Научная статья на тему 'О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 519539-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»'

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 519539-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / STATE (MUNICIPAL) SOCIAL ORDER FOR THE PROVISION OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES IN THE SOCIAL SPHERE / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / THE PROCEDURE FOR PROVIDING ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES BY NON-PROFIT ORGANIZATIONS / QUALITY CONTROL OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терениченко Алексей Александрович

В статье проанализированы как позитивные новшества, так и очевидные недостатки Проекта Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части предлагаемого законодателем регулирования порядка предоставления дополнительных образовательных услуг некоммерческими организациями с финансированием за счет государственного (муниципального) бюджета и контроля за качеством качества дополнительных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терениченко Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the draft Federal Act No. 519539-7 on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law "on the State (municipal) social order on the provision the State (municipal) services in the social sphere

The article analyzes both positive innovations and the obvious shortcomings of the Draft Federal Law No. 519539-7 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law“ On State (Municipal) Social Order for the Provision of State (Municipal) Services) social sphere "in terms of the regulation proposed by the legislator for the provision of additional educational services by non-profit organizations funded by the state wow (municipal) budget and quality control of the quality of additional educational services.

Текст научной работы на тему «О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 519539-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»»

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 519539-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» ТЕРЕНИЧЕНКО Алексей Александрович,

кандидат исторических наук, доцент,

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: terenichenko@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье проанализированы как позитивные новшества, так и очевидные недостатки Проекта Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части предлагаемого законодателем регулирования порядка предоставления дополнительных образовательных услуг некоммерческими организациями с финансированием за счет государственного (муниципального) бюджета и контроля за качеством качества дополнительных образовательных услуг.

Abstract. The article analyzes both positive innovations and the obvious shortcomings of the Draft Federal Law No. 519539-7 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law" On State (Municipal) Social Order for the Provision of State (Municipal) Services) social sphere "in terms of the regulation proposed by the legislator for the provision of additional educational services by non-profit organizations funded by the state wow (municipal) budget and quality control of the quality of additional educational services.

Ключевые слова: государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; дополнительные образовательные услуги; порядок предоставления дополнительных образовательных услуг некоммерческими организациями; контроль качества дополнительных образовательных услуг.

Keywords: state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere; additional educational services; the procedure for providing additional educational services by non-profit organizations; quality control of additional educational services.

12 марта 2019 г. во втором чтении был принят Проект Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»1, которым предлагаются изменения, в том числе, и в порядке предоставления дополнительных образовательных услуг.

Представленные в Проекте нововведения носят в целом позитивный характер, поскольку повы-

1 Проект Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» [Электронный ресурс]. // Режим досту-

па:http://www.consultant.ш/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc&ts=1001608 23302139179530448827&cacheid=1C65D8F5D7F4487E9109CBBB 130EE84E&mode=splus&base=PRJ&n=178569&md=0.5523869691 80283#1Юyehp39pq

шают доступность для населения дополнительных образовательных услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств в рамках государственного социального заказа. Кроме того, эффективная реализация предлагаемых нововведений призвана поднять уровень качества указанных услуг за счёт увеличения числа субъектов, предоставляющих дополнительные образовательные услуги, и повышения конкурентоспособности негосударственных организаций, функционирующих в указанной сфере, которые в силу платности оказываемых ими услуг ранее находились в неравном положении в сравнении с государственными и муниципальными учреждениями, оказывающими услуги за счет бюджетных средств. Предоставление некоммерческим организациям возможности на конкурсной основе участвовать в отборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях исполнения государственного (муниципального) соци-

ального заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, позволит повысить конкурентоспособность последних и относительно уравнять их с соответствующими государственными (муниципальными) поставщиками услуг.

По мнению разработчиков Проекта, внедрение сертификатов на оказание государственных услуг в сфере дополнительного образования позволит осуществлять дополнительную образовательную подготовку детей за счет государственного (муниципального) бюджета, а не за счет личных средств родителей.

Несмотря на позитивные новшества, предложенные Проектом, отмечаются и существенные недостатки, отчасти представленные в Заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке от 23 октября 2018 г. по Проекту Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» (первое чтение)1. Так, принятые во втором чтении изменения к пункту 3а статьи 2 Проекта носят юридико-технический характер и не меняют существенным образом норму Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2.

Требующей детализации в регламентации представляется норма Проекта, предусмотренная пунктом 3б статьи 2. Представляется, что изменения в часть 5 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" создают предпосылки для возникновения социальных рисков, связанных с обеспечением каче-

1 Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке от 23 октября 2018 г. по Проекту Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» (первое чтение) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1001608233 02139179530448827&cacheid=1C65D8F5D7F4487E9109CBBB130 EE84E&mode=splus&base=PRJ&n=180054&md=0.5523869691802 83#1mumn2yl274

2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019)

"Об образовании в Российской Федерации". // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

ства предоставления дополнительного образования в системах дошкольного и общего образования.

