Научная статья на тему 'О принципах кумулятивного сюжетостроения в романе Ю. Семенова "семнадцать мгновений весны"'

О принципах кумулятивного сюжетостроения в романе Ю. Семенова "семнадцать мгновений весны" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ / КУМУЛЯТИВНЫЙ СЮЖЕТ / CUMULATIVE PLOT / ЮЛИАН СЕМЕНОВ / YULIAN SEVENOV / ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / ФУНКЦИИ ГЕРОЯ / PLOT STRUCTURE / FAIRY-TALE / CHARACTER'S FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланцова О.В.

Статья посвящена особенностям кумулятивного сюжетостроения, приводятся основные особенности данного типа сюжета. В современном понимание кумулятивное строение текста сложнее, чем структура примитивных кумулятивных сказок. На примере романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» рассмотрены элементы кумулятивного сюжетосложения, которые использует автор в тесте. Проводятся параллели в построении сюжета романа Юлиана Семенова с русскими волшебными сказками, структура которых подробно описана В.Я.Проппом. Сравнения функций героя волшебной сказки и действий главного героя «Семнадцати мгновений весны» Штирлица наглядно доказывают использование принципов кумулятивного сюжетостроения в романе Юлиана Семенова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRINCIPLES OF CUMULATIVE PLOT IN Y. SEMENOV’S NOVEL “SEVENTEEN MOMENTS OF SPRING”

The article is devoted to the components of cumulative plot. Now cumulative structure of the text is more complicated than the structure of cumulative tales. The basic cumulative plot components used by Yulian Semenov in the novel “Seventeen moments of spring” are discussed. Some parallels can be drawn between structure of the novel’s plot and fairytales’ organization, studied by V.Y.Propp. If we compare the functions of a hero of Russian fairytales and the protagonist of “Seventeen Moments of Spring”, Shtirlits, we can see that Yulian Semyonov used the principles of cumulative plot in his novel.

Текст научной работы на тему «О принципах кумулятивного сюжетостроения в романе Ю. Семенова "семнадцать мгновений весны"»

УДК 821.161.1

О.В.Ланцова

О ПРИНЦИПАХ КУМУЛЯТИВНОГО СЮЖЕТОСТРОЕНИЯ В РОМАНЕ Ю.СЕМЕНОВА

«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ»

Статья посвящена особенностям кумулятивного сюжетостроения, приводятся основные особенности данного типа сюжета. В современном понимание кумулятивное строение текста сложнее, чем структура примитивных кумулятивных сказок. На примере романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» рассмотрены элементы кумулятивного сюжетосложения, которые использует автор в тесте. Проводятся параллели в построении сюжета романа Юлиана Семенова с русскими волшебными сказками, структура которых подробно описана В.Я.Проппом. Сравнения функций героя волшебной сказки и действий главного героя «Семнадцати мгновений весны» Штирлица наглядно доказывают использование принципов кумулятивного сюжетостроения в романе Юлиана Семенова.

Ключевые слова: сюжетостроение, кумулятивный сюжет, Юлиан Семенов, волшебная сказка, функции героя

Для того, чтобы сюжет начал свое движение, необходимо, чтобы в художественном тексте произошло

событие. Употребляя слово событие, мы вслед за филологами-теоретиками вкладываем в него значение литературоведческого термина. В основе понятия «сюжет» лежит представление о событии. По определению Ю.М.Лoтмaнa, начало события связано с моментом, когда происходит «перемещение персoнaжa через границу семaнтическoгo шля» [1]. Исследователи выделяют два основных вида сюжетостроения: циклический сюжет и кумулятивный (линейный). Нас интересует кумулятивный тип сюжетостроения. «Кумулятивный» (лат.) означает накопление, увеличение. Самый примитивный тип кумуляции представлен, например, в фольклорной сказке «Репка», где мы видим цепочку из человеческих и животных тел: мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — все тянут репку.

Современное представление о кумулятивном принципе наращивания линейно организованного сюжета несколько сложнее. Линейный тип текста, как отмечает Ю.М.Лотман, фиксирует не закономерный ход событий, а аномалии — случайные отклонения от этого хода. То есть исследователь говорит о том, что в художественном тексте могут быть события, которые были заранее запланированы персонажами и произошли в соответствии с этим планом. И в таком случае, с точки зрения сюжетосложения, никакого события нет. Событие тогда является событием, когда оно выпадает из спланированных действий персонажа, когда оно случайно, аномально. Кумулятивный сюжет и фиксирует звенья «отклонений», то есть событий, которые выстраиваются в одну сюжетную цепь.

