Научная статья на тему 'О процедуре комплексной оценки вуза'

О процедуре комплексной оценки вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О процедуре комплексной оценки вуза»

Недостаточное бюджетное финансирование и возрастание учебной нагрузки на преподавателей потребовали создания более мощных по сравнению с кафедрами научно-учебно-производственных комплексов. Так, в ноябре 1998 г. ученый совет СГМУ принял решение организовать 3 института в структуре вуза: институт гигиены и медицинской экологии (база - медико-профилактический факультет), институт социальной медицины, управления здравоохранением и социальной работы (3 базовых факультета: менеджмента, социальной работы, медсестер с высшим образованием), институт психологии и психиатрии (на базе факультета медицинской психологии). В структуре каждого выделены учебные курсы, научные и хозрасчетные структуры. Преемственные учебные блоки

B. ШАДРИКОВ, Е. ГЕВОРКЯН,

C. КАЛАБИН, А. КИРИНЮК, В. НАВОДНОВ, Г. МОТОВА,

М. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ

Механизм государственного регулирования деятельностью учебных заведений на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной и общественной аккредитации прописан российским законодательством с 1992 года.

Введение новой системы оценки деятельности учебных заведений обеспечило демократический характер образовательной политики на принципах добровольности, объективности, гласности процедур лицензирования, аттестации и аккредитации, предоставило широкие возможности для самоопределения государственных учреждений

обеспечивают легкую взаимозаменяемость преподавателей. Институты имеют шанс обрести права юридических лиц в рамках вузовского холдинга.

Приведенное многообразие уровней и форм инновационных стратегий позволяет надеяться, что при улучшении экономической ситуации этот уникальный и очень напряженный социально-экономический эксперимент будет иметь шанс окупиться созданием традиционных для цивилизованного мира медипарков, когда вуз становится полнокровным научно-учебно-производственным комплексом, реализующим все этапы творческого процесса - от рождения идеи до получения полноценного удовлетворения от ее рыночной реализации.

О процедуре комплексной оценки вуза

образования (изменения содержания и форм подготовки специалистов, организационной структуры и статуса учреждения, институализации филиалов) и появления негосударственных учебных заведений.

По закону обязательная для всех учреждений образовательная процедура лицензирования проводится с целью обеспечения социальных гарантий на соответствующие условия осуществления образовательного процесса и выдачи лицензии на право образовательной деятельности. Процедура аттестации проводится по заявлению образовательного учреждения по мере готов-

ности к ней и желания получить государственную аккредитацию.

На первом этапе последовательное прохождение трех процедур: получения лицензии на образовательную деятельность, оценки соответствия уровня, содержания и качества подготовки специалистов государственным образовательным стандартам и прохождения государственной аккредитации, - позволило встать на ноги вновь созданным (в том числе негосударственным) учреждениям образования, существенно изменить спектр подготовки кадров в государственных учебных заведениях.

Отечественная система образования имеет исторический опыт взаимодействия государственных органов управления образованием и негосударственного образования [1]. Но только по новому законодательству прописана возможность признания качества и эффективности деятельности негосударственных учреждений через процедуру государственной аккредитации. Предоставление аккредитованным негосударственным учреждениям прав на пользование печатью с государственной символикой, выдачу выпускникам дипломов государственного образца и обеспечение социальных льгот можно рассматривать как гарантию государства перед обществом и как условие формирования демократических традиций в образовании.

С начала 90-х годов государственные вузы претерпели также значительные структурные и содержательные изменения: переход на многоуровневую подготовку, увеличение числа образовательных программ, объемов реализации послевузовского и дополнительного профессионального образования, изменение статуса и открытие филиалов.

Среди государственных вузов статус университета в настоящее время имеют 48 % высших учебных заведений,

академий - 28 %, институтов - 24 %. Процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации позволяют подтвердить (или не подтвердить) статус вуза, заявленный в его наименовании, объективно оценить достижения и недостатки в деятельности учреждений, обусловленные процессом реформирования высшей школы [2].

На сегодняшний день все государственные вузы прошли процедуру лицензирования, большинство из них -процедуру аттестации и около половины подтвердили свой аккредитационный статус.

