Научная статья на тему 'О проблеме дискриминации права на свободу творчества со стороны общественных организаций на территории Новосибирска'

О проблеме дискриминации права на свободу творчества со стороны общественных организаций на территории Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОСЛАВНЫЕ АКТИВИСТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антипьев Николай Валерьевич

В статье анализируются действия общественных организаций с целью запрета определенного творчества на территории г. Новосибирска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме дискриминации права на свободу творчества со стороны общественных организаций на территории Новосибирска»

О ПРОБЛЕМЕ ДИСКРИМИНАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКА Антипьев В.Н.

Антипьев Николай Валерьевич — магистрант, юридический факультет, Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

Аннотация: в статье анализируются действия общественных организаций с целью запрета определенного творчества на территории г. Новосибирска

Ключевые слова: творчество, общественные организации, православные активисты.

Свобода творчества в России является конституционным правом человека. Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» [1, с.

В ст. 10 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [3, с. 5] говорится о том, что «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями». Государственная власть обязана всеми законными средствами обеспечивать права граждан, а с другой — государство, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица и граждане не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности в соответствии с Основами законодательства о культуре может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Активные попытки запретов творческой деятельности и её плодов на территории Новосибирска начались еще в 2012 году.

Публицист Марат Гельман решил провести в Новосибирске выставку современного искусства «Родина». По мнению Гельмана, выставка должна была показать негативный образ, которым торгуют различные пиар-конторы, представляя Россию за рубежом.

Выставка должна была пройти в ночь с 19 на 20 мая в рамках акции «Ночь в музее», заняв все выставочные залы второго этажа государственного краеведческого музея. 26 апреля депутат Законодательного собрания НСО Игорь Умербаев предложил парламенту принять обращение к директору Новосибирского краеведческого музея о недопустимости размещения в музее выставки «Родина». Вслед за этим областным министерством культуры было принято решение о переносе выставки на неопределенный срок в связи с обращениями «представителей депутатского корпуса и общественных организаций» [6].

В данном случае имело место нарушение статьи 6 Закона «О культуре в Новосибирской области» [4, с. 3] провозгласившей принцип «невмешательства органов государственной власти Новосибирской области в творческую деятельность граждан, учреждений и организаций культуры, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством». Однако механизма реализации соблюдения данного принципа нет.

2 мая стало известно, что выставка будет проведена на территории новосибирского аэропорта «Северный». 12 мая в ситуацию вмешались общественные организации, принявшие решение провести пикет «в защиту нравственности, против кощунственной выставки «Родина» Марата Гельмана», в пикете 13 мая приняли участие новосибирские отделения организаций «Народный собор», «Профсоюз граждан России», «Суть времени», «Евразийский Союз Молодежи», «Антиоранжевый центр», ассоциация православных многодетных семей Бердска [6].

Под давлением органов власти и общественных активистов, владелец аэропорта «Северный» расторгает контракт с Гельманом. Выставка была перенесена в бывшее здание «Сибирской ярмарки» на Красном проспекте.

31 мая у входа в бывшее здание «Сибирской ярмарки» прошел второй пикет, с участием тех же общественных организаций. Данные организации выступали против выставки, называя мероприятие «моральным преступлением».

Данная ситуация являлась лишь началом череды событий с участием общественных организаций с целью срыва творческих мероприятий на территории НСО.

Следующим этапом были срыв и отмена концертов различных рок-групп в 2014 году. Началом послужил скандал, произошедший в связи с планами группы Behemoth дать концерт в клубе RockCity 19 мая в рамках музыкального тура «RussianSatanist».

Еще до концерта руководство регионального отделения общественной организации «Народный собор» обратилось в полицию с просьбой проанализировать творчество данной группы, по его мнению, «оно носит откровенно сатанинский, антихристианский и оккультный характер». Однако в МВД так и не дали ответ «Народному собору». В ответе программе «Прецедент», начальник отдела МВД «Центральный», полковник Оганесян сообщил, что драка возникла между посетителями и охраной клуба из-за отмены концерта, при этом стороны претензий друг к другу не имели.

