Научная статья на тему 'О приоритетных моделях инновационного развития машиностроения омской области'

О приоритетных моделях инновационного развития машиностроения омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврентьев Николай Яковлевич, Кривошеин Юрий Васильевич, Шалай Валерий Васильевич, Жильцов Виктор Владимирович

В статье осуществлен краткий анализ состояния промышленности в Омском регионе за период с Второй мировой войны по сегодняшний день, а также идет речь о приоритетных моделях инновационного развития машиностроения Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврентьев Николай Яковлевич, Кривошеин Юрий Васильевич, Шалай Валерий Васильевич, Жильцов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority models of innovative development of Machine Engineering in Omsk Region

The article considers priority models of innovative development of Machine Engineering in Omsk Region.

Текст научной работы на тему «О приоритетных моделях инновационного развития машиностроения омской области»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 621.001.895(571.3) н. Я. ЛАВРЕНТЬЕВ

Ю. В. КРИВОШЕИН В. В. ШАЛАЙ В. В. ЖИЛЬЦОВ

О ПРИОРИТЕТНЫХ МОДЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье осуществлен краткий анализ состояния промышленности в Омском регионе за период с Второй мировой войны по сегодняшний день, а также идет речь о приоритетных моделях инновационного развития машиностроения Омской области.

Омское машиностроение, в силу своей структуры и исторических особенностей, на протяжении длительного времени отличается большим разнообразием выпускаемой высокотехнологичной продукции. Военные и гражданские самолеты, ракеты-носители и космические аппараты, авиационные двигатели, танки, радиоэлектронная техника, а также другие виды продукции всегда отличались высоким инновационным уровнем.

Масштабное развитие омской промышленности началось в годы Второй мировой войны, когда более сотни предприятий, КБ и НИИ из европейской части страны были эвакуированы в нашу область. Лучшие по тем временам виды продукции и технологии, оборудование и кадры стали основой новых заводов и фабрик. Все это позволило в сжатые сроки выполнить поставленные руководством страны задачи выпуска самой современной военной техники: самолетов, танков, авиадвигателей и другой продукции для фронта.

В послевоенные десятилетия создавались новые отрасли омской экономики - химия, нефтехимия, легкая промышленность, запускались в работу новые предприятия машиностроения, открывались десятки КБ и НИИ, которые сыграли заметную роль в инновационном развитии омской индустрии. Внедрялись прогрессивные технологии в авиа- и двигателестроении, развивались ракетно-космическая, бронетанковая промышленность и радиоэлектроника. Инновационная политика государства, патриотизм, соревновательный и творческий дух инженерных кадров обеспечивали конкурентоспособность нашей техники на мировом уровне.

Хаос девяностых годов, экономическая разруха, затянувшаяся на долгие годы, оказали пагубное воздействие на высокотехнологичные, наукоемкие отрасли экономики. Научно-технический прогресс, в первую очередь в машиностроении, был остановлен более чем на 15 лет.

В целом, несмотря на множество проблем, с которыми столкнулись предприятия в кризисный период

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

реформ, омская промышленность сумела выстоять, а за последние восемь лет ежегодно в среднем на 10% увеличивает показатели производства. Более заметный рост объемов - 15-20% - обеспечивает машиностроение.

За последние годы в стране сформирована четкая промышленная политика. Организации ОПК интегрируются.

Большинство омских предприятий уже определили свое будущее в интегрированных структурах. Крупнейшие из них - «Полет», имени Баранова, «Ом-сктрансмаш» — в рамках холдингов достигнут нового уровня инновационного развития при производстве самых современных видов ракетно-космической техники, самолетов, новых поколений авиационных двигателей и газотурбинных энергетических установок, бронемашин, тракторной и железнодорожной техники. Конкурентоспособность продукции и объемы производства при этом значительно возрастут.

Большой вклад в инновационное развитие омской индустрии внесет создаваемая на базе нашего НИИ приборостроения интегрированная структура «Орион-СРС». В нее войдут шесть предприятий, в том числе три омских. В рамках холдинга будет осуществляться полный цикл производства микросхем и процессорной техники - от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до серийного производства систем дальней радиосвязи специального и гражданского назначения.

Одним из условий инновационного развития индустрии региона является наличие высококвалифицированных кадров. В период стагнации промышленности были потеряны десятки тысяч специалистов. В рамках региональной промышленной политики поставлена цель восстановить систему профориентации с учетом современных требований. Для этого предусмотрено объединение усилий общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обеспечение условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере высоких технологий.

