Завязкина Ирина Николаевна
О ПРОЦЕССАХ ПРОИЗВОДНОСТИ И КОМПЛЕКСНЫХ ЕДИНИЦАХ ДЕРИВАТОЛОГИИ В
СИСТЕМЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ЧАЕПИТИЯ)
В статье рассматриваются процессы производности в жанровом пространстве чаепития. Предполагается, что на деривационные изменения оказывают влияние мутационные и модификационные преобразования речевого жанра, его производность или непроизводность, а также единственность и неединственность, частичность и общность мотивации. Анализ языкового материала позволил автору объединить деривационные преобразования в различные комплексные единицы, выделить и описать мутационный и модификационный характер деривационных пар и деривационных цепочек в системе речевых жанров чаепития, что дает широкое представление и о дериватологии, и о речевых жанрах в целом.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/9-2/26.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 2. C. 93-95. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/9-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
References
1. Верхотурова Т. Л. Лингвофилософская природа метакатегории "наблюдатель": дисс. ... д. филол. н. Иркутск, 2009. 366 с.
2. Дружинин А. С. Знаковая сущность грамматической конструкции // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 5 (26). С. 210-214.
3. Дружинин А. С. К био-когнитивному осмыслению грамматики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8-1 (62). С. 110-112.
4. Дружинин А. С. Когнитивно-прагматические особенности контрафактивных грамматических конструкций в американском предвыборном дискурсе 2000-2012 гг.: автореф. дисс. ... к. филол. н. М.: МГИМО-Университет, 2014. 20 с.
5. Дружинин А. С., Песина С. А. Анализ когнитивных оснований широкозначности // Когнитивные исследования языка. 2015. Вып. XXIII. С. 458-464.
6. Жулина Е. Б. Категория времени и вида в современном английском языке: дисс. ... к. филол. н. СПб., 2006. 200 с.
7. Кравченко А. В. Когнитивные структуры пространства и времени в современном языке // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1996. Т. 55. № 3. С. 3-24.
8. Кравченко А. В., Баклашкина О. Н. О грамматическом значении английского причастия // Сибирский филологический журнал. 2012. № 4. С. 158-163.
9. Малютина Е. И. Глаголы широкой семантики в когнитивном аспекте: дисс. ... к. филол. н. СПб., 2008. 198 с.
10. Песина С. А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): дисс. ... д. филол. н. СПб., 2005. 384 с.
11. Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 320 с.
12. Lewis M The English Verb. An Exploration of Structure and Meaning. Hove, UK: Language Teaching Publications, 1986. 182 p.
13. Wierzbicka A. Lexicography and Conceptual Analysis. MI: Karoma publakers, 1985. 219 p.
ПРОТОТИПИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ «PRESENT SIMPLE» И «PRESENT PROGRESSIVE»
Дружинин Андрей Сергеевич, к. филол. н. Московский государственный институт международных отношений (Университет)
andrey.druzhinin. 89@mail. ru
В статье рассматривается проблема формулирования прототипического или инвариантного значения различных языковых форм, в том числе грамматических конструкций. В частности, в центре внимания видо-временные глагольные формы, среди которых подробному анализу подвергаются так называемые «present simple» и «present progressive». Автор предлагает семантический прототип данных грамматических форм, который может использоваться в целях интерпретации их различных речевых примеров, попадающих как под традиционное объяснения, так и выходящих за его рамки.
Ключевые слова и фразы: грамматический прототип; прототипическая семантика; семантический инвариант; видо-временные глагольные формы; грамматическая форма «present simple»; грамматическая форма «present progressive».
УДК 811.161.1 + 81'38
В статье рассматриваются процессы производности в жанровом пространстве чаепития. Предполагается, что на деривационные изменения оказывают влияние мутационные и модификационные преобразования речевого жанра, его производность или непроизводность, а также единственность и неединственность, частичность и общность мотивации. Анализ языкового материала позволил автору объединить деривационные преобразования в различные комплексные единицы, выделить и описать мутационный и мо-дификационный характер деривационных пар и деривационных цепочек в системе речевых жанров чаепития, что дает широкое представление и о дериватологии, и о речевых жанрах в целом.
