Научная статья на тему 'О проекте по предоставлению университетам права самостоятельно присуждать ученые степени'

О проекте по предоставлению университетам права самостоятельно присуждать ученые степени Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВАК / УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ / DISSERTATION COUNCIL / SCIENTISTS / SCIENTIFIC QUALIFICATION / SCIENTIFIC ORGANIZATIONS / STATE COMMISSION FOR ACADEMIC DEGREES AND TITLES / DEGREES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нарутто Светлана Васильевна, Шугрина Екатерина Сергеевна

В статье анализируются проекты ряда документов, принятие которых направлено на изменения в государственной системе научной аттестации, присуждения ученых степеней. Делается вывод о том, что предлагаемые изменения фактически направлены на превращение существующей системы в государственно-общественную. Особое внимание уделено возможным критериям наделения научно-образовательных организаций правами по самостоятельному принятию положения о диссертационном совете и формированию диссертационного совета, по осуществлению контроля над его деятельностью, по приостановлению, возобновлению и прекращению деятельности совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нарутто Светлана Васильевна, Шугрина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On authorizing universities to award their own degrees

The article analyzes a number of draft documents, the adoption of which is aimed at changes in the state system of scientific appraisal, awarding of academic degrees. It is concluded that the proposed changes are actually aimed at turning the existing system into a state and public one. Particular attention is paid to possible criteria for granting research and educational organizations with the rights of independent adoption of the provision on dissertation councils and the formation of dissertation councils, exercising control over their operations, suspension, resumption and termination of the Councils.

Текст научной работы на тему «О проекте по предоставлению университетам права самостоятельно присуждать ученые степени»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С. В. Нарутто,* Е. С. Шугрина**

О проекте по предоставлению университетам права самостоятельно присуждать ученые степени

Аннотация. В статье анализируются проекты ряда документов, принятие которых направлено на изменения в государственной системе научной аттестации, присуждения ученых степеней. Делается вывод о том, что предлагаемые изменения фактически направлены на превращение существующей системы в государственно-общественную. Особое внимание уделено возможным критериям наделения научно-образовательных организаций правами по самостоятельному принятию положения о диссертационном совете и формированию диссертационного совета, по осуществлению контроля над его деятельностью, по приостановлению, возобновлению и прекращению деятельности совета.

Ключевые слова: диссертационные советы, научные работники, научная аттестация, научная организация, ВАК, ученые степени.

001: 10.17803/1994-1471.2016.62.1.221-225

На официальном сайте Государственной Думы размещен законопроект № 887893-6 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"», инициированный Правительством РФ 25 сентября 2015 года1 в целях изменения существующего порядка государственной научной аттестации.

Как известно, государственная система научной аттестации, предназначенная для оценки научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, предполагает присуждение диссертационными советами учебных и научных организаций ученых степеней доктора наук и кандидата наук лицам, подготовившим

1 Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. № 1868-р // URL: http://www.duma.gov. ru/systems/law/?name=%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B5&sort=date.

© Нарутто С. В., Шугрина Е. С., 2016

* Нарутто Светлана Васильевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафи-на (МГЮА)

[svetanarutto@yandex.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), директор центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [eshugrina@yandex.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

и публично защитившим соответствующие диссертации на основе результатов проведенных ими научных исследований (п. 2.1 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О науке и государственной научно-технической политике»3). Порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации, порядок их представления и защиты, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауке России диссертаций и аттестационных дел установлен Правительством РФ4. Процедура формирования в разрешительном порядке диссертационных советов, присуждающих ученые степени, их полномочия, порядок деятельности и осуществления контроля за ними со стороны Минобрнауки России, а также приостановления и прекращения деятельности диссо-ветов устанавливается Министерством образования и науки РФ5 .

Особая роль в процессе государственной научной аттестации отводится Высшей аттестационной комиссии, действующей при Минобрнауки России (ВАК), которая дает Минобрнауки России рекомендации о выдаче разрешения на создание диссертационных советов, о приостановлении, возобновлении и прекращении их деятельности; о выдаче дипломов доктора наук и кандидата наук; об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени; о рассмотрении дел о лишении ученой степени. ВАК рассматривает аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени, проводит экспертизу и анализ защищенных диссертаций, рассматривает апелляции на решения диссертационных советов, заявления о лишении (восстанов-

лении) ученых степеней, решает много других вопросов, связанных с обеспечением научной аттестации.