Первый шаг сделан. При участии Правительства Омской области, технического университета на «Омскагрегате» с привлечением японской компании «Мазак» создан учебно-производственный центр «Высокие технологии машиностроения». Этот инновационный центр оснащен самым современным станочным и учебным оборудованием.

В планах на 2008-й и последующие годы намечено создание учебно-производственных центров по следующим направлениям:

- в НПО «Мир» - по автоматизированным системам управления;

- в ОМО им. Баранова - технологическое;

- в ОНИИПе - по нанотехнологиям в электронике;

- в ПО «Полет» - по микро- и нанотехнологиям в области ракетно-космической техники;

- на заводе имени Козицкого - по микро- и нанотехнологиям в радиоэлектронике;

- на предприятиях нефтехимии - по новым многофункциональным материалам и нанотехнологиям;

- на базе площадей Дома печати - по полиграфии, а также учебно-производственные центры по ряду других направлений.

В Омском техническом университете - базовом учебном заведении по подготовке инженерных кадров - внедрены крупные инновационные проекты в образовательном процессе, налажено более тесное взаимодействие с промышленными предприятиями, КБ и НИИ, создаются и действуют студенческие

конструкторские бюро - малые КБ.

Внедрение инноваций в учебный процесс дает положительные результаты. За два последних года большая часть выпускников по специальностям машиностроительного профиля была трудоустроена на предприятиях региона.

Ясно, что на существующей производственной базе предприятий машиностроения многого не добиться. Старое, изношенное оборудование, во многом универсального исполнения, - это позавчерашний день. Производительность труда в российской промышленности ниже, чем в развитых странах, в 4-10 раз. Те же затраты труда, что и в передовых странах, дают нам в несколько раз меньшую отдачу.

В этой связи задача, поставленная федеральной властью по реализации стратегии инновационного развития страны, является единственной реальной альтернативой однобокому инерционному энергосырьевому сценарию развития.

Инновационный потенциал промышленности Омской области растет за последние годы не только за счет освоения новых видов продукции на действующих производствах и начавшегося техперевооруже-ния, но и за счет строительства и ввода в строй новых предприятий с современными технологиями.

Организованы производства лифтов нового поколения, низковольтной аппаратуры, ремонта вагонно-колесных пар, глубокой переработки древесины и изготовлению высококачественных заготовок для мебели, сотового поликарбоната и полипропилена, а также другой продукции. На 2008 год планируется внедрение крупных технологических инноваций в нефтеперерабатывающее и шинное производство, строительство заводов по производству полипропилена и биоэтанола, строительных материалов, а также других проектов.

В перспективе - реализация в нашем регионе крупных инженерных проектов инновационного характера: строительство метрополитена, окружной автомобильной дороги, вынос за пределы города аэропорта, строительство крупного гидроузла.

В целях повышения инновационной активности, принят закон об инновационной деятельности на территории Омской области. В результате созданы такие элементы инновационной инфраструктуры, как региональный бизнес-инкубатор, инновационные центры в техуниверситете, автодорожной академии.

В рамках организационных мер для роста инновационного потенциала промышленности Омской области проводится ряд конкурсов, в том числе на лучший инновационный проект, лучшее инновационное предприятие. Десятки омских организаций промышленности принимают участие в ежегодном конкурсе «100 лучших товаров России». Так, по итогам 2007 года из 11 субъектов Сибири, участвовавших в федеральном конкурсе, наша область, значительно опередив другие регионы, имеет наибольшее число лауреатов.

В малом бизнесе ежегодно увеличивается количество предприятий, работающих в инновационной сфере. К примеру, за 2007 год их число увеличилось на 20% и составило 100 предприятий. Кроме того, рост инновационной активности малых предприятий, работающих в обрабатывающих производствах, влечет за собой рост инвестиций. За последние три года их объем увеличился в 6 раз. Только за один прошлый год объем инвестиций в этот сектор экономики составил около 1,5 млрд рублей.

Активизировалась творческая деятельность омских инженеров, изобретателей как в индивидуальном

порядке, так и в рамках коллективной работы. Созданы такие виды инновационной, конкурентоспособной продукции, как вездеход на воздушной подушке «Арктика», интеллектуальные системы добычи нефти и газа «Сократ», ресурсосберегающая система учета и управления энергоресурсами, установки ветряной и солнечной альтернативной энергетики, сверхлегкая многоцелевая авиация - дельталеты, элементная база с микро- и нанотехнологиями для использования в радиотехнических устройствах и системах, уникальные изделия из техуглерода, а также катализаторы для нефтепереработки.

