Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

О ПРОБЛЕМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / этика виртуальной среды / культура / восприятие / эстетический опыт / virtual reality / ethics of the virtual environment / culture / perception / aesthetic experience

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — К.И. Песоцкая

Виртуальная реальность представляет собой сложный и многогранный аспект современной технологии, который может быть исследован и анализирован с философской точки зрения для лучшего понимания его воздействия на здоровье и человеческое существование. Исследование этих и других вопросов необходимо, чтобы лучше понять социальное влияние виртуальных сред и разработать соответствующие этические и моральные рамки для их использования. Эти вопросы и аспекты помогают понять, как мы воспринимаем и оцениваем мир, самих себя и искусство, и какой смысл и ценность мы придаем персональному опыту и эстетическому восприятию. Виртуальная среда продолжает развиваться, и эстетические аспекты ее использования и исследования остаются актуальными и интересными для философии и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS OF AESTHETIC EXPERIENCE IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

Virtual reality is a complex and multifaceted aspect of modern technology that can be explored and analyzed from a philosophical point of view to better understand its impact on health and human existence. The study of these and other questions is necessary to better understand the social impact of virtual environments and to develop an appropriate ethical and moral framework for their use. These questions and aspects help to understand how we perceive and evaluate the world, ourselves and art, and what meaning and value we attach to personal experience and aesthetic perception. The virtual environment continues to evolve, and the aesthetic aspects of its use and research remain relevant and interesting for philosophy and art.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 008

О ПРОБЛЕМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

К.И. Песоцкая

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: kcherkesova@mail.ru

Виртуальная реальность представляет собой сложный и многогранный аспект современной технологии, который может быть исследован и анализирован с философской точки зрения для лучшего понимания его воздействия на здоровье и человеческое существование. Исследование этих и других вопросов необходимо, чтобы лучше понять социальное влияние виртуальных сред и разработать соответствующие этические и моральные рамки для их использования. Эти вопросы и аспекты помогают понять, как мы воспринимаем и оцениваем мир, самих себя и искусство, и какой смысл и ценность мы придаем персональному опыту и эстетическому восприятию. Виртуальная среда продолжает развиваться, и эстетические аспекты ее использования и исследования остаются актуальными и интересными для философии и искусства.

Ключевые слова: виртуальная реальность, этика виртуальной среды, культура, восприятие, эстетический опыт.

Исследования в области эстетики в виртуальной среде являются относительно новыми. Их история началась с появления компьютерных технологий и разработки виртуальной реальности. В 1960-1970 годы появились первые экспериментальные системы виртуальной реальности. Технологии были настолько ограниченными, что эстетические аспекты не были первоочередным вниманием исследователей. Спустя пару десятилетий виртуальная реальность стала более доступной и начала применяться в различных областях, включая развлечения и образование. Появилась необходимость размышления о дизайне и эстетике виртуальных миров.

В 1990-2000 годы с развитием интернета и компьютерных игр виртуальная среда стала значительно более широко распространенной. Это период, когда появились первые дискуссии о том, как создавать эстетически приятные и художественно ценные виртуальные миры. В последние десятилетия виртуальная среда стала неотъемлемой частью

повседневной жизни, включая социальные медиа, виртуальные миры, образование и медицину. Широко исследуются вопросы о том, как воспринимается и оценивается красота и ценность виртуальных объектов и пространств.

В настоящее время философы, исследователи и художники активно работают над вопросами эстетики виртуальной среды. Они обсуждают, как виртуальные миры влияют на эстетическое восприятие, создают ли они новые формы искусства и каким образом виртуальная среда может воздействовать на чувства и эмоции. Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемами эстетики в виртуальной среде необходимо выделить работы Д. Махера, Д. Линка, А.Г. Джонсона, Д. Идживена. Эти философы и многие другие исследователи внесли свой вклад в понимание взаимосвязи между визуальным опытом, искусством и технологией в контексте современной цифровой эпохи.

Эстетика в виртуальной среде поднимает множество интересных и важных вопросов и проблем. Одной из них является гиперреализм и иллюзия. Виртуальные миры и компьютерная графика могут быть настолько реалистичными, что создают иллюзию реальности. Однако это может вызвать проблему различения между реальным и виртуальным миром, что может повлиять на восприятие и понимание реальности. С философской точки зрения гиперреализм и иллюзия, особенно в контексте виртуальной среды, вызывают интересные вопросы и размышления.