Таким образом, новый механизм управления и оценки качества образования реально вошел в практику работы и приобрел действительно массовый характер. Тем не менее, по-прежнему актуальным остается вопрос о совершенствовании каждой из процедур и, прежде всего, их содержания [3, 4].

В настоящее время возникла необходимость в анализе имеющегося опыта процедур лицензирования, аттестации и аккредитации, корректирования и оптимизации технологии с учетом выявленных проблем. Серьезный пересмотр сложившихся подходов к оценке эффективной деятельности образовательных учреждений обусловлен двумя причинами.

Во-первых, срок действия лицензии на образовательную деятельность, заключения по аттестации и свидетельства по аккредитации ограничивается, как правило, пятью годами. Для большого числа учреждений уже сегодня возникла необходимость повторного прохождения этих процедур. Но ситуация нередко осложняется тем, что из-за несовпадения сроков действия полномочных документов внешняя экспертиза учреждения (лицензионная, аттестационная и при необходимости аккредитационная) проходит в разное

время и делает процесс оценки практически непрерывным.

Во-вторых, опыт первых лет проведения регламентирующих процедур показал их явное дублирование по содержанию и документообороту. Информация о деятельности вуза, запрашиваемая экспертными комиссиями, однотипная по сути, предоставляется по разным установленным формам и не дает возможности аналитического использования как органом управления образованием, так и самим учреждением. К тому же нередко работа экспертных комиссий, пребывание которых в учреждении разнесено по времени, вынужденно ограничивается знакомством с вузом и очевидным уточнением формальных показателей без оценки содержания и качества подготовки студентов.

Избежать дублирования процедур и оптимизировать процедуры регламентации может помочь комплексный подход к оценке деятельности учреждения образования. При этом содержание и характер лицензионной, аттестационной и аккредитационной экспертиз должны быть сохранены в соответствии с действующим законодательством.

Содержание и процедура комплексной оценки

Для учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельности, осуществляющих образовательный процесс не менее трех лет, комплексная оценка учреждения предполагает проведение процедур очередного (повторного) лицензирования, аттестации и аккредитации в комплексе при сохра-

нении содержания экспертизы каждой из процедур. (Рис.1).

Комплексная оценка проводится

_____ Повторное

лицензирование

объединенной экспертной комиссией, но по итогам ее работы оформляются три комплекта документов:

1. Справка экспертной комиссии, приказ о лицензировании высшего учебного заведения.

2. Заключение по аттестации, постановление Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России.

3. Информационные материалы по итогам работы комиссии - «программный модуль комплексной оценки деятельности учебного заведения» (для формирования Центрального банка данных), представление образовательной организации к государственной аккредитации, приказ по государственной аккредитации.

Комплексная оценка предполагает принятие решения и выдачи полномочных документов на единый срок: лицензии на право образовательной деятельности с указанием лицензированных профессиональных образовательных программ и свидетельства о государственной аккредитации с перечнем программ, по которым учреждение по-

Рис. 1. Модель комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения

лучает право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца.

Для образовательного учреждения эта технология позволяет сократить время, финансовые расходы на проведение процедур и объем документооборота в целом. И с этой точки зрения она может быть принята и востребована.

Для органов, обеспечивающих организацию внешней экспертизы - Управления лицензирования, аккредитации и аттестации и Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России - введение процедуры комплексной оценки потребовало:

• разработки единой программы комплексной оценки и ее содержания, чтобы избежать дублирования действий отдельных подкомиссий;

• обеспечения сбора и систематизации полной информации о деятельности учреждения в едином формате;

• сохранения основных принципов законодательства в подготовке отчетных материалов для принятия решений о лицензировании, об аттестации, о государственной аккредитации.

О повторном лицензировании

При повторном (очередном) лицензировании осуществляется оценка условий организации образовательного процесса: организационно-правовых основ; материально-технической базы и учебных ресурсов (кадровое, информационное, техническое обеспечение); социальной инфраструктуры (рис. 2).

Наличие регистрационных документов (свидетельства о регистрации, устава, положений о структурных подразделениях и т.д.), соответствующих статусу образовательного учреждения и требованиям закона, является необходимой организационно-правовой основой реализации учебного процесса.

