Научная статья на тему 'О происхождении одной позднесредневековой легенды, попавшей в российскую историографию'

О происхождении одной позднесредневековой легенды, попавшей в российскую историографию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПАНСЛАВИЗМ / САРМАТИЗМ / СЛАВЯНЕ / САРМАТЫ / СКИФЫ / RUSSIA / HISTORIOGRAPHY / PAN-SLAVISM / SARMATISM / SLAVS / SARMATIANS / SCYTHIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов И.М.

В статье рассматривается фальсификация позднего Средневековья: «Грамота Александра Македонского славянам». Статья анализирует появление и распространение «Грамоты» в российской историографии XVII начала XIX вв. и изучает её происхождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the origin of a late medieval legend, which fell into Russian historiography

The article deals with the falsification of the late middle Ages: “The “Letter” of Alexander the great to the Slavs”. The article analyzes the emergence and spread of “Letter” in Russian historiography of the XVII-early XIX centuries and studies its origin.

Текст научной работы на тему «О происхождении одной позднесредневековой легенды, попавшей в российскую историографию»

О происхождении одной позднесредневековой легенды, попавшей в российскую

историографию

On the origin of a late medieval legend, which fell into Russian historiography

Тарасов И.М.

Студент магистратуры ЛГУ им. А. С. Пушкина, факультет истории и социальных наук РФ, Санкт-Петербург e m

Tarasov I.Mi

Student master Leningrad state University University named of A.S. Pushkirl the Faculty of of history and social sciences Russia, Saint-Petersburg e-mail: tarasowilya@yandex. ru

a

Аннотация. s

В статье рассматривается фальсификация позднего Средневековья: «Грамота Александра Македонского славянам». Статья анализирует появление и распространение «Грамоты» в российской историографии XVII w начала XIX вв. и изучает её происхождение. i

l

Annotation. y

The article deals with the falsification of the late middle Ages: "The "Letter" of Alexander the great to the Slavs'a The article analyzes the emergence and spread of "Letter" in Russian historiography of the XVII-early XIX centuries any studies its origin. a

n

Ключевые слова: Россия, историография, панславизм, сарматизм, славяне, сарматы, скифы. d

e

Key words: Russia, historiography, pan-Slavism, Sarmatism, Slavs, Sarmatians, Scythians. x

ru

Список использованных сокращений:

ПСРЛ, 31 -«Полное собрание русских летописей», т. 31. Полное собрание русских летописей. Т. 31. Летописцы последней четверти XVII в. М., 1968.

ПСРЛ, 40 - «Полное собрание русских летописей», т. 40. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. 40. Густынская летопись. Спб., 2003.

Arr. - «Поход Александра» Флавия Арриана. Цит. по: Арриан. Поход Александра / Пер. с древнегреческого. М.: «Миф», 1993.

Curt. - «История Александра Великого Македонского» Квинта Курция Руфа. Цит. по: Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. М., 1963.

Diod. - «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского. Цит. по: Шофман А.С. Александр Македонский как дипломат / «Античный мир и археология». Вып. 8. - Саратов, 1990. С. 21-43.

Flod. - «Анналы» Флодоарда. Цит. по: Les Annales de Flodoard: publiées d'après les manuscrits... Paris,

1905.

Hdt. - «История» Геродота. Цит. по: Геродот. История / Эл. Ресурс:

http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm. Дата обращения: 20.12.19.

Iust. Epit. - «Эпитома сочинения Помпея Трога «Historia Philippicae»» Марка Юниана Юстина. Цит. по: Юстин М.Ю. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». СПб., 2005.

Kron. Pol. - «Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси». Цит. По: Стрыйковский Мачей. Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси / Эл. ресурс: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text1.htm. Дата обращения: 20.12.19.

В российской историографии XVII - XVIII вв. встречается весьма любопытное упоминание о «Грамоте» якобы данной в древности Александром Великим славянам (или руссам) и сопряжённого с ней «дара» (ряд территорий в Европе). Об этом документе и пойдёт речь в данной публикации.

Информация о «Грамоте Александра Македонского» восходит к поздним источникам XVII столетия. К примеру, в Хронографе 1679 г. имеется сочинение «О исторш еже о началЪ Русшя земли и созданш Новаграда и

откуду влечашеся родъ Словенскихъ князей». В нём содержится как текст «Грамоты» Александра, будто бы заключившего мир с тремя князьями словен и руси - Великосаном, Асаном и Авенхасаном, так и «дар» - земли «отъ моря Варяжскаго и до моря Хвалимскаго» [1].

