МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
конфликт между Ид и Супер-эго приобретает обостренный характер и нормальное функционирование системы нарушается, блокированное либидо находит свое выражение в симптомах болезни, невроза [1, с.7-8].
Есть и другие теории, например концепция «реформированного», «реконструированного» психоанализа (упомянутый выше неофрейдизм), которые хотя и обращаются к социальному фактору, но определяющей основой сознания и поведения человека считают предрасположения, коренящиеся в его психике в виде влечений.
Представителем рассматриваемой концепции является Э. Фромм. Его учение является, если так можно выразиться, наиболее социализированным учением неофрейдизма. По Фромму, мысли, чувства, поступки личности нужно рассматривать как дремлющие в ней тенденции, которые ждут удобного случая для своего выражения [7, с.180]. Несмотря на то, что Фромм рассматривает социальный фактор, показывая, как экономическая и политическая деятельность обостряет состояние человеческой отчужденности, он остается верен положению о первичности психических сил. «Анализ Фроммом личности, - справедливо считает С. К. Рощин, - и общественных отношений, внешне носящий исторический характер, на самом деле основан на подмене факторов, имеющих первостепенное значение в человеческой истории, факторами совсем иного уровня» [6, с.80]. Такие явления, как подчинение другим, стремление к власти, пассивное согласие с социальными нормами, стремление к разрушению, объясняются им действием особых психических сил, которые имеют свои корни в «родовой травме» человека (когда тот, выделившись из животного мира, осознал свою отдаленность от окружающей среды). То есть Фромм, впрочем, как и другие неофрейдисты, подменяет социальные явления психологическими (психологический редукционизм).
На самом же деле суть не в извечно заданных психических предрасположениях, а, как известно, в том, что люди есть продукты обстоятельств, исторически меняющихся социальных условий и изменяются с изменением первых.
Список использованной литературы:
1. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст]. - М., 1981. - 228 с.
2. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности [Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.
3. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.
4. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.
5. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.
6. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики [Текст]. - М., 1980. - С. 80.
7. Fromm E. Escape from Freedom. 1949.
© Петров И.Ф., 2017
УДК 008
Петрова С. И.
канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ И АДАПТИРОВАННЫХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования профессионального потенциала руководителей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
художественного творчества в изменившихся социально-культурных условиях.
Ключевые слова Деятельность, адаптация, художественное творчество, потенциал.
Происходящие в России коренные преобразования предполагают поиск оптимальной модели развития общества и государства. Возрождающийся в последнее время интерес к народному художественному творчеству усиливает к нему внимание. Народное художественное творчество в современной России находится на стадии поиска и апробации иных форм и методов организации в новых экономических условиях.
Дееспособность народного творчества зависит от кадрового потенциала и, в первую очередь, от художественных руководителей. В этой связи, необходим анализ профессиональной составляющей этой группы, определение её места в структуре художественного творчества вообще.
Трансформация народного художественного творчества, включающая смену парадигмы развития, изменения роли и места в структуре обществе, в современной системе мотивации и ценностей, не может не отражаться на состоянии профессионального потенциала. Поэтому анализ формирования профессионального потенциала руководителей народного художественного творчества представляет собой новую исследовательскую задачу, имеющую практическое значение.
Формирование профессионально подготовленных и адаптированных к новым условиям художественных руководителей является, в конечном счете, одним из решающих условий повышения потенциала народного художественного творчества. Их профессиональная деятельность имеет ярко выраженную специфику. Она содержит:
- планирующую;
- регулирующую;
- руководящую;
- исполнительскую;
- координирующую;
- контрольную;
- консультационную;
- и творческую стороны труда
В изменившихся условиях особенное место занимает инновационный характер труда художественного руководителя. Инновационный характер деятельности обусловлен сущностью профессионализма как высшего уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают качественно новый уровень раскрытие потенциала народного художественного творчества. Инновационный характер профессиональной деятельности художественного руководителя включает в себя:
- развитие творческой инициативы;
- обучаемость;
- мотивацию к профессиональному саморазвитию и др.
При изучении профессионального потенциала художественных руководителей возникают определенные трудности, обусловленные особенностями трансформирующегося общества, заключающиеся в том, что в нём присутствуют элементы как "старой", так и "новой", а также собственно "переходной" социетальной системы.
Под человеческим потенциалом, неразрывно связанным с деятельностью, понимается целостная социетальная характеристика, отражающая важнейший фактор жизнеспособности общества, его готовность к саморазвитию, «пластичности» в плане реагирования на происходящие изменения. Профессиональный потенциал руководителя художественного творчества это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для работы по выбранной профессии. Его формирование зависит, помимо экономической составляющей, от таких важнейших факторов, как профессиональное базовое образование и повышение престижа профессии.
Список использованной литературы: 1. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
[Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.
2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.
3. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.
4. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.
© Петрова С.И., 2017
УДК 008
Петрова С.И.
канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.
Ключевые слова Среда, социальная среда, макросреда, микросреда, личность.
Известны два противоположных взгляда на развитие личности - «средовой» (личность формируется в ходе социального опыта) и «наследственный» (личность формируется и развивается исходя из ее врожденных качеств и способностей).
В результате противостояния между этими двумя концепциями, в конечном счете, как отмечает А. Г. Асмолов, привело к появлению различного рода двухфакторных теорий детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения [1]. Самыми распространенными среди них являются: теория конвергенции двух факторов, теория конфронтации двух факторов и концепция взаимодействия двух факторов. Суть этих теорий сводится к следующему.
Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн), представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности» - то есть, личность выступает и как продукт социальной среды, и как биологического фактора. К приверженцам этой теории относят и Г. Оллпорта. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрэйд, А. Адлер, К. Юнг, а также Э. Фромм, К. Хорни и др.). Она пыталась решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, и является теорией конфронтации двух факторов, их противоборства. Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу и в результате появилась концепция взаимодействия двух факторов [1].
Однако личность не пассивный объект воздействия социальной среды, она активно влияет на нее, избирательно относится к внешним стимулам, предполагаемым нормам поведения. По мнению Ю. В. Сычева, «категория социальной среды свидетельствует о существовании объективного социального окружения по отношению к индивиду, группе, классу. В структурном плане социальная среда представляет собой социально-экономические, политико-идеологические и бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4, с. 9].
Исходя из системного подхода, личность и социальная среда может иметь как энтропийные (от греческого ¿vipoma — поворот, превращение), так и негэнтропийные (противоположная сущность