10.4. О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ ЗАКРЫТЫХ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Осташевич Игорь Олегович, аспирант кафедры Финансового права. Место учебы: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Должность: главный юрисконсульт Департамента правового сопровождения корпоративных отношений. Место работы: ООО «НоваЛекс консалтинг» E-maal: [email protected]
Аннотация: Одной из проблем современных финансовых и товарных рынков является неправомерное использование инсайдерской информации. Это наносит существенный вред интересам экономики, снижая доверие добросовестных инвесторов. Долгое время в Российской Федерации проблема использования инсайдерской информации не имела должного правового регулирования. После принятия в 2010 году базового нормативно-правового акта, посвященного противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, возникло большое количество вопросов по реализации его норм в практической деятельности, в том числе у управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости. Из-за неточной формулировки, все управляющие компании были отнесены к перечню лиц, являющихся инсайдерами. Очевидным следствием этого стало усложнение деятельности и ужесточение контроля за сделками для управляющих компаний.
Ключевые слова: инсайдерская информация, рынок ценных бумаг, инвестиции, инсайдер, управляющая компания, доверительное управление, закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости, финансовые инструменты, Федеральная служба по финансовым рынкам.
ABOUT AGAINST IMPROPER USE OF INSIDER INFORMATION MANAGEMENT COMPANY OF MUTUAL FUNDS REAL ESTATE
Ostashevich Igor Olegovich, postgraduate student at Financial Law Chair. Place of study: Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics. Position: chief legal adviser of Department of legal conduction of corporate relations. Place of employment: NovaLex consulting, LLC. Email: [email protected].
Annotation: One of the problems of modern financial and commodity markets is the misuse of insider information. This causes significant harm to the interests of the economy, reducing the confidence of honest investors. For a long time in the Russian Federation, the problem of using insider information, did not have proper regulation. Following the adoption in 2010 the base regulatory act, dedicated to combating misuse of insider information and market manipulation, there was a lot of questions on implementation of its provisions in practice, including a management company closed-end mutual funds real es-
tate. Because of the imprecise wording of all the operating companies were assigned to the list of persons who are insiders. An obvious consequence of this was the complexity of the activities and the strengthening of control over transactions for the asset management companies. Keywords: insider information, stock market, investments, an insider, the management company, asset management, closed-end mutual fund real estate, financial instruments, the Federal Service for Financial Markets.
Противоправное использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на финансовом рынке — актуальная проблема для России, поскольку эти явления оказывают негативное влияние на развитие отечественной экономики. Инсайдерская информация дает инвесторам неправомерное преимущество над другими участниками рынка, которое выражается в получении сверхприбыли. В условиях финансовой нестабильности и, вследствие этого, ужесточения конкуренции на финансовых и товарных рынках, противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации становится актуальной задачей государства, поскольку слабая защита прав инвесторов оказывает негативное влияние на привлечение инвестиций в экономику России и способствует их оттоку.
Термин «инсайдерский» происходит от английского inside и дословно означает внутренний. Применительно к информации это говорит о том, что более выгодное положение на финансовом либо товарном рынке будут иметь лица, которые обладают публично нераскрытыми сведениями, доступными лишь ограниченному кругу лиц, например, внутри компании. Соответственно лица, имеющие доступ к конфиденциальной информации, которая может повлиять на ценообразование финансовых инструментов и которая неизвестна рядовым инвесторам, именуются инсайдерами. Использование такой информации может принести ее обладателю значительную выгоду в ущерб добросовестным инвесторам.
Хотя Россия и не стоит у «истока» использования инсайдерской информации на финансовых и товарных рынках, нельзя недооценивать вред от этого явления, приносимый добросовестным инвесторам, а также самим эмитентам, в которых может иметь участие и публичный субъект. Поэтому, профилактика, выявление и пресечение злоупотреблений, связанных с неправомерным использованием инсайдерами полученных сведений в деятельности организованных финансовых и товарных рынков, имеет большое значение для экономической безопасности нашего государства. В связи с этим, трудно переоценить закон, который содержит юридические конструкции, позволяющие недопустить разглашение и использование инсайдерской информации в противоправных целях.