Внедрение механизма, предлагаемого Проектом в ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривает основанный на положениях ст. 100 указанного Закона порядок отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Из нормы части 5 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проистекает установление особого порядка для отбора организаций, предоставляющих дополнительные образовательные услуги в рамках образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, что не является обоснованным. Так в Паспорте Проекта Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере3 отсутствуют пояснения, а также аргументация причин, по которым финансирование дополнительных образовательных услуг в рамках образовательных программ среднего профессионального и высшего образования должно осуществляться в рамках отдельной процедуры, отличной от общего порядка, регламентированного как статьей 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так и нормами Проекта в целом.

Разработка обособленного механизма формирования контрольных цифр приема на получение дополнительного образования лиц, получающих среднее профессиональное либо высшее образование, фактически отсрочит реализацию указанной нормы, посколь-

3 Паспорт Проекта Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=10016082з3 02139179530448827&cacheid=EDDE0B3619A04BC196D83195B0F2 E754&mode=splus&base=PRJ&n=174058&md=0.552386969180283 #1sf69o9ncv0

ку Проект предусматривает лишь порядок установления контрольных цифр приема, а непосредственная методика их расчета и особенности предоставления сертификата формально исключаются из положений Проекта, будучи отнесены к Проекту Федерального Закона №519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Существующая на настоящий момент норма части 5 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" позволяет определять и надлежащим образом рассчитывать субсидию на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, предлагаемая Проектом прямая отсылка к статье 100 Закона исключит возможность расчета субсидии «с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона» (часть 5 статьи 99 действующей редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, принятие нормы Проекта, предусмотренной пунктом 3б статьи 2 на неопределенный срок заморозит возможность предоставления за счет бюджетных средств дополнительных образовательных услуг лицам, получающим среднее профессиональное либо высшее образование.

Значимым представляется и аспект, связанный с предоставлением дополнительных образовательных услуг за счет физических и юридических лиц. Текущая редакция части 3 статьи 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность предоставлять за счет бюджета физических либо юридических лиц дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат.

В соответствии с пунктом 3б статьи 2 Проекта предлагается слова «соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат» заменить словами «соглашением, заключенным по результатам отбора исполнителей услуг в целях исполнения государст-

венного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования».

Однако указанные нововведения представляются преждевременными, поскольку порядок реализации социального государственного (муниципального) заказа, равно как и сама возможность участия в реализации такового заказа, не предусмотрена положениями Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1. Представляется целесообразным рассмотрение указанного аспекта отнести к принятию Проекта Федерального Закона №519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»2, в Переходных положениях которого предусмотреть изменения в законодательстве о деятельности некоммерческих организаций.

Завершив обзор положений Проекта, связанных со спецификой регулирования порядка предоставления дополнительных образовательных услуг некоммерческими организациями с финансированием за счет государственного (муниципального) бюджета, целесообразно обратиться и к комплексу проблем, связанных с невключением в анализируемый Проект положений относительно контроля за качеством услуг, которые планируется предоставлять силами некоммерческих организаций в рамках реализации государственного (муниципального) заказа. Указанное вызывает наибольшую обеспокоенность и дает основания поставить под сомнение эффективность изменений, предлагаемых к рассмотрению в третьем чтении.

При бесспорных преимуществах включения некоммерческого сектора в предоставление дополнительных образовательных услуг в рамках государственного (муниципального) заказа, что позволит повысить конкурентоспособность негосударственных образовательных учреждений и расширить спектр предоставляемых услуг за счет большей мобильности и возможностей внедрения силами некоммерческих организаций инновационных методов обучения, возникают серьезные опасения относительно соблюдения стан-

1 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.

2 Проект Федерального Закона №519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=10016082з3 02139179530448827&cacheid=3F098655E AA89A8FA9A102985 D992&mode=splus&base=PRJ&n=178477&md=0.552386969180283 #w0e4kkp50g

дартов качества таковых услуг.

Проект не регламентирует вопросы контроля за соблюдением процесса предоставления дополнительных образовательных услуг и не предусматривает внедрение стандартов дополнительного образования, которые позволили бы эффективно отслеживать как соблюдение каждого из этапов образовательного процесса, так и получать реальные сведения относительно результатов такового обучения.

