Научная статья на тему 'ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ'

ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / СИСТЕМА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТ ДАННЫХ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Игумнов В. В.

В статье представлен анализ средств обеспечения права на доступ к информации в системе цифрового профилирования. Целью исследования является определение проблем в области обеспечения права на доступ к информации и выявление основных путей их решения. В исследовании особенностей данного института особое внимание придается соблюдению баланса интересов между конфиденциальностью данных и правом лица на доступ к информации о себе. В ходе исследования представлено авторское понятие системы цифрового профилирования, раскрыто содержание данной системы, а также описаны механизмы информационно-правового обеспечения права на доступ к информации в системе цифрового профилирования. Среди рассмотренных аспектов реализации права на доступ к информации выделяются дискуссионные моменты, касающиеся трех основных категорий субъектов, обладающих правом на доступ к информации в системе цифрового профилирования. Отдельное место отводится проблеме обеспечения контроля над информацией, хранящейся в системе цифрового профилирования. При этом за основу принимаются положения о необходимости получения согласия субъекта на доступ к своим данным и защищенности данных от несанкционированного доступа третьих лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT OF ACCESS TO INFORMATION IN THE DIGITAL PROFILING SYSTEM

The article offers an analysis of the means of ensuring the right of access to information in the digital profiling system. The objective of the study is to identify the problems in the field of ensuring the right of access to information and to identify the main ways of solving them. In the study of peculiarities of this institution, special attention is given to the balance of interests between the data privacy and a right of a person to access information about himself. The study presents the author’s concept of a digital profiling system, reveals the content of this system, and describes the mechanisms of information and legal provision of the right of access to information in the digital profiling system. Among the examined aspects of the implementation of the right to access to information, the discussion points concerning the three main categories of subjects with the right to access information in the digital profiling system are highlighted. The issue of control over the information stored in the digital profiling system is given a separate place, based on the need to obtain the subject’s consent to access their data and the protection of the data from unauthorized access by third parties.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ»

в

Il

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Игумнов В. В.

Право на доступ к информации в системе цифрового профилирования

Право на доступ к информации в системе цифрового профилирования1

Аннотация. В статье представлен анализ средств обеспечения права на доступ к информации в системе цифрового профилирования. Целью исследования является определение проблем в области обеспечения права на доступ к информации и выявление основных путей их решения. В исследовании особенностей данного института особое внимание придается соблюдению баланса интересов между конфиденциальностью данных и правом лица на доступ к информации о себе. В ходе исследования представлено авторское понятие системы цифрового профилирования, раскрыто содержание данной системы, а также описаны механизмы информационно-правового обеспечения права на доступ к информации в системе цифрового профилирования. Среди рассмотренных аспектов реализации права на доступ к информации выделяются дискуссионные моменты, касающиеся трех основных категорий субъектов, обладающих правом на доступ к информации в системе цифрового профилирования. Отдельное место отводится проблеме обеспечения контроля над информацией, хранящейся в системе цифрового профилирования. При этом за основу принимаются положения о необходимости получения согласия субъекта на доступ к своим данным и защищенности данных от несанкционированного доступа третьих лиц.

Ключевые слова: цифровой профиль, система цифрового профилирования, субъект данных, идентификация, правовое регулирование, информационные системы, информационные технологии, электронное взаимодействие.

Вячеслав Валерьевич ИГУМНОВ,

аспирант кафедры информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) s0146173@msal.edu.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.195-203

VYACHESLAV V. IGUMNOV,

Postgraduate student of the Department of information law and digital technologies

of the Moscow State Law University (MSAL) s0146173@msal.edu.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

Right of Access to Information in the Digital Profiling System

Abstract. The article offers an analysis of the means of ensuring the right of access to information in the digital profiling system. The objective of the study is to identify the problems in the field of ensuring the right of access to information and to identify the main ways of solving them. In the study of

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». © В В ИгУмнов 2022

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

peculiarities of this institution, special attention is given to the balance of interests between the data privacy and a right of a person to access information about himself. The study presents the author's concept of a digital profiling system, reveals the content of this system, and describes the mechanisms of information and legal provision of the right of access to information in the digital profiling system. Among the examined aspects of the implementation of the right to access to information, the discussion points concerning the three main categories of subjects with the right to access information in the digital profiling system are highlighted. The issue of control over the information stored in the digital profiling system is given a separate place, based on the need to obtain the subject's consent to access their data and the protection of the data from unauthorized access by third parties. Keywords: Digital profile, digital profiling system, data subject, identification, legal regulation, information systems, information technology, electronic cooperation.