В условиях существенной недозагрузки большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса Сибири возникает острая необходимость его структурной модернизации. Для решения этой задачи советом при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и советом МАСС было принято решение о разработке и реализации программы «Сибирское машиностроение». С этой целью предполагается вовлечение машиностроительного комплекса в процесс более масштабного производства высокотехнологичной продукции для нужд системообразующих отраслей страны, в которые входят топливно-энергетический, металлургический, химический, железнодорожный, аграрный комплексы, инфраструктура жизнеобеспечения и коммуникаций.

Такая программа была разработана и принята на заседании Координационного совета по промышленной и научно-технической политике МАСС в декабре 2007 года. Программа «Сибирское машиностроение» сформирована с учетом необходимости реализации крупных инновационных проектов совместными усилиями регионов Сибирского федерального округа, в первую очередь предприятиями ОПК. На сегодня потребность в оборудовании в перечисленных направлениях экономики очень велика. К примеру, только «Газпром» готов ежегодно закупать оборудование на десятки миллиардов рублей, но при условии обеспечения необходимого качества и других показателей конкурентоспособности.

Для обеспечения эффективности производственной деятельности в ОПК на федеральном уровне создаются интегрированные структуры. Во многом этот опыт можно рационально использовать и в сибирском машиностроении, наладив горизонтальные связи между предприятиями при реализации совместных проектов и программ. Для повышения конкуренто-способности продукции нужны кооперация, специализация, инновации, - и эти задачи легче решать сообща.

В рамках программы «Сибирское машиностроение» в Омской области разработана инновационная подпрограмма освоения высокотехнологичной продукции для ТЭК на предприятиях Сибирского федерального округа - «СибВПКмаш-ТЭК».

Как известно, в соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» в качестве одного из приоритетов обеспечения энергетической безопасности страны выдвигается максимально возможное использование отечественного оборудования во всех технологических процессах ТЭК. Прогнозиру-

ется, что для решения проблемы импортозамещения отечественная промышленность освоит к 2020 году около 90% импортируемой номенклатуры для ТЭК.

Реальным стимулом освоения инновационных видов продукции для ТЭК является программа «Газпрома» по освоению ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока с выходом на внешние рынки. В соответствии с упомянутой «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», «Газпром» только на закупку технологического оборудования привлечет более 15 млрд долларов. И он готов сотрудничать с сибирскими предприятиями, в том числе и с омскими.

В рамках инновационной программы «СибВПК-маш-ТЭК» намечена разработка и освоение в серийном производстве не менее 650 видов продукции, в основном импортозамещающего направления, в том числе для нефтегазового комплекса, электротеплоэнергетики, угольной промышленности.

Безусловно, такой крупный проект требует значительного времени на запуск его в работу, решения сложных финансовых вопросов. Однако позитивным фактором является то, что в нашем и других сибирских регионах есть определенный задел по более чем десяти инновационным проектам для ТЭК с высокой стадией готовности к производству.

Принципиальным вопросом, который в значительной степени определит успех в реализации программы «СибВПКмаш-ТЭК», является установление сотрудничества с проектными институтами. Одновременно необходимо решать задачу по созданию новых специализированных конструкторских структур.

Есть уверенность в том, что реализация инновационной программы «СибВПКмаш-ТЭК» станет стимулирующим фактором дальнейшего развития конкурентоспособного производства, вектором консолидации и мобилизации инженерного корпуса Омской области на решение стратегически важных задач инновационного развития промышленности.

Сокращения

МАСС - Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение».

ТЭК - теплоэнергетический комплекс.

ЛАВРЕНТЬЕВ Николай Яковлевич, первый заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

КРИВОШЕИН Юрий Васильевич, заместитель начальника отдела оборонной промышленности и связи Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

ЖИЛЬЦОВ Валерий Васильевич, директор ООО «Научно-технический центр «Омск СибНА», кандидат технических наук, доцент.

ШАЛАЙ Виктор Владимирович, доктор технических наук, профессор, ректор ОмГТУ, заведующий кафедрой «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация».

Дата поступления статьи в редакцию: 30.04.2008 г.

© Лаврентьев Н.Я., Кривошеин Ю. В., Жильцов В.В., Шалай В.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.