Научная статья на тему 'О проектном подходе и инструментально-технологической поддержке разработки и реализации стратегии предприятий и организаций'

О проектном подходе и инструментально-технологической поддержке разработки и реализации стратегии предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ / САМОРАЗВИТИЕ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Михаил Сергеевич

В современном стратегическом менеджменте достаточно широко используется проектный подход к разработке и реализации стратегии предприятия. Рассмотрены особенности общего алгоритма анализа, позволяющего выявить стратегический потенциала организации, для организаций разных видов деятельности. Предложена схема инструментально-технологической поддержки разработки и реализации стратегии предприятий и организаций с использованием методик проектного подхода и Сбалансированной системы показателей. Рассмотрены варианты схемы для предприятий разного вида деятельности. Предлагаемая технология разработки стратегии предприятий и организаций прошла апробацию на кафедре Менеджменте и Маркетинга Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проектном подходе и инструментально-технологической поддержке разработки и реализации стратегии предприятий и организаций»

О Проектном подходе и инструментально-технологической поддержке разработки и реализации стратегии предприятий и организаций

The design approach and instrumentalno-technological support of working out and realisation of strategy of the enterprises and the organisations

Королев Михаил Сергеевич зав. кафедрой

Институт Повышения Квалификации (ИПК - РМЦПК), г. Пермь

e-mail: mkorolev@rmc.edu.ru

Аннотация: В современном стратегическом менеджменте достаточно широко используется проектный подход к разработке и реализации стратегии предприятия. Рассмотрены особенности общего алгоритма анализа, позволяющего выявить стратегический потенциала организации, для организаций разных видов деятельности. Предложена схема инструментально-технологической поддержки разработки и реализации стратегии предприятий и организаций с использованием методик проектного подхода и Сбалансированной системы показателей. Рассмотрены варианты схемы для предприятий разного вида деятельности. Предлагаемая технология разработки стратегии предприятий и организаций прошла апробацию на кафедре Менеджменте и Маркетинга Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета.

Summary: In modern strategic management the design approach to working out and realisation of strategy of the enterprise is widely used. The general analysis algorithm, allowing to reveal strategic organisation potential, it is considered. The algorithm is different for the organisations of different kinds of activity. The scheme of instrumentalno-technological support of working out and realisation of strategy of the enterprises and the organisations with use of techniques of the design approach and the Balanced scorecard is offered. Variants of the scheme for the enterprises of a

different kind of activity are considered. The offered technology of working out of strategy of the enterprises and the organisations has taken place approbation on chair Management and Marketing of the Perm National Research Polytechnical University

Ключевые слова: Стратегия предприятий и организаций разного вида деятельности, проектный подход, портфель проектов, саморазвитие, сбалансированная система показателей, технология разработки и реализации стратегии.

Keywords: Strategy of the enterprises and the organisations of a different kind of activity, the design approach, a portfolio of the projects, self-development,v the balanced scorecard, technology of working out and strategy realisation.

В современном мире выжить в конкурентной борьбе могут только те предприятия которые умеют быстро распознать изменения во внешней среде и трансформироваться в соответствии с их требованиями, причем способность организации быстро и гибко перестраиваться превращается сегодня по существу в обязательный непрерывный процесс. Актуальной научной и практической задачей является разработка и апробация методик, технологий и инструментальной поддержки процессов разработки, реализации и непрерывного развития и совершенствования стратегий предприятия (и стратегий развития и стратегий конкурентной борьбы). Развитие методик и технологий разработки и реализации проектов стратегического и организационного развития.

В современном стратегическом менеджменте достаточно широко используется проектный подход к разработке и реализации стратегии предприятия. Концепция такого подхода заключается в идее рассмотрения развития, изменений в структуре и деятельности, и сама деятельность предприятия как совокупность различных проектов, обеспечивающих

достижение стратегических целей организации. Как отдельных проектов, так и сгруппированных в портфели и программы проектов.

Схематично общий алгоритм анализа, позволяющий выявить стратегический потенциала организации, можно представить следующим образом.

Рассматривается сочетание трех факторов:

1) Возможности рынка, или потребности среды окружения, или то и другое.

2) Цели фирмы (организации).

3) Наличие (доступность) ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, организационных, человеческих капиталов).

Зона D характеризуется гармонией целей, ресурсов и возможностей рынка, что обеспечивает фирме получение оптимальной прибыли.