В Густынской летописи (1-я половина XVII в.) приводится текст договора Александра Македонского с «енетицким родом», т.е. с венетами, которые в тексте летописи названы славянами. В своём документе Александр будто бы пожаловал славянам «въ державу вся страны от полунощъного океянского Ледоватого моря» (ПСРЛ, 40: 14). Имеется упоминание о «Грамоте» и «даре» Александра и в Мазуринском летописце (посл. четверть XVII в.) (ПСРЛ, 31:13]).

Этот же источник, попавший в Мазуринскую летопись, был на руках и у хорватского гуманиста Юрия Крижанича, упоминавшего трёх славянских князей и «дар» Александра - земли от Варяжского (Балтийского) до Хвалынского (Каспийского) моря. В существовании таких «договора» и «дара» он сомневался, ибо великий полководец древности «не мог никому подарить землю, которая никогда не была под его властью» [2]. Крижанич первым в России подверг текст «Грамоты» серьёзной критике, а распространителей оной назвал «шутами» [2].

«Грамоту Александра» упоминают во 2-й половине XVII в. Феодосий Софонович [3] и составитель Синопсиса («на пергамени златом написанную в Александрии») [4]. В дальнейшем информация появляется у компилятора конца XVII в. Тимофея Каменевич-Рвовского, который связал её со «славеноросстими» предками русских. По его словам, «старии и новогородстии холопи» покорили множество стран и земель в Европе и Азии (царство амазонок, «тройския и ельланскии державы» и др.), встревожили самого Александра Македонского, который послал к ним послов с особой грамотой, в которой просил мира. Каменевич-Рвовский отмечал, что послание Александра было повешено у божницы Велеса «во престаром граде Ростове» [5].

Упоминается «Грамота Александра Македонского» и в «Ядре Российской истории» (1715) Алексея Ильича Манкиева, писавшего о помощи славян македонскому царю Филиппу «за 310 лет до Р.Х.», а потом и его сыну, который вручил славянам за это «грамоту золотыми словами писанную» [6].

Однако уже составитель «Подробной летописи от начала России до Полтавской баталии» по какой-то причине не счёл нужным включить в свой труд даже упоминание о «договоре» с Александром, тогда как в книге имеется весьма пространное упоминание об Августе, остерегавшемся славян, позаимствованное из того же «Синопсиса» [7].

Василий Никитич Татищев скептически относился к сведениям о «Грамоте Александра» и упоминанию в ней славян. Он подчёркивал, что упоминание славян в IV в. до н.э. «сумнительству подвержено», ибо «Ариан, Квинтус Курций, Плутарх и Страбон о Александровых войнах и другие древние пиша имяни Славян не упоминают...» И поэтому Татищев грамоту «оную яко подложную оставил» [8].

Младший современник Татищева - Михаил Васильевич Ломоносов, который стоял на патриотических позициях и упоминал о глубокой древности славян, тем не менее, также сомневался в подлинности «Грамоты»

[9].

Федор Александрович Эмин в своей «Истории» (1767) рассказывал о якобы имевшей место встрече послов Александра Македонского и «свирепостью наполненных» славян. О самом документе Эмин не упоминает, ограничившись словами о послах [10]. Эмин указывал, что Александр будто бы понял, «что ему нечем было от них поживиться, не смел отважиться на бой сумнительный и безкорыстный» [11].

В дальнейшем «Грамота» упоминается Екатериной II в «Записках касательно российской истории» (1787). По словам императрицы, некие историки «сказывают», что будто бы руссы помогали в войне Филиппу

Македонскому за 310 лет до Рождества Христова. А также оказывали помощь и его сыну, Александру, и за храбрость свою получили грамоту «золотыми словами писанную» [12].

Другой историк XVIII столетия - князь Михаил Михайлович Щербатов просто вставляет в свою книгу упоминание о «грамоте», переписанное из «Синопсиса», отказываясь утверждать что-либо о подлинности данного труда [13].

Николай Михайлович Карамзин вычёркивал этот документ из источников для своей «Истории», называя «древним преданием народов славянских» [14, с. 35]. Он же отмечал, что упоминание о договоре Александра Македонского с тремя князьями словенов и руссов относилось к числу «сказок», сочинённых в XVII в. и «внесенных невеждами в летописи» [15].

