Научная статья на тему 'О проблемах соблюдения основных прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации'

О проблемах соблюдения основных прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
осужденный / заключенный / лишение свободы / содержание по стражей / пенитенциарные учреждения / нарушение прав и свобод / заключение под стражу / условия содержания / подозреваемый / обвиняемый / частные тюрьмы / convict / prisoner / deprivation of liberty / detention / penitentiary institutions / violation of rights and freedoms / detention / conditions of detention / suspect / accused / private prisons

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Валерьевич Петров

Рассматриваются проблемы соблюдения основных прав и свобод заключенных в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации и возможные способы решения указанных проблем. Раскрываются причины, требующие изменения уголовно-исполнительной системы России. Проведен анализ прав и свобод лиц, содержащихся под стражей в местах лишения свободы, регламентированный законодательством Российской Федерации. На основе анализа права заключенных поделены на условные группы по степени нарушаемости прав и свобод заключенных. Осуществлен обзор международных стандартов соблюдения прав осужденных (Правила Нельсона Манделы) и характер выполнения данных стандартов в Российской Федерации. Анализ решения Европейского Суда по правам человека, по принятым жалобам граждан Российской Федерации на нарушение их прав и свобод в местах лишения свободы, на условия содержания, перемещения лиц, содержащихся под стражей, а также проанализировано соблюдение прав вышеуказанных лиц на личную правовую защиту в местах лишения свободы. Приходим к заключению о пробелах прав у лиц, содержащихся под стражей, на личную правовую защиту в местах лишения свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации и о целесообразности развития и реформирования уголовно-исполнительной системы способом создания программы современных условий содержания заключенных. Выполнение данной программы позволит перестроить существующие и открывать новые пенитенциарные учреждения на основе единых требований, что позволит обеспечить содержание заключенных в местах лишения свободы, в соответствии международными требованиями. Предлагается использовать опыт иностранных государств по частно-государственному партнерству в уголовно-исполнительной сфере, в частности путем создания частных тюрем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of observance of fundamental human rights and freedoms in places of deprivation of liberty in the Russian Federation

The problems of observance of the fundamental rights and freedoms of prisoners in penitentiary institutions of the Russian Federation and possible ways of solving these problems are considered. The reasons requiring changes in the penal system of Russia are revealed. The analysis of the rights and freedoms of persons detained in places of deprivation of liberty, regulated by the legislation of the Russian Federation, is carried out. Based on the analysis, the rights of prisoners are divided into conditional groups according to the degree of violation of the rights and freedoms of prisoners. The review of international standards for the observance of the rights of convicts (Nelson Mandela Rules) and the nature of the implementation of these standards in the Russian Federation was carried out. Analysis of the decision of the European Court of Human Rights on accepted complaints of citizens of the Russian Federation on violation of their rights and freedoms in places of deprivation of liberty, on conditions of detention, movement of persons in custody, as well as the observance of the rights of the above-mentioned persons to personal legal protection in places of deprivation of liberty. We come to the conclusion about the gaps in the rights of persons in custody to personal legal protection in places of deprivation of liberty in the penal enforcement legislation of the Russian Federation and about the expediency of developing and reforming the penal enforcement system by creating a program of modern conditions of detention of prisoners. The implementation of this program will allow to rebuild existing and open new penitentiary institutions on the basis of uniform requirements, which will ensure the maintenance of prisoners in places of deprivation of liberty, in accordance with international requirements. It is proposed to use the experience of foreign states on public-private partnership in the penal enforcement sphere, in particular by creating private prisons.

Текст научной работы на тему «О проблемах соблюдения основных прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 341.231.14

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-114-119 NIION: 2007-0083-4/23-361 MOSURED: 77/27-005-2023-04-561

О проблемах соблюдения основных прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации

Олег Валерьевич Петров

Межмуниципальное управление МВД России «Балашихинское», Балашиха, Россия, olegek1.1980@mail.ru,

ORCID: 0000-0002-0925-7553

Аннотация. Рассматриваются проблемы соблюдения основных прав и свобод заключенных в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации и возможные способы решения указанных проблем. Раскрываются причины, требующие изменения уголовно-исполнительной системы России. Проведен анализ прав и свобод лиц, содержащихся под стражей в местах лишения свободы, регламентированный законодательством Российской Федерации. На основе анализа права заключенных поделены на условные группы по степени нарушаемости прав и свобод заключенных. Осуществлен обзор международных стандартов соблюдения прав осужденных (Правила Нельсона Манделы) и характер выполнения данных стандартов в Российской Федерации. Анализ решения Европейского Суда по правам человека, по принятым жалобам граждан Российской Федерации на нарушение их прав и свобод в местах лишения свободы, на условия содержания, перемещения лиц, содержащихся под стражей, а также проанализировано соблюдение прав вышеуказанных лиц на личную правовую защиту в местах лишения свободы. Приходим к заключению о пробелах прав у лиц, содержащихся под стражей, на личную правовую защиту в местах лишения свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации и о целесообразности развития и реформирования уголовно-исполнительной системы способом создания программы современных условий содержания заключенных. Выполнение данной программы позволит перестроить существующие и открывать новые пенитенциарные учреждения на основе единых требований, что позволит обеспечить содержание заключенных в местах лишения свободы, в соответствии международными требованиями. Предлагается использовать опыт иностранных государств по частно-государственному партнерству в уголовно-исполнительной сфере, в частности путем создания частных тюрем.

Ключевые слова: осужденный, заключенный, лишение свободы, содержание по стражей, пенитенциарные учреждения, нарушение прав и свобод, заключение под стражу, условия содержания, подозреваемый, обвиняемый, частные тюрьмы

Для цитирования: Петров О. В. О проблемах соблюдения основных прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 114-119. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-114-119.

Original article

On the problems of observance of fundamental human rights and freedoms in places of deprivation of liberty in the Russian Federation

Oleg V. Petrov

Intermunicipal Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Balashikhinskoe», Balashikha, Russia,

olegek1.1980@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0925-7553

Abstract. The problems of observance of the fundamental rights and freedoms of prisoners in penitentiary institutions of the Russian Federation and possible ways of solving these problems are considered. The reasons requiring changes in the penal system of Russia are revealed. The analysis of the rights and freedoms of persons detained in places of deprivation of liberty, regulated by the legislation of the Russian Federation, is carried out. Based on the analysis, the rights of prisoners are divided into conditional groups according to the degree of violation of the rights and freedoms of prisoners. The review of international standards for the observance of the rights of convicts (Nelson Mandela Rules) and the nature of the implementation of these standards in the Russian Federation was carried out. Analysis of the decision of the European Court of Human Rights on accepted complaints of citizens of the Russian Federation on violation of their rights and freedoms in places of deprivation of liberty, on conditions of detention, movement of persons in custody, as well as the observance of the rights of the above-mentioned persons to personal legal protection in places of deprivation of liberty. We come to the conclusion about the gaps in the rights of persons in custody to personal legal protection in places of deprivation of liberty in the penal enforcement legislation of the Russian Federation and about the expediency of developing and reforming the penal enforcement system by creating a program of modern conditions of detention of prisoners. The implementation of this program will allow to rebuild existing and open new penitentiary institutions on the basis of uniform requirements, which will ensure the maintenance of prisoners in places of deprivation of liberty, in accordance with international requirements. It is proposed to use the experience of foreign states on public-private partnership in the penal enforcement sphere, in particular by creating private prisons.

Keywords: convict, prisoner, deprivation of liberty, detention, penitentiary institutions, violation of rights and freedoms, detention, conditions of detention, suspect, accused, private prisons

For citation: Petrov O. V. On the problems of observance of fundamental human rights and freedoms in places of deprivation of liberty in the Russian Federation. Criminological Journal. 2023;(4):114-119. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-114-119.

© Петров О. В., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Введение. Необходимость реформирования устаревшей системы исполнения наказаний в Российской Федерации обсуждается уже несколько десятилетий. Систематически поступает информация о нарушениях прав и свобод заключенных, о жалобах на режим и условия содержания в пенитенциарных учреждениях. Большинство пенитенциарных учреждений в Российской Федерации построены много лет назад и не отвечают современным европейским и международным требованиям к содержанию заключенных. Проблема переполненности пенитенциарных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации так же существует. Из этого следует, что переполненность пенитенциарных учреждений не дает в полном объеме обеспечивать права лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Кроме этого, возникает дополнительная нагрузка персонал пенитенциарных учреждений. В течение последнего десятилетия правозащитники из различных организации пытаются привлечь внимание общественности и государства к вопросам обеспечения прав и свобод человека в местах лишения свободы, обратить внимание на нарушение прав заключенных, неблагоприятные условия перевозки и содержания. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью, а в ст. 3 и 5 Европейской конвенции по правам человека (ЕСПЧ), ратифицированной Российской Федерацией, имеются такие же положения, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Аналогичные положения есть в общепризнанных минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (правила Нельсона Манделы) [1].

Методология. Права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, обеспечение которых возложено государством на уголовно-исполнительную систему, разъяснены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2], а права лиц, осужденных обозначены в уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации [3]. Из Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2], следует, что любой человек, который в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ) задержан по подозрению

в совершении преступления, либо в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо осужденный имеют права и свободы. Указанные права и свободы можно разделить на группы, по определенным признакам.

I. Группа, обеспечивающая правовую и иную форму защиты, связанная с просьбами и обращениями к администрации мест содержания под стражей, с правом хранения при себе документов и записей, имеющих отношение к уголовному делу, затрагивающее свои права и законные интересы, а также право обращения с заявлениями, жалобами, предложениями в различные инстанции по вопросу законности их содержания, с возможностью вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями, и с возможностью участия в гражданско-правовых сделках, пользованием услугами защитника, с личной безопасностью в местах содержания под стражей.

II. Группа, по материально-бытовому обеспечению, с правом на получения горячего трехразового бесплатного питания, бытового обеспечения, с правом на сон в необходимом восьмичасовом объеме в ночное время, на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазине, (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы), либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также на соблюдение санитарных норм.

III. Группа прав по медико-санитарному обеспечению, связанная со здоровьем заключенных и правом ежедневной часовой прогулки [4; 5].

IV. Группа, включающая в себя получение помощи от близкихи родственников, в том числе, c получением продуктовых передач, посылок, с возможностью пользоваться личными постельными принадлежностями, другими предметами, перечень и количество которых определяются правилами внутреннего распорядка, с получением денежных переводов, с возможностью заключения брака, участвовать в других семейно-правовых отношениях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

V. Группа прав на свидания с родственниками, на платные телефонные разговоры при существовании технических возможностей и при контроле администрации мест лишения свободы, и с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

VI. Группа прав духовно-интелектуального направления, с возможностью воспользоваться литературой из библиотеки места лишения свободы, либо приобретенными через торговую сетью под контролем администрации места содержания под стражей, с правом на самообразование и пользование для этого специальной литературой, с возможностью пользоваться настольными играми, с осуществлением религиозных обрядов в местах содержания под стражей, с возможностью иметь при себе разрешенную религиозную литературу и предметы религии, выполнять религиозные обряды под контролем администрации места содержания под стражей, при условии соблюдения прав других лиц, содержащихся под стражей, и выполнения правил внутреннего распорядка, с правом доступа к подписке на разрешенные администрацией мест содержания под стражей, газеты и журналы, распространяемые через отделения связи Российской Федерации.

Вместе с тем, сгруппированные нами права и свободы можно классифицировать по частоте нарушений на две группы, часто нарушаемые и редко нарушаемые.

1. Группа часто нарушаемых. Нарушения систематически происходят в группах правовую формы защиты, связанной с личной безопасностью в местах лишения свободы и с материально-бытовыми условиями. На основании ст. 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, государства должны обеспечить содержание лица по стражей, в условиях которые совместимы с уважением его человеческого достоинства, способ и метод исполнения этой меры не должны подвергать его страданиям и трудностям [1]. Например, один случай негуманного обращения с одним из заключенных — Евгением Макаровым в Ярославской колонии, 29 июня 2017 г. Этот случай попал, на видео и его публикация в средствах массовой информации вызвала общественный резонанс. В современной реальности, происходит совсем другая картина, происходящего в местах лишения свободы. Отчет Европейского суда по правам человека за 2018 г. выявляет много нарушений прав и свобод лиц, находящихся в местах лишения свободы [4; 5; 6]. Россия на данном этапе является огромнейшим источником заявлений, жалоб и лидером по количеству проигранных властями дел,

опережая Румынию, Турцию, Украину. Большое число решений ЕСПЧ (более 100) вынесено в 2018 г. о нарушении статьи о запрете пыток Европейской конвенции. В Страсбурге сообщают, что, если Российская Федерация уйдет из Совета Европы, ее граждане больше не будут иметь доступ к Европейскому суду по правам человека и это нанесет существенный ущерб правам и свободам человека в Российской Федерации.

Из отчета о деятельности ЕСПЧ, в 2018 г. из России в Европейский суд по правам человека поступило рекордное число жалоб — 12,15 тыс., вдвое больше, чем в 2015 г. (в 2017 г. — 7,96 тыс.). Рассмотрения ожидали 11,75 тыс. жалоб против России (20,9 % общего числа), половина из них коммуницирована (5,235 тыс.). Всего на рассмотрении ЕСПЧ находились 56,35 тыс. дел. В Страсбурге сообщают, что количество дел, относящихся к приоритетным категориям, в течение 2018 г. выросло на 15 %, а число приоритетных заявлений, жалоб, рассмотренных в 2018 г., увеличилось на 45 % [6.] При этом оба показателя выросли в первую очередь за счет увеличения количества заявлений и жалоб на нарушения прав при перевозке, на санитарно-бытовые условия мест содержания, ограничения в прогулке, ограничения в подаче жалоб и заявлений заключенных в России. Из бюджета Российской Федерации на выплаты по решениям Европейского суда по правам человека ежегодно выделяется более 600 млн руб. [6].

Европейский суд по правам человека организовал многоэтапный механизм, который должен уменьшить поток жалоб российских заключенных на бесчеловечные условия содержания, но принятые средства и способы защиты малоэффективны, для российских заключенных. 9 апреля 2020 г. ЕСПЧ вынес постановление по делу «Шмелев и другие против России», по жалобам 17 россиян, о нарушении их прав и свобод, условиями содержания, в местах лишения свободы [6]. Семеро заявителей, в своих жалобах в ЕСПЧ указали на невероятно плохие условия в разных российских следственных изоляторах, где они находились (а именно, недостаточное личное пространство в камерах) и отсутствие эффективных средств внутренней правовой защиты по заявлениям и жалобам заключенных на вышеуказанные проблемы. Оставшиеся десять человек пожаловались на условия пребывания в исправительных колониях, по месту отбытия наказания [4; 5; 6].

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Таким образом, 17 заявителей указали на грубые неоднократные нарушения ст. 3 (Запрещение пыток) и ст. 13 (Право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1]. Содержание под стражей, для некоторых вышеуказанных заявителей закончилось на момент обмена возражениями сторон в ЕСПЧ. В возражениях Правительство России указало на необходимость изменений в национальном законодательстве путем внесения поправок, направленных на улучшение условий в местах содержания по стражей и появление новых средств защиты в данной правовой сфере. Российская сторона, разъяснила то, что при введении нового Кодекса административного судопроизводства, от 5 сентября 2015 г., а также на поправки в ч. 3.1. ст. 72 УК РФ о засчитывании периода времени, проведенного под стражей, в общий срок лишения свободы [6]. В 2018 и 2019 гг. в ст. 108, ст. 109 УПК РФ внесены поправки, регулирующие порядок заключения под стражу, и порядок продления срока содержания под стражей. В России 27 декабря 2019 г. был принят закон, разъясняющий порядок выплаты компенсаций за нарушения прав и свобод и условий содержания в местах лишения свободы, вступил в законную силу с 27 января 2020 г. Таким образом, согласно приведенной квалификации, группа, обеспечивающая права лиц в местах лишения свободы и иную форму защиты, частично не функционирует в части отправления жалоб и заявления из пенитенциарных учреждений в органы государственной власти.

2. Группа редко нарушаемых представлена нарушениями, связанными с духовно-интелектуаль-ным направлением, с получением дополнительной помощи от близких и родственников.

Вопрос о соблюдении санитарных норм при перевозке заключенных специальным автотранспортом нуждается в отдельной проработке. Уголовно-исполнительный кодекс не регламентирует вопросы осуществления перевозки заключенных, что в определенной мере способствует возникновению нарушений прав и свобод заключенных в процессе перевозки.

Эффективным способом улучшение условий содержания в местах лишения свободы, станет внедрение комплекса мер по уменьшению количества лиц, помещенных по стражу, то есть вынесение решений по мерам пресечения, не связанным с лишением свободы. Меры пресечения, не связанные с лишением

свободы, позволят уменьшить нагрузку на пенитенциарные учреждений Российской Федерации, таким образом, возникнет вариант улучшения условий содержания для остальных заключенных. Согласно данным Минюста России (публикация в Российской газете от 19 августа 2020 г.), в России снижается количество тюремного населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний официально численность заключенных в России достигла исторического минимума и составляет 496 791 человек [7]. За последнее десятилетие происходит снижение числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы. За пять лет на одну третью уменьшилось число тех, кто был неоднократно осужден к лишению свободы, имеющих две, три и более, судимостей [8]. Сокращение на 26 % лиц, в первый раз осужденных, по сравнению с прошедшим годом.

Таким образом, с помощью позиции Верховного суда Российской Федерации, к настоящему моменту около 70 % выносимых приговоров предусматривают наказания, без лишения свободы.

Анализ решений Европейского суда по правам человека показывает на пробелы в законодательстве России в вышеуказанной области, тем самым устраняет недостатки в данном разделе Российского законодательства [9]. Под воздействием решений Европейского суда по правам человека, по заявлениям и жалобам ограничения прав и на условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, соответствующими органами государственной власти Российской Федерации производятся меры по улучшению качества условий содержания в пенитенциарных учреждениях. Вышеуказанные мероприятия не очень эффективны. Из вышеизложенного возникает вопрос, о необходимости обновления уголовно-исполнительной системы в России, как политико-правового документа, определяющего основные векторы модернизации и идеологию развития, и реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для соответствия существующим Международным стандартам для соблюдения прав лиц, находящихся в местах лишения свободы [10].

Вытоды. Анализ по вышеуказанным группам соблюдения прав и свобод заключенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы России говорит о том, что санитарно-бытовые условия содержания в местах лишения свободы следует привести к нормам в соответствие с действующими минимальными стан-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

дартными правилами Организации Объединенных Наций по обращению с лицами в местах лишения свободы. Необходимо откорректировать пробелы в правовом регулировании, а именно в сфере внутренней правовой защиты заключенных от неправомерных действий персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе от укрытия заявлений, жалоб и обращений на условия содержания в местах лишения свободы. В продолжение данных выводов по заявлению руководства Министерства юстиции России [11] о закрытии около 10 % учреждений уголовно-исполнительной системы России из-за их несоответствия современным стандартам.

В качестве одного из возможных путей решения данного вопроса, является внедрение большего количества мер пресечения и отбывания наказания, не связанных с лишением свободы [12]. Вопрос об увеличении вышеуказанных мер на территории России уже обсуждается в среде экспертов, и ими сделаны выводы о возможности создания новых видов наказания, не связанного с лишением свободы [13; 14; 15].

Подводя итоги проделанной работы, мы понимаем, что решение проблем соблюдения основных прав и свобод человека в местах лишения свободы возможно только при модернизации уголовно-исполнительной системы России в правовом поле в соответствии с действующими международными стандартами и создания санитарно-бытовых условий для лиц, содержащихся под стражей, приближенных к Международным стандартам и правилам содержания, с учетом материальных и других ресурсов РФ [16]. Вновь создаваемые учреждения уголовно-исполнительной системы должны соответствовать международным стандартам и создаваться на основе единых требований для всех учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Список источников

1. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы). Приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 2015 г. // СПС «Гарант».

2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «Гарант».

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СПС «Гарант».

4. Павленко А. А. Прогулки осужденных: Российская практика и международно-правовой подход // Вестник Кузбасского института. 2019. № 3 (40). С. 140-151.

5. Лаврухина Э. А. Практика оказания медицинской помощи осужденным к лишению свободы в России и за рубежом // Бюллетень науки и практики. 2019. № 7. Т. 5. С. 283-288.

6. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 г. По состоянию на 25 августа 2019 г. Перечень постановлений Европейского суда по правам человека, в связи с которыми необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации // СПС «Кон-сультантПлюс».

7. Варламова О. В., Казакова Т. А. Подходы к снижению тюремного населения // Вопросы российского и международного права. 2019. № 9-1. Т. 9. С. 155-161.

8. Хозикова Е. С. Права заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы в России в постановлениях Европейского суда по правам человека // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (57). С. 170-182.

9. Давыдова И. А. Влияние международных факторов на расширение средств правовой защиты осужденных в России // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16 (1-4). № 2. С. 199-204.

10. Ибрагимова Ю. Э. Установление и устранение пробелов в законодательстве путем имплемента-ции решений Европейского суда по правам человека // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 5. С. 142-157.

11. Куликов В. В. В России к 2024 г. планируют ликвидировать почти 10 % учреждений ФСИН // Российская газета. 2021. 20 мая.

12. Селиверстов В. И. Европейские пенитенциарные стандарты: проблемы их соблюдения в России // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 4 (837). С. 287-295.

13. Тепляшин П. В. Концепция развития уголовно-исполнительной системы России в свете интерпретированных принципов пенитенциарной практики // Вестник СПбГУ. Право. 2020. Т. 11. Вып. 1. С. 129-139.

14. Синельникова В. Г. Частные тюрьмы в России: перспективы открытия // Вопросы студенческой науки. 2021. Вып. 1 (53). С. 330-334.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

15. Селиверстов В. И. Перспективы тюремного содержания осужденных в свете национальных интересов России, зарубежного опыта и международных стандартов // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 3 (802). С. 229-237.

16. Потоцкий Н. К. О проблемах недостаточного использования возможностей управленческой теории и практики в уголовно-исполнительной системе // Образование и право. 2021. № 2. С. 366-369.

References

1. Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (Nelson Mandela Rules). Adopted by the Resolution of the UN General Assembly on December 17, 2015 // LRS «Garant».

2. Federal Law of July 15, 1995 № 103-FZ «On the detention of suspects and accused of committing crimes» // LRS «Garant».

3. Criminal Executive Code of the Russian Federation of January 8, 1997 № 1-FZ // LRS «Garant».

4. Pavlenko A. A. Walks of convicts: Russian practice and international legal approach // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2019. № 3 (40). P. 140-151.

5. Lavrukhina E. A. Practice of providing medical care to prisoners sentenced to imprisonment in Russia and abroad // Bulletin of Science and Practice. 2019. № 7. Vol. 5. P. 283-288.

6. Report on the results of monitoring law enforcement in the Russian Federation for 2018. As of August 25, 2019. List of rulings of the European Court of Human Rights, in connection with which it is necessary to make changes to the legislation of the Russian Federation // LRS «ConsultantPlus».

7. Varlamova O. V., Kazakova T. A. Approaches to reducing the prison population // Issues of Russian and international law. 2019. № 9-1. T. 9. P. 155-161.

8. Khozikova E. S. Rights of prisoners in custody and sentenced to imprisonment in Russia in the decisions of the European Court of Human Rights // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 1 (57). P. 170-182.

9. Davydova I. A. The influence of international factors on the expansion of legal protection for convicts in Russia // Criminal executive law. 2021. T. 16 (1-4). № 2. P. 199-204.

10. Ibragimova Yu. E. Establishing and eliminating gaps in legislation by implementing decisions of the European Court of Human Rights // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2020. № 5. P. 142-157.

11. Kulikov V. V. In Russia, by 2024 they plan to liquidate almost 10 % of the FSIN institutions // Rossiys-kaya Gazeta. 2021. May 20.

12. Seliverstov V. I. European penitentiary standards: problems of their compliance in Russia // Bulletin of MSLU. Education and pedagogical sciences. 2020. Issue 4 (837). P. 287-295.

13. Teplyashin P. V. Concept of development of the Russian penal system in the light of interpreted principles of penitentiary practice // Bulletin of St. Petersburg State University. Right. 2020. T. 11. Issue 1. P. 129-139.

14. Sinelnikova V. G. Private prisons in Russia: prospects for opening // Questions of student science. 2021. Issue 1 (53). P. 330-334.

15. Seliverstov V. I. Prospects for prison detention of convicts in the light of the national interests of Russia, foreign experience and international standards // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2018. Vol. 3 (802). P. 229-237.

16. Pototsky N. K. On the problems of insufficient use of the capabilities of management theory and practice in the penal system // Education and Law. 2021. № 2. P. 366-369.

Информация об авторе

О. В. Петров — дежурный группы режима Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское».

Information about the author

O. V. Petrov— Duty Officer of the Mode Group of the Intermunicipal Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Balashikhinskoe».

Статья поступила в редакцию 01.07.2023; одобрена после рецензирования 26.07.2023; принята к публикации 12.10.2023.

The article was submitted 01.07.2023; approved after reviewing 26.07.2023; accepted for publication 12.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.