Научная статья на тему 'О проблеме формирования профессионально подготовленных и адаптированных к новым условиям художественных руководителей'

О проблеме формирования профессионально подготовленных и адаптированных к новым условиям художественных руководителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова С. И.

В статье рассматриваются проблемы формирования профессионального потенциала руководителей художественного творчества в изменившихся социально-культурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования профессионально подготовленных и адаптированных к новым условиям художественных руководителей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

конфликт между Ид и Супер-эго приобретает обостренный характер и нормальное функционирование системы нарушается, блокированное либидо находит свое выражение в симптомах болезни, невроза [1, с.7-8].

Есть и другие теории, например концепция «реформированного», «реконструированного» психоанализа (упомянутый выше неофрейдизм), которые хотя и обращаются к социальному фактору, но определяющей основой сознания и поведения человека считают предрасположения, коренящиеся в его психике в виде влечений.

Представителем рассматриваемой концепции является Э. Фромм. Его учение является, если так можно выразиться, наиболее социализированным учением неофрейдизма. По Фромму, мысли, чувства, поступки личности нужно рассматривать как дремлющие в ней тенденции, которые ждут удобного случая для своего выражения [7, с.180]. Несмотря на то, что Фромм рассматривает социальный фактор, показывая, как экономическая и политическая деятельность обостряет состояние человеческой отчужденности, он остается верен положению о первичности психических сил. «Анализ Фроммом личности, - справедливо считает С. К. Рощин, - и общественных отношений, внешне носящий исторический характер, на самом деле основан на подмене факторов, имеющих первостепенное значение в человеческой истории, факторами совсем иного уровня» [6, с.80]. Такие явления, как подчинение другим, стремление к власти, пассивное согласие с социальными нормами, стремление к разрушению, объясняются им действием особых психических сил, которые имеют свои корни в «родовой травме» человека (когда тот, выделившись из животного мира, осознал свою отдаленность от окружающей среды). То есть Фромм, впрочем, как и другие неофрейдисты, подменяет социальные явления психологическими (психологический редукционизм).

На самом же деле суть не в извечно заданных психических предрасположениях, а, как известно, в том, что люди есть продукты обстоятельств, исторически меняющихся социальных условий и изменяются с изменением первых.

Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст]. - М., 1981. - 228 с.

2. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности [Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.

3. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

4. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.

5. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.

6. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики [Текст]. - М., 1980. - С. 80.

7. Fromm E. Escape from Freedom. 1949.

© Петров И.Ф., 2017

УДК 008

Петрова С. И.

канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ И АДАПТИРОВАННЫХ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования профессионального потенциала руководителей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

художественного творчества в изменившихся социально-культурных условиях.

Ключевые слова Деятельность, адаптация, художественное творчество, потенциал.

Происходящие в России коренные преобразования предполагают поиск оптимальной модели развития общества и государства. Возрождающийся в последнее время интерес к народному художественному творчеству усиливает к нему внимание. Народное художественное творчество в современной России находится на стадии поиска и апробации иных форм и методов организации в новых экономических условиях.

Дееспособность народного творчества зависит от кадрового потенциала и, в первую очередь, от художественных руководителей. В этой связи, необходим анализ профессиональной составляющей этой группы, определение её места в структуре художественного творчества вообще.

Трансформация народного художественного творчества, включающая смену парадигмы развития, изменения роли и места в структуре обществе, в современной системе мотивации и ценностей, не может не отражаться на состоянии профессионального потенциала. Поэтому анализ формирования профессионального потенциала руководителей народного художественного творчества представляет собой новую исследовательскую задачу, имеющую практическое значение.

Формирование профессионально подготовленных и адаптированных к новым условиям художественных руководителей является, в конечном счете, одним из решающих условий повышения потенциала народного художественного творчества. Их профессиональная деятельность имеет ярко выраженную специфику. Она содержит:

- планирующую;

- регулирующую;

- руководящую;

- исполнительскую;

- координирующую;

- контрольную;

- консультационную;

- и творческую стороны труда

В изменившихся условиях особенное место занимает инновационный характер труда художественного руководителя. Инновационный характер деятельности обусловлен сущностью профессионализма как высшего уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают качественно новый уровень раскрытие потенциала народного художественного творчества. Инновационный характер профессиональной деятельности художественного руководителя включает в себя:

- развитие творческой инициативы;

- обучаемость;

- мотивацию к профессиональному саморазвитию и др.

При изучении профессионального потенциала художественных руководителей возникают определенные трудности, обусловленные особенностями трансформирующегося общества, заключающиеся в том, что в нём присутствуют элементы как "старой", так и "новой", а также собственно "переходной" социетальной системы.

Под человеческим потенциалом, неразрывно связанным с деятельностью, понимается целостная социетальная характеристика, отражающая важнейший фактор жизнеспособности общества, его готовность к саморазвитию, «пластичности» в плане реагирования на происходящие изменения. Профессиональный потенциал руководителя художественного творчества это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для работы по выбранной профессии. Его формирование зависит, помимо экономической составляющей, от таких важнейших факторов, как профессиональное базовое образование и повышение престижа профессии.

Список использованной литературы: 1. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

[Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.

2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

3. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.

4. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.

© Петрова С.И., 2017

УДК 008

Петрова С.И.

канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.

Ключевые слова Среда, социальная среда, макросреда, микросреда, личность.

Известны два противоположных взгляда на развитие личности - «средовой» (личность формируется в ходе социального опыта) и «наследственный» (личность формируется и развивается исходя из ее врожденных качеств и способностей).

В результате противостояния между этими двумя концепциями, в конечном счете, как отмечает А. Г. Асмолов, привело к появлению различного рода двухфакторных теорий детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения [1]. Самыми распространенными среди них являются: теория конвергенции двух факторов, теория конфронтации двух факторов и концепция взаимодействия двух факторов. Суть этих теорий сводится к следующему.

Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн), представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности» - то есть, личность выступает и как продукт социальной среды, и как биологического фактора. К приверженцам этой теории относят и Г. Оллпорта. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрэйд, А. Адлер, К. Юнг, а также Э. Фромм, К. Хорни и др.). Она пыталась решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, и является теорией конфронтации двух факторов, их противоборства. Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу и в результате появилась концепция взаимодействия двух факторов [1].

Однако личность не пассивный объект воздействия социальной среды, она активно влияет на нее, избирательно относится к внешним стимулам, предполагаемым нормам поведения. По мнению Ю. В. Сычева, «категория социальной среды свидетельствует о существовании объективного социального окружения по отношению к индивиду, группе, классу. В структурном плане социальная среда представляет собой социально-экономические, политико-идеологические и бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4, с. 9].

Исходя из системного подхода, личность и социальная среда может иметь как энтропийные (от греческого ¿vipoma — поворот, превращение), так и негэнтропийные (противоположная сущность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.