Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СКФО'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / STATE ORDER / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ЕМКОСТЬ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / THE CAPACITY OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / COMPETITIVE PROCUREMENT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлисов А.Б., Киселева Н.Н., Орлянская А.А., Шукюрова М.Г.

В статье рассматриваются особенности формирования и выполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в условиях действующего законодательства. На примере регионов Северо-Кавказского федерального округа анализируются факторы, определяющие спрос и предложение на эти услуги. Авторы дают обоснование трудностей объективного оценивания и прогнозирования емкости и уровня конкуренции рынка закупок услуг в данной сфере. В работе делается вывод о необходимости изменения подходов и принципов распределения государственных заказов на обучение, в основу которого должно входить использование новой системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг. Проведенный анализ стратегических документов позволяет говорить о тенденции усиления персонификации дополнительного профессионального образования, постепенного ухода от устаревшей модели проведения крупных конкурсов с обобщенными тематиками. внедрение контроля качества реализуемых дополнительных профессиональных программ призвано сделать приоритетными не стоимость, а опыт исполнителя и качество оказания образовательных услуг, что позволит свести к минимуму возможность участия в реализации программ дополнительного образования недобросовестных конкурентов - как из числа частных организаций, так и организаций, относящихся к вузовской системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тлисов А.Б., Киселева Н.Н., Орлянская А.А., Шукюрова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state order for additional education of civil servants in the North Caucasus Federal District

This article describes the terms of formation and execution of the state order for additional professional education of state and municipal employees in terms of the current legislation. Taking the North Caucasian Federal districts as an example, the factors determining the supply and demand for the services of additional professional education are analyzed. The main difficulties in the objective assessment and prediction capacity, and the competitiveness of the market for the procurement of services in the sphere of additional education are highlighted. The authors set out their vision regarding the relation of cost and quality of educational services in the face of changes in the setup of a professional growth of state and municipal employees of the North Caucasus Federal District. The analysis of the strategic documents suggests a trend of increased identification of additional professional education, a gradual refusal from the old model of holding major competitions with generalized topics. The implementation of quality control of additional professional programs is intended to make the experience and quality of educational services, but not the cost, a priority, thereby allowing to minimize the possibility of participating in the implementation of programs of additional education of the unfair competition - both from private organizations and associations related to the university system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СКФО»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 79

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-79-86 ■

Государственный заказ на дополнительное образование гражданских служащих в скФо

АЗАМАт БОРИСОвИч тлИСОв, директор Северо-Кавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (357502, Российская Федерация, Пятигорск, ул. Дунаевского, 5). E-mail: tlisov@mail.ru

НАтАлья НИКОлАЕвНА Киселева, заместитель директора Северо-Кавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (357502, Российская Федерация, Пятигорск, ул. Дунаевского, 5). E-mail: kiseleva-n-n@yandex.ru АННА АлЕКСАНДРОвНА ОРляНСКАя, директор центра «Высшая школа государственного управления» СевероКавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (357502, Российская Федерация, Пятигорск, ул. Дунаевского, 5). E-mail: orlyanna@yandex.ru МАРгАРИтА гЕННАДьЕвНА ШуКюРОвА, заместитель директора центра «Высшая школа государственного управления» Северо-Кавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (367602, Российская Федерация, Пятигорск, ул. Дунаевского, 6). E-mail: margo_nc@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования и выполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в условиях действующего законодательства. На примере регионов Северо-Кавказского федерального округа анализируются факторы, определяющие спрос и предложение на эти услуги. Авторы дают обоснование трудностей объективного оценивания и прогнозирования емкости и уровня конкуренции рынка закупок услуг в данной сфере. В работе делается вывод о необходимости изменения подходов и принципов распределения государственных заказов на обучение, в основу которого должно входить использование новой системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг. Проведенный анализ стратегических документов позволяет говорить о тенденции усиления персонификации дополнительного профессионального образования, постепенного ухода от устаревшей модели проведения крупных конкурсов с обобщенными тематиками. Внедрение контроля качества реализуемых дополнительных профессиональных программ призвано сделать приоритетными не стоимость, а опыт исполнителя и качество оказания образовательных услуг, что позволит свести к минимуму возможность участия в реализации программ дополнительного образования недобросовестных конкурентов - как из числа частных организаций, так и организаций, относящихся к вузовской системе. Ключевые слова: государственный заказ, дополнительное профессиональное образование, емкость рынка образовательных услуг, конкурентные закупки образовательных услуг

