Продовольственное обеспечение
О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
Г.Р. ТАИШЕВА,
кандидат экономических наук, доцент, ученый секретарь Казанского государственного аграрного университета
Уровень потребления продуктов питания все больше зависит от социально-экономических факторов. Прежде всего он определяется уровнем дохода и той его доли, которую можно потратить на удовлетворение потребности в продуктах питания. Чем меньше доход той или иной категории населения, тем в большей степени эта категория стеснена в средствах для приобретения продовольствия.
В среднем по России расход на продовольствие составляет около 60 % семейного бюджета, а у населения, относимого к бедному, значительно больше — превышает 70 %. Душевой доход этой социальной группы, составляющий менее 50 долл. США (менее 1400 руб.), не позволяет им нормально питаться. В потреблении продуктов питания у населения произошел переход на экономически более доступные виды продуктов.
Индикатором неравномерности распределения доходов населения является индекс Джини, показывающий степень неравенства в доходах, а также показатель соотношения доходов 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных слоев населения. По некоторым регионам данные показатели выглядят следующим образом (табл. 1).
На фоне уменьшения неравенства в доходах в 1998, 2000, 2005, 2006 и 2007 г. уровень жизни населения ухудшился, о чем свидетельствуют данные о численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Данное явление можно объяснить высоким уровнем инфляции в указанные годы, составившим в 1998 году 76,8 %, в 2000 г. - 20,2 %, в 2005 г. - 11,7 %, в 2006 г. - 10,9 %, в 2007 г. - 9 %.
Следует отметить, что фактические показатели рассчитываются на основе денежных доходов населения без учета доходов от личных подсобных
хозяйств, бесплатных услуг и благ, получаемых населением, а также доходов населения в сфере теневой экономики. Не учитывается и неформальная (нерегистрируемая) занятость по оказанию услуг одной частью населения (низкодоходной) другой части (высокодоходной). В результате этого происходит нерегистрируемый переход доходов от одной группы населения к другой.
Перед рыночными реформами общество было относительно однородным по уровню доходов, разрыв между доходами не превышал 5. За цифрами, представленными в табл. 1, скрывается усиливающаяся дифференциация душевого потребления по социальным группам населения.
Вместе с тем, потребление не всегда отражает реальные потребительские возможности домохозяйства. Например, семья может придерживаться стратегии строгой экономии или перераспределять свои доходы в пользу потребления алкоголя и табака. В таких случаях ограничения в потреблении связаны не с возможностями домохозяйств, а с их потребительским поведением.
Во всей системе мер и задач по улучшению продовольственного обеспечения на первый план выдвигается преодоление бедности значительной части населения.
Хотя следует отметить, что само понятие бедности во многом относительное. Поливариантность оценок масштабов распространения и степени бедности в той или иной стране на определенном этапе развития объясняется различными методологическими подходами к ее определению. В мировой практике используется концепция абсолютной бедности, относительной, а также субъективных оценок. В 1990-е гг. в рамках Программы развития ООН была предложена концепция бедности, учи-
Таблица 1
Фактические значения индикаторов распределения дохода населения в регионах*
Год Показатель РФ, регионы
РФ Респуб- Республика Ниже- Самарс- Волго- Сара- Кировс- Респуб-
лика Татарстан Башкортостан городская обл. кая обл. градская обл. товская обл. кая обл. лика Чувашия
1998 Индекс Джини 0,379 0,362 0,352 0,304 0,407 0,305 0,308 0,259 0,228
2000 —» — 0,375
2005 —» — 0,405 0,391 0,405 0,350 0,438 0,371 0.353 0,323 0,335
2006 0.416 0.401
2007 0.422 0.405
1998 Соотношение денежного дохода 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп населения 13,4 10.9 10,1 7,3 15,0 7,4 7,5 5,4 4,4
2000 —» — 11,9
2005 —» — 14,8 13,3 14,7 10,0 18,8 11,6 10,2 8,3 9,0
2006 16 14,4 15,8 11,5 19,2 12 11,3 9,4 10,3
2007 16,8 15,3 17,6 12,9 20,9 11,5 11,1 10,1 10,4
1998 Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, в общей численности 23,8 19,9 28,4 21,5 18,0 31,5 29.6 41,5 48,0
2000 —» — 29 33,2 33,1 35,4 31,2 34,9 41,2 45,2 51,3
2005 —» — 17,7 13,5 16,1 17,5 17,9 17,9 25,8 27,2 26,1
2006 15,2 9.9 14,5 15,9 17 11,9 21,7 23,5 21,4
2007 13,4 8,7 13 14,2 15,4 12,9 22,7 22,2 21,1
* Данные Госкомстата РФ и РТ.