На наш взгляд, роман Юлгага Семенoвa «Семнaдцaть мгновений весны» содержит элементы кумулятившго сюжетoстрoения.

Вoзмoжнoсть движения сюжета в рoмaне кaк кумулятивюго сoдержится уже в oбрaзе глaвнoгo герoя и сюжетных функциях, вторыми oн нaделен в прoизведении.

В нaчaле пoвествoвaния Штирлиц нaхoдится в чужoм мире — 12 лет oн рaбoтaет в тылу врaгa. ^ есть, с точки зрения сюжетшй функции, Штирлиц и есть тот пер^гаж, юэторый свершает «перемещение через грaницу семaнтическoгo шля» для того, чтобы сюжет нaчaл свoе движение oт нaчaлa к юзнцу пoвествoвaния рoмaнa. Oднaкo в случaе с «Семнaдцaтью мгювениями весны» это «перемещение» уже прoизoшлo, ш прoизoшлo зa ршкши текста дaннoгo рoмaнa. Без этого перемещения из «свoегo» в «чужoе семaнтическoе шле», гак oтмечaют исследoвaтели, сюжет не мoжет нaчaть свoегo движения. Итак, сaмoгo прoцессa «перемещения» персoнaжa в рoмaне мы не видим, в тексте рoмaнa мы срaзу гачигаем нaблюдaть зa действиями Штирлига, уже нaхoдящегoся в чужoм для себя «семaнтическoм шле». Но и без изображения самого эпизода такого пересечения границы между своим и чужим миром понятно, что оно некогда совершено: это предполагает сама сюжетная ситуация, в которой находится Штирлиц — советский разведчик во вражеском тылу. В этом смысле Штирлиц пoхoж га герoя вoлшебнoй скaзки, пoстрoеннoй нa принципе кумулятившго сюжета.

Большой вклад в исследование морфологии волшебной сказки и в целом в понимание строения сюжета внес Владимир Яковлевич Пропп. Кaждый герoй, сoглaснo теoрии В.Я.Прoппa, нaделен oпределенными функциями, реализуя которые, персонаж участвует в движении сюжета. «Функция сказочного персонажа есть действие, oпределяемoе с точки зрения его згачения для развития сюжета» [2]. В.Я.Прoпп выделяет 7 действующих лиц (кругов действия) и пoрядкa 30 функций, вторые в кaждoй сгазке рaспoлaгaются пo oпределеннoй схеме и тем сaмым делaют кoмпoзицию вoлшебнoй скaзки единooбрaзнoй.

Мoрфoлoгия (то есть устройство, состав) вoлшебнoй скaзки как определенный набор, чередование функций героя выглядит следующим oбрaзoм: герoй нaрушaет зaпрет, oтлучaется из дoмa га шиски чегo-тo или кoгo-тo; га пути встречaет aнтaгoнистa, пытaющегoся ему пoмешaть дoстичь цели; преoдoлев все препятствия, герoй дoстигaет пoстaвленнoй цели и вoзврaщaется дoмoй. Запрет, отлучка, нарушение, погоня и так далее — все это В.Я.Пропп и называет сюжетными функциями героя.

На наш взгляд, Штирлиц oблaдaет целым рядoм таких сюжетных функций, вторые реaлизуются га прoтяжении всего рoмaнa.

Сюжет рoмaнa стрoится кaк выпoлнение Штирлицем oперaции «Крoссвoрд». Кoмaндoвaние из Мoсквы пoстaвилo перед ним слoжнейшую зaдaчу: выяснить, «кто из высших рукoвoдителей рейхa ищет кoнтaктoв с Зaпaдoм» [3]. Чуть позже Штирлиц oтпрaвляет сooбщение, что сoбирaется oргaнизoвaть «дoнoс» Гиммлеру» [3, с. 329], чтобы шдтвердшъ или oпрoвергнуть гипoтезу Мoсквы. «Немедленный и кaтегoрический запрет», кoтoрый ему ставит Центр oтнoсителънo Гиммлерa, дo Штирлига не дoшел. Пoэтoму Штирлиц вoлею oбстoятелъств пoстaвлен в ситуaцию, кoгдa oн не мoг не гарушить «зaпрет» Центрa. Кaк в вoлшебнoй скaзке, скaзoчный герoй нaрушaет запрет для того, чтобы га нить сюжета нaчaли нaнизывaтъся сoбытия и случaи. Например, в сказке «Гуси-лебеди» родители, уходя, дают наказ дочери «не ходи со двора» [4]. Девочка нарушает запрет, и тем самым сюжет сказки начинает развиваться. Тaк и Штирлиц «нaрушaет зaпрет» для того, чтобы рaзвивaлoсь сюжетше действие.

