правовая подсистема такой инфраструктуры, что выразилось в принятии законов и подзаконных актов, направленных на решение проблем, стоящих перед инновационно активными предприятиями, а также была создана система грантовой поддержки инновационной деятельности.
Развитие производственно - технологической подсистемы происходило достаточно быстрыми темпами, что позволило к 2011 году довести количество объектов до 8 единиц. Кроме того, при участии округа создано и действуют 3 финансовых фонда и программы финансовой поддержки образующие финансовую подсистему. В настоящее время активно формируется информационная и кадровая подсистемы, имеющие важное средообразующее значение.
Следует отметить, что ЯНАО относится к Арктическим регионам, имеющим общемиро-
вое значение. Создание РИС в условиях Арктики имеет свои особенности и связано с решением ряда неспецифичных для других регионов проблем. В частности географические и климатические условия накладывают ограничения, при которых создание функционально полной инновационной инфраструктуры является уникальной и по настоящему инновационной задачей, требующей нетривиальных решений.
Безусловно, в настоящее время требуется дальнейшая детализация разработанного Перечня программных мероприятий по реализации концепции инновационного развития ЯНАО, как в части содержания мероприятий, так и формулировании ожидаемых результатов. Кроме того, необходимо проведение взвешенной оценки требуемого ресурсного обеспечения.
УДК 338.26
В.Н. Тисенко, А.Д. Шадрин
О ПРОБЛЕМАХ СТАНДАРТИЗАЦИИ, КАЧЕСТВА И ИННОВАТИКИ В РОССИИ
О стандартизации
Известно, что ошибочная формулировка цели не позволяет достичь успеха.
Известно, что целью (единственной целью!) экономики любой страны является улучшение качества жизни жителей этой страны. А поскольку это так, то любой специалист обязан понимать, что такое «жизнь», что такое «качество», и в чём состоит «улучшение».
Не будем здесь останавливаться на понятии «жизнь». Предполагаем, что читатели данной статьи понимают это слово правильно.
Из двух других терминов ключевым, безусловно, является «качество». Только поняв, что такое «качество», и что такое «высокое (или отличное) качество», можно начинать работать над тем, как его «улучшить». Однако, как показывает практика, даже многие специалисты
неверно понимают значение термина «качество». Поэтому мы сталкиваемся с тем, что, порой, происходит во многих организациях - от сапожной мастерской до государства: принимается масса вроде бы правильных решений, вроде бы все что-то улучшают, а лучше становится не всегда, не всем и/или не надолго. И это не только в России.
Известно, что о терминах не спорят, о терминах договариваются, а результаты такой договоренности обычно отражаются в стандартах.
В соответствии с ГОСТ 1.1, стандартизация это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально сущест-
вующих или потенциальных задач [1].
С другой стороны, в соответствии с ГОСТ Р 1.0, стандартизация в Российской Федерации осуществляется, в частности, в целях обеспечения научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции и внедрения инноваций. Причем основные принципы стандартизации заключаются в достижении консенсуса всех заинтересованных сторон и в установлении требований, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий [2].
Следует отметить, что многие люди неверно понимают и роль стандартов в реальной экономике. Обычно полагают, что стандарт содержит некие ограничения, и это правильно. Зачастую считается, что работать в рамках стандарта означает стоять на месте, отставать, и «выход за рамки стандарта» признается чуть ли не доблестью. А это, как видно из приведённых выше определений, ошибка.
Известно: надлежащим образом разработанный стандарт вбирает в себя всё лучшее, что сегодня известно науке и проверено практикой. Давайте вспомним: все здоровые люди стандартны, отклонение организма от стандарта означает болезнь. Это не мешает людям быть бесконечно разнообразными.
Известно: все счастливые семьи счастливы одинаково. Точно также все успешные организации успешны потому, что соблюдают определенные, и в общем известные науке, правила. Границ не имеет только (как отметил А. Эйнштейн) человеческая глупость и, соответственно, бесчисленны способы нарушения правил.