Правительственный законопроект предусматривает кардинальные изменения в государственной системе научной аттестации, фактически превращая ее в государственно-общественную. Часть полномочий Правительства РФ и Минобрнауки России в области присуждения и лишения ученых степеней предлагается передать организациям, на базе которых действуют диссертационные советы. К таким организациям законопроект относит прежде всего два ведущих классических университета Российской Федерации с особым правовым статусом — Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

Законопроектом предлагается наделить организации правами по самостоятельному принятию положения о диссертационном совете и формированию диссертационного совета, по осуществлению контроля над его деятельностью, приостановлению, возобновлению и прекращению деятельности совета. Кроме того, организации наделяются правом самостоятельно устанавливать критерии, которым должны отвечать диссертации, регулировать порядок присуждения ученых степеней, порядок представления и защиты диссертаций, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций. Также организации наделяются правом устанавливать формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.

Из процесса самостоятельного присуждения диссертационными советами организаций ученых степеней полностью исключена Высшая аттестационная комиссия и фак-

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

3 Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 (в ред. от 30 июля 2014 г.) «О порядке присуждения ученых степеней» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5074.

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 7 (в ред. от 27 мая 2015 г. № 528 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой сте-

пени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» (зарегистрирован в Минюсте РФ 24 февраля 2014 г. Рег. № 31404) // Рос. газета. 2014. 5 марта. № 51.

тически Минобрнауки России, которым оставлены лишь полномочия в отношении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени5.

Организации своими локальными нормативными актами устанавливают правила присуждения ученых степеней. При этом критерии, которым должны отвечать диссертации, и требования к научной квалификации членов диссертационных советов не могут быть ниже аналогичных критериев и требований, установленных Правительством РФ в рамках действующей в настоящее время государственной системы научной аттестации.

Право самостоятельного присуждения ученых степеней будет предоставлено МГУ и СПбГУ в 2016 году, а с 1 сентября 2017 г., на втором этапе, таким правом будут наделены ведущие научные и образовательные организации, достигшие высоких результатов в научной (научно-технической) деятельности. Порядок отбора и конкретный перечень таких организаций, отвечающих определенным требованиям и критериям (далее — Перечень), должно установить Правительство РФ. Предполагается, что процедура формирования указанного перечня будет заявительной.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что возможными требованиями и критериями к организациям при их включении в Перечень могут быть: наличие у организации статуса «государственный научный центр», категории «федеральный

университет», «национальный исследовательский университет», права реализации собственных образовательных стандартов высшего образования при осуществлении образовательной деятельности; лидирующие позиции по показателям результативности научной (научно-технической) деятельности. Право самостоятельного присуждения ученых степеней на этом этапе может быть предоставлено 20-30 организациям.

Для принятия решения об открытии диссертационного совета на базе образовательной организации организация должна показать свою научную состоятельность на протяжении последних нескольких лет до открытия совета, а также быть признана в качестве научного центра профессиональным сообществом6.

Представляется целесообразным введение двух групп требований к организациям для включения в Перечень: обязательные (должны выполняться в полном объеме) и факультативные (должны выполняться более чем наполовину):

1. Обязательные требования:

— наличие у организации особого статуса7;

— наличие собственных научно-педагогических кадров по профилю заявляемой специальности диссертационного совета;

— приглашение организации выступать в качестве ведущей организации;

— наличие ВАКовского журнала, публикующего материалы по профилю заявляемой специальности диссертационного совета;

5 См. абз.2 подп. «в» п. 4 Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации и п. 5.2.73(3) Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 (в ред. от 20 октября 2015 г.).

6 Иногда высказываются предложения установить в качестве одного из требований наличие научной школы. Возможно, это и правильно, однако следует обратить внимание на отсутствие единой унифицированной процедуры получения статуса научной школы. Поэтому в существующем виде данное требование выглядит скорее как коррупциогенный фактор. Хотя в некоторых организациях установлены критерии и процедура признания научной школы. Этот вопрос требует отдельной проработки.

7 К организациям, имеющим особый статус, предлагается отнести: организации, имеющие статус национального или федерального университета; организации, созданные Российской академией наук; организации, на базе которых действуют диссертационные советы по всем специальностям в рамках соответствующей научной отрасли (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников).

— участие в НИР по профилю заявляемой специальности диссертационного совета на протяжении последних 5 лет;

— наличие аспирантуры и/или докторантуры по профилю заявляемой специальности диссертационного совета;

— наличие структурных подразделений по профилю специальности диссовета (кафедры, лаборатории, отделы, сектора и т.д.), наличие лабораторной базы (полигоны, клинические базы и др.).

2. Факультативные требования:

— наличие диссертационного совета по профилю заявляемой научной специальности диссертационного совета, работавшего не менее 5 лет;

— наличие у членов диссертационного совета публикаций в международных базах данных по профилю заявляемой специальности диссертационного совета;

— составление организацией экспертных заключений по запросам органов государственной власти, иных организаций;

— членство организации в профессиональных союзах, ассоциациях и т.п., например в ассоциации юридических вузов(данная структура должна заниматься профессиональной, но не административной или политической деятельностью, как, например, ассоциация негосударственных вузов и т.п.);

— приглашение представителей профессорско-преподавательского состава для чтения лекций в зарубежных организациях;

— наличие договоров о сотрудничестве с зарубежными организациями по профилю заявляемой специальности диссертационного совета;

— регулярное проведение на базе организации международных научно-практических конференций по профилю заявляемой специальности диссертационного совета.