Лицензионные требования к материально-технической базе и учебным ресурсам детально прописаны в законе «Об образовании» и содержат конкретные нормативы по каждому показателю:

• норматив общей площади, приходящейся на одного обучающегося очной формы по каждой профессиональной образовательной программе (группе программ), определяет ограничения предельного контингента обучающихся по учреждению в целом;

• кадровое обеспечение образовательного процесса (укомплектованность штатов и образовательный ценз педагогических работников) для учреждений высшего профессионального образования должно соответствовать требованиям необходимого качественного уровня профессорско-преподавательского состава - «процента остепе-ненности» преподавательских кадров;

• наличие учебных помещений, учебно-лабораторное оборудование, технические средства должны соответствовать своему назначению, требованиям достаточности, доступности, а информационные и библиотечные фонды - нормативу обеспеченности.

Лицензия - это социальная гарантия как для обучающихся, так и для работников образовательного учреждения, предъявляющая особые требования к обеспечению санитарных и гигиенических норм используемых зданий и помещений, охране и укреплению здоровья: наличия медицинского обслуживания, общественного питания, проживания, объектов физической культуры и спорта. (Рис. 2).

В процедуре комплексной оценки лицензионная экспертиза играет первостепенную роль. Несоответствие лицензионным нормативам влечет отказ экспертной комиссии от дальнейшей оценки деятельности учреждения.

Рис. 2. Показатели лицензионной экспертизы

О содержании аттестационной экспертизы

Содержание аттестационной экспертизы - оценка самого образовательного

процесса, соответствия содержания, уровня и качества подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов. Предметом

оценивания является содержание подготовки обучающихся, которое характеризуется структурой и содержанием каждой образовательной программы (из числа представленных к аттестации), их учебно-методическим обеспечением, соответствующей учебно-лабораторной базой и спецификой организации учебного процесса (рис. 3).

Содержание образовательных программ оценивается по используемым в вузе учебным планам и учебным программам дисциплин, практик, итоговых аттестаций. Их информационно-методическое обеспечение - по наличию и достаточности учебной литературы, научно-методических разработок, программно-информационных источ-

Рис. 3. Показатели аттестационной экспертизы

ников. Учебно-лабораторная база рассматривается с точки зрения обеспеченности и оснащенности современным учебным оборудованием и средствами вычислительной техники. Специфика учебного процесса характеризуется использованием современных педагогических технологий, соотношением лекционной и практической нагрузки, организацией самостоятельной работы студентов.

Основное внимание аттестационной экспертизы уделяется оценке качества подготовки специалистов.

Качество образования рассматривается сегодня как основной результат деятельности учебного заведения, независимо от его масштабов, статуса, организационно-правовых форм, как необходимое условие повышения престижа и признания российского образования, как гарантия личного успеха и стабильности развития общества в целом.

Качество полученного образования характеризуют следующие составляющие:

• требования при приеме (содержание вступительных экзаменов, конкурс при зачислении);

• усвоение студентами программного материала по содержанию и результатам текущего контроля, самооб-следования и выборочного контроля при аттестации;

• результаты государственной итоговой аттестации выпускников;

• востребованность выпускников и их трудоустройство.

В процессе комплексной оценки вуза аттестационная экспертиза имеет особо важное значение. Положительное заключение о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным требованиям является необходимым условием государственной аккредитации.

Обеспечить успешное прохождение вузом аттестационной экспертизы может предварительно проведенное в вузе самообследование и наличие эффективной внутривузовской системы контроля качества образования.

Самообследование позволяет оценить достижения и недостатки в деятельности вуза, наметить пути их исправления, но, главное, определить степень готовности учреждения к аттестации и государственной аккредитации, соответствие имеющемуся или заявляемому государственному статусу.

Регулярно проводимые самообсле-дования и диагностика деятельности вуза обеспечивают, в свою очередь, формирование действенной и эффективной системы контроля и гарантии качества образования, доверие к вузу со стороны государства и общества, сокращение времени пребывания и содержание внешнего контроля экспертной комиссии.

Об оценке показателей государственной аккредитации

Предметом и содержанием процедуры государственной аккредитации являются:

• оценка эффективности и результативности деятельности учреждения образования;

• установление ему государственного статуса (типа и вида);

• предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.