1. Система цифрового профилирования

В современном мире все чаще можно наблюдать процесс внедрения новейших цифровых технологий в общественные отношения, складывающиеся между гражданами, организациями и государством2. Они позволяют сформировать значительный объем данных о гражданах и организациях, обрабатываемых и хранящихся в государственных и частных информационных системах, и необходимы осуществления как для государственных функций, так и для оказания коммерческих услуг гражданам. Но для эффективного использования имеющихся данных необходимо сформировать единую систему цифрового профилирования3.

До сих пор понятие «система цифрового профилирования» не определено. Чтобы его сформулировать, нужно провести научное исследование сущности данной системы.

В соответствии со ст. 4 раздела 4 GDPR4 профилирование означает любую форму автоматизированной обработки персональных данных, которая заключается в использовании персональных данных для оценки определенных аспектов, относящихся к физическому лицу, в частности для анализа или прогнозирования аспектов, касающихся его работы, финансового положения, здоровья, личных

2 Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. М. : Проспект, 2020. С. 27.

3 Barocas S., Selbst A. D. Big Data's Disparate Impact // California Law Review. 2016. Vol. 104. № 3. P. 673.

4 Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2016/679 от 27.04.2016 о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий регламент о защите персональных данных [General Data Protection Regulation / GDPR]) // СПС «Кон-сультантПлюс».

ЕСТНИК Игумнов В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Право на доступ к информации |д/

УНИВЕРСИТЕТА Право на доступ к информации имени O.E. Кутафина(МГЮА) В системе цифрового профилирования

предпочтений, интересов, надежности, поведения, его местонахождения или способов передвижения.

А. Н. Мочалов верно отмечает, что в Российской Федерации цифровой профиль гражданина на данный момент не является результатом или инструментом профилирования по смыслу, представленному в GDPR. По мнению ученого, цифровой профиль представляет собой «цифровой отпечаток», который содержит в себе только официальные сведения первого уровня5.

Действительно, понятие «цифровой профиль» неразрывно связано с системой цифрового профилирования, поэтому представляется рациональным выделять цифровой профиль в качестве основного объекта цифрового профилирования, так как осуществляемая в процессе цифрового профилирования деятельность государственных органов и иных органов и организаций направлена на сбор, хранение, обработку и предоставление сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в государственных и частных информационных системах и использующихся в качестве основы для формирования единого цифрового профиля6.

Согласно позиции А. М. Кондакова и А. А. Костылевой, «цифровой профиль — это информационный электронный носитель, в котором будут храниться все данные о гражданине; задача данной платформы — обеспечить через портал государственных услуг доступ к данным о лице, содержащемся в других государственных информационных системах»7.

Е. В. Виноградова, Т. А. Полякова и А. В. Минбалеев дают определение, указывающее, что цифровой профиль используется с целью предоставления данных о гражданах и юридических лицах субъектам, имеющим возможность получить доступ к указанным данным с помощью инфраструктуры цифрового профиля8.

Законопроект, который касается вопросов внесения изменений в законодательные акты в части уточнения процедур идентификации и аутентификации9, определяет цифровой профиль как совокупность сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации. Р

При этом в подзаконных актах можно встретить и другие варианты этого по-

(в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» // URL: https://sozd.

>

нятия. Например, в методических рекомендациях Минцифры России «Сценарии

□ I

5 Мочалов А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека I Б

в условиях правовой неопределенности // Lex russica. 2021. № 9. ХЕ Механизмы и модели регулирования цифровых технологий : монография. М. : Проспект,

2020. С. 77. Л^

Кондаков А. М, Костылева А. А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентифи- q m кация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник Российского университета

дружбы народов. Серия : Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 212. Ш?

СГ р

Виноградова Е. B., Полякова Т. А., Минбалеев А. В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. № 5. С. 5—19. Законопроект № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты х 1

□ Я

duma.gov.ru/bill/747513-7 (дата обращения: 29.01.2022). ЛОГИЙ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

использования инфраструктуры цифрового профиля. Версия 1.2» под цифровым профилем понимается совокупность цифровых записей о гражданине, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций10. Данное определение также закреплено в Концепции и архитектуре цифрового профиля — ЕСИА 2.011 и используется в учебной литературе12.

Стоит сказать, что в представленных определениях система цифрового профиля не распространяется на юридических лиц, хотя она предполагает обработку не только персональных данных граждан, но и сведений о юридических лицах.

Важно отметить, что определение системы цифрового профилирования шире, чем определение цифрового профиля, так как система цифрового профилирования включает в себя не только сами сведения о субъектах данных, но и процесс их получения, хранения, обработки, предоставления доступа к ним, а также обеспечение безопасности и конфиденциальности данных от несанкционированного доступа третьих лиц13.