the state order for additional education of civil servants in the north caucasus

FEDERAL DISTRicT

AZAMAT B. TLisov, Director of the North Caucasus Institute - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, 357502, Pyatigorsk, Dunaevskogo str., 5). E-mail: tlisov@mail.ru NATALYA N. KIsELEvA, Deputy Director of the North Caucasus Institute - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, 367602, Pyatigorsk, Dunaevskogo str., 6). E-mail: kiseleva-n-n@ yandex.ru

ANNA A. oRLYANSKAYA, Director of the Center «High School of Public Administration» of the North Caucasus Institute

- branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, 357502, Pyatigorsk, Dunaevskogo str., 5). E-mail: orlyanna@yandex.ru

Margarita G. SchuKYuroVA, Deputy Director of the Center «High School of Public Administration» of the North Caucasus Institute - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, 357502, Pyatigorsk, Dunaevskogo str., 5). E-mail: margo_nc@mail.ru

Abstract: This article describes the terms of formation and execution of the state order for additional professional education of state and municipal employees in terms of the current legislation. Taking the North Caucasian Federal districts as an example, the factors determining the supply and demand for the services of additional professional education are analyzed. The main difficulties in the objective assessment and prediction capacity, and the competitiveness of the market for the procurement of services in the sphere of additional education are highlighted. The authors set out their vision regarding the relation of cost and quality of educational services in the face of changes in the setup of a professional growth of state and municipal employees of the North Caucasus Federal District. The analysis of the strategic documents suggests a trend of increased identification of additional professional education, a gradual refusal from the old model of holding major competitions with generalized topics. The implementation of quality control of additional professional programs is intended to make the experience and quality of educational services, but not the cost, a priority, thereby allowing to minimize the possibility of participating in the implementation of programs of additional education of the unfair competition

- both from private organizations and associations related to the university system.

Keywords: state order, additional professional education, the capacity of the market of educational services, competitive procurement of educational services

введение

Кардинальное реформирование системы государственного управления Российской Федерации сопровождается изменениями требований к профессиональному развитию и дополнительному образованию государственных гражданских служащих. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» объединяет профессионализм и компетентность с помощью фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы1. Систематическое повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются юридически обязательной частью и элементом прохождения службы каждым государственным гражданским служащим (согласно статье 15).

Совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности было обозначено в качестве одной из приоритетных задач в Указе Президента Российской Федерации № 403 от 11 августа 2016 года «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» (пункт б части 1). В соответствии с пунктами «г» и «д» части 2 Указа, для этих целей было предусмотрено:

- создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих, в связи с чем до 2018 года необходимо образовать единый специализированный информационный ресурс, а также усовершенствовать механизм мотивации к непрерывному профессиональному росту;

- улучшение системы профессионального развития государственных гражданских служащих.

В этих целях до 2018 года была выявлена необходимость внедрения новых форм профессионального становления, обеспечивающих повышение эффективности их служебной деятельности, а также дополнительного финансирования, исходя из потребности федеральных государственных органов2. Обязанность анализировать уровень подготовки гражданских служащих возложена на кадровые службы государственных организаций (статья 28 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

1 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: ttp://base.garant ru/12136354/#ixzz4d67ybumW

2 Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года

№ 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 20162018 годы» // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/

prime/doc/71363052/#ixzz4ieYZs9h4 http://www.garant.ru

стратегия развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы

В соответствии с Планом мероприятий (дорожной картой) по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы, предполагается: Внедрение новых подходов к профессиональному развитию гражданских служащих:

• изменение принципов организации дополнительного профессионального образования: отказ от обязательного обучения в виде повышения квалификации не реже одного раза в три года; доработка перечня оснований для направления гражданских служащих на обучение (в том числе впервые принятых на работу и впервые назначенных на руководящие должности); усиление влияния профессионального развития на должностной рост; совершенствование механизмов финансирования мероприятий.