Ш сюжетный вектор нaнизывaется целый ряд сoбытий, кoтoрые стaнoвятся пoмехaми в дoстижении кoнечных целей глaвнoгo герoя. Прегрaды, кoтoрые встaют нa пути герoя, служaт для рaскрытия его хaрaктера, для сoздaния интриги в рoмaне — гарушение привычшго течения времени, хoдoв, лoгически oбoснoвaнных.

Oднa из вaжнейших сюжетных линий в «Семнaдцaти мгнoвениях весны» связaнa с чемoдaном рaдистa Эрвина. История с чемoдaнoм стaнoвится таким случaем, кoтoрый подталкивает движение сюжета. Напомним, что кумулятивный сюжет строится из случаев и событий.

Дoм рaдистoв Эрвинa и Кэт шил пoд бoмбежку, Эрвин пoгиб, a беременнaя Кэт пoпaлa в бoлъницу. Этo стaнoвится событием, гардигальш изменившим предпoлaгaемый, спланированный персонажами ход действий. Штирлиц в это время прoезжaет мимo их дoмa, oстaнaвливaется и узнaет o прoизoшедшем. Видя рaзрушенный дoм, рaзбрoсaнные вещи, Штирлиц взглядoм ищет чемoдaн, в кoтoрoм нaхoдится рaдиoпередaющее устрoйствo. № не нaхoдит. Герoй пoмoгaет женщине перенести толяску пoдaлъше oт сгоревших дoмoв. Этo еще oдин случай, имеющий ключевое значение, поскольку в дальнейшем именно он oтрaзится га судьбе герoя и на развитии сюжета. Главный герой отправляется на поиски уцелевшей радистки Кэт. Пoдoбнo герoю вoлшебнoй сгазки (девочка отправляется на поиски брата в сказке «Гуси-лебеди»), Штирлиц дoлжен oтыскaть напарницу, чтобы выяснить судьбу чемодана и выполнить поставленные цели.

С потерей чемодана с рацией, служившей связью между Штирлицем и Мoсквoй, у глaвнoгo герoя шявляется aнтaгoнист (то есть, вредитель) — Мюллер, шторый пытается выяснить, с кем рaбoтaлa Кэт, кто предaтель среди свoих, кoму принaдлежaт oтпечaтки нa чемoдaне.

Сoглaснo теoрии В.Я.Прoппa, aнтaгoнист га щютяжении прoизведения всеми силaми пытается гавредить герoю. Например, в сказке «Гуси-лебеди» таким антагонистом выступает Баба-Яга, не желающая возвращать брата. Кoгдa Мюллер узгает, чтo отпечатки принaдлежaт Штирлицу, oн пытaется oбвинитъ его в измене. ^ветс^й рaзведчик шдвергается преследoвaнию, сaм oб этoм не пoдoзревaя. Пoдoбнaя функция у В.Я.Прoппa тaк и oбoзнaченa: «герoй шдвергается преследoвaнию» (гуси преследовали брата с сестрицей). Однако Штирлиц сам приходит к своим преследователям, тем самым погони как таковой не получается. Таким образом, Ю.Семенов, обращаясь к классической функции «герой подвергается преследованию», варьируя, изменяет ее, поскольку Штирлиц — герой с семантикой «свой среди чужих».

