Научная статья на тему 'О проблеме профессионального воспитания в современных условиях'

О проблеме профессионального воспитания в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / профессиональное воспитание / концепция воспитания / теория воспитания современные вызовы / студенты. / education / professional education / the concept of education / the theory of education / modern challenges / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Николай Васильевич

В статье автор поднимает проблему воспитания студентов в технических вузах как актуальная задачу современности. Автором доказывается, что снижение воспитательного воздействия в высшем образовании обусловлено рядом объективных причин (отсутствие целостной теории воспитания, в том числе – в высшем образовании; динамичные социально-культурные изменения как вызовы системе образования, на которые она не успевает реагировать; влияние факторов глобализации, нередко негативных; нарушение и ломка привычных социально-культурных стереотипов и другие). Формирование новой теории профессионального воспитания, учитывающей новые вызовы современности и отвечающей запросам молодого поколения – первоочередная задача современной науки педагоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

In the article, the author raises the problem of educating students in technical universities as an urgent problem of our time. The author proves that the decrease in educational impact in higher education is due to a number of objective reasons (the lack of a holistic theory of education, including in higher education; dynamic socio-cultural changes as challenges to the education system, to which it does not have time to respond; the influence of globalization factors, often negative; violation and breaking of habitual socio-cultural stereotypes and others). The formation of a new theory of professional education that takes into account the new challenges of our time and meets the needs of the younger generation is the primary task of modern science teachers.

Текст научной работы на тему «О проблеме профессионального воспитания в современных условиях»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О проблеме профессионального воспитания в современных условиях

Абрамов Николай Васильевич,

кандидат физико-математических наук, доцент, Самарский государственный технический университет E-mail: abramoff@mail.ru

В статье автор поднимает проблему воспитания студентов в технических вузах как актуальная задачу современности. Автором доказывается, что снижение воспитательного воздействия в высшем образовании обусловлено рядом объективных причин (отсутствие целостной теории воспитания, в том числе - в высшем образовании; динамичные социально-культурные изменения как вызовы системе образования, на которые она не успевает реагировать; влияние факторов глобализации, нередко негативных; нарушение и ломка привычных социально-культурных стереотипов и другие). Формирование новой теории профессионального воспитания, учитывающей новые вызовы современности и отвечающей запросам молодого поколения - первоочередная задача современной науки педагоги.

Ключевые слова: воспитание, профессиональное воспитание, концепция воспитания, теория воспитания современные вызовы, студенты.

о с

U

со см о см см

Меняющийся мир, безусловно, меняет требования к человеку труда в любой сфере производства, промышленности и услуг. В современном мире недостаточно владеть знаниями и умениями в области своей профессии - сегодня специалист любой сферы долженобладать рядом компетенций, обеспечивающих ему успешность адаптации в соответствиис меняющимися требованиями рынка труда, гармоничное существование в социуме, способность и желание к непрерывному образованию и другие навыки XXI века.

В поиске подходов к решению данной актуальной для педагогической науки задачи подготовки выпускников образовательных организаций одни исследователи обращаются к «проблеме развития надпрофессиональных компетенций», поскольку «...в условиях постоянно обновляющегося производства выпускники, получившие традиционное профессиональное образование, оказываются неконкурентоспособными, быстро испытывают разочарование от собственной профессиональной несостоятельности» [6], другие - к потенциалу производственных практик, профессиональных проб, как возможности подготовить выпускника к меняющимся условиям труда еще в процессе обучения вузе [1]. Мы полагаем, что потенциал воспитания в образовательном процессе высшего образования незаслуженно забыт. Как отмечает Е.В. Демкина, «проблема профессионального воспитания, прежде всего, актуализирует проблему личностного и социального воспитания будущего специалиста» [3], что, безусловно, способствует его успешной профессиональной и жизненной адаптации, социализации и успешной жизнедеятельности впоследствии. Вместе с тем, сложно не согласиться с мнением Н.М. Борытко, что «опасной тенденцией является полное отрицание необходимости профессионального воспитания, попытки сведения подготовки специалиста только к формированию у него профессиональныхзна-ний и умений» [2]. С одной стороны, и самим обучающимся (студентам) и преподавателям высшей школы представляется, что они уже достаточно взрослые и не нуждаются не только в морализаторстве, но и в воспитательном воздействии в целом. С другой стороны, как показывает многолетний опыт работы, делегирование воспитательного воздействия на студентов только деятельности студенческого актива, студенческим клубам и обществам не является удовлетворительным и достаточным, а имеющийся потенциал образовательных дисциплин как-то: философия, этика,