• формирование государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, передача соответствующих заданий организациям, с помощью использования бюджетных ассигнований, предусмотренных для федеральных государственных органов на руководство и управление в сфере установленных функций, в том числе на предоставление гражданским служащим образовательных сертификатов. Обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и образовательных организаций для внедрения новых подходов:

• расширение сферы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для профессионального развития гражданских служащих;

• актуализация дополнительных профессиональных программ.

Создание на базе единой системы специализированного информационного ресурса для профессионального развития гражданских служащих, который бы предусматривал:

• разработку концепции формирования информационного ресурса единой системы при размещении информации о дополнительных профессиональных программах гражданских служащих, предоставлении им возможности профессионального саморазвития;

• разработку и внедрение системы оценки качества дополнительных профессиональных программ гражданских служащих, размещаемых в единой информационной системе.

Проведенный анализ стратегических документов позволяет говорить о тенденции усиления персонификации дополнительного профессионального образования, постепенного ухода от устаревшей модели проведения крупных конкурсов с обобщенными тематиками. Внедрение контроля качества реализуе-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 81

А.Б. Тлисов, Н.Н. Киселева, А.А. Орлянская, М.Г. Шукюрова. Государственный заказ на дополнительное образование гражданских служащих в сКФо

мых дополнительных профессиональных программ призвано сделать приоритетными не стоимость, а опыт исполнителя и качество оказания образовательных услуг, что тем самым позволит свести к минимуму возможность участия в реализации программ дополнительного образования недобросовестных конкурентов - как из числа частных организаций, так и организаций, относящихся к вузовской системе [Адамович, 2014]. Очевидно, что привести в соответствие содержание дополнительного профессионального образования поступательному развитию государственной службы должны профессиональные стандарты и установленные квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации [Магомедов, Понеделков, 2015].

Требования к квалификации гражданских служащих и профессиональные образовательные стандарты

С 1 июля 2016 года все работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к образованию, знаниям и умениям, т.е. требования к квалификации3. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и обучение) и дополнительного образования работников для собственных нужд. Согласно части 9 статьи 76 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»4, содержание дополнительных образовательных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.

Новый подход к установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы введен Федеральным законом Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации». Были ужесточены требования к уровню образования и квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих. Квалификационные требования для замещения должностей стали устанавливаться в соответствии

3 Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», статьи 11 и 73 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://lucnefteavtomatika.ru

4 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // http://www.consultant.ru/online

с областью и видом профессиональной служебной деятельности работника. Определенную сложность представляет введение профессиональных стандартов. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации пытается ввести их и для государственных служащих, но противоречие состоит в том, что потенциально среди них немало лиц, получивших высшее образование в СССР, а специальность «Государственное и муниципальное управление» появилась не так давно: 15 лет назад5.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в госкомпаниях»6 в части требований, обязательных для государственных внебюджетных фондов, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций / долей в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что профессиональные стандарты в государственных и муниципальных организациях должны применяться поэтапно на основе планов, утвержденных с учетом суждений органов, представляющих интересы работников. Указывается, что реализация планов должна быть завершена до 1 января 2020 года.

Государственный заказ и рынок образовательных услуг

Ежегодное планирование финансирования дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих осуществляется с помощью утверждения и реализации государственного заказа. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих на очередной год включает в себя следующие компоненты:

1) профессиональная переподготовка гражданских служащих;

2) повышение квалификации гражданских служащих.

Закупки образовательных услуг, в соответствии с государственным заказом, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ

5 Профстандарты. Новые правила применения с 1 июля 2016 года // http://www.consultant.ru

6 Постановление Правительства Российской Федерации № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в госкомпаниях» // http:// sovethr.ru

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом законодательство не оговаривает конкретные сроки формирования и исполнения государственного заказа в течение финансового года, а также не обязует обеспечивать открытость информации о нем для всех заинтересованных пользователей. Так, в 2016 году среди всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа в открытом доступе были размещены заказы на обучение государственных гражданских служащих только Чеченской и Кабардино-Балкарской Республик, Республики Дагестан и Ставропольского края (таблица 1).