Из указанных выше признаков представляется целесообразным сформулировать понятие системы цифрового профилирования. Так, под системой цифрового профилирования предлагается понимать совокупность субъектов, объектов и отношений, складывающихся в процессе сбора, хранения, обработки и предоставления сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций, используемых с целью оказания государственных и муниципальных услуг, реализации государственных и муниципальных задач по повышению качества и связанности данных, а также с целью их предоставления иным субъектам с помощью инфраструктуры цифрового профиля, в том числе по инициативе или с согласия лица, сведения о котором содержатся в системе цифрового профиля.

Содержанием системы цифрового профилирования является совокупность субъектов, объектов и отношений, складывающихся в процессе обеспечения функционирования единой системы цифрового профиля. Особенностями системы цифрового профилирования в России являются идентификация и аккумулирование сведений о лице с помощью межведомственного электронного

10 Сценарии использования инфраструктуры Цифрового профиля. Версия 1.2 : Метод. рекомендации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 02.04.2021 // URL: https://digital.gov.ru/uploaded/presentations/stsenariiispolzovaniyatspv12. pdf (дата обращения: 29.01.2022).

11 Концепция и архитектура цифрового профиля — ЕСИА 2.0 разработана Минкомсвязи России и Банком России в рамках Плана мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. 29.03.2019 на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности) // URL: https://digital.ac.gov.ru/ upload/iblock/362 / (дата обращения: 29.01.2022).

12 Цифровая экономика : учебник / под ред. Л. А. Каргиной. М. : Прометей, 2020. С. 41.

13 Ковалева Н. Н. Тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций // Информационное право. 2019. № 4. С. 45—46.

УНИВЕРСИТЕТА Право на доступ к информации

имени O.E. Кутафина(МГЮА) в системе цифрового профилирования

взаимодействия обладателей или источников сведений, включенных в перечень сведений об идентифицируемых лицах через единую систему идентификации и аутентификации14. Основной целью системы цифрового профилирования является предоставление сведений о физических и юридических лицах субъектам, запросившим доступ к этим сведениям с помощью инфраструктуры цифрового профиля в электронной форме.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.06.2019 № 710 инфраструктура цифрового профиля предполагает автоматизированное предоставление лицу по его запросу необходимой информации о нем, обмен которой осуществляется в единой системе электронного взаимодействия и при этом обеспечивает возможность направления лицом запроса на исправление или изменение необходимых сведений о нем в случае их недостоверности и (или) неточности15.

При этом возможность предоставления доступа к необходимым сведениям имеется и у иных органов и организаций при условии получения согласия лиц, сведения о которых хранятся в цифровом профиле. Это означает, что организация, запрашивающая сведения из цифрового профиля, должна иметь возможность получить доступ к необходимой информации об идентифицируемых лицах, хранящейся в системе цифрового профиля, путем управления и мониторинга наличия у нее согласий профилируемых лиц.

В целом можно сказать, что целью системы цифрового профилирования является предоставление информации о гражданах и юридических лицах субъектам, запрашивающим доступ к такой информации для оказания государственных и муниципальных услуг, а также в коммерческих целях.

в цифровом профиле (субъекты данных). Вторая категория включает государственные и муниципальные органы власти, использующие сведения, хранящиеся

>

р

2. Информационно-правовое обеспечение права на доступ к информации в системе цифрового профилирования

При разрешении вопроса о праве лица на доступ к информации, хранящейся в Н

инфраструктуре цифрового профиля, необходимо разделить субъектов, обла- О

дающих таким правом, на три основные категории. К первой категории относятся все физические и юридические лица, сведения о которых собираются и хранятся

в системе цифрового профиля для реализации поставленных задач. К третьей категории относятся иные лица, в том числе хозяйствующие субъекты, которые имеют возможность получить доступ к информации о другом лице посредством инфраструктуры цифрового профиля. цЕ!

ИР

ег

14 Камалова Г. Г. Государственная единая облачная платформа: перспективы и риски // Ол Информационное право. 2020. № 2. С. 26—30. Ш §

15 Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 710 (ред. от 17.08.2021) «О про- хО ведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся

в государственных информационных ресурсах» (вместе с Положением о проведении х I

эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государ- ° Я

ственных информационных ресурсах) // СПС «КонсультантПлюс». ЛОГИЙ

>

Такое разделение необходимо для разграничения права лица на доступ к информации о себе или о другом лице, так как от этого будут зависеть объем предоставляемых сведений, возможность их уточнения с целью обеспечения достоверности и актуальности хранящихся данных, а также основания предоставления и способы использования предоставленных сведений.

