Научная статья на тему 'О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан российской Федерации'

О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рудаков Анатолий Валерьевич

Применен аксиологический подхода к анализу направлений и сфер государственной политики по обозначенной теме. В результате сопоставительного анализа актуального законодательства, исследований молодежной политики и работ современных российских философов, автор формулирует идеологию и сущностное наполнение мероприятий государственной политики в сфере патриотического воспитания. Им, по мнению автора, должно являться формирование цивилизационной составляющей российской идентичности. Последнее подразумевает осознание себя молодым поколением России как граждан не только российского государства, но и русского (российского) мира как цивилизационной общности, олицетворяющей принципы соборности и солидарности. Основой для реализации такой политики должна стать системная деятельность государства, направленная на активизацию всех элементов культурного комплекса с целью создания информационной и символической среды, в которой формируется и укрепляется ценность патриотизма. Среди первоочередных автором определяются меры, направленные на расширение практик использования концепции деятельного патриотизма в условиях информационного контекста культурной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рудаков Анатолий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The axiological approach to studying the stated issue is used. The result of the comparative analysis of the actual legislation, youth policy and modern Russian philosophers’ works is in the author’s ideology and content interpretation of the state policy in the sphere of patriotic upbringing. The author considers it to be the formation of civilization component of the Russian identity. The latter implies the young Russians to perceive themselves not only as the citizens of the Russian state but the citizens of the Russian world as a civilization community which embodies the unity and solidarity principles. The basis for realizing such policy should be the systemic activities of the state, aimed at making all the elements of the cultural complex active. The aim of it is to form the informational and symbolic environment where the value of patriotism is formed and strengthened. Among primary measures the author mentions those aimed at widening the practice of using the concept of active patriotism in the conditions of informational context of cultural life.

Текст научной работы на тему «О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан российской Федерации»

УДК 32.019.51

DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-91-99

о проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан российской федерации

Рудаков А.В.

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 603950, г.Нижний Новгород, пр.Гагарина, 23, Российская Федерация

Аннотация. Применен аксиологический подхода к анализу направлений и сфер государственной политики по обозначенной теме. В результате сопоставительного анализа актуального законодательства, исследований молодежной политики и работ современных российских философов, автор формулирует идеологию и сущностное наполнение мероприятий государственной политики в сфере патриотического воспитания. Им, по мнению автора, должно являться формирование цивилизационной составляющей российской идентичности. Последнее подразумевает осознание себя молодым поколением России как граждан не только российского государства, но и русского (российского) мира как цивилизационной общности, олицетворяющей принципы соборности и солидарности. Основой для реализации такой политики должна стать системная деятельность государства, направленная на активизацию всех элементов культурного комплекса с целью создания информационной и символической среды, в которой формируется и укрепляется ценность патриотизма. Среди первоочередных автором определяются меры, направленные на расширение практик использования концепции деятельного патриотизма в условиях информационного контекста культурной жизни.

Ключевые слова: стратегическое планирование, национальное самосознание, традиционные ценности, институты культуры, историческое сознание, цивилизационная идентичность.

the problems of development of the state policy in the field of patriotic education in the russian federation

A. Rudakov

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod 23, Gagarina prospect, Ni nij Novgorod, 603950, Russia

Abstract. The axiological approach to studying the stated issue is used. The result of the comparative analysis of the actual legislation, youth policy and modern Russian philosophers' works is in the author's ideology and content interpretation of the state policy in the sphere of patriotic upbringing. The author considers it to be the formation of civilization component of the Russian identity. The latter implies the young Russians to perceive themselves not only as the citizens of the Russian state but the citizens of the Russian world as a civilization community which

© Рудаков А.В., 2018.

embodies the unity and solidarity principles. The basis for realizing such policy should be the systemic activities of the state, aimed at making all the elements of the cultural complex active. The aim of it is to form the informational and symbolic environment where the value of patriotism is formed and strengthened. Among primary measures the author mentions those aimed at widening the practice of using the concept of active patriotism in the conditions of informational context of cultural life.

Key words: strategic planning, national self-consciousness, traditional values, cultural institutions, historical consciousness, civilization identity.