Для процедуры государственной аккредитации, которая также проводится в заявительном порядке, наряду с лицензией и положительным заключением по аттестации необходимо наличие информации об учреждении в Центральном банке данных государственной аккредитации. Специально разработанное программное обеспечение

для сбора информации ежегодно рассылается во все учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Центральный банк данных обеспечивает сбор, обновление, систематизацию и анализ информации в качестве информационной поддержки принятия управленческого решения по установлению государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения.

На первом этапе введения процедур регламентации были выявлены случаи явного превышения или существенного отклонения показателей отдельных учреждений от статистических данных образовательной системы в целом. В таких случаях возникала необходимость в дополнительном аккредитационном визите в образовательное учреждение для оценки достоверности представленной информации.

Процедура комплексной оценки предполагает оценку аккредитационных показателей уже в период внешней экспертизы (рис. 4).

Среди показателей аккредитации особое значение в данном случае имеют те, которые явно свидетельствуют о результатах образовательной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности, обладают дифференцирующей способностью для отнесения учреждения к одному из видов [2].

Характеристиками вида учреждений высшего профессионального образования являются следующие.

• Широта спектра реализуемых образовательных программ:

- перечень групп направлений подготовки и специальностей, перечень и число профилей реализуемых профессиональных образовательных программ;

- объем и эффективность послевузовского профессионального образования (перечень и объем реализуемых

программ послевузовского образования, наличие докторантуры и диссертационных советов , эффективность их работы);

- спектр и объем дополнительного профессионального образования.

• Научная и методическая работа:

- перечень и объем научных исследований;

- результативность научной и научно-методической работы (число изданных монографий, учебных пособий и учебников с грифами, объем научных исследований, финансируемых из внешних источников);

- научный потенциал вуза и качественный состав преподавательских кадров.

По результатам внешней экспертизы решение об аккредитации принимает коллегиальный орган - Аккредитационная коллегия Министерства образования Российской Федерации, состоящий из представителей федеральных органов исполнительной власти и общественности. Основой для принятия решения являются результаты комплексной оценки, выводы экспертной комиссии и статистического анализа по аккредитационным показателям соответствия заявленному статусу (типу и виду) учреждения.

Представление высшего учебного заведения на заявленный аккредитационный статус формируется с использованием современных информационных технологий, средств систематизации и визуализации большого массива данных. Решение коллегии содержит:

• выводы о признании вуза аккредитованным (или неаккредитованным) по результатам лицензионной и аттестационной экспертиз и оценки аккредитационных показателей;

• установление (подтверждение, изменение) государственного статуса (типа и вида) учебного заведения;

• передачу учреждению от лица го-

Рис. 4. Показатели аккредитации, характеризующие вид учреждения высшего профессионального образования

сударства на определенный срок прав и полномочий, определенных законодательством.

Решение коллегии оформляется приказом Министерства образования, в соответствии с полученной лицензией вуз получает свидетельство о государственной аккредитации и заносится в реестр аккредитованных вузов России.

Опыт создания национальных систем оценки качества образования представ-

лен во многих странах [5], но разграничение процесса оценивания на три процедуры является специфической чертой российской системы. Достижению аккредитации, как правило, предшествуют периодические процедуры самообс-ледования и внешней экспертизы, занимающие длительный период времени.

Новая технология комплексной оценки позволяет учесть отечественный опыт аккредитации первых лет и опыт ведущих стран по оценке качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования. Комплексная оценка деятельности учреждения предусматривает объединение экспертизы условий образовательного процесса, его содержания и результатов.

С января 2000 года после широкого обсуждения новая технология в форме комплексной оценки введена в практику работы федерального органа управления образованием.

Новая технология требует тщательной проработки деталей, создания программно-методического обеспечения, широкой разъяснительной работы и подготовки специалистов.

Целесообразность введения комплексной оценки очевидна не только для органа управления образованием, но и для самого образовательного учреждения. Она позволяет совершенствовать и оптимизировать процесс оценивания деятельности учреждений образования, и с этой точки зрения введение технологии комплексной оценки деятельности вуза может рассматриваться как очередной этап становления и разви-

тия отечественной системы государственной аккредитации.

Литература

1. Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. - М,, 1998. - 274 с.

2. Шадриков В., Геворкян Е., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М. О видовой дифференциации учреждений высшего профессионального образования //Высшее образование в России: 2000. - № 3. - С. 13-25.

3. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Модели оценивания деятельности образовательных организаций. - Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. - 48 с.

4. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. Совершенствование системы государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования. - Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1999. - 64 с.

5. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.С. Системы аккредитации за рубежом. - М., 1998. - 180 с.

1Д1 '-Бшгк-инш Ыгшш! тдоим'! гИщш^шл цравшш

вл^гднис* Р 4 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ менеджмент

В >--хйнгаГ: ШййЩййТСйдо: :ЛЫА Пр>иЯ/1Д|’Г[ь»+-

И^)ВДРЧ(§Щ* цнк Н.^ЧНЫ! П П.ПИ ИПКН

V мстсдаа мсмедням-мта, ■шгшпой-. ойсспЕ'шпаю

|^К рт^нлнЛиш И Г1|рлн«ннхцри МЦН^НЕ >«■. кппптм) *-ы|:1н пртнрит и |:^.тимуин цгнч|/рп№-

ТйСПОСИбИиЛ р41и«1ННЙ С(р^КГУ[М УЧСЪНКЧЗ атлн-ч.шКР СИПКкЧПН: и н.и г!|:-и|11шн1 кйг. рА| Ан-■иг «?ГЧ*ЫЬ** Ч ДМСТНИгеЛЬЧЫМ СОСТОР-

'■■1СК Пт.СК"-! Р.1СС^Г|ТЭ1*П.1СТ:п ЧПИНО 4

ШЧЕН ,||ячни Н.Н'-Ж|ЧН н IIЛН 41:1 нн 1.1 н.цин-

чи:нгнн:.|г,-, и кила. ННЦТ!ИИЛ1«КТ» фумщриА МСМЯМиС1ГГ4

Лпд Гуй-1Г|.П.(|НД1+|ПЬ13| ^Пу.мтмГгч МИНЬ.^.Й^КШ ДОвфиШИСПС».

Н|ы -4. Л И I Г’шчч I н ЩНЬ1Й наря»|| вурнйЛк ■ Уг'1||нн||.чн»||*;||1и'чмг|:|мс-.ч|| Ю:'1 Г.

Прнгщч тль+.|г,м по тпп ■ 4№-20-1 7, 311-1 Ь-2 1 попочте 11ГОИ Мог^пл. п'п 10: Ь гг» ''

НА -5р™ и'г1(- цн1Г1(«геи м'ш щжиг 'Л|и1кш<л1|[||шич-

Р А

Н у'ч Г'-1»| ГВДрбГ|>ДШ н ц »-н -1ЧШ1

вУПр^СЫ ЙЮрик-рцмнч" ПирпфКЛ" Ч«Ш(?(.ГВ н

№»ювац4. № разгаЕстт акпш гроиянчпы н

|>^ЦЫ1Л I УН ■ и'.4 К Г-*1Г Ь1 . "У"^ ,1' !р р-.^Ь-.з-рт'

(■ Ч*и»0 чнн и Н.:«.|КЛАф-.

СфйЭД! 0Н чГЪ I :ч I ЧДУ>*и(ДН^иУ1Чр?УУЙ6иг^

(нзс^рс’сьнр ‘-*с"-П1г-11.^.;'

Слегла топ.гьл ■ I:Iп.н_-|г,. чи. □ зкс44шка

'лОГ::|:>-ч|:Г.-:|:ы ■:ПV:Г.'| Н,н:ч,:йгЛ| ГГ-ЛЙА \¥.:Г::,|.нрЛ —I

ЭнОпсмтВ ►'тайИй + уЦрйВП4м^ ■ ■°учру[>рч',(^=т?-ос(5*-ость кмггеча упо явлении М5Т7К).

: ^с-^-^ чУчП'ЧСмй.-.'Ьмм 'И-рЧ.ын гапкз^гаы. : I: I м ■ л г I ■ ■: -: I м ррлп:д;|||:г1!г^и с-ул^.-пи

Л...... ЛЧ.1ИЫН НП1НН(1 К]Г|1И1П.1

«Ун||х*н|,н'нк* мцмижнтн ■ и 2йй 1 г

Пр**гы ИЧКН'.ПН 1-4 гпп £7Ь-10-Т7. 51 .

нтнп: 11 гиуи. 1№ске№ 1 й;

Б-шнИ: Сг||нк:к'||| г1р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.