На 1 апреля 2017 года государственный заказ на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих был сформирован в Чеченской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан и Ставропольском крае (таблица 2).

В соответствии со статьей 66 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ее развитие обеспечивается как федеральными программами, так и программами развития гражданской службы субъектов страны. В Северо-Кавказском федеральном округе такие программы были приняты в Республике Дагестан и Ставропольском крае:

• «Государственная Программа Республики Дагестан «Развитие государственной гражданской службы Республики Дагестан на 2017-2019 годы» (утверждена Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2016 года № 417);

• «Программа развития государственной гражданской службы Ставропольского края и муниципальной службы в Ставропольском крае, государственной поддержки развития муниципальных образований в Ставро-

таблица 1. сведения о государственном заказе на обучение гражданских служащих в субъектах северо-кавказского федерального округа в 2016 году *

Регион Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Всего

Кол-во человек Сумма, тыс. руб. Кол-во человек Сумма, тыс. руб. Кол-во человек Сумма, тыс. руб.

Чеченская Республика 747 7 470 35 1 750 782 9 220

Кабардино-Балкарская Республика 260 2 900 10 600 270 3 500

Республика Дагестан 398 3 911,0 15 1 056,1 413 4 967,1

Ставрополь-ский край 347 1 322,5 - - 347 1 322,5

* Распоряжение правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 2015 года № 527-рп «Об утверждении государственного заказа на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на 2016 год» (в редакции распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 года № 31-рп); Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 мая 2016 года № 142 «О государственном заказе республики Дагестан на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих республики Дагестан на 2016 год»; Постановление Правительства Ставропольского края от 17 февраля 2016 года № 57-п «О государственном заказе Ставропольского края на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ставропольского края на 2016 год»; Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 сентября 2015 года № 166 «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Чеченской Республики на 2016 год». Сведения о государственном заказе на обучение государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия отсутствуют в открытом доступе.

таблица 2. сведения о государственном заказе на обучение государственных служащих в регионах северо-кавказского федерального округа в 2017 году **

Регион Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Всего

Кол-во человек Сумма, тыс. руб. Кол-во человек Сумма, тыс. руб. Кол-во человек Сумма, тыс. руб.

Чеченская Республика 801 6 408 55 2 200 856 8 608

Кабардино-Балкарская Республика 260 2 900 10 600 270 3 500

Республика Северная Осетия-Алания Нет информации 220 2 400

Ставрополь-ский край 330 - - - 330 -

Республика Дагестан 397 5 063,6 17 1157 414 5 113,3

** Постановление Правительства Чеченской республики от 5 сентября 2016 года № 144 «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Чеченской Республики на 2017 год» http://docs. cntd.ru/

Государственный заказ на обучение государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики и Республики Ингушетия не сформирован.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 83

А.Б. Тлисов, Н.Н. Киселева, А.А. Орлянская, М.Г. Шукюрова. Государственный заказ на дополнительное образование гражданских служащих в СКФО

польском крае на 2017-2020 годы» (утверждена Распоряжением Губернатора Ставропольского края № 905-р от 23 декабря 2016 года). В Карачаево-Черкесской Республике была принята программа «Развитие муниципальной службы в Карачаево-Черкесской республике на 2014-2017 годы».

В указанных документах определяются задачи подготовки квалифицированных кадров и объемы государственного заказа (таблица 3).

Отсутствие программ развития государственной и муниципальной службы в других регионах, информации об объемах госзаказа и средствах, заложенных на ее развитие, не дает полного представления о рынке услуг дополнительного профессионального образования. Отсутствие такой информации, в том числе о консолидированном заказе на обучение муниципальных служащих, усложняет анализ емкости рынка услуг дополнительного профессионального образования. По сути, данный сегмент трудно поддается оценке и прогнозированию [Барциц, 2013].

Опираясь на положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, можно допустить, что 95% государственных закупок образовательных услуг должны осуществляться с использованием конкурентных процедур определения исполнителя и лишь 5% - по прямым договорам с единственным поставщиком. В связи с этим, закупки должны быть размещены в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (http:// www.zakupki.gov.ru).

