Научная статья на тему 'О проблемах развития православной прессы'

О проблемах развития православной прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестерина Алла Михайловна, Мусорина Евгения Николаевна

The article analyses the Orthodox press as one of the unexplored media sectors in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE EVOLUTION OF THE ORTHODOX PRESS

The article analyses the Orthodox press as one of the unexplored media sectors in Russia.

Текст научной работы на тему «О проблемах развития православной прессы»

вот я твердо верю, - заключил Пришвин, -что Сергееву-Ценскому выпало на долю редкое для писателя счастье - ему удалось написать несгораемые слова [6].

1. Падучева Е.В. В.В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Изв. РАН. Сер. Литературы и языка. М., 1995. Т. 54. № 3. С. 39-40.

2. «Я с Россией до конца...». С.Н. Сергеев-Ценский и современность. Научные доклады, статьи, тезисы. Тамбов, 1995.

3. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. М., 1965. С. 370.

4. Леденева В.В. Особенности идиолекта Н.С. Лескова. М., 2000. С. 3.

5. Потебня А.А. Мысль и язык // История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. 1.М., 1964. С. 138.

6. Любимов Н.М. О Сергееве-Ценском. Вступительная статья // С.Н. Сергеев-Ценский. Повести и рассказы. М., 1984. С. 14.

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ А.М. Шестерина, Е.В. Мусорина

Shesterina A.M., Musorina E.V. On some issues of the evolution of the Orthodox press. The article analyses the Orthodox press as one of the unexplored media sectors in Russia.

...Истина Господня пребывает вовек.

(Пс. 116,2)

О православной государственности

«Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский», - так некогда говорил святой праведный отец Иоанн Кронштадтский [1]. Сегодня эти слова российского пастыря как нельзя более злободневны. «Русь Святая, Православная!», а сегодня уже «Россия Православная!» Мы часто слышим эту фразу, встречаем ее в различных печатных изданиях и, возможно, произносим эти слова неоднократно в пафосных речах. Однако до конца ли мы понимаем значение этих слов? Глубоко ли мы чувствуем их суть? А ведь за этими словами во всем своем величии, во всей своей красоте встает История Государства Российского, история рождения русского православного народа. «Лишь православное мировоззрение ставит личность, коллектив (общество) и государство на верное место в шкале ценностей между личностью и Богом... Свобода личности - несомненная ценность, данная нам Богом в человеческой природе как

свобода воли, без которой человек перестал бы быть человеком (к чему по сути и стремился марксизм). Назначение православного государства состоит в обеспечении максимальной «отрицательной» свободы человека -свободы от внешнего зла и внутреннего греха, для обеспечения максимальной положительной свободы - свободы для служения Замыслу Божию... Общество или коллектив -тоже несомненная ценность, данная нам Богом для человеческого рождения и созревания для будущей вечной жизни. Только в православном государстве природный коллективизм облагораживается в Церкви и возводится до своего предельного уровня - до Народа (нации) как соборной личности, имеющей в истории свою задачу, согласную с Замыслом Божиим... И государство - тоже ценность: это организованная форма земного бытия народа» [2]. Но государственная власть являет собой лишь особый орган «защиты народа от зла, воспитания в звании Истины и опять-таки организованного служения более высокой ценности - Замыслу Божию...» [2].

Однако, по выражению архимандрита Константина (Зайцева), «идеал Святой Руси оказался заслонен идеалом Великой России» [2]. Сокрушение православной государственности в 1917 году стало кульминацией

двух процессов - внутреннего и внешнего. Первый - утрата русским ведущим слоем понимания смысла православной монархии. Второй - воздействие антирусских сил, отчасти проявившихся в сфере американской политики глобализации.

Причина российской трагедии XX века в том, что ведущий слой России перестал понимать суть своей православной государственности. Именно для того, чтобы испокон веков православный народ осознал свою глубочайшую ошибку, свои грубейшие заблуждения и искажения понимания личности коллектива и государства как особых божественных ценностей, как суть православной государственности, и была допущена Богом катастрофа 1917 года. Это, возможно, был единственный способ «доказать истинность Православия от обратного ценой опыта клинической смерти России» и «единственный способ обратить нас к Истине и к Истинной Вере» [2].

Действительно, годы воинствующего атеизма окончательно исказили идеал российской государственности - Святой Православной Руси - и нанесли тяжело излечимые раны Русской Православной Церкви, которая фактически и является тем фундаментом, на котором даже в настоящее время держится, стоит достаточно крепко не только духовная жизнь русского народа, но и полная серьезных проблем мирская повседневная жизнь.

Эпоха Возрождения XX века

До начала перестройки Православная Церковь жила в среде воинствующего атеизма. Но в начале 1988 года наступил переломный момент, когда все перестроечные процессы, происходившие в жизни светского общества, так или иначе затронули жизнь Церкви: ей стали возвращаться некогда разрушенные и отнятые храмы, начали вновь открываться Воскресные школы, Духовные Семинарии, постепенно расширилась и издательская деятельность. Православная литература стала более доступной, а в настоящее время продается абсолютно свободно и беспрепятственно в специальных книжных лавках (монастырских). Впервые за долгие годы появилась возможность иметь свои православные официальные печатные органы (в послереволюционное время Церковь не име-

ла своей периодики, а издаваемый ею небольшими тиражами «Журнал Московской Патриархии» распространялся, главным образом, среди священнослужителей и небольшого числа мирян). Тот, кто никогда не читал Евангелие, святоотеческие творения, душеполезные книги, кто искал в течение всей жизни ответы на вопросы о ее смысле и цели, о богослужении, православном учении о спасительном значении поста и молитвы, христианской морали и нравственности, на страницах церковной печати нашел слова, исполненные духом Христовой любви и милосердия, способные уврачевать мятущуюся душу и исцелить разум. На страницах вышедших изданий получили широкое освящение дела христианского милосердия и благотворительности. Церковь засвидетельствовала о своем опыте сохранения на протяжении тысячелетнего бытия непреходящих духовно-нравственных ценностей.

Вместе с тем, еще и по сей день широкая аудитория не имеет возможности обратиться к православным изданиям. Теперь уже не в силу замалчивания и гонений, а потому, что информация о православной прессе крайне редко становится доступной людям невоцер-ковленным. Исследования же православной периодики если и ведутся современными учеными, то почти только с позиций светских, нередко, к сожалению, обедняющих саму суть такого рода изданий. Попытаемся в какой-то мере восполнить этот пробел.

* * *

Первая общецерковная газета появилась в 1989 году под названием «Московский Церковный вестник». Сейчас это очень популярная еженедельная газета с тиражом более 30000 экземпляров. Тогда же начали выходить епархиальные газеты, однако все большую силу набирало издание центральных православных газет и журналов, многие из которых распространялись в основном по подписке. Наиболее известными центральными православными изданиями стали такие еженедельные газеты как «Десятина», «Московский Церковный вестник», «Русь Державная», «Воскресная школа», «Радонеж», «Пределы века», «Православная Москва», «Татьянин день» (МГУ им. М.В. Ломоносова), «Русский вестник», «За веру и отечество». Их уч-

редители - Московская Патриархия РПЦ или открытые акционерные общества (например, «Купина»), В 1997 году появился православный журнал, названный по одноименной телепрограмме «Русский Дом». Этот журнал сегодня ценится не только у православных мирян, но и у священнослужителей.

Следует заметить, что многие центральные православные издания имеют электронную версию в интернете. Епархиальные же издания не всегда доступны широкому кругу православных читателей, потому что печатаются в основном небольшим тиражом и, следовательно, не имеют подписного индекса. Это обстоятельство делает недоступной такого рода прессу для жителей других регионов. Среди наиболее известных епархиальных изданий можно выделить следующие: «Нижегородские епархиальные ведомости», «Благовестник» (г. Вологда), «Русь Святая» плюс приложение «Лекарь» (г. Липецк), «Казачья газета» (г. Липецк), «Православная газета» (г. Екатеринбург). Конечно, каждая газета имеет свои особенности как в содержательном плане, так и в плане оформления. Но каждая из подобных газет ориентируется, прежде всего, на центральные православные издания, а иногда использует их материалы в качестве основы для собственных публикаций. Этот факт неудивителен. Объясняется он тем, что в центральных изданиях более подготовленная в православном плане редакционная коллегия, а статьи чаще всего пишут профессора богословия, кандидаты богословских наук, священнослужители и, конечно, специально подготовленные православные журналисты, которых в епархиальных периодических изданиях практически нет.

В своей основе православная периодика имеет вероучительные и нравоучительные беседы, статьи по изъяснению Священного Писания, философские и исторические статьи, а также статьи, представляющие разбор и обличение заблуждений неправомыслящих, сектантов и т. п., об истинах христианской нравственности с обличением современных пороков, о важнейших церковных обрядах, о подвигах Святых угодников Божиих и проявлениях благодатной силы Божией в Святой Православной Церкви, которые, как известно, служат утверждению православных христиан в истинной вере. Но все это лишь небольшая часть содержания православных

периодических изданий. Одним словом, можно сказать, что каждый верующий или даже просто интересующийся читатель может почерпнуть максимальное количество душеполезной информации и найти на страницах православных газет не только статьи, имеющие общецерковный характер, но и освещение тех проблем и вопросов, которые касаются светской жизни общества.

Православная пресса Тамбовского края

Более 140 лет назад, в 1861 году, трудами святителя Феофана Затворника Вышен-ского было осуществлено издание «Тамбовских епархиальных ведомостей» - первого епархиального периодического издания на Тамбовщине. Журнал выходил в свет еженедельно по субботам на 26 листах книжного формата. Главным редактором впоследствии стал ректор Тамбовской Духовной Семинарии протоиерей П. Соколов, а цензором -протоиерей Петр Аквилонов. Местом печати тамбовского православного журнала было Губернское Правление. В послереволюционный период православная региональная пресса прекратила свое существование вплоть до 1992 года.

В новом 1992 году на Рождество Христово вышел первый номер духовно-просветительской православной газеты «Тамбовские Епархиальные вести», учрежденной Тамбовским Епархиальным Управлением. Редактором этого номера стал Высокопреосвящен-нейший архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Как почти любое начинающее периодическое издание, «Тамбовские Епархиальные вести» поначалу были убыточными. Первый номер представлял собой невзрачную черно-белую четырехполосную газету, удовлетворительную по содержанию и по качеству полиграфии. Второй номер вышел только через год - он был лучше оформлен, двухцветный, более интересный и содержательный. Главным редактором православной газеты был назначен протоиерей Владимир Кленин. Возложенные на него обязанности он выполняет и в настоящее время.

Если внимательно посмотреть первые номера, то можно выделить несколько постоянных рубрик: это, прежде всего, официальные документы или поздравления с Вели-

кими Церковными праздниками Святейшего Патриарха, высокопоставленного духовенства, правящего архиерея; богословский отдел (церковные проповеди); детское чтение; духовная поэзия и краткий месяцеслов.

По мере выхода каждого номера, издание становилось более качественным, содержательным, интересным, познавательным для читающих мирян; появлялись новые рубрики, увеличился объем. Сегодняшний выпуск «Тамбовских Епархиальных вестей» осуществляется в объеме двух печатных листов, а по Великим Церковным праздникам -в объеме пяти печатных листов. Постоянными рубриками, дополнившими со временем список уже существующих, являются:

- Вечная память почившим;

- Краткое житие святых;

- Церковно-общественная жизнь Епархии;

- Новомученики Российские;

- Миссионерское служение и паломничество;

- С архивной полки;

- Казак - значит православный;

- Вести из Мичуринска;

- Внимание - новинка!

- Возрождение;

- Ответьте, пожалуйста, батюшка!

В газете печатают статьи о социальном служении, катехизации и церковном обучении, об отделе по взаимодействию с российской армией, об исправительных учреждениях, а также о новом отделе по работе с молодежью. Как и любое епархиальное периодическое издание, газета ориентируется на центральную православную прессу, поэтому публикует статьи о духовном смысле Российской государственности, о национальной идее, статьи на тему патриотизма, очерки философского характера, написанные в основном профессорами Духовных Академий; подробные рассказы о Великих Церковных праздниках, объяснение их смысла и огромного значения в жизни православных верующих и Церкви; нередко появляются статьи на актуальные темы (например, о переписи населения); печатается информация об иконах, молитвы к святым угодникам и так далее. Обязательными являются публикации посланий Святейшего Патриарха, его указы, постановления, поздравления и доклады, а также постановления правящего духовенства

и официальные документы местных органов власти.

В связи с тем, что штат сотрудников редакции весьма невелик, основные рубрики ведет сам отец Владимир. Может быть, именно поэтому газета отличается догматической строгостью и «сухостью», хотя статьи по содержанию и по объему полезной информации очень познавательны и интересны.

Ничуть не уступает, а может быть, в чем-то даже превосходит «Тамбовские Епархиальные вести» газета «Козлов-Мичуринск православный», характеризуемая как духовнопросветительская и историко-краеведческая. Данное периодическое православное издание Мичуринского благочиния вышло в свет в августе 2001 года. Его учредителем является Мичуринское благочиние Тамбовского Епархиального Управления. Первоначально в 1994 году в Мичуринске по благословению архиепископа Тамбовского и Мичуринского издавалась православная «независимая газета о вере, памяти, добре и милосердии» «Православный Мичуринск», которая впоследствии была переименована в «Воскресение». Это издание выходило в свет два раза в месяц в объеме от одного до трех печатных листов. Сейчас эта газета не издается.

«Козлов-Мичуринск православный» выходит ежемесячно в объеме одного печатного листа. Редакционный коллектив этой газеты — более организованный и устоявшийся. Председатель общественной редколлегии -благочинный Мичуринского округа, председатель Центра Православной культуры и образования протоиерей Александр Филимонов, редактор - Н.М. Сухорукое, а выпускающий редактор номера - Д.П. Минюков-Николаев. Они же являются и корреспондентами, и ведущими рубрик.

Статьи, по сути, имеют духовно-просве-тительский характер, помогают развивать нравственные чувства, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории и культуре. Часто печатаются интервью с высокопоставленным духовенством, информация о возрождении святынь, о прошедших научно-практических конференциях; обязательно печатаются послания Святейшего Патриарха и правящего архиерея, отчеты по заседанию Тамбовского Епархиального Управления. Основными рубриками Мичуринской

рубриками Мичуринской православной газеты являются:

- Вести по Мичуринскому благочинию;

- Памятный день;

- Подвижники благочестия;

- Всем миром;

- Наш поэтический альбом;

- Благотворительность и благотворители;

-Духовная инициатива;

- В Тамбовском Епархиальном Управлении;

- Срочно в номер;

- Слово настоятеля;

- Юбилейные даты или памятные события;

- Пострадавшие за веру Христову;

- Письмо в редакцию;

- Приходская жизнь;

- Миссионерское служение;

- Православие и культура.

Также при Мичуринской районной газете «Наше Слово» издается православная газета «Благовест», при Никифоровской районной газете «Знамя» выходит тематическая страница «Дорога к храму». Газета «Мичуринская правда» на протяжении многих лет подробно и интересно освящает духовную жизнь приходов, духовно-просветительскую деятельность.

С 1995 года при Вознесенском женском монастыре города Тамбова издается журнал «Вестник Православия». В этом периодическом издании можно найти ответы на такие вопросы: как защитить себя и детей от сект, как отличить подделки от подлинного православия Церкви, как бороться сегодня Церкви с языческими предрассудками, которые нередко путают с православно-русскими традициями. Статьи имеют богословский характер и в основном опираются на писательские труды диакона Андрея Кураева.

Богословие сегодня - это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие - это вопрос духовной безопасности, вопрос просто выживания личности. Уверенность нынешнего россиянина в том, что «любая дорога ведет к храму», что любая «духовность» - это благо, -делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было «Священным Писанием» в руке. Для этого необходимы своего рода правила, соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью. Такие своеобразные «правила» можно всегда

найти на страницах журнала, также можно найти много душеполезной информации об истинности православной веры, об основных расхождениях между христианством и оккультизмом, неоязычеством, псевдохристианством; о святых «в земле Тамбовской просиявших», их жития, подвиги. Здесь же приведены тропари и кондаки этим святым, а также молитвы к ним. Часто печатается материал о знаменитых иноческих обителях, известных не своей древностью, а высокой праведной жизнью монахов, о восстановлении и упрочении внутренней духовной жизни обители.

Вопросы православия на страницах светских региональных газет

На страницах светской региональной печати нередко публикуют статьи на православные темы, есть даже специальные тематические страницы, посвященные вопросам православия.

Обычно появление материала религиозного характера ознаменовано каким-либо церковным праздником. Практически во всех центральных изданиях Тамбова и в районных изданиях существуют рубрики или просто отдельные заметки, печатающие информацию общецерковного характера. Так, например, в еженедельном издании «Тамбовский курьер» активно действует рубрика «Колокольный звон». Цель данной рубрики - проинформировать население о предстоящих церковных праздниках, о правилах поведения в освященных зданиях, об истории значения того или иного события в жизни православных верующих. Появляются также статьи, написанные священнослужителями («Слово пастыря»). Такие публикации имеют духовно-просветительский характер, отличаются богословской грамотностью и догматической точностью, но материалы такого характера появляются крайне редко, потому что светскую печать покупают люди, которые так или иначе отдалены от Церкви и от веры. Они не всегда интересуются публикациями, которые имеют религиозное направление. Поэтому священнослужители предпочитают публиковаться в специализированных изданиях. В редакции «Тамбовского курьера» рубрику «Колокольный звон» ведут люди, имеющие общее представление о

Церкви и о Православной вере. Может быть, именно поэтому статьи не всегда написаны грамотно с богословской точки зрения. Одна из журналисток газеты выразила такое отношение к проблеме: «Морализацией СМИ заниматься не должны. Эта страница несет не больше, не меньше информации, нежели другие наши рубрики, и ничем не отличается от них!» Конечно, если статьи православного характера будут писаться с таким настроением, то и читать их мало кто согласится.

В еженедельной общественно-политической газете «Новая Тамбовщина» изредка появляется приложение «Православие», где в основном подробно пишут о каком-либо Великом Церковном празднике, публикуют духовные стихотворения, кулинарные рецепты православной кухни, интервью со священнослужителями, сказания об иконах, об истории церквей Тамбовской земли, истории праздников и так далее. Материалы для спецвыпуска предоставляются пресс-службой Тамбовского Епархиального Управления.

В приложении к «Тамбовской жизни» «Наедине» изредка появляется полоса православного содержания под названием «Дни величальные», материалы для которой тоже представляет пресс-служба ТЕУ.

Однако информацию для страниц или статей, имеющих религиозный характер, редакции газет берут не только из материалов, предоставленных ТЕУ. Можно встретить публикации, подготовленные по данным из интернета. Так, например, в еженедельной газете «Тамбовский курьер» была опубликована статья, подготовленная А. Николаевич при использовании интернет-материалов «Анонимное послание», под названием «И все-таки Он есть. Доказательство существования Бога». Лейтмотив этой публикации (как, впрочем, и ее культурная ценность) полнее всего, пожалуй, воплощен в ее заключении: «’’Переварить” подобный вывод человеческой психике весьма трудно» [3].

Районные газеты редко имеют отдельные рубрики православного характера. Пожалуй, самая известная - это «Моршанск-православ-ный» в Моршанской районной газете «Согласие».

Обычно «районки» публикуют информацию о предстоящих церковных праздниках в виде кратких месяцесловов, православных

календарей под названием «Дорога к храму». Иногда возникает такое ощущение, что статьи православного характера районные газеты стараются всячески избегать.

Морали читать в газете никто не хочет, а писать никто и не собирается. Нужно просто уметь различать публикации духовнопросветительского характера, которые по праву можно назвать богословскими трудами, написанными в доступной для людей форме, от кустарного производства «православных» статей, которые имеют нотационный характер и искажают толкование Закона Божьего.

«Мы должны признать, что наша страна -православная»

Приходится признать тот факт, что в редакциях большинства региональных СМИ (кроме специализированных периодических изданий) работают люди, имеющие общие представления о православной вере, более чем отдаленные от Церкви. Может быть, именно поэтому статьи аналитического, богословски выдержанного содержания - крайне редкое явление. Да и православные рубрики, тематические страницы, приложения не так часто можно встретить на страницах региональной печати. Материалы ограничиваются в основном информационными заметками, репортажами и отчетами, связанными с общими христианскими праздниками. Однако, думается, и серьезные вопросы православного характера также должны получать освещение в светских периодических изданиях. Но сегодня мы будто бы стесняемся печатать то, что касается православной веры! Стесняемся своей истории, своих корней. В конце концов, мы должны признать, что основой русской государственности является Православие: «Лишь православное государство относится к человеку, как к бессмертному существу, созданному для жизни вечной, - этим и определяются верные критерии как полномочий и законов государства, так и прав и обязанностей гражданина.

Поэтому православная государственность <...> имеет двухсоставную природу. Возникает понятие «симфонии» государственной власти и Церкви, разными средствами служащих одной цели: Церковь заботится о душах людей, спасая их и готовя к Небес-

ной жизни, государство заботится о жизни земной, ограждая ее <...> от действия сил зла и создавая для Церкви наиболее благоприятные условия...» [2].

К сожалению, так называемым «сырьевым придатком» нашего общества и нашей повседневной жизни является безнравственность, вырождение патриотизма. И именно печать в состоянии способствовать повышению уровня национального самосознания, возродить это чувство, ибо судьба народа определяется тем, в какой степени каждый индивид осознает смысл как своей личности, так и коллективно-национальной идеи, и на какие жертвы он готов пойти ради их реализации. Именно печать должна способствовать объединению в сознании людей гражданского и православного начала. Может быть, центральные, не только православные, но и светские, периодические издания уже осознали всю важность и значимость данной проблемы и мало помалу обращаются к теме, а вот провинциальные издания эту эстафету еще не переняли.

Только заниматься вопросами Православия и государства необходимо грамотно и ответственно, публиковать материалы, не искажающие смысл и толкование Закона Божьего. Читают люди - и если статья написана неграмотно с богословской точки зрения, представление людей, их знание искажается. Сейчас в большинстве случает так и бывает, а в результате в сознание многомиллионной аудитории насаждается что-то выдуманное, новое.

Подводя итоги вышесказанному, можно конкретизировать несколько основных требований к православным периодическим изданиям, рубрикам, приложениям, публикациям:

- издание или рубрика должны создаваться только по благословению правящего архиерея (в другом случае мы имеем дело со светской публикацией);

- перед тем, как публиковать какой-либо материал, касающийся вопросов Православия, необходимо согласовать решение возникающих проблем с духовенством;

- очень важно, чтобы у работников специализированных изданий было соответствующее образование, чтобы они были знакомы с такими родами деятельности, как богословие и апологетика;

- издания, рубрики или просто статьи, если они включают анализ или комментарий, должны доносить истинное вероучение, то есть должны быть богословскими и апологетическими;

- издания должны быть максимально доступными, и материалы в них должны быть изложены на понятном светскому человеку языке.

При соблюдении этих основных условий православная пресса, думается, может принести колоссальную пользу, помочь воссоединить в душе и в сознании народа мысль о том, что без веры, без святынь России Святой Руси нет и быть не может: «Русь не потому «святая», что живут в ней сплошные праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте («Блаженни чис-тии сердцем: яко тии Бога узрят» Мф. 5:8) и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание ЕЕ существования» [4].

1. Цит. по: Митр. Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский (Снычев). Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. С.-Пб., 1995. С. 18.

2. Назаров М. Третий Рим // Десятина. 2002. № 4 (67). С. 5. Далее в тексте статьи цитируется эта публикация.

3. Николаевич А. II Тамбовский курьер. 2002. № 33. 19 авг. С. 4-5.

4. Митр. Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский (Снычев). Русская симфония. С.-Пб., 1998. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.