Однако указанный вопрос нельзя оставлять вне поля интересов законодателя, поскольку вопрос эффективности реализации любой внедряемой процедуры является ключевым при осуществлении таковых нововведений. Соответствие стандартам и нормативам является для потребителей доказательством высокого качества дополнительной образовательной услуги. На данный момент качество предоставляемых дополнительных образовательных услуг регулируется посредством лицензирования и аккредитации образовательной деятельности в порядке статей 91 и 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако для непосредственного потребителя услуги указанные процессы являются скрытыми - потребитель услуги при выборе образовательной организации может ориентироваться лишь на наличие факта лицензирования либо аккредитации, но не на данные относительно специфики и особенностей предоставления дополнительной образовательной услуги. Представляется целесообразным проанализировать указанный аспект с точки зрения подходов к выбору организации, предоставляющей дополнительные образовательные услуги лицам, получающим среднее профессиональное либо высшее образование, имеющим представление о желаемом результате от прохождения дополнительных профессиональных курсов, стремящимся не только к повышению своей ценности как будущих специалистов, но и к установлению деловых и в перспективе - профессиональных связей.

С точки зрения выбора организации - поставщика дополнительной образовательной услуги, для потенциального потребителя таковой услуги значение имеет не только доступность последней, но и ее качество, подтвержденное в том числе и по результатам независимого оценивания с возможностью ознакомиться не только с заключением о соответствии услуги стандартам, но и с описанием основных критериев и подходов к оцениванию, а также хода и результатов такового оценивания. Указанное оцени-

вание может быть осуществлено посредством анализа результатов общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотренной статьей 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку частью 7 указанной нормы Закона регламентирована обязательность предоставления доступа к информации о проведении общественной или профессионально-общественной аккредитации посредством использования сети Интернет всем желающим ознакомиться с ее ходом и результатами. Однако указанное законодательное положение не содержит требования об обязательности обнародования критериев аккредитации, а также о необходимости унификации таковых критериев.

Представляется, что установление единых стандартов качества дополнительных образовательных услуг, а также разработка базовых критериев общественной и профессионально-общественной аккредитации поставщиков таковых услуг в процедуре внедрения некоммерческого сектора в их предоставление по государственному (муниципальному) заказу должно быть законодательно разрешено одновременно либо параллельно с разрешением вопроса о порядке отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В практике зарубежных государств указанный вопрос разрешается преимущественно посредством нормирования и стандартизации аккредитивной деятельности с привлечением к общественно-профессиональной аккредитации работодателей, заинтересованных в подготовке эффективных профессиональных кадров. Так, рынок дополнительных образовательных услуг не может полностью удовлетворить спрос работодателей и оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. Отсюда разные оценки качества подготовки в учебных заведениях, с одной стороны, и работодателей с другой. Повышение качества подготовки квалифицированных кадров с углубленной специализацией в направлениях профессионального развития, не предоставляемого в рамках профессионального среднего либо высшего образования, с достаточной степенью эффективности может основываться на формировании действенного механизма со-

гласованности определения текущей потребности работодателей в кадрах с востребованной дополнительной специализацией либо сформированными навыками разрешения определенных типов профессиональных задач. В этой связи рынок дополнительных образовательных услуг можно рассматривать в двух аспектах: как самостоятельный элемент и как часть рынка труда, при этом каждый из указанных аспектов при подключении возможности получения дополнительных навыков существенно повышает ценность будущих специалистов для конкретного заказчика таковой подготовки - вероятного работодателя. Механизм взаимодействия производителей, заказчиков и потребителей дополнительных образовательных услуг приведён в схеме №1.

Заинтересованность работодателя, являющегося косвенным потребителем дополнительных образовательных услуг, должна, прежде всего, влиять на более узкие направления подготовки в сравнении со стандартным профессиональным образованием, поскольку именно от наличия специальных, востребованных работодателем конкретных умений и навыков, зависит их дальнейшее трудоустройство. Однако сегодня работодатель является достаточно пассивным и практически не участвует в заказе специалистов и повышении качества дополнительных образовательных услуг, что, безусловно, влияет на ограниченность учета его потребностей и интересов при подготовке специалистов. Существует необходимость регулирования взаимодействия трех основных партнеров в сфере образования путем создания эффективного механизма управления качеством дополнительных образовательных услуг с выработкой востребованных работодателем умений и навыков, основные инструменты которого представлены на схеме № 2.

Соответствие стандартам и нормативам является для потребителей доказательством высокого качества дополнительной образовательной услуги, при том, что таковое подтверждение должно иметь как документальное подтверждение, выраженное в виде акта общественной или общественно-профессиональной аккредитации, так и сущностное закрепление, представленное возможностью любого желающего ознакомиться с ходом и значимыми аспектами осуществления такой аккредитации. К стандартам качества в системе среднего профессионального и высшего образования относятся: государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования, образовательно-профессиональные программы подготовки специалистов различного уровня аккредитации, образова-

тельно-квалификационные характеристики. Выполнение условий технических регламентов и стандартов для системы образования являются обязательными.

Однако стандарты и нормативы, применяемые для дополнительного профессионального образования, являются разрозненными и представлены эпизодическими неунифицированными компетенциями, что создает почву для предоставления некачественных дополнительных образовательных услуг, что недопустимо как в образовательной системе в целом, так и в системе услуг, предоставляемых по государственному (муниципальному) заказу в частности. Соответственно, важным направлением совершенствования качества дополнительных образовательных услуг является оптимизация нормативно-правовой базы, регламентирующих контроль за качеством их предоставления.

Для реализации этого направления целесообразно применить практику европейских вузов, а также крупных компаний по сертификации систем менеджмента качества, где аккредитация осуществляется негосударственными органами с участием общественности (аккредитационные агентства), а также региональными ассоциациями, которые создаются самими университетами и колледжами. Получение аккредитации таких органов автоматически приводит к признанию дипломов, выдаваемых учебными заведениями, и свидетельствует о высоком качестве образовательных услуг. Результаты аккредитации часто выражаются в виде рейтинга учебных заведений, которые являются показателями при выборе для работодателей и потенциальных абитуриентов. Важным фактором, обеспечивающим качество дополнительной образовательной услуги, является уровень финансирования высших учебных заведений. Для России характерно сохранение прямого финансирования ВУЗов по указанным ими специальностям (фактически «планирование от достигнутого» по контрольным цифрам приема на обучение, как то регламентировано статьей 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

При этом, хотя внедрение механизма, предложенного Проектом, связанного с реализацией формулы «деньги следуют за потребителем», и расширяет возможности выбора потребителем дополнительной образовательной услуги организации, ее предоставляющей, без оглядки на финансирование таковой услуги, однако Проект не устраняет проблему выбора поставщика таковой услуги в зависимости от качества последней.

Для обеспечения такого аспекта выбора

представляется возможным реципировать опыт Великобритании, где «для стимулирования предприятий, производящих дополнительное профессиональное обучение (или выделяющих средства на подготовку кадров в системе образования) существуют налоговые льготы. Эта схема предусматривает установление фиксированного налога на профессиональное обучение кадров от фонда заработной платы. Сумма расходов на подготовку кадров возвращается предприятию государством при предоставлении счетов. Если сумма средств на подготовку будет меньше фиксированного налога, разница возвращается в бюджет» (WHITE BOOK Education Sector [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.british-gypsum.com/literature/sector-guides/white-book-education-sector-guide).

При этом в целях повышения качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг и в обеспечение возможности выбора максимально эффективного поставщика таковых услуг целесообразным представляется совместно с формированием механизма вовлечения некоммерческого сектора в систему предоставления дополнительных образовательных услуг за счет государственного (муниципального) бюджета по государственному (муниципальному) заказу разработать и внедрить стандарты и нормативы качества таковых услуг с определением порядка обязательного осуществления общественной либо общественно-профессиональной аккредитации учебных заведений - поставщиков анализируемого вида услуг.

Реализация указанных мер представляется Библиография:

необходимой в среднесрочной перспективе, совместно либо параллельно с разрешением вопроса о порядке отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Фактически, принятые во втором чтении Проекта нормы направлены на регламентацию порядка отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а предложенные к рассмотрению стандарты и нормативы качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг будут направлены на установление на уровне потребителя критериев отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа.

В долгосрочной перспективе представляется целесообразным установление аналогичных стандартов и нормативов дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного и общего образования.

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации". // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

3. Проект Федерального Закона №519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=100160823302139179530448827&cacheid=3F098655E1E1AA89A8FA9A102985D992&m ode=splus&base=PRJ&n=178477&rnd=0.552386969180283#w0e4kkp50g

4. Проект Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=100160823302139179530448827&cacheid=1C65D8F5D7F4487E9109CBBB130EE84E& mode=splus&base=PRJ&n=178569&rnd=0.552386969180283#1f0yehp39pq

5. Паспорт Проекта Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=100160823302139179530448827&cacheid=EDDE0B3619A04BC196D83195B0F2E754& mode=splus&base=PRJ&n=174058&rnd=0.552386969180283#1sf69o9ncv0

6. Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке от 23 октября 2018 г. по Проекту Федерального Закона №519539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"» (первое чтение) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=100160823302139179530448827

&cacheid=1C65D8F5D7F4487E9109CBBB130EE84E&mode=splus&base=PRJ&n=180054&rnd=0.552386969180283#1mumn2yl274

7. WHITE BOOK Education Sector [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.british-gypsum.com/literature/sector-guides/white-book-education-sector-guide

Схема 1. Механизм взаимодействия заказчиков и потребителей на рынке дополнительных образовательных услуг

Схема 2. Инструменты социально-экономического механизма управления качеством дополнительных

образовательных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.