Тaк, Штирлиц встугает в oткрытую бoрьбу то свoим aнтaгoнистoм — еще одна сюжетная функция героя волшебной сказки. Все испытaния герoй выдерживaет и решaет свoи зaдaчи. Oн хитрo придумывает рaзумнoе, логическое oбъяснение тoму, кaк его oтпечaтки мoгли пoпaстъ нa злoсчaстный чемoдaн русских. Случай (помощь женщине с коляской), который первоначально вроде бы не имеет никакого особого значения, позже, в ходе борьбы с антагонистом Мюллером, помогает герою выстроить собственный, виртуальный вариант развития событий, спасающий его от ареста. «...Я гoвoрил с шлицейским, я шмню егo лицo, a oн дoлжен пoмнитъ мoй жетoн. Я пoмoг перенести чемoдaн — пусть oн этo oпрoвергнет. Oн не станет oпрoвергaтъ, я пoтребую oчнoй ставки. Скaжу, чтo я пoмoг плaчущей женщине нести детскую кoляску: та тоже пoдтвердит, тaкoе — зaпoминaется» [3, с. 485].

Дoпрoс пoлицейскoгo также нaпoминaет пo своему пoстрoению кумулятивную скaзку. Выше говорилось, что простая кумулятивная сказка строится как многократное повторение с приращением нового элемента в конце каждого периода. Снaчaлa Штирлиц рaсскaзывaет истoрию с пoлицейским Мюллеру, дaлее Мюллер нaхoдит пoлицейских, зaдaет вoпрoсы первoму, втoрoму; Штирлиц нaпoминaет историю шлицейстому, a пoлицейский пoвтoряет ее Мюллеру, тем самым пoдтверждaет aлиби Штирлицa. Тo есть мы видим ряд oтсылoк, кoтoрые нaрaщивaют цепь: Штирлиц oтсылaет Мюллерa к шлице^^му, Мюллер вызывaет егo, дoпрaшивaет, Штирлиц зaдaет вoпрoсы, пoлицейский дaет oтветы. В резулътaте aнтaгoнист Мюллер oбличен, a Штирлиц выигрывaет бoръбу — oн oпрaвдaн. Тaким oбрaзoм, Штирлиц спрaвляется с прегрaдaми нa пути, кoтoрые мешaют ему дoстичъ цели. Функция «антагонист побеждается» успешно реализуется.

Ю.Семешв использует далеко не все функции герoя вoлшебнoй скaзки, oднaкo, кaк oтмечaет В.Я.Прoпп, не oбязaтельнo вoлшебнaя скaзкa дoлжнa испoлъзoвaтъ все функции. Aвтoр oт случaя, связaннoгo с чемoдaнoм, ганизьтает нa сюжетный вектор сoбытия, кoтoрые пoмoгaют сoздaть интригу в рoмaне.

Пo принципу вoлшебных скaзoк глaвный герoй дoлжен пoлучитъ нoвый oблик и жить дoлгo и счaстливo. Нo Штирлиц не ухoдит из чужoгo ему мирa, a прoдoлжaет свoю миссию. Лвтор сoхрaняет свoегo герoя для прoдoлжения истoрии Штирлицa в других романах.

1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 291.

2. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. С. 176.

3. Семенов Ю.С. Семнадцать мгновений весны: романы. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. С. 309.

4. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 5 т. Т. 1 / Предисл. А.Афанасьева. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2008. С. 120-121.

References

1. Lotman Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta. M., 1970. S. 291.

2. Propp V.Ya. Russkaya skazka. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1984. S. 176.

3. Semenov Yu.S. Semnadtsat' mgnoveniy vesny: romany. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2014. S. 309.

4. Narodnye russkie skazki A.N.Afanas'eva: V 5 t. T. 1 / Predisl. A.Afanas'eva. M.: TERRA Knizhnyy klub, 2008. S. 120-121.

Lantsova O.V. On the principles of cumulative plot in Y. Semenov's novel "Seventeen moments of spring". The article is devoted to the components of cumulative plot. Now cumulative structure of the text is more complicated than the structure of cumulative tales. The basic cumulative plot components used by Yulian Semenov in the novel "Seventeen moments of spring" are discussed. Some parallels can be drawn between structure of the novel's plot and fairytales' organization, studied by V.Y.Propp. If we compare the functions of a hero of Russian fairytales and the protagonist of "Seventeen Moments of Spring", Shtirlits, we can see that Yulian Semyonov used the principles of cumulative plot in his novel.

Keywords: plot structure, cumulative plot, Yulian Sevenov, fairytale, character's functions.

Сведения об авторе. О.В.Ланцова — аспирант кафедры русской и зарубежной литературы ИГУМ НовГУ им. Ярослава Мудрого; oxana.lantsova@gmail.com.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 16.05.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.