Известно: когда произошла какая-нибудь неприятность или авария, необходимо рассматривать три вопроса. Это случилось потому, что у нас не было стандарта? Это случилось потому, что мы не следовали стандарту? Это случилось потому, что стандарт не был адекватным? Поэтому разработка стандартов, отражающих реальные проблемы современной экономики и предлагающих научно обоснованные и проверенные практикой пути решения этих проблем, является важнейшей задачей предприятий и государств, которые стремятся быть конкурентоспособными.
Так, президент Российского Союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шо-
хин отмечал: «Стандарты повышают производительность труда, сокращают издержки как на конкретном предприятии, так и в целом по стране, способствуют продвижению передовых технологий... Бизнес кровно заинтересован создавать как национальные, так и международные стандарты и намерен «скидываться» на эту работу. В Германии, например, промышленность, при участии специалистов, ежегодно вкладывает 720 миллионов евро в развитие национальной системы стандартизации. Зато ежегодный прирост ВВП от применения стандартов в стране оценивается в 16 миллиардов евро» [3].
Международное сообщество осознало этот факт лет 30 назад, и приступило к разработке стандартов менеджмента в различных областях. Большинство этих стандартов впоследствии принимаются как национальные стандарты стран - членов ИСО1, в том числе и России. Первыми здесь были выпущены международные стандарты по менеджменту качества (ИСО серии 9000). В этих стандартах определяется концепция того, «что такое хорошо» в управлении организацией, и даются рекомендации организациям, как достигать поставленной цели.
Международный стандарт ИСО 9004, в редакции 2009 г. [4], в частности, предлагает включать в системы менеджмента качества блок развития инноваций, и это тоже правильно, поскольку инновационная составляющая служит обеспечению высокой конкурентоспособности организации, и, зачастую, высокого качества.
Кроме того, в различных странах разрабатываются национальные стандарты непосредственно в области инноватики (например, [5]).
Таким образом, хотя качество и стандартизация, очевидно, связаны со стабилизацией лучшего из достигнутого, а инноватика - также очевидно - связана со стремлением к обновлению, это три тесно связанные области деятельности. Точнее, они должны быть связаны в каждой организации, если данная организация (от отдельного предприятия до государства) стремится к реальному долгосрочному успеху в условиях конкуренции.
1 ИСО (КО) - Международная организация по стандартизации.
О качестве
ГОСТ 15467-79 дает абсолютно правильное и понятное определение: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
К сожалению, 9 из 10 людей в России считают, что необходимыми и достаточными признаками высокого качества продукции2 являются высокий спрос на данную продукцию и высокая удовлетворённость потребителя. Однако, это ошибка: потребитель достаточно часто активно потребляет продукцию не самого лучшего качества, причём, порой, во вред себе. И не только потому, что другая продукция ему не доступна, а очень часто потому, что потребитель не является специалистом в данной области, и просто не может отличить хорошее от плохого. В клуб «Хромая лошадь» в Перми 4 декабря 2009 г. люди шли активно и добровольно...
Кроме того, продукция, обеспечивающая высокую удовлетворённость потребителя и производителя (продавца), нередко наносит ущерб другим заинтересованным сторонам и (или) обществу. И примеров тому множество -тут и контрафактная продукция, и торговля людьми и т.п.
В стандарте ИСО 9000 (и в ГОСТ Р ИСО 9000) дано определение: «Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования», причем речь идет о требованиях не только потребителя, а всех заинтересованных сторон.
Другими словами, в соответствии с ИСО 9000, качество это не «совокупность свойств», а отражение, результат, который данная совокупность свойств вызывает в окружающей среде. Следовательно, высокое качество — это высокая степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон3.
Из специальной литературы по экономике известно, что основной вопрос экономики, по существу, состоит из трех частей: Что следует
2 В соответствии с ИСО 9000, под «продукцией» в статье, понимаются любые результаты деятельности людей - и товары, и произведения искусства, и результаты образования, медицины, политики и т.д.
