Научная статья на тему 'О проблемах педагогической антропологии. . . (рецензия на книгу: Корольков А. А. , Преображенская К. В. , Романенко И. Б. Педагогическая антропология в зеркале философии. СПб. : Алетейя, 2017. 176 с. )'

О проблемах педагогической антропологии. . . (рецензия на книгу: Корольков А. А. , Преображенская К. В. , Романенко И. Б. Педагогическая антропология в зеркале философии. СПб. : Алетейя, 2017. 176 с. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЗНАНИЕ / ANTHROPOLOGY / PHILOSOPHY / METHODOLOGY / PERSONALITY / UPBRINGING / EDUCATION / CULTURE / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сауров Ю.А.

В статье представлено авторское отношение к философскому обобщению взгляду на педагогическую антропологию в названной книге. В рецензируемой работе на примере педагогической деятельности показано, что антропологическая парадигма является сущностной для понимания человека, в том числе острейших вопросов воспитания и образования. Историко-ценностное отношение к отбору содержания и стилю изложения удачный пример антропологического взгляда на обозначенную проблему целей педагогической антропологии. Творческое отношение авторов к отбору содержания под углом зрения историко-философского метода исследования проблем педагогической антропологии позволяет построить новые системы представлений, в том числе на платформе достижений таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Лосев, К. Д. Ушинский и др. Не случайно актуальны и сейчас звучат почти вечные темы диалога, семьи, интеллигенции, народа, культуры, нравственности в воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of pedagogical anthropology

The article presents the author's attitude toward philosophical lessons-look at pedagogical anthropology in the book. In the reviewed work on the example of pedagogical activity shows that anthropological paradigm is essential for understanding the person, including the critical issues of upbringing and education. Historical value relevant to the selection of the content and style of presentation is a good example of an anthropological look at the problem of pedagogical Anthropology purposes indicated. Authors creative attitude to the selection of content from the perspective of historical and philosophical anthropology teaching research method allows you to build a new system. Including the platform advances such thinkers as Platon, Aristotle, Locke, Kant, Hegel, Marx, Losev, Ushinskiy, etc. Not coincidentally true and now sound almost eternal themes of dialogue, family, community, nation, culture, morals in education.

Текст научной работы на тему «О проблемах педагогической антропологии. . . (рецензия на книгу: Корольков А. А. , Преображенская К. В. , Романенко И. Б. Педагогическая антропология в зеркале философии. СПб. : Алетейя, 2017. 176 с. )»

РЕЦЕНЗИИ. КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Ю. А. Сауров

О проблемах педагогической антропологии...

(рецензия на книгу: Корольков А. А., Преображенская К. В., Романенко И. Б. Педагогическая антропология в зеркале философии.

СПб.: Алетейя, 2017. 176 с.)

В статье представлено авторское отношение к философскому обобщению - взгляду на педагогическую антропологию в названной книге. В рецензируемой работе на примере педагогической деятельности показано, что антропологическая парадигма является сущностной для понимания человека, в том числе острейших вопросов воспитания и образования. Историко-ценностное отношение к отбору содержания и стилю изложения - удачный пример антропологического взгляда на обозначенную проблему целей педагогической антропологии.

Творческое отношение авторов к отбору содержания под углом зрения историко-философского метода исследования проблем педагогической антропологии позволяет построить новые системы представлений, в том числе на платформе достижений таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Лосев, К. Д. Ушинский и др. Не случайно актуальны и сейчас звучат почти вечные темы диалога, семьи, интеллигенции, народа, культуры, нравственности в воспитании.

The article presents the author's attitude toward philosophical lessons-look at pedagogical anthropology in the book. In the reviewed work on the example of pedagogical activity shows that anthropological paradigm is essential for understanding the person, including the critical issues of upbringing and education. Historical value relevant to the selection of the content and style of presentation is a good example of an anthropological look at the problem of pedagogical Anthropology purposes indicated. Authors creative attitude to the selection of content from the perspective of historical and philosophical anthropology teaching research method allows you to build a new system. Including the platform advances such thinkers as Platon, Aristotle, Locke, Kant, Hegel, Marx, Losev, Ushin-skiy, etc. Not coincidentally true and now sound almost eternal themes of dialogue, family, community, nation, culture, morals in education.

Ключевые слова: антропология, философия, методология, личность, воспитание, образование, культура, знание.

Keywords: anthropology, philosophy, methodology, personality, upbringing, education, culture, knowledge.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне...

