Научная статья на тему 'О проблемах реализации дополнительных гарантий предоставления услуг детям и молодежи организациями культуры и спорта'

О проблемах реализации дополнительных гарантий предоставления услуг детям и молодежи организациями культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права детей и молодежи / меры социальной поддержки / правовая политика / региональное законодательство / rights of children and youth / social support measures / legal policy / regional legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Д.С.

в статье затрагивается одна из актуальных проблем, стоящих на повестке перед российским государством – поддержка молодежи. Цель статьи – проанализировать меры поддержки детей и молодежи в части предоставления услуг организациями культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях, в том числе определить необходимые пути совершенствования правовой политики в данной области. Автором были использованы общенаучные (диалектический, методы анализа и синтеза) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Автор приходит к выводу о необходимости более корректного нормативного урегулирования порядка установления льгот отдельными субъектами Российской Федерации, приводя примеры решения данного вопроса в других регионах нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the problems of implementing additional guarantees for the provision of services to children and youth by cultural and sports organizations

the article touches upon one of the urgent problems on the agenda of the Russian state – support for youth. The purpose of the article is to analyze measures to support children and youth in the provision of services by cultural and sports organizations at the federal and regional levels, including identifying the necessary ways to improve legal policy in this area. The author used general scientific (dialectical, synthesis analysis methods) and private scientific methods (formal legal, comparative legal). The author comes to the conclusion about the need for a more correct regulatory regulation of the procedure for establishing benefits by individual subjects of the Russian Federation, giving examples of solving this issue in other regions of our country.

Текст научной работы на тему «О проблемах реализации дополнительных гарантий предоставления услуг детям и молодежи организациями культуры и спорта»

• ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА •

Д. С. Воробьева,

старший преподаватель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

D. S. Vorobeva,

Teacher of the Department of administrative and municipal law Saratov State Law Academy igp@sgap.ru

DOI:

о

■a

S

a

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ДЕТЯМ И МОЛОДЕЖИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КУЛЬТУРЫ |

И СПОРТА I

Ц

s

Аннотация: в статье затрагивается одна из актуальных проблем, стоящих g

на повестке перед российским государством - поддержка молодежи. Цель статьи - g

проанализировать меры поддержки детей и молодежи в части предоставления услуг U

организациями культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях, в том s |

числе определить необходимые пути совершенствования правовой политики в данной g g

области. Автором были использованы общенаучные (диалектический, методы анализа :§ s

и синтеза) и частнонаучныеметоды (формально-юридический, сравнительно-право- | .2

вой). Автор приходит к выводу о необходимости более корректного нормативного .о а

урегулирования порядка установления льгот отдельными субъектами Российской Фе- ~ ~ дерации, приводя примеры решения данного вопроса в других регионах нашей страны.

Ключевые слова: права детей и молодежи, меры социальной поддержки, правовая политика, региональное законодательство. U 1

s и | g

ABOUT THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING | У

ADDITIONAL GUARANTEES FOR THE PROVISION 1? У

OF SERVICES TO CHILDREN AND YOUTH BY CULTURAL | ^ AND SPORTS ORGANIZATIONS

I a

5 -g

я с

Abstract: the article touches upon one of the urgent problems on the agenda of the Russian state - .support for youth. The purpo.se of the article is to analyze measures to support children and youth in the provision of services by cultural and sports organizations at the federal and regional levels, including identifying the necessary ways to improve legal policy in this area. The author used general scientific (dialectical, synthesis analysis methods) and private scientific methods (formal legal, comparative legal). The author comes to the conclusion about the need for a more correct regulatory regulation of the procedure for establishing benefits by individual subjects of the Russian Federation, giving examples of solving this issue in other regions of our country.

Keywords: rights of children andyouth, social support measures, legal policy, regional legislation.

5 S

115

Актуальность представленного исследования обосновывается целями и задачами государственной политики, обозначенными в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Так, одними из целевых показателей, достижение которых поставлено к 2030 г., являются:

■ увеличение до 70 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (абз. 5 пп. «а» п. 2);

■ увеличение в 3 раза по сравнению с показателем 2019 г. числа посещений культурных мероприятий (абз. 7 пп. «б» п. 2).

Для достижения обозначенных результатов Правительством РФ утвержден Единый план [1], в соответствии с которым применительно к проблеме обеспечения доступности спорта для населения, в частности, предлагается: помимо развития школьного и студенче-„о ского спорта, физической культуры и спорта в сельской местности, го содействовать развитию корпоративного спорта, в том числе за счет стимулирования работодателей; помимо обновления с этой целью а материально-технической базы, в том числе в общеобразовательных § организациях, включая инфраструктуру в сельской местности, вне-§ дрять новую модель планирования общественных пространств с ус-2 ловиями для занятий спортом, развивать инфраструктуру массового ^ спорта в шаговой доступности.

— Применительно к доступности учреждений культуры реализации § подлежат такие меры, как привлечение детей и молодежи к изучению 5 классических произведений культуры, формирование привычки к ре-§ гулярному посещению культурных мероприятий (в том числе путем ^ реализации проекта «Пушкинская карта» [2]); создание культурно-образовательных и музейных комплексов.

СО _

о Достижению целевых показателей, на наш взгляд, также может ^ способствовать использование механизма поощрений, льгот на преС доставление услуг, оказываемых учреждениями культуры и спорта, в первую очередь детям и молодежи.

116 Согласно п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы куль-^ туры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении сч федерации и ее субъектов.

® И если в отношении организаций культуры на федеральном уровне ^ установлены возможность и порядок применения льгот на платные мероприятия (ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, Приказ Минкультуры России от 31 мая 2016 г. № 1219 [3]), то в отношении организаций спорта нормативное урегулирование правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг, в том числе льгот, в настоя-

щий момент отсутствует, проект соответствующего Постановления Правительства РФ находится в разработке [4].

Проведя сравнительный анализ региональных нормативных правовых актов, следует констатировать наличие проблемы реализации дополнительных гарантий предоставления спортивно-физкультурных услуг и услуг в области культуры по причине отсутствия указания в подзаконных нормативных правовых актах на необходимость соответствующих организаций оказывать данные услуги на льготной основе - при наличии таких обязательств в региональном законодательстве.

В сфере предоставления спортивно-физкультурных услуг данная проблема симптоматична, например, для Брянской и Оренбургской областей, где подзаконные нормативные правовые акты, принятые во исполнение положений законодательных актов, содержащих меры социальной поддержки в сфере физической культуры и спорта в отношении отдельных групп детей и молодежи [5], отсутствуют вовсе (несмотря на определенную законодательно необходимость их при- I нятия). В законодательстве Волгоградской области не содержится § указаний на необходимость исполнения бюджетными учреждениями | установленных на законодательном уровне гарантий, решение данного * Ц вопроса ставится в зависимость от усмотрения самого учреждения § | [6; 7]. На наш взгляд, такой подход является неверным, пределы 2 * усмотрения тех или иных субъектов правоотношений ограничены § Ц наличием прямого нормативного регулирования данных отношений Ц Ц

о

■а

X

а

с

г I

[8, с. 205], таким образом, положения законодательства должны ис- § -а

полняться неукоснительно. 2 §

Примерами урегулирования обозначенного вопроса являются | 3

подзаконные управленческие нормативные акты Архангельской, ^ |

Иркутской, Саратовской областей, где достаточно подробно регла- а ^

ментирован порядок предоставления мер социальной поддержки 2 ^

в сфере физической культуры и спорта [9-11]. Так, в Саратовском § 2 регионе физкультурно-спортивные услуги в государственных спортивных сооружениях области предоставляются во время, свободное

от планового учебно-тренировочного процесса, не более одного раза 117

в неделю; при этом продолжительность предоставления услуг должна ^

составлять не менее сорока пяти минут в неделю. о

В г. Москве льготы на платные физкультурно-оздоровительные .о

и спортивные услуги региональными учреждениями спорта устанав- §>

ливаются для инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных й семей, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в размере 100 %, а для всех иных категорий детей, а также студентов (при этом только обучающихся государственных вузов очной формы

обучения, т. е. студенты других форм обучения, в т.ч. организаций среднего профессионального образования, такого права лишены) -в размере от 20 до 50 % [12]. Особую ценность имеет также Порядок предоставления субсидий физкультурно-спортивным организациям, предоставляющим физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 25 декабря 2017 г. № 1078-ПП (в ред. от 4 декабря 2018 г.), которым предусматривается возможность компенсации недополученных доходов не являющимся бюджетными организациям, в связи с предоставлением ими на льготных условиях физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

В то же время следует отметить, что в отраслевом законодательстве отдельных субъектов федерации (например, г. Санкт-Петербурга, Ростовской области) мер социальной поддержки в сфере физической „о культуры и спорта, в том числе детей и молодежи, не содержится, го а законодателем Тюменской области правомочие по их установлению возлагается на органы местного самоуправления, коммерческие и не-№ коммерческие организации [13].

§ К числу мер социальной поддержки детей и молодежи в области § досуга на региональном уровне можно отнести установление льгот 2 на посещение организаций культуры (однако данные меры под-^ держки отсутствуют в законодательстве, например, Саратовской, — Тюменской областей). При этом в подзаконных актах г. Москвы, § г. Санкт-Петербурга, Ростовской области, Республики Башкортостан, 5 Красноярского края не содержится указаний на необходимость испол-§ нения указанными организациями установленных на законодательном ^ уровне гарантий, решение данного вопроса ставится в зависимость от усмотрения самого учреждения / по согласованию с уполномочено ным органом государственной власти с учетом финансовых, матери-^ ально-технических и организационных возможностей, таким образом, С могут не устанавливаться вовсе [14-17]. В Удмуртской Республике и Томской области актами высших региональных органов исполнительной власти установление льгот для детей дошкольного возраста ^ и обучающихся (наравне с некоторыми другими категориями граждан (V в соответствии со ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре) так® же лишь рекомендовано для бюджетных организаций культуры (в то ^ же время п. 5 Порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан при посещении ими платных мероприятий, проводимых организациями культуры, подведомственными Министерству культуры Удмуртской Республики, утв. Приказом Министерства культуры Удмуртской Республики от 30 июня 2020 г. № 01/01-05/189 (в ред.

118

от 9 сентября 2021 г.) провозглашается право на бесплатное посещение организаций культуры детьми и обучающимися; таким образом, имеет место противоречие одного регионального нормативного правового акта другому) [18].

В качестве примеров более корректного нормативного урегулирования порядка установления льгот на посещение платных мероприятий, проводимых учреждениями культуры, могут рассматриваться нормативные акты Вологодской и Волгоградской областей. Так, в соответствии с п. 4 Порядка установления государственными учреждениями культуры, подведомственными комитету культуры О Волгоградской области, льгот на посещение проводимых ими платных § мероприятий отдельным категориям граждан, утв. Постановлением * Главы Администрации Волгоградской области от 13 мая 2011 г. N° 473 О

(в ред. от 5 июня 2018 г.) льготы предоставляются в пределах 1 % §

§

мест от вместимости залов, в которых проводятся такие мероприятия; Ц согласно п. 6 Порядка предоставления льготы отдельным категориям I граждан при посещении областных учреждений культуры, опреде- §

ления ее размера, учета и отчетности, утв. Приказом Департамента а

§

§ г

о 2

билета. 2 *

Таким образом, подводя итоги представленного исследования, § Й

а ?

а I

культуры и туризма Вологодской области от 13 мая 2015 г. № 105, цена * § льготного билета не может превышать 50 % от стоимости входного

£ £

I §

И

а ^ I I

о *

г I

следует отметить существующую проблему реализации дополни тельных гарантий предоставления спортивно-физкультурных услуг § О и услуг в области культуры, детям и молодежи в частности, по причине отсутствия указания в подзаконных нормативных правовых актах на необходимость соответствующих организаций оказывать данные услуги на льготной основе - при наличии таких обязательств 1 I в региональном законодательстве. Для решения данного вопроса рекомендуется использовать примеры более корректного нормативного урегулирования порядка установления льгот отдельными субъектами Российской Федерации.

Кроме того, следует нормативно предусмотреть возможность 119 компенсации доходов, недополученных в связи с предоставлением ^ на льготных условиях услуг, организациям, не являющимся бюд- о жетными, что будет способствовать соблюдению баланса прав детей §а и молодежи, как и других получателей льгот, так и самих организаций, £ выступающих в качестве субъектов частноправовых отношений. 8

Нормативно-правовое решение обозначенных проблем можно определить в качестве «ключевого инструмента публичного управления» [19, с. 35], показателя эффективности Основного закона нашей

страны [20, с. 33-34] и важнейшей задачи, стоящей перед государством в целом [21, с. 45].

Список литературы:

1. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2021 г. № 2765-р (в ред. от 24 декабря 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022).

2. О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры : постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1521 (в ред. от 21 мая 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 37, ст. 6541; - 2022. - № 22, ст. 3676.

3. Об утверждении Порядка установления льгот организациями культу -ры, находящимися в федеральном ведении, для детей дошкольного возраста,

^ обучающихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих военную службу g по призыву, при организации платных мероприятий : Приказ Минкультуры ^ России от 31 мая 2016 г. № 1219 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обраще-о- ния: 20.07.2022).

§ 4. См.: Об утверждении правил оказания физкультурно-оздоровитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ных услуг : проект постановления Правительства РФ // Федеральный портал g проектов нормативных правовых актов. - URL: https://regulation.gov.ru/ С projects#npa=122776 (дата обращения: 20.07.2022).

S 5. О физической культуре и спорте в Брянской области : Закон Брянской

< области от 9 ноября 2009 г. № 93-3 (в ред. от 28 января 2022 г.) (абз. 2 25 ст. 9); О физической культуре и спорте в Оренбургской области : Закон 5 Оренбургской области от 29 декабря 2010 г. № 4175/979-^-О3 (в ред. 5 от 14 июня 2022 г.) (ч. 4 ст. 27) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: С 20.07.2022).

6. О физической культуре и спорте в Волгоградской области : Закон со Волгоградской области от 10 июля 2007 г. № 1495-ОД (в ред. от 29 июня oq 2021 г.) (ч. 3 ст. 13) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). § 7. Порядок определения платы для физических и юридических лиц

за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведом-120 ственного Комитету физической культуры и спорта Волгоградской области, ' оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах О установленного государственного задания, утв. Приказом Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 20 декабря 2017 г. № 817 ^ (в ред. от 22 апреля 2019 г.) (п. п. 3 - 5) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022).

8. Ильгова, Е.В., Смагина, Т.А. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования // Административное право Российской Федерации: учебник

С

«V

для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - С. 204-206.

9. Порядок предоставления мер социальной поддержки в сфере физической культуры и спорта в Архангельской области, утв. Постановлением Правительства Архангельской области от 26 декабря 2017 г. № 613-пп (в ред. от 25 февраля 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022).

10. Порядок и условия посещения спортивных сооружений, находящихся в областной государственной собственности, отдельными категориями граждан, утв. Приказом Министерства спорта Иркутской области от 26 сентября

2018 г. № 72-мпр // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). §

11. Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки "о отдельным категориям граждан в сфере физической культуры и спорта * Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской I области от 19 декабря 2011 г. № 716-П (в ред. от 28 января 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). §

12. Порядок определения платы за оказание подведомственными £ Департаменту спорта города Москвы государственными бюджетными £ учреждениями гражданам и юридическим лицам за плату услуг (работ), § утв. Распоряжением Москомспорта от 30 сентября 2021 г. № 247 (п. 1.6, а Приложение 2) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). о 2

13. О физической культуре и спорте в Тюменской области : Закон § | Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 329 (ред. от 25 марта 2021 г.) £ I (ч. 3 ст. 13) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). 2 О

14. Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ) а ? государственными учреждениями города Москвы, подведомственными а I, Департаменту культуры города Москвы, утв. Приказом Департамента й 2 культуры г. Москвы от 6 декабря 2018 г. № 1024/ОД (п. п. 3.1 - 3.3) // СПС I | «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). 2 2

15. Приложение к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга 1 2 от 23 января 2018 г. № 37; Порядок предоставления льгот отдельным ка- ? | тегориям граждан на посещение государственных учреждений культуры § Ростовской области, утв. Постановлением Правительства Ростовской области * 1 от 1 июня 2012 г. № 469 (в ред. от 7 февраля 2022 г.) (п. п. 3.1, 3.2) // СПС О ® «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). Й *

16. Порядок установления льгот организациями культуры, находящимися в ведении Республики Башкортостан, для категорий граждан, имеющих право на льготное посещение, при организации платных мероприятий, утв. ^ Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля о

2019 г. № 247 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022). §

17. Порядок установления льгот краевыми государственными орга- "§ низациями культуры на посещение платных мероприятий, утв. Указом 2 Губернатора Красноярского края от 7 августа 2015 г. № 191-уг // СПС й «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022).

18. О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей государственных организаций культуры Удмуртской Республики : Постановление

I

I 8 00

I

I

С

I 8 00

I

Правительства Удмуртской Республики от 24 октября 2005 г. № 152 (в ред. от 13 марта 2017 г.); О порядке установления льгот отдельным категориям граждан, посещающим платные мероприятия областных государственных организаций культуры : Постановление Администрации Томской области от 7 апреля 2005 г. № 48а (в ред. от 29 ноября 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.07.2022).

19. Конин, Н.М., Маторина, Е.И. Современные тенденции в государственном управлении // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 4. - С. 33-37.

20. Аничкин, Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 -начале 21 вв.: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е.С. Аничкин. - Тюмень, 2010. - 50 с.

21. Кабышев, С.В. Диалог в конституционной системе власти / С.В. Кабышев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2018. - № 6. - С. 40 - 47.

122

Я

«V о «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.