Научная статья на тему 'О принципах написания « Истории русской поэзии. С древних времен до наших дней » в китайском литературоведении'

О принципах написания « Истории русской поэзии. С древних времен до наших дней » в китайском литературоведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская поэзия / история литературы / историко литературный процесс / периодиз ация / литературное направление / классика / авангард / литературная эпоха / Russian poetry / history of literature / historical literary process / periodization / literary direction / classics / vanguard / literary era.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжэн Тиу

В статье излагается концепция создания в китайском литературоведении антол огии « История русской поэзии. С древних времен до наших дней » в 2 томах (авторы Чжэн Тиу и Ма Вэйхун), которая выйдет в ближайшее время в Китае. В статье подробно рассматривается история создания подобного род а трудов в российском и китайском лит ературоведении, анализируются концепции истории русской поэзии, представленные в работах С. Ш евырева, В. Белинского, Н. К админа, В. Б аевского, А. Ч агина, В. З айцева, В. Б ердинских, ученых Института русской литерат уры РА Н, а также таких китайских литературоведов, как Сюй Чжифан, Чжу Сяньшэн, Лю Вэньфей, Сюй Сяньсюй, Чжоу Минсянь и делается вывод о потребности китайского литературоведения в осмыслении истории русской по эзии, что соответствует общему видению перспектив кита йским и российским научными сообществами. В статье анализируются принципы создания истории русской поэзии с древних времен до наших дней в китайской науке, комментируются основные проблемы, стоящие перед создателями сборн и ка: какую эпоху считать началом ру сской поэзии, как обеспечить целостность восс о здаваемой поэтической картины, каковы критерии периодизации русской поэзии, какие даты можно считать границами между различными периодами, каковы принципы отбора и ранжиров ания авторов, в какой мере необходимо учитывать события русской истории при определении периодов развития ру сской поэзии, какова идейно содержательная структура сборника. В статье обосновывается разделение представля емой антологии на пять частей: древняя литература, литература восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого и дв адцать первого веков, композиция глав, состоящих из сочетания кратких обзоров, включающих в себя описание пр исущих эпохе проблем и исторического фона в целом, характеристики литературных течений, основных положений поэтически х направлений, групп и монографических очерков творчества. В статье подчеркивается, что подобное сочетание позволяет представить целостную и единую панораму развития русской поэзии, данная работа основыв ается на уже имеющихся текстах, посвящ е нных истории п оэзии, детально аргументируя новаторский подход « Всео бщей истории российской поэзии » к периодизации и структуре литературного процесса. Подобный подход не только позволил китайским теоретикам составить первый масштабный историко литературный труд по истори и русской поэзии, но и открыл пути для новых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About princi ples in writing « History of Russian poetry. From ancient times to the present day » in the Ch i nese literary criticism

In the article is presented the concept of creation of the anthology « History of the Russian poetry. From a ncient times up to the present day » in 2 volumes (authors are Zheng Tiu and Ma Weihong) in the Chinese literary criticism, which will be released in China in the nearest future. In the article the history of creation of this sort of works in the Russian and Chinese literary criticism is considered in detail, the concepts of history of the Ru s sian poetry are analyzed, which are presented in works by S. Shevyrev, V. Belinsky, N. Kadmin, V. Baevsky, A. Ch agin, V. Zaitsev, V. Berdinskikh, scientists of the Institute of the Russian literature of RAS and also such Ch i nese literary critics as Xu Zhifang, Zhu Xiansheng, Liu Wenfei, Xu Xianxu, Zhou Mingxian and the conclusion is drawn about the need of the Chinese literary criticism in understanding of the Russian poetry history that corr esponds t o the general vision of prospects by Chinese and Russian scientific communities. In the article the pri nciples for creating the Russian poetry history from ancient times up to the present are analyzed in the Ch i nese science, the main problems facing author s of the collection are commented on: what epoch should be co n sidered as the beginning of the Russian poetry, how to provide integrity of the reconstructed poetic picture, what criteria for periodization of the Russian poetry are, what dates should be cons idered as borders between various periods, what principles are for selection and ranging of authors , in what way it is necessary to consider events of the Russian history when determining the periods of the Russian poetry development, what the ideological and su bstantial structure of the collection is. In the article the division of the presented anthology into five parts is proved: ancient literature, literature of the eighteenth, nineteenth, twentieth and twenty first centuries, compos ition of chapters c onsisting of a combination of brief reviews, problems including the description inherent to the era and a historical background in general, characteristics of literary trends, basic provisions of the poetic dire ctions, groups and monographic essays of crea tivity. In the article it is emphasized that the similar combination allows presenting a complete and uniform panorama of the Russian poetry development, this work is based on available texts devoted to poetry history and reasoning in detail the innovative approach « General history of the Russian poetry » to the periodization and structure of the literary process. This approach allowed the Chinese theorists not only to make the first large scale historical literary work on the Russian poetry history, but als o revealed ways for new researches.

Текст научной работы на тему «О принципах написания « Истории русской поэзии. С древних времен до наших дней » в китайском литературоведении»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 82

Чжэн Тиу

https://orcid.org/0000-0002-9562-5323

О принципах написания «Истории русской поэзии. С древних времен до наших дней»

в китайском литературоведении

В статье излагается концепция создания в китайском литературоведении антологии «История русской поэзии. С древних времен до наших дней» в 2 томах (авторы Чжэн Тиу и Ма Вэйхун), которая выйдет в ближайшее время в Китае. В статье подробно рассматривается история создания подобного рода трудов в российском и китайском литературоведении, анализируются концепции истории русской поэзии, представленные в работах С. Шевырева, В. Белинского, Н. Кадмина, В. Баевского, А. Чагина, В. Зайцева, В. Бердинских, ученых Института русской литературы РАН, а также таких китайских литературоведов, как Сюй Чжифан, Чжу Сяньшэн, Лю Вэньфей, Сюй Сяньсюй, Чжоу Минсянь и делается вывод о потребности китайского литературоведения в осмыслении истории русской поэзии, что соответствует общему видению перспектив китайским и российским научными сообществами. В статье анализируются принципы создания истории русской поэзии с древних времен до наших дней в китайской науке, комментируются основные проблемы, стоящие перед создателями сборника: какую эпоху считать началом русской поэзии, как обеспечить целостность воссоздаваемой поэтической картины, каковы критерии периодизации русской поэзии, какие даты можно считать границами между различными периодами, каковы принципы отбора и ранжирования авторов, в какой мере необходимо учитывать события русской истории при определении периодов развития русской поэзии, какова идейно-содержательная структура сборника. В статье обосновывается разделение представляемой антологии на пять частей: древняя литература, литература восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого веков, композиция глав, состоящих из сочетания кратких обзоров, включающих в себя описание присущих эпохе проблем и исторического фона в целом, характеристики литературных течений, основных положений поэтических направлений, групп и монографических очерков творчества. В статье подчеркивается, что подобное сочетание позволяет представить целостную и единую панораму развития русской поэзии, данная работа основывается на уже имеющихся текстах, посвященных истории поэзии, детально аргументируя новаторский подход «Всеобщей истории российской поэзии» к периодизации и структуре литературного процесса. Подобный подход не только позволил китайским теоретикам составить первый масштабный историко-литературный труд по истории русской поэзии, но и открыл пути для новых исследований.

