Научная статья на тему 'О проблеме межведомственного запроса в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при учетно-регистрационных действиях'

О проблеме межведомственного запроса в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при учетно-регистрационных действиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРЕДЕЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ЗАПРОС / STATE CADASTRAL REGISTRATION / STATE REGISTRATION OF THE RIGHTS / LAND PLOT / TYPE OF THE ALLOWED USE / THE EXTREME MINIMUM SIZE / INTERDEPARTMENTAL INQUIRY. ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яцкевич Е. К.

Земельным законодательством не предусмотрено обязательное участие исполнительных органов государственной власти при разделе земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом положения отдельных нормативно-правовых актов, действующих на территории Санкт-Петербурга, могут вызвать разночтения в трактовании данного вопроса. Актуальность представленной работы вызвана исключением возможности неоднозначного трактования отдельных положений действующего законодательства, а также формированием единой правоприменительной практики на территории Санкт-Петербурга. В целях разрешения указанных вопросов предлагается рассмотреть возможность направления межведомственных запросов в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельных участков, находящихся в частной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The land legislation hasn't provided obligatory participation of executive bodies of the government at the partition of the land plots which are in a private property, at the same time provisions of the separate normative legal acts existing in the territory of St. Petersburg can cause discrepancies in interpretation of the matter. Relevance of the presented work is caused by an exception of a possibility of ambiguous interpretation of separate provisions of the current legislation, and also formation of uniform law-enforcement practice in the territory of St. Petersburg. For permission of the specified questions the author offers to consider the possibility of the direction of interdepartmental inquiries to executive bodies of the government of St. Petersburg at the state cadastral registration and the state registration of the rights for the land plots formed as a result of the partition of the land plots which are in a private property.

Текст научной работы на тему «О проблеме межведомственного запроса в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при учетно-регистрационных действиях»

УДК 347.214.23(470.23-25)

Е. К. Яцкевич

О проблеме межведомственного запроса в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при учетно-регистрационных действиях

Земельным законодательством не предусмотрено обязательное участие исполнительных органов государственной власти при разделе земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом положения отдельных нормативно-правовых актов, действующих на территории Санкт-Петербурга, могут вызвать разночтения в трактовании данного вопроса.

Актуальность представленной работы вызвана исключением возможности неоднозначного трактования отдельных положений действующего законодательства, а также формированием единой правоприменительной практики на территории Санкт-Петербурга. В целях разрешения указанных вопросов предлагается рассмотреть возможность направления межведомственных запросов в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельных участков, находящихся в частной собственности.

The land legislation hasn't provided obligatory participation of executive bodies of the government at the partition of the land plots which are in a private property, at the same time provisions of the separate normative legal acts existing in the territory of St. Petersburg can cause discrepancies in interpretation of the matter.

Relevance of the presented work is caused by an exception of a possibility of ambiguous interpretation of separate provisions of the current legislation, and also formation of uniform law-enforcement practice in the territory of St. Petersburg. For permission of the specified questions the author offers to consider the possibility of the direction of interdepartmental inquiries to executive bodies of the government of St. Petersburg at the state cadastral registration and the state registration of the rights for the land plots formed as a result of the partition of the land plots which are in a private property.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, земельный участок, вид разрешенного использования, предельный минимальный размер, межведомственный запрос.

Key words: the state cadastral registration, the state registration of the rights, the land plot, type of the allowed use, the extreme minimum size, interdepartmental inquiry.

© Яцкевич Е. К., 2017

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного закона правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закон о регистрации недвижимости, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

При этом распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (п. 1 ст. 246 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ. Так, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п.4,6 ст. 11.2 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в уста-

144

новленном порядке. Согласно ч. 1 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости).

Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 920.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости являются соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц, а также судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения (ч. 8 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости).

Таким образом, раздел земельного участка может быть осуществлен на основании волеизъявления собственника, а также в некоторых случаях решения суда (например после обжалования решения органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав).

Проводя анализ земельного законодательства, возникает вопрос о необходимости вовлечения органов исполнительной власти в процедуру формирования границ земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка, находящегося в частной собственности. Требуются ли собственникам земельных участков дополнительные согласования и разрешения для определения судьбы недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано в соответствии с нормами действующего законодательства?

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план.

В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 22 вышеуказанного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Орган регистрации прав принимает решение о приостановлении, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами ст. 26, 27 Закона о регистрации недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Также ст. 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

На территории Санкт-Петербурга согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» от 21.06.2016 № 524 (далее - Правила), вступившему в силу с

146

30.06.2016, виды разрешенного использования земельных участков, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются в соответствии с градостроительными регламентами, содержащимися в приложении к указанному постановлению. В соответствии с Приложением № 3 к Правилам установлено требование к минимальному размеру для земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «блокированная жилая застройка», «ведение дачного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение огородничества», выраженное в числовом формате (кв.м).