С начала 2000-х гг. деятельность государственных органов и учреждений на всех уровнях власти, в компетенцию которых входят вопросы патриотического воспитания стала заметно усиливаться. На уровне экспертного сообщества, органов власти категория патриотизм все чаще трактуется как «своего рода идеологический фундамент общественного и государственного здания, нравственно-политическая опора его жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов» [6, с. 16].

С 2001 г. начали действовать государственные программы в области патриотического воспитания. Действующая в настоящее время программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»1, фактически получила статус главного инструмента реализации политики на федеральном уровне. С 2012 г. в Администрации Президента Российской Федерации начало работу Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам, в компетенцию которого входит совершенствование государственной политики в области патриотического воспитания.

1 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.

Значительная часть полномочий в рассматриваемой области была постепенно закреплена за федеральными министерствами, такими, как: Министерством обороны, Министерством связи и массовых коммуникаций, Федеральным агентством по делам национальностей, Федеральным агентством по делам молодежи, Российским военно-историческим обществом. Более 60 % средств федерального бюджета на реализацию государственных программ в области патриотического воспитания стало направляться Министерствам образования и науки, и культуры [10, с. 167].

К настоящему времени органами власти и управления накоплен значительный опыт в сфере разработки и реализации разного рода документов в области патриотического воспитания граждан. Это касается как долгосрочных стратегий в области патриотического воспитания, концепций реализации государственной молодёжной политики, так и программ и решений на уровне министерств и ведомств.

Несмотря на значительное количество документов в области патриотического воспитания граждан, используемых в различных государственных ведомствах, перспективы совершенствования политики государства связаны с достижением ситуации концептуального единства и согласованности

всей совокупности концепций, стратегий и программ. В значительной мере успех в решении указанной задачи может зависеть от перспектив разработки основополагающего документа стратегического планирования в рассматриваемой области в рамках целеполагания на федеральном уровне и принятого надлежащим органом государственной власти. Очевидно, что подобного рода документ должен предусматривать некую единую общефедеральную модель работы с молодежью, унифицированные подходы к кадровому обеспечению молодежной политики, регламентированные механизмы координации работы по патриотическому воспитанию граждан в масштабах страны [3, с. 68].

В настоящее время на региональном уровне и в муниципалитетах вопросами патриотического воспитания занимаются самые разные подразделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отличающиеся не только по самоназванию, но и функциям, привлеченным к реализации всех сил и средств. Мероприятиями, утверждёнными основными регламентирующими документами на федеральном и региональном уровнях, не охватываются широкие слои населения страны; неблагополучная часть молодежной среды, как правило, оказывается заведомо вне реализуемых мероприятий. В частности, противоречивую картину представляют данные, полученные в ходе всероссийских социологических опросов, свидетельствующих, с одной стороны, о росте патриотических настроений среди российских граждан, но при этом отмечающих крайне низкую ох-

ваченность населения мероприятиями в сфере патриотического воспитания (лишь 2% опрошенных ответили об участии в мероприятиях патриотической направленности) [7].

К основным причинам «пробуксовывания» политики в сфере патриотического воспитания граждан можно отнести следующие:

- зачастую патриотическая работа заменяется бюрократической имитацией, при этом заложенные на них бюджетные средства используются нецелевым образом;

- избираемые методы патриотического воспитания часто не адекватны времени и не ориентированы на мировоззрение современного молодого поколения;

- сложности с патриотическим воспитанием связаны с общей дезориентацией общественного сознания россиян и неопределённостью объекта патриотизма [1, с. 146-147].

В ситуации, когда для субъектов, реализующих политику в области патриотического воспитания, содержательные элементы патриотизма остаются концептуально не определенными, формируются предпосылки для спекуляций, подмены идей, дискредитации и размывания самого понятия «патриотизм». В этой связи одной из главных задач на пути совершенствования политики государства в области патриотического воспитания является формирование сущностного содержания, идейной базы, транслируемой на общество [9]. Именно эта база может позволить обеспечить «формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа, формирование у него высоких духов -но-нравственных и культурных ценностей и ориентаций, потребности в их дальнейшем развитии»1.

Общепризнанная система ценностей и представления о прошлом являются основополагающими факторами укрепления патриотизма в общественном сознании. Вместе с тем «патриотизм» как ценность сложен по структуре и по своим проявлениям, и вся его сложность, как зеркало, отражает сложность и противоречивость реального политического процесса и социальных отношений [2]. В связи с вышеотмеченным, в работе исследователя политики в области патриотического воспитания наиболее востребованными оказываются научные подходы, изучающие аксиологические аспекты формирования и эволюции общественного сознания, а также механизмы укрепления, трансформации или деструкции исторической памяти.