Данное допущение неверно для ситуаций, когда государственное задание на осуществление дополнительного профессионального образования передается органами исполнительной власти образовательным организациям, которые могут закупать у единственного поставщика до 50% общего объема закупок. Несмотря на это, анализ открытой информации о конкурентных закупках таких услуг интересен, поскольку есть возможность отследить муниципальные закупки, а также закупки частного сектора (таблица 4).

Данные из таблицы 4 позволяют предположить, что самые емкие рынки услуг дополнительного профессионального образования находятся в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ставропольском крае. Наиболее конкурентные рынки по объемам

Таблица 3. Информация о финансировании дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих в регионах Северо-Кавказского федерального округа, тыс. руб. *

Регион всего 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Республика дагестан 27 718,0 5 472,5 11 252,6 11 780,2 -

средства республиканского бюджета

Государственные служащие 12 614,1 2 411,4 4 954,6 5 248,1 -

муниципальные служащие 15 103,9 2 915,3 5 983,1 6 205,5 -

Средства бюджетов МР и ГО 787,3 145,8 314,9 326,6 -

Республики Дагестан

ставропольский край, всего 22 660 4 473,44 4 213,17 4 473,44 9 700,00

Государственные служащие 10 700,00 2 200,00 2 200,00 2 200,00 4 300,00

Лица, замещающие выборные 11 960,00 2 273,44 2 013,17 2 273,44 5 400,00

муниципальные должности

Карачаево-Черкесская 600 100 100 100 100

Республика, всего

Муниципальные служащие 600 100 100 100 100

В других регионах Северо-Кавказского федерального округа программы развития государственной и муниципальной службы не приняты.

Таблица 4. Объемы конкурентных закупок образовательных услуг в регионах североКавказского федерального округа, отраженных на сайте zakupki.gov.ru*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регион начальная максимальная цена, руб. Цена заключения контракта, руб. Падение цены, в %

Республика Дагестан 2 518 966 1 563 967 -37,9

Республика Ингушетия 300 000 298 000 -0,67

Кабардино-Балкарская Республика 1 669 362 1 116209 -33,1

Карачаево-Черкесская Республика 1 190 802 924 369 -22,8

Республика Северная Осетия-Алания 2 482 249 1 958 344 -21,1

Чеченская Республика Ставропольский край 5 969 002 9 184 843 5 528 461 6 135 132 -7,4 -33,2

** Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд http://www.zakupki.gov.ru

снижения начальных максимальных цен в ходе торгов - в Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан. Согласно данным исследования, наиболее емким является рынок закупок за счет средств региональных бюджетов, что позволяет говорить о приоритетности работы с региональными органами исполнительной власти в вопросах расширения сотрудничества в сфере дополнитель-

Таблица 5. Основные заказчики услуг дополнительного профессионального образования в 2016 году в регионах Северо-Кавказского федерального округа

Федеральные Региональные Муниципальные Частные ВСЕГО

Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб.

Начальная максимальная цена закупок 8 1 952 67 17 133 6 1 496 19 5 065 25 646

Цена заключения контракта 5 1 000 67 13 160 5 931 23 4 433 19 524

Количество контрактов 20 21 58 63 13 14 8 9 107

Таблица 6. Основные исполнители услуг дополнительного профессионального образования в 2016 году в регионах северо-кавказского федерального округа

Высшие учеб- Частные орга- Учреждения ВСЕГО

ные заведения низации ДПО СПО

Доля, Сумма, Доля, Сумма, Доля, Сумма, Сумма

% тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб.

Начальная

максимальная 42 10 840 57 14 668 1 137 25 645

цена закупок

Цена заключения контракта 44 8 672 55 10 714 1 137 19 523

Количество контрактов 32 34 66 71 2 2 107

Рисунок 1. Структура рынка дополнительного профессионального образования регионов Северо-Кавказского федерального округа, ключевые заказчики (2016 год)

ного профессионального образования (таблица 5) [Абакаров, 2012].

Частный сектор представлен преимущественно организациями топливно-энергетического комплекса (электроэнергетика и др.) (рисунок 1).

Проведенное исследование обнаруживает, что вузы не являются основным исполнителем контрактов по оказанию услуг в области дополнительного профессионального образования (рисунок 2, таблица 6).

