Научная статья на тему 'О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАН'

О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ЦИФРОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / РЕЙТИНГОВАНИЕ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиземова О. Б., Бурова А. Ю.

В статье проведен анализ этапов развития цифрового профилирования граждан в России, на основе которого сделаны выводы о построении механизма правового регулирования в соответствии с принципами, сформулированными исходя из основных функций государства. В частности, социальная функция предписывает проводить категорирование граждан исключительно с целью определения нуждаемости в материальной помощи, дополнительных гарантиях, а также льготах. Экономическая функция включает в себя проведение финансового контроля и мониторинга, стимулирование экономической активности граждан. Правоохранительная функция направлена на профилактику и своевременное выявление правонарушений, в том числе в цифровой среде. Правозащитная функция реализуется в действиях по пресечению нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе избирательных. Идея коммерциализации цифрового профилирования граждан, представление его как продукта, предназначенного для минимизации рисков при оказании финансовых и иных услуг, содержит в себе опасность дискриминации граждан и криминализации данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PRINCIPLES OF FORMING OF LEGAL MECHANISM OF CITIZENS DIGITAL PROFILING

In the article the analysis of stages of development of citizens digital profiling in Russia is carried out. Based on the analysis the authors draw the conclusions on forming of legal mechanism according to principles in reliance on main functions of state. In particular, social function stipulates that categorization of citizens is allowed only for estimation of need in material assistance, supplementary guarantees and favours. Economical function includes execution of financial control and monitoring, stimulation of economical activity of citizens. Law enforcement function is focused on prevention and early recognition of legal wrongs including in digital sphere. Human rights function is realized in actions to stem violations of rights and legitimate interests including electoral. An idea of commercialization of digital profiling, its perception as a product aimed to risk minimization during rendering of financial and other services poses a danger of discrimination of citizens and criminalization of this sphere.

Текст научной работы на тему «О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАН»

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Сиземова О. Б., Бурова А. Ю.

О принципах построения правового механизма цифрового профилирования граждан

О принципах построения правового механизма цифрового профилирования граждан

Аннотация. В статье проведен анализ этапов развития цифрового профилирования граждан в России, на основе которого сделаны выводы о построении механизма правового регулирования в соответствии с принципами, сформулированными исходя из основных функций государства. В частности, социальная функция предписывает проводить категорирование граждан исключительно с целью определения нуждаемости в материальной помощи, дополнительных гарантиях, а также льготах. Экономическая функция включает в себя проведение финансового контроля и мониторинга, стимулирование экономической активности граждан. Правоохранительная функция направлена на профилактику и своевременное выявление правонарушений, в том числе в цифровой среде. Правозащитная функция реализуется в действиях по пресечению нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе избирательных. Идея коммерциализации цифрового профилирования граждан, представление его как продукта, предназначенного для минимизации рисков при оказании финансовых и иных услуг, содержит в себе опасность дискриминации граждан и криминализации данной сферы.

Ключевые слова: цифровой профиль, функции государства, государственные и муниципальные услуги, неприкосновенность частной жизни, цифровая дискриминация, рейтингование граждан.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.101.1.139-150

Ольга Борисовна СИЗЕМОВА,

заведующий кафедрой гражданского права и процесса

юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, доктор юридических наук, доцент

kchpr_nki@mail.ru

603105, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, д. 4

Александра Юрьевна БУРОВА,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса

юридического факультета

Нижегородского

государственного

университета

имени Н. И. Лобачевского,

кандидат юридических наук

ayuburova@yandex.ru

603105, Россия,г. Нижний

Новгород, ул. Ашхабадская,

д. 4

© Сиземова О. Б., Бурова А. Ю., 2023

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

OLGA B. SIZEMOVA,

Head of the Department of Civil Law and Procedure, Faculty of Law, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Dr. Sci. (Law), Associate Professor kchpr_nki@mail.ru 4, ul. Ashkhabadskaya, Nizhny Novgorod, Russia, 603000