3
Подробнее см., например, [6], [7].
производить? Как следует производить? Как распределить результаты труда? Именно от решения этих вопросов зависит качество жизни в данной стране.
Нетрудно видеть, что все эти три вопроса вытекают из необходимости удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон в условиях ограниченности ресурсов. Степень этого удовлетворения и есть качество. Именно и только (!) эти три вопроса составляют сущность дисциплины, которая называется «менеджмент качества».
Другими словами, если понимать качество так, как его определяют стандарты ИСО серии 9000, - именно как степень удовлетворения требований всех сторон - то очевидно, что качество - основной предмет (проблема, тема) экономики.
Соответственно, высокое качество - единственная задача любой организации, которая хочет долго и успешно работать на рынке, а менеджмент качества является основной составляющей экономики. Точнее - на сегодня -должен являться. Поскольку пока еще менеджмент качества чаще считается областью деятельности (знания), касающейся только некоторых работников в некоторых организациях. А это ошибка.
Причин этой ситуации, на наш взгляд, несколько. Прежде всего, дело в том, что оценивать степень удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон методологически (в том числе, физически) сложно. Над решением этой проблемы, в той или иной степени, работают и политики, и социологи, и инженеры. Пока не слишком успешно.
Вторая, очень важная, причина состоит в том, что определение «качества» в стандарте ИСО 9000 фактически расходится с точкой зрения на качество подавляющего большинства людей.
Не даром широко распространены словосочетания «качественно и в срок», «соотношение цена - качество», «качество и надежность», «качество и безопасность» и т.п. Ошибочность этих словосочетаний очевидна: и срок, и цена, и надежность, и безопасность, и доступная цена являются требованиями, предъявляемыми к любой продукции. Очевидно также, что в указанных х словосочетаниях под «качеством»
понимается не то, что имеет в виду стандарт ИСО 9000, а совокупность свойств объекта (вес, размер, скорость, вязкость, объем информации и т.д.), т.е. - качество продукции.
Совокупность свойств результатов деятельности (качество продукции) не должно являться целью организации. Качество продукции это всего лишь инструмент достижения цели.
Цель добросовестной организации - высокая степень, с которой результаты её деятельности удовлетворяют требования всех заинтересованных сторон. Вот эту степень организация и должна оценивать, и именно эту степень необходимо повышать. Спрашивается, каким образом может быть оценена эта степень? Думается, что здесь необходимо измерять конкурентные преимущества организации, которые позволяют ей удерживать или завоевывать новые позиции на рынке без нанесения ущерба окружающей среде (в том числе обществу).
На практике ситуация осложняется тем, что даже в российской специальной литературе, зачастую, применяется неверная или некорректная терминология. В учебниках приводятся определения «качества», отличающиеся от определения ИСО 9000. В названиях учебных дисциплин, специальностей, кафедр путаются термины «управление качеством» и «менеджмент качества». Эту путаницу, отчасти, можно понять, но не следует «прощать», поскольку она наносит реальный ущерб деятельности организаций.
Термин «менеджмент» заимствован из английского языка и происходит от слова «manage», которое переводится как глагол «управлять». Соответственно, «management» можно переводить как «управление», а «manager» - как «управляющий», или «руководитель». Вместе с тем, в английском языке есть слово «control», которое также обычно следует переводить как глагол «управлять» или как существительное «управление».
Кроме того, в английском языке есть еще слова administration, direction, driving, piloting, steering, authority, directorate, board, government, которые также можно перевести словом «управление». Однако по-английски эти термины применяются для обозначения различных
вариантов управления.
В русском языке такие разные варианты управления - как управление автомобилем, университетом, городским хозяйством, предприятием, мировой политикой, домашним хозяйством, воспитанием детей или управление государством - все эти очень разные действия обозначаются одним словом - «управление». Точнее - могут обозначаться словом «управление» без ущерба для корректности. Вместе с тем, сегодня уже полноправным словом русского языка является термин «менеджмент».
