НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 621 (091+571 13) Н. Я. ЛАВРЕНТЬЕВ
Ю. В. КРИВОШЕИН В. В. ШАЛАЙ А. К. ГРЕЗИН
2009 ГОД.
100 ЛЕТ ОМСКОМУ
МАШИНОСТРОЕНИЮ_
В статье представлена история зарождения машиностроения в Омской области. Ключевые слова: история, машиностроение, Омская область.
Официально дата рождения омского машиностроения пока не определена. Следовательно, возникает потребность восполнить этот пробел в истории и определить начальную дату зарождения машиностроения в Омском регионе в рамках исследования пути становления и развития первых предприятий с учетом общепринятых в нашей стране толкований понятия «машиностроение».
Варианты определения термина «машиностроение»:
1. Машиностроение — комплекс отраслей тяжелой промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. (Большая советская энциклопедия, 1974 г.);
2. Машиностроение — промышленность, занятая производством машин. (Словарь С.И. Ожегова, 1989 г.);
3. Машиностроение — комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику. (Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России, 2008 г. Союз машиностроителей России);
4. Машиностроение — это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин (создание металлических конструкций и изделий). (Интернет, 2008 г.);
5. Машиностроение — комплекс отраслей промышленности, производящих машины (рабочие, транспортные, энергетические и др.), различное оборудование. (Толковый словарь русского языка, 2007 г., Москва, РАН).
В каждом из пяти определений термина «машиностроение» имеются понятия либо о множественности предприятий, либо о направленности деятельности — изготовлении машин и другой продукции, что подразумевает весьма высокий технологический уровень производства.
Первым, наиболее крупным предприятием на территории нашего региона были Омские Главные железнодорожные мастерские для среднего и капитального ремонтов подвижного состава, созданные в 1896 году. В мастерских, несмотря на их внушительные размеры и большую роль на железной дороге, преобладал крайне тяжелый ручной труд, технологический уровень и производительность были низкими. Производством новых машин предприятие не занималось. Кроме того, оно было пока единственным в регионе предприятием с масштабной металлообработкой. По рассмотренным признакам определения термина «машиностроение» о его рождении в этот период говорить неправомерно.
В 1901 году датским предпринимателем С. Х. Ран-друпом на базе ранее построенной мастерской по «отверточной» сборке плугов и борон из поставляемых европейскими фирмами комплектующих запущено собственное производство основных деталей и узлов с последующей сборкой этих орудий труда. Омский плугостроительный механический завод стал одним из крупнейших и передовых в Сибири. По выпускаемой номенклатуре продукции и технологии ее производства предприятие с определенной долей условности соответствовало термину машиностроительного. Однако понятие «омское машиностроение», как множественность предприятий (отрасль или комплекс отраслей промышленности), еще отсутствовало.
В 1909 году симбирским мещанином А. А. Жуковым в Омске (вблизи современного ипподрома) была основана фабрика «Энергия» по производству зерноочистительных машин — веялок и сортировок. Продукция находила сбыт не только в нашем , но и в других регионах Сибири.
Почти одновременно с началом деятельности фабрики веялок «Энергия», осенью 1909 года при гидротехническом отделе Акмолинского переселенческого района была создана механическая мастерская по производству бурового и другого рабочего инструмента для проведения работ по снабжению переселенцев водой. Впоследствии на базе данных мастерских будет создано производственное кооперативное товарищество «Сельский работник» (которое в дальней-
шем после преобразований и объединения с фабрикой «Энергия» получит новое название — Сибирский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Зиновьева).
К этому времени дополнительное развитие получил и плугостроительный завод. Расширилась номенклатура продукции — молотилки с конными приводами, швейные машины, собираемые из комплектующих деталей и узлов фирмы «Зингер», оборудование для мельниц и маслобойных заводов. Кроме этого, в городе появился ряд новых небольших механических и чугунолитейных заводов.
Таким образом, к осени 1909 года в Омске сформировался комплекс предприятий машиностроения, изготавливающих орудия труда, предметы потребления, а также осуществляющих обработку металла для различных изделий.
В этом же, 1909 году, правление Омского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства для привлечения в край дополнительных капиталов приступило к подготовке проведения в Омске первой Западно-Сибирской лесной, сельскохозяйственной и торгово-промышленной выставки. Вполне естественно, что одним из побудительных мотивов этого решения была и презентация продукции омского машиностроения.
Следовательно, 1909 год с полным основанием можно считать годом рождения машиностроения Омской области, а 2009-й — годом 100-летия омского машиностроения.
Осеннюю дату рождения новой отрасли промышленности целесообразно совместить с ежегодным праздником машиностроителей России, который отмечается в последнее воскресенье сентября.
ЛАВРЕНТЬЕВ Николай Яковлевич, первый заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области. КРИВОШЕИН Юрий Васильевич, заместитель начальника отдела оборонной промышленности и связи Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области.
ШАЛАЙ Виктор Владимирович, доктор технических наук, профессор, ректор Омского государственного технического университета, заведующий кафедрой «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация».
ГРЕЗИН Александр Кузьмич, кандидат технических наук, президент ООО «НТК «Криогенная техника», председатель совета Омской ассоциации промышленников и предпринимателей.
Статья поступила в редакцию 15.12.08 г.
© Н. Я. Лаврентьев, Ю. В. Кривошеин, В. В. Шалай, А. К. Грезин