Однако, «Грамота» возникла не на отечественной почве, как можно поначалу подумать, а пришла с запада. В эпоху Novum aevum были весьма популярны рассказы о том, что Александр Македонский якобы дошёл до территории России. Так, близ Смоленска даже будто бы существовал алтарь Александра Великого (по версии польского историка Бернарда Ваповского), а в народе сохранились представления о костях мамонта («волота»), которые находили на правом берегу Дона (XVII в.), как о костях боевых слонов Македонского [16]. Да и народ скифов, с которыми воевал царь Филипп (339 до н.э.) и полководец Александра Зопирион, бесславно погибший во время военного похода (331 до н.э.) (Iust. Epit. II, 3, 4; XII, 2, 4), отождествлялся с русью уже, как минимум, с конца I тыс. н.э. А «Великой Скуфью» средневековые греки называли то ли одно из славянских «племён» (тиверцы), то ли вообще их все [17].

В польской историографии Нового времени текст «Грамоты Александра» был представлен довольно широко (у Мартина Бельского в «Хронике всего света» (1551) [18] и в «Хронике Польской» (1597) [19], у Матея Стрыйковского (Kron. pol. IV, 2), Станислава Оржеховского в работе 1554 г. [20], etc.). В конечном счёте вся информация восходит к «Чешской хронике» (Chronica Boemorum, 1541) Вацлава Гаека из Либочан [21]. Однако, и Гаек не был автором этого документа, ибо, как показал ещё Александр Сергеевич Мыльников, текст оного уже существовал в Богемии в 1-й половине XV в., хотя мог быть написан ещё в середине XIV столетия [22]. «Грамота» содержала и «дар» Александра Македонского [23].

В Россию информация о «Грамоте» попадает уже в виде выписок из переводных польских историков и принимается просвещённой публикой довольно тепло, что не удивительно, учитывая огромную популярность фигуры Александра Македонского. В Густынской летописи текст «Грамоты» заимствуется из книги Гваньини, который сам черпал информацию из «Хроники Польской» Мартина Бельского [24].

Откуда текст взял Гаек? Как я указывал выше, текст существовал в Богемии уже в 1-й половине XV в., хотя мог быть написан ещё в середине XIV столетии. Он включал в себя и «дар» Александра Македонского, вместе с тем вмещая в себя идею этнокультурной и надконфессиональной общности славянства. «Грамота» провозглашала якобы данное славянам ещё в древности право власти над соседними народами, поселившимися на пожалованных Александром землях, но этим закрепляла идею законности права славян на независимое развитие и сопротивление иноэтническому угнетению [28].

Содержание «грамоты», бесспорно, продукт творческой деятельности автора Позднего Средневековья, а не эпохи античности. Но что перед нами - умышленное создание фальшивки, либо попытка (пусть и довольно примитивная) «восстановления» подлинного текста? Я полагаю, второе. Могла ли послужить основой для «восстановления» вероятной «Грамоты» Александра информация о том, что какие-либо древние народы заключили с Александром мир? Вполне вероятно. Как известно, целый ряд европейских народов в своё время посылал к Александру послов. Кому-то даже посчастливилось заключить с Македонией мир. Диодор

Сицилийский упоминает послов к Александру от иллирийцев, фракийцев и галатов (восточных кельтов) (Diod. XVII, 113, 2). О послах европейских скифов «живущих за Боспором» говорят Квинт Курций Руф (Curt. VII, 1, 7) и Арриан (Arr. IV, 1, 1). Последний отмечает, что Александр отправил с европейскими скифами «кое-кого из "друзей" под предлогом заключения дружбы». Отмечал Арриан, рассказывая о событиях 335 г. до н.э., и послов от «независимых племён, живущих возле Истра», от трибалльского царя Сирма, а также от кельтов, живших подле Ионийского залива. Арриан отмечает: «Все сказали, что они пришли искать дружбы с Александром; все они заключили с ним союз» (Arr. I, 4, 6).

Могла ли Хорватия быть родиной «Грамоты»? В своё время на этом настаивал чешский историк Йосеф Добровский. Указывал он и приблизительное время создания фальсификации - эпоху Карла IV (1316-1378) [29].