Э. В. Ильенков*

О чём бы мы ни говорили, какую бы тему и область действий ни взяли, какими бы методами ни пользовались, антропологическая парадигма является целостной и ведущей. Это и есть наша для мира системообразующая всё и вся идея-метод. Одна на всех, если мы - люди. И здесь мой любимый учебный предмет физика - предмет гуманитарный. И при этом моя любимая методология - как самая глубинная и тонкая область познания - пронизана отношением к миру как к универсуму человеческой деятельности, пропитана коллективной мыследеятельностью и всё представляет (по Г. П. Щедровицкому) как «образованность» мышления и деятельности. При этом не принижая такого великого феномена, как Природа. Но всё равно с оттенком следствия.

Мы согласны с мыслью предисловия о том, что невозможно современное учение о воспитании, построении, создании человека разумного (включающем и обучение) без философского,

* Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2010. С. 88. 90

Рецензии. Критика и библиография

смыслового исследования этого удивительно великого процесса воспроизводства. Только с человеком формы расширенного воспроизводства приобрели доминирование в виде воспитания, духовного развития... За деревьями технических решений (программ, концепций, норм...) исследование и пестование смыслов терять нельзя. Да было бы ещё и само исследование, а не методическая рецептура.

Философское исследование специфично. Идейно-понятийное творение трудно выделить, проследить в анализе-мысли и рецензировать. С нашей точки зрения, в книге педагогическая антропология рассматривается не в зеркале философии, что было бы слишком созерцательно, а через метод философии - трудный категориальный, в том числе исторический, анализ. А метафору зеркала оставим для названия. Она по-своему хороша.

Сначала о методе дела. В чём, собственно, и по поводу чего должно быть исследование? Для начала выделим главные вопросы педагогического бытия и процессов познания антропологии. Во-первых, в чём особенность выражения антропологии в педагогике и образовании? Наверное, в особенностях выражения антропологического видения в содержании образования, в процессах воспитания и развития учащихся. Во-вторых, как, какими инструментами это выражается или обеспечивается? И насколько они современны и эффективны? И, наконец, в-третьих, в чём, собственно, специфика рассматриваемой книги: что даёт философия как метод и средство для раскрытия потенциала педагогических особенностей антропологии? Как раскрываются её смыслы в книге?

На приведённые вопросы читатель сам должен найти ответы в доступном по форме и стилю тексте - в этом и есть творческое прочтение книги. А как без этого? Нам было приятно зафиксировать, что все авторы (что всегда трудно) выдержали чистоту и напряженность мыслей сравнительно кратких по объёму параграфов книги. Отсюда важная ясность текста, нацеленность на главное.

Далее о сути - продукте-результате книги. Конечно, научную книгу надо читать с ручкой в руке. И записывать возникающие мысли и чувства. Вот что получилось в нашей работе.

1. Историко-человеческое отношение к отбору содержания и стилю изложения - сам по себе пример антропологического взгляда на обозначенную проблему целей и ценностей педагогической антропологии. Хотя прямо в книге не говорится, но, похоже, характеристика «педагогическая» - ядерная по отношению ко всей антропологии. Не случайно впервые и исторически она появляется в связке с вопросами воспитания и образования. И далее на протяжении тысячелетий эта связь не теряется, а только углубляется. И сколько гениев духа вызрело в пространстве антропологии! В книге прослежен вклад мыслителей от Платона до Маркса и современных авторов. В частности, Протагор с его известным принципом «Человек есть мера всех вещей.», редкий для нас Евдокс с его единством эмпирического и теоретического (с. 27), богословский философ и педагог В. В. Зень-ковский* (с. 85 и др.) с историческим соотношением духовного и телесного в человеке.

В каждой главе можно найти много полезных и хорошо выстроенных мыслей. Вот только некоторые, что зацепляют и волнуют:

• «Педагогическая антропология современного уровня не может не питаться опытом народного воспитания, ибо трудолюбивые, честные, совестливые, дружелюбные, отзывчивые люди вырастали вовсе не только под влиянием образования» (с. 6).

• «Ушинский смотрел на воспитание как на стратегическую задачу развития народа, которому будет или не будет принадлежать ребёнок, в зависимости от того, как строится воспитание в семье, школе» (с. 74).

• В. В. Розанов предложил три принципа преподавания: «В отношении учащегося принцип индивидуальности утверждает, что по своей природе семья и церковь наиболее индивидуальны в способах своего воздействия на ученика, потому что они внутренне субъективны» (с. 80); «Принцип целостности требует неторопливого обучения, чтобы всякое входящее в душу знание или впечатление не прерывалось другим впечатлением.» (с. 91); «Принцип единства состоит в требовании, чтобы все образующиеся впечатления, входящие в душу ученика, были непременно одного типа.» (с. 82).

