Научная статья на тему 'О ПРОЕКТИРОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ'

О ПРОЕКТИРОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетный кредит / специальный казначейский кредит / развитие / субъект РФ / муниципальное образование / budget loan / special treasury loan / development / region of the Russian Federation / municipality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Наталья Александровна

В статье рассматриваются направления государственной кредитной поддержки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в контексте проектирования направлений развития территорий. Подчеркивается особая значимость специальных казначейских кредитов как инструмента решения значимых проблем развития регионов и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DESIGNING AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF TERRITORIES IN THE CONTEXT OF EXPANDING THE PRACTICE OF STATE CREDIT SUPPORT

The article discusses the directions of state credit support of the regional and municipal budgets in Russian Federation in the context of designing of directions for the development of territories. The importance of special treasury loans as a tool for solving significant problems in the development of regions and municipalities is emphasized.

Текст научной работы на тему «О ПРОЕКТИРОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ»

Abstract:. In the article, the author examines the economic development of the Russian Federation under sanctions. The author examines the possibilities for the development of the Russian economy in the light of the international forums that have taken place and their impact on the development of the national economy.

Key words: economy, sanctions, international forums, the problem of economic growth, anti-crisis measures, import substitution.

УДК 336.1

Истомина Наталья Александровна, д.э.н., доцент (e-mail: n_istomina_usue@mail.ru)

Уральский государственный экономический университет г.Екатеринбург, Россия

О ПРОЕКТИРОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация: В статье рассматриваются направления государственной кредитной поддержки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в контексте проектирования направлений развития территорий. Подчеркивается особая значимость специальных казначейских кредитов как инструмента решения значимых проблем развития регионов и муниципальных образований.

Ключевые слова: бюджетный кредит, специальный казначейский кредит, развитие, субъект РФ, муниципальное образование

В масштабах Российской Федерации значение самостоятельной деятельности регионов и муниципальных образований является чрезвычайно высоким. Обладая закрепленными полномочиями и определенным набором источников финансовых ресурсов, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления формируют совокупность направлений развития, фиксируют основные приоритеты, в том числе, с учетом мнения населения, обеспечивают их практическую реализацию.

Традиционно большие возможности, свобода в определении векторов развития территорий, реальные инструменты достижения выбранных целей характерны для регионов и муниципальных образований с относительно крупными бюджетами (по сравнению с другими территориями того же типа), финансовая база которых основана на промышленности, финансовом секторе, инфраструктурном секторе и т.п. Именно такие территории активно инициируют и реализуют заметные программы и проекты в сфере жилищного строительства, транспорта, дорожного строительства и ремон-

та, образования, здравоохранения и других. Регионы и муниципальные образования с небольшими бюджетами ограничены в инициировании и реализации интересных и необходимых для себя проектов.

Тем не менее, для любого региона и муниципального образования проектирование направлений развития является важной составной частью деятельности органов власти и управления. В последние годы эта работа приобретает новые акценты, что, в значительной степени, связано с практикой государственной кредитной поддержки.

Различные варианты предоставления кредитов территориям (наиболее часто используется термин «бюджетные кредиты») отражают заинтересованность федеральных органов власти в сохранении и повышении финансовой устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ, а также в целом в улучшении социально-экономической ситуации в регионах и муниципалитетах. Почему же - имея в виду возможность получения кредитов за счет средств федерального бюджета - важно отталкиваться от проектирования направлений развития территорий? И касается ли это всех видов кредитов, которые могут быть предоставлены?

Кредиты на погашение рыночных заимствований.

В ситуациях, когда текущие возможности бюджета (поступления доходов) не соответствуют необходимой величине бюджетных расходов, регионы и муниципальные образования прибегают к получению так называемых коммерческих кредитов. По данным Министерства финансов РФ, на 1 января 2023 года объем коммерческой задолженности регионов составлял 126,21 млрд. руб., а муниципальных образований - 114,84 млрд. руб. [1]. Этот показатель для регионов является самым низким с 2011 года; для муниципальных образований - самым низким с 2015 года. Тем не менее, нельзя говорить о полном отказе территорий от коммерческих кредитов.

Министерством финансов РФ активно проводится работа по содействию территориям в замещении «дорогих» кредитов более «дешевыми» кредитами. Прежде всего, это касается субъектов РФ. Но уже в 2022 году на основании заключенных с регионами соглашений часть предоставленных федеральным центром кредитов «на замещение» должна быть направлена муниципальным образованиям также на погашение рыночной задолженности [2].