Ценность аксиологического подхода по отношению к проблемам разработки политики в области патриотического воспитания обусловливается тем, что именно он призван ответить на вопрос о том, каким образом могут решаться стратегические задачи «усиления культурной гравитации российской традиционной системы ценностей, развития долговременного перспективного видения ее простран-

1 См.: Приложение к Постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 16.04.2015 г. № 42-6 «О патриотическом воспитании (модельный закон)».

ственных, геокультурных образов» [5]. Каковы механизмы и инструменты трансляции традиционных ценностей в культурном и информационном пространствах России.

В настоящее время, по мнению специалистов, в целях научного обеспечения политики государства в сфере патриотического воспитания граждан необходима реализация ряда исследовательских задач, среди которых особо важно [8]:

- выявить ценности, которые готово идентифицировать как свои большинство граждан российского государства;

- определить место патриотизма в общенациональной системе ценностей;

- оценить ресурсы, которыми обладает государство и общество в решении задачи преодоления деструктивных деформаций ценностной матрицы общественного сознания;

- исследовать возможности реализации политики трансляции в обществе ценностей, создающих основу для социальной солидарности (при этом необходимо руководствоваться принципом создания не проективно-абстрактного, а понятного образа будущего, который соответствовал бы глубинным представлениям российского народа об общественном благе, социальной справедливости и национальной безопасности).

Именно аксиологические подходы по определению должны содержать в себе обоснование глубинной взаимосвязи ценности патриотизма и качества институтов культуры. В настоящее время значительным положительным достижением можно назвать принятие в декабре 2014 г. «Основ государствен-

ной культурной политики»1, в которых понятию культуры и соответствующей сфере государственной политики придан качественно новый концептуальный импульс для развития - сфера культуры рассматривается как часть коллективной идентичности россиян, важнейшая составляющая информационной безопасности российского общества. Основы государственной культурной политики должны послужить фундаментом для реализации «Стратегии государственной культурной политики» на период до 2030 года»2.

Именно научный анализ должен дать ответ на вопрос о механизмах запуска процесса восстановления широкого слоя российской культурной элиты. Одной из черт этого механизма может являться целенаправленное сотрудничество «носителей культуры» с государственными институтами и экономически состоятельной, национально ориентированной и реалистически мыслящей частью общества, прежде всего с крупным бизнесом и общественными организациями. Деятельность культурной элиты должна протекать во всех общественных стратах, слоях и группах. Одна из главных задач ее - стать субъектом общественных перемен.

Эта элита должна разделять и быть носителем общенациональных ценностей, традиции, идентичности. Она должна быть способна предъявить обществу образцы поведения и деятельности во всех сферах экономики, политики, науки, искусства, образования и т. д.

1 Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808.

2 Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р.

В рассматриваемой сфере политики существует ряд актуальных проблем, от решения которых зависят перспективы ее совершенствования в обозримом будущем.

Одной из проблем является инерционность политики государства в сферах, непосредственно влияющих на состояние массового сознания (патриотическое воспитание, информационная политика, политика памяти и некоторые другие). Под инерционностью подразумевается ситуация, в которой не происходит генерации новых смыслов, привносимых вбрасыванием в информационное поле страны или отдельных регионов, тех или иных исторических сюжетов, событий, а также используются привычные для обыденного сознания подходы к их распространению в средствах массовой коммуникации. Воспитание патриотизма предполагает формирование определенного комплекса образов - примеров для подражания и для тиражирования в информационном пространстве и культивирования в культурном поле страны. Очевидно, что в этот комплекс, помимо выдающихся полководцев, чьи образы достаточно активно используются в медийных проектах федеральных СМИ, необходимо поместить государственного деятеля, предпринимателя, ученого, педагога, рабочего, студента и т.д. Таким образом, потенциал ценности патриотизма можно будет актуализировать в широком спектре сфер жизни социума.

В настоящее время ограниченно используется концепция деятельного патриотизма при формировании информационного контекста медийной и культурной жизни общества, как стимул к улучшению жизни коллектива,

к участию в коллективной деятельности [4]. Отсутствует информационная стратегия преодоления доминирования в общественном сознании индивидуалистических установок как одной из ключевых проблем и, одновременно, причин девальвации ценности патриотизма.