ALEKSANDRA YU. BUROVA,

Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, Faculty of Law, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod,

Cand. Sci. (Law) ayuburova@yandex.ru 4, ul. Ashkhabadskaya, Nizhny Novgorod, Russia, 603000

About Principles of Forming of Legal Mechanism of Citizens Digital Profiling

Abstract. In the article the analysis of stages of development of citizens digital profiling in Russia is carried out. Based on the analysis the authors draw the conclusions on forming of legal mechanism according to principles in reliance on main functions of state. In particular, social function stipulates that categorization of citizens is allowed only for estimation of need in material assistance, supplementary guarantees and favours. Economical function includes execution of financial control and monitoring, stimulation of economical activity of citizens. Law enforcement function is focused on prevention and early recognition of legal wrongs including in digital sphere. Human rights function is realized in actions to stem violations of rights and legitimate interests including electoral. An idea of commercialization of digital profiling, its perception as a product aimed to risk minimization during rendering of financial and other services poses a danger of discrimination of citizens and criminalization of this sphere. Keywords: digital profile, functions of state, state and municipal services, privacy, digital discrimination, rating of citizens.

Начало XXI в. ознаменовалось перемещением части социально-экономических отношений в цифровую среду. Пандемия коронавируса ускорила процесс перехода на цифровые платформы. Дистанционные способы общения, совершения покупок, получения дополнительного образования, услуг, в том числе государственных и муниципальных, становятся все более популярными среди населения.

С 2010 г. в России последовательно внедряется сервис электронного взаимодействия граждан и государства1. Изначально задачей создания официального

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

"Т^ЕСТНИК Сиземова О. Б., БуроваА. Ю. ПУ1П

У) УНИВЕРСИТЕТА О принципах построения правового механизма

имени O.E. Кутафина(МГЮА) цифрового профилирования граждан

цифрового профиля гражданина являлось облегчение доступа к государственным и муниципальным услугам, большинство из которых теперь предоставляются в электронном виде, упрощение заполнения заявлений на их предоставление и более быстрое получение результатов. Технической основой для такой возможности стали создание единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА)2 и разработка соответствующих цифровых платформ, наиболее известной из которых является федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — «Госуслуги»)3.

Для регистрации в ЕСИА требуется указание СНИЛС, серии, номера и даты выдачи паспорта, номера телефона и адреса электронной почты физического лица4. Созданная учетная запись позволяет гражданину войти на «Госуслуги», а также иные официальные интернет-ресурсы (ФНС России (https://nalog.gov.ru), Пенсионного фонда России (https://es.pfrf.ru/), «Электронное правосудие» (https:// my.arbitr.ru, https://ej.sudrf.ru) и др.). Для получения конкретных государственных или муниципальных услуг гражданину необходимо предоставить о себе более полные сведения, которые автоматически интегрируются со сведениями из официальных информационных систем органов власти.

Дальнейшее развитие инфраструктуры цифрового профиля показывает наметившиеся тенденции в расширении сфер использования данных сведений и круга субъектов, которые могут с ними работать.

С 01.07.2019 по 31.12.2022 проводился эксперимент по повышению качества и связанности содержащихся в государственных информационных ресурсах данных5. Целью эксперимента стало не только налаживание межведомственного взаимодействия в части передачи данных о физических лицах, но и расширение сфер использования данных и круга субъектов, которые могут получать к ним доступ из ЕСИА.

В настоящее время на «Госуслугах» доступно 22 вида сведений о гражданине, получаемых в пределах соответствующей компетенции от различных ведомств: МВД России (паспортные данные, сведения о транспортных средствах и

2 Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 (ред. от 14.05.2022).

3 Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал Ц

государственных и муниципальных услуг (функций)» (утв. постановлением Правитель-

е

ства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 17.08.2022) // СЗ РФ. 2011. № 44. Ст. 6274. р

Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая систе- Б §

ма идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информа-

ционно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для

пр

предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (утв.