Может ли проектирование направлений развития территорий изначально предполагать то, что то или иное направление будет частично финансироваться за счет коммерческих кредитов с последующим получением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночной задолженности? На наш взгляд, предполагать это достаточно затруднительно, так как привлечение коммерческих кредитов, как правило, связано с нехваткой средств на определенный момент времени, то есть сложно установить какое-либо направление приложения средств бюджета, заранее

рассчитывая, что на него не хватит ресурсов и придется привлекать дорогие заемные средства.

Вместе с тем, возможность получения федеральных кредитов на погашение рыночных заимствований дает территориям определенную широту возможностей в плане увеличения спектра реализуемых направлений развития или включения в бюджет достаточно затратных направлений. При этом не следует забывать о параметрах оценки долговой устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ, введенных Бюджетным кодексом РФ.

Кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Бюджетный кредит подобного рода называется «казначейский кредит; субъекту РФ в условиях 2022 года он предоставлялся в размере до 10% общего объема доходов бюджета [3]. В целом, этот инструмент является привлекательным как для региональных, так и для местных бюджетов, причем для последних доступ к таким кредитным ресурсам расширяется.

Уверенность в возможности получения казначейского кредита как для региона, так и для муниципального образования оказывает положительное влияние на деятельности по проектированию направлений развития. В целях улучшения социально-экономической ситуации на территории нужно закладывать в стратегические документы важные проекты. Безусловно, в течение реализации любого проекта или программы на территории могут возникнуть объективные сложности с текущим финансированием, например, вследствие повышения цен на материалы, комплектующие и т. п. Необходимость завершения всего проекта/программы или какой-то части в текущем году может быть возможна только при условии привлечения краткосрочного займа, причем желательно под максимально низкий процент, чтобы не возложить на соответствующий бюджет дополнительное бремя по обслуживанию новой задолженности. Именно в этом плане наличие возможности привлечь кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета следует рассматривать как важное для регионов и муниципалитетов «плечо поддержки» при проектировании направлений развития.

Инфраструктурные (специальные казначейские) кредиты.

Если рассматривать вопрос о проектировании направлений развития регионов и муниципальных образований более адресно, то очевидно, что на территориях накоплена масса проблем, требующих значительных финансовых ресурсов на протяжении многих будущих лет, что обусловлено высокой стоимостью, затратностью вопросов, требующих решения. Износ объектов инфраструктуры, в том числе, жилищно-коммунальной, включая сети инженерно-технического обеспечения, транспортного комплекса -самый острый из имеющихся. Закладывая в планы развития территорий решение данного и иных вопросов, органы государственной власти и местного самоуправления в плане реализации нужных проектов заинтересованы в наличии определенного альтернативного инструмента финансиро-

вания. Наличие такого инструмента позволяет активнее разрабатывать и реализовать необходимые проекты на протяжении как минимум среднесрочного периода.

В этом контексте в 2023 году было принято крайне важное решение, получившее название «программа специальных казначейских кредитов на реализацию инфраструктурных проектов». В соответствии с принятым Правительством РФ постановлением [4], «российские регионы смогут получать специальные казначейские кредиты для реализации инфраструктурных проектов на срок до 15 лет под 3 % годовых»; объем финансирования новой программы составит 190 млрд. руб. [5].

По сути, государство становится ключевым партнером в реализации важнейших для регионов и муниципалитетов вопросов, изначально оттесняя в сторону банки как возможных поставщиков финансовых ресурсов. Минимальная ставка по специальным казначейским кредитам, комфортные сроки предоставления и условия обслуживания (так, основной долг представляется возможным выплачивать только с третьего года [5])- эти и иные параметры новой программы не оставляют территориям права на уныние из-за невозможности решать накопившиеся за десятилетия проблем. Предоставляется уникальная возможность активизировать ликвидацию узких мест, препятствующих развитию регионов и муниципалитетов, улучшению условий жизни населения страны.

Средства, привлеченные посредством специальных казначейских кредитов, могут быть использованы субъектами РФ на следующие цели1:

- проектирование, строительство, реконструкция (модернизация) капитальный ремонт объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры;

- технологическое присоединение к сетям электроснабжения;

- приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования;

- реконструкция и модернизация действующих котельных, работающих на угле и мазуте.

