Научная статья на тему 'О проблемах инновационной деятельности преподавателя'

О проблемах инновационной деятельности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов В. В., Лесовский Б. Ф.

В настоящее время все образовательные учреждения обязаны заниматься инновационной деятельностью наравне с учебной и на-учной. Показаны основные проблемы инновационной деятельности в работе преподавателя вуза и рассмотрены имеющиеся возможности активизации этого направления в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунов В. В., Лесовский Б. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах инновационной деятельности преподавателя»

УДК 378.14

В.В. Коршунов, Б.Ф. Лесовский, Дальрыбвтуз, Владивосток

О ПРОБЛЕМАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В настоящее время все образовательные учреждения обязаны заниматься инновационной деятельностью наравне с учебной и научной. Показаны основные проблемы инновационной деятельности в работе преподавателя вуза и рассмотрены имеющиеся возможности активизации этого направления в университете.

Для выполнения своих главных, не изменившихся по существу в новых условиях, задач обеспечения развития образования, науки и культуры вузы вынуждены теперь применять инновационные методы. Являясь по содержанию основной ячейкой инновационной экономики, высшая школа имеет большие возможности для внесения серьезного и весомого вклада в формирование национальной инновационной системы, нахождения путей повышения уровня инновационной способности нашего общества, формирования инновационной культуры, инновационного мышления и инновационного менталитета.

Государственная стратегия инновационной деятельности высшей школы, сформулированная федеральным проектом «Образование», основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса, где готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда и который становится полноправным субъектом рыночных отношений как разработчик, поставщик объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованных потребителями.

Актуальность активизации инновационной деятельности ППС университета обусловлена современными мировыми тенденциями развития высшей школы, необходимостью повышения конкурентоспособности образовательных услуг.

Нельзя не согласиться с выводами исследователей [2], о том, что преподаваемые в вузе учебные дисциплины в какой-то степени отчуждаются от соответствующих областей научных знаний и здесь все реже культивируется мысль, о том, что каждая учебная дисциплина должна восприниматься не абстрактно, а как соответствующая отрасль научных знаний. Причины такого положения, очевидно, не исчерпываются преобладанием практической направленности в преподавании и отсутствием внимания к теоретическим аспектам подготовки кадров. Проблема скорее в том, что на многих факультетах и кафедрах нет реальной науки - не ведутся исследования с целью внедрения результатов научного поиска и, как следствие, отсутствуют научно-педагогические школы, и нет творческой атмосферы. В итоге

формируется положение, когда наука, практика и учебная дисциплина это непересекающиеся явления, и каждое из них живет самостоятельно. Это приводит к тому, что преподавательские будни без должной и постоянной интеллектуальной подпитки, без необходимой научной коммуникации превращаются в рутину, и основные усилия кафедры направлены на формальное формирование УМКД и номенклатуры дел. А технология обучения у многих преподавателей основана на более или менее умелом пересказе чужих учебников.

В результате у студентов формируется не профессиональное самостоятельное, а ассоциативное мышление, проявляющееся в том, что учащийся не вникает, а лишь реагирует на понятия и категории, услышанные из уст преподавателя, ориентирующего на простое знание формальных норм, правил, технологий и т.д. Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство преподавателей к студентам относятся не как к учащимся, а как к обучаемым, и вследствие этого реализуемое образование не использует их потенциал на всех ступенях развития молодого человека. Новые социально-экономические реалии требуют от преподавателя пересмотра системы профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности: важно не только то, что знают выпускники вузов, но и как они умеют реализовывать свой личностный потенциал.

Общеизвестно, что ассоциативно-репродуктивная система образования - когда нужно сначала запомнить некоторый объем информации, а после суметь его воспроизвести на экзамене, безнадежно устарела еще в первой половине ХХ в., и сегодня необходимо сделать студента учащимся, научить его толерантно думать. Вследствие этого на первое место в образовании выходит не механическая передача знаний студентам, а вырабатывание у них навыков самообразования и создание философии бытия в трансформирующемся информационном пространстве.

В соответствии с современными требованиями и подходами, университет нового типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности. Однако, несмотря на то, что проблемы формирования инновационной политики достаточно широко освещены в научной и методической литературе, по нашему мнению, не все ясно с понятием «инновационная деятельность» применительно к образовательному учреждению. При достаточно большом количестве определений понятия «инновация» наиболее однозначное его толкование можно видеть в экономической науке, где проблемы инновационной деятельности из сугубо прагматических соображений, как правило, замыкаются на сфере материального производства, и инновационный процесс рассматривается как промышленное применение новых технологий. В связи с имеющимся субъективизмом и значительным разнообразием академических подходов к определению понятия инновационной деятельности в сфере

образования, термин «инновации» в педагогической науке используется многозначно и довольно размыто - российские специалисты, занимающиеся проблемой усовершенствования образования, по-разному классифицируют инновации.