тывающая не только текущие доходы, соотнесенные с прожиточным минимумом, но и реальную доступность медицинских, образовательных, информационных услуг. В отличие от концепции абсолютной бедности, предполагающей определение абсолютного уровня средств, обеспечивающих удовлетворение основных биологических потребностей человека, относительное понимание бедности базируется на установлении и периодическом пересмотре прожиточного минимума в зависимости от достигнутого в обществе благосостояния. При таком подходе человек или семья считаются бедными, если средства, которыми они располагают, не позволяют обеспечить уровень жизни, распространенный в обществе, в котором они живут. Черта бедности устанавливается путем определения величины семейного или душевого дохода, необходимого для достижения минимально приемлемого уровня жизни в конкретных условиях данного общества.
Наиболее практически понятным и доступным методом измерения уровня бедности является сопоставление доходов и ресурсов домохозяйств с установленным для данного этапа времени прожиточным минимумом. При всей своей от-
носительности прожиточный минимум является важной основой при оценке продовольственного обеспечения, а также является ориентиром в политике по улучшению питания малоимущих слоев населения. В свою очередь удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума является обобщающим показателем общего состояния продовольственного обеспечения в стране и регионах. Определяющее место в структуре прожиточного минимума занимает продовольственный минимум, так называемая продовольственная корзина.
Для чего служит минимальный продуктовый набор? Данные по минимальному физиологическому набору (МФН) являются нормой продовольственной корзины, состоящей из 25 основных продуктов питания. До 1996 г. набор рассчитывался из 19 основных продуктов питания.
Рассчитанный по России в соответствии с годовыми нормами потребления набор из 25 основных продуктов питания необходим для расчета прожиточного минимума. Прожиточный минимум в нашей стране рассчитывается по принятому в международной практике нормативно-статистическому методу. Согласно этому методу «прожиточный минимум представляет собой натуральный
набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей» [1].
За период с 1991 по 2000 г. методика расчета прожиточного минимума менялась два раза. В первый раз в ноябре 1992 г., когда после либерализации цен доходы 70 % российских граждан опустились ниже уровня прожиточного минимума советского периода. В 1992 г. методика расчета прожиточного минимума утверждалась исходя из кризисного состояния российской экономики. Поэтому минимальная потребительская корзина 1992 г. оказалась в 2 раза дешевле аналогичной корзины советского периода. Данный прожиточный минимум устанавливался отдельно: для детей в возрасте до 6 лет, для детей в возрасте от 7 до 15 лет, для трудоспособного населения и для пенсионеров. В прожиточном минимуме 1992 г., рассчитанном в среднем для всего населения России, расходы на питание составляют 68,3 %, на непродовольственные товары — 19,1 %, на услуги — 7,4 %, на налоги и платежи — 5,2 %.
С первого квартала 2000 г. расчет величины прожиточного минимума ведется по новой методике, утвержденной постановлением Минтруда и Госкомстата с апреля 2000 г. [2]. В новом прожиточном минимуме значительно увеличены расходы на непродовольственные товары и услуги. В результате перехода к новому порядку определения прожиточного минимума его величина превышает стоимость прожиточного минимума 1992 г. на 15-20 %. Прожиточный минимум 2000 г. определяется только на основе нормативного метода. Это означает, что устанавливается полный перечень товаров и услуг, входящих в состав минимальной потребительской корзины, и определяется стоимостная оценка такого набора. Теперь структура прожиточного минимума не фиксируется. Минимальная продуктовая корзина практически не изменилась по составу и структуре за исключением того, что были увеличены объемы потребления некоторых продуктов питания для отдельных социально-демографических групп. Особо серьезные изменения в сторону увеличения произошли в продуктовом наборе для пенсионеров, а для детей все осталось без изменения.