приказом Минкомсвязи России от 13.04.2012 № 107) (ред. от 07.07.2016). Пп. «б» п. 6 // Дп

пL J

Российская газета. № 112. 2012. ^В

Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 710 (ред. от 17.08.2021) «О про- дР

Е М

ведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся Я

_ j>

в государственных информационных ресурсах» (вместе с Положением о проведении Ell

эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государ-

ЬЯ

ственных информационных ресурсах) // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2963. НОС_И

>

4

5

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

водительском удостоверении), ФНС России (сведения ИНН, справка о доходах), органов ЗАГС (сведения о браке и разводе, детях), государственных внебюджетных фондов, в частности Пенсионного фонда России (СНИЛС, электронная трудовая книжка, сведения о состоянии ИЛС); Фонда обязательного медицинского страхования (единый номер полиса), Российского союза автостраховщиков (сведения об ОСАГО) и др.

Сервис также сохраняет данные платежных банковских карт, иных платежных инструментов, которые имеются в распоряжении физического лица, и при условии его согласия с них могут быть списаны денежные средства в уплату налогов, иных обязательных платежей.

На интеграцию сведений из официальных баз данных с учетной записью ЕСИА необходимо согласие физического лица. Согласие физического лица необходимо и на доступ к информации о нем на «Госуслугах» государственных органов, органов местного самоуправления, а также сторонних организаций, в том числе кредитных, страховых, микрофинансовых организаций, операторов связи и финансовых платформ, работодателей и всех, кто может быть допущен к информации о гражданине. Согласие физического лица обеспечивается путем использования реализованных запросов в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Поскольку в перечень таких организаций вошли кредитные, страховые и микрофинансовые организации, операторы финансовых платформ и операторы связи, а также работодатели, предполагается, что данные из ЕСИА будут использоваться при заполнении заявлений на получение кредитных, страховых, микрофинансовых услуг, услуг финансовых платформ, услуг в области связи с последующим возможным заключением соответствующих договоров, а также с автоматической оплатой процентов и кредита, услуг связи, страховых полисов и проч.

Особую роль в продвижении интересов участников финансового рынка, которых в представленном перечне большинство, сыграл Банк России, поддерживающий связанные с цифровизацией инициативы. В разработанных им Основных направлениях развития финансового рынка на 2022 год и период 2023 и 2024 годов дается определение понятия «цифровой профиль».

Под цифровым профилем понимается «инфраструктура, созданная на базе Единой системы идентификации и аутентификации и предназначенная для получения организациями достоверной информации, необходимой для оказания услуг, из государственных баз данных с согласия гражданина»6.

Интеграция учетных записей ЕСИА с базами данных операторов связи выглядит на первый взгляд оправданной, учитывая относительно небольшое количество российских операторов связи и пользование их услугами абсолютным большинством граждан.

Однако наличие в этом перечне работодателей, которые смогут получать сведения из ЕСИА при направлении гражданином сведений и документов в целях

6 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов (одобрены Советом директоров Банка России по ста-

тистическим данным 10.12.2021) // URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/131935/ onrfr_2021-12-24.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

"Т^ЕСТНИК Сиземова О. Б Бурова А. Ю.

Щ Щ | УНИВЕРСИТЕТА О принципах построения правового механизма

имени O.E. Кутафина(МГЮА) цифрового профилирования граждан

трудоустройства, вызывает сомнения. Очевидно, что практически каждое юридическое лицо является работодателем. Вполне вероятно, что открытие сведений из ЕСИА для любой организации, пусть даже и с согласия самого гражданина, повлечет за собой распространение данных о нем. Ситуация выйдет из-под контроля, если среди потенциальных работодателей окажутся недобросовестные лица, а в случае направления документов нескольким организациям в целях трудоустройства установить допустившее утечку данных о гражданине лицо будет практически невозможно.

