Научная статья на тему 'О профессиональной подготовке студентов к работе с современными средствами обучения иностранному языку'

О профессиональной подготовке студентов к работе с современными средствами обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / INFORMATISATION OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / E-LEARNING / BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Антоновна

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Елена Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of students in the use of electronic technologies and learning tools

The article discusses the main directions in building professional competencies related to the use of ICT in teaching foreign languages in high school.

Текст научной работы на тему «О профессиональной подготовке студентов к работе с современными средствами обучения иностранному языку»

О профессиональной подготовке студентов к работе с современными средствами обучения иностранному языку

УДК 378:81

Макарова Елена Антоновна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в средней школе.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, обучение иностранным языкам, электронные средства обучения, формирование профессиональных компетенций.

Одно из основных направлений реформ школьного образования, осуществляемых в настоящее время, связано с активным внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Мультимедиа и гипермедиа становятся важнейшей частью общеобразовательной среды. Именно использование информационно-коммуникационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования - противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Реализация реформы осуществляется через последовательное решение тактических, методических и организационных задач.

Задача ученых - дать теоретическое обоснование процесса информатизации образования, определить содержание связанных с ним понятий, создать современные средства обучения, соответствующие действующим учебным программам, и разработать методики их использования в учебном процессе.

Задача школ - оборудовать компьютерные классы, подготовить учителей к работе с электронными средствами обучения.

Задача вузов педагогического профиля - подготовить новое поколение учителей, владеющих ИТК, умеющих методически грамотно использовать в учебном процессе современные средства обучения, и при необходимости создавать их.

Использование ИТК имеет особое значение в процессе обучения иностранным языкам. Возможность слышать речь носителей языка, наблюдать за их поведением в реальных ситуациях общения создает видимость языковой среды, которая отсутствует в реальных условиях обучения. Интерактивный характер обучающих программ по иностранному языку позволяет обеспечить формирование навыков и умений во всех видах речевой деятельности.

Сложность процесса информатизации школьного образования, связанная с обеспечением школ современными мультимедийными средствами обучения, обуславливается рядом причин:

Во-первых, пока еще не разработаны обучающие программы на электронных носителях по дис-

циплинам школьной программы, заменяющие или дополняющие действующие школьные учебники.

Во-вторых, имеющиеся в продаже лицензионные программы не всегда совместимы с операционными системами, установленными в школьных компьютерах.

Лицензионные программы достаточно дороги.

Существуют также обучающие программы, доступные on-line. Но они не соответствуют школьным программам.

Однако, несмотря на указанные трудности, связанные с внедрением в учебный процесс современных средств обучения, многие учителя стараются идти в ногу с прогрессом, изучают возможности использования ИКТ, сами создают электронные средства обучения и применяют их на своих занятиях.

В процессе вузовской подготовки студенты получают как теоретическую, так и практическую подготовку по работе с современными средствами обучения.

Так, при изучении темы «Средства обучения» в курсе методики обучения первому иностранному языку студенты овладевают знаниями об основных программных средствах, применяемых при обучении иностранным языкам; о технологиях использования различных электронных средств обучения на уроках иностранного языка; об образовательных возможностях отечественных и зарубежных обучающих Интернет-сайтов по иностранным языкам.

Рассматривается специфика использования электронных обучающих средств с учетом конкретных задач обучения.

При обучении страноведению целесообразно использовать электронную энциклопедию, которая содержит информацию по истории, географии, особенностях политической, культурной и экономической жизни страны изучаемого языка. В электронной энциклопедии информация может быть представлена не только в виде текста, как в обычном издании, но и наглядно - содержит графику, видеофайлы, звуки. Гипертекст позволяет получить по ходу чтения текста уточнения понятий, пояснения.