Стоимость набора зависит от цен на продукты питания. Цены на отдельные виды товаров в каждом регионе варьируются в зависимости от сезона,
от производства в данном регионе данного товара, от наличия взаимозаменяемого импортного товара. Структура и стоимость питания МФН является нормой минимальной продовольственной корзины при расчете величины прожиточного минимума (табл. 2).
Таблица 2
Среднероссийская норма потребления для расчета набора из 25 основных продуктов питания, кг*
№ п/п Наименование товара Норма потребления
в месяц в год
1 Говядина 0,700 8,4
2 Мясо птицы 1,458 17,5
3 Колбаса копченая 0,029 0,35
4 Колбаса вареная 0,038 0,45
5 Рыба мороженая (не деликатесная) 0,975 11,7
6 Масло животное 0,208 2,5
7 Масло растительное 0,533 6,4
8 Маргарин 0.325 3,9
9 Сметана 0,133 1,6
10 Творог 0,825 9,9
11 Молоко 10,258 123,1
12 Сыр 0,192 2,3
13 Яйца 12,62 151,4
14 Сахар 1,725 20,7
15 Мука пшеничная 1,625 19,5
16 Хлеб ржано-пшеничный 5,725 68,7
17 Хлеб пшеничный 5,242 62,9
18 Рис 0,308 3,7
19 Пшено 0,817 9,8
20 Вермишель 0,433 5,2
21 Картофель 10,350 124,2
22 Капуста свежая белокочанная 2,342 28,1
23 Лук (репчатый) 2,367 28,4
24 Морковь 3,125 37,5
25 Яблоки 1,617 19,4
* Рассчитано по нормам, рекомендуемым институтом питания
РАМН.
Набор продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, рассчитан Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной организации здравоохранения на основе минимальных размеров потребления (табл. 3).
В основу расчета набора положены: — нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России, а также рекомендации ФАО/ВОЗ/ООН 1985 о потребности человека в энергии и белке;
Таблица 3
Стоимость месячного набора из 25 основных продуктов питания Российской Федерации
и некоторых регионов РФ*
Декабрь 2000 г. Декабрь 2005 г. Декабрь 2006 г. Декабрь 2007 г.
РФ, регионы РФ Стои- Соотношение Стоимость, Соотношение с РФ, % Стоимость, руб. Соотношение с РФ, % Стоимость, Соотношение с РФ, %
мость, руб. с РФ, % руб. руб.
Российская Федерация 749,9 100 1349,1 100 1473,8 100 1801,9 100
Республика Татарстан 642,6 85,69 1130,7 83,8 1197,2 81,2 1499,4 83,2
Республика Башкор- 707,0 94,28 1190,0 88,2 1306,6 88,7 1638,1 90,9
тостан
Нижегородская 697,7 93,04 1246,7 92,4 1361 92,3 1755,3 97,4
область
Самарская область 806,0 107,48 1383,0 102,5 1482,2 100,6 1865,2 103,5
Волгоградская область 709,2 94,57 1221,9 90,6 1353,7 91,9 1725,2 95,7
Саратовская область 740,1 98,69 1220,2 90,4 1311,3 89,0 1631,4 90,5
Кировская область 678,7 90,51 1288,0 95,5 1376,3 93,4 1734,8 96,3
Республика Чувашия 669,6 89,29 1142,7 84,7 1190,7 80,8 1594,2 88,5
* Данные Госкомстата РФ.
— сведения о химическом составе, энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
— данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.
Низкая стоимость продуктового набора по данным табл. 3 свидетельствует о степени внимания руководства регионов к продовольственной проблеме, а также к аграрному сектору.
В настоящее время почти пятая часть населения России имеет доходы ниже прожиточного минимума (табл. 4).
Основным критериальным нормативом оценки уровня доходов служит величина прожиточного минимума. Именно этот показатель в решающей степени влияет на уровень покупательной способности денежных доходов. Глубокий экономический кризис 1998 г. нашел свое отражение в резком скачке уровня потребительских цен, что повлекло за собой увеличение бюджета прожиточного минимума и снижение покупательной способности среднедушевых денежных доходов. Так, в 1998 г. по сравнению с 1997 г. величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации выросла на 20 % и составила 493 руб., а
в декабре 1999 г. возросла до 907,8 руб. В 2006 г. она составила 3 437 руб.