Значительную долю удерживают различные частные организации дополнительного профессионального образования (таблица 7). Интересно, что именно они идут на большее снижение цены в результате торгов. Очевидно, что демпинг в данном случае помогает нивелировать отсутствие штатных квалифицированных кадров и опыта выполнения контрактов аналогичного характера и объема.

Анализ данных говорит о том, что институт закупок для государственных и муниципальных нужд неэффективен в случае с услугами дополнительного профессионального образования. Во многом это связано с тем, что отсутствует эффективный механизм приемки оказанных услуг и оценки качества их предоставления.

Таблица 7. Учебные центры на рынке дополнительного профессионального образования регионов Северо-Кавказского федерального округа7

Рисунок 2. структура основных поставщиков услуг дополнительного профессионального образования в регионах северо-кавказского федерального округа в 2016 году

Регион Цена заключения контракта с учебными центрами, руб. Общий объем закупок Доля учебных центров,%

1 РД 1 563 967 1563967 100

2 РИ 298 000 298000 100

3 КБР 64 109 1116209 5,74

4 КЧР 137 818 924369 14,9

5 РСО-А 299 430 1958344 15,3

6 ЧР 4 074 409 5528461 73,7

7 СК 3 906 424 6135132 63,7

Анализ рынка дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Северо-Кавказском федеральном округе // srience.ru/pedagogicheskie-nauki/analiz-rynka-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-professionalnogo-obucheniya-v-severo-kavkazskom-federalnom-okruge/#sthash.hekjr11j.dpuf

7

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 85

А.Б. тлисов, Н.Н. Киселева, А.А. Орлянская, М.г. Шукюрова. Государственный заказ на дополнительное образование гражданских служащих в сКФо

Отдельным важным вопросом является использование дистанционных форм дополнительного образования с точки зрения сохранения качества услуг. Нередко ключевой их целью является расширение возможностей для демпинга на рынке (таблица 8).

Большое значение при планировании развития дополнительного профессионального образования имеет определение тематики программ. Анализ открытых данных на сайте (zakupki.gov.ru) позволяет сформировать рейтинг востребованных программ в Северо-Кавказском федеральном округе (таблица 9).

Приоритетные направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих

В целом ориентиры при формировании тематики программ дополнительного профессионального образования задаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации для гражданских служащих и учитываются регионами и муниципалитетами.

На 2017 год приоритетные направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих согласованы с Администрацией Президента Российской Федерации (10 ноября 2016 года № А71-13128) и включают в себя следующие позиции:

• Развитие системы государственной службы Российской Федерации, внедрение современных кадровых, информационных и управленческих технологий.

• Государственная политика в области противодействия коррупции.

• Государственная бюджетная политика.

• Государственная внешняя политика, интеграция Российской Федерации в международные экономические отношения.

• Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности.

• Государственная политика в области социально-экономического развития Российской Федерации, социальная поддержка инвалидов.

• Повышение эффективности предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

• Повышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.

• Государственная конкурентная политика.

• Государственная демографическая политика.

• Внедрение информационных технологий в государственное управление, информационная безопасность.

• Государственная политика в области обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов.

• Гсударственная политика в области проектной деятельности.

Однако, как показывает проведенный анализ, не все из перечисленных программ в равной степени востребованы органами власти и управления.

Заключение

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на рынке дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих сложилась новая ситуация. Появились предпосылки для существенных перемен в системе организации профессионального развития государственных служащих. Изменение принципов формирования и исполнения государственного заказа на обучение со стороны органов власти неизбежно приведет к перераспределению рынка услуг дополнительного профессионального образования в округе в пользу образовательных учреждений, отвечающих требованиям, предъявляемым к качеству такого образования.

Таблица 8. Сведения о стоимости 1 часа обучения государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам различной трудоемкости в регионах СевероКавказского федерального округа в 2016 году, руб.

Количество часов

в программах

16-50 50-100 100-500 500 и выше

По данным о ценах заключенных

контрактов по результатам торгов 98 162 88 66

в регионах СКФО

По информации с сайтов вузов регионов СКФО 139 95 87 56

Расчеты специалистов Северо-

Кавказского института - филиала РАНХиГС при условии проведе- 189 296 123 84

ния полностью очного обучения

Таблица 9. Информация о востребованных программах дополнительного профессионального образования в регионах СевероКавказского федерального округа в 2016 году

№ Программа Кол-во начальная Цена

п/п контрак- максимальная заключения

тов цена, руб. контракта, руб.