Всего в Перечень сведений, необходимых для проведения эксперимента с использованием инфраструктуры цифрового профиля (раздел I приложения к Положению о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах) включаются 49 положений, которые представляют собой основные сведения о субъекте данных, содержащиеся в органах ЗАГС, Росреестре, ФНС, МВД, ФСИН, ФССП России и в иных органах государственной власти.

Необходимо отметить, что обработка данных с использованием системы цифрового профилирования по своей природе является менее открытой для субъектов данных, чем другие виды и способы обработки персональных данных, так как объем собираемых сведений включает в себя всю основную информацию о лице, при этом система цифрового профилирования создается государством, которое также обеспечивает ее функционирование, в том числе сбор и обработку данных. Стоит учитывать, что у государства имеется значительное количество способов получения данных о лице, в том числе без его согласия. Более того, часть данных о физических и юридических лицах не собирается государством, а создается им (например, серия и номер паспорта гражданина, серия и номер водительского удостоверения, ИНН, СНИЛС и т.д.).

Следовательно, государственные и муниципальные органы должны предоставить субъекту данных всю возможную информацию о совершаемых операциях с ними при использовании системы цифрового профилирования, а право доступа к таким сведениям следует ужесточить как в части использования данных лица в ходе функционирования системы цифрового профилирования при предоставлении сведений публичным органам власти, а также иным органам и организациям, так и в части включения в цифровой профиль определенного набора сведений о лице, который необходим ему для получения услуг, оказываемых публично-правовыми образованиями и частными лицами.

Для обеспечения права субъекта данных на доступ к информации, включаемой в систему цифрового профиля, целесообразно включить в законодательство положения, которые будут раскрывать объем предоставляемой субъекту данных информации. Так, при сборе данных государство должно будет предоставить субъектам данных следующую информацию:

— о том, что собираемая информация будет использоваться с целью функционирования системы цифрового профилирования;

— о цели, для которой осуществляется сбор данных (при этом такая цель должна иметь конкретный характер, т.е. планируемые действия и их результат при функционировании системы цифрового профилирования);

— о категории собираемых и используемых данных;

— о перечне субъектов, которым будет предоставлен доступ к данным, в том числе с согласия субъекта данных и о цели предоставления доступа к данным;

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Право на доступ к информации 2UI

имени O.E. Кутафина(МГЮА) В системе цифрового профилирования

— о наличии у субъекта данных соответствующих гарантий, позволяющих ему ограничить доступ к своим данным;

— о возможности субъекта данных отказаться от предоставления и обработки информации о себе, о последствиях такого отказа;

— о возможности субъекта данных отозвать согласие на обработку информации и о последствиях такого отзыва;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— об условиях осуществления права на доступ, изменение или удаление данных, а также права на подачу жалобы в компетентные органы;

— о лицах, от которых собираются или будут собираться данные;

— продолжительность хранения данных;

— предполагаемые последствия функционирования системы цифрового профилирования для конкретного субъекта данных и т.д.

В случае запроса на получение данных, хранящихся в системе цифрового профилирования третьим лицом, субъект данных должен иметь возможность дать на это информированное и явное согласие либо выразить отказ от предоставления данных. Необходимо закрепить также право на выражение собственной воли субъектом данных при сборе данных для целей профилирования и, при необходимости, для исправления информации, хранящейся в системе цифрового профилирования. Так, данные, собранные с помощью поисковых систем, интернет-сервисов, цифровых платформ, маркетплейсов и других организаций, не должны использоваться в системе профилирования в коммерческих целях без уведомления заинтересованного лица об этом факте или получения соответствующего предварительного согласия от субъекта данных.

Следует отметить, что право субъекта данных на доступ к информации о себе может быть ограничено, но, только в той мере, в какой это предусмотрено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В этом случае мотивированное решение об отказе в предоставлении информации о себе или ограничении доступа должно быть доведено до сведения субъекта данных любым способом, позволяющим его получить и зафиксировать. Вышеуказанный принцип затрагивает не только право субъекта данных на доступ к информации о себе, но и его право отказаться от предоставления и обработки такой информации, а также влияет на перечень субъектов, которым будет предоставлен доступ к ней.