Например, в работах действительного члена РАО, директора Института инновационной деятельности в образовании РАО В.С. Лазарева все образовательные инновации разделены как системные, модульные и локальные. По мнению автора, системные инновации подразумевают принципиальную перестройку существующей образовательной модели, модульные способствуют изменениям лишь в некотором сегменте образовательной системы, а локальные представляют собой внедрение какой-либо новой технологии или нового учебника в деятельность ППС.

По-другому трактует эту проблему декан Московской школы управления СКОЛКОВО Вилфрид Ванхонакер. В его понятии «инновации в образовании» можно выделить три ключевых измерения: инновации в содержании, инновации в стратегии и инновации в процессе. Ванхонакер считает, что инновации в содержании предполагают разработку и внедрение новых предметов, изучение новых тематик; инновации в стратегии представляют собой создание новых концепций, моделей, структур образовательного процесса, а инновации в процессе относятся напрямую к тому, каким образом происходит передача знаний, какие технологии используются.

По мнению специалистов Минобрнауки, конкретные инновационные программы вузов должны предусматривать введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ; применение новых, в том числе информационных образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню качества обучения; интеграцию образования, науки и инновационной деятельности; постоянную актуализацию профессиональных компетенций, формирующуюся у выпускников, что позволит обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, инновационные технологии в вузе - технологии, основанные на нововведениях, несмотря на их неоднозначность в содержательном плане можно считать современным условием

повышения качества образования и соответственно -

конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.

Как правило, образовательный процесс в высшем учебном заведении независимо от формы проведения и вида занятий всегда нацелен на оказание качественной образовательной услуги, а потому именно с ней необходимо соотносить все инновационные инициативы. При этом основным субъектом, осуществляющим учебную,

методическую и научно-исследовательскую работу в вузе является преподаватель.

Значительный спектр имеющихся в педагогической науке исследований инноваций в образовании позволяет классифицировать их на организационные - связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности, методические - направленные на обновление содержания образования и повышение его качества и управленческие.

Сегодня, когда инновационная деятельность наравне с учебной получает статус основного вида деятельности и является необходимым условием стратегического развития вуза, роль и значение конкретного преподавателя возрастает. Мы считаем, что принципиальная перестройка существующей образовательной модели, основанная на системных инновациях, невозможна без совершенствования системы управления деятельностью ППС.

Специфика инновационной деятельности ППС вуза заключается в её многогранности - создании инноваций не только в образовании, но и для реальной экономики. Это определяет необходимость обеспечения интеграции образовательного и научного процессов путем привлечения к научно-исследовательской и инновационной работе всего имеющегося кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава и студентов, аспирантов, докторантов.

При этом до сих пор обозначаются серьезные проблемы, сдерживающие развитие инновационной деятельности ППС в вузе:

- профессорско-преподавательский состав кафедр не в полной мере осознает свою роль в становлении и развитии инновационной экономики;

- недостает производственных площадей и необходимого оборудования;

- недостаточна подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы;

- старение научно-педагогических кадров, потеря преемственности поколений;

- недостаточное материальное стимулирование научно-педагогических кадров,

- некоторая часть научно-педагогического коллектива уклоняется от участия в инновационной деятельности. Причинами являются пассивность отдельных педагогов, привычка ждать указаний и разъяснений, низкая вовлеченность в общие кафедральные дела, консерватизм мышления, нежелание увидеть новые направления своего личного развития в решении инновационных задач и др.

Второй аспект, влияющий на результативность инновационной работы - неразвитые, неэффективные стимулирование и мотивация инновационной деятельности преподавателей.

Несмотря на то, что в условиях развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний не главная задача современного учебного процесса, на

кафедрах до сих пор основным мерилом труда преподавателя является аудиторная нагрузка, то есть пересказ чужих учебников. В настоящее время усложнение системы научных знаний, их интеграция и дифференциация требуют от профессорско-преподавательского состава расширения и углубления квалификации за счет умения создавать междисциплинарные программы, объединяющие несколько дисциплин по различным укрупненным специальностям. Необходимо также учитывать, что социально-экономические реалии требуют пересмотра системы профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности: важно не то, что знают выпускники университета, а то, как они умеют реализовывать свой личностный потенциал.

