Научная статья на тему 'О проблеме государственного регулирования сферы услуг'

О проблеме государственного регулирования сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / РЫНОЧНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / SERVICE / STATE REGULATORS / MARKET REGULATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибуллин Д. Р.

В российской экономике в переходный период к рынку существенно изменяется содержание и характер государственной регуляции экономики. На первый план выступают такие экономические регуляторы как прогнозирование и индикативное планирование, разработка системы целевых программ и формирования принципиально новой финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Регуляторы макроэкономической системы могут принимать формы рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Специфика соотношения государственных и рыночных регуляторов в сфере услуг определяется рядом характерных особенностей данного сектора и спецификой предоставляемых услуг. Сфера услуг трактуется как часть экономики, которая охватывает все виды коммерческих услуг. В данной статье определены теоретические подходы к обоснованию использования государственных и рыночных регуляторов в формировании и стимулировании развития сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT A PROBLEM OF STATE REGULATION OF SPHERE OF SERVICES

The Russian economy during the transition to the market-relationships changes significantly the content and nature of state regulation of the economy. At the forefront coming up other economic controls such as forecasting and indicative planning, the development of targeted programs and the formation of fundamentally new fiscal and credits-money policy, investment and foreign trade. Regulators of macroeconomic system may take the form of market self-regulation and government regulation. Specificity of relations between government and market regulators in the service sector is determined by several characteristic of features in the sector and the specific services provided. The services sector is treated as part of the economy, that covers all types of commercial services. In this article indentified the theoretical approaches to justifying the use of government and market regulators in creating and promoting further development of services.

Текст научной работы на тему «О проблеме государственного регулирования сферы услуг»

О ПРОБЛЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Хабибуллин Д.Р., аспирант факультета «Менеджмент» Московской финансово-промышленной академии,

коммерческий директор ООО «ИНРИ»

В российской экономике в переходный период к рынку существенно изменяется содержание и характер государственной регуляции экономики. На первый план выступают такие экономические регуляторы как прогнозирование и индикативное планирование, разработка системы целевых программ и формирования принципиально новой финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Регуляторы макроэкономической системы могут принимать формы рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Специфика соотношения государственных и рыночных регуляторов в сфере услуг определяется рядом характерных особенностей данного сектора и спецификой предоставляемых услуг. Сфера услуг трактуется как часть экономики, которая охватывает все виды коммерческих услуг. В данной статье определены теоретические подходы к обоснованию использования государственных и рыночных регуляторов в формировании и стимулировании развития сферы услуг.

Ключевые слова: Сфера услуг; государственные регуляторы; рыночные регуляторы.

ABOUT A PROBLEM OF STATE REGULATION OF SPHERE OF SERVICES

Khabibullin D., The post-graduate student, Management chair, Moscow Financial-Industrial Academy, Commercial Director of INRI, JSC

The Russian economy during the transition to the market-relationships changes significantly the content and nature of state regulation of the economy. At the forefront coming up other economic controls such as forecasting and indicative planning, the development of targeted programs and the formation of fundamentally new fiscal and credits-money policy investment and foreign trade. Regulators of macroeconomic system may take the form of market self-regulation and government regulation. Specificity of relations between government and market regulators in the service sector is determined by several characteristic offeatures in the sector and the specific services provided. The services sector is treated as part of the economy, that covers all types of commercial services. In this article indentified the theoretical approaches to justifying the use of government and market regulators in creating and promoting further development of services.

Keywords: Service; State regulators; Market regulators.

В российской экономике в переходный период к рынку существенно изменяется содержание и характер государственной регуляции экономики. От функции прямого директивного планирования экономики государство переходит к функции регуляции рыночных отношений свободных равноправных экономических субъектов. На первый план выступают такие экономические регуляторы как прогнозирование и индикативное планирование, разработка системы целевых программ и формирования принципиально новой финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

Проблемам изучения теоретических аспектов регулирования рынка услуг, а также его составляющих посвящены труды В.З. Ба-ликова1, А.И. Добрынина2, Э. Долана, Д. Линдсея3, К. Макконел-ла, С. Брю4, И. Хицкова, Н. Митиной, Е. Фоминой5.

Однако дальнейшее изучение этих проблем требует, прежде всего, обоснования использования государственных и рыночных регуляторов в формировании и развитии рынка услуг.

Целью статьи является конкретизация подходов к обоснованию использования государственных и рыночных регуляторов в формировании и стимулировании развития рынка услуг.