В 2000 году инициативная группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — Грачев И.Д., Емельянов М.В., Та-рачев В.А. — предприняла попытку вынести на обсуждение проект федерального закона № 17685-3 «Об инсайдерской информации», который так и не был принят даже в первом чтении, поскольку получил негативный отзыв Правового управления Аппарата Государственной Думы. Существует мнение, что министерства, отвечающие за экономическое развитие и финансы государства, попросту были не готовы к уси-лилению роли органа исполнительной власти, курирующего рынок ценных бумаг.
В заключении по проекту федерального закона «Об инсайдерской информации» помимо прочего указано, что термин «инсайдер» «является чужеродным русскому языку и не вошел в нормативную лексику»1. Уже из этого можно сделать вывод о том, что начало практики совершения злоупотреблений в форме неправомерного использования инсайдерской информации не связано с Россией и более характерно для стран, имеющих развитые финансовые и товарные рынки.
На разработку нового варианта законопроекта потребовалось 5 лет и в 2005 году уже Федеральной службой по финансовым рынкам России была разработана концепция законопроекта «Об инсайдерской информации»2. В конце 2009 года законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ. Ровно через 7 месяцев (27.07.2010г.) федеральный закон был подписан Президентом РФ.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам России А.Ю. Синенко: «Закон долго и тяжело проходил через законодательные органы, были многочисленные споры, в том числе в части регулирования рынка и применяемых санк-ций»3. Не совсем понятно, с чем было связано затягивание принятия закона, который так нужен финансовому и товарному рынку нашей страны. Международная организация регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO) также отмечала недостаток правового регулирования противодействия использования инсайдерской информации и ставила принятие соответствующих нормативно-правовых актов главным условием вступления России в эту организацию и присоединения к международному меморандуму о взаимопонимании4. Можно предположить, что в ситуации со столь долгим обсуждением и принятием закона о противодействии использования инсайдерской информации не обошлось без воздействия заинтересованных лиц, которые, попросту, боялись потерять возможность получения сверхдоходов от нечестной деятельности на бирже.
Июль 2010 года ознаменовался принятием федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайдерской информации). Таким образом, появление законодательного акта, определяющего правила соблюдения режима конфиденциальности инсайдерской информации,
ждали почти двадцать лет с момента становления рыночных отношений в России.
Вступление в силу Закона об инсайдерской информации не получило широкой огласки, и до сих пор о данном акте знают лишь специалисты, деятельность которых напрямую связана с финансовыми и товар-
1 Заключение Правового управления. URL: http://asozd.duma. gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/C1A52E587AD34849432571BB0058A1 F8?OpenDocument
2 Федеральная служба по финансовым рынкам - Интервью руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина агентству ПРАЙМ-ТАСС. URL: http://old.ffms.ru/document. asp?ob_no=18486
Из выступления на круглом столе «Инсайд и манипулирование на финансовых рынках в России: специфика выявления и противодействия» // URL: http://www.sapfir.org/news/248.html
4 Федеральная служба по финансовым рынкам - «ФСФР выходит в мир» - комментарий Руководителя ФСФР России В.Д.Миловидова в газете «РБК daily» о работе, проводимой службой по присоединению России к сообществу мировых регуляторов финансовых рынков. URL: http://old.ffms.ru/document.asp?ob_no=254789
ными рынками. Однако принятие такого акта - важное событие государственного уровня, поскольку использование инсайдерской информации дестабилизирует ценообразование на финансовых и товарных рынках, тем самым затрагивая интересы граждан, юридических лиц и государства. Закон об инсайдерской информации и подзаконные нормативные акты, а также практика их применения позволят в будущем изменить сложившуюся ситуацию.