Как видно из данных табл. 5, в исследуемых регионах самый высокий бюджет прожиточного минимума зафиксирован в Самарской области, самый низкий — в Волгоградской области. Названная табл. 5 подтверждает предположение о том, что абсолютная величина денежных доходов не определяет их истинную ценность. Именно через покупательную способность определяется истинная ценность денежных доходов. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов — двухкомпонентный показатель, выражающий соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума.
Разрыв в денежных доходах населения обусловливает неравномерность в формировании спроса на продукты питания. С уменьшением дохода в домашних хозяйствах расходы на продукты питания сокращаются абсолютно, но увеличиваются относительно (табл. 6).
Действие закона спроса в период трансформационной экономики сопровождается следующими особенностями.
Во-первых, спрос имеет определенные пределы, связанные с физиологическими границами
Таблица 4
Динамика численности и доли населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума*
Показатель Год
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Численность, млн чел. 50,2 46,9 33,3 36,6 31,9 30,7 34,3 42,0 44,0 40,0 35,6 29,3 25,2 25,2 21,6 18,9
В % от общей численности 33,7 31,4 22,4 24,7 22,0 20,8 23,8 29,9 30,2 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,4
* Данные Госкомстата РФ.
Таблица 5
Прожиточный минимум в регионах в 2005 г.*
Россий- Респуб- Респуб- Нижего- Самарс- Волго- Саратов- Кировс- Респуб-
ская Фе- лика лика родская кая градская ская обл. кая обл. лика
дерация Татарстан Башкортостан обл. обл. обл. Чувашия
2005
Величина прожиточного минимума, в среднем на душу населения, руб. / мес.
Все население 2451 2012 2001 2355 2630 1978 2325 2275 2007
В том числе по социально-
демографическим группам
трудоспособное насе- 2690 2214 2199 2592 2926 2182 2536 2490 2179
ление
пенсионеры 1849 1439 1474 1757 1990 1491 1735 1699 1496
дети 2394 2011 1998 2416 2534 1972 2364 2290 2016
Соотношение с величиной прожиточного минимума, %
Среднедушевых денеж- 309,2 314,0 298,1 233,9 310,8 263,0 200,0 191,2 185,4
ных доходов
Среднемесячной начис- 281,9 271,3 271,5 223,4 234,4 248,9 195,0 196,2 203,3
ленной заработной платы
Среднего размера назна- 109,6 132,6 126,2 114,6 100,0 132,2 110,2 118,0 120,1
ченных месячных пенсий
2006**
Величина прожиточного минимума, в среднем на душу населения, руб. / мес.
Все население 3437 2695 2973 3255 3727 2762 2919 3066 2712
В том числе по социально-
демографическим группам
трудоспособное насе- 3714 2966 3174 3523 4117 3003 3188 3365 2905
ление
пенсионеры 2739 1946 2448 2596 3009 2173 2200 2268 2185
дети 3290 2674 2902 3194 3521 2768 2930 3080 2648
Соотношение с величиной прожиточного минимума, %
Среднедушевых денеж- 358,0 390,6 381,2 274,1 372,7 349,2 242,4 227,6 259,2
ных доходов
Среднемесячной начис- 328,6 328,1 312,0 261,6 268,7 296,9 258,4 244,7 253,7
ленной заработной платы
Среднего размера назна- 103,7 138,6 107,6 107,8 92,4 126,3 120,5 122,7 115,8
ченных месячных пенсий
* Данные Госкомстата РФ. ** Данные за 4-й квартал 2006 г.
Таблица 6
Покупательная способность среднемесячной заработной платы, в мес.; кг, л, шт.