Ключевые слова: русская поэзия; история литературы, историко-литературный процесс, периодизация, литературное направление, классика, авангард, литературная эпоха.

PHILOLOGY

Zheng Tiwu

About principles in writing «History of Russian poetry. From ancient times to the present day» in the Chinese literary criticism

In the article is presented the concept of creation of the anthology «History of the Russian poetry. From ancient times up to the present day» in 2 volumes (authors are Zheng Tiu and Ma Weihong) in the Chinese literary criticism, which will be released in China in the nearest future. In the article the history of creation of this sort of works in the Russian and Chinese literary criticism is considered in detail, the concepts of history of the Russian poetry are analyzed, which are presented in works by S. Shevyrev, V Belinsky, N. Kadmin, V Baevsky, A. Cha-gin, V Zaitsev, V Berdinskikh, scientists of the Institute of the Russian literature of RAS and also such Chinese literary critics as Xu Zhifang, Zhu Xiansheng, Liu Wenfei, Xu Xianxu, Zhou Mingxian and the conclusion is drawn about the need of the Chinese literary criticism in understanding of the Russian poetry history that corresponds to the general vision of prospects by Chinese and Russian scientific communities. In the article the principles for creating the Russian poetry history from ancient times up to the present are analyzed in the Chinese

© Чжэн Тиу, 2019

science, the main problems facing authors of the collection are commented on: what epoch should be considered as the beginning of the Russian poetry, how to provide integrity of the reconstructed poetic picture, what criteria for periodization of the Russian poetry are, what dates should be considered as borders between various periods, what principles are for selection and ranging of authors , in what way it is necessary to consider events of the Russian history when determining the periods of the Russian poetry development, what the ideological and substantial structure of the collection is. In the article the division of the presented anthology into five parts is proved: ancient literature, literature of the eighteenth, nineteenth, twentieth and twenty first centuries, composition of chapters consisting of a combination of brief reviews, problems including the description inherent to the era and a historical background in general, characteristics of literary trends, basic provisions of the poetic directions, groups and monographic essays of creativity. In the article it is emphasized that the similar combination allows presenting a complete and uniform panorama of the Russian poetry development, this work is based on available texts devoted to poetry history and reasoning in detail the innovative approach «General history of the Russian poetry» to the periodization and structure of the literary process. This approach allowed the Chinese theorists not only to make the first large-scale historical-literary work on the Russian poetry history, but also revealed ways for new researches.

Key words: Russian poetry; history of literature, historical-literary process, periodization, literary direction, classics, vanguard, literary era.

1. Создание «Истории русской поэзии» в России и Китае: исторический аспект

Россия является литературной страной и в то же время страной поэзии, ее творческий пафос не угасал еще со времен Пушкина. Соответственно, в русском литературоведении всегда существовала традиция создания литературной истории, и из книг по этой теме можно составить библиотеку: от толстой истории литературы под эгидой Академии наук до университетских учебников, от развернутой периодизации до истории отдельной эпохи, от всеохватывающей общей истории до истории определенной отрасли науки. Однако нетрудно отметить, что среди этих разнообразных трудов по истории литературы чаще всего встречаются истории определенной эпохи, да и история поэзии явно представлена менее заметно по сравнению с историей, например, романа. Разумеется, здесь «история поэзии» понимается в узком смысле, как обобщенное исследование, а не отдельное изучение жизни и творчества какого-то поэта или какой-то конкретной темы и какого-то промежутка времени.

Самая ранняя история русской поэзии восходит к «Истории поэзии», написанной Степаном Шевыревым. Первый том данной книги был опубликован в 1835 году, а второй был приведен в порядок потомками и вышел из печати в 1892 году. Автор смело попытался в одной работе охватить процесс развития поэзии во все времена и во всех странах. Но, к сожалению, он не успел написать о России, к моменту смерти завершив лишь описание Древней Греции и Рима.

В. Г. Белинский написал серию статей о Пушкине, которая имела большое историче-

ское значение. Сам автор отметил, что «это обширная критическая история русской поэзии» [3, с. 318], а другие критики называли эти статьи «истоками сочинения истории русской поэзии с научным характером» [4, с. 6]. Двухтомная «История русской поэзии от древней народной поэзии до наших дней» (1914-1915), написанная Н. Кадминым, наверное, является самой ранней систематической историей поэзии. Н. Кадмин выступал за то, что центральная роль исследования творчества поэзии отдельного писателя вовсе не исключает эстетическую критику на поэтическое произведение, тесную связь личности поэта с этнической и социальной средой, а также зависимость такой личности от предыдущего литературного движения [8]. Такая идея творчества считалась новаторской в контексте своего времени, только автор не до конца реализовал ее в тексте работы. Как показывает название, книга эта действительно охватывает все времена: с древних времен доходит до рубежа XIX и XX веков, а также затрагивает такие новые школы как символизм, акмеизм, футуризм и даже новокрестьянскую поэзию, которые для автора представляли собой современный феномен. Можно сказать, что содержание и метод разделения поэтов на группы в первом томе уже приобрели зримые очертания принципов истории поэзии последующих лет, однако явная путаница наблюдается в разделении поэтов на школы во втором томе - особенно в его второй половине, что по большому счету объясняется трудностями понимания момента из-за слишком малой исторической дистанции.