В стандартизованных определениях термин «менеджмент» на русском языке, к сожалению, так или иначе, определяется через «управление» с некоторыми пояснениями. То есть «управление», на русском языке, более широкое понятие, чем «менеджмент». Мы не будем здесь давать определения термина «управление», полагая, что значение этого термина читатель понимает правильно. Отметим, что не всякое «управление» может называться «менеджментом». Например, мы управляем автомобилем, управляем поведением своего ребенка, но мы при этом не занимаемся «менеджментом» (в отношении) ребенка или автомобиля - так сказать нельзя ни по-русски, ни по-английски.
С другой стороны, менеджмент банка, университета или любого другого объекта всегда, и вполне корректно с точки зрения русского языка, может быть назван управлением банком, университетом и т.п.
В соответствии с ИСО 9000, управление качеством — часть менеджмента качества. Занимаясь вопросами качества (а ими, по существу, занимается любой работник в любой организации), это обстоятельство надо понять, принять и соблюдать. Причём следует говорить не об «управление качеством», а об «управление качеством продукции» и «менеджменте качества» [8].
Так, например, на промышленном предприятии, выпускающем материальную продукцию (скажем, станки), управлением качеством (продукции) занимаются конструкторы, определяющие будущие конкретные свойства продукции, технологи, определяющие способы изготовления продукции с заданными свойствами, и работники, непосредственно выпус-
кающие эту продукцию (рабочие, операторы и т.п.). Остальные работники, начиная с первого руководителя, которые обеспечивают процесс производства продукции, но не принимают в нем непосредственного участия, а зачастую даже и не видят самой продукции, занимаются менеджментом качества. В то же время рабочий или конструктор, как правило, менеджментом не занимаются.
Соответственно, следует понимать, что управляют качеством предметные специалисты - инженеры, конструктора, врачи, агрономы, преподаватели, рабочие, чиновники, менеджеры (управленцы) и т.п. Управление качеством «встроено» в каждую специальность, в этом суть любой специальности. Отдельная область знания (учебная дисциплина) это не управление качеством, а менеджмент качества, основные положения которого изложены в стандартах ИСО серии 9000.
Точно также сегодня в каждую специальность (должно быть!) «встроено» умение реа-лизовывать инновационные процессы в данной области.
Об инноватике
Общепризнанно, что сегодня главной задачей для многих экономик мира является построение эффективных национальных инновационных систем [8]. Поэтому вполне естественным является появление национальных стандартов по менеджменту инноваций [5, 9], и можно не сомневаться, что в обозримом будущем появятся международные стандарты по инноватике.
Сегодня очевидная задача российских специалистов состоит в том, чтобы не дожидаться этого, а проанализировать огромный мировой опыт в данном направлении и разработать российские национальные стандарты по иннова-тике с учётом условий нашей страны, которые существенно (и генетически, и экономически, и политически) отличаются от условий в других странах. Появление подобных, именно российских, стандартов позволило бы избежать тех совсем не обязательных трудностей, которые мы уже 20 лет переживаем в России с применением стандартов ИСО серии 9000 [10].
Рассмотрим некоторые положения, которые могли бы найти отражение в стандартах по инноватике и в соответствующей практике рос-
сийских организаций.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что непосредственным источником менеджмента инноваций, равно как и менеджмента качества, как отдельных областей, является кибернетика4. Ни в теории менеджмента качества, ни в теории инновационной деятельности нет ни идей, ни методов, которые не были бы основаны на кибернетике. Другими словами, менеджмент качества (МК) и менеджмент инноваций (МИ) - части кибернетики, отличающиеся от других частей только своими объектами, каковыми являются степень удовлетворения потребностей заинтересованных сторон (качество) и наиболее эффективный способ повышения этой степени (инновации).
Эффективность инноваций аргументируется тем, что инновации обосновываются научным анализом, т.е. на рынок выводятся результаты новых проверенных знаний, которые готовы к коммерциализации, так как научное познание любого явления позволяет рассчитывать на воспроизводимость полученных результатов, на нахождение оптимальных решений (читай - на высокую степень удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон).