Продовольственные товары 2000 2005
Говядина 39,5 65,2
Свинина 46,0 58,2
Молоко цельное, л 305,1 574,4
Творог 75,4 125,8
Сыры сычужные 27,3 63,8
Яйца куриные, шт. 1657 3578
Рыба свежая 74,2 137,6
Сахар-песок 185,7 429,9
Масло подсолнечное 94,2 213,8
Масло сливочное 34,4 87,4
Картофель 384,0 839,9
Капуста свежая 424,1 687,1
Окончание табл.6
Продовольственные товары 2000 2005
Лук репчатый 322,8 665,0
Свекла столовая 343,8 617,1
Морковь 287,3 554,4
Яблоки 96,1 233,8
Цитрусовые 94,3 223,1
Хлеб и булочные изделия из 223,1 448,7
пшеничной муки
Мука пшеничная 277,3 687,9
Горох и фасоль 164,4 578,5
Рис 155,2 405,2
Крупы 219,2 625,7
Макаронные изделия 131,6 334,6
100% т
80%--
60%--
40%--
20%--
потребления человека. Рост спроса по мере приближения к пределу насыщения замедляется несмотря на дальнейший рост доходов граждан. И, соответственно закону Энгеля, с увеличением доходов спрос на продукты питания относительно падает, а с падением доходов спрос на продовольствие относительно растет. Так и в Татарстане: снижение реальных денежных доходов в 1992 — 2000 гг. более чем в 2 раза увеличило долю расходов населения на продукты питания в общей сумме потребительских затрат с 43,2 % в 1992 г.; до 51,6 % в 2000 г.; увеличение денежных доходов в 2002 — 2006 гг. в 2 раза уменьшило количество расходов на продукты питания до 36,6 % (см. рисунок).
Таким образом, удельный вес продовольственных товаров в общей стоимости потребительских благ за 1992 — 2000 гг. вырос в 1,5 раза, а за 2000 — 2006 гг. упал на 1,4 раза.
Наибольшую долю в составе расходов на питание составляют расходы на покупку мяса и мясных изделий — 14 %, хлеба и хлебобулочных изделий — 8,9 %, сахара и кондитерских изделий — 7,2 %, молочных продуктов — 6,5 %.
Во-вторых, оценивая эластичность спроса на продукты питания по доходу, следует отметить, что в различных группах населения в зависимости от располагаемых денежных ресурсов показатель эластичности спроса может быть различным.
Для первой группы с наименьшими располагаемыми ресурсами спрос на продукты питания можно считать эластичным, так как увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию значительно повлияет на ее спрос. При высоком уровне дохода спрос можно считать неэластичным, так как высокий уровень дохода позволяет не ограничивать себя при выборе продуктов питания, приобретать их соответственно вкусу. Данное утверждение справедливо и для товаров повышенного качества.
В-третьих, на спрос влияет уровень и динамика цен на сельскохозяйственную продукцию.
В странах с развитой рыночной экономикой спрос будет всегда неэластичным и по доходу, и по цене, так как данные страны имеют довольно насыщенный внутренний сельскохозяйственный
1996 1997 1998 1999 2000 2003 2004 2005 2006
1 — Продукты питания
2 — Непродовольственные товары
3 — Оплата услуг
4 — Алкогольные напитки
Структура изменения в потребительских расходах населения Республики Татарстан в 1996 — 2005 гг.
рынок, и неэластичность спроса затрудняет попытку ценового регулирования. Недостаточная насыщенность рынка сельскохозяйственной продукции в России и ее регионах, а также присутствие монопольных образований делает спрос достаточно эластичным по цене.
В-четвертых, большое влияние на спрос оказывают: темп прироста населения, доля городского населения, состав семей, возраст потребителей. Наиболее интересным фактом является то, что увеличение состава семьи ведет к росту спроса в общем и одновременно к уменьшению в потреблении каждого отдельного члена семьи (табл. 7).
Следует также отметить, что в домохозяйствах сельской местности спрос на основные продукты питания низкий, но потребление по составу пищевых веществ и калорийности значительно превышает потребление домохозяйств городской местности.