К сожалению, использовать на практике Закон об инсайдерской информации в том виде, в котором он был принят, достаточно проблематично, поскольку нормативный акт содержит большое количество белых пятен и неточностей. За время, прошедшее с момента принятия Закона об инсайдерской информации, Федеральная служба по финансовым рынкам России приняла уже более двух десятков подзаконных актов, уточняющих его отдельные положения. В данной работе будет предложен ответ на вопрос, с которым столкнулись управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, а именно: в какой степени на их деятельность распространяется Закон об инсайдерской информации? В виду неточной формулировки Закона об инсайдерской информации и отсутствия разъяснений Федеральной службы по финансовым рынкам России, данный вопрос имеет актуальность.
В Законе об инсайдерской информации не дано определение понятию инсайдер - указан лишь перечень лиц, признающихся инсайдерами. Так, п. 1 ст. 4 Закона об инсайдерской информации к инсайдерам были отнесены управляющие компании. Такая лаконичная формулировка не дает ответа на вопросы: какие именно управляющие компании признаются инсайдерами, и если это управляющие компании паевых инвестиционных фондов - то все ли такие управляющие компании априори являются инсайдерами в силу наличия в своих наименованиях заветных слов -«управляющая компания»?
Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к п. 2 ст. 1 Закона об инсайдерской информации, в котором содержится указание на то, что данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, либо в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.
Действительно, управляющая компания паевых инвестиционных фондов в ходе своей деятельности может стать участником правоотношений, указанных выше. Но стоит обратить внимание, что не все управляющие компании паевых инвестиционных фондов обязательно участвуют в отношениях, связанных с финансовыми и товарными рынками. Так, например, для управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, приоритетным направлением деятельности, в большинстве случаев, является совершение юридических и фактических действий в отношении недвижимого имущества.
Предположение о том, что Закон об инсайдерской информации распространяется на управляющие компании паевых инвестиционных фондов, косвенно подтверждается упоминанием управляющих компаний в актах Федеральной службы по финансовым рынкам России, контролирующей деятельность управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Так, в начале 2011 года, был подписан и размещен на офици-
альном сайте в сети Интернет Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 № 11-3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях».
Кроме того, по результатам обобщения вопросов, поступающих в связи с Законом об инсайдерской информации, размещено информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако в этих актах уполномоченного органа также как и в Законе об инсайдерской информации не содержится разъяснение, какие управляющие компании признаются инсайдерами. Только в пп. 2 п. 1 «Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации», утвержденного приказом ФСФР РФ от 12.05.2011 № 11-18/пз-н, раскрывается пространная формулировка «управляющие компании».
Указанный акт распространяется на управляющие компании паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых допущены к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг или в отношении инвестиционных паев которых подана заявка об их допуске к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг. Однако, этот перечень управляющих компаний нельзя считать исчерпывающим.
Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости обязаны соблюдать требования к составу и структуре активов, которые устанавливаются правилами доверительного управления конкретным фондом. В любом случае, указанные требования должны соответствовать Положению о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденному Приказом ФСФР РФ от 28.12.2010 № 10-79/пз-н. Данным положением установлено, что в состав активов закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, могут входить долговые инструменты, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и акции акционерных инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости или рентных фондов; определенного вида паи (акции) иностранных инвестиционных фондов. В случае, если указанные выше активы допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) в отношении этих активов подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, управляющая компания такого закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости исходя из положений Закона об инсайдерской информации признается инсайдером.
Более того, согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фон-
дах» управляющая компания вправе осуществлять инвестирование собственных средств. Таким образом, управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, размещающие собственные средства, к примеру, в ценные бумаги или облигации, обращающиеся на рынке ценных бумаг, также будут являться инсайдерами по смыслу Закона об инсайдерской информации.
