Научная статья на тему '2009 год. 100 лет Омскому машиностроению'

2009 год. 100 лет Омскому машиностроению Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / HISTORY / MECHANICAL ENGINEERING / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаврентьев Николай Яковлевич, Кривошеин Юрий Васильевич, Шалай Виктор Владимирович, Грезин Александр Кузьмич

В статье представлена история зарождения машиностроения в Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лаврентьев Николай Яковлевич, Кривошеин Юрий Васильевич, Шалай Виктор Владимирович, Грезин Александр Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2009. 100 anniversary of Mechanical Engineering in Omsk

The history of Mechanical Engineering in Omsk region is analyzed.

Текст научной работы на тему «2009 год. 100 лет Омскому машиностроению»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 621 (091+571 13) Н. Я. ЛАВРЕНТЬЕВ

Ю. В. КРИВОШЕИН В. В. ШАЛАЙ А. К. ГРЕЗИН

2009 ГОД.

100 ЛЕТ ОМСКОМУ

МАШИНОСТРОЕНИЮ_

В статье представлена история зарождения машиностроения в Омской области. Ключевые слова: история, машиностроение, Омская область.

Официально дата рождения омского машиностроения пока не определена. Следовательно, возникает потребность восполнить этот пробел в истории и определить начальную дату зарождения машиностроения в Омском регионе в рамках исследования пути становления и развития первых предприятий с учетом общепринятых в нашей стране толкований понятия «машиностроение».

Варианты определения термина «машиностроение»:

1. Машиностроение — комплекс отраслей тяжелой промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. (Большая советская энциклопедия, 1974 г.);

2. Машиностроение — промышленность, занятая производством машин. (Словарь С.И. Ожегова, 1989 г.);

3. Машиностроение — комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику. (Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России, 2008 г. Союз машиностроителей России);

4. Машиностроение — это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин (создание металлических конструкций и изделий). (Интернет, 2008 г.);

5. Машиностроение — комплекс отраслей промышленности, производящих машины (рабочие, транспортные, энергетические и др.), различное оборудование. (Толковый словарь русского языка, 2007 г., Москва, РАН).

В каждом из пяти определений термина «машиностроение» имеются понятия либо о множественности предприятий, либо о направленности деятельности — изготовлении машин и другой продукции, что подразумевает весьма высокий технологический уровень производства.

Первым, наиболее крупным предприятием на территории нашего региона были Омские Главные железнодорожные мастерские для среднего и капитального ремонтов подвижного состава, созданные в 1896 году. В мастерских, несмотря на их внушительные размеры и большую роль на железной дороге, преобладал крайне тяжелый ручной труд, технологический уровень и производительность были низкими. Производством новых машин предприятие не занималось. Кроме того, оно было пока единственным в регионе предприятием с масштабной металлообработкой. По рассмотренным признакам определения термина «машиностроение» о его рождении в этот период говорить неправомерно.

В 1901 году датским предпринимателем С. Х. Ран-друпом на базе ранее построенной мастерской по «отверточной» сборке плугов и борон из поставляемых европейскими фирмами комплектующих запущено собственное производство основных деталей и узлов с последующей сборкой этих орудий труда. Омский плугостроительный механический завод стал одним из крупнейших и передовых в Сибири. По выпускаемой номенклатуре продукции и технологии ее производства предприятие с определенной долей условности соответствовало термину машиностроительного. Однако понятие «омское машиностроение», как множественность предприятий (отрасль или комплекс отраслей промышленности), еще отсутствовало.

В 1909 году симбирским мещанином А. А. Жуковым в Омске (вблизи современного ипподрома) была основана фабрика «Энергия» по производству зерноочистительных машин — веялок и сортировок. Продукция находила сбыт не только в нашем , но и в других регионах Сибири.

Почти одновременно с началом деятельности фабрики веялок «Энергия», осенью 1909 года при гидротехническом отделе Акмолинского переселенческого района была создана механическая мастерская по производству бурового и другого рабочего инструмента для проведения работ по снабжению переселенцев водой. Впоследствии на базе данных мастерских будет создано производственное кооперативное товарищество «Сельский работник» (которое в дальней-

шем после преобразований и объединения с фабрикой «Энергия» получит новое название — Сибирский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Зиновьева).

К этому времени дополнительное развитие получил и плугостроительный завод. Расширилась номенклатура продукции — молотилки с конными приводами, швейные машины, собираемые из комплектующих деталей и узлов фирмы «Зингер», оборудование для мельниц и маслобойных заводов. Кроме этого, в городе появился ряд новых небольших механических и чугунолитейных заводов.

Таким образом, к осени 1909 года в Омске сформировался комплекс предприятий машиностроения, изготавливающих орудия труда, предметы потребления, а также осуществляющих обработку металла для различных изделий.

В этом же, 1909 году, правление Омского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства для привлечения в край дополнительных капиталов приступило к подготовке проведения в Омске первой Западно-Сибирской лесной, сельскохозяйственной и торгово-промышленной выставки. Вполне естественно, что одним из побудительных мотивов этого решения была и презентация продукции омского машиностроения.

Следовательно, 1909 год с полным основанием можно считать годом рождения машиностроения Омской области, а 2009-й — годом 100-летия омского машиностроения.

Осеннюю дату рождения новой отрасли промышленности целесообразно совместить с ежегодным праздником машиностроителей России, который отмечается в последнее воскресенье сентября.

ЛАВРЕНТЬЕВ Николай Яковлевич, первый заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области. КРИВОШЕИН Юрий Васильевич, заместитель начальника отдела оборонной промышленности и связи Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

ШАЛАЙ Виктор Владимирович, доктор технических наук, профессор, ректор Омского государственного технического университета, заведующий кафедрой «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация».

ГРЕЗИН Александр Кузьмич, кандидат технических наук, президент ООО «НТК «Криогенная техника», председатель совета Омской ассоциации промышленников и предпринимателей.

Статья поступила в редакцию 15.12.08 г.

© Н. Я. Лаврентьев, Ю. В. Кривошеин, В. В. Шалай, А. К. Грезин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.