Для обеспечения гармоничного развития и слаженной работы организма необходимо количественно и качественно придерживаться пищевого рациона в соответствии с профессией человека, его возрастом и полом. Способность организма приспосабливаться к определенным пределам физиологической потребности ограничивается
Таблица 7
Состав пищевых веществ и калорийность потребленных продуктов питания на члена домохозяйства в Республике Татарстан, в среднем за сутки*
Наименование Граммов Ккал В том числе в продуктах животного происхождения
белки жиры углеводы граммов ккал
белки жиры углеводы
Все домохозяйства 68,5 79,5 477,7 2987 31,9 44,9 13,2 588,0
сост. из 1 человека 111,0 147,0 823 5071,9 49,8 77,9 20,4 987,3
2 человек 98,3 106,8 783 4499,5 41,9 58,9 19,2 779,1
3 человек 73,9 84,8 517,7 3138,1 35,8 48,7 14,5 643,2
4 человек 58,1 69,6 405,5 2487,3 28,1 39,4 11,0 513,7
5 и более человек 48,9 55,3 346,7 2085,7 23,2 32,5 9,6 426,0
Домохозяйства, проживающие в городской местности, состоящие из
1 человека 106,4 157,8 618,8 4334,0 52,7 82,6 19,2 1035,4
2 человек 92,9 114,3 692,3 4179,9 42,6 64,0 18,5 823,9
3 человек 73,4 87,7 521,2 3176,9 35,7 51,2 14,5 664,6
4 человек 57,9 71,3 387,6 2430,8 28,4 40,8 10,8 526,5
5 и более человек 46,7 56,9 320,0 1984,6 22,9 34,8 9,7 445,9
Домохозяйства, проживающие в сельской местности, состоящие из
1 человека 118,8 128,9 1164.8 6307,2 44,9 70,2 22,6 906,8
2 человек 111,5 88,3 1008,4 5283,0 40,4 46,5 21,1 669,2
3 человек 75,8 73,9 505,2 2996,5 36,2 39,8 14,7 565,1
4 человек 58,9 63,1 471,3 2695,5 27,0 34,3 11,8 466,5
5 и более человек 53,2 52,2 400,4 2289,5 23,6 27,9 9,4 386,1
* Данные Госкомстата РТ.
возрастной характеристикой, зависимостью от интенсивности труда, а также половым различием.
Особое место в вопросах потребления должно занимать детское питание. От физического здоровья детей зависит будущее страны. С учетом сложившейся социально-демографической ситуации при прочих равных условиях следует отметить, что детей больше в тех социальных слоях и семьях, которые социально и общественно менее активны. Эта закономерность подтверждается данными официальной статистики. В среднем по стране 80 % семей, имеющих трех и более детей, относят к домохозяйствам с ресурсами ниже прожиточного минимума. В группе малоимущих 60 % семей имеют детей в возрасте до 16 лет. Остальные 40 % домохозяйств данной группы — семьи, не имеющие детей в таком возрасте (пенсионеры, одинокие). В целом же на семьи с доходами ниже прожиточного минимума приходится около трети всех детей (в том числе с 1— 2 детьми) в возрасте до 6 лет и более 40 % в возрасте от 7 до 15 лет. Положение с питанием здесь хуже, чем в среднем в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В семьях, имеющих четырех и более детей, калорийность суточного рациона составила лишь 1571 ккал, в том числе доля продуктов животного происхождения — 18,3 % (по всем домохозяйствам в группе 26,3 %). Приведенные данные раскрывают необходимость активизации социальной политики, ее дифферен-
циации и адресности в целях расширения доступности продуктов питания.
Переход на дешевые виды продуктов отразился на качестве питания. Одним из методов определения качества питания является оценка калорийности суточного рациона потребляемых продуктов с жизненно важными физиологическими нормами.
В нашей стране средняя душевая калорийность суточного рациона питания была ниже нормы уже в 1992 г. и составляла 243 8 ккал, а к 2000 г. снизилась до 2240 ккал. У 40 % населения, имеющего низкие доходы, калорийность суточного потребления ниже средних рекомендуемых норм. Углубление расслоения населения по уровню дохода приводит к возрастанию дифференциации по уровню потребления продуктов питания.
Помимо показателей потребления по группам населения и количеству членов домохозяйств имеются показатели распределения потребления по социально-демографическим группам населения на основе зонирования. При этом определение потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в РФ и ее субъектах формируется на основе зонирования территории РФ в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания. Территория РФ разделена на 16 зон, в основу классификации которых положены следующие факторы (табл. 8, 9):
5) необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
6) более высокая энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера. Общей особенностью для всех рассматриваемых регионов является месторасположение их в поясе умеренного климата согласно географическому делению, а также синоптическим наблюдениям продолжительности отопительного периода и светового дня.
Данные зоны имеют различия в потреблении продуктов питания, их энергетической ценности, химическом составе и наличии тех или иных продуктов питания.
