжении долгого периода времени вести профессиональный образ жизни, распространяя его на все сферы своей жизни: поведение, режим дня, культура пищевого поведения, популяризация ЗОЖ своим личным примером и т.д.
В-четвертых, это создание специфического внешнего образа, закрытого от всех, образа, способного обеспечить чувство дистанции, недоступность, своего рода отдаленности от основной массы людей, защититься от необязательного и всегда нагрузочного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований. В-пятых, это стабильность, как способность быть постоянно мотивированным на каждодневную монотонную тренировочную работу.
Можно проследить, каков механизм гармонизации физических качеств за счет психических детерминант, формирующихся в процессе занятий бегом. Физиологическая польза беговых тренировок давно известна: это прекрасная кардионагрузка, которая тренирует сердечную мышцу и является отличной профилактикой гипертонии и вегетососудистой дистонии, тонизирует организм, повышает выносливость и позволяет быть в прекрасной физической форме [4].
Однако у бега есть ряд эффектов, которые демонстрируют психофизиологическую и психологическую пользу бега, и она - исключительна!
Гипофиз, эндокринная железа головного мозга, при беге активно вырабатывает эндорфины -морфиноподобные вещества. Их количество увеличивается в 5 раз, если сравнивать состояние в процессе тренировки и вне тренировки. Они вызывают ощущение радости и счастья, участвуют в выработке серотонина, от которого зависит настроение. Эндорфины, кроме всего прочего, участвуют в нейтрализации действия гормона стресса - адреналина, поэтому бег отлично снимает стресс и способствует эмоциональной разрядке.
Бег - прекрасный антидепрессант и средство профилактики депрессии. Стоит отметить, что он очень полезен для тех, кто страдает от повышенного уровня тревожности и панических атак. При беге всегда усиливается кровоснабжение тканей. Результатом этого нередко становится ослабление или исчезновение мышечных зажимов, вызванных подавленными эмоциями и стрессами.
Несколько раз в американской научной периодической литературе я находила статьи об исследованиях, раскрывающих связи между занятиями бегом и личностными изменениями. Исследователи пришли к выводу, о том, что с регулярными тренировками наблюдается положительная динамика - возрастает самооценка, отмечается улучшение эмоциональной устойчивости, сопротивляемости стрессу и снижению тревожности. Человек становится более спокойным, уверенным в себе, доброжелательным, а также исчезают перепады настроения.
Бег в целом оказывает положительное влияние на гормональную регуляцию, а также на обменные процессы в организме, и на состояние центральной нервной системы. У людей, увлеченных бегом, практически не бывает бессонниц, и, одновременно с этим, значительно реже наблюдается состояние сонливости и хронической усталости даже в межсезонье.
Благодаря снижению тревожности, возрастанию устойчивости к стрессу и ослаблению мышечных зажимов, бег улучшает работоспособность мозга, способность к творческому мышлению и обучению. И еще бег - это в некотором роде тренировка воли. Начиная тренироваться, вы преодолеваете лень. Тренировки мотивируют к улучшению результата - увеличению скорости, дистанции, что требует определенных волевых усилий. Так что бег - это прекрасный инструмент работы над силой воли, результаты которой распространяются в конечном итоге на все сферы жизни.
Литература:
1. Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Measuring emotional intelligence: Promises, pitfalls, solutions? // A.D. Ong, M. Van Dülmen (eds.). Handbook of methods in positive psychology. Oxford: Oxford University Press (in press).
2. Юров И.А. Взаимосвязь физических качеств и психологических свойств спортсменов // Вестник спортивной науки. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.09.2019).
3. Кижнерова Ж.А. Психологические особенности спортсменов как факторы их профессионального успеха // Психология в экономике и управлении. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.09.2019).
4. Медников А.Б. Координационные способности и соматотип как база специальной физической подготовки курсантов // Общество и право. 2013. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.10.2019).
Психология
УДК:159.9
кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна
Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород)
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНО ЗНАЧИМЫХ ФАКТОРОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Описывается диагностический материал изучения индивидуального опыта самореализации студентов в образовательном процессе вуза. Представлены основные шкалы авторского опросника, отражающие степень выраженности следующих трёх факторов самореализации студентов: личностная включенность в процесс обучения, реализация способностей в обучении, социальная интегрированность в образовательное пространство вуза. Назначение методики состоит в обеспечении обратной связи об эффективности образовательного процесса с точки зрения удовлетворенности студентов своим обучением.
Ключевые слова: студенты, самореализация, опросник, измерительные шкалы, субъективные факторы самореализации, образовательный процесс.