Как было указано в анонсе на сайте клуба, группа Behemoth образована в октябре 1991 года в Гданьске (Польша). В начале своего музыкального пути стиль группы классифицировался как блэк-метал, с 1994 года появилась языческая составляющая. С 1999 года группа начала вносить в свою музыку элементы дэт-метала, отказавшись от языческой темы и привнеся в песни тематику оккультизма, мифологии Ближнего Востока, а также идеологии Алистера Кроули.

Вечером 19 мая около 17:30 на входе в клуб RockCity произошла драка с участием людей, назвавших себя «православными активистами». Также имело место нападение на охрану данного клуба. Около 19:00 порядка 10 человек встали на входе в клуб и не пускали поклонников группы внутрь [7]. Позже руководство клуба приняло решение не проводить концерт, явно опасаясь последствий. Таким образом, концерт был сорван.

Следующим громким событием была отмена концерта популярной американской рок-группы Marilyn Manson, который должен был состояться 29 июня.

Мэрилин Мэнсон (Брайан Хью Уорнер) — американский рок-музыкант, художник и бывший музыкальный журналист, основатель и бессменный лидер рок-группы Marilyn Manson. Его сценический псевдоним сформирован из сложения имен двух американских знаковых фигур 1960-х годов — актрисы Мэрилин Монро и серийного убийцы Чарльза Мэнсона. Выступления музыканта богаты на визуальные эффекты и перформансы, носящие неоднозначный и порой двусмысленный характер.

12 мая «православные активисты» опубликовали обращение к мэру города, в котором попросили оказать содействие в отмене запланированного концерта. Текст данного обращения содержал следующее: «На своих шоу певец демонстративно сжигает Библии, танцует в священнических рясах, поет богохульные песни. Также пропагандирует антисемитские ценности и развратный образ жизни, что губительно сказывается на воспитании подрастающего поколения и вызывает чувство непонимания современной культуры у старшего поколения... » [8]. Кроме того, было упомянуто что «американские власти выдвигают против Российской Федерации экономические санкции, которые вредят экономике РФ и благосостоянию её граждан, а в это время гражданин США Мерилин Мэнсон может заработать в России несколько миллионов долларов» [7].

Однако, проанализировав творчество данной группы, и певца в частности, можно сделать вывод о том, что в текстах нет упоминаний или пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, так как это противоречит законодательству страны, гражданином которой Мэнсон является. Данным фактом «православные активисты» хотели ввести руководство Новосибирска в некое заблуждение. Сам певец придерживается традиционной сексуальной ориентации, о чем он неоднократно заявлял.

За всю концертную деятельность Мэрлина Мэнсона ни разу не проводилось сжиганий Библии. На своих концертах певец не осуществляет действий насильственного характера. Группа держится в стороне от политики и не затрагивает политических вопросов.

11 июня на площади Ленина прошел масштабный митинг общественных организаций, на котором около 500 человек вышли с призывом запретить концерт Мэрлина Мэнсона. Один из организаторов митинга, координатор движения «Русский щит» Алексей Лобов заявил: «Мы пришли сюда с целью защитить нашу традицию, которая создавалась веками и которая в последнее время часто подвергается нападкам и разрушению. Такой провокацией мы видим концерт Мэнсона с его пропагандой непристойностей, наркотиков, сексуальных извращений и оскорблений христианской веры» [9]. Организатор концерта сообщил, что с подобной проблемой столкнулся только в Новосибирске, в других городах российского тура концерты проходили спокойно. В это же время депутаты Законодательного Собрания Новосибирской

области попросили прокуратуру дать оценку творчества Мэрлина Мэнсона, отмечая, что его выступления могут оказать негативное влияние на молодежь. Помимо этого, они сослались на «православных активистов», по мнению которых Мэрлин Мэнсон оскорбил чувства верующих и пропагандировал нетрадиционные сексуальные отношения.

Власти Новосибирска, которые сначала не видели проблем в проведении концерта 29 июня, после протестов общественных организаций, выступающих против его проведения, заявили, что не допустят его в День города «из соображений безопасности граждан». В связи с плотностью графика группы концерт перенести не удалось. 27 июня концерт окончательно был отменен.

В данном случае были нарушены положения части 1 статьи 44 Конституции РФ, статьи 10 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также статьи 6 Закона «О культуре в Новосибирской области».

И вновь общественные активисты требовали отмены концерта, на этот раз группы Cradle of Filth, который должен был состояться в клубе RockCity 20 октября.