Зона С характеризует высокий внутренний потенциал организации (гармония ресурсов и целей). Проблемная точка здесь - ограниченные возможности рынка и среды окружения. Например, стагнация рынков, высокие

Возможности и поп

Рисунок. 1. Общий алгоритм стратегического анализа

барьеры преодоления конкурентных сил; для государственных предприятий и предприятий, выполняющих госзаказы - несоответствие существующей бизнес-модели фирмы имеющимся заказам или требованиям государства или муниципалитета.

Зона А свидетельствует о проблеме дефицита ресурсов (например, ограниченный доступ к кредитным ресурсам, отсутствие соответствующих специалистов и технологий).

Зона В ставит организацию перед проблемой менеджмента, задача которого состоит, прежде всего, в создании системы управления по целям (разработка и внедрение системы целеполагания, корректировка или изменение стратегии предприятия).

Задача менеджмента отслеживать ситуацию в среде окружения предприятия и вносить соответствующие изменения в тактику, стратегию и структуру предприятия, таким образом, чтобы все время удерживаться в зоне D. Как было сказано выше, способность организации быстро и гибко перестраиваться превращается сегодня по существу в обязательный непрерывный процесс. Менеджмент предприятия должен иметь в своем арсенале методики и технологии позволяющие делать это достаточно быстро.

При этом конкретные составляющие каждого из факторов, приведенных на рис.1 и характеристики этих составляющих будут разными для предприятий разной формы собственности, разной организационной структуры и разных видов деятельности. Поэтому для каждого предприятия или группы предприятий будет свой набор наиболее важных Ключевых Факторов Успеха (КФУ) и Ключевых Показателей Развития (КПР = ^Г). Разные требования к выбору эталонных и базовых стратегий развития и конкурентной борьбы. И соответственно разные требования к составу и характеристикам Ключевых Компетенций и проектам их создания и развития. Эти различия будут предъявлять различные требования к методам и технологиям разработки и реализации стратегий предприятий.

Рассмотрим некоторые возможные группы предприятий.

1. Частное предприятие работающее на свободном рынке. Главная цель получение прибыли. Наличие достаточного количества финансовых и материальных ресурсов, оборудования, технологий, необходимых для производства конкурентоспособной продукции, может стать главным условием успеха предприятия.

2. Предприятие оказывающее платные консалтинговые и образовательные услуги, и построенное как саморазвивающаяся дивизиональная организация с высокой степенью самостоятельности подразделений. Для такого предприятия важным КФУ может стать рационально организованные взаимоотношения между подразделениями[3]. Взаимоотношения которые позволяют минимизировать внутреннюю конкуренцию и создавать синергетические эффекты, особенно при работе с крупными заказчиками. Для такого предприятия главным ресурсом может стать его интеллектуальный и организационный капитал, частью которого являются взаимоотношения между подразделениями. При этом финансовые и материальные ресурсы будут иметь второстепенное значение.

3. Государственное или муниципальное неприбыльное предприятие находящееся, соответственно, на государственном или муниципальном финансировании. У этих предприятий может отсутствовать такая цель - как получение прибыли.

4. Оборонное предприятие выполняющее государственные заказы. Здесь важнейшей ключевой компетенцией может быть способность получать необходимые предприятию госзаказы. У предприятия должны быть такие КФУ как исследовательская база, поддержка правительства, способность эффективно вести дела с относительно немногочисленными компетентными покупателями. В терминах стандартов проектного управления [1], должны быть хорошо развиты такие процессы как "Определение заинтересованных сторон проекта", Управление ожиданиями заинтересованных сторон проекта", "Управление коммуникациями". При этом решение вопроса о наличии необходимого количества финансовых и материальных ресурсов может стать второстепенным

"делом техники". Если госзаказ получен - государство выделить необходимое количество ресурсов.

Для объединения стратегических целей, Ключевых Факторов Успеха,

Сбалансированная Система П<

Рисунок 2. Схема разработки и реализации стратегии

Ключевых Показателей Развития, Ключевых Компетенций в единую взаимоувязанную систему целей и показателей, следует воспользоваться технологиями Сбалансированной Системы Показателей.

Независимо от группы предприятий, общая, схема технологии разработки стратегии и проектов реализации стратегии, и средства автоматизации этих процессов, может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Первоначальный анализ выполняется по классической схеме SWOT -анализа.