Требования по включению организаций в Перечень должны утверждаться Правительством РФ. Процедура включения организаций в Перечень и исключения из него должна быть сопоставимой с существующей процедурой открытия/закрытия диссертационных советов, приостановления их деятельности.

Законопроект закрепляет обязанность организаций представлять в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, предусмотренную статьей 64 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», информацию о локальных актах организаций, касающихся присуждения ученых степеней, о диссертационных советах, о присуждении, лишении, восстановлении ученых степеней. Предоставление организациями указанной информации, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, позволит Минобрнауки России осуществлять мониторинг деятельности диссертационных советов, созданных организациями самостоятельно, при необходимости анализировать качество и эффективность их деятельности в сравнении с общим порядком присуждения, лишения, восстановления ученых степеней.

Получая право самостоятельно устанавливать формы дипломов об ученых степенях и порядок их оформления и выдачи, организации тем не менее должны будут отражать в этих документах ту информацию, состав которой определит Минобрнауки России.

За Правительством РФ закрепляется право исключения организаций из Перечня в установленных им случаях.

В дальнейшем по итогам изучения и обобщения практики реализации организациями права самостоятельного присуждения ученых степеней Правительство РФ может установить новый общий порядок присуждения ученых степеней, предусматривающий расширение академических прав и свобод образовательных, научных и иных организаций в вопросах присуждения, лишения и восстановления ученых степеней.

С целью организационной подготовки перехода на новую модель научной аттестации, а также обеспечения прав соискателей ученых степеней, диссертации которых приняты к защите в традиционном порядке, законопроектом предусмотрен переходный период, соответствующий одному календарному году. В течение этого времени в организации, наделенной правом самостоятельного присуждения ученых степеней, продолжает действовать диссертационный совет, создан-

ный по разрешению Минобрнауки России. Вместе с тем по усмотрению организаций деятельность таких советов может быть прекращена в более ранние сроки, естественно при условии ненарушения прав соискателей ученых степеней.

С целью соблюдения конституционного принципа равноправия граждан законопроект гарантирует равноценность прав, предусмотренных для обладателей документов об ученых степенях государственного образца, выданных Минобрнауки России, и обладателей документов об ученых степенях, выданных организациями, наделенными правом самостоятельного присуждения ученых степеней. На обладателей документов об ученых степенях, выданных организациями, предполагается распространить права, аналогичные правам лиц, которым ученые

степени присуждены по действующим в настоящий момент правилам государственной системы научной аттестации, во всех сферах, включая права на занятие определенных должностей, права на включение в состав определенных советов, комиссий, права в сфере воинской обязанности и военной службы, права в сфере оплаты труда.

При положительной в целом оценке движения государства к университетской самостоятельности в вопросе научной аттестации остаются сомнения в том, насколько целесообразно отсутствие постоянного контроля со стороны Минобрнауки (или Рособ-рнадзора России) за законностью локальных нормативных актов и действий в области присуждения ученых степеней, устранение государственных органов от разрешения споров и рассмотрения жалоб.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Зайцева Л. А., Мацкевич И. М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. — 2013. — № 2. — С. 2-13.

2. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. К вопросу о переходе на новую модель аттестации научных кадров высшей категории //Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 12.

3. Мацкевич И. М. Концепция подготовки научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации) // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 4. — С. 2-10.

Материал поступил в редакцию 11 ноября 2015 г.

ON AUTHORIZING UNIVERSITIES TO AWARD THEIR OWN DEGREES

NARUTTO Svetlana Vasilievna — Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [svetanarutto@yandex.ru]

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9.

SHUGRINA Ekaterina Sergeevna— Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Director of the Center for Support and Maintenance of Local Authorities of the Higher School of Public Administration of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. [eshugrina@yandex.ru]

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9.

Review. The article analyzes a number of draft documents, the adoption of which is aimed at changes in the state system of scientific appraisal, awarding of academic degrees. It is concluded that the proposed changes are actually aimed at turning the existing system into a state and public one. Particular attention is paid to possible criteria for granting research and educational organizations with the rights of independent adoption of the provision on dissertation councils and the formation of dissertation councils, exercising control over their operations, suspension, resumption and termination of the Councils.

Keywords: Dissertation Council, scientists, scientific qualification, scientific organizations, State Commission for Academic Degrees and Titles, degrees

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.