Cradle of Filth - английская экстрим-метал группа, основанная в 1991 году. Название переводится как «колыбель разврата». Стиль группы находится под сильным влиянием готической литературы, поэзии, мифологии и фильмов ужасов. Группа была основана вокалистом Дэниелом Ллойдом Дэви, который выступает под псевдонимом Дэни Филс.

15 октября «Координационный совет в защиту общественной нравственности и традиционных ценностей» попросил новосибирские власти отменить концерт. По мнению данной организации «творчество группы оскорбляет религиозные чувства граждан. Концертная программа насыщена элементами ненависти, разжиганием религиозной ненависти и пропаганды жестокости, убийств, суицида, половых извращений, и сатанизма, в том числе среди молодежи» [10]. Также была дана ссылка на ч. 1 ст. 148 УК РФ [2, с. 83], по мнению общественников она могла быть нарушена.

«Этот коллектив путешествует по всей стране, и везде одна и та же реакция,- люди не хотят их слышать» - заявили активисты. Однако на момент этого заявления на территории Российской Федерации прошло уже три концерта, никаких отмен мероприятий не было, попыток срыва тоже.

«Группа «Cradle of Filth» своим творчеством пропагандирует сатанизм, который не солидарен с судьбой Русского Народа, а значит и с каждым гражданином Российской Федерации, идентифицирующим свою национальность как русский» [6]. Однако следует заметить, что большинство желающих посетить данный концерт являлись русскими по национальности, в связи с чем возникают сомнения в пропаганде сатанизма данной группой. Часть людей, которые хотели посетить данный концерт, являлись верующими, притом фанатами данной группы, таким образом, их религиозные чувства не могли быть задеты. Также была дана ссылка на ст. 13 Конституции РФ о запрете в России разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Но в ст. 13 также имеются пункты 1 «В РФ признается идеологическое многообразие» и 2 «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, люди сами вправе решать к какой идеологии им следует прислушиваться, главное, чтобы это было в рамках закона. Целью группы не являлась пропаганда какой-либо розни или религии.

20 октября концерт все же был отменен по техническим причинам. По словам организаторов, концерт был отменен, так как «все оборудование сгорело». У входа в клуб православных активистов не было, однако на другой стороне улицы стояли около десяти человек, которые не стали отвечать на вопросы, среди которых был замечен известных православных активист Юрий Задоя. Людям, купившим билеты на концерт было предложено проехать на метро до клуба R-club, где группа проведет творческий вечер, будет отвечать на вопросы и фотографироваться с поклонниками. Многие поклонники таким форматом остались недовольны. На вопрос, связана ли отмена концерта с возмущением православных активистов, организаторы ответили отрицательно, однако директор продюсерского центра «Сибирские гастроли» упомянул некую провокацию и сообщил о намерении пожаловаться в прокуратуру.

Также, произошел скандал вокруг оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Премьера «Тангейзера» состоялась 20 и 22 февраля 2015 года в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Режиссер Тимофей Кулябин предложил зрителю свое видение данной оперы.

Опера Вагнера строится на том, что герой совершает страшный кощунственный грех, толпа гонит его, он раскаивается, толпа его не прощает, а Бог прощает. В оригинале 1845 года грехом

была песнь героя о равенстве плотской и небесной любви, в постановке Кулябина - фильм героя о пребывании молодого Христа в гроте Венеры. 28 секунд во втором акте на заднем плане сцены демонстрировалась «афиша» этого фильма, где распятый человек изображен на фоне обнаженного женского тела.

13 февраля митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил на пресс-конференции, что обратился в прокуратуру по поводу постановки. По его словам, к нему обратились верующие, оскорбленные постановкой, сам он оперу не смотрел, в театр не обращался. «После премьеры вышеуказанной оперы в Новосибирское епархиальное управление каждый день поступают телефонные звонки и люди с возмущением спрашивают — как было возможным на сцене ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» показать данную оперу, где Спаситель проводит несколько лет в царстве Венеры, предаваясь плотским утехам и т.д. Кроме того, на сцене присутствовала декорация с изображением распятого Христа на фоне обнаженной женщины» [10], — говорилось в обращении.

Данное обращение фактически послужило началом открытого выступления РПЦ (Русской православной церкви) против данной творческой постановки.

Также следует заметить, что статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Таким образом, законодательством закреплена свобода художественного выражения.