По указанным причинам на данном этапе развития инфраструктуры цифрового профиля в предложенный Правительством РФ перечень не должны входить работодатели. Возможно, было бы разумно установить критерии, которым должен соответствовать потенциальный работодатель для его доступа к сведениям о гражданине из ЕСИА (например, технологическая возможность обеспечения конфиденциальности полученных сведений, деловая репутация компании и т.п.), однако на сегодняшний день подобные критерии не определены, а в случае их установления возникает опасность нарушения справедливой конкуренции между работодателями за квалифицированный персонал.

С 01.04.2021 по 31.12.20 237 начался новый эксперимент, еще больше расширяющий сферу использования официальных сведений о гражданине и круг субъектов, имеющих право на доступ к данным из ЕСИА. Теперь на интернет-сайтах социальных сетей8, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах), владельцев информационных ресурсов поиска сотрудников и работы пользователи смогут регистрироваться с помощью учетной записи ЕСИА. Тем самым при регистрации пользователи будут давать согласие указанным субъектам на доступ пока к некоторым базовым персональным данным (ФИО, пол, дата рождения, номер телефона и адрес электронной почты). В дальнейшем при совершении сделок с их помощью набор предоставляемых сведений расширится: это будут паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, СНИЛС, сведения из электронной трудовой книжки, сведения о транспортных средствах, о налогах и доходах, о водительском удостоверении.

В июле 2022 г. был представлен перечень участников эксперимента и перечень сведений, которые они могут получить из ЕСИА с согласия граждан9. Таких организаций одиннадцать, среди них ООО «ВКонтакте», ООО «КЕХ еКоммерц» (Авито.ру), ООО «Хэдхантер», ООО «Вайлдберриз», ООО «Яндекс», ООО «Ин-

0 Р

тернет Решения» (агрегатор Ozon).

водительские права и свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).

Г

Все указанные компании являются крупными и известными посредниками в mO

заключении различных договоров, размещают на принадлежащих им цифровых платформах необходимую информацию, создавая возможность для пользователей совершать сделки в онлайн-формате. щР

КН

пп

--*П

7 Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 № 453 (ред. от 14.05.2022). Д р

8 Госуслуги запускают тестовую версию мини-приложения «Госуслуги Авто» в социальной Я Ü

Т J5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сети «ВКонтакте». С его помощью можно предъявлять сотрудникам ГИБДД электронные Ell

ЬЯ

Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2022 № 1956-р. НОСТИ

>

9

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Таким образом, государство сначала сосредоточило все сведения в одном месте, а теперь доступ к этим данным получает масса других организаций. Предполагается, что такой доступ возможен только с согласия гражданина, но возникают обоснованные опасения, что согласия будут собираться с граждан автоматически путем «клика мышью» с заранее проставленными «галочками» напротив всех сведений и документов при регистрации на соответствующем ресурсе, превращая тем самым согласие гражданина из осознанного волеизъявления в формальность, необходимую для доступа к услугам. Однако о надлежащем контроле за процедурой сбора согласий участниками эксперимента со стороны органов власти в Положении о проведении эксперимента не упоминается.

Следует отметить, что интеграция «Госуслуг» и социальных сетей является знаковым проектом, поскольку с этого момента не только официальные информационные системы органов власти становятся источником сведений о физическом лице, но и социальные сети. В итоге личный кабинет на «Госуслугах» постепенно превращается в официальный цифровой профиль лица, который аккумулирует получаемые и верифицируемые органами власти, работодателями, цифровыми финансовыми и иными платформами сведения о гражданине, затрагивающие основные сферы его жизни (семья и дети, недвижимость и транспорт, здоровье, образование и работа, пенсия, льготы и выплаты, доходы и налоги, развлечения и отдых, круг общения, хобби, предпочтения и проч.).

Изложенное свидетельствует о трансформации исходной идеи создания официального цифрового профиля гражданина как инструмента предоставления только государственных или муниципальных услуг в некую мегаплатформу цифрового профилирования, предназначенную для минимизации рисков предоставления финансовых и иных услуг в цифровом формате, поскольку расширяется сфера использования цифрового профиля физического лица, а равно расширяется и круг субъектов, которые могут использовать данные сведения. Учитывая наметившуюся тенденцию, не исключено, что в ближайшее время стоит ожидать нового эксперимента с еще более широким кругом участников.