Двухтомная книга «История русской поэзии, 1968-1969» - коллективный труд, написанный под эгидой Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), является первой и единственной общей историей русской поэзии, подвергаемой «систематическому анализу и научному обсуждению». Она в то же время является и фундаментальным трудом, демонстрирующим изучение истории поэзии в советское время, и имеет глубокое влияние в научных кругах. Книга эта начинается с древних времен и заканчивается Октябрьской революцией 1917 года, а большинство авторов являются авторитетными экспертами в данной отрасли, и поэтому работа сильно выделяется среди подобных исследований подробным анализом и детальным обсуждением. Хотя, конечно, в коллективной работе трудно добиться единства в стиле и концепции, но это не дает повод сомневаться в ее научной ценности, и когда В. С. Баевский презрительно назвал «Историю...» «просто сборником сочинений» [2, с. 5], это было явно несправедливо.

«История русской поэзии» не затронула послереволюционную поэзию, и поэтому такая невыполненная задача была доверена книге «История русской советской поэзии, 1983-1984» также явившейся результатом совместной работы ученых ИРЛИ РАН. Книга разделена на два тома: первый том - с 1917 по 1941 год, а второй - с 1941 по 1980. Это первая попытка системно и научно исследовать русскую советскую поэзию, приведя в хронологический порядок основные направления и тенденции развития русской советской поэзии с Октябрьской революции до 1980 года, а также уточнив основные закономерности этого процесса и в конечном итоге продемонстрировав богатую идейную и художественную ценность русской советской поэзии через детальный анализ произведений поэтов разных стилей. Опираясь на соответствующие результаты исследований, полученные в научных кругах за последние два десятилетия, авторы этой книги подробно описали историю развития русской советской поэзии на протяжении более 60 лет и посвятили отдельные главы следующим 11 поэтам: Маяковскому, Есенину, Исаковскому, Твардовскому, Тихонову, Пастернаку, Ахматовой, Прокофьеву, Заболоцкому, Мартынову и Смелякову. Надо отметить, что этот список, хотя и не остался

без изменений, но в целом не избежал шаблона бывшей истории советской литературы.

После распада СССР и до сих пор не велась работа над общей историей поэзии в строгом смысле этого слова. «История русской поэзии. Компендиум, 1996» В. С. Баевского [2] представляет собой небольшое по объему учебное пособие, однако оно охватывает три столетия - с 1703 до 1980 года. Это серьезная и уникальная историческая работа, в ней суть вопроса изложена легким для понимания языком, при этом классическим поэтам отведено новое место в истории, соответствующее их вкладу в реформу стихосложения и обновление поэтики. Вполне возможно, что такая необычная попытка была бы уместна по отношению к исследованию меньшего масштаба, а для полномасштабной общей истории она вряд ли пригодна. Исследование изменения и развития поэтической формы несомненно важно, однако это не все содержание эволюции поэзии.

Помимо «Компендиума» В. С. Баевского стоит отметить еще две истории отдельных литературных эпох: «Расколотая лира, 1998» А. Чагина [9] и «Русская поэзия XX века: 1940-1990-е г.» В. Зайцева [7]. Первая исследовала и анализировала движение русской поэзии в 1920-1930 годы с точки зрения традиции и авангарда, а последняя и по сей день является учебным пособием для вузов. По сравнению с работой В. Баевского две вышеупомянутые истории написаны вполне беспристрастно, и в них освоены и отражены новые материалы и новые достижения сегодняшних исследований. -

Виктор Бердинских в последние годы выпустил две книги: «История русской поэзии. Модернизм и авангард» (2013) [5] и «История советской поэзии» (2014) [6]. Помимо введения, первая книга состоит из двух частей: главы с первой до седьмой соответственно посвящены символизму, акмеизму, футуризму, имажинизму, ОБЭРИУ и поэтам вне школ; а глава восьмая больше похожа на приложение. Научные концепции и авторская точка зрения в этой книге выражаются не так ясно и строго, как у В. Баевского; однако на ее форму письма стоит обратить внимание: автор прямо вставляет в виде приложений критические замечания соответствующих поэтов после определенных глав. Строго говоря, эту «Историю советской поэзии» следует назвать «историей русской поэзии в советское время», что видно из катало-

га и содержания данной книги. Книга начинается с поэтического наследия «большой четверки» - Пастернака, Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой, а заканчивается творчеством Бродского. Чтобы избежать бессодержательных обсуждений, автор цитирует поэтические тексты и дает подробную интерпретацию произведений на основе исследования жизни и творчества поэтов. Помимо лаконичности и читабельности, книга гениальна еще и по разработке своей структуры и содержания: обобщению картины поэтических кругов до 1950 годов служат такие разделы, как «советский неоромантизм» (Тихонов, Багрицкий, Светлов, Шервинский), «советский неоклассицизм» (Суриков, Лугов-ской, Симонов), «советская новокрестьянская поэзия» (Твардовский, Исаковский, Рубцов), «детская поэзия» (Чуковский, Маршак, Михалков), а ситуация после 1950 годов отражена через такие группировки, как поэты «оттепели» или эстрадники (Евтушенко, Вознесенский), поэты концлагерей (Шала-мов, Баркова), поэты-барды (Окуджава, Галич, Высоцкий) и, наконец, вне группировок находится Бродский. Надо отметить, что такая систематизация все-таки создает некое ощущение надуманности и искусственности.

Отсюда видно, что страсть русских ученых к написанию истории поэзии сильно уступает разработке других видов истории литературы. Это не означает, что в России уделяют недостаточно внимания поэзии -как раз наоборот, роль поэзии в русской словесности важнее, чем в любых других литературах мира. Какова причина? Вероятнее всего, это в основном связано с характеристиками поэтического рода. По сравнению с эпосом, который можно описать или пересказать, поэзия взывает больше всего к личному чувству и пониманию. Чем уникальнее произведения, тем труднее их пересказывать; и это обычное дело, когда текст невыразим или не расшифрован. Сложность анализа и обсуждения подобных текстов, несомненно, оказывает негативное влияние на написание истории поэзии. Такая ситуация, вероятно, встречается везде.

Что касается наших китайских ученых, исследующих русскую поэзию, то, хотя их количество намного меньше, чем число русских коллег, и опыта написания истории русской поэзии в Китае совсем немного - всего лишь тридцать лет подобных попыток, однако интерес китайских русистов к этому во-

просу не уступает русским. Сначала вышла «История русской поэзии» Сюй Чжифан (1989), потом «История русской лирики» Чжу Сяньшэна (1993), «Краткая история русскоязычной поэзии XX века» Лю Вэньфея (1996) и позже «История русской поэзии XX века» Сюй Сяньсюя (1997). Выход такого большого количества разнообразных трудов по истории поэзии сделал этот период «эпохой процветания». Следует сказать, что книга Сюй Чжифана является первым трудом по истории поэзии, вышедшим из-под пера наших ученых. Хотя она не затронула историю XX века, да и XIX век охватывает неполно, ее основополагающая роль не подвергается сомнению. Книга эта была переиздана много раз и пользуется большой популярностью среди молодых русистов. Стоит отметить, что на сегодняшний день среди трудов по истории русской литературы, написанных китайскими учеными, есть только две книги, которые начинаются с подробного анализа устной народной литературы: «История русской литературы» Чжоу Минсяня (1990), и упоминавшаяся ранее «История русской поэзии» Сюй Чжифана. Обе книги являются учебниками для вуза, и разница в том, что первая написана на русском языке. Учитывая специфику материала и сложность пересказа, книга, написанная на китайском языке, на самом деле сложнее, чем на русском. Сосредоточиваясь на лирической поэзии, книга Чжу Сяньшэна не рассматривала эпос. Хотя она начинается тоже с древних времен, но средневековье и XVШ век проявляются только в предисловии, в результате чего фактически книга начинается с романтизма начала XIX века и заканчивается Серебряным веком. Книга эта являет собой поэтическую историю, со своей индивидуальностью и поэтичностью. Автор, обращая больше внимания на анализ произведений первостепенных поэтов, не претендует на строгую структуру и системность изложения, потому что цель его - «исторически показывать и поэтично описывать» [10, с. 403].

А почему здесь представлена история лирической поэзии, а не история всей поэзии? С учетом того, что китайская традиция поэзии всегда дорожит лиризмом, а не повествованием, Чжу Сяньшэн как китайский ученый сделал такой выбор не без причины. Однако у него была и своя особая причина - его поэтическая идея: «Повествование все-таки не является существенной чертой поэзии. Рус-

ский эпос хотя и является видом поэзии и также содержит лирические факторы, но такой жанр больше похож на эпопею, чем на поэзию. А с другой стороны, роман в стихах и поэма, хотя и имеют лирические факторы и обычно существуют в форме поэзии, сходны тем, что у них существенные черты и главная форма единичные - это роман. Это подобно тому, как душа прозаической поэзии до сих пор скрывается в поэзии» [10, с. 402-403].

Из названий книг Лю Вэньфея и Сю Сяньсюя видно, что они ранее всех использовали концепцию «двадцатый век». Вместо традиционного названия «История русской поэзии» Лю Вэньфей подобрал новую формулировку: «История поэзии на русском языке». Автор сам объяснил, что цель введения новой концепции заключается в том, чтобы интегрировать разные понятия, используемые одновременно в научных кругах, такие как «русская литература» и «советская литература», «мейнстрим» и «мутация литературы», «домашняя литература» и «эмигрантская литература» [11, с. 2]. Начиная с Серебряного века (этот термин напрямую не использовался в тексте) и заканчивая 80-ми годами XX века, авторы обеих книг обращают внимание на то, чтобы охватить результаты последних исследований в отечественных и зарубежных научных кругах и предоставить читателям много информации и материалов, которые было нелегко получить раньше. Более ста поэтов было упомянуто в книге Сю Сяньсюя, и сорок семь из них выделены в одном отдельном столбце. «Определяя этот диапазон, мы приняли компромиссную, или так называемую относительно справедливую и обдуманную позицию: с одной стороны, возвращать поэтов, которых в прошлом игнорировали из-за разных причин, а с другой не пропускать ни одного общепризнанного известного поэта» [12, с. 1]. Другими словами, при определении списка классических поэтов автор сделал «сложение», а не «вычитание». Такое отношение имеет свою логику, особенно двадцать лет назад, когда процесс «возвращения литературы» и переоценки классики еще не завершились.

У каждого вышеупомянутого произведения есть свои достоинства, и они вместе предоставляют необходимые сведения для написания истории поэзии в будущем. А за последние два десятилетия в китайском литературоведении не появлялось новых тру-

дов по истории русской поэзии, что не может не наводить на важные размышления. Обозревая прошлое и современную ситуацию в области создания концепции истории русской поэзии в Китае и России, мы можем сделать заключение, что написание всеобщей истории русской поэзии в строгом смысле этого слова давно уже следовало претворить в жизнь, и что написание такой истории, в которой материалы, содержание и идеи идут в ногу со временем, соответствует общему видению перспектив китайским и российским научными сообществами.

1. Принципы написания «Истории русской поэзии. С древних времен до наших дней» в китайском литературоведении

Идея написания нашей книги «История русской поэзии. С древних времен до наших дней» в 2 томах (авторы Чжэн Тиу и Ма Вэй-хун), которая выходит в ближайшее время в Китае, зародилась именно в таких обстоятельствах. После обдумывания и всестороннего освоения успешного опыта других исследователей мы установили следующие принципы написания истории поэзии: это должна быть подлинно общая история, впитавшая как можно больше новых материалов и новых идей, но имеющая ясную путеводную нить и строгую системность. Мы видели свою задачу в том, чтобы как можно справедливее и беспристрастнее дать анализ, при этом больше полагаясь на окончательное мнение, сложившееся в истории литературы. Место голословных рассуждений должны занять описание фактов и анализ текстов.

1. С чего начать?

Первая проблема, возникающая еще на стадии замысла работы, - это «с каких времен начать». На первый взгляд, это даже не проблема: раз решено писать историю общую, начинать, естественно, надо с истоков. А на самом деле все не так уж просто. Русская поэзия прославлена своей тысячелетней историей, однако ее зрелая форма сложилась лишь триста лет назад. В. Баевский начал писать свою историю поэзии с 1730 года, когда вышла в свет «Езда в остров Любви» В. Тредиаковского. В. Баевский считает, что стихи, переведенные Тредиаковским в этой книге, стали первым поэтическим произведением в полном смысле этого слова для тогдашнего дня, хотя и до этого появлялись стихи - и народные устные, и формальные письменные, но все это совершенно другое

дело [2]. Это значит, что предыдущие стихи не представляют собой стихи подлинные, и в связи с этим начинать с XVIII века вполне разумно.