• «Современный переход к рыночным отношениям искажает исторический облик творческих проявлений и дарований детей. Различие творчества разума и творчества души должно быть осмыслено в категориях цивилизации и культуры» (с. 102).

• «Развитие человека, его социализация, его интеллектуальное, духовное и даже физическое становление невозможны вне социума и, прежде всего, семьи»; «Чувство семейной памяти

* См. интересную рецензию на его книгу: Шпет Г. Г. Философская критика: отзывы, рецензии, обзоры. М.: РОССПЭН, 2010. С. 99-124.

Вестник Вятского государственного университета

сближает нас с чувством национальной памяти, оно противостоит беспамятству, замкнутому на собственное я, когда нигилизм распространяется даже на родителей» (с. 110, 113).

• «Главным, системообразующим звеном сферы образования является, прежде всего, педагогическое образование» (с. 170).

2. Итак, в первой-четвертой главах рассматривается некое историко-духовное основание названной темы: вопросы педагогической антропологии в античности, средневековье, новом времени, в России на примере творчества К. Д. Ушинского и других педагогов. Потом в двух последних главах «Понятие духовности в контексте педагогической антропологии» и «Человек в ситуации современного образования» задаётся некое понимание современной образовательной реальности через призму антропологии как следствие. Основные понятия и проблемы педагогической антропологии рассматриваются в пятой и шестой главах. Выделим идейные мысли-позиции этих глав.

Во-первых, мы согласны, что фундаментальной (категориальной) содержательной абстракцией является кооперированный человек. В этой абстракции как раз заложены, зафиксированы смыслы его жизни, метафизические потребности и др. И вот ещё тонкая и принципиально важная позиция: основные проявления человека «как метафизического существа» и есть всеобщие (культурные) нормы, передача которых и составляет суть процессов воспитания и образования (с. 108-109). При развертывании за этим стоят все методические решения конкретных учебных предметов. И сами процессы практики.

Во-вторых, при философско-методологическом (теоретическом) анализе человек функционирует, развивается в социуме, фундаментальной ячейкой которого является семья. Отсюда и коренные (ядерные) процессы, ценности и чувства, такие как ответственность, традиции и память национальности, духовность. И которые тоже нормируются культурой. И передаются новым поколениям в форме норм деятельности, но не просто слов, а дел.

В юности на нас сильное влияние оказала мудрая, современная и сейчас книга Э. В. Ильенкова «Об идолах и идеалах» (М.: Политиздат, 1968. 319 с.). Вот одна из её тем: кто мыслит абстрактно, т. е. формально и общо? Да необразованный человек. А вот культурный мыслит конкретно, научно, системно, целостно, понятийно. И мы согласны с мыслью А. А. Королькова о центральном месте норм в любых науках о человеке (с. 125 и др.). В культурной норме (а только об этом и речь) фиксируется некий универсум качеств, в этом смысле она всегда идеальная, духовная. Но важно при этом, что она определяет конкретную образовательную деятельность, может выражаться в текстах, чувствах, процессах, приёмах и др. Словом, это эффективный инструмент развития.

В-третьих, нам ближе психолого-педагогические представления о системном развитии человека в форме некоего движения в биосфере, когнитивной, социальной и духовной сферах: «индивид - субъект - личность - индивидуальность» (В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков и др.). Но по существу они мало отличаются от представленных в книге идей (с. 89 и др.). В позиции авторов привлекает стремление задать в качестве фундаментальных понятий педагогической (!) антропологии идеальные процессы творчества и свободы (с. 101 и др.). Очевидно, что они неразрывны с бытием объекта-субъекта «человек», что именно их нормирование и даёт возможность задать нужные процессы деятельности и соответственно этапы становления человека в человеке.

3. Может быть и не прямо, но книга предлагает педагогическую антропологию как метод познания и преобразования реальности. Это в значительной степени определяет и объясняет её структуру «от абстрактного к конкретному», правда, на наш взгляд, материала о конкретностях педагогической практики сравнительно мало. Словом, есть потенциал продолжения, движения к Делу.

В заключение надо бы высказать несколько технических замечаний по тексту книги, но удержался. Вовремя вспомнил вечные строки из Б. Пастернака: «.не поступайся ширью, храни живую точность, точность тайн, не занимайся точками в пунктире и зёрен в мере хлеба не считай!». И шире по смыслу эта мысль-метафора действительно определяет-обозначает стиль изложения педагогической антропологии в названной книге - идей и тайн духа там немало. Вот и твердая точка на месте...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.