Научная статья на тему 'О проблеме асинхронной самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС ВПО'

О проблеме асинхронной самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме асинхронной самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС ВПО»

О ПРОБЛЕМЕ АСИНХРОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

Т. П. Петухова, М. С. Пашкевич

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия;

Управление довузовского образования, г. Оренбург, Россия

В настоящее время вузами активно разрабатывается методическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В компетентностно-ориентированных основных образовательных программах направлений подготовки (специальностей) особое место отводится организации самостоятельной работы, позволяющей студенту приобрести опыт самостоятельной и ответственной деятельности, развить его гносеологический, аксиологический и творческий потенциал. В связи с этим появились вопросы, требующие неотложного решения, такие как уточнение содержательных аспектов самостоятельной работы студентов в условиях уровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, подготовка специалиста); выявление эффективных форм, методов, средств и технологий самостоятельной работы студентов как фактора формирования профессиональных компетенций в аспекте развития общекультурных компетенций.

Самостоятельная работа должна быть ориентирована на обучающегося. В этой связи следует заметить, что разноуровневая подготовка студентов, а также индивидуальный стиль учебной деятельности каждого из них не позволяют всем им одновременно выйти на тот или иной уровень развития компетентности (информационной, математической, иноязычной и т. д.). Это требует асинхронной организации самостоятельной работы, а следовательно, появляется проблема разработки ее методического обеспечения и технологии реализации в условиях уровне-вой системы высшего профессионального образования [1].

Учитывая кредитно-модульную организацию учебного процесса, самостоятельная работа студента не должна быть жестко привязана к конкретной дисциплине, а должна проектироваться преподавателями по модулю в целом (как совокупности дисциплин) на

основе межпредметных связей и связей с будущей профессиональной сферой обучаемых. Следует учесть, что технологии ее проектирования и реализации в зависимости от типа развиваемых (формируемых) компетенций (общекультурных или профессиональных) будут, очевидно, различными. Отдельной проблемой стоит разработка диагностических средств для оценки результативности компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов.

В последнее время проводится немало конференций и семинаров, посвященных вопросам перехода вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с ФГОС ВПО, но они пока не дали полного и обоснованного ответа относительно реализации самостоятельной работы студентов по обозначенным выше позициям.

Представленные в отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе исследования по данной тематике недостаточно отражают такие аспекты самостоятельной работы студентов, как ее информационную насыщенность, студентоцентриро-ванность, проблемно-ориентированный характер, профильность, исследовательскую и проектировочную направленность с учетом особенностей регионального рынка труда и требований работодателей. Имеющийся зарубежный опыт организации самостоятельной работы студентов в уровневом профессиональном образовании требует глубокого анализа и адаптации его к российским условиям.

Становление информационной парадигмы общества, внедрение в производство информационных технологий трансформировало трудовой процесс и вызвало новое разделение труда по следующим «измерениям»: создания стоимости, построения отношений, принятия решений. Складывается новый тип организации предприятий на основе сетевого принципа, который характеризуется стиранием границ между внутренними структурами, усилением интеграции специализированных подразделений, переходом к гибким рабочим

Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

командам, выработкой коллегиальных решений, открытым доступом к информации.

В связи с этим выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, связанной не только с решением фактических задач его предметной области, но и реализацией взаимодействия с другими организациями, предприятиями, фирмами, коллективами, рабочими группами и глобальным информационным пространством в целом, в принятии управленческих решений как в конкретном (локализованном) производстве, так и в распределенной компании. Кроме этого, будущий специалист должен быть готов к самостоятельному освоению нового содержания соответствующей предметной области, форм и способов совершенствования профессиональной деятельности и проявлению профессиональной мобильности [2].

Учитывая тенденции формирования рынка трудовых ресурсов, мы выделили следующие группы специалистов по уровню готовности к осуществлению деятельности в условиях информационного общества:

- внесетевой специалист-исполнитель (реализует принятые решения, выполняет отведенные ему специфические задачи, требующие как проявления собственной инициативы, так и исполнения вспомогательных, заранее алгоритмизированных функций; специалисты этой группы должны уметь использовать информационные технологии в конкретных операциях выполняемого проекта (внедряемой инновации);

- сетевой специалист-исполнитель (включен в процесс принятия решений на внутреннем уровне организации, фирмы, предприятия, проекта; занимается внедрением инноваций; осуществляет управление отношениями между решениями, инновацией, внедрением и исполнением; принимает тактические решения; для него важно создать мобильную команду и уметь реализовать инновацию в конкретной предметной области. Специалисты этой группы должны уметь использовать информационные технологии в процессах принятия решений; преобладающий вид деятельности - организационноуправленческая деятельность внутри предприятия, организации, проекта);

- сетевой специалист-универсал (по собственной инициативе устанавливает связи с предприятиями, организациями и другими субъектами глобального информационного пространства; осуществляет деятельность по развитию сетевой структуры предприятия; для него характерно принятие стратегических решений, разработка инноваций; преобладающие виды деятельности - управление проектами и научно-исследовательская деятельность).

Таким образом, проблема асинхронной самостоятельной работы актуализирована такими факторами, как требования сетевой структуры информационного общества, усиливающая мобильность рынка трудовых ресурсов, потребности личности в самообразовании, самоактуализации, саморазвитии, компетентностная парадигма уровневой системы профессионального образования.

В основу разработки концептуальных основ асинхронной самостоятельной работы были положены ресурсный, компетентности и субъектно-деятельностный подходы.

Анализ научно-педагогической литературы и имеющийся опыт исследований [3] позволил определить, что асинхронная самостоятельная работа студента - это вид учебно-познавательной деятельности, базирующейся на индивидуально-распределенном во времени выполнении комплекса разноуровневых задач и заданий при консультационно-координирующей помощи преподавателя. Она характеризуется самоорганизацией деятельности студентов в условиях содержательно-смыслового структурирования личностного времени, и способствует приобретению обучающимися трех типов опыта деятельности (воспроизводящей, познавательной, творческой) и опыта эмоциональноценностных отношений, и ориентирована на развитие самостоятельности в принятии решений, вовлечение студентов в самостоятельную поисковую деятельность.

Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется:

- устойчивой внутренней мотивацией учения;

- компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

- активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

- продуктивной поисково-

познавательной деятельностью студента;

- самостоятельностью принятия решений;

- самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

- полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

- студентоцентрируемостью.

В настоящее время сформированы концептуальные основы и разработана процессуальная модель асинхронной самостоятельной работы студентов университета, которые апробированы на реализации асинхронной самостоятельной работы по информационнокомпьютерному модулю (самостоятельной ГТ-

работы) для студентов инженерных направлений подготовки и специальностей [1-3].

Данные исследования проводятся в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 3.1.1/13256).

Литература

1. Петухова Т. П. Конструирование компе-тентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной ГТ-работы студентов // Высшее образование сегодня. М., 2011. № 6. С. 6-10.

2. Петухова Т. П., Глотова М. И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России. М., 2008. № 12. С. 121-126

3. Петухова Т. П., Глотова М. И. Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе (на примере направления 260000): научно-методическое пособие для преподавателей вузов. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.