Соответственно, Закон об инсайдерской информации распространяется не на все управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости. Инсайдерами признаются управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости: во-первых, если в доверительном управлении находятся закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости, инвестиционные паи которых допущены к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг или в отношении инвестиционных паев которых подана заявка об их допуске к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, во-вторых, если в доверительном управлении находятся закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости, в составе которых, в соответствии с правилами доверительного управления, имеются финансовые инструменты, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, и в-третьих, если управляющая компания инвестирует собственные средства в финансовые инструменты, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.
Если указанные выше условия применимы для управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, то они обязаны исполнять установленные Законом об инсайдерской информации требования и ограничения, и соответственно, на них в связи с этим возлагаются дополнительные обязанности по разработке и утверждению порядка доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности, а также комплекс иных обязательных к исполнению действий. Помимо этого, управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости обязаны создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Закона об инсайдерской информации. Все это, безусловно, требует дополнительных трудозатрат и расходов от управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости. Как видно, цена вопросов, поставленных в статье, достаточно высока, поэтому необходимо, чтобы п. 1 ст. 4 Закона об инсайдерской информации содержал более конкретную формулировку: «эмитенты и управляющие компании паевых инвестиционных фондов».
С большой долей уверенности можно сказать, что без принятия Закона об инсайдерской информации, дальнейшее развитие российских финансовых и товарных рынков, а также повышение уровня доверия к ним со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов было бы под угрозой. Наличие данной угрозы совершенно несовместимо с амбициозными планами по созданию в России международного финансового центра, который предусмотрен Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Пра-
вительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Однако такой закон не должен приводить к неоправданному усложнению деятельности и тотальному контролю за сделками, поскольку это приводит к ухудшению условий для инвестирования добросовестными участниками рынка. Для этого, Закон об инсайдерской информации должен содержать точные и конкретные формулировки, по крайней мере, касаемо круга лиц, на которых он распространяется.
^исок литературы:
Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М, 2011.
Зайцев О.Р. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом. М, 2007.
Карпович О.Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России. М, 2011.
Literature list:
Gabov A. Securities: Theory and regulation of the market. M.: The Statute, 2011.
Zaitsev, OR A contract of trust management of mutual funds. M, 2007.
Karpovich, O. Combating the spread of insider information on the stock market in Russia. M, 2011.
Рецензия
на статью аспиранта Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Осташевича Игоря Олеговича «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации управляющими компаниями закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости»
информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» управляющими компаниями закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.
Материал, представленный в статье, систематизирован и содержит научную новизну. Степень проработанности темы, обусловленная анализом принятого федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ряда подзаконных актов Федеральной службы по финансовым рынкам, позволяет говорить о практической значимости исследования. Помимо прочего, в связи с небольшим количеством научных исследований, посвященных данной теме, статья представляет интерес как с научной, так и с практической точек зрения. Автор в своей работе не только анализирует современное состояние указанного законодательства, но и выдвигает предложения по его совершенствованию. Стиль изложения материала и структура статьи приемлемы для работ подобного рода.
Статья И.О. Осташевича «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации управляющими компаниями закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журналах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий».
« о л » лжр-то 20 /а г.
Кандидат юридических наук, доцент,
Заведующий кафедрой Финансового права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭР^
/
Л
п пип 1-1 <-/-£
.лексей Владимирович /
В рецензируемой статье выявлены и раскрыты проблемы, возникшие в связи с принятием в июле 2010 года федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная тематика, безусловно, актуальна и заслуживает внимания, ввиду реализации планов Правительства РФ по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.
Принятие федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стало значимым событием для добросовестных участников отечественных товарных и финансовых рынков. Появилась необходимая правовая база для создания новых условий инвестирования, способствующих эффективному развитию и укреплению конкурентоспособности.
Однако реализация федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» затруднена тем, что закон имеет некоторые пробелы и неточности, которые могут быть выявлены и рекомендованы к устранению только на практике. В своей статье автор рассмотрел проблемы применения положений федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской