Научная статья на тему 'О проблемах правового регулирования государственной политики в сфере оборота наркотиков в Российской Федерации'

О проблемах правового регулирования государственной политики в сфере оборота наркотиков в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / НАРКОТИКИ / DRUGS / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ / STATE POLICY IN THE SPHERE OF DRUG TRAFFICKING / NARCOTIC DRUGS / TRAFFICKING IN DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олимпиев Анатолий Юрьевич., Дикарев Вячеслав Геннадьевич.

Указано на несовершенство Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г. в части закрепления правовой основы государственной политики в сфере оборота наркотиков; высказаны предложения по совершенствованию указанного нормативного правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олимпиев Анатолий Юрьевич., Дикарев Вячеслав Геннадьевич.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of legal regulation of public policy in the field of drug trafficking in the Russian Federation

Paid attention to imperfection of the Federal Law «On narcotic drugs and psychotropic substances» of 10 December 1997 fixing the legal framework of the state policy in the field of drug trafficking, also gives suggestions to improve the specified normative legal act.

Текст научной работы на тему «О проблемах правового регулирования государственной политики в сфере оборота наркотиков в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.57 ББК 67.308

О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАТОЛИЙ ЮРЬЕВИЧ ОЛИМПИЕВ,

профессор кафедры по противодействию незаконному обороту наркотиков Всероссийского института повышения квалификации МВД РФ, кандидат юридических наук, доктор исторических наук E-mail: A.olimpiev@yandex.ru; ВЯЧЕСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ ДИКАРЕВ, начальник кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева

ВИПК МВД России, подполковник полиции Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Указано на несовершенство Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г. в части закрепления правовой основы государственной политики в сфере оборота наркотиков; высказаны предложения по совершенствованию указанного нормативного правового акта.

Ключевые слова: право, Российская Федерация, наркотики, наркотические средства, психотропные вещества, оборот наркотиков, государственная политика в сфере оборота наркотиков.

Annotation. Paid attention to imperfection of the Federal Law «On narcotic drugs and psychotropic substances» of 10 December 1997 fixing the legal framework of the state policy in the field of drug trafficking, also gives suggestions to improve the specified normative legal act.

Keywords: law, Russian Federation, drugs, narcotic drugs, psychotropic substances, trafficking in drugs, state policy in the sphere of drug trafficking.

В данной статье наше внимание сфокусироно на положении, закрепленном в «преамбуле»1 Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г.2: «Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности». Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» от 24 июня 2009 г.3 «преамбула» Федерального закона РФ от 10 декабря 1997 г.4 видоизменена: «Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности».

Первоначально о суждениях ученых относительно «преамбулы» Федерального закона РФ от 10 декабря 1997 г.

Так, группа авторов - единомышленников (В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова, М.А. Беляев и Н.А. Захарова) приводит следующий комментарий: «В преамбуле комментируемого Закона устанавливается его основное предназначение - определить, обозначить правовыми способами основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Из этого положения следует, что данный Закон является системообразующим нормативным правовым актом, устанавливающим: 1) единую и ориентированную на международно-правовые документы терминологию в области деятельности, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами; 2) общие ограничения оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, действующие на всей территории РФ в отношении физических и юридических лиц; 3) общие принципы разграничения компетенции в сфере оборота наркотических

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

средств, психотропных веществ и их прекурсоров между различными органами государственной власти, должностными лицами и иными субъектами правоотношений (в первую очередь - юридическими лицами, такими как специализированные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения). Главной задачей комментируемого Закона является противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Проблема физической и психической зависимости от наркотиков по-прежнему остро стоит на повестке дня в нашей стране. Незаконный оборот наркотиков (в особенности, торговля ими) угрожает стабильности общества в международном масштабе. Борьба со злоупотреблением наркотическими веществами носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социально-экономический, медицинский, но культурный и правовой аспекты. Антинаркотическая политика, являясь прерогативой государства, требует разработки большого числа документов (таких как национальные планы действий и стратегии), в основе которых лежит изученный опыт других стран, результаты научных исследований (медицинских, социологических и иных), а также современная юридическая база - система нормативных правовых актов, позволяющих эффективно решать поставленные задачи, находясь в пределах действующего правопорядка. Важнейшим нормативным правовым актом здесь выступает комментируемый Закон, чьи положения нацелены на охрану здоровья граждан, поддержание общественной и государственной безопасности»5.

В приведенном «комментарии» допущено смешение разных правовых категорий: принципы, задачи, ограничения и др. При этом не обращено внимание на само несовершенство текста «преамбулы» (как-то: «правовые основы» и др.).

Еще одна группа авторов - единомышленников (С.И. Гирько, М.Ю. Воронин и Г.Н. Драган) оставляют без комментария «преамбулу» Федерального закона РФ от 10 декабря 1997 г.6. Подобным образом поступили и два автора из «комментария», указанного нами первым7.

Д.В. Костенников фрагментарно высказывался относительно видоизмененной ст. 1 Федерального закона РФ от 10 декабря 1997 г.8

Принятие Президентом РФ Указа № 690 от 9 июня 2010 г.9 побудило К.В. Харабет высказать суждение о разработке «концепции наркотической безопасности»10.

Теперь непосредственно о Федеральном законе РФ от 10 декабря 1997 г. Даже если согласиться с необходимостью наличия в нем такого структурного элемента как «преамбула», то в ней должен был бы закрепляться предмет правового регулирования: общественные отношения, возникающие при обороте наркотиков в Российской Федерации11. Государственная политика регламентируется в иных нормативных правовых актах.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, ввиду несовершенства по содержанию представляется целесообразным исключить структурный элемент «преамбула» из Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г.

Во-вторых, в ст. 1 Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г. определить предмет правового регулирования данного нормативного правового акта. В этой связи представляется целесообразным следующее наименование ст. 1 для ФЗ РФ от 10 декабря 1997 г.: «Общественные отношения, регулируемые данным Федеральным законом РФ».

В-третьих, предметом правового регулирования для Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г. могут являться общественные отношения, возникающие при противоправном обороте наркотиков в Российской Федерации.

1 Преамбулу необходимо рассматривать в качестве самостоятельного структурного элемента нормативного правового акта, который имеется лишь в отдельных нормативных правовых актах. В большинстве нормативных правовых актов, обладающих юридической силой федерального закона РФ, таковой отсутствует (см., например: Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21 декабря 2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598).

2 См.: СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219; ...; 2013. № 48. Ст. 6165.

3 См.: СЗ РФ. 2009. № 29. С. 3614.

4 О наименовании федеральных законов РФ и о их датировании подробнее см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30; он же: Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

5 См.: КузминВ.А., КитроваЕ.В., БеляевМ.А., ЗахароваН.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / СПС «КонсультантПлюс», 2013.

6 См.: Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. С. 3.

7 См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / СПС «КонсультантПлюс», 2006; Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). 2-е изд. / СПС «КонсультантПлюс», 2009.

8 Костенников Д.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 октября 2006 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Наркоконтроль. 2006. № 4.

9 См.: Об утверждении Стратегии государственной анти-

наркотической политики Российской Федерации до 2020 года:

Указ Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 г. // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015; 2011. № 40. Ст. 5527; 2014. № 27. Ст. 3754.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

10 Харабет К.В. К вопросу о разработке концепции наркотической безопасности / Деятельность правоохранительных органов и специальных служб в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: Материалы международной научно-практической конференции. Ленинградская область, 15-16 2010 г. Ч.1. Ленинградская область: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России. 2011. С. 222-228.

11 Мы разделяем суждения тех ученых, которые предлагают с 21 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно термин «Российская Федерация» (см. об этом, например: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N° 5. С. 119-123).

УДК 343.13 ББК 67.311

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ХИМИЧЕВА,

начальник кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: olga-him@mail.ru; ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ШАРОВ, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: SharovDen@gmail.com Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс Рецензент: доктор юридических наук, профессор О.В. Мичурина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела; исследуются вопросы прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью и обоснованностью данного решения.

Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела, прокурорский надзор, ведомственный контроль.

Annotation. Discussed the decision on refusal in initiation of legal proceedings, explores the issues of prosecutorial supervision and departmental control over the legality and validity of the decision on refusal in initiation of legal proceedings

Keywords: the stage of criminal case, refusal to institute criminal proceedings, prosecutor's supervision, departmental control.

Одним из самых дискуссионных вопросов последнего времени в уголовном судопроизводстве, да и вообще в сфере правоохранительной деятельности, является целесообразность сохранения или ликвидации стадии возбуждения уголовного дела1. Наиболее серьезным аргументом сторонников упразднения данного этапа в ныне существующем виде выступают многочисленные случаи незаконных или необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, что приводит к существенному нарушению прав и за-

конных интересов граждан, препятствует их доступу к правосудию2.

Вместе с тем, в уголовно-процессуальном законе предусмотрены достаточно серьезные средства обеспечения законности и обоснованности процессуальных решений, принимаемых по сообщению о преступлении, - ведомственный (процессуальный и организационный) контроль, прокурорский надзор, судебный контроль, а в ведомственных нормативных актах подробно раскрывается организация этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.