По нашему мнению, есть причины начинать историю русской поэзии и чуть раньше - с конца XVII века. Первый русский поэт Симеон Полоцкий и силлабический стих, заимствованный им из Польши, родились именно в этот период. Хотя окончательным оформлением русского стихосложения мы обязаны реформе Тредиаковского и Ломоносова, но силлабо-тонический стих не возник бы, если бы не было раннего силлабического стиха. Это правда, что ранний силлабический стих тогда еще не завершил процесс секуляризации, и его статус не имел независимости в социальной и духовной жизни. Функция его в основном заключалась в религиозной проповеди, моральном увещевании и учении, но в то время уже сформировалась заметная группа поэтов, творческая деятельность которых позволяет говорить о пышном расцвете русской поэзии. Так что есть немало причин и преимуществ того, чтобы начинать историю русской поэзии с Симеона Полоцкого.

Взвесив все «за» и «против», мы решили начать описание с древних времен, то есть с истоков русской поэзии. Это самый «безопасный» и самый распространенный подход. Только изложение «с самого начала» обеспечивает целостность общей истории в максимальной степени. Здесь затронуты проблемы понимания и оценки поэзии (устной и письменной) древних времен. Согласно результатам исследований исторической поэтики, поэзия является матерью литературы и самым ранним литературным родом. Последние триста лет истории русской поэзии неразрывно связаны с ее историей на первоначальном этапе длиной в семьсот лет, хотя в эти семьсот лет поэзия развивалась чрезвычайно медленно. В предисловии к «Источнику древней поэзии» говорится о том, что источник поэзии не равен его расцвету. Чтобы написать историю поэзии определенной страны, необходимо исследовать ее зарождение. Помимо этого, в древней устной народной поэзии можно увидеть самый ранний зародыш национальных особенностей литературы разных наций. Можно сказать, что процесс развития поэзии - это процесс формирования национального самосознания данной нации.

2. Как определить периоды?

Проблема периодизации имеет большое значение для написания истории литературы и поэзии, отражая взгляд автора на историю литературы, ценностные суждения и принципы творчества. В прошлом исследователи опирались на события со значительным историческим значением как на стандарт разграничения периодов истории литературы. Это такие события, как две мировые войны, Октябрьская революция, Движение 4-го мая и т. д., играющие роль водоразделов в истории китайской и зарубежной литературы. Однако в последние 30 лет такой стандарт определения периодов, который опирается лишь на общественные и политические события, пренебрегая внутренними характеристиками и законами развития литературы, подвергался сомнению и критике. Признавая, что история литературы - это история, мы не забываем, что это также история собственно литературы. Раз это история, то она не может быть отделена от общего исторического процесса человечества, и, таким образом, влияние на литературный процесс таких событий, как мировая война и Октябрьская революция, неоспоримо велико. Раз это история литературы, то не следует игнорировать специфику самой литературы, необходимо учитывать общее направление литературного процесса и внутренние изменения в русской словесности.

Существует два основных варианта периодизации XIX века: выделяются либо два периода, либо три. В таких случаях XIX столетие делят соответственно на первую и вторую половины или на ранний, промежуточный и поздний периоды. Многие отдают предпочтение первому варианту. Однако, несмотря на видимое удобство, его применение вызывает некоторые затруднения. Так как XIX век - золотой век русской литературы, то к этому периоду относится творчество многих великих писателей и многие известные произведения, что также увеличивает объем исследуемого материала. Если делить данный период лишь на две части, то становится трудно избежать чрезмерной сжатости. Иногда это приводит к необходимости дополнительного разделения, то есть в каждом периоде выделяют еще два этапа. К примеру, год восстания декабристов разграничивает первую половину XIX века, объединяя несколько важных литературных событий. Однако это не лучший вариант периодизации литературного процесса XIX столетия.

Исходя из общих тенденций, мы можем обозначить три этапа развития литературы XIX века: поэтический, прозаический периоды и период трансформации поэзии и прозы, которые соответствуют началу, середине и концу столетия. По данной причине мы склоняемся к разделению XIX века на три периода. То же самое относится и к стихам данного временного отрезка: ранний период пушкинского расцвета, промежуточный период противостояния представителей «некрасовской школы» и поэтов «чистого искусства» под предводительством Афанасия Фета, и, наконец, поздний период, характеризующийся упадком и переменами.

Периодизация XX столетия представляет даже большую трудность. Русская литература XX века стала рассматриваться научным сообществом как самостоятельный период развития относительно молодой поэзии почти сразу после распада Советского Союза. Предпосылки формирования данного понятия и понятия «Китайская литература XX века» аналогичны, так как оба появились практически одновременно. Это подразумевает ряд изменений в литературных концепциях и перемены в литературной географии. Ранее подобной концепции не существовало. Это объяснимо, так как в XX веке три разных государства сменили друг друга: царскую Россию сменил Советский Союз, распад которого привел к образованию новой России. Литература также разделилась на литературу царской России начала века (она является единым целым с литературным периодом конца XIX века и раньше носила название заключительного этапа классической литературы), советскую литературу и литературу новой России, а Октябрьская революция и распад СССР стали границами данных периодов. Если придерживаться данной периодизации истории литературы, возникают очевидные трудности: первый и последний этапы не являются целостными, их сложно назвать отдельными периодами; из-за распада СССР и самостоятельности литературных процессов всех союзных республик необходимо заново определить литературную географию промежуточного периода. Таким образом, возникло новое понятие «Русская литература XX века», нацеленное на реконструкцию последних ста лет истории литературы. XX век в литературе, в отличие от исторического временного отрезка данного столетия, фокусируясь на характеристиках и

внутренних отношениях литературного процесса, берет свое начало в конце XIX века. В связи с этим конец XIX и начало XX столетия считаются ранним периодом русской литературы XX века, тем самым объединяя советскую и русскую литературу в единую систему. Периодизация русской поэзии XX века может руководствоваться данной идеей. Однако если говорить о конкретной практике, все далеко не так однозначно.

Относительно раннего этапа XX века научному сообществу удалось прийти к базовому консенсусу, и, тем не менее, говоря о следующих семидесяти годах, некоторые делят данный временной отрезок на два этапа, а некоторые, выделяя последние двадцать лет, как отдельный период, на три. Разделить весь XX век на два периода, или, как В. Баевский, ища легких путей, механически обозначать каждое десятилетие как новый этап [1], неприемлемо. В научных кругах, в основном, делят данный период на три или четыре этапа. Мы предпочитаем последний вариант по причине того, что конец XIX и начало XX веков (Серебряный век) - это период расцвета русской поэзии XX столетия, и независимо от того, какие этапы будут выделены, он должен сохранить свою целостность. Советский период делится на три этапа, так как 20-30-е годы стали своеобразным отголоском Серебряного века. Этот этап отличается от поэтического творчества соцреализма середины 30-х, поэтому должен быть вынесен отдельно. Оставшиеся полвека, началом которых следует считать смерть Сталина, очевидно, можно разделить на две части: период относительной блокады и период относительной открытости. Первый является фазой упадка российской поэзии XX века, второй - фазой нового расцвета поэтического искусства после Серебряного века. В это время бок о бок сосуществуют громкая поэзия и тихая лирика, что имеет некоторое сходство с противостоянием школ Некрасова и Фета в середине XIX века.

Таким образом, историю русской поэзии можно разделить на следующие периоды: «первый» (древний), «второй» (XVIII век), «третий» (XIX век), «четвертый» (XX век).

Что же является окончанием XX века? Мы считаем, что это 1991 год, год распада СССР. Не только потому, что в этом году произошли крупные общественно-исторические события, но и потому, что в дальнейшем курс развития русской поэзии

претерпел значительные повороты и перемены сравнительно с прошлым, хотя все эти изменения не произошли за один день. По данной причине вполне обоснованно считать распад СССР концом XX века и началом XXI. В настоящее время, с точки зрения литературы, прошла уже четверть XXI столетия, и упоминания об этом периоде, известном как XXI век, уже начинают появляться в научных работах российских теоретиков. Данное понятие было употреблено нами при издании учебного пособия по истории русской литературы около десяти лет назад.

2. Идейно-содержательная структура

Задача истории поэзии состоит в исследовании расцвета и упадка поэтических течений в их постоянном развитии и взаимосвязи друг с другом, описании процесса развития творчества различных поэтов, раскрытии причинно-следственной связи между поэтическими явлениями, а также в выявлении некоторых закономерностей развития поэзии. Данных целей не так легко достичь, однако стоит к этому стремиться.

В. Баевский считает, что в истории русской поэзии есть приблизительно полтора-два десятка поэтов, оказавших решающее влияние на ее судьбу. Сто-двести поэтов могут быть отнесены к их ближайшему окружению. Наконец, есть примерно тысяча авторов, которые преломляли в своих стихах устремления лидеров, иногда своеобразно, и имели круг читателей. В своей книге он выделил в особый список семнадцать поэтов: из XVШ века - Тредиаков-ский, Ломоносов, Сумароков и Державин; из XIX - Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Фет и Некрасов; из XX - Анненский, Блок, Хлебников, Ходасевич, Ахматова, Пастернак и Бродский.

Наши критерии выбора учитывают не только художественную ценность, но и идейное содержание - мы стремимся, чтобы они были объективны и полезны. Вклад в поэтику и принципы стихосложения не игнорируется нашим исследованием, однако он не является решающим критерием. В структуре и расположении глав книги мы также стараемся следовать следующему принципу: поэты, которые будут включены в данную книгу, делятся на три категории в соответствии с их местом в классической литературе. Первый уровень - классики первой ступени, к примеру, в XIX веке это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, в XX -Блок, Маяковский, Ахматова, Есенин, все

они равноправно занимают особое место. На второй ступени классической поэзии находятся такие представители XIX столетия, как Жуковский, Батюшков, Баратынский, Полонский, Майков, а в XX веке - Гумилев, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Рубцов, Кузнецов, Бродский и др. Несколько авторов, связанных между собой, рассматриваются вместе. О поэтах, представляющих третью ступень, предоставлена информация в кратких обзорах по каждой главе. В общей сложности, в данной книге девять поэтов рассматриваются в отдельных главах, около пятидесяти не вынесено в отдельные главы, а о ста десяти дана общая информация.

Конечно, хотя такое разделение и выбор имен опираются на источники, наиболее авторитетные в области истории литературы и поэзии, все же становится трудно избежать влияния личной заинтересованности и предпочтений. В то время, как составление списка классиков XIX века не вызывает больших затруднений, XX век ставит перед нами сложную задачу. В конечном итоге, у каждого свое понимание того, кто занимает ступень выше, а кто - ниже, и немало исследователей, расходясь во мнениях, считают, что некоторые представители второй ступени достойны занять место на первой. В связи с этим, говоря о двадцатом веке, мы подразумеваем, что деление на первую и вторую ступень относительное, необязательно его строго придерживаться и придавать ему чрезмерное значение. Очевидно, что из-за объема и возможностей охвата материала в данной книге мы не можем проводить выборку по принципу В. Баевского: это не только трудно выполнимо, но в этом также нет необходимости.

Следует дать небольшое пояснение касательно XXI века. В современной литературе, особенно самой поздней, по причине того, что еще не существует утвердившихся стандартов, многие явления либо только обретают четкие очертания, либо не имеют однозначной оценки, поэтому исследователи, работая над историей, упоминают их с некоторой осторожностью. История поэзии, написанная В. Баевским, оканчивается 1980 годом, так как, по его мнению, историку для осмысления события нужна временная дистанция, и десять-пятнадцать лет - минимальный срок, а лучше было бы иметь в запасе полвека. Мы согласны с его позицией. Изначально структура данной книги охваты-

вала период только до распада СССР, однако, принимая во внимание серьезную нехватку знаний о состоянии современной российской поэзии у наших соотечественников, а также сильную заинтересованность читателей в восполнении этого пробела, в итоге было принято решение добавить еще одну главу. Конечно, необходимо признать, что стремление связать прошлое и настоящее также сыграло определенную роль. Эта глава включает в себя лишь обзор современных поэтических кругов, поэтому становится сложно избежать поверхностности.

Структура данной книги ориентируется на эпохи, как на долготу, а на течения и группы, как на широту, мы не только исследуем вертикальное развитие, но и анализируем горизонтальные связи, продольно и поперечно, с начала и до конца. Кроме раздела о древней литературе, в которой материалы необязательно имеют четкую связь, все главы нашей книги придерживаются этого принципа. Следует признать, что это довольно трудно сделать, но не справиться с распределением материала по имеющейся схеме было бы обидно. Если отбросить это стремление, то может создаться впечатление некой беспорядочности в повествовании. Впрочем, конечный результат нашей работы еще предстоит проверить на практике.

Книга разделена на пять частей: древняя литература, литература XVIII, XIX, XX и XXI веков. В списке, представленном ниже, каждая ступень соответствует одной главе, всего глав одиннадцать. Они состоят из сочетания кратких обзоров и монографических очерков творчества, динамического описания и статического анализа. Краткие обзоры включают в себя описание присущих эпохе проблем и исторического фона в целом, характеристику литературных течений, основные положения поэтических направлений, групп, а также информацию о поэтах, принадлежащих всем трем ступеням. В разделах, посвященных направлениям и группам, особое внимание уделяется анализу творчества поэтов второй ступени, которые являются наиболее яркими представителями своих течений и школ. Отдельные монографические главы дают детальную оценку отдельным поэтам, находящимся на первой ступени, знакомят с их жизненным путем, ориентируясь на лирическую поэзию, эпические поэмы и другие жанры, проводят относительно полный анализ их творчества (не всегда следуя

данному шаблону, так как не все поэты являются авторами эпических поэм).

Таким образом, каждая глава представляет собой единую композицию поэтической картины определенного периода, состоящую из макро-, мезо- и микрообзоров, а сочетание всех глав воплощает в себе целостную и единую панораму развития русской поэзии. Следовательно, тысячелетний процесс русской поэзии и характеристику его периодов можно резюмировать следующим образом.

Древняя литература: на протяжение семисот лет литература медленно развивалась, устная народная и письменная поэзии шли бок о бок, появление поэзии в полном смысле этого слова запаздывало. В начале XVII века произошло столкновение и слияние устного народного творчества и письменной литературы, что ускорило темп развития поэзии. К концу XVII века Симон Полоцкий, опираясь на опыт польских поэтов, создал прототип российской поэтики - силлабические стихи.

Литература XVIII века: политический курс реформ, открытости и тотальной ве-стернизации, проводимый Петром Великим, стал толчком к процессу модернизации русской поэзии. Русская литература, до этого увязшая в средневековье, начала сливаться с европейской. Тредиаковский и Ломоносов, пользуясь опытом, полученным ими во время обучения во Франции и Германии соответственно, провели последовательные преобразования в поэтике русских силлабических стихов. В начале Тредиаковский совершил немало ошибок, но на следующем этапе, после появления Ломоносова, они вместе заложили основы русской поэтической системы -силлабо-тонического стихосложения. Данная реформа имела большое значение и на многие годы вперед расчистила путь для последующего развития русского поэтического языка. В XVIII веке поэзия развивалась под знаменами классицизма и сентиментализма. В целом, можно выделить два периода: расцвет классицизма и период сосуществования классицизма и сентиментализма. Однако, в принципе, русская поэзия все еще находилась на стадии накопления. Даже несмотря на то, что Сумароков и Державин совершили прорыв в своем творчестве, их влияние не распространилось за пределы государства.

Литература XIX века: в начале XIX века взаимодействие русской и европейской литератур перешло от развития в едином направ-

лении, но в различном темпе к полной синхронизации, доказательством чего служит появление романтизма в русской литературе. Жуковский и Батюшков - два корифея раннего романтизма в России. Своей вершины романтизм достигает при Пушкине и Лермонтове, к тому же, было сформировано множество группировок поэтов-романтиков. Появление Пушкина, его успешный переход к реализму, а также многочисленное сообщество великих поэтов, образовавшееся вокруг него, привели к формированию золотого века русской поэзии и центральному положению поэзии в литературе того времени. Тем самым, Пушкин стал «началом всех начал». После смерти Пушкина и Лермонтова поэзия уступила центральное место роману - это особенность литературного мира середины XIX века. Перед смертью Пушкин успел стать родоначальником двух важных традиций в поэзии: гражданская поэзия и поэзия «чистого искусства» достигли своего пика в тот период, кроме того, каждое направление имело своего выдающегося представителя -Некрасова и Фета. Своеобразный стиль Тютчева имел связь с обеими традициями, а репутация автора неуклонно росла со временем. Конец XIX века совпал с упадком и переходным периодом русской поэзии. После того, как две традиции, заложенные Пушкиным, были доведены до совершенства Некрасовым и Фетом, казалось, что русская поэзия перешла от расцвета к упадку, что она исчерпала все свои ресурсы и опасности подстерегали ее со всех сторон. Однако можно было предвидеть окончание кризиса: в поэтических кругах все еще существовало множество последователей гражданской поэзии и «школы чистого искусства». Это, по-видимому, предвещало путь будущего развития или поиск выхода через взаимодействие гражданских идеалов и эстетического стремления. По этой причине так схожи декадентство и символизм.

Литература XX века: первым ее этапом является конец XIX - начало XX века, так называемый Серебряный век русской поэзии. Он характеризуется взаимодействием атмосферы эпохи, поэтических исследований, внешнего влияния и национальной традиции. Символизм как первое направление, возникшее в модернистском течении, стал прелюдией к смене облика русской поэзии XX века. Последовавшие за ним акмеизм и футуризм способствовали появлению выдающих-

