Научная статья на тему 'О проблемах внешнего миграционного обмена'

О проблемах внешнего миграционного обмена Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППИРОВКИ / СТАТИСТИКА / КОНТРАБАНДА / КРИМИНАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аветисян Анна Спартаковна

Рассматриваются социально-политические, экономические и криминальные проблемы, связанные с незаконной миграцией в Дальневосточном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аветисян Анна Спартаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах внешнего миграционного обмена»

А.С. АВЕТИСЯН

О проблемах внешнего миграционного обмена

Рассматриваются социально-политические, экономические и криминальные проблемы, связанные с незаконной миграцией в Дальневосточном регионе.

Ключевые слова: миграционная служба, транснациональные преступные группировки, статистика, контрабанда, криминальная среда.

Внешняя миграция населения представляет собой одну из серьезных социально-политических, экономических, нравственно-психологических и криминальных проблем для любого государства, а ее регулирование — мощный рычаг не только внешней, но и внутренней политики, индикатор адекватности законодательства складывающимся геополитическим и социально-экономическим реалиям как внутри страны, так и за ее пределами. Особенно возрастает роль внешнего миграционного обмена и порядка его регулирования в стране, находящейся в состоянии активной трансформации политической и экономической систем, пересмотра законодательства, регулирующего все без исключения сферы общественной жизни. Именно в таком положении сегодня находятся многие регионы России, в том числе Дальний Восток.

Наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из ближнего зарубежья. Под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда,

АВЕТИСЯН Анна Спартаковна — аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.

что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов. Так, в Западной Европе доля незаконных мигрантов и беженцев, не подавших обоснованных прошений о предоставлении убежища, в общем числе мигрантов возросла с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов с 25 до 50 %.

Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий.

Россия в настоящее время является фактически открытой страной для мировых миграционных процессов.

Вместе с тем одновременное нахождение на рынке труда России более 10 млн нелегальных мигрантов — такую цифру назвал глава Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России) К. Ромодановский — является чрезмерным и неоправданным ни с экономической, ни с социальной точки зрения [6]. Оно ощутимо усиливает межэтническое напряжение главным образом в крупных городах.

Среди факторов, определяющих объем и направления современных миграций между Россией и странами ближнего зарубежья можно выделить следующие: различные деструктивные процессы, ведущие к социально-экономической напряженности (этнические конфликты, экономический и демографический кризисы, рост безработицы и т. п.); переход к рыночным отношениям, развитие частного предпринимательства, стимулирующего перелив капиталов и товаров, и соответственно перемещение рабочей силы, формирование рынков труда; становление законодательной базы в отношении миграции населения, присоединение России к международным конвенциям и соглашениям в области международной миграции.

Главную роль в притоке мигрантов в Россию из ближнего зарубежья играют экономические факторы — большая благоприятность и стабильность показателей, характеризующих общие экономические условия, таких как ВВП на душу населения, инфляция, темпы роста потребительских цен и безработицы.

С каждым годом возрастает количество трудовых мигрантов и в Приморье. По данным ФМС России, Приморский край попал в число российских регионов, где наиболее высоко число нелегальных мигрантов [3].

Выходцы из Узбекистана, Таджикистана и других стран ближнего зарубежья, главным образом, заняты неквалифицированным трудом в жилищно-коммунальном хозяйстве. Некоторые из них работают на своих бывших соотечественников по СССР, выходцев с Кавказа, которые уже давно получили российское гражданство и владеют собственным бизнесом. В 2010 г. число граждан СНГ, поставленных на миграционный учет в Приморском крае, составило 56 тыс. чел. (22,0 %) [4]. Большинство же мигрантов в крае — нелегальные мигранты, главным образом граждане КНР.

Таблица

Соотношение между зарегистрированными и работавшими иностранными гражданами на территории Приморского края в 2004-2010 гг.

Мигранты/Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Всего

зарегистрировано, чел. 209 537 174 221 175 309 164 720 213 299 203 628 255 081

В том числе

— КНР 1 630 937 128 082 122 802 110 773 135 046 131 365 154 558

— Ближнее зарубежье 5 393 13 533 15 793 26 632 45 074 37 650 56 035

Всего работало, чел. 17 781 23 984 37 900 30 923 32 575 43 743 42 472

В том числе граждан:

— КНР 11 788 12 050 24 410 18 368 16 016 21 518 21 753

— Дальнего зарубежья 16 593 22 264 35 205 25 948 22 310 28 745 30 569

— Ближнего зарубежья 1 188 1 720 2 695 4 975 10 265 14 998 11 903

Анализ статистических данных показал, что в 2010 г. официально оформили разрешение на работу лишь 11 903 чел., т. е. каждый пятый мигрант; мигранты из КНР — 21 753 чел., т. е. каждый седьмой (см. таблицу).

