Научная статья на тему 'О проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства'

О проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1901
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативно-розыскные мероприятия / ограничение конституционных прав граждан / случаи / которые не терпят отлагательства / уведомление суда (судьи). / operational-search activity / operational-search actions / restriction of the constitutional rights of citizens / cases which don't suffer delay / the notification of court (judge).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розысквиктор Николаевич Омелин

В статье на основе анализа научной литературы рассматриваются особенности проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства. Формулируются предложения и рекомендации по внесению дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About carrying out quickly-search actions in the cases which are not suffering delay

In the article on the basis of the analysis of scientific literature the features of carrying out operational search actions in the cases which are not suffering delay are considered. Offers and recommendations on introduction of additions in the Federal Law of August 12, 1995 № 144-FZ «About quickly-search activity» are formulated.

Текст научной работы на тему «О проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства»

УДК 343.9 ББК 67.7

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10123

О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СЛУЧАЯХ, НЕ ТЕРПЯЩИХ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА

Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», доктор юридических наук, профессор E-mail: v.omelin@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы рассматриваются особенности проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства. Формулируются предложения и рекомендации по внесению дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; ограничение конституционных прав граждан; случаи, которые не терпят отлагательства; уведомление суда (судьи).

Annotation. In the article on the basis of the analysis of scientific literature the features of carrying out operational search actions in the cases which are not suffering delay are considered. Offers and recommendations on introduction of additions in the Federal Law of August 12, 1995 № 144-FZ «About quickly-search activity» are formulated.

Keywords: operational-search activity, operational-search actions, restriction of the constitutional rights of citizens, cases which don't suffer delay, the notification of court (judge).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее — ФЗ об ОРД) в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, законодатель допускает проводить без судебного решения оперативно-розыскные мероприятия (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища.

Любое решение должностного лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должно быть законным и обоснованным. В качестве обязательных условий законности проведения названных оперативно-розыск-

ных мероприятий при рассматриваемых обстоятельствах законодатель указывает на наличие мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа, а также предписывает обязательное уведомление суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД).

В ФЗ об ОРД отсутствуют четко перечисленные случаи, которые не терпят отлагательства, когда проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан, возможно без судебного решения. В связи с этим важно разобраться с тем, какие же случаи не терпят отлагательства.

В юридической литературе в качестве случаев, не терпящих отлагательства, рассматриваются ситуации, требующие безотлагательного реа-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

гирования, когда отсутствует объективная возможность получить соответствующее судебное решение к началу организации и практического проведения оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав граждан. Подобные ситуации возникают в случаях необходимости срочного проведения таких оперативно-розыскных мероприятий непосредственно после получения соответствующей информации, во время, когда суд не работает (после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни и т.п.) [1, с. 263].

Такая точка зрения представляется вполне обоснованной и определяет сущность случаев, не терпящих отлагательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, являющихся основными способами собирания оперативно-розыскной информации.

Считаем необходимым обратить особое внимание на то, что получение судебного решения не требуется при проведении оперативно-розыскных мероприятий в ходе контртеррористической операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (в ред. от 18.04.2018 г.) в числе мер правового режима контртеррористической операции в пределах территории ее проведения допускаются:

■ ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

■ беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что под случаями, которые не терпят отлагательства, законодатель имеет в виду следующие типичные ситуации:а) проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, без судебного санкционирования связано с немедленным реагированием на получение информации, свидетельствующей о реальности вероятного совершения тяжкого или особо тяжкого преступления;

б) необходимость проведения названных оперативно-розыскных мероприятий объективно диктуется обстановкой подготавливаемого или совершаемого преступления в целях пресечения дальнейшей преступной деятельности;

в) налицо иные обстоятельства, позволяющие полагать, что отказ от немедленного проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий может привести к потере сведений, которые могут иметь значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Представляется, что если оперативно-розыскное мероприятие, ограничивающее конституционные права граждан, не потеряет своего значения и после прошествия определенного времени (более суток), то такое мероприятие нельзя признать не терпящим отлагательства в том смысле, в котором законодатель использует указанное словосочетание в ч. 3 ст. 8 Ф3 об ОРД.

Иными словами, такое оперативно-розыскное мероприятие должностное лицо оперативно-розыскного органа не вправе проводить без судебного решения.

При изучении содержания ч. 3 ст. 8 Ф3 об ОРД следует иметь в виду, что законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) в случае неотложного проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Некоторые авторы полагают, что логическое толкование данной нормы позволяет допустить возможность устного порядка уведомления, поскольку в течение 48 часов необходимо получить судебное решение, для чего выносится письменное постановление руководителя органа внутренних дел [2, с. 106].

Считаем, что в рассматриваемой ситуации необходимо письменное уведомление судьи (суда), учитывая, что взаимоотношения судьи (суда) и оперативно-розыскного органа носят официальный характер. Кроме того, речь идет об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ограничивают конституционные прав граждан.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

Если судья (суд) признает необоснованным проведение названного оперативно-розыскного мероприятия, то его результаты не могут быть использованы в уголовном процессе в порядке, предусмотренном ст. 11 Ф3 об ОРД и ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Учитывая вышеизложенное, предлагается следующая редакция ч. 3 ст. 8 Ф3 об ОРД:

«В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным писъменным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала

проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Сведения, полученные при проведении оперативно-розыскного мероприятия, проведение которого признано судом (судъей) необоснованным, не могут бытъ исполъзованы для выполнения задач оперативно-розыскной деятелъно-сти и в уголовном судопроизводстве» (курсивом выделены предлагаемые изменения в ч. 3 ст. 8 Ф3 об ОРД. — Примеч. авт.).

Библиографический список

1. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018.

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. А.Е. Чечетина. 10-е изд., перераб. и доп. Барнаул: БЮИ МВД России, 2005.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права.

Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. 2019 г. 304 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной

978-5-238-03192-7

Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция, квалификации магистр. Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.

Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) Юриспруденция, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.