Располагая четким перечнем направлений использования средств специальных казначейских кредитов, субъекты РФ и муниципальные образования, расположенные на территориях заинтересованных регионов, должны продолжить начатую ранее работу по проектированию направлений развития с акцентом на те сферы, которые соответствуют установленным Правительством РФ направлениям использования кредитных средств. Отметим, что перечень направлений действительно позволит регионам и муниципальным образованиям предметно воздействовать на проблемные области территориального развития, не затягивая решение вопросов на длительное время.

1 В отношении направлений использования средств установлены территориальные ограничения, когда то или иное направление распространяется только на определенную группу субъектов РФ.

Участие регионов и муниципальных образований в кредитных программах, инициированных государством, ставит перед территориями совокупность обязательств, как финансового характера, так и нефинансового характера. Безусловно, качественно подготовленные документы будут играть не последнюю роль в положительном решении о выделении специальных казначейских кредитов. Регионы и муниципальные образования должны обладать среднесрочной кредитоспособностью, поскольку средства - хотя и на льготных условиях - выделяются на определенный период времени и под установленный процент; во все годы периода обслуживания кредита в бюджетах территорий должны быть средства на выплаты по кредитам. Это обуславливает необходимость повышения качества среднесрочного финансового планирования и планирования социально-экономического развития в целом.

Таким образом, проектирование направлений развития территорий в условиях расширения кредитной поддержки со стороны государства в РФ получает новый импульс и в перспективе при условии эффективного использования привлеченных средств должно положительно сказаться на параметрах социально-экономического развития регионов и муниципальных образований РФ.

Список литературы

1. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. [электронный ресурс]. URL:

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt?id_85=129701-obem_i_struktura_gosudarstvennogo_dolga_subektov_rossiiskoi_federatsii_i_d olga_munitsipalnykh_obrazovanii (дата обращения: 01.07.2023).

2. Муниципалитеты без поддержки государства не останутся (интервью с первым заместителем Министра финансов РФ Л.В. Гориным). [электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38346-munitsipalitety_bez_podderzhki_gosudarstva_ne_ostanutsya (дата обращения: 01.07.2023).

3. Доклад о повышении долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образования [электронный ресурс]. URL: https://dokladmbo.ru/dokladmbo2022.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

4. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2023 г. № 525 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».

5. Правительство запускает программы специальных казначейских кредитов на реализацию инфраструктурных проектов [электронный ресурс]. URL: government.ru/docs/48359/ (дата обращения: 01.07.2023).

Istomina Natalia Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor

(e-mail: n_istomina_usue@mail.ru)

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

ON DESIGNING AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF

TERRITORIES IN THE CONTEXT OF EXPANDING THE PRACTICE

OF STATE CREDIT SUPPORT

Abstract: The article discusses the directions of state credit support of the regional and municipal budgets in Russian Federation in the context of designing of directions for the development of territories. The importance of special treasury loans as a tool for solving significant problems in the development of regions and municipalities is emphasized.

Keywords: budget loan, special treasury loan, development, region of the Russian Federation, municipality

Кобелева Светлана Анатольевна, к.т.н., доцент

(ksa92@yandex.ru)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.Москва, Россия

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ(НА ПРИИЛЕРЕ И ПОТЕКИ)

Обобщены исследования и судебная практика оспаривания привлечения кредитных организаций к административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Ненадлежащая реклама создает барьеры для развития конкуренции на финансовом рынке.

Ключевые слова: конкуренция, ненадлежащая реклама финансовых услуг, административная ответственность.

Банковский маркетинг влияет на отношения потребителей и кредитных организаций (далее - КО), удовлетворяющих спрос клиентов на продукты и услуги, предопределяет их конкурентоспособность на финансовом рынке. Конкуренция относится к основам конституционного строя. Банк России обозначил понятие «конкуренции» на финансовом рынке [1] для целей её развития, как «соперничество между поставщиками финансовых услуг за потребителя». В связи с тем, что платежеспособный спрос ограничен, КО привлекают клиентов различными способами. Интерес потребителей к финансовым услугам порождается посредством рекламы.

Несмотря на то, что требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона о рекламе2, её определения в нём не содержится. За-

2 О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.