Таблица 9
Потребление энергетически важных веществ в социально-демографических группах*
Показатель Трудоспособное население Пенсионеры Дети Среднее значение, ккал
мужчины женщины 0 — 6 лет 7 — 15 лет
Зона 5
Белки, г/сутки 85 68 61 50 72
Жиры, г/сутки 74 59 54 51 74
Углеводы, г/сутки 430 333 313 229 348
Энергетическая ценность, ккал 2750 2140 1990 1580 2360 2164
Зона 11
Белки, г/сутки 85 66 60 50 73
Жиры, г/сутки 73 58 53 51 74
Углеводы, г/сутки 413 332 312 229 351
Энергетическая ценность, ккал 2740 2130 1980 1580 2370 2160
Зона 12
Белки, г/сутки 86 67 62 50 72
Жиры, г/сутки 71 58 50 51 73
Углеводы, г/сутки 434 329 310 213 350
Энергетическая ценность, ккал 2730 2120 1950 1590 2360 2150
Зона 13
Белки, г/сутки 91 71 65 50 73
Жиры, г/сутки 70 59 55 51 74
Углеводы, г/сутки 431 332 310 230 347
Энергетическая ценность, ккал 2730 2150 2000 1590 2360 2166
Зона 14
Белки, г/сутки 89 69 64 50 74
Жиры, г/сутки 71 56 52 51 73
Углеводы, г/сутки 429 331 314 227 349
Энергетическая ценность, ккал 2730 2110 1990 1570 2360 2152
Зона 15
Белки, г/сутки 90 70 63 51 75
Жиры, г/сутки 72 58 53 52 74
Углеводы, г/сутки 428 333 307 232 352
Энергетическая ценность, ккал 2730 2150 1970 1600 2390 2168
* Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 № 192.
Таблица 8
Территориальное зонирование некоторых регионов РФ*
Зона Регионы РФ
5 Кировская область
11 Нижегородская область
12 Республика Татарстан, Республика Чувашия
13 Самарская область
14 Республика Башкортостан
15 Волгоградская область, Саратовская область
* Постановление Правительства РФ от 17.02.1999, № 192.
1) природно-климатические и экономические условия;
2) особенности производства продуктов питания;
3) национальные традиции и местные особенности в питании населения;
4) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
Для социально-демографических групп населения распределение происходит в соответствии с физиологической нормой потребления и согласно зонам.
Оценивая данное распределение регионов, можно сделать следующие выводы: зоны имеют незначительные расхождения в потреблении энергетически важных веществ. Во всех социально-демографических группах населения наибольшей долей в потреблении обладают углеводы, в 4,5 — 5 раз меньше потребляют белков и в 5 — 6 раз меньше — жиров.
Важной особенностью исследуемых зон является то, что показатели для некоторых социально-демографических групп (женщин, пенсионеров и детей от 0 до 6 лет) находятся за кризисным пороговым значением согласно классификации ФАО. Средние значения по указанным группам во всех исследуемых зонах равны показателю по классификации ФАО или незначительно его превышают.
Литература
В Республике Татарстан постановлением Кабинета Министров №166 с 28.03.1995 г. в качестве основы приняты показатели ежедневной калорийности питания, измеряемой в килокалориях, на основании которых разрабатывается минимальный потребительский бюджет республики.
Недостаточное потребление продуктов питания касается не всего населения, а лишь той части, у которой нет средств на приобретение необходимого количества продовольствия. Средний уровень потребления в стране не является исчерпывающим показателем данной проблемы. При достаточно высокой его величине часть населения недоедает, равно как и при низкой часть населения потребляет вполне достаточное количество продовольствия. Применительно к России решение проблемы продовольственной бедности состоит в том, чтобы повысить общий уровень и улучшить качественную структуру продовольственного потребления.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]
1. Российский статистический ежегодник 2007: Госкомстат России. Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. — Проверено 06.06.2008.
2. Методологические положения по статистике //Госкомстат России. — М.: Логос, 1996. — Вып. 1. — С. 82.
3. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ были утверждены постановлением Правительства РФ № 192 от 17 февраля 1999 г. Дополнения и изменения внесены постановлением Правительства РФ № 232 от 16.03.2000 г.