Вместе с тем, не следует ставить знак тождества между такими понятиями как «изобретение» и «инновация», как это часто бывает на практике. Дело в том, что часто предмет изобретения не подвергается научному исследованию. Изобретение признается таковым, если описываемый объект является «новым» и «полезным». При этом нет необходимости научного исследования. Именно поэтому большинство попыток доведения изобретения до коммерциализации обречено на провал. Сказанное не отрицает возможность того, что изобретение может быть положено в основу инновационного проекта, но только после научного исследования предмета изобретения.
Говоря о кибернетике как об источнике и основе МК и МИ, следует отметить, что МИ и МК изоморфны по отношению к своим объектам, каковыми являются организации и их продукция. Кроме того, обе указанные области требуют статистического мышления менедже-
4 О соотношении кибернетики и менеджмента качества см. [11].
ров и применения соответствующего математического аппарата, поскольку, с одной стороны, качество может быть адекватно описано только с помощью статистики5. А с другой стороны, результаты инновационных процессов (их успешность и показатели качества продукции) характеризуются повышенной неопределённостью. Наконец, мейнстрим мировой инновационной мысли говорит о «тройной спирали (университеты - предприятия - государство)», являющейся очевидной аналогией инновационной системы с живым организмом и экосистемой, в которой все элементы, сохраняя свою независимость, поддерживает друг друга, а гармонизация взаимоотношений между отдельными ветвями спирали ведёт к достижению их единой цели6 [8].
Можно отметить, что, в определённой степени, по «кибернетическому» пути пошли разработчики стандарта [5], в котором даётся, в частности, описание 16 этапов инновационного процесса, в том числе формирование целевой функции и разработка алгоритма выполнения этапов процесса на основе постоянно действующей обратной связи. Кроме того, стандарт [5] вводит такие «кибернетические» понятия как «система менеджмента инноваций», «оценка рисков», «анализ чувствительности» и др.
Вместе с тем, вряд ли можно согласиться с некоторыми положениями британского стандарта, и прежде всего, с определением основного термина «инновация», которое дано в [5]: стандарт трактует этот термин по разному в отношении идей, процесса, продукта, методов и материалов.
Определение «инновации» задача непростая, недаром по этому вопросу написаны сотни работ, а консенсус не достигнут. Действительно, одно и то же слово может в любом языке иметь несколько значений. Но принятие четырёх несовпадающих определений термина «инновация» будет означать, что инновационный процесс может иметь, по крайней мере, четыре цели. А это не так.
В частности, проведенный авторами анализ (см. также [12]) позволяет утверждать, что инновация имеет два определяющих признака:
5 Подробнее см., например, [7].
6 Аргументацию необходимости «кибернетического»
подхода в МК и МИ можно было бы продолжить.
удовлетворение потребностей (коммерциализация) и научное обоснование. Данная трактовка не является определением инновации, но вполне может быть использована при его формулировке.
Иногда второе условие встречает возражение: почему обязательно научное обоснование? Почему не может быть коммерциализована просто новая идея, как об этом говорит, например, П. Друкер [13]? Ответ простой - в частном случае может, но научное обоснование позволяет обеспечить высокое качество результата и снизить вероятность неудачи, которая всегда высока в инновационной деятельности. С другой стороны, использование нового научного достижения дает возможность создать более высокую степень удовлетворения потребностей, так как на рынок выводится продукция, в которой использовано то, что обосновано и проверено. Если процесс вывода на рынок научно-обоснованного достижения (в идеале -нового научного достижения) организован правильно (читай - с соблюдением требований и рекомендаций стандартов, о разработке которых идёт речь), то появляется конкурентное преимущество (компании, личности, процесса, продукции).
Заслуживает внимания вроде бы простой, но глубокий и справедливый тезис о том, что инновация, как продукт, обладает свойствами пространственной и временной относительности. Причём инновация перестаёт быть таковой и становится «традиционным» продуктом, когда скорость её поставки на рынок не приводит к увеличению скорости его продаж при неизменной цене7 [14].