Учеными уже давно обсуждается вопрос о том, как мы воспринимаем и понимаем мир вокруг нас. Использование гиперреалистичных виртуальных сред может создавать иллюзию, что виртуальный мир является реальным. Это поднимает вопрос о том, насколько мы можем доверять нашим чувствам и восприятию, и как мы отличаем реальность от иллюзии. Гиперреалистичное изображение или симуляция могут вызывать вопросы о том, насколько они представляют собой истинное «ядро» или сущность объекта, или события. Может ли иллюзия виртуального мира содержать ту же сущность, что и реальный мир? Виртуальная среда также вызывает вопросы о личности и самосознании. Как определить личность виртуального существа или персонажа? Могут ли они иметь такую же ценность и права, как и реальные люди? Эти вопросы имеют отношение к философии личности и

идентичности. Виртуальная среда может вызывать сомнения в том, что реальность имеет объективное существование независимо от нашего восприятия.

Этические вопросы тоже играют важную роль. К примеру, необходимо понимать какие моральные соображения следует учитывать при создании гиперреалистичных иллюзий, особенно если они могут вводить в заблуждение или вредить людям. Виртуальная среда позволяет создавать практически любые изображения и визуальные эффекты. Это может поднимать этические вопросы о том, как использовать эти возможности, например, в контексте создания визуального контента, который может быть обманчивым или оскорбительным. Этика визуальной репрезентации изучает вопросы моральных и этических аспектов использования изображений и визуальных средств для представления информации, идей и сообщений [4, с. 168]. Одними из важных аспектов этой темы являются вопросы о том, насколько важно быть честным и правдивым в визуальной репрезентации. Это включает в себя обсуждение вопросов поддельных изображений, ретуширования фотографий и создания искусственных сценариев, которые могут вводить людей в заблуждение. Вопрос о том, должны ли визуальные репрезентации соответствовать реальности, поднимает этические дилеммы. Философы также исследуют, как визуальные представления могут оказывать воздействие на зрителей. Это включает в себя вопросы о манипуляции через изображения и рекламу, которая может использовать визуальные методы для манипуляции желаниями и убеждениями людей.

Этика визуальной репрезентации также обсуждает, как учитывать интересы как индивидуумов, так и общества в целом. Например, какие изображения могут нарушать приватность или создавать стереотипы, которые наносят вред обществу. Визуальная репрезентация поднимает вопросы о свободе выражения и цензуре. Также она может быть связана с эстетическими аспектами. Например, как этика может влиять на выбор эстетических решений и что делает изображения морально или этически ценными, или проблематичными с эстетической точки зрения.

Многие социальные сети и приложения для редактирования фотографий предоставляют возможность использования фильтров, чтобы улучшить внешний вид. Это может воздействовать на стандарты красоты и самооценку людей, а также способствовать нереалистическим

представлениям о себе и других. Виртуальные фильтры и фильтры красоты - это технологические инструменты, используемые для изменения внешнего вида людей на фотографиях и в видеозаписях [1, с. 132]. С точки зрения философии, эти инструменты вызывают интересные вопросы о красоте, самовосприятии, идентичности, и этике. Использование фильтров красоты часто создает и усиливает идеалы красоты, которые могут быть нереалистичными и недостижимыми. Это поднимает вопрос о том, какие факторы формируют стандарты красоты, и какие последствия они могут иметь для самооценки и психологического благополучия.

Использование виртуальных фильтров может изменить способ, которым люди видят и воспринимают себя. Это может повлиять на их самооценку, идентичность и чувство собственной ценности. Применение фильтров в медиапродукции, включая рекламу и музыкальные клипы, может создавать нереалистичные представления о красоте и реальности. Это оказывает влияние на общественное восприятие, а также на то, как медиа формируют наши ожидания и ценности. Этические вопросы, связанные с использованием фильтров красоты, включая вопросы конфиденциальности, согласия и психологического воздействия на людей также являются весьма актуальными.

Виртуальные миры, такие как онлайн-игры или виртуальные миры социальных сетей, развивают собственную культуру и эстетику. Это может создавать проблемы взаимопонимания и конфликты между разными культурными группами. Виртуальные миры и культура предоставляют богатую почву для исследования различных аспектов человеческого существования и взаимодействия. Ключевыми вопросами в данном случае являются вопросы о том, как виртуальные миры влияют на нашу идентичность и восприятие себя и может ли человек быть «реальным» в виртуальном мире. В целом эти вопросы позволяют размышлять о природе реальности, культурных аспектах, социальных взаимодействиях и морали в контексте современных технологий и виртуальных сред [3, с. 254].