Кроме того, в обращении было замечено, «Ряд общественных организаций города Новосибирска и Новосибирской области, и не только православные, возмущены такой деятельностью чиновников министерства культуры Новосибирской области, о чем направили совместное обращение на имя губернатора и председателя Законодательного Собрания области» [10].

Нельзя не заметить, что Россия, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством, а значит, церковь не должна вмешиваться в дела государства.

24 февраля прокуратура заявила о возбуждении дела об административном правонарушении «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».

25 февраля Следственный комитет начал проверку по ст. 148 УК РФ «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» в отношении постановки Новосибирского оперного театра оперы и балета «Тангейзер». 27 февраля материалы дела об административном правонарушении в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича поступили в суд.

После этого в социальных сетях были созданы различные группы, поддерживающие «Тангейзер», количество участников которых очень быстро росло.

28 февраля появилась версия, что дезинформация православной общественности относительно оперы проводится узким кругом лиц, намеренно разжигающих религиозные конфликты в городе ради победы на выборах в Совет депутатов и Законодательное Собрание НСО 13 сентября 2015 года.

1 марта «православные активисты» провели митинг на площади Ленина численностью около 2000-3000 человек, где потребовали уголовного преследования для режиссера, а также отставки ряда внесистемных лиц в органах власти НСО - Анны Терешковой, начальника департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии и Василия Кузина, министра культуры НСО. На митинге звучали обвинения в том, что они являются так называемой «пятой колонной».

После данного митинга за оперу заступились известные деятели искусства, в частности: актеры Олег Табаков и Евгений Миронов, министр культуры НСО Василий Кузин, глава Союза театральных деятелей России Алексей Калягин, редактор журнала «Около» Степан Звёздных, ректор Новосибирской консерватории Константин Курленя.

4 марта состоялось слушание по делу в отношении директора театра Бориса Мездрича, где адвокат заявил, что вынесение решения по делу невозможно без проведения комплексной искусствоведческой экспертизы, так как опера «Тангейзер» является сложным художественным произведением. Он посчитал, что прокурор при оценке произведения руководствовался лишь субъективной оценкой произведения искусства без просмотра самого спектакля.

По мнению адвоката, экспертное заключение доктора богословия не может являться доказательством позиции прокуратуры, так как это не в компетенции протоиерея. Кроме того, защитник отметил, что фактически представитель Русской православной церкви является заинтересованным лицом, так как обращение в прокуратуру написал митрополит

Новосибирский и Бердский Тихон. Заседание было перенесено на 10 марта.

5 марта Мировой суд Центрального района Новосибирска отказал режиссеру «Тангейзера» Тимофею Кулябину в проведении комплексной экспертизы спектакля специалистами по религии и культуре. Суд пояснил, что такое решение было принято, так как считает, что предоставленных доказательств будет достаточно для принятия решения по делу.

10 марта ведущие российские эксперты в области религиоведения Борис Фаликов (РГГУ) и Владимир Винокуров (МГУ) в суде выступили в защиту директора Новосибирского театра оперы и балеты Бориса Мездрича и заявили, что постановка «Тангейзер» не оскорбляет религиозные святыни.

В этот же день суд прекратил дело в отношении режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина в связи с отсутствием состава преступления. Президентский Совет по правам человека поддержал решение суда.

13 марта о недопустимости показа оперы также заявил муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов, выразив, таким образом, полную солидарность с представителями РПЦ.

14 марта состоялся показ «Тангейзера» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Состоялся пикет «православных активистов» который собрал около 50 человек. На площади напротив театра они скандировали: «Долой пятую колонну в Минкульте!», «Мы русские, с нами Бог!», «Нет антироссийской культуре!», «Мездричу — позор!», «Кулябина на нары!». Также показ оперы состоялся 15 марта.

Однако события, произошедшие в связи со скандальной оперой, привели к увольнению 29 марта директора театра Бориса Мездрича. Новым директором стал Владимир Кехман, который вскоре снял оперу «Тангейзер» из репертуара театра.

Ситуация, связанная с постановкой, расколола общество и привела к дебатам о цензуре.