1 Вопросы охраны труда 39 6222 188 4142 310

2 Контрактная система в сфере закупок

товаров, работ и услуг для государст- 23 2 950 847 1 770 817

венных и муниципальных нужд

4 вопросы противодействия терроризму и экстремизму 3 935 685 682 268

5 вопросы противодействия коррупции 6 300 000 298 000

6 Информационная безопасность 3 393 079 223 714

Литература

Абакаров Д.К. Государственная служба в контексте проблем профессионализации государственных служащих // Образование и общество. 2012. № 5(76). Адамович А. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации // Государственная служба. 2014. № 1. Барциц И.Н. Модернизация государственного управления Рос-

References

Abakarov D.K. Gosudarstvennaya sluzhba v kontekste problem pro-fessionalizatsii gosudarstvennykh sluzhaschikh [State service in the context of problems of professionalization of civil servants]. In: Obrazovanie i obshchestvo. 2012. № 5(76). In Russian.

Adamovich A. Reformirovanie sistemy gosudarstvennoi sluzhby Rossi-iskoi Federatsii [Reforming of the civil service system of the Russian Federation]. In: Gosudarstvennaya sluzhba. 2014. № 1. In Russian.

Bartsits I.N. Modernizatsiya gosudarstvennogo upravleniya Rossii

сии // Rusja XXI wiek. Geopolityka. Gospodarka. Kultura. 2013.

Магомедов К.О., Понеделков А.В. Профессионализм государственных и муниципальных служащих как фактор кадровой безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8(63).

[Modernization of public administration in Russia]. In: Rusja XXI wiek. Geopolityka. Gospodarka. Kultura. 2013. In Russian.

Magomedov K.O., Ponedelkov A.V. Professionalizm gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh kak faktor kadrovoi bezo-pasnosti [Professionalism of state and municipal employees as a factor of personnel security]. In: Nauka i obrazovanie: khozyaist-vo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2015. № 8(63). In Russian.

ОФИЦИАЛЬНО

НАЦИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ УТВЕРЖДЕНЫ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 июля 2017 года Председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александр Шохин утвердил общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ.

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Использование механизма профессионально-общественной аккредитации обеспечивает образовательным организациям объективную оценку качества образовательных программ в части формирования профессиональных компетенций выпускников, соответствующих требованиям к квалификации, установленным профессиональным сообществом.

Новая модель организации профессионально-общественной аккредитации была разработана в соответствии с решениями, принятыми на совещании у

Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.О. Голо-дец 24 марта 2017 года и на заседании Национального совета 29 марта 2017 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о Национальном совете Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676, Национальный совет наделяет полномочиями по организации профессионально-общественной аккредитации советы по профессиональным квалификациям.

Советы по профессиональным квалификациям, в свою очередь, на основании утвержденных общих требований, устанавливают порядок проведения профессионально-общественной аккредитации и наделяют полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации работодателей, общероссийские и иные объединения работодателей, ассоциации (союзы) и иные организации, представляющие и (или) объединяющие профессиональные сообщества.

Признание образовательной программы профессиональным сообществом повышает ее привлекательность для абитуриентов и, соответственно, конкурентоспособность. Открытость процедуры профессионально-общественной аккредитации в сочетании с признанием ее результатов на уровне профессионального сообщества способствует развитию в системе профессионального образования инструмен-

тов репутационного менеджмента; развитию культуры выбора образовательной программы у абитуриентов.

В соответствии с решением, принятым на заседании Национального совета, состоявшемся 21 июля 2017 года, были одобрены Общие требования и признаны утратившими силу ранее применяемые организационно-методические документы по проведению профессионально-общественной аккредитации:

• базовые принципы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (утверждены 20 апреля 2015 года);

• порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (утвержден 20 мая 2015 года);

• порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ (утвержден 20 мая 2015 года).

Источник: http://nspkrf.ru/news-nspk/ item/121-obshiye_treb_poa.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.