В частности, планируется создание специализированных цифровых профилей с последующей синхронизацией и подключением их в один профиль. Например, в Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года предусмотрено создание цифрового профиля пассажира, предполагающего интеграцию данных государственной информационной системы физических лиц с данными перевозчиков, сервисов бронирования и программ лояльности и предоставление на его базе транспортных услуг10.

На первый взгляд преимущества создания официального цифрового профиля граждан, связанные в основном с удобством и быстротой получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а в перспективе и совершения сделок на «Госуслугах»11, очевидны. Но анализ использования такого цифрового профиля граждан показывает наличие рисков в новом подходе,

10 Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // СЗ РФ. 2021. № 50 (ч. IV). Ст. 8613.

11 Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 № 1207.

™^ЕСТНИК Оиземова ° Б., Бурова А. Ю.

У) УНИВЕРСИТЕТА О принципах построения правового механизма имени o.e. кугафина(мгюА) цифрового профилирования граждан

отличном от понимания государственных услуг как проявления функций государства, основными из которых для граждан являются социальная, правоохранительная и правозащитная12.

Централизованное хранение сведений о гражданах уже само по себе представляет угрозу их распространения13, но вероятность утечки данных многократно увеличивается в связи с поэтапным расширением сферы применения официального цифрового профиля и расширением круга субъектов, которые смогут получить сведения о гражданах в рамках проводимых экспериментов. Таким образом, постоянно пополняемые сведения о гражданине станут достоянием неограниченного круга лиц, которые могут использовать эти сведения в противоправных или компрометирующих гражданина целях.

Сведения из ЕСИА представляют собой только свод данных о гражданине. Однако использование этих сведений для совершения покупок и регистрации на сайтах социальных сетей и ресурсов по поиску работы, очевидно, позволит государству отслеживать действия человека, поскольку каждое действие с использованием ЕСИА будет представлять собой цифровой след, на основании которого будут возможны углубленный мониторинг и анализ таких данных, прогнозирование дальнейших действий гражданина.

Цели возможного использования указанных сведений государством пока нормативно не установлены, но нельзя не отметить тенденцию к превращению официального цифрового профиля из систематизированной совокупности основных сведений о гражданине в совокупность сведений, дающих представление о его индивидуальных и личностных характеристиках. В частности, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»14 Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработана Концепция открытого профиля компетенций граждан, траекторий их развития и процедуры их создания15.

Предполагается, что этот профиль, синхронизированный с ЕСИА, будет содержать достоверные данные об образовании и компетенции граждан, стаже работы, у граждан появится возможность сформировать персональные траектории развития, повысить свою цифровую грамотность и пройти оценку своих навыков. Эти данные при согласии гражданина смогут получать работодатели

(коммерческие и государственные структуры), образовательные учреждения ц

И

--g

12 Подробнее о классификации функций государства см.: Теория государства и права :

учебник / под ред. В. К. Бабаева. М. : Юристъ, 2003. Шщ

13 Минцифры опровергло информацию об утечке данных пользователей «Госуслуг». НЯ

11.10.2022 // URL: https://ria.ru/20221011/gosuslugi-1823078584.html (дата обращения: О _

28.10.2022). СН

14 Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом д С

П

Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных Й(В

О

технологии для улучшения качества жизни и условии ведения предпринимательской дея- Д р

тельности, протокол от 28.05.2019 № 9) // URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport- Я Ü

_

federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (дата обращения: 23.10.2022). Ell

URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/kontseptsiyaotkryitogoformataprofileikompetentsii. Ь Я

pdf (дата обращения: 28.10.2022). НОС_И

15

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

(всех уровней образования), государство, операторы рынка труда, проектные команды, сообщества.