Использование виртуальной реальности (УЯ) может вызывать различные проблемы здоровья, такие как головокружение, тошнота или даже психологические проблемы. Эти аспекты также важны при разработке эстетически приятных виртуальных сред. создает

иллюзию реальности, когда человек переживает окружающий мир, который на самом деле сгенерирован компьютером. Это поднимает философский вопрос о том, как мы определяем и понимаем реальность. Может ли VR в каком-то смысле быть «реальным» опытом, и как это влияет на наше восприятие мира. Виртуальный мир может предоставить индивидуальный опыт, который не зависит от внешнего мира и социальных контекстов.

VR используется в медицине для лечения фобий, боли, посттравматических стрессовых расстройств и других состояний. В данном контексте этические вопросы включают в себя соблюдение конфиденциальности, безопасность и согласие пациентов на такое лечение. Учитывая тот факт, что виртуальный мир является весьма привлекательным некоторые люди, могут столкнуться с зависимостью от него и здесь необходимо обозначить нравственные и этические вопросы в связи с использованием VR, которое может негативно влиять на психологическое благополучие, в частности на чувства, эмоции и понимание мира. Виртуальная реальность может предоставить новые возможности для воспроизведения насилия и морально проблематичных сценариев и здесь необходимо обозначить границу между развлечением и жестокостью, а также вопросы цензуры.

Виртуальная среда создает новые возможности для взаимодействия и общения, но также может вызывать проблемы, связанные с анонимностью, кибербуллингом и другими социальными проблемами [2, с. 58]. Социальные аспекты виртуальных сред представляют огромный интерес для философии и обсуждаются с разных точек зрения. Ключевыми аспектами являются вопросы о том, как виртуальные среды влияют на наше чувство идентичности и самосознания, как формируются и функционируют общества в виртуальных средах, как влияют виртуальные взаимодействия на способность общаться и сотрудничать в реальном мире.

Виртуальная среда может предоставлять персональные эстетические возможности, позволяя пользователям создавать собственные виртуальные миры и персонажей. Это поднимает вопросы об индивидуализме и самовыражении в виртуальной среде. В некоторых философских традициях, таких как философия романтизма или феноменология, существует интерес к исследованию трансцендентальных опытов, которые выходят за рамки обыденной

реальности и могут быть ключевыми для понимания человеческой природы и смысла жизни.

Изучение и решение этих проблем важно для развития эстетики виртуальной среды и для обеспечения того, чтобы она служила положительным целям, таким как развлечение, образование и социальное взаимодействие, без негативных побочных эффектов.

Список литературы

1. Бычков, В. В. Феномен неклассического эстетического сознания / В. В. Бычков // Вопросы философии. - 2003. - № 10. - С. 61-71.

2. Маньковская, Н. Б. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты / Н. Б. Маньковская. - Москва : ЮНИТИ, 2004. - 450 с.

3. Сердюков, Ю. М. Философия виртуальной реальности и искусственного интеллекта : учебное пособие / Ю. М. Сердюков ; под редакцией Ю. М. Сердюкова. -Хабаровск : ДВГУПС, 2020. - 169 с.

4. Плютто, П. А. Исследование реальности социокультурного виртуального: Опыт анализа социокультурных иллюзий : монография / П. А. Плютто. - Москва : Прогресс-Традиция, 2014. - 368 с.

5. Пахтусова, Н. А. Исследование проблемы становления сетевой идентичности личности в условиях виртуальной образовательной среды : монография / Н. А. Пахтусова, Н. В. Уварина, А. В. Савченков. - Москва : Первое экономическое изд-во, 2021. - 234 с.

ABOUT THE PROBLEMS OF AESTHETIC EXPERIENCE IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

K.I. Pesotskaya

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: kcherkesova@mail.ru

Virtual reality is a complex and multifaceted aspect of modern technology that can be explored and analyzed from a philosophical point of view to better understand its impact on health and human existence. The study of these and other questions is necessary to better understand the social impact of virtual environments and to develop an appropriate ethical and moral framework for their use. These questions and aspects help to understand how we perceive and evaluate the world, ourselves and art, and what meaning and value we attach to personal experience and aesthetic perception. The virtual environment continues to evolve, and the aesthetic aspects of its use and research remain relevant and interesting for philosophy and art.

Keywords: virtual reality, ethics of the virtual environment, culture, perception, aesthetic experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.