Регуляторы макроэкономической системы могут принимать формы рыночного саморегулирования (за счет формирования конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен) и государственного регулирования (путем предоставления субсидий, субвенций, дотаций, трансфертов, налоговых льгот и т.д.). Рыночные регуляторы задействованы, как правило, в сфере предоставления частных благ. Необходимость государственного регулирования возникает при предоставлении общественных или смешанных благ, которым присуща социальная значимость.

Специфика соотношения государственных и рыночных регуляторов в сфере услуг определяется рядом характерных особенностей данного сектора и спецификой предоставляемых услуг.

В значительной части современных справочных изданий сфера услуг трактуется как часть экономики, которая охватывает все

виды коммерческих услуг. При этом подчеркивается, что именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах основную часть экономики (более 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство6.

Под услугами понимается экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме. Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике.

Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продук-ции7. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Современный рынок регулируется государством с помощью нормативных актов, закрепляющих рыночные отношения, с помощью широкого использования договорных отношений, через финансирование развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защиты населения, через налоговую, кредитную, банковскую системы, ценообразования и другие регуляторы с целью достижения целей, определенных государственной социально-экономической политикой8.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил про-

1 Баликов В.З. Общая экономическая теория: [учебное пособие] / В.З. Баликов. - М., 1999. - С. 24-25.

2 Добрынин А.И. Экономическая теория: [учебник] / Добрынин А.И. - СПб, 2002. - С. 94-95.

3 Долан Э. Рынок: микроэкономическая модель: [пер. с англ. В. Лукашевича] / Э. Долан, Д. Линдсей; Под ред. Б. Лесовика и В. Лукашевича. - СПб., 1992. - С.15.

4 Макконелл К. Экономикс/ К. Макконелл, С. Брю. - 1999. - Т 1.

5 Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 4.

6 Макконелл К. Экономикс/ К. Макконелл, С. Брю. - 1999. - Т 1.

7 Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 4.

8 Буров А.С. Конъюнктура: мир рынков товаров и услуг . Учебное пособие. ГРИФ УМО РФ (Буров А.С.), - М., 2007.

исходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами ( особенно технически сложными ), т. к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

Анализ структуры сервисного сектора показывает, что он не претерпел должных эволюционных изменений, характерных для развитых экономических систем. На долю рассматриваемых отраслей приходится не более 10% ВВП (2009 г.), этот показатель более, чем в 4 раза ниже аналогичного в развитых экономиках.

Регуляторы макроэкономической системы могут принимать формы рыночного саморегулирования (за счет формирования конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен) и государственной финансовой поддержки (путем предоставления субсидий, субвенций, дотаций, трансфертов, налоговых льгот и т.д.). Рыночные регуляторы задействованы, как правило, в сфере предоставления частных благ. Необходимость государственного регулирования возникает при предоставлении общественных или смешанных благ, которым присуща социальная значимость.

Государственное регулирование сферы услуг является одним из компонентов системы макроэкономического и регионального регулирования. Следовательно, государственная политика регули-

рования развития сферы услуг должна быть направлена на реализацию целей всего народного хозяйства, государства и общества в целом, на обеспечение согласованности общественных и частных интересов (Рис. 1). Поэтому государственное регулирование в сфере услуг должна учитывать общие цели социально-экономической политики, определяющей направление реформ в стране.

В современных условиях сфера услуг в силу своей социальной значимости имеет двойственную природу государственно-рыночного регулирования: с одной стороны, государственные инструменты, такие как лицензирование, дотации, выплаты компенсационных расходов, а с другой - рыночные инструменты, такие как конкуренция между субъектами, оказывающими услуги, сезонность спроса на некоторые в иды услуг, покупательная способность населения, что актуализирует поиск механизмов оптимального сочетания государственных и рыночных регуляторов.

Действие конкурентных сил в сфере услуг приводит к значительной дифференциации уровней дохода субъектов, оказывающих услуги, неравномерности возможностей населения на региональном и муниципальном уровне. На уровне отдельного предприятия в сфере услуг реализация стратегических решений в сфере его деятельности осложняется отсутствием гибких и адаптивных типовых методик, способных учесть динамику «внешних» параметров деятельности предприятий, задающихся через систему государственных регуляторов.

По нашему мнению, наибольшее влияние на формирование целей государственного регулирования сферы услуг оказывают такие ее составляющие, как социальная и структурно-отраслевая политика, региональная, политика, политика занятости и т.д.