В Концепции указано, что данный профиль обеспечивает «прием на новую позицию в организации с учетом характеристик граждан (принадлежности к определенной половозрастной группе, региональной привязки или жизненной ситуации, а также соответствия запросу компетенций организаций, в том числе с учетом стажа работы)». Такая формулировка означает учет при приеме на работу факторов личностного свойства, некоторые из которых при ближайшем рассмотрении являются дискриминационными (например, пол и возраст). Кроме того, вероятно, первоначальный «отсев» кандидатов по заданным характеристикам будет производить искусственный интеллект, алгоритмы которого могут быть по-разному настроены в зависимости от предпочтений работодателя.

Само государство будет использовать профиль компетенций граждан, в частности, для «анализа совокупного человеческого потенциала для оценки инвестиционной привлекательности страны, а также отдельных регионов; поиска подбора эффективных сотрудников компаний проектов; поиска человеческого капитала для релокации и концентрации в проектах развития компаний и регионов».

Пока остается неясным, в какой именно форме государство будет реализовы-вать новые возможности. Будет ли, например, оно вмешиваться в подбор работников для перераспределения человеческого капитала по стране, сужая как для граждан, так и для организаций круг потенциальных работников и работодателей, или эти сведения, наряду с рассмотренными выше, будут использоваться для мониторинга и предиктивного анализа поведения конкретного гражданина.

В любом случае граждане должны быть осведомлены о конкретных целях, в которых государством будут использоваться данные сведения, о том, какие именно сведения и действия будут подлежать мониторингу и каким образом результаты этого мониторинга будут отражаться на правах граждан16. Указанные цели должны быть направлены на реализацию основных функций государства в сфере экономики, социальной политики и обеспечения безопасности в соответствии с провозглашенными Конституцией РФ принципами.

В противном случае опасения некоторых ученых о несанкционированном использовании идентификатора в качестве инструмента тотального контроля за человеком, который позволяет отслеживать и анализировать в автоматическом режиме его перемещения, покупки, финансовые операции, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически значимые действия в цифровой среде, фактически — личную жизнь гражданина17, станут реальностью.

Тем не менее информация о гражданине может использоваться и оказаться полезной, например, при раскрытии преступлений или для предотвращения их совершения, что обеспечивает реализацию правоохранительной функции государства.

Важную часть социальной функции, реализация которой может быть обеспечена с помощью цифрового профилирования, составляет социальная защита

16 Мочалов А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica. 2021. Т. 74. № 9. С. 95.

17 Головин Е. Г., Большакова В. М, Наумова Л. Ю. Обеспечение прав и свобод граждан и риски цифровизации // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 2А. С. 7.

ЕСТНИК Сиземова О. Б., Бурова А. Ю.

Я 5fУНИВЕРСИТЕТА О принципах построения правового механизма имени o.e. кугафина(мгюА) цифрового профилирования граждан

тех, кто нуждается в государственной материальной помощи, а также в дополнительных гарантиях и льготах: безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных и межгосударственных конфликтов — беженцев и вынужденных переселенцев. Своевременное выявление категорий граждан, которые объективно нуждаются в государственной помощи и поддержке, должно являться основной задачей «Госуслуг», исходя из основного конституционного принципа, согласно которому наше государство является социальным.

Сбор и анализ цифровых следов граждан с иными целями должен быть исключен, поскольку это прямо ограничивает гарантированное Конституцией РФ право на неприкосновенность частной жизни человека.

25.01.2022 заместитель председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко выступил на совещании о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития России до 2030 года и доложил о том, что в последующем более чем 150 видов сведений будет доступно на «Госуслугах» для передачи другим организациям. Это связано с переводом разных услуг в цифровой формат, а цифровой профиль предполагает интеграцию 100 % информационных систем государственных органов с личным кабинетом «Госуслуг»18.

В конце 2021 г. в рамках национальной программы «Цифровая экономика» появился новый федеральный проект «Цифровые сервисы и услуги онлайн». Указанный федеральный проект объединяет в себе три инициативы: «Цифровой профиль гражданина», «Госуслуги онлайн» и «Электронный документооборот».