Китайская сторона активно стремится открыть российский рынок для своей избыточной рабочей силы с целью «обменивать свои финансовые и людские ресурсы на российское сырье» и одновременно смягчить существующую в КНР безработицу. Еще в мае 2002 г. Китай, едва став членом ВТО, предъявил России, своему стратегическому партнеру, в качестве одного из условий приема последнего в эту организацию требование «полностью снять барьеры по доступу на рынок услуг; обеспечить неограниченный допуск в Россию китайской рабочей силы». Другие условия — отменить российские экспортные пошлины и резко снизить импортные пошлины на промышленную продукцию в течение 2-3 лет.

Безусловно, экономическое сотрудничество может принести России замечательные результаты. Но только в том случае, если российские государственные структуры и корпорации сумеют отстоять интересы страны в ходе деловых переговоров с сильной, уверенной в себе и хорошо организованной китайской стороной. Если у российского государства хватит сил, чтобы не выпускать из рук рычаги управления ситуацией на Дальнем Востоке. Пока же, как свидетельствуют многочисленные факты, китайские коммерсанты умело и за бесценок выкачивают из России металлы, лес, дикоросы, морепродукты. Но какой бы ни была стратегия китайского руководства, защита интересов России — в первую очередь дело рук самой Российской Федерации. Нужно добиться того, чтобы приезжало (в том числе и надолго) столько и таких китайцев, сколько это необходимо не Китаю, а России.

В Приморском крае в связи с нелегальным характером иммиграции, в том числе граждан КНР, отмечено значительное количество противоправных

и криминальных проявлений: контрабанда, нелегальная торговля потребительскими товарами, подделка документов и т. д. По сути противоправной является деятельность многих совместных предприятий, а также частных лиц, занимающихся различными экономическими операциями. Помимо создания собственной криминогенной среды, иммигранты интегрируются и в российский уголовный мир, используя его в собственных целях (см. рисунок). Результатом этой интеграции является то, что Приморский край превращается в перевалочную базу для миграции криминальных элементов в другие регионы мира.

180

160 140 120 100 80 60 40 20

Преступления, совершенные иностранными гражданами в Приморском крае в 2010 г. [8]

Проведенное автором исследование показало, что в 2010 г. динамика преступлений, совершенных, например, гражданами Узбекистана, по ряду показателей понизилась. Всего же в крае в 2010 г. по линии криминальной полиции зарегистрировано 126 преступлений (2009 г. — 164); из них: тяжкие и особо тяжкие — 87 (123), убийства — 7 (3), умышленное причинение тяжкого вреда — 7 (8), кражи — 21 (44), грабежи — 11 (11), разбои — 5 (7). По линии полиции общественной безопасности — 196 (143), из них средней тяжести — 22 (25), угроза убийств — 14 (17) [2].

Дальний Восток России — это обширная приграничная территория, и не будет преувеличением утверждение, что Приморский край не только имеет повышенный уровень криминализации, но, более того, находится под влиянием организованных преступных формирований.

По мнению специалистов, лидеры организованных преступных группировок (ОПГ) контролируют в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) значительную часть экономики региона. Особенно велико влияние ОПГ в таких ведущих сферах экономики Дальнего Востока, как рыбная, лесная и золотодобывающая. Можно утверждать, что Дальний Восток (Приморский и Хабаровский края, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области)2 входит в число десяти регионов страны, где сложилась наиболее неблагоприятная ситуация с организованной преступностью.

1 ЛГБ — лицо без гражданства.

2 иКЬ: http//www.apn/kz/news/article5136/htm

Традиционными для приграничных районов России являются, прежде всего, транснациональные преступные посягательства: контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, операции по незаконному вывозу из России сырья, энергоносителей, цветных, редкоземельных металлов и других природных ресурсов. Все эти преступные проявления надежно прикрываются коррупционными связями. Особенно неблагоприятны в этом отношении границы с КНР и Республикой Корея.

В 2010 г. в Приморском крае на 5 % увеличилось количество раскрытых преступлений, совершенных организованными преступными группами. Направлены в суд уголовные дела по 16 преступлениям, связанным с организацией преступного сообщества; 19 — по фактам бандитизма; 60 уголовных дел возбуждено против лидеров и активных членов преступного сообщества «Общак» [2]. К уголовной ответственности привлечено 20 лидеров организованных преступных группировок, 4 организатора преступного сообщества. Почти в два раза (по сравнению с 2009 г.) выросло число преступлений, совершенных ОПГ (867), в том числе в 2,5 раза - преступлений, связанных с наркотиками (215), в 1,5 раза - преступлений экономической направленности [6].

В Дальневосточном регионе за 2010 г. увеличилось количество выявленных фактов контрабанды, было возбуждено 196 уголовных дел, что на 23 % выше по сравнению с 2009 г. [7]. Общая стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу России товаров, согласно возбужденным уголовным делам по контрабанде, составила более 2 млрд р. Все это отражает фактический рост преступлений данного вида. Так, стоимость нелегальных поставок морепродукции только в Японию равна трети стоимости товарной продукции всей рыбной отрасли России [1].

