Научная статья на тему 'О проблеме развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы'

О проблеме развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА / THE OFFICER’S PEDAGOGICAL CULTURE / THE MODEL OF THE OFFICER’S PEDAGOGICAL CULTURE / CRITERIA FOR DEVELOPMENT OF THE OFFICER’S PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солоницын Дмитрий Александрович, Маврин Сергей Анатольевич

Представлен краткий анализ опытно-экспериментальной работы по реализации модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы. Определена структура педагогической культуры офицера в совокупности общепедагогического, субпедагогического, профессионального и личностного компонентов. Сформулированы положения о том, что для полноценного и комплексного развития педагогической культуры офицера необходима актуализация психологических механизмов и факторов развития этого профессионально важного качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Developing the Officer’s Pedagogical Culture in the Line of Military Service

The researchers present a brief account of experimental work implementing the model of the officer’s pedagogical culture development in the line of his military service. The article defines the structure of the officer’s pedagogical culture with general pedagogical, subpedagogical, professional and personality components combined. The authors set up provisions that for comprehensive and complex development of the officer’s pedagogical culture it is necessary to activate psychological mechanisms and factors of development of this professionally important personality’s quality.

Текст научной работы на тему «О проблеме развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы»

УДК 378:355

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА В ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Д. А. Солоницын, С. А. Маврин

Представлен краткий анализ опытно-экспериментальной работы по реализации модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы. Определена структура педагогической культуры офицера в совокупности общепедагогического, субпедагогического, профессионального и личностного компонентов. Сформулированы положения о том, что для полноценного и комплексного развития педагогической культуры офицера необходима актуализация психологических механизмов и факторов развития этого профессионально важного ка-чест ва личности.

Ключевые слова: педагогическая культура офицера, модель педагогической культуры офицера, критерии развития педагогической культуры офицера.

Актуальность проблемы развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы обусловлена нарастающим вниманием руководства Вооруженных сил России к боевой готовности воинских частей, возврату к первоочередности боевой подготовки среди функций мирного времени. Изменение квалификационных требований к военнослужащему, технологий военно-профессиональной деятельности, которым его следует обучать, сокращение срока службы вызывает необходимость интенсификации процессов обучения и воспитания военнослужащих; возникает потребность в использовании новых форм и методов педагогической работы.

В то же время с задачами обучения и воспитания личного состава успешно справляются далеко не все офицеры. Особые проблемы, возникающие у младших офицеров - вчерашних выпускников военных вузов, объясняются тем, что профессиональное военное образование не дает необходимой педагогической подготовки, а система непрерывного профессионального образования офицера находится в стадии становления и нуждается в определении соответствующих научно обоснованных целей и способов их достижения

Названные основания, а также усиление в настоящее время роли педагогической деятельности в общей структуре военно-профессиональной деятельности офицера обусловливают важность развития педагогической культуры офицера. Данное личностное качество рассматривается нами с позиции культурологического подхода как составляющая предметной педагогической культуры общества и его социально-профессиональной группы, военно-профессиональной культуры, которая осваивается офицером и используется им в обучении и воспитании личного состава. В совокупности с результатами личностного и профессионального развития офицера она характеризует его как субъекта военно-педагогической деятельности 2.

На основе анализа современной педагогической теории и практики понятие «развитие педагоги-

ческой культуры офицера» рассматривается нами как диалектический, закономерный и необратимый процесс овладения офицером педагогической культурой общества и своей профессиональной группы, а также военно-профессиональной культурой, который определяется целенаправленно формируемыми условиями его военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды. Специфика протекания данного процесса обусловлена видами деятельности, в которых развивается педагогическая культура офицера: целенаправленной психолого-педагогической подготовкой, самостоятельной военно-педагогической деятельностью, самообразованием и самостоятельным профессиональным развитием.

Обращение к теоретическим основам процесса развития педагогической культуры офицера способствовало определению основных противоречий, выступающих движущими силами данного процесса. Противоречия общепедагогического, субпедагогического, профессионального и личностно-творческого уровней могут возникать в ситуации личностного и профессионального развития офицера целенаправленно и в специальных условиях. К таким условиям относятся: организованная инкультурация офицера в педагогическую культуру общества, своей профессиональной группы, а также военно-профессиональную культуру; рефлексия собственного развития как субъекта педагогической культуры; педагогическое сопровождение развития педагогической культуры офицера.