Ключевые слова и фразы: речевой жанр; дериватология; жанровое пространство чаепития; модификационные и мутационные процессы производности; неединственность мотивации; комплексные единицы дерива-тологии; деривационная пара; деривационная цепочка.
Завязкина Ирина Николаевна, к. филол. н., доцент
Северо-Кавказский федеральный университет irina. zavyazkina@yandex. гы
О ПРОЦЕССАХ ПРОИЗВОДНОСТИ И КОМПЛЕКСНЫХ ЕДИНИЦАХ ДЕРИВАТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ЧАЕПИТИЯ)
Рассмотрение деривационных отношений между текстами, типами высказываний на примере жанрового пространства чаепития (чайный рецепт, чайное меню, приглашение на чай, чайная беседа, чайный натюрморт и др.) дает возможность выявить и описать комплексные единицы дериватологии в системе речевых жанров (далее - РЖ). Высказанные ниже умозаключения сделаны на основании тех источников практического материала ([1; 6; 9; 10; 11; 12; 13] и др.), примеры из которых нами проанализированы в предыдущих исследованиях, где дана их систематизация по различным параметрам ([2-5] и др.). В данной работе приведены лишь примеры, касающиеся дериватологических группировок в системе жанров чаепития.
94
^БЫ 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 2
Для начала обратимся к понятиям, которые нельзя обойти при рассмотрении процессов производности и выделении комплексных единиц.
Неединственность мотивации. При характеристике деривационных процессов в системе РЖ необходимо учитывать единственность/неединственность мотивации соответствующего РЖ: одножанровость (на базе одного РЖ) и многожанровость (на базе как минимум двух РЖ). Например, на базе чайного рецепта сформировался РЖ чайного меню, а на базе совета и бытового рассказа - сам РЖ чайного рецепта. «Замаскированный» лечебный чайный совет («чаетерапия») образовался от формы РЖ лечебного чайного рецепта и семантики РЖ совета.
По количеству производящих РЖ одножанровая мотивация может рассматриваться как единичная (один мотивирующий РЖ), а многожанровая - как множественная (двойственная), имеющая несколько мотивирующих РЖ. Особым является РЖ чайного меню, поскольку образовался, скорее, из нескольких «свернутых» до заголовка и (или) перечисления РЖ чайного рецепта. В этом случае следует отметить, что такая производность остается одножанровой. Однако на ее многожанровость и двойственность указывает то, что РЖ чайного меню может быть создан деривационным способом компрессии РЖ вербального чайного натюрморта и РЖ чайного рецепта.
При определении производящего РЖ большую роль играет семантика РЖ и (или) вид дискурса коммуникации. Так, если РЖ лечебного чайного рецепта означает 'способ приготовления чая', то в этом случае соотносительным производящим является РЖ чайного рецепта. Если же РЖ лечебного чайного рецепта имеет значение 'мнение, наставление', то ближайшим производящим РЖ в этом случае будет РЖ медицинского совета, который образовался от РЖ бытового совета.
Производность и непроизводность РЖ. При анализе процессов деривации в системе РЖ определяющим является производность или непроизводность мотивирующего РЖ. В зависимости от типа мотивирующего РЖ производность может быть исходной (от непроизводного РЖ образуется производный РЖ) и неисходной (от производного РЖ образуется производный РЖ). Примером исходного типа мотивации может служить образование производного РЖ чайного рецепта от непроизводных РЖ совета и бытового рассказа. Примерами неисходной мотивации могут быть образования производного РЖ чайного меню от производного РЖ чайного рецепта; производного РЖ медицинского чайного рецепта от производного РЖ медицинского чайного совета, который, в свою очередь, произошел от РЖ бытового лечебного чайного совета.
Общая и частичная мотивация. С точки зрения семантики необходимо учитывать, как соотносятся друг с другом производящий РЖ и производный РЖ. На основании этого в системе РЖ можно дифференцировать общую и частичную мотивации. При общей мотивации РЖ-дериват включает в себя весь объем значения мотивирующего жанра. Например, значение РЖ чайного рецепта входит в «свернутую» структуру РЖ чайного меню, тогда как РЖ чайной инструкции (инструкции по завариванию чая) значительно уже РЖ чайного рецепта. При частичной мотивации значение производного РЖ значительно шире производящего РЖ. Так, значение РЖ чайного церемониального рецепта шире значения РЖ бытового чайного рецепта.