педагогика и психология имногих других, также недостаточно актуализируют проблему профессионального воспитания у всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность проблемы профессионального воспитания в отношении выпускников технических вузов повышается и такими факторами как, усиление технической подготовки в ущерб гуманитарной, недостаточное внимание коммуникативным и интерактивным технологиям обучения, при том, что именно от выпускников технических вузов зависит «культурно-технический прогресс общества и поступательное развитие экономики страны» [8]. Ведь в российской культуре образ инженера всегда был связан с истинной интеллигентностью, высоким профессионализмом и нравственной культурой. Данная позиция созвучна замечанию Н.В. Масленко и О.В. Полетаевой, что «Диалектика жизни дает осознание того, что сегодняшний подход в системе профессиональной подготовки инженерных кадров будет смещать акцент с подготовки технической (профессиональной) на воспитательный аспект» [8]. Необходимость воспитания будущих инженеров подчёркивается и мнением работодателей всех ведущих отраслей страны. Так, в рамках ежегодного нефтегазового конгресса в Москве работодателями отмечалось, что от современного специалиста технических профессий требуется не столько профессиональные компетенции, сколько личностные.

Таким образом, в современной педагогической науке, исследовательский вектор вновь сместился на проблему воспитания детей и молодежи, в том числе - в профессиональной педагогике: проблема профессионального воспитания встала на повестку дня не случайно. Тому существует ряд объективных причин.

Во-первых, следует согласиться с А.В. Канда-уровой в том, что для образовательной области в целом присуща некоторая доля консервативности. Так, автор пишет: «Образование не может оставаться в стороне от всех происходящих социальных изменений, будучи по определению одним из социальных институтов. При этом изменение ценностей, разрушение некоторых традиций, социальных норм и социальных стереотипов наиболее трансформирующее влияние оказывают именно на систему образования, призванную готовить новые поколения к жизни в обществе» [5]. В результате стремительных социальных, экономических и культурных изменений последних десятилетий, именно образование оказалось наименее гибкой социальной сферой, не успевающие реагировать на вызовы времени.

Во-вторых, ориентация всей образовательной системы в стране долгое время на компетентност-ный подход минимизировала реализацию гуманитарных и гуманистических принципов в образовании. Цель образования стала формулироваться в совокупности диагностически измеряемых компетенций, заменив профессионально-личностные

качества выпускника. Не случайно, сегодня в печати и в научных исследованиях все чаще как предмет изучения звучат именно личностные, персональные, профессионально-личностные качества будущего специалиста, отражая некую нормативно созданную проблему в образовании.

В-третьих, информационно-культурные факторы глобализации,привнесшие веяния вестерниза-ции как модной тенденции, особенно активно охватили молодое поколение, что деструктивно сказалось на национальных ценностях и традициях, затрудняющих сегодня формирование цели и содержания процесса воспитания.

В-четвертых, проблемы развития общества потребления сдвинули в тень культуру как теоретико-методологическую и ориентировочную основу воспитания. Сегодня в среде подрастающего поколения знание стихов уже не является показателем культуры, вытесняясь доминированием материальных ценностей. Названные и другие причины привели к, несомненно, тревожным тенденциям, как-то: рост потребительского отношения к жизни, социальной черствости, инфантильности, социальной апатии среди молодежи; падение роли и престижа образования и знаний в целом; замедление процессов взросления, самореализации и другие, актуализирующие необходимость возрождения и активизацию воспитания в высшей школе. Как подчеркивал Э.Ф. Зеер, назрела необходимость «разработки новой парадигмы воспитания молодежи в настоящем времени» [4].