Важная проблема - несистемность работы органов власти и управления в области укрепления патриотизма и исторической памяти и зачастую - непонимание целей, задач и механизмов реализации подобного рода задач.

Кроме этого, политика патриотического воспитания не в полной мере обеспечивает ее главную функцию - функцию интеграции массового сознания, преодоления фрагментирован-ности разорванности исторического сознания современного российского общества [11, с. 122]. Преодоление разорванности исторической памяти, в частности, подразумевает утверждение в массовом сознании таких постулатов, как: советский период - неотъемлемая часть русской истории; отказ от советской идентичности равен отказу от русской истории; советский период истории не был случайным и т. п. Укрепление ценности патриотизма находится в прямой зависимости от окончательной признанности российским обществом, правящим классом России, ее элитой неразделенности советского и русского, а также от перспектив такой позитивной трансформации общественных представлений, когда «русский» и «православный» начнут восприниматься как синонимы, а русская православная менталь-ность - как та идентичность, вариантом и частью которой в условиях XX в. стала идентичность советская.

Важным фактором эффективности мероприятий государственной политики в сфере патриотического воспитания является то, в фарватере какой идентичности рассматривается и укрепляется патриотизм. Учет российской культурно-исторической специфики позволяет говорить о том, что идеологией и сущностным наполнением мероприятий, предусматриваемых государственной политикой в сфере патриотического воспитания, должна являться не столько национальная (гражданская) идентичность, сколько ее цивилизационной составляющая. Основной задачей является формирование в среде молодого поколения осознания себя как гражданина не только российского государства, но и русского (российского) мира как цивилизационной общности, олицетворяющей принципы соборности и солидарности. Внутри этой общности находятся верующие и неверующие, не только этнические русские, но и другие этносы и конфессии, включая мусульман - это части в составе целого, интегрального целого [12].

Очевидно, что политика в области патриотического воспитания должна быть нацелена на реализацию сложной и долгосрочной стратегии. Она должна включать в себя проблемы семейного воспитания, укрепления исторического сознания, проблемы более широкого использования в идеологической и воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоление недооценки их значимости, разумного сочетания местной, региональной и общегосударственной символики. Кроме этого, ее важным аспектом является проблема становления и укрепления патриотизма в

среде политической и экономической элиты.

Укрепление патриотизма в условиях современной России не может осуществляться только лишь мерами государственного воздействия, оно должно подразумевать и меры, включающие активизацию всех элементов культурного комплекса. Политика в сфере патриотического воспитания граждан в концептуальных своих основах должна являться политикой, направленной на преодоление раскола российского общества, возвращение в актуальный дискурс российской куль-

туры, медийного и образовательного пространств соединенных ценностей справедливости и традиции. Она призвана защищать традиционную систему ценностей, способствовать формированию и укреплению идентичности российского народа. Основополагающими задачами этой политики должно стать преодоление процесса эрозии общенациональных ценностей, релятивизма, карнавализации важных идей и символов, нивелирования символического пространства общества как той среды, в которой формируется и укрепляется ценность патриотизма.

яитература

1. Абрамов А.В. Российский патриотизм: история и современность. М.: МГОУ, 2016. 184 с.

2. Вилков А.А., Колесников К.Ю. Особенности предметного пространства политологического анализа патриотизма // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 1. 10 с. Doi:10.18384/2224-0209-2015-1-629.

3. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016. 166 с.

4. Неверов А.Я. К вопросу о необходимости определения вектора дальнейшего развития современного российского общества // Вестник Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. 2016. №4. С. 188-191.

5. Неклесса А.И. Сердце тьмы: травматическая инклюзия // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). С. 280-295.

6. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России // Известия Саратовскго университета. Новая серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12. Вып. 4. С. 13-17.

7. «Россиянин года» - как воспитать патриота? (06.06.2007) // ВЦИОМ [официальный сайт]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=6326 (дата обращения: 20.01.2018).

8. Сургуладзе В.Ш. Нужна ли обществу идеология? // Обозреватель-Observer. 2014. № 10 (297). С. 48-55.

9. Сургуладзе В.Ш. Социальный климат и уровень общественного самосознания - важные факторы экономического развития // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 6. C. 225-228.

10. Сургуладзе В.Ш. Стратегическое государственное планирование и актуальные проблемы реализации политики в области патриотического воспитания граждан в Российской Федерации // Патриотическое воспитание молодежи в Российской Федерации: состояние, актуальные проблемы и направления развития. Сборник материалов «круглого стола», 21 мая 2015 года. М.: Издание Совета Федерации, 2015. С. 163-180.

11. Щипков А.В. До и после политики. М.: Пробел-2000, 2016. 132 с.

12. Щипков А.В. Похищение русской идентичности // Плаха. 1917-2017: сборник статей о русской идентичности. М.: Пробел-2000, 2015. С. 3-40.

references

1. Abramov A.V. Rossiiskii patriotizm: istoriya i sovremennost' [Russian patriotism: history and modernity]. Moscow, MGOU Publ., 2016. 184 p.

2. Vilkov A.A., Kolesnikov K.Yu. [Features of the subject space of political analysis of patriotism]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhur-nal), 2015, no. 1. 10 c. Doi:10.18384/2224-0209-2015-1-629.

3. Zubok Yu.A., Rostovskaya T.K., Smakotina N.L. Molodezh' i molodezhnaya politika v sovre-mennom rossiiskom obshchestve [Youth and youth policy in contemporary Russian society]. Moscow, Perspektiva Publ., 2016. 166 p.

4. Neverov A.Ya. [To the question of the need to determine the vector of further development of modern Russian society]. In: Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, 2016, no. 4, pp. 188-191.

5. Neklessa A.I. [Heart of darkness: traumatic inclusion]. In: Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2015, no. 2 (34), pp. 280-295.

6. Pankratov S.A., Tel'nova N.A. [The specifics of civil identical in terms of political modernization of Russia]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Sotsiologiya. Politologiya, 2012, t. 12. , no. 4, pp. 13-17.

7. «Rossiyanin goda» - kak vospitat' patriota? (06.06.2007) ["Citizen of the year" how to raise a patriot?]. In: VTSIOM [Official site.]. Available at: https://wciom.ru/index. php?id=238&uid=6326 (accessed: 20.01.2018).

8. Surguladze V.Sh. [Does the society need ideology?]. In: Obozrevatel-Observer, 2014, no. 10 (297), pp. 48-55.

9. Surguladze V.Sh. [Social climate and the level of public consciousness - important factors of economic development] In: Problemy natsional'noi strategii, 2014, no. 6, pp. 225-228.

10. Surguladze V.Sh. Strategicheskoe gosudarstvennoe planirovanie i aktual'nye problemy reali-zatsii politiki v oblasti patrioticheskogo vospitaniya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii [Strategic state planning and actual problems of policy implementation in the field of patriotic education of citizens in the Russian Federation]. In: Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v Rossiiskoi Federatsii: sostoyanie, aktual'nye problemy i napravleniya razvitiya. Sbornik mate-rialov «kruglogo stola», 21 maya 2015 goda [Patriotic education of youth in the Russian Federation: status, challenges and directions of development. Collected materials of the round table, May 21, 2015]. Moscow, Izdanie Soveta Federatsii, 2015, pp. 163-180.

11. Shchipkov A.V. Do i posle politiki [Before and after the policy]. Moscow, Probel Publ., 20002016. 132 p.

12. Shchipkov A.V. Pokhishchenie russkoi identichnosti [The kidnapping of Russian identity]. In: Plakha, 1917: sbornik statei o russkoi identichnosti [Scaffold, 1917: a collection of articles on Russian identity]. Moscow, Probel Publ., 2000-2015, pp. 3-40.

информация об авторе

Рудаков Анатолий Валерьевич - кандидат политических наук, главный эксперт Центра изучения проблем национальной и международной безопасности Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; e-mail: tamgderuda@mail.ru.

information about the author

Anatoly ^ Rudakov - PhD of Political Sciences, chief expert of the Research Center for the Study of National and International Security, the Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod; e-mail: tamgderuda@mail.ru

правильная ссылка на статью

Рудаков А.В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 1. С. 91-99.

DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-91-99

for citation

A. Rudakov. The Problems of Development of the State Policy in the Field of Patriotic Education in the Russian Federation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no 1, pp. 91-99. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-91-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.