Аналогичную мысль высказал в одном из своих выступлений известный российский экономист Е.Г. Ясин: «Конкуренция создает спрос на инновации. Потому что предприниматель должен заработать больше чем другие, он считает это своей обязанностью перед Богом, если он протестант.»
Для этого ему нужно применить какое-то новшество, которого у других нет. Как-то стать монополистом на какой-то определенный срок.» [15].
Таким образом, необходимым (но не доста-
7 Впрочем, по мнению авторов, данная точка зрения требует обсуждения и, возможно, уточнения.
точным) условием появления инноваций является наличие развитого рынка, т. е. рынка, на котором существует реальная конкуренция, максимально возможное информирование потребителя о реальных свойствах продукции и свободный выбор потребителем всех видов товаров. Если реальной конкуренции на данном рынке нет (в пределе - нет ситуации, когда производитель постоянно находится на грани потери данного бизнеса, и способом выживания является создание конкурентного преимущества), то никакие заклинания и указания не заставят производителя искать и реализовывать новые идеи и проводить научный анализ. Только хорошо известная ситуация - «либо грудь в крестах, либо голова в кустах» - стимулирует инновации.
Следует отметить, что и из приведённых слов Е.Г. Ясина, и при чтении некоторых фундаментальных работ по инноватике других все-
мирно признанных авторов (в частности, [8] и [13]) становится понятным, что слово «инновация», как процесс, на русском языке сегодня содержит составляющую, близкую к словам «бизнес» и «предпринимательство». Последнее, в соответствии с Толковым словарём русского языка, означает «устройство выгодных мероприятий».
Многое из того, что разработано кибернетикой, сконцентрировано в международных стандартах менеджмента (ИСО серий 9000, 14000 и других), которые, сами по себе, являются только «вершиной айсберга». Именно так и рассматриваются эти стандарты в ряде дисциплин, преподаваемых на факультете иннова-тики СПбГПУ, который ведёт подготовку руководителей и участников инновационных проектов в технической сфере (инженеров) с компетенциями предпринимателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
2. ГОСТ Р 1.0-2004. Национальный стандарт. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
3. Российская газета. 2008. № 79 (11.04.2008).
4. ИСО 9004:2009. Международный стандарт. Управление с целью достижения устойчивого успеха организации - Подход с точки зрения менеджмента качества.
5. Б8 7000-1:2008. Британский стандарт. Системы менеджмента проектирования. Часть 1. Руководство по менеджменту инноваций.
6. Шадрин А.Д. Системный подход к менеджменту и инновации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование. № 5 (87) 2009. -С. 140-147.
7. Шадрин А. Д. О соотношении качества и качества продукции в России // Стандарты и качество. 2010. № 7. - С. 56-59.
8. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. - Томск: Изд-во Томск. Гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 238 с.
9. Розенталь О.М., Хохлявин С.Н. Менедж-
мент инноваций — новая тема европейской стандартизации //Стандарты и качество. 2010. № 4. - С. 30-34.
10. Шадрин А.Д. О причинах низкой эффективности применения ИСО серии 9000. // Стандарты и качество. 2009. № 2. - С. 48-52.
11. Шадрин А. Д. Менеджмент качества. От основ к практике. - М. НТК «Трек». 2004. 2-е издание 2005. 3-е издание 2006. 360с.
12. Сурыгин А.И., Тисенко В.Н., Шадрин А.Д. Использование международного опыта в менеджменте качества, стандартизации и инноватике. // В сб. Международное сотрудничество в образовании и науке: Материалы Международной конференции. СПб: Изд-во «Фаст-принт», 2008. - С. 291306.
13. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. - 432 с.
14. Герман Е.А., Дмитриев А.Г. Показатель инновационности проекта, его количественная мера и динамика изменения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование. № 5 (87) 2009. - С. 152-155.
15. http:// www.echo.msk.ru/ programs/ tectonic/ 629565 -echo/.