Под профессиональным воспитанием многие авторы понимают целенаправленный процесс в системе высшего образования, обеспечивающий развитие личности будущего специалиста (выпускника) в процессе погружения его в культурно обогащенную среду, включение его в социокультурные практики и творческую самореализацию. Сегодня в работах учёных и педагогов рассматриваются возможности различных методологических подходов к воспитанию в высшем техническом образовании: социокультурного, аксиологического, личностно ориентированного, субъектно-деятельностного подходов и других. Поддерживая все исследования, следует сказать, что отдельными технологиями и новыми средствами, пожалуй, такую сложную проблему не разрешить. Возможно, требуется более системная научная работа на теоретико-методологическом уровне. Данное замечание обосновывается тем, что долгое время в отечественной педагогической науке, теорией воспитания, и в том числе в вузе, не занимались, поскольку весь советский период воспитание как педагогический и социально-общественный феномен развивался в русле соответствующей государственной политике идеологии. В последующие десятилетия на фоне слома идеологического конструкта, удерживающего всю систему образования, собственно, такая научная область, как теория воспитания, стала испытывать теоретико-методологический дефицит. Не случайно, в современной научной литературе можно най-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ти более трех десятков концепций воспитания. Все это говорит об актуальности проблемы воспитания нового поколения, уже завтра готового прийти к управлению страной. Нами были разработаны вопросы и проведён небольшой опрос студентов технического вуза о сути и значении воспитания. В опросе приняли участие 124 студента с первого по четвёртый курс. Обработанные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Отношение студентов к проблеме воспитания

№ Вопрос Ответы студентов (в %)

Согласен Не уверен Не согласен

1 Считаю, что воспитание в вузе - равноценный процесс с обучением и практической подготовкой 69 31

2 Всем студентам еще необходимо воспитательное влияние со стороны преподавателей. 29 29 42

3 Во всех образовательных дисциплинах есть определённый потенциал для воспитательного влияния. 100

4 Считаю, что воспитательный процесс в вузе организован достаточно 13 57 30

5 Мне не хватает воспитательных воздействий в образовательном процессе (мероприятий, содержания, активных форм) 48 25 27

6 Считаю, что студент -взрослый самостоятельный человек, способный осуществлять самовоспитание 69 31

7 Сегодня воспитание гораздо важнее просто обучения, так как мир стал очень сложным и нередко не хватает опыта, чтобы разобраться в той или иной ситуации. 48 25 27

8 Мне кажется, что воспитание должно быть только для первокурсников. 44 56 -

Как видно, согласно полученным результатам, студенты в большинстве своем к проблеме воспитания в вузе относятся адекватно и согласны, что воспитательный процесс в вузе должен быть рав-с= ноценным обучению, готовы принимать активное ~ участие в нем. Следовательно, снижение воспи-сэ тательной составляющей высшего образования, ^ требующего от обучающихся умения пользовать-^ ся современными инновационными и коммуника-

ционными технологиями, быстро адаптироваться к различным новшествам [10], и являющегося одной из областей социальной и культурной жизнедеятельности, интерпретируется как всестороннее культивирование нравственной и свободной личности, способной отстаивать свою точку зрения и свои ценности [11], должно рассматриваться на уровне профессорско-преподавательского состава. Как подчёркивал в свое время С. Капица: «...проблема воспитания и связанного с ним творческого начала уже как развитие высших ступеней интеллектуальных способностей все с большей остротой будет стоять как перед системой образования, так и перед всем обществом» [7].

Таким образом, содержание процесса профессионального воспитанияи развития позволяет выявить его логику и структуру, которые, в свою очередь, обусловили критерии оценки эффективности данного процесса[5]. Арешение задач личностного развития, повышения культурного уровня, формирования достойного образа инженера будет способствовать росту инвестиционной привлекательности вуза, и профессии в целом.