Этот принцип должен действовать с учетом сложности выполнения опреде- И

ленных государственных функций, в частности в области охраны правопорядка и обеспечения государственной безопасности. Сбалансированный подход должен позволять эффективно выполнять эти функции, не лишая субъектов данных их

прав. Например, право субъекта данных на доступ к информации о себе должно

Ц

Хт Х §

быть ограничено только до тех пор, пока существуют основания для ограничения. Необходимо установить, что основания для ограничения доступа к данным ф т предусмотрены только федеральным законом и должны быть соразмерны преследуемой законной цели. В случае, если субъектам данных не сообщаются причины отказа или ограничения, они должны быть проинформированы о возможных средствах оспаривания таких решений. _1 § При этом субъекту данных необходимо предоставить право возражать против ^ Н использования данных его цифрового профиля третьими лицами в коммерческих целях и обеспечить ему возможность обжаловать решение, если использование

XI НИ □ Я

ЛОГИЙ

>

системы цифрового профилирования может привести к юридическим последствиям для субъекта данных или оказать на него существенное влияние.

Так, в Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными16 одним из основных принципов ее функционирования является обеспечение доступа к данным на основе «механизма запроса», который предполагает обязательную идентификацию и аутентификацию пользователей, установление основных средств доступа к информации и применение интерактивной системы фиксации действий, совершенных пользователями.

При профилировании также следует соблюдать принцип достоверности и точности данных. Чтобы уменьшить риск того, что в системе цифрового профилирования будут содержаться неточные данные, необходимо усилить право доступа субъекта данных не только в отношении собственных данных, но и в отношении процессов обработки и передачи данных, каким субъектом она выполняется или была выполнена. Поскольку профилирование влечет за собой значительный риск того, что в отношении субъекта данных могут использоваться недостоверные данные, также должно быть обеспечено право на их изменение в кратчайшие сроки с приоритетом информации, предоставленной субъектом данных.

Для обеспечения защиты права субъекта данных от получения избыточных данных лицом, запрашивающим их при взаимодействии с системой цифрового профиля, должен соблюдаться принцип ограниченного срока хранения данных. Период использования информации, содержащейся в цифровом профиле и присвоенной субъекту данных, не должен превышать время, необходимое для достижения целей, для которых данные были собраны и обработаны17. Это правило должно учитывать коммерческую выгоду, которую можно извлечь из хранения на протяжении длительного времени данных, собранных в отношении лица, осуществления постоянного контроля за любыми изменениями цифрового профиля этого лица.

В совокупности все вышеуказанные принципы и механизмы их реализации должны решить проблему доступа и контроля над информацией, хранящейся в цифровом профиле. При этом необходимо обеспечить согласованную нормативно-правовую базу, обеспечивающую справедливый баланс между интересами субъекта данных, публичных органов власти, а также организаций, имеющих право доступа к данным, хранящимся в системе цифрового профиля.

Требуется также обеспечить эффективную защиту прав субъектов данных, в частности обеспечить возможность возражения против предоставления доступа к данным в ситуациях, когда данные запрашиваются в коммерческих целях, или возможность обжалования решения государственных или муниципальных органов об отказе или ограничении доступа к информации, хранящейся в системе цифрового профилирования.

16 Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 № 1189-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019—2021 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

17 Этика и «цифра» — коротко о главном : Робот-врач, робот-учитель, робот-полицейский: социальные риски и отраслевые этические вызовы : аналит. записка к т. 2 доклада «Этика и "цифра": этические проблемы цифровых технологий». М. : РАНХиГС, 2020. С. 9.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Игумнов В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Право на доступ к информации

имени O.E. Кугафина(МГЮА) в системе цифрового профилирования

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Виноградова Е. B., Полякова Т. А., Минбалеев А. В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. — 2021. — № 5. — С. 5—19.

2. Камалова Г. Г. Государственная единая облачная платформа: перспективы и риски // Информационное право. — 2020. — № 2. — С. 26—30.

3. Ковалева Н. Н. Тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций // Информационное право. — 2019. — № 4. — С. 45—46.

4. Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. — 2019. — Т. 16. — № 3.

5. Мочалов А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica. — 2021. — № 9. — С. 88—101.

6. Механизмы и модели регулирования цифровых технологий : монография. — М. : Проспект, 2020. — 224 с.

7. Цифровая экономика : учебник / под ред. Л. А. Каргиной. — М. : Прометей, 2020. — 222 с.

8. Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2020. — 640 с.

9. Этика и «цифра» — коротко о главном : Робот-врач, робот-учитель, робот-полицейский: социальные риски и отраслевые этические вызовы : аналит. записка к т. 2 доклада «Этика и "цифра": этические проблемы цифровых технологий». — М. : РАНХиГС, 2020. — 124 с.

10. Barocas S., Selbst A. D. Big Data's Disparate Impact // California Law Review. — 2016. — Vol. 104. — № 3. — P. 671—732.

И I

В

Р Ц

!□

НО

х m и S ЦХ

ИР

ВГ

р □

шИ

ХР

тш m > XI НИ □ Я

ЛОГИЙ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.