Таким образом, в ближайшем будущем вероятен полный переход на предоставление государственных, муниципальных, а также некоторых других услуг (страховых, кредитных и т.п.) в электронной форме. Это означает, что существуют риски отказа от оказания услуг в традиционном виде.

На протяжении последних десяти лет граждан стимулируют к цифровому профилированию. Например, при подаче заявлений о совершении юридически значимых действий и уплате государственной пошлины с использованием «Госуслуг» размер государственной пошлины сокращается на 30 %, что весьма существенно для многих российских граждан19.

В ближайшие несколько десятков лет возможность получения услуг в традиционной форме должна сохраняться независимо от уровня развития цифровых технологий. Нет сомнений, что цифровое обобщение данных удобно, но все же остаются лица, которые не умеют или не желают пользоваться новейшими до- р

стижениями техники или не обладают такой возможностью в силу финансовых тО

затруднений либо территориальной удаленности от мегаполисов. Ограничение Н'

19

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред.

Г

I;

таких лиц в их праве на доступ к получению государственных или муниципальных услуг, страхованию имущества или совершению покупок без цифрового профиля недопустимо, поскольку может свидетельствовать об ограничении

Од

sn

18 Стенограмма совещания о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономи- Д р

ческого развития России до 2030 года. 25.01.2022 // URL: http://government.ru/news/44398/ Я t.

(дата обращения: 29.10.2022). ЕпЦ

ЬЯ

от 04.11.2022). Пункт 4 ст. 333.35 // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. НОСТИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

правоспособности граждан при ее увязке с регистрацией на каких-либо (пусть даже официальных) цифровых платформах.

Между тем примеры таких ограничений можно увидеть при использовании крупнейших и в ближайшее время интегрируемых в рамках упомянутого выше эксперимента с ЕСИА маркетплейсов Ozon и Wildberries, операторы которых запретили оплату наличными за совершенные покупки в 2020 г. в связи с карантинными ограничениями, но по прошествии уже почти трех лет не собираются ее возвращать. Это означает, что без привязки к своему профилю в указанных мар-кетплейсах данных банковской карты приобрести товар невозможно. Фактически это прямое ограничение прав граждан, выражающееся в невозможности оплатить товар наличными и понуждении к использованию только безналичных расчетов.

Еще одним негативным явлением среди участвующих в эксперименте цифровых платформ стала дифференциация (или рейтингование) граждан (пользователей услуг), которое предполагает предоставление гражданам преимуществ либо, наоборот, ограничение в правах на основе выстроенного по определенным параметрам рейтинга. Так, плохая кредитная история или небольшой официальный доход влекут за собой отказ в предоставлении кредита. В сфере страхования автогражданской ответственности система рейтингования постоянно совершенствуется. Так, каждому водителю присваивается класс КБМ (коэффициент «бонус-малус»), который зависит от наличия ДТП по вине водителя, и напрямую влияет на стоимость страхового полиса20.

В приведенных примерах отказ в предоставлении услуг либо увеличение размера платы за услугу можно объяснить принципом «нарушаешь — плати больше». И отказ от предоставления кредита по причине невысокого дохода обусловлен высокими рисками нарушения исполнения обязательств по кредитному договору со стороны заемщика.

Таким образом, дифференциация допустима и принимается (одобряется) обществом, однако должны быть разработаны прозрачные критерии, четко демонстрирующие допустимость и пределы дифференциации, основанные на принципах, исходящих из необходимости реализации основных функций государства, выражающихся в обеспечении безопасности, экономической эффективности, социальной справедливости, законности и правопорядка. Например, социальная дифференциация возможна только в целях защиты прав наименее защищенного круга лиц. При этом граждане должны знать механизм формирования рейтинга и иметь возможность оспаривать его результаты.

Система рейтингования широко используется в создаваемых на базе участвующих в эксперименте частных информационных систем цифровых профилях. Например, на маркетплейсе Wildberries процент предоставляемой покупателю скидки зависит от суммы и процента выкупленного товара за два последних года21. На Ozon за оставленные о товарах отзывы начисляются баллы, которые можно

20 Указание Банка России от 08.12.2021 № 6007-У (ред. от 28.07.2022) «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Банка России. 2022. № 1.