Литература

1. Белоусов А. А., Некрасова Г.Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - С. 899-912. - URL: http://e-koncept. ru/2018/181075.htm

2. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учебно-методическое пособие / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - М.: АПКиПРО, 2005. - 120 с.

3. Демкина Е.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в современных условиях развития социума // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 373-380.

4. Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. Психологические проблемы воспитания студентов в современных условиях // Образование и наука. 2000. Nq 1 (3). С. 198-205.

5. Ибрагимова Л.А., Мехдиева И.Д. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2019. С. 20-23.

6. Кандаурова А.В. Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности // Человек и образование 2014. № 4. С. 58-62.

7. Кандаурова А.В., Михайлова С.В. Роль над-профессиональных компетенций в профессиональном развитии обучающихся // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4(56). С. 78-86. https://doi. org/10.36906/2311-4444/21-4/08

8. Капица С. Парадоксы роста: законы глобального развития человечества. / 3-е изд. - М.: Альпина нон- фикшн, 2013. - 204 с.

9. Масленко Н.В., Полетаева О.В. Воспитание инженера: актуальность и современные факторы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 4. С. 73-82.

10. Ibragimova L., Skobeleva I. Conditions for creation and development of media culture in students of secondary professional education // Media Education. 2018. № 1. С. 89-94.

11. Pogrebnaya I.A., Mikhailova S.V., Ibragimova L.A. Formation of readiness and motivation of students for independent work in higher technical educational institution // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 21. С. 483-490.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Abramov N.V.

Samara State Technical University

In the article, the author raises the problem of educating students in technical universities as an urgent problem of our time. The author proves that the decrease in educational impact in higher education is due to a number of objective reasons (the lack of a holistic theory of education, including in higher education; dynamic socio-cultural changes as challenges to the education system, to which it does not have time to respond; the influence of globalization factors, often negative; violation and breaking of habitual socio-cultural stereotypes and others). The formation of a new theory of professional education that takes into account the new challenges of our time and meets the needs of the younger generation is the primary task of modern science teachers.

Keywords: education, professional education, the concept of education, the theory of education, modern challenges, students.

References

1. Belousov A. A., Nekrasova G.N. Designing a system of professional tests for schoolchildren // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - No. 10 (October). - pp. 899-912. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181075.htm

2. Borytko N.M. The system of professional education in higher education: an educational and methodological manual / Scientific ed. N.K. Sergeev. - M.: APKiPRO, 2005. - 120 p.

3. Demkina E.V. Professional education of a future specialist in modern conditions of social development // Siberian Pedagogical Journal. 2009. No. 12. pp.373-380.

4. Zeer E.F., Khasanova I.I. Psychological problems of student education in modern conditions // Education and science. 2000. Nq 1 (3). pp. 198-205.

5. Ibragimova L.A., Mehdieva I.D. On the issue of the moral development of students during the period of professional training in an educational institution // Social and pedagogical education: Vectors of development: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Nizhnevartovsk, 2019. pp. 20-23.

6. Kandaurova A.V. Difficulties of teachers in organizing social interaction in pedagogical activity // Man and education 2014. No.4. pp. 58-62.

7. Kandaurova A.V., Mikhailova S.V. The role of supra-professional competencies in the professional development of students // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2021. No. 4(56). pp. 78-86. https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/08

8. Kapitsa S. Paradoxes of growth: laws of global development of mankind. / 3rd ed. - M.: Alpina non-fiction, 2013. - 204 p.

9. Maslenko N.V., Poletaeva O.V. Education of an engineer: relevance and modern factors // Bulletin of the V.N. Volzhsky University. Tatishcheva. 2015. No.4. pp.73-82.

10. Ibragimova L., Skobeleva I. Conditions for creation and development of media culture in students of secondary professional education // Media Education. 2018. № 1. C. 89-94.

11. Pogrebnaya I.A., Mikhailova S.V., Ibragimova L.A. Formation of readiness and motivation of students for independent work in higher technical educational institution // Amazonia Investiga. 2019. T. 8. № 21. C. 483-490.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.