Наиболее значимым результатом теоретического исследования стало конструирование модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы как идеального, графически и логически описанного аналога организации военной службы офицера в воинской части, воспроизводящего те ее элементы, которые создают условия развития педагогической культуры офицера (рис.).

Структура модели включает целевой, содержательный, организационный, диагностический и результативный компоненты. Обращение к функциональному аспекту модели обеспечивает представление о целесообразной организации военной службы, в рамках которой происходит развитие педагогической культуры офицера. Операциональный аспект модели отражает алгоритм воздействия на данный процесс специальным образом организованной военной службы: от момента прихода офицера в воинскую часть (первичной диагностики) до момента достижения им такого уровня развития, при котором он способен самостоятельно и мотивированно развиваться как субъект педагогической культуры, творчески относиться к педагогической культуре, добиваться за счет использования потенциала педагогической культуры эффективной военно-педагогической деятельности. Модель представляет этапы развития педагогической культуры офицера в процессе воинской службы: ориентировочный; внешней активности; внутренней активности; контрольно-аттестационный.

Для определения уровней развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы (базово-

Рис. Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы

го, повышенного, продвинутого, творческого) нами избраны критерии оценки — готовность к творческому преобразованию и использованию потенциала педагогической культуры в военно-педагогической деятельности — и показатели оценки, соответствующие четырем компонентам педагогической культуры 3.

Реализация модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы была осуществлена в ходе опытно-экспериментальной работы. Она проводилась в пяти воинских частях, на базе которых были сформированы контрольные и экспериментальные группы.

Организация целенаправленного развития педагогической культуры офицера в условиях воинской части предусматривала приведение выполняемой им военно-профессиональной деятельности и окружающей его военно-профессиональной среды в соответствие с разработанной нами моделью. Диагностика процесса развития педагогической культуры офицера, проведенная в рамках контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, показала, что данный про-

цесс в условиях войсковой практики характеризуются рядом противоречий, а также наличием факторов, обусловливающих усиление роли педагогической составляющей в военно-профессиональной деятельности офицера. Согласно данным диагностики, большинство молодых офицеров испытывали трудности в решении проблем педагогического характера, которые требовали от офицера самостоятельной постановки и решения задач, связанных с обучением и воспитанием личного состава. Одновременно с этим изучение войсковой практики показало, что в ней существуют все необходимые предпосылки для создания условий и формирования механизмов развития педагогической культуры офицера в соответствии с моделью, разработанной нами и представленной в теоретической части исследования.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была осуществлена апробация модели развития педагогической культуры офицера в условиях войсковой практики; созданы в военно-профессиональной деятельности и военно-

профессиональной среде выделенные нами условия, обеспечивающие разрешение возникающих противоречий, движущих развитие педагогической культуры офицера. Меры, обеспечивавшие создание этих условий, включали групповые занятия в рамках командирских сборов; воспитательные мероприятия; специальный курс, включенный в программу командирской подготовки офицеров; активизацию процессов самообразования и самостоятельного развития педагогической культуры; индивидуальную воспитательную работу и др.

Использование избранного нами критерия и соответствующих показателей позволило на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы дать оценку уровня развития педагогической культуры офицеров, включенных в контрольные и экспериментальные группы. Диагностика выявила более успешное развитие педагогической культуры у офицеров экспериментальных групп. К концу эксперимента это выразилось в отсутствии в данных группах офицеров с уровнем педагогической культуры ниже базового и превалированием офицеров, обладающих повышенным, продвинутым и творческим уровнями развития педагогической культуры (в контрольных группах их число менее 55%).

Условия подбора контрольных и экспериментальных групп, а также другие условия организации экспе-

римента позволяют заключить, что повышение успешности развития педагогической культуры офицеров экспериментальных групп является следствием выполненной опытно-экспериментальной работы по апробации разработанной нами модели.

Проблема развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы сложна, многообразна и пока недостаточно изучена исследователями. Предложенный нами подход является лишь одним из возможных вариантов ее решения. Дополнительного изучения требует разработка теоретических аспектов использования средств развития педагогической культуры офицера, вопросов преемственности процессов развития педагогической культуры будущего специалиста в военном вузе и в период военной службы с точки зрения формирования и развития необходимых профессиональных компетенций.

1 Лобач А. И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. 23 с.

2 Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М., 1985. 159 с.

3 Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.