В стратегии современного образования, основными являются инновационные процессы, целью обучения в которых является развитие у студентов способностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления - креативной личности.

В этой связи целесообразно выделять педагогов, которые активно повышают качество своего труда, совершенствуют технологический уровень образовательных услуг, т.е. нужно выделить инновационную составляющую деятельности и таким преподавателям дополнительно платить за инновационность в работе. Следует отметить, что для эффективного движения вперед должны в полной мере заработать мотивационные механизмы, инновационный подход оценки деятельности ППС кафедры, который может быть реализован только в условиях открытости, взаимного сотрудничества и массовой вовлеченности всего коллектива.

Наш опыт применение классических принципов материального стимулирования позволяет сделать вывод о целесообразности экономических методов управления как одного из мероприятий по повышению инновационной активности. При этом доходы, полученные в результате дополнительной финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения, должны оставаться в распоряжении лиц, участвующих в их создании.

Таким образом, в процесс построения системы управления инновационной деятельностью ППС включаются экономические, рыночные механизмы.

При этом с нашей точки зрения, наиболее адекватными аспектами инновационной деятельности являются: формирование инновационной культуры в среде ППС; повышение квалификации педагогов кафедры в области использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе через расширение вариативности образовательных программ; обеспечение условий для системного внедрения и активного использования инициатив ППС, направленных на создание новой практики обучения.

Необходимо также подчеркнуть, что осуществляемое в настоящее время приведение структуры образовательных программ в соответствие с потребностями рынка целесообразно дополнять применением в учебном процессе инновационных информационных и коммуникационных технологий, использующих компьютерные тестирующие системы, аудиолекции и материалы, электронные практикумы, видеолекции, компьютерные модели и тренажеры, телеконференции, контактные занятия, консультации и т.п., глобальную и локальную информационную сеть с целью организации учебного процесса на расстоянии, основанной на опосредованном общении, проведение виртуальных занятий и консультаций в режиме реального времени on-line или консультации с использованием электронной почты off-line и др.

Существенным условием для достижения здесь результата является оптимизация нагрузки преподавателей, так как изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию работы ППС от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Поэтому деятельность педагога должна быть ориентирована, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории», на уточнение целей, которые он ставит перед собой, на помощь студенту в планировании деятельности, на консультирование по применению конкретных учебников, средств, приемов, методов изучения.

Мы знаем, что результативность инновационной деятельности во многом зависит от наличия и эффективности использования кадрового потенциала и, особенно, заведующих кафедрой, способных организовать и управлять инновационными процессами.

При этом особое значение приобретают поднятие престижа должности и уровень личности заведующего кафедрой, его умения и навыки, опыт практической деятельности. В этих условиях должность заведующего кафедрой должна быть его основным местом работы и аудиторная нагрузка - минимальной, то есть основная деятельность связана не с проведением лекционных занятий, а направлена на организацию инновационной и методической работы, стратегическое управление и т.д.

Таким образом, кафедра имеет большие возможности для внесения серьезного и весомого вклада в формирование вузовской инновационной системы, нахождения путей повышения уровня инновационной способности ППС, формирования инновационной культуры, инновационного мышления и инновационного менталитета, развития многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной экономики, создания и развития объектов инновационной инфраструктуры, в том числе малых инновационных предприятий, специальных центров научно-технических услуг. Реализация

имеющегося потенциала затруднена весьма низким уровнем управления кафедрой - там, где заведующий не менеджер, а преподаватель, то есть большую часть рабочего времени использует на проведение аудиторных занятий и подготовку к ним.

В заключение, необходимо выделить, что раскрытие инновационного потенциала ППС также связано с необходимостью совершенствования системы управления вуза, в соответствии с существующими подходами в образовательном менеджменте, использованием современных экономических и управленческих методов, в том числе перераспределения функций существующих структур управления предназначенных для решения задач функционирования на решение задач стратегического управления -создание и освоение механизмов долгосрочного успеха как фундамента системных достижений - повышения конкурентоспособности вуза.

Библиографический список

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № ПР-576.

2. Розенцвайг А.В., Смирнов Ю.С. Об инновациях в системе образования // Высшее образование в России. 2008. № 8.

3. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press; Pergamon; Elsevier Science.

4. Ghoshal S., Bartlett C.A. The Individualized Corporation: A Fundamentally New approach to Management. Random House Business Book.

5. http://www.rost.ru/projects/education/ed3/ed31/aed31.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.