21 Правила пользования торговой площадкой «Wildberries» // URL: https://www.wildberries. ru/services/pravila-polzovaniya-torgovoy-ploshchadkoy (дата обращения: 11.11.2022).

™^ЕСТНИК Сиземова О. Б., ¡БуроваА. Ю. StCk

У) УНИВЕРСИТЕТА О принципах построения правового механизма имени O.E. Кутафина(МГЮА) цифрового профилирования граждан

использовать в качестве скидки на будущую покупку22. При покупке статуса Ozon premium предоставляется бесплатная курьерская доставка и более ранний доступ к распродажам23.

Агрегатор такси «Яндекс^о» рассчитывает рейтинг как водителей, так и пассажиров, которые оценивают друг друга после каждой поездки. При этом рейтинг водителя напрямую влияет на его возможность получать заказы. Так, водителям с рейтингом ниже 4,5 доступ к поездкам может быть закрыт24. Рейтинг пассажира, по утверждению самой компании, ни на что не влияет, однако водителю перед поездкой виден рейтинг пассажира, и он может отказаться от заказа. Таким образом, субъективное мнение положено в основу рейтинга, дающего преимущества или создающего ограничения потребителю услуги.

Как известно, в Китае существует система социального кредита, в основе которой лежат четыре основных критерия: честность в государственных делах, коммерческая добросовестность, поведение в обществе, судебная история. Каждому гражданину в связи с этим присваиваются баллы. Лица с наименьшим рейтингом ограничиваются в правах: не могут свободно передвигаться по стране, их трудоустройство затруднено, а общение с ними может снизить рейтинг «благонадежных» граждан25.

Однако такая система противоречит общему принципу недопустимости ограничений прав граждан. На нарушения сроков уплаты налогов или получение административных штрафов государство должно отреагировать, поскольку эти нарушения могут привести к экономической нестабильности, создать угрозу безопасности государства, но это не может препятствовать реализации конституционных прав граждан, в противном случае наше государство перестанет быть социальным26.

Перечисленные риски дают повод задуматься о поиске баланса интересов граждан и государства в цифровую эпоху. Полагаем, что для реализации функций государства вполне возможно использовать достижения технического прогресса, соблюдая право каждого на неприкосновенность частной жизни, не допуская цифровой дискриминации граждан и предпринимая все возможные меры для защиты их персональных данных.

22

И

В

Баллы за отзывы // URL: https://docs.ozon.ru/common/aktsii-bally-i-bonusy/bally-za-otzyvy/ (дата обращения: 11.11.2022).

Premium-баллы // URL: https://docs.ozon.ru/common/aktsii-bally-i-bonusy/bally_premium/ НЯ

(дата обращения: 11.11.2022). О ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://pro.yandex.ru/ru-ru/moskva/knowledge-base/service-taxi/app/raiting (дата обращения: 03.11.2022). дС

П

Минбалеев А. В. Проблемы гражданско-правовой защиты личных неимущественных HQ

О

прав в процессе цифрового профилирования граждан // Гражданское право. 2022. № 2. Д р

с. 10. ЯА

—i

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на Ell

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

ЬЯ

(п. 1 ст. 7 Конституции РФ). НОСТИ

>

23

24

25

26

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Головин Е. Г., Большакова В. М., Наумова Л. Ю. Обеспечение прав и свобод граждан и риски цифровизации // Вопросы российского и международного права. — 2020. — Т. 10. — № 2А. — С. 3—10.

2. Минбалеев А. В. Проблемы гражданско-правовой защиты личных неимущественных прав в процессе цифрового профилирования граждан // Гражданское право. — 2022. — № 2. — С. 9—11.

3. Мочалов А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 9. — С. 88—101.

4. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. — М. : Юрайт, 2014. — 715 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.