Кроме того, в семантическом плане можно выделить метафорическую мотивацию, когда РЖ чайного рецепта преобразовался путем мутационного деривационного видоизменения в метафору (переносное значение основано на сравнении): «аптека в стакане».
Комплексные единицы дериватологии в жанровом пространстве чаепития. Целостный характер де-риватологии позволяет говорить о совокупности производных единиц (РЖ), иерархически объединенных на основе определенных отношений (параметров, реализаций в различных дискурсах) в группировки разного объема и структуры. Мы попробовали выстроить такие комплексы при рассмотрении деривационных процессов, выявленных в жанровом пространстве чаепития. Однако круг этих отношений в системе РЖ исследован неполно (точнее сказать, совсем не исследован, кроме понятия деривационной цепочки РЖ, введенного М. А. Кантуровой [7]). В настоящей статье остановимся на понятиях деривационной пары и деривационной цепочки в системе РЖ, предлагая свое видение данных группировок. Другие комплексные единицы дериватологии (парадигма, гнездо, тип, категория, модель), в связи с отсутствием их толкования в лингвистической литературе применительно к системе РЖ и, следовательно, с возможным неоднозначным их определением на уровне текстов и высказываний, считаем необходимым рассмотреть отдельно.
Деривационная пара (далее - ДП) - это совокупность двух РЖ, находящихся в отношениях производной мотивированности. Например, РЖ чайного рецепта - РЖ чайного меню; РЖ (чайного, лечебного) совета -РЖ чайного рецепта; РЖ бытового рассказа - РЖ бытового чайного рецепта (бытовой рассказ, совет - чайный рецепт как вид кулинарного рецепта).
Деривационная цепочка (далее - ДЦ) в системе РЖ, по М. А. Кантуровой [Там же], - это ряд РЖ, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Примерами производной цепочки, например, РЖ чайного рецепта, эксплицирующей очередность порождения новых жанров на основе предыдущего звена, могут быть следующие полинарные деривационные ряды: РЖ бытового рассказа - РЖ совета - РЖ чайного рецепта - РЖ чайного меню; РЖ бытового совета - РЖ медицинского совета - РЖ лечебного чайного рецепта.
В системе РЖ ДЦ как единица общей дериватологии имеет следующее строение: 1) ее исходное звено является немотивированным РЖ; 2) характер расположения компонентов - линейный, при этом каждое последующее звено отличается от предыдущего определенным параметром (по моделям РЖ Т. В. Шмелевой [14] и Н. Б. Лебедевой [8]); 3) компоненты цепи находятся на разных ступенях дериватологии и выступают в качестве мотивированного к предшествующему звену и в качестве мотивирующего к последующему.
Если говорить о межжанровых (мутационных) и внутрижанровых (модификационных) процессах произ-водности, то обозначенные ДЦ РЖ чайного рецепта носят мутационный характер, однако в системе данного РЖ можно выделить и ДЦ модификационного преобразования, когда изменились отдельные признаки РЖ, но он опознается как соответствующий жанр чайного рецепта. Сравните чайные рецепты: китайский, японский,
монгольский, русский, европейский (итальянский, нидерландский (чай с имбирем), французский (чай с пирожками и рогаликами), английский («пятичасовой чай», чай со сливками)), индийский (ассамский чай), американский (чай со льдом) и т.д. Такое модификационное видоизменение связано с культурными и национальными традициями чаепития и временем распространения самого чая, хотя второе не всегда зависит от первого. В Россию, например, чай попал раньше, чем сформировался русский чайный рецепт.
Деривационные изменения модификационного характера можно рассмотреть в русском чаепитии: чайные рецепты дворянского, купеческого, мещанского, общепитовского чаепития. Модификационные преобразования связаны и с видами РЖ чайного рецепта: чайный рецепт для чаепития, церемониальный чайный рецепт, чайный рецепт в кулинарии в качестве отдельной пищи и приправ, чайный рецепт как кулинарный рецепт приготовления блюд к чаю (полинарная ДЦ); лечебный чайный рецепт, косметический чайный рецепт (бинарная ДЦ; вторичная модификация). Модификационная производность зависит и от сферы применения чайного рецепта (бытовой, гастрономический, профессиональный (чайный рецепт мастеров чайных церемоний); чайный рецепт в живописи, в публицистическом, художественном дискурсе и др.). В этом случае происходит вторичная модификация.