Обоснование целей государственного регулирования сферы услуг не может вестись в отрыве от анализа внешней и внутренней среды, оценки имеющегося потенциала сферы услуг.

Рис.1 Схема государственного регулирования сферы услуг9

9 Разработано автором

Анализ и прогноз потенциала сферы услуг может проводиться по следующему кругу показателей: демографические характеристики населения: уровень урбанизации территории, средний возраст населения; уровень развития технологичного производственного комплекса сферы услуг; месторасположения объектов сферы услуг; общий уровень развития коммунальной инфраструктуры и т.п.).

Анализ и прогноз факторов внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения сферы услуг, факторов окружения, на которые государство не может оказывать прямого влияния своей политикой. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление потенциальных угроз и новых возможностей и разработать адекватный план действий по достижению поставленных целей. При анализе внешней среды необходимо проводить раздельный анализ факторов для каждого вида услуг.

В наиболее общей форме стратегическая цель государственного регулирования сферы услуг может быть определена следующим образом: создание конкурентоспособного комплекса сферы услуг, удовлетворяющего потребности в услугах и вносящего вклад в развитие экономики страны.

Принципы государственного регулирования сферы услуг должны отражать базовые ценности экономической политики такие, как равенство предприятий всех форм собственности, защита прав потребителей, защита национальных интересов, в их преломлении к сфере услуг.

Формирование системы целевых показателей и критериев оценки эффективности означает разработку системы количественных показателей, позволяющих определить уровень достижения целей на каждом уровне управления. Система целевых показателей устанавливает желаемый или нормативный уровень значений показателей, в то время как критерии эффективности ориентируют исполнителей на достижение целевого уровня наиболее экономичным способом.

На наш взгляд, эффективность государственной политики развития сферы услуг должна оцениваться, согласно цели, по следующим критериям:

• экономическая эффективность;

• социальная эффективность;

• экологические последствия реализации программ и мероприятий.

Экономическая эффективность на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы показателей, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития сферы услуг.

На уровне отдельных предприятий и проектов оценка экономической эффективности должна базироваться на сопоставлении произведенных затрат и полученных результатов. Кроме того, должны учитываться социальные и экологические последствия развития сферы услуг.

Для исследования особенностей использования государственных регуляторов в совершенствовании развития сферы услуг уместно обратиться к зарубежному опыту государственного регулирования сферы услуг в виде поддержки предприятий сферы услуг, которая включает кредитование, страхование, предоставление гарантий, поддержки венчурного инвестирования. К источникам финансирования такой поддержки относятся привлечения государственных средств, капиталов частных фирм.

В целях создания благоприятного экономического и инвестиционного климата в России реализуется комплекс мер по дебюрократизации экономики, который предусматривает упрощение регистрации предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и сокращение числа проверок предприятий. Ведется работа по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита.

К практическим мероприятиям по осуществлению поддержки предприятий в сфере услуг могут быть отнесены:

- соблюдение требований законодательства по защите собственности предпринимателей;

- определение приоритетов в предоставлении государственной поддержки предприятиям с использованием наукоемких, ресурсо-и энергообеспечивающих инновационных технологий;

- внедрение действенной системы кредитования и страхования;

- использование новых инструментов кооперации малых, средних и больших предприятий (кластеризации, субконтрактации);

- предоставление надлежащей информационной поддержки российским предприятиям в сфере услуг.

Литература:

1. Баликов В.З. Общая экономическая теория: [учебное пособие] / В.З. Баликов. - М., 1999. - С. 24-25.

2. Добрынин А.И. Экономическая теория: [учебник] / Добрынин А.И. - СПб, 2002. - С. 94-95.

3.Долан Э. Рынок: микроэкономическая модель: [пер. с англ. В. Лукашевича] / Э. Долан, Д. Линдсей; Под ред. Б. Лесовика и В. Лукашевича. - СПб., 1992. - С.15.

4. Макконелл К. Экономикс/ К. Макконелл, С. Брю. - 1999. - Т 1. - 326 с.

5.Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 4.

6. Буров А.С. Конъюнктура: мир рынков товаров и услуг . Учебное пособие. ГРИФ УМО РФ (Буров А.С.), - М., 2007. - 325 с.

7. Бушуев С. А., Гребеник В. В. Экономическая теория. М. Издательство: Международная академия оценки и консалтинга, - 2006. - 248 с.

8.Бурменко Т.Д. Экономика сферы услуг (вводный курс): Уче-б.пособие. - Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2004.

9. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность. -М.: Дашков и К, 2008. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.