Представители местной интеллигенции написали губернатору Владимиру Городецкому письмо: «творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования произведений искусства и их создателей». В городе ученых, студентов, творческих людей искусство интерпретируется с не свойственных ему позиций, когда не видят разницы между реальностью и художественным вымыслом, между намеренным оскорблением и художественным провокативным жестом, необходимым для благородной цели. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство» [6], — говорилось в письме. Однако поддержки или одобрения от губернатора не получили.

Несомненно, исходя из вышеописанных случаев, можно сделать вывод, что законодательство в сфере свободы творчества и культуры в целом на территории Новосибирской области является несовершенным.

Нарушения за последнее время права свободы творчества, усиливающаяся роль в этой сфере со стороны органов власти, религиозных и общественных организаций вынуждают если не принять отдельный нормативный акт, то хотя бы внести дополнительные нормы закон «О культуре Новосибирской области» в сфере свободы творчества. Необходимо закрепить невозможность чрезмерного воздействия общественных организаций на творческую деятельность и творческую жизнь в НСО. Для определения содержания данных норм необходимо организовать общественные слушания, на которых будут присутствовать представители творческой интеллигенции, общественных организаций, а также религиозные деятели.

Необходимо создание на территории Новосибирска общественной организации, целью которой будет защита прав и интересов различных творческих деятелей, которая таким образом противопоставит себя «православным активистам». Такая организация могла бы защищать интересы граждан занимающихся творчеством, чьи права и свободы будут дискриминированы со стороны представителей религиозных и иных общественных организаций. Также данная организация могла бы организовывать массовые собрания (в том числе митинги) с требованием поддержки соблюдения принципа свободы творчества на территории Новосибирской области.

26 мая 2015 года в Законодательное собрание Новосибирской области был внесен Проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области» [4, с. 5]. В ст. 3 п. 2.2), который должен будет внести изменения в ст.10 Закона Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области», говорится о формирование с участием общественных организаций общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры и

утверждение положения о нем. Однако, исходя из сложившейся ситуации, необходима разработка пункта 2.3) данного закона, где будет указана возможность формирования общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры по делам связанным с религией. В составе такого совета должно быть тридцать человек, десять из которых будут представителями общественных организаций, причисляющих себя к «православным активистам», еще десять будут представлять общественные организации, целью которых будет являться защита прав творческих деятелей, остальные десять человек будут представителями научных кругов. Такой общественный совет будет принимать решения по острым вопросам, возникающим в сфере творческой жизни, в порядке консенсуса, где мнения сторон будут максимально учтены.

В завершение можно отметить, если религия и творчество по-разному называются и по-разному выглядят — это потому, что они по-разному устроены. Цель у них, конечно, одна: помочь человеку оставаться человеком, напоминая, что этот мир, окружающий его, — не единственный и что смысл жизни в этом мире есть. Но способы, методы и функции у них разные. А потому и цели своей они достигают по-разному. Остается надеяться, что религия и творчество на территории Новосибирска сохранят взаимоуважение и будут сосуществовать, не нарушая норм права.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принято всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. 13.07.2015 с изм. 16.07.2015) // Российская газета 1996. 25 июня.

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 09 октября 1992 г. № 3612-I (ред. 01.12.2014) // Российская газета 1992. 17 ноября.

4. О культуре в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 7 июля 2007 г. № 124-ОЗ (ред. 02.07.2014) // Сов. Сибирь. 2007. 17 июля.

5. О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области»: Проект закон Новосибирской области от 26 мая 2015 г. № 592-5.

6. Тайга.инфо [Электронный ресурс]: информационно-аналит. интернет -изд. 2004-2015 URL: http://tayga.info/ (дата обращения: 24.05.2018).

7. Сиб. Фм [Электронный ресурс]: интернет-изд. 2011-2015 URL: http://sib.fm/ (дата обращения: 24.05.2018).

8. «Наша Магнитка» [Электронный ресурс]: информационно-аналитическое сетевое издание. 2014-2015 URL: http://nmgazeta.ru/ (дата обращения: 24.05.2018).

9. «Русский курьер онлайн» [Электронный ресурс]: ежедн. интернет-изд. 2005-2015 URL: http://www.ruscur.ru/ (дата обращения: 24.05.2018).

10. Сибкрай.т [Электронный ресурс]: общественно-политическое интернет-изд. 2010-2015 URL: http://sibkray.ru/ (дата обращения: 24.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.