ся, в полном смысле этого слова, поэтов: Блока, Ахматовой, Маяковского и других. Есенин внес вклад в новокрестьянскую поэзию. Гумилев, Мандельштам, Цветаева и другие также принадлежат этой эпохе. После пушкинского периода это следующий расцвет поэзии, ставший возможным благодаря сочетанию мировой культуры и национальных традиций. Если даже подсчитать число всех талантливых поэтов, появившихся в последующие сто лет, оно все равно не сможет превзойти поэтический взлет первого двадцатилетия двадцатого века. Двадцатые-тридцатые годы: значительная часть представителей Серебряного века по-прежнему здравствует, творчество все еще процветает, и новый подъем является отголоском предыдущего периода. Хотя роль поэзии уменьшилась, поэтический мир все также сохранял свое разнообразие и авангардность. Сороко-вые-шестидесятые годы - период войны и послевоенного строительства - время относительного затишья. Поэзия испытала новый подъем в эпоху «оттепели». В 50-60-е годы традиции гражданской поэзии и поэзии «чистого искусства» XIX столетия переживают новый расцвет. Кроме того, на поэтической арене на ведущие позиции выдвигаются громкая поэзия и тихая лирика. Евтушенко и Вознесенский становятся значительными фигурами в общественной и культурной жизни того времени. Поэзия 70-80-х годов продолжает развиваться в том же направлении. В то время, как новаторская популярность громкой поэзии и тихой лирики понемногу угасает, группа поэтов Ленинграда постепенно возвышается, они считаются потомками серебряного века, в особенности, акмеизма. В их число входит и эмигрировавший на Запад Бродский. Уроженец северной деревни, Рубцов стал великим поэтом, представляющим поздний период тихой лирики. Юрий Кузнецов из поколения «военных сирот» благодаря таланту мысли и превосходному поэтическому мастерству может быть поставлен в один ряд с Бродским. Поэтический процесс данного периода, кроме явного или скрытого взаимодействия традиций и реформ, также характеризуется возникновением бардовской поэзии и рок-поэзии, которые заслуживают внимания, так как они имели значительный успех.

Литература XXI века: постмодернистская поэзия, на которую мы ссылаемся, говоря о XXI веке, на самом деле, зародилась еще на

предыдущем этапе. Это доказывает, что уже в то время появлялись первые ростки глубинных изменений в русской поэзии. Душевная пустота и психологический разрыв, вызванные распадом Советского Союза, распространение Интернета, ускорение процесса глобализации привели к коренным изменениям идеологии, образа жизни и облика русской поэзии. Это стало залогом многообразия и радикальных перемен в поэтическом мире XXI века.

Библиографический список

1. Баевский, В. С. История русской литературы XX века. Компендиум [Текст] / В. С. Баевский. -М. : Языки славянской культуры, 2003.

2. Баевский, В. С. История русской поэзии. Компендиум [Текст] / В. С. Баевский. - М. : Новая школа, 1996. - 320 с.

3. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 7. Статьи и рецензии. 1843. Статьи о Пушкине. 1843-1846 [Текст] / В. Г. Белинский. -М. : Изд-во АН СССР, 1955. - 740 с.

4. История русской поэзии : В 2 т. [Текст] / отв. ред. Б. П. Городецкий ; АН СССР, ИРЛИ. -Т. 1. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1968. - 559 с.

5. Бердинских, В. А. История русской поэзии: модернизм и авангард [Текст] / В. А. Бердинских. -М. : Ломоносовъ, 2013. - 476 с.

6. Бердинских, В. А. История советской поэзии [Текст] / В. А. Бердинских. - М. : Ломоно-совъ, 2014. - 444 с.

7. Зайцев, В. А. Русская поэзия XX века : 1940-1990-е г. [Текст] : учеб. пособие / В. А. Зайцев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Филол. фак. - [М.] : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 263 с.

8. Кадмин, Н. (Абрамович Н. Я.) История русской поэзии с древней народной поэзии до наших дней. В 2 т. - Т. 1 [Текст] / Н. Кадмин. - М., 1914-1915. - М. : Московское издательство, 1914. - 258 с.

9. Чагин, А. Расколотая лира: Россия и зарубежье : Судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы [Текст] / А. Чагин ; РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наследие, 1998. - 272 с.

10. ШШШ^Я.. Й® :

1993.

11. ИЖ:

1996.

12. ЯШ. ±Ш:

1997.

Reference List

1. Baevskij, V S. Istorija russkoj literatury XX veka. Kompendium = History of the Russian literature of the XX century. Compendium [Tekst] /

V S. Baevskij. - M. : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2003.

2. Baevskij, V. S. Istorija russkoj pojezii. Kompendium = History of the Russian poetry. Compendium [Tekst] / V. S. Baevskij. - M. : Novaja shko-la, 1996. - 320 s.

3. Belinskij, V G. Polnoe sobranie sochinenij: V 13 t. T. 7. Stat'i i recenzii. 1843. Stat'i o Push-kine. 1843-1846 = Complete set of works: in 13 v.

V 7. Articles and reviews. 1843. Articles about Pushkin. 1843-1846 [Tekst] / V. G. Belinskij. - M. : Izd-vo AN SSSR, 1955. - 740 c.

4. Istorija russkoj pojezii : V 2 t. = History of the Russian poetry: In 2 v. [Tekst] / otv. red. B. P. Gorodeckij ; AN SSSR, IRLI. - T. 1. - L. : Nauka, Leningr. otd-nie, 1968. - 559 s.

5. Berdinskih, V. A. Istorija russkoj pojezii: mod-ernizm i avangard = History of the Russian poetry: modernism and vanguard [Tekst] / V. A. Berdinskih. - M. : Lomonosov, 2013. - 476 s.

6. Berdinskih, V. A. Istorija sovetskoj pojezii = History of the Soviet poetry [Tekst] / V. A. Berdin-skih. - M. : Lomonosov, 2014. - 444 s.

7. Zajcev, V. A. Russkaja pojezija XX veka : 1940-1990-e g. = Russian poetry of the XX century: 1940-1990-s [Tekst] : ucheb. posobie / V. A. Zajcev ; Mosk. gos. un-t im. M. V Lomonosova. Filol. fak. -[M.] : Izd-vo Mosk. un-ta, 2001. - 263 s.

8. Kadmin, N. (Abramovich N. Ja.) Istorija russkoj pojezii s drevnej narodnoj pojezii do nashih dnej.

V 2 t. - T. 1 = History of the Russian poetry from ancient national poetry up to the present. In 2 v. -V. 1 [Tekst] / N. Kadmin. - M., 1914-1915. - M. : Moskovskoe izdatel'stvo, 1914. - 258 s.

9. Chagin, A. Raskolotaja lira: Rossija i za-rubezh'e : Sud'by russkoj pojezii v 1920-1930-e gody = The split lira: Russia and abroad: The fate of the Russian poetry in the 1920-1930-s [Tekst] / A. Chagin ; RAN. In-t mirovoj lit. im. A. M. Gor'kogo. - M. : Nasledie, 1998. - 272 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. as:

1993.

11. it*:

1996.

12. wmm.

1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.