В настоящее время фактически завершилось слияние ОПГ Приморского края и других территорий Дальнего Востока, специализирующихся на контрабанде объектов животного и растительного мира, с криминальными структурами за рубежом, в основном в Китае и Республике Корея, а также отчасти в Японии и КНДР. Одним из наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на отечественную экономику, по объемам экономической экспансии и степени организации является контрабанда товаров, произведенных в КНР.

В России велики масштабы криминального оборота леса, особенно на Дальнем Востоке. Многие китайские коммерсанты выезжают непосредственно на заготовительные участки, чтобы на месте приобрести древесину за наличные деньги. Вокруг границ страны развернута широкая сеть пунктов скупки, где по бросовым ценам через контрабандистов приобретается незаконно заготовленная древесина. Особенно сложная обстановка с криминальной заготовкой древесины ценных пород сложилась в Дальневосточном регионе, где в 2010 г. было незаконно вырублено и вывезено за пределы России около 20 млн куб. м круглого леса, причем весь ежегодный экспорт круглых материалов не превышает 40 млн куб. м [2].

В последние годы из Приморского края в Китай экспортируется 95 % заготовляемого леса. Каждое третье преступление, связанное с незаконной вырубкой и контрабандным вывозом леса на территории ДФО, выявляется именно в Приморском крае. Сегодня край оказался в числе регионов, где браконьерские рубки леса значительно превышают объемы легальных заготовок. По оценке самих участников лесного бизнеса, доля нелегально заготовленной или нелегально реализованной древесины в экспортном потоке в Китай достигает 80 %. В Приморье ежегодно незаконно заготавливается и переправляется через российско-китайскую границу в обход таможенного законодательства около 2 млн куб. м древесины ценных пород, аукционная стоимость которой достигает 800 долл. США за 1 куб. м. Нелегальный оборот древесины в Приморье достигает в год 150 млн долл. США по ценам внутреннего рынка, или 300 млн долл. США по ценам внешнего, что сопоставимо с годовым бюджетом всего края [5].

Ничуть не лучше ситуация с морскими биоресурсами. По данным соответствующих органов, 70 % выловленной в российских водах рыбы попадает в иностранные порты контрабандно. Так, в рыбной отрасли российскими правоохранительными органами в 2010 г. было выявлено более 11,5 тыс. преступлений. При этом ущерб интересам России от браконьерского промысла и бесконтрольного вывоза биоресурсов только в страны Азии, по оценке специалистов, составляет свыше 1 млрд долл. США в год [5].

Во многом благодаря своему географическому расположению, Приморье оказалось едва ли не в центре путей мировой транспортировки наркотиков. На наркобизнесе, как известно, сформировались мощные международные преступные организации. На сегодня наиболее привлекательной для торговцев наркотиками стала Япония. Таможенные и пограничные органы Дальнего Востока пытаются противодействовать контрабанде наркотиков, перевозимых из Средней Азии в Японию. По некоторым данным, только через российско-казахстанский участок государственной границы контрабандным путем перемещается 80 % героина, около 70 % опия и более 60 % марихуаны. Российские правоохранительные органы свидетельствуют, что больше половины изымаемых наркотиков имеет иностранное происхождение [4] .

По мнению автора, Приморье используется транснациональными преступными группировками для широкомасштабной нелегальной миграции. Преступники пользуются, во-первых, слабой охраной государственной границы, во-вторых, высоким уровнем коррупции, благодаря которой легко получить поддельные документы. Данные всех правоохранительных и силовых дальневосточных структур свидетельствуют о том, что проблема нелегальной миграции за последние годы только обостряется.

Пограничники в течение последних лет вскрывают каналы незаконной миграции граждан Ирана через Дальний Восток в Японию. С помощью лиц, имеющих связи в Хабаровске, Владивостоке, Японии и Тегеране, иранцы

при посредничестве некоторых российских фирм оформляют приглашения на посещение России.

В связи с активизацией транснациональной преступной деятельности и ростом взаимосвязей организованных преступных формирований сопредельных стран все более назревает необходимость усиления международного сотрудничества властей и правоохранительных органов в борьбе с международным криминалом.

Следует отметить, что проникновение криминально настроенных мигрантов этнических групп на территорию Приморского края противоречит государственным интересам России в данном регионе и нуждается в жестком правовом регулировании как на федеральном, так и на региональном уровне.

Список литературы

1. Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. 2008. № 7. С. 58.

2. Викторов И.С. Неизвестные гости? // Закон. 2007. № 5. С. 104.

3. Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. 2006. № 12. С. 35-38.

4. Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России: слушания в Государственной Думе // Журнал рос. права. 2009. № 4. С. 120.

5. Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. С. 76.

6. Соболева С.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда // Эко. 2010. № 1. С. 60-78.

7. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Современное право. 2010. № 6. С. 22.

8. Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. 2010. № 7. С. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.