Далее используются технологии построения Сбалансированной Системы Показателей. При этом конкретные составляющие каждого из факторов общей схемы стратегического анализа (рис. 1) и схема проекций ССП будут разными для разных групп предприятий.

Для предприятий 1-й и 2-й групп схемы могут быть как на рис. 1 и рис.2. Разумеется набор КФУ и КПР будут свои для каждого конкретного предприятия.

Для предприятий 3-й и 4-й групп схема общего алгоритма разработки стратегии может выглядеть следующим образом (рис. 3).

Потребности клиенто

Рисунок. 3. Алгоритм стратегического анализа для государст

Для предприятий этих групп более подходит вариант ССП предложенный в [3]. Набор и схема проекций ССП, в этом случае, может выглядеть следующим образом (рис. 4)

Сбалансированная Система Показателей

Структура, Инфраструктура Инструм

Стратегиче С

S

Клиенты Цели и П Государ| Договор| Обязате|

Процес

Система Управ MS Project MS ProjectpleBY Проек Портф

Рис. 4. ССП для государственного предприятия

Финс

Предлагаемая технология разработки стратегии предприятий и организаций прошла предварительное опробование при выполнении контрольных работ, курсовых проектов и дипломных работ студентами заочниками Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета. Студенты выполняли работы и проекты по данным о предприятии где они работают, для предприятий и организаций различных форм собственности и различных организационных структур.

Рассмотренную технологию можно также использовать для разработки стратегии создания и развития кластеров. Для кластера схема общего алгоритма разработки стратегии может выглядеть следующим образом (рис. 5).

Для кластера возможный вариант набора и схемы проекций ССП может выглядеть следующим образом (рис. 6).

Для предприятий 1-й и 2-й групп в ССП на 1-м (верхнем) месте проекция "Финансы". Для предприятий 3-й и 4-й групп на 1-м (верхнем) месте проекция "Клиенты".

Для кластеров на 1-м (верхнем) месте могут быть разные проекции, в зависимости от целей создания кластера.

В качестве средств автоматизации предлагается использовать следующее.

1. Для автоматизации SWOT-анализа:

- Автоматизированный SWOT-анализ фирмы CIBest

2. Для автоматизации разработки и реализации ССП: - Business Studio или Инталев Навигатор

3. Для автоматизации разработки и реализации проектов разработки и Сбалансированная Система Показателей

Структура, Инфраструктура Инструменты, Технологии

SWOTанализ Страт« Средства автоматизац SWOTанализа

Потребности и возможносц Средства авто

Бизнес Студия

Инталев Навигатор

И др.

Пр

Система Управления Проектами и I MS Project MS Project Server

F П

П

Рис. 6. ССП для кластера

реализации стратегий и портфелей проектов: - MS Project и MS Project Server.

Разработанные методические рекомендации и схема инструментально-технологической поддержки формирования и реализации стратегии

Рис. 6

предприятий и организаций, позволяют достаточно быстро вносить корректировки и изменения в тактику и стратегии предприятия, в соответствии с изменениями требований среды окружения предприятия.

Разработанные методика, технология и схема инструментально-технологической поддержки, имеют универсальный характер и могут быть применены для организаций и предприятий различных форм собственности и разных организационных структур.

Работа выполнена на кафедре Менеджмента и Маркетинга Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета.

Литература

1. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) - Четвертое издание. Project Management Institute, Inc., Pennsylvania, USA, 2008.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд. Пер с англ., М.: ЗАО "Олимп - Бизнес", 2011.

3. Нивен П. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций. Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005.

4. Молодчик А. В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. Екатеринбург; УрО РАН, 2001

5. Королев М.С. О развитии и совершенствования взаимоотношений между подразделениями в дивизиональной структуре управления. Журнал "Вестник Университета" № 12, ГУУ, Москва, 2014. (в печати)

The literature list

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK GUIDE) - Fourth edition. Project Management Institute, Inc., Pennsylvania, USA, 2008.

2. Kaplan R., Norton D. The balanced scorecard. Translating Strategy into Action. Harvard Business School Press. 1996.

3. Niven P. Balanced Scorecard for Government and Nonprofit Agencies. John Wiley & Sons Inc. 2003.

4. Molodchik A. V. The theory and practice of the spontaneous organisation formation. The Ural branch of the Russian Academy of Sciences. Ekaterinburg. 2001.

5. Korolev M. C. Development and perfection of mutual relations between divisions in divisional management structure. The University bulletin. Number 11. State University of Management. Moscow. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.