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости в случае если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, орган регистрации прав принимает решение о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

Исходя из положений земельного законодательства, утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка, находящегося в собственности физическо-

го или юридического лица, не является обязательным условием для образования земельных участков.

В случае если размеры образуемых земельных участков соответствуют установленным Приложением № 3 к Правилам требованиям к минимальному размеру для земельных участков с определенным видом разрешенного использования, у органа регистрации прав отсутствуют основания для принятия отрицательного решения (о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав).

Таким образом, отсутствие согласования исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, в соответствии с действующим законодательством не является причиной для принятия решения о приостановлении, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Вместе с тем, согласно п. 1.2.5 Приложения № 1 к Правилам в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, указаны: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные) размеры земельных участков (далее - предельные размеры земельных участков) и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.2.4 Приложения № 1 к Правилам правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 1.1.3 Приложения № 3 к Правилам градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в следующем составе: в частности, минимальные отступы зданий, строений и сооружений от границ земельных

148

участков; минимальная доля озеленения земельных участков; минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на земельных участках; минимальное количество мест на погрузочно-разгрузочных площадках на земельных участках; минимальное количество машино-мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта на земельных участках.

Согласно п.п. 1.4.1, 1.4.2 Приложения № 3 к Правилам предельный размер земельных участков установлен в составе градостроительных регламентов для территориальных зон Т1Ж1, Т1Ж2-1, Т1Ж2-2, Т2Ж1, ТС1, ТР3-2. Предельный размер земельных участков, расположенных в территориальных зонах, не указанных в п. 1.4.1 Приложения № 3 к Правилам, не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных настоящими Правилами предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества машино-мест для хранения автотранспорта на земельных участках, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Иными словами, предельный размер земельных участков, расположенных в территориальных зонах, не указанных в п. 1.4.1 Приложения № 3 к Правилам, не установлен в числовом формате, но должен отвечать заявленным требованиям.

В соответствии с п. 1.1.2 Приложения № 1 к Правилам указанный документ разработан в целях создания условий для устойчивого развития территории Санкт-Петербурга, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территории Санкт-Петербурга; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в отсутствие утвержденных проекта планировки с проектом межевания территории или схемы границ земельных участков (схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) при разделе земельных участков, находящихся в частной собственности, при принятии решения о постановке соответ-

149

ствующих земельных участков на государственный кадастровый учет, имеет смысл рассмотреть возможность направления межведомственных запросов в уполномоченный орган исполнительной власти с целью выявления факта соответствия образованных в результате раздела земельных участков требованиям законодательства, в случаях, когда предельный размер земельных участков с определенным видом разрешенного использования не установлен в территориальной зоне (не выражен в числовом формате).

На территории Санкт-Петербурга полномочиями по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке, утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, наделен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98).

Принятие решений о подготовке документации по планировке территорий, а также обеспечение подготовки проекта правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга на соответствие требованиям технических регламентов и Генеральному плану Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Комитета по градостроительству и архитектуре (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2004 № 1679).

Следует отметить, что форма согласований соответствия размеров земельных участков установленным предельным минимальным (максимальным) размерам с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Комитетом по градостроительству и архитектуре законодателем не утверждена. Вопрос о том, какой документ может быть предоставлен органу регистрации прав на соответствующий межведомственный запрос, в форме решения, ответа на обращение, разрешения или распоряжения органа исполнительно власти, на сегодняшний день остается открытым.

Однако предложенная процедура направления межведомственных запросов может повлечь споры, связанные с ограничением прав собственника земельного участка. Таким образом, наиболее целесообразно рассматривать вопрос, касающийся отсутствия установленных предельных разрешенных размеров земельных участков, на стадии подготовки проекта правил землепользования и застройки.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004. - № 190-

ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. - № 51-ФЗ.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001. - № 136-ФЗ.

4. О государственной регистрации недвижимости: федер. закон от 13.07.2015. - № 218-ФЗ.

5. О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015. - № 98.

6. О Комитете по градостроительству и архитектуре: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2004. - № 1679.

7. О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016. - № 524.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

УДК 347.73:336.146(47+57)

Е. В. Шеховцева

К вопросу о едином портале бюджетной системы Российской Федерации

В статье рассмотрены основные нормативно-правовые аспекты создания единого портала бюджетной системы Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и системы «Электронный бюджет».

The article describes the main legal aspects of creating a single portal of the budget system of the Russian Federation information and telecommunications network Internet and the creation of system "Electronic budget".

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, единый портал бюджетной системы, бюджет, электронный бюджет, бюджетная система, сервисное государство, государственные (муниципальные) услуги, базовые перечни услуг, ведомственные перечни услуг, информационная система.

Key words: legal act, the single portal of the budget system, the budget, the electronic budget, budget system, state service, state (municipal) services, basic lists of services, departmental lists of services, information system.

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации получил свою нормативную основу в 2013 г., когда в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) [3], была введена ст. 241.2, согласно которой единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предназначен для обеспечения доступа к следующей информации:

• о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации;

• об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации;

© Шеховцева Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.