Электронные сборники упражнений полезны при обучении грамматике, лексике, орфографии,

© Макарова Е.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

129

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

иноязычному произношению. Удобство использования электронного сборника заданий заключается в том, что он может не только показать учащемуся конечный результат и оценить правильность выполнения задания, но и организовать пошаговый контроль за процессом решения учебной задачи.

При обучении иностранному языку используются электронные тесты по орфографии, лексике, грамматике, аудированию, чтению.

Электронные двуязычные словари имеются в Интернете. Использование on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например, при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению.

Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Электронный учебник является комплексным учебным пособием, так как объединяет в себе энциклопедию, сборник упражнений и тесты. Учебник по иностранному языку может включать также электронный словарь, составленный на базе лексики данного учебника.

Традиционно электронные учебники вербаль-ны по своей природе. Они излагают материал в текстовой или графической форме. Но электронный учебник может «говорить», содержать видеофрагменты, разнообразные наглядные материалы.

Презентации на уроках иностранного языка обычно используются для ознакомления с лексическим и грамматическим материалом и для его закрепления, для развития умений монологической и диалогической речи.

При подготовке к семинарским занятиям студенты используют рекомендованные учебники и учебные пособия, знакомятся со статьями из методических журналов, посвященным проблеме использования ИТК при обучении иностранному языку.

На практических занятиях по методике у студентов формируются умения:

а) отбирать мультимедийные учебные пособия или материалы из Интернета в соответствии с задачами обучения;

б) проводить фрагменты уроков иностранного языка с использованием ИТК;

б) самостоятельно разрабатывать несложные мультимедийные обучающие пособия с учетом учебных задач и конкретных условий обучения.

Студентам дается задание разработать презентацию по какой-либо теме в программе Power Point и разыграть фрагмент урока с ее использованием на занятии. Каждая презентация и предлагаемая методика работы с ней обсуждаются всеми студентами. Знания, полученные на занятиях по информатике,

позволяют студентам самостоятельно подготовить электронные тесты по лексике и грамматике.

В качестве практического задания студентам также предлагается проанализировать ряд образовательных сайтов, охарактеризовать предлагаемые ими учебные материалы и отобрать требуемый для изучения определенной темы материал, обосновать свой выбор.

В процессе педагогической практики студенты знакомятся с опытом использования мультимедийных пособий учителей-наставников, а также приобретают собственный опыт работы с ИТК, обеспечивающий формирование соответствующих профессиональных компетенций.

Именно знакомство с опытом учителя школы № 5 г. Костромы Е.Л. Макарушиной по созданию мультимедийных пособий по иностранному языку и наблюдение за их применением на уроках мотивировало студентку французского отделения О. Большакову самостоятельно создать электронный учебник.

Проблема разработки электронного учебника по иностранному языку активно обсуждается на страницах методической печати. Рассматриваются требования к учебнику иностранного языка, достоинства и недостатки подобных учебных пособий, проблемы при их использовании [1; 2; 3]. Анализируются основные формы электронного учебника, этапы его создания, программное сопровождение [4; 5].

Кроме общих дидактических требований, которые применяются к учебникам по всем дисциплинам - научность, доступность, проблемность, наглядность, к учебнику по иностранному языку предъявляются специфические требования. Он должен обеспечивать коммуникативную направленность обучения; расширять объем знаний учащихся о социокультурной специфике страны изучаемого языка; знакомить с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Изучение теоретических и практических вопросов, связанных с созданием электронных учебных пособий, знание основ программирования, умение творчески подходить к решению исследовательских задач позволили О. Большаковой создать оригинальный электронный учебник по французскому языку для старших классов средней школы «Париж! Париж? Париж...».

Для создания учебника были выбраны программы Word и Power Point, как наиболее удобные и доступные для работы.

Разработанный электронный учебник состоит из трех разделов.

Раздел 1 содержит интересную информацию о достопримечательностях Парижа. Он состоит из 11 частей, которые построены в виде текстов,

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

О профессиональной подготовке студентов к работе с современными средствами обучения иностранному языку

описывающих маршруты экскурсий. Все тексты сопровождаются фотоматериалами.

Раздел 2 включает серии упражнений и заданий на проверку знаний по полученной информации, которые позволяют выявить степень понимания содержания текстов. Система упражнений построена по принципу от простого к сложному и содержит задания на контроль понимания - верно/ неверно, тесты с множественным выбором ответа, вопросники (система вопросов с вопросительным словом), развивающие упражнения.

Раздел 3 предлагает различные задания познавательного и творческого характера, дополнительную информацию к текстам учебника, карты Парижа, занимательные тесты, вопросники, викторины, видеоклипы, музыкальные композиции, а также ссылки на сайты в Интернете, где учащиеся могут сами найти дополнительную информацию о столице Франции.

Учебник написан на языке программирования html. К техническим параметрам, обеспечивающим удобство в обращении, можно отнести разбивку электронного пособия на фреймы; гипертекстовую структуру, позволяющую быстро перемещаться между разделами и главами; элементы управления содержимым, упрощающие работу с упражнениями.

В учебнике представлены различные виды наглядности: визуальная, аудитивная, аудиовизуальная.

Достоинствами учебника являются его мобильность, доступность, соответствие уровню развития современных научных знаний, возможность постоянного обновления информационного материала.

Данный электронный учебник эффективно дополняет обычный учебник, так как содержит новую информацию по изучаемой теме, обеспечивает обратную связь, помогает быстро осуществлять поиск информации, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, позволяет проверить знания по определённому разделу, обеспечивает творческую работу учащихся.

Учебник прошел апробацию в старших классах школы № 5 г. Костромы. Местом проведения занятий был выбран кабинет информатики, оснащенный компьютерами. Перед уроком учащиеся получили инструктаж по работе с электронным пособием, таким образом во время занятия никто из учеников не испытывал трудностей с его использованием. Учащиеся, работавшие на уроке с данным электронным пособием, отметили в анкете его интересное содержание, занимательные задания и легкость в применении.

Учебник может быть рекомендован для использования на уроках французского языка при работе

над темой «Париж», для самостоятельной индивидуальной работы дома, при подготовке к экзаменам, олимпиадам, конкурсам, может применяться в условиях индивидуального домашнего обучения.

Электронное учебное пособие «Париж! Париж? Париж...» было представлено на региональный конкурс мультимедийных учебных пособий, где заняло третье место.

Учебник О. Большаковой используется на занятиях по методике в качестве наглядного образца электронного пособия и всегда вызывает интерес студентов.

В этом учебном году студентка 5 курса Р. Серова также разработала электронное учебное пособие по французскому языку для среднего этапа обучения «Цвета во французском языке», которое является дополнением к учебнику «Синяя птица» и знакомит учащихся со спецификой обозначений цветов во французском и русском языках.

Опыт работы по формированию профессиональных компетенций по использованию ИТК при обучении иностранному языку показывает, что студенты с интересом изучают вопросы, связанные с применением ИТК при обучении иностранному языку в школе, активно используют во время педагогической практики материалы из Интернета, сами разрабатывают электронные презентации в соответствии с потребностями учебного процесса. Наиболее увлеченные и талантливые студенты создают достаточно сложные в техническом отношении комплексные электронные учебные пособия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому виду средств обучения.

Библиографический список

1. Артемьева Л.В. Использование мультимедийных средств в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/520213/ (дата обращения: 9.03.2015).

2. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. - 2001. -№ 4. - С. 29-33.

3. Кабакова С.В. Электронный учебник: за

и против [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/artides/505639/ (дата

обращения: 9.03.2015).

4. Тоискин В.С., Красильников В.В., Ефимце-ва И.В. Разработка электронных учебных пособий. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - 144 с.

5. Трегубова О.П. Создание электронного учеб-

ника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/526252/ (дата

обращения: 9.03.2015).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.