В следующей ДЦ произошли как мутационные (1 и 2 звенья цепи), так и модификационные изменения: лечебный совет - лечебный устный чайный рецепт - рецепт повседневного бытового чаепития, устный чайный рецепт как вид кулинарного рецепта - чайный церемониальный рецепт - современный унифицированный чайный рецепт.
Выводы.
1. На процесс деривации и выделение комплексных единиц дериватологии в системе РЖ влияют следующие признаки: мутационность и модификационность, производность и непроизводность РЖ, единственность и неединственность, частичность и общность мотивации.
2. Деривационные преобразования РЖ на основании перечисленных выше признаков объединяются в различные группировки. ДП и ДЦ мутационного и модификационного характера в жанровом пространстве чаепития являются минимальными комплексными единицами, находящимися в различных отношениях мотивированности.
3. Описание и анализ деривационных группировок дает необходимые дополнительные сведения как о самих процессах мотивированности в системе РЖ, что позволяет расширить представление о дериватоло-гии, так и о «портрете» РЖ в историко-культурном развитии.
Список литературы
1. Виногродский Б. Б. Путь чая. М.: Изд-во Жигульского, 2006. 160 с.
2. Завязкина И. Н Речевой жанр чайного меню: вопросы дериватологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 6 (48). Ч. 2. С. 83-85.
3. Завязкина И. Н Речевой жанр чайного рецепта: жанрообразующие параметры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (55). Ч. 2. С. 123-124.
4. Завязкина И. Н Речевой жанр чайного рецепта: модификационные и мутационные процессы производности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (39). Ч. 2. С. 67-70.
5. Завязкина И. Н Речевой жанр чайного рецепта: структурно-языковые особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (55). Ч. 2. С. 120-123.
6. Зеленый чай / сост. Н. Ольшевская. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 158 с.
7. Кантурова М. А. Деривационные процессы в системе речевых жанров (на примере кулинарного рецепта): автореф. дисс. ... к. филол. н. Новосибирск, 2012. 29 с.
8. Лебедева Н Б. Жанры естественной письменной речи // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 116-123.
9. Овчинников В. В. Сакура и дуб: Ветка сакуры; Корни дуба. М.: Дрофа, 2005. 512 с.
10. Похлебкин В. В. Чай. М.: Центрполиграф, 2006. 207 с.
11. Хорольский С., Шумаков Д. Чаепития «под ключ»: Памятка ресторатору. Теоретические и практические советы. М.: ИНТЭКС, 2008. 190 с.
12. Челнова В. Н Зеленый чай - аптека в стакане. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 144 с.
13. Шаров Б. В. Чай и чаепитие (Секреты выбора и приготовления чая). Киев: Елисейские Поля, 2006. 104 с.
14. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 81-89.
ON DERIVATION PROCESSES AND INTEGRATED DERIVATOLOGY UNITS IN THE SPEECH GENRE SYSTEM (BY THE EXAMPLE OF TEA PARTY GENRE SPACE)
Zavyazkina Irina Nikolaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor North-Caucasus Federal University irina.zavyazkina@yandex. ru
The article examines derivation processes in the tea party genre space. According to the author, the derivation processes are influenced by the following factors: mutational and modificational transformations of a speech genre, its derivativeness or non-derivativeness and the uniqueness or non-uniqueness, partial or common nature of motivation. The analysis of linguistic material allowed the author to group the derivational transformations into the integrated units, to identify and describe the mutational and modificational nature of derivational pairs and derivational chains in the tea party speech genre system thereby presenting a detailed conception of derivatology and speech genres on the whole.
Key words and phrases: speech genre; derivatology; tea party genre space; modificational and mutational derivation processes; non-uniqueness of motivation; integrated derivatology units; derivational pair; derivational chain.