В Позднем Средневековье в Хорватии, состоявшей тогда в унии с Венгрией (Pacta Conventa, 1102) местное славянское (сельское) население находилось в ущемлённом положении. Ховартов считали «неотёсанными» и порой даже протестовали против их показаний в суде [30]. Как считалось тогда, «Хорватия» или Склавония начиналась за городом, «славянин» в городе был чужаком, поселившись в нём, он сразу становился «латинянином» [30]. Таким образом, существовала потребность в возвеличивании героического прошлого хорватов (предки которых якобы заключали мирные договоры с македонским царём, покорителем половины Ойкумены) в пику венграм и «латинянам». Возможно, прав был Целлениус, полагавший, что Diploma Александра Великого была дана «иллирам» (illyricis), а именно «далматам, либурнам и всем другим того же языка» [31]. Мавро Орбин (чья фамилия более известна в итальянизированной форме - Орбини) также полагал, что Македонский заключил договор именно с иллирийцами. Иллирийцев же (впрочем, как и древних македонян) Орбин считал славянами [32]. Он ссылался на Михайло Салонского, который в «Истории иллирийцев» писал, что оные служили в войске Александра, и за это «Александр воздал им великие почести» [33]. Живший позднее Юрий Крижанич полагал, что в своё время чехи придумали «басню» с «Грамотой» по той лишь причине, что с иллирийцами Александр на самом деле воевал, а страна хорватов именуется с древности Иллирийской землёй. Т.о. была рождена легенда о якобы имевшемся в древности договоре между Александром Великим и славянами [2].

Польский историк Станислав Сарницкий (1532-1597), который верил в то, что «Грамота» - подлинная, также пытался найти обоснование её подлинности. Сарницкий полагал, что союз с македонским царём в древности заключили трибаллы (которые, по его мнению, были славянами [34]). Таким образом было подведено доказательство под реальность «Грамоты».

На гуситском происхождении текста грамоты (XV в.) настаивал Любор Нидерле, обративший внимание на сведения XIII в. о будто бы имевших место быть контактах Македонского и славян [36].

Полагаю, близок к истине был Павел Николаевич Милюков, писавший, что «Грамота» могла восходить к некой «Книге писем Александра (Македонского)» (Liber epistolarum Alexandri), на которую ссылался Винцентий Кадлубек (ок. 1150 - 1223), рассказывая о войнах македонян с древними поляками [37].

Вполне очевидно, что у Кадлубека в распоряжении действительно был какой-то древний сборник писем Александра, из которой он извлёк, к примеру, переписку македонского царя с Дарием III, выдержанную в духе той эпохи [38].

По всей вероятности, в «Книге писем Александра» содержалась некая информация о мирном соглашении македонского царя с северными номадами, которая и послужила поводом для «восстановления» уже на польской почве будто бы имевшего место договора Александра со славянами (они считались потомками сарматов в рамках «сарматского мифа»). О таком мире между «незыблемым государством сарматов», существовавшим будто бы

3000 лет , и Александром Македонским писал, к примеру, дипломат XVII столетия Якоб Рейтенфельс. По его источникам, македонский царь «не столько даровал им (сарматам - И.Т.), а скорее подтвердил (если только он мог сделать и это) за ними преимущественное право селиться навеки на пространстве земли, ограниченном Ледовитым, Балтийским и Адриатическим морями» [39].

В «сарматах» Рейтенфельса определённо угадываются скифы могущественной «державы Атея» (2-я половина IV в. до н.э.), с которыми вели войны отец Александра Филипп II и его полководец Зопирион. Исторические сарматы же сделались полноправными хозяевами Северного Причерноморья, сместив скифов, позднее, - только к середине II в. до н.э. [40], т. е. почти через два века после смерти Александра. Смутные упоминания о скифах «державы Атея», заключивших когда-то мирный договор с Македонским государством, были перенесены на сарматов - хозяев европейских степей на протяжении более, чем полутысячи лет. Скифы давно исчезли, а потомки сарматов даже в эпоху Высокого Средневековья воевали на громадных пространствах - от Венгрии и Константинополя до восточных рубежей Кипчакской степи. А одна из аланских народностей -ираноязычные ясы (венг. jaszok) с XIII столетия проживали в Венгрии, т.е. в непосредственной близости от места, где и создавалась «Грамота Александра».

Идея «сарматизма» (вернее даже — «протосарматизма»), в рамках которой славяне считались потомками древних сарматов, а аристократия некоторых славянских стран (прежде всего, Польши) — потомками сарматских правителей, созрела задолго до выхода в свет «Анналов» Яна Длугоша, ещё в Средние века. Известно, что уже X в. франкский хронист каролингской эпохи Флодоард (894-966) отождествлял славян с сарматами (Flod. Anno DCCCCXXIV; Flod. Anno DCCCCLV; Flod. Anno DCCCCLVIII) [41]. Позднее близок к этой идее был и хронист Кадлубек, описывая войны предков поляков с Александром Македонским и Юлием Цезарем. Он отмечал, что предки поляков в древности владели землями вплоть до страны «партов» (так он обозначал ираноязычных парфян), а над самими парфянами и некоторыми другими народами королём был легендарный Лешек [42]. О войнах предков поляков с Александром Великим упоминал и посланник польского королевства Ян Остророг в выступлении перед папской курией (!) в 1467 г. [43].

Таким образом, возникнув в Позднем Средневековье под влиянием смутных реминисценций о заключённом мире между Македонией с одной стороны и балканскими племенами и северными номадами с другой, легенда о «Грамоте Александра Македонского славянам» достигла Русской земли в XVII в., где два столетия имела сторонников среди учёных людей. Только в начале XIX столетия она была окончательно отброшена Н.М. Карамзиным как откровенная фальсификация.

Список используемой литературы:

1. Изборникъ славянскихъ и русскихъ сочинений и статей... - М., 1869. - С. 445.

2. Крижанич Ю. Политика. - М., 1965. - С. 622.

3. Софонович Феодосш. Хрошка з лггописщв стародавшх. Эл. ресурс: http://litopys.org.ua/sofon/sof.htm. Дата обращения: 20.12.19.

4. Мечта о русском единстве. Киевский Синопсис (1674). - М., 2006. - С. 51.

5. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 72.

6. Ядро Россшской истории... - М., 1770. - С. 17.

7. Подробная летопись отъ начала Россш до Полтавской Баталш. Ч. I. - СПб., 1798. - С. 9.

8. Татищевъ В.Н. История Российская с самых древнейших времен. Книга первая. Часть вторая. - М., 1769. - С. 428.

9. Ломоносовъ М.В. Древняя Россшская истор1я отъ начала Россшскаго народа до кончины великаго князя Ярослава Перваго или до 1054 года. - СПб., 1766. - С. 24.

10. Эминъ Ф. Россшская исторiя жизни всЬхъ древнихъ отъ самаго начала Россш государей... - Спб, 1767. - С. 10.

11. Эминъ Ф. Россшская исторiя жизни всЬхъ древнихъ отъ самаго начала Россш государей... - Спб, 1767. - С. 12.

12. Екатерина Великая. Записки касательно россшской исторш. Ч. I. - СПб., 1787. - С. 15.

13. Щербатовъ М. Исторiя Россшская отъ древнЬйшихъ времянъ. Т. I. Отъ начала до кончины великаго Князя Ярослава Владимеровича. - СПб., 1770. - С. 31-32.

14. Карамзин Н.М. Исторiя государства Россшскаго. Т. I, изд. 2-е, испр. - СПб, 1818. - С. 35.

15. Карамзин Н.М. Исторiя государства Россшскаго. Т. I, изд. 2-е, испр. - СПб, 1818. - С. 33, примеч.

69.

16. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 85.

17. Тарасов И.М. Древние славяне и их соседи в «Скифской истории» Андрея Лызлова // Исторический формат, 2019 (в печати).

18. Bielski M. Kronika wszytkyego swyata... - Krakow, 1551. - F. 157-157 vers.

19. Kronika polska Marcina Bielskiego, 1597. Nowo Przez Ioach. Bielskiego fyna iego wydana. - Krakow, 1597. - P. 15.

20. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 55.

21. Hajekz Libocan W. Kronyka Czeska. - Prag, 1541. - P. 319.

22. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 78 сл.; 93.

23. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 93.

24. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 66.

25. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 93.

26. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 46.

27. Фрейдзон В. История Хорватии : Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.). — СПб.: Алетейя, 2001. - С. 34.

28. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 55.

29. Мавро Орбини. Славянское царство. Второе издание. М., 2010. - С. 198-199.

30. Мавро Орбини. Славянское царство. Второе издание. М., 2010. - С. 199.

31. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 75.

32. Татищевъ В.Н. Истор1я Россшская съ самыхъ древнЬйшихъ временъ. Книга первая. Часть первая. -М., 1768. - С. 147, примеч. 3.

33. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 47.

34. Милюковъ П. Главныя течешя русской исторической мысли. Издаше третье. - СПб, 1913. - С. 9. Magistri Vincentii, episcopi Cracoviensis. Chronica Polonorum sive Originale regum et princimm... - Cracoviae, 1862. - P. 17, 51-52.

35. Рейтенфельс Яков. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 241.

36. Вернадский Г.В. Древняя Русь. - Тверь, М., 1996. - С. 103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Les Annales de Flodoard: publiées d'après les manuscrits. Paris, 1905. - P. 23; 141-142; 146.

38. Magistri Vincentii, episcopi Cracoviensis. Chronica Polonorum sive Originale regum et princirum... -Cracoviae, 1862. - P. 6-7